Название "Гродно" -- производное от слова "город". Ближайший
топонимический аналог -- наверное, пражский Град. Ну да вот,
как-то так сложилось, и к этому отсутствию у городов собствен-
ных имён славяноязычные люди уже привыкли. Ну как сельские
жители поминают город, возле которого живут? Обычно как просто
ГОРОД: "я еду в город", "я был в городе". Обитателям города как
бы тоже обычно нет необходимости называть его по имени, а не
просто городом. Наверняка отсюда и повелось.
Через 20 лет после свержения Советской власти в Гродно его
стараются позиционировать как "королевский город". Хотелось
придраться к "королевскому", но не получилось. Таки королевский,
да (причём даже в нескольких смыслах), хотя по нему особо не
скажешь.
"Королевский город" в средневековой и ранней постсредневеко-
вой Европе (не только в Речи Посполитой) -- это всего лишь город,
размещённый на королевских землях. Некоролевские города -- это
были города частные, либо епископские. Вольные города -- разно-
видность королевских городов. В Речи Посполитой на 1791 год
имелся 141 королевский город. Вольными городами среди них были
Торунь, Гданьск и Эльблонг.
В Гродно пережило войны и Советскую власть много чего, но из
этого много чего мало что выглядит эффектно. Старый замок в
Гродно по сути никакой. Когда мне говорят, что это потому лишь,
что пришлая русня ободрала лепнину, я вспоминаю анекдот про жабу,
которая на "фи, уродина" отвечала, бедненькая, что это она
болеет, а вообще же она белая и пушистая.
Новый замок в Гродно не лучше старого, то есть, вторая попытка
тоже не удалась. Да, он перестроенный после пожара в 1944 году,
знаю. Но это не улучшило его качества.
Из моего первого визита в Гродно в начале 1980-х мне почти ни-
чего не запомнилось и потом не снилось. Теперь я уже могу объяс-
нить, почему: в этом городе, кроме здания областного драматичес-
кого театра (1977-1984), нет ни одной особенной постройки (башни
костёлов красиво торчат над городом, но они не специфические, не
узнаваемые с одного взгляда).
Из относительного старья в Гродно выглядит фундаментально и
нестандартно разве что Большая синагога.
Набережных у Нёмана нету: местный народ к нему особо не шаста-
ет. Также особо не шастает он к некоторым участкам речки Городни-
чанки в черте города, так что мне даже удалось там после обеда
спокойно поваляться под деревьями на всепревращальном полотнище
из моего походного набора.
* * *
В 1128 г. Гродно в первый раз упомянут -- в "Повести временных
лет". Как владение некого князя Всеволода. Потом Гродно был занят
литовцами.
С 1376 город -- в составе Великого княжества литовского.
В 1392 г. город был захвачен крестоносцами, которыми предводи-
тельствовал Конрад Валленрод.
В 1398 г. в Гродно был простроен каменный готический замок.
В 1413 г. Гродно включили в качестве центра повета в трокайское
воеводство Речи Посполитой.
Стефан Баторий (он же Степан Батура, 1533-1586) -- король Поль-
ши и... (полный латинский титул: Dei gratia rex Poloniae et
magnus dux Lithuaniae, Russiae, Prussiae, Masoviae, Samogitiae,
Kiioviae, Volhyniae, Podlachiae, Livoniaeque, necnon princeps
Transylvaniae) -- жил в Гродно много лет и здесь же помер -- но
похоронен в Вавеле. Краков.
В 1705 году в Гордно встречались Август II Сильный и Пётр I
Романов.
Сеймы Речи Посполитой собирались в Гродно в 1718, 1726, 1729 и
1730, 1744, 1752 и 1793 годах. Последние три заседали в Новом
замке, построенном при короле Августе III.
Период с 1765 по 1780 г. Гродно называли "Цветущей Голландией":
в это время в городе гиперактивничал Антоний Тизенгауз -- великий
городничанин, следы деятельности которого сохранились до сих пор.
В 1776 г. в городе начали издаваться "Газета гродненьская" и
"Хозяйственный ежегодник".
В 1792 г. Гродно заняли российские войска под водительством
Петра Долгорукого.
В 1793 г. Гродно заседал сейм, который утвердил Второй раздел
Речи Посполитой.
В 1794 г. в город заявился, но не надолго, Тадеуш Костюшко во
главе повстанческих войск.
В 1795 в замке отрёкся от престола последний король польский и
великий князь литовский Станиислав II Август Понятовский (1732-
1798).
* * *
Короли Речи Посполитой (начиная с Пястов):
1. Пясты (1306-1370):
Владислав Локетек 1320-1333.
Казимир III Великий 1333-1370 ("договор о переживании").
2. Анжу (1370-1399):
Людовик I Венгерский 1370-1382.
Ядвига 1384-1399, с 1386 вместе с мужем Ягайло.
3. Ягеллоны (1386-1572):
Ягайло (Владислав II) - 1386-1434.
Владислав III Варнский - 1434-1444.
Казимир IV Ягеллон - 1447-1492.
Ян I Ольбрахт 1492-1501.
Александр Ягеллон 1501-1505.
Сигизмунд I Старый 1505-1548.
Сигизмунд II Август 1548-1572 (с 1530 vivente rege).
4. Выборные короли (1572-1795):
Генрих Валуа 1573-1574.
Анна Ягеллонка 1575-1596 (вместе с мужем: 1575-1586),
(Максимилиан II (император Священной Римской империи), избран
1575).
Стефан Баторий вместе с женой 1576-1586,
Шавл Валь 1586 (выбран на одну ночь).
Сигизмунд III Ваза, из шведской династии 1587-1632,
(Максимилиан III Австрийский, сын Максимилиана II, избран 1587,
отрёкся 1589).
Владислав IV, старший сын Сигизмунда 1632-1648.
Ян II Казимир, младший сын Сигизмунда 1648-1668, отрёкся.
Михал I Корибут Вишневецкий 1669-1673, (Франциск-Людовик, принц
Конти 1697, избран частью сейма, но отказался от претензий на
престол).
Ян III Собеский 1673-1696.
Август II Сильный, курфюрст Саксонии 1697-1704.
Станислав Лещинский 1704-1709.
Август II Сильный 1709-1733.
Станислав Лещинский 1733-1734.
Август III, курфюрст Саксонии, сын Августа Сильного 1734-1763.
Станислав II Август IV Понятовский 1764-1795, отрёкся.
* * *
Гродненский Фарный костёл -- наверное, самый большой в Белорус-
сии -- и со вполне впечатляющими алтарями.
* * *
Музей истори религии в бывшем дворце Хрептовичей на улице Зам-
ковой -- по белорусским размахам хороший: много доподлинных эф-
фектных экспонатов. Правда, муляжей и копий тоже хватает.
* * *
Великий гродненец Антоний Тизенгауз (1733-1785) -- политический
и общественный детель, финансист (хоть не еврей) и меценат. С
1764 года работал конюхом конюшим литовским, с 1765 года --
литовским надворным подскарбием, потом гродненским старостой и
администратором королевских "экономий" в Великом княжестве Литов-
ском. Любил основывать школы и мануфактуры. Основал вдобавок
гродненский театр. Много внимания уделял также сельскому хозяйст-
ву, из-за чего в 1769 г. случилось восстание его крепостных крес-
тьян, не выдержавших поборов потока инноваций. В 1780 г. был от-
ставлен от "экономий" из-за того, что не все основанные мануфак-
туры давали прибыль, а магнаты были чем-то у него недовольны.
Последние годы провёл в Поставах. Похоронен в костёле городка с
незабываемым названием Желудок.
* * *
Великий гродненец Жан Эммануэль Жилибер (1741-1814) -- медик и
биолог. Родился во Франции. В 1770-х годах XVIII приехал в Гродно
по приглашению Антония Тизенгауза для организации врачебной
школы. Здесь он вдобавок основал ботанический сад (выродился в
просто парк имени Жилибера) и аптеку. Жилибер изучал местную
природу и в конце концов рпубликовал труд "Flora lithaunica
inchoata" ("Первозданная литовская флора"). В 1783 г. Жилибер
вернулся во Францию.
* * *
Великая гродненка Элиза Ожешко (Eliza Orzeszkowa, по-русски --
Орешкина, в девичестве просто Павловская, 1841-1910) -- "польская
писательница эпохи позитивизма" (pl.wikipedia.com), конкурентка
Хенрика Сенкевича в получении Нобелевской премии в 1914 году.
Происхождение якобы белорусское. Произведения Ожешко, считающиеся
лучшими, -- повести "Над Нёманом" и "Хам". Тематика-проблематика
произведений Ожешко принадлежит XIX веку. Дом-музей Элизы Ожешко
на улице Элизы Ожешко, 17, -- во-первых, реконструированный,
во-вторых, смещённый в глубь квартала. Доподлинных вещей Ожешко в
этом музее немного. Гродненцы якобы так любили писательницу, что,
когда она болела, выстилали соломой улицу возле её дома, чтобы не
было грохота от проезжающего гужевого транспорта.
В 1882 г. Ожешко написала публицистический очерк "O Zydach i
kwestii zydowskiej" с горячим призывом перестать относиться к
евреям неприязненно. Евреи в то время составляли более половины
населения Гродно, так что поводов для неприязни наверняка было
достаточно.
* * *
Гродненский главный парк, бывший ботанический сад, через каждые
несколько минут оглашается воплями какой-то вороны, записанными
на подходящее устройство, -- с целью отпугивания других ворон,
чтобы те не испражнялись на головы культурно отдыхающим гроднен-
цам. Как выдерживают эти вопли гродненцы, я не знаю: лично мне это
очень не понравилось. К воронам у меня отношение особое, как и к
свиньям: в детстве у меня жила несколько недель ворона Клара,
пока ей одна мерзкая кошка не перегрызла горла, когда мы начали
полёты по двору разучивать.
* * *
Чтобы заценить Гродно, можно сравнить его с Вильнюсом (ну, лад-
но, с Вильней). Так вот, Гродно не проще, а ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОЩЕ.
Наш дивный Гродно рядом с нашей же дивной Вильней выглядит скром-
ненько, хотя они расположены всего в сотне километров друг от
друга -- в сходных ландшафтно-климатических условиях -- входили
в одно и то же государство (хоть оно и менялось) и относились к
городам как бы высшей категории. Мтарательные белорусские экскур-
соводы умилённо трындят про Гродно, но умиление случается только
потому, что у них не велик выбор. На самом деле особо носиться с
Гордно нет больших оснований: проще съездить в почти соседний
Вильнюс и поноситься с ним.
* * *
В историческом центре Гродно мне не удалось обнаружить никакого
фаст-фуда. Только рестораны высокой наценочной категории и бары
всякие. Ещё, правда, одно кафе попалось, но в нём, если судить по
выражениям физиономий, справляли поминки. Вообще, сложилось впе-
чатление, что гродненцы любят хоронить и жениться.
* * *
Августовский канал -- это такая достопримечательность в районе
Гродно (в основном ландшафтная). Она соединяет Вислу и Нёман и
была открыта для судоходства в 1839 году. Интенсивно канал
никогда не использовался, потому что вскоре после его открытия
наступила эпоха железных дорог.
В Межвоенье канал стал туристическим местом (напомним себе: он
был тогда целиком на польской территории), а потом надолго зачах,
тем более что немцы повзрывали его шлюзы и мосты.
Непосредственно с канала видны в паре мест за деревьями бунке-
ры из железобетона, построенные перед Второй Мировой войной. А
может, всё-таки перед Первой (тогда в этих местах тоже что-то
сооружали).
Сегодня канал в фаворе у гродненцев, и они таскаются сюда
купаться и т. д., как будто в Нёмане это делать затруднительно.
В пользу канального варианта можно высказать то, что здесь
очень хороший лес, а после недели сухой жары комары таки не
докучают даже возле воды.
Вода в канале коричневатая и, разумеется, пресная, так что
после Средиземного моря лезть в эту подозрительную жижу, радость
микробиологов, не сильно хочется. Плюхающихся в канале мне жалко:
я воспринимаю их как неудачников, у которых нет возможности съез-
дить к тёплому морю. За неимением гербовой гродненцы пишут на
простой.
Разумеется, на weekend из наших мест к морю не выберешься даже
самолётом, но если ты смог хватануть за год хоть две недели каче-
ственной приморской экзотики, то остальное свободное время можно
легко провести и на диване -- без приступов нехорошего чувства,
что жизнь проходит мимо.
На Августовском канале мне довелось наблюдать удивительное яв-
ление: когда прогулочное судно приближалось к местам произраста-
ния кувшинок метров на семь, листки и цветки НЫРЯЛИ, то есть,
затягивались под воду. Почти тоже случалось с тростником: только
он НАКЛОНЯЛСЯ, чтобы тоже побольше уйти под воду. Растения делали
это ещё до того, как до них доходила поднимаемая судном волна:
они реагировали не на волны, а на шум двигателя, а может -- кто
их знает! -- на приближение большой массы. А теперь я готов вни-
мательно слушать про то, у растений нет нервной системы; что им
не бывает больно; что они не мечтают, чтобы все вы поскорее
сдохли и пошли им на удобрения и т. п. Медленные двигательные
реакции растений -- к примеру, поворачивание листьев к свету --
широко распространённое явление, а вот с такими стремительными,
как у кувшинок и тростника, сталкиваешься не часто. Это ещё не
дзюдо, конечно, но на подходе к тому.
Удивительное -- иногда совсем рядом. И вообще, мир прекрасен
(в хорошую погоду), только надо бы часть человечков из него хоть
куда-нибудь поубирать бы.
* * *
Неказистый трёхэтажный домик справа от Фарного костёла --
Баторувка, бывший дворец XVI века, в котором обитал сам Стефан
Баторий, пока перестраивался Старый замок, а с 1775 г. заседал
Главный Трибунал ВКЛ (высший апелляционный суд). Здание было
конфисковано у Brzostowskich, последних его владельцев, в 1832
году в наказание за участие в восстании. После пожара 1885 года
оно было восстановлено только частично. Вдобавок оно пострадало
во Вторую Мировую войну, а большевики, похоже, добавили ему потом
один этаж. И в Гродно далеко не одна Баторувка таким вот образом
осовременена, из-за чего он выглядит много более простым, чем
был.
* * *
Председателем Гродненского городского исполнительного комитета
в 2015 году был некто со специфическим тутэйшим именем Мечислав
Брониславович Гой.
Оккупантский Покровский собор в насыщенном русском стиле:
профессорская руссика. Построен в 1906-1910 гг.
Гродненская тюрьма. Дореволюционная постройка. С того времени
уже четвёртый политический режим рулит.
Синагога.
Синагога внутри. С этого возвышения читали Тору.
Самым узнаваемым зданием Гродно - и соответственно символом города -
является вот этот театр.
Водонапорные башни: не близнецы, но двойняшки.
Непритязательный гродненский королевский замок #1 и мост к нему.
Непритязательный гродненский королевский замок #2.
Роскошь старинных гравюр в очень неплохом гродненском музее истории религии
(бывшем музее атеизма). Евангелие от Луки, из "Библии в гравюрах...".
Аугсбург, 1730 г.
Ежемесячный журнал "Татарская жизнь",
#10 за 1935 год. 2-й год издания.
Напечатано в Вильне.
Музей истории религии.
Коран. Издан в Варшаве, 1858 г.
Выходные данные - на польском языке.
Музей истории религии.
А вот так выглядит знаменитая ужасная книга кошмарных евреев
"Шульхан Арух". Издана в 1875 г. в Вильне.
Музей истории религии.
Ящик для сбора пожертвований.
Конец XIX - начало XX века, Минск.
Музей истории религии.
Гродненский Фарный костёл.
В гродненском Фарном костёле.
Главная пешеходная улица в Гродно - Советская.
Межвоенный (= польский) конструктивизм.
Вот это ныне подносится как "дом ремесленника", XVIII век.
В действительности дом ремесленника развалили в начале
1980-х, оставив от него только переднюю, фасадную стену.
Я видел это сам, если что.
Аккуратная гродненская кирха
почти карманного размера.
Строгий гродненский модерн.
Разводной мост на Августовском канале.
Прекрасные дамы на Августовском канале. Вот хотя бы
это у нас почти всегда на высоте.
Как точно выразился мой любезный гид Иван Иванович С.,
у этого специфического здания "тыл" симпатичнее фасада.
Ненбольшое количество сохранившегося старья
на гродненском католическом кладбище.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Худо-бедно королевский Гродно