Гольшаны -- это такая деревня Ошмянского района Гродненской
области. Располагается на левом берегу речки Гольшанки. С XIII
века Гольшаны принадлежали князьям Гольшанским, с XVII века --
Сапегам. В XIV-XV вв. Гольшаны были центром удельного княжества.
                            *  *  *
  Кстати, о названиях белорусских речек. Через Мир течёт якобы 
Мирянка, через Ошмяны -- Ошмянка, через Гольшаны -- вот, оказыва-
ется, Гольшанка. Так вот, я НЕ ВЕРЮ. Подозреваю, что такие назва-
ния понавыдуманы составителями карт, которым лениво было лазать
по местностям и допытываться у аборигенов, где у них что. Прочер-
тили голубые ниточки на основе аэроснимков, а названия накропали
по трафарету. Зато я верю, к примеру, в такие названия, как
Ислочь, Ипуть, Волотова. А может, дело было даже не в лени карто-
графов, а в гнусненькой политической установке на затирание наших
исконных гидронимов балтского происхождения. За такое надо бы
отрывать головы репрессировать.
                            *  *  *
  В Гольшанах:
  - руины замка Сапег, начало XVII в.;
  - костёл Святого Иоанна Крестителя, начало строительства --
    1618 г.;
  - брама-колокольня при костёле, 1810-е гг.;
  - монастырь францисканцев, 1618/1832 гг.;
  - церковь Святого Георгия, 1901 г.;
  - брама при церкви Святого Георгия, начало XX в.;
  - здание администрации гмины, 1928 г.;
  - придорожная часовня;
  - водяная мельница, конец XIX -- начало XX в.;
  - часовня-усыпальница Барановичей, 1858 г.;
  - еврейское кладбище;
  - памятник немецким солдатам, захороненным в 1915-1918 гг.
  Замковые валы давно срыты, а рвы засыпаны, наверное, землёю с
валов. Зачем это было сделано, объяснить теперь трудно. Возможно,
какая-нибудь корова свалилась с вала в ров и переполнила этим
чашу терпения, и были приняты меры для предотвращения подобных
случаев. Остатки валов упоминаются в книге П. Чантурия 1986 г.
издания, но в 2014 году я уже ничего такого не увидел.
  Туристическая экспедиция, благодаря которой я, наконец-таки  
выбрался в Гольшаны, называлась пышненько: "Оживают седые столе-
тия". Но я бы сказал, что столетия здесь не оживают, а отживают.
  Полагаю, Владимир Короткевич, когда думал о Гольшанском замке,
тихо плакал в подушку и тянулся к бутылке. Чтобы культурному че-
ловеку спокойно выдерживать зрелище пренебрежённых замковых руин,
надо иметь крепкие нервы, или предварительно крепко выпить, или
быть тем ещё дураком либо подлецом.
  Владимир Короткевич с его мощной ретроспективной романтической
наклонностью был слишком хорош для тутэйших заплебеившихся мест.
Его творческий ум, возможно, не получал достаточной символической 
опоры в виде всяких там замшелых артефактов, а получал всё больше
травмы -- почти как мой.
  Думаешь: кого бы немножко убить за всё это? Иных уж нет, а те
далече. Подлинных виновников вряд ли найти -- хотя бы потому, что
они, скорее всего, уже передохли. Разумеется, можно выследить
кого-нибудь из их идейных наследников и обработать ногами до
потери пульса, а потом, собравшись с силами, ещё и как-нибудь
поглумиться над трупом, даже если от этого тошнить будет. Замок
после этого, конечно же, не восстановится, но, может,  если
случай получит широкую огласку, сохранится что-нибудь другое.
Описанный подход можно назвать охранным терроризмом.
  Ещё вариант: создать наследиезащитную non-governmental organi-
zation, выдурить в Европе под это дело грант и потом спокойно
кормиться от разрушения памятников, пописывая просветительские и
протестные статейки и посещая всякие международные семинары,
конференции и т. п. Узкое место -- получение гранта. Для верности
надо бы как-то интегрировать тему с борьбой за "демократию" и за
права сексуальных меньшинств, чтоб им неладно было.
                            *  *  *
  Размеры внутреннего двора замка -- 60 на 60 м. Имелись шесть
башен, из них четыре по углам. В позднесоветское время во дворе
замка размещался коровник. Весьма заметный навозный запашок стоит
в руинах до сих пор.
  Приятная дама-экскурсовод(ка) рассказала страшную историю о 
том, как воспитанников местного интерната, размещавшегося в быв-
шем монастыре, поощряли к выламыванию кирпичей из замковых руин
обещанием каких-нибудь поблажек при условии выполнения нормы.
Гнусная практика прекратилась только после того, как одного из
юных негодяев убило обвалившейся стеной.
  У другого экскурсовода на выламывании кирпичей были задейство-
ваны уже студенты, и убит был соответственно студент. У этого же 
экскурсовода растаскивание кирпичей замка пошло ещё в конце XVIII 
века: владелец замкка посчитал его ненужным и позволил брать ма-
териал на строительство корчмы, поскольку та, в отличие от разва-
ливающегося замка, могла приносить доход. В советское время кир-
пичи замка использовались для строительства клуба.

Скромненькие торговые ряды (торговый ряд?!) на главной площади деревни.

Францисканский костёл Святого Иоанна Крестителя 
и брама-колокольня перед ним.

Вот так выглядят храмы моей родины, если борцы с религией  
не устраивают в них хозяйственных помещений. 
Францисканский костёл Святого Иоанна Крестителя в Гольшанах.

Великолепие, что прямо по курсу, -- фреска на плоской стене.
Этот дивный религиозный обман раскрывается лишь тогда, когда подойдёшь 
совсем близко.

Здание бывшего францисканского монастыря. Эта его часть 
называется башней с привидениями. На башню, разумеется, 
не потянет, а привидения, возможно, выдуманы экскурсоводами.

"За польским часом" в этом здании размещалась 
администрация гмины.

Православная церковь Святого Георгия (1901 г).

Рядовая уличная застройка.

Гольшанский замок, вид спереди.

Ворота Гольшанского замка. Незапертые...

В Гольшанском замке сегодня.

Гольшанский замок, каким он предположительно был. 
Реконструктор: С. Прищепа.
Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Богатая на старину деревня Гольшаны