Александр Бурьяк

Ишколдь как деревня с действительно старинным костёлом

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Ишколдь -- деревня в Барановичском районе Брестской области. Известна с XV века. Принадлежала Немировичам, Ильиничам, Радзи- виллам, Витгенштейнам. В 1472 году Николаем Немировичем был построен в Ишколди камен- ный костёл Наисвятейшей Троицы. Якобы готика. В данном случае штукатуренно-белёная. В 1868 году этот костёл стал Троицкой православной церковью. С 1918 г. это снова костёл. Можно заметить, что костёл в Ишкольди появился ещё до того, как Христофор Колумб добрался до Нового Света (1492). Этот костёл -- реально одно из самых старинных зданий в Белоруссии и самый ста- рый костёл из не подвергшихся перестройке. Ничего старинного помимо стен в этом костёле нету. И в Ишкольди нет ничего примечательного помимо костёла. Ну, в большинстве бе- лорусских деревень -- и даже во многих городках -- по части архи- тектурных реликвий и вовсе шаром покати. * * * Терпеть ужас белорусского сельского недоэстетства иногда уже нету сил. Почти всё в деревне должно (и может!) быть не так. Развалюшки-хибарки бывают вполне эстетичны, причём эстетичны настолько, что надо бы даже охранять их развалючесть от "модерни- заторов". Но для этого должны выполняться некоторые условия: - обилие зелени; - отсутствие мусора; - применение только "старых" материалов; - отсутствие жалких попыток эстетизации посредством хлама, вроде старых автомобильных покрышек. Селяне не должны напрягать свои мозги по поводу того, как им эстетизировать свою среду обитания: разные такие вещи должны за них комплексно продумываться специально обученными лучшими людьми государства; художниками, архитекторами, этнографами, парковедами и т. п. Результаты обдумывания должны издаваться в форме блиста- тельных альбомов с названием, к примеру, "Жыццё па-беларуску" и распространяться повсеместно по низкой цене. Высококачественному сельскому быту должен соответствовать высо- кокачественный сельский человеческий материал (потому что плохой материал испортит нам весь белорусский быт). Борьбу за быт и за человеческий материал надо вести одновременно и взаимосвязанно: подпихивать одно через другое. 500 хороших проектов разнообразного сельского жжилья должно быть в бесплатном доступе для всех белорусов. Бригады сельских строителей должны быть под покровительством любящего, но строгого государства. В каждой деревне, в которой имеется школа, должна быть и какая- то добротная достопримечательность, а лучше две-три. Это может быть... - исторический объект; - музей: военный, технический (с упором на старый автотранс-0 порт, старую сельскохозяйственную технику); - парк или ботанический сад; - эффектное общественное здание; - старинное кладбище; - образцовое предприятие, по которому проводятся экскурсии. Отдельная важная тема -- эстетизация кладбищ. Всё симпатичное старьё в этой области должно быть сохранено. Новое должно делать- ся в утверждённом наборе стилей, на утверждённом уровне качества, а не кто во что горазд. Покойники должны иметь возможность ещё послужить обществу. Уничтожение старых построек и даже их руин должно рассматри- ваться как серьёзное преступление. Небрежная реставрация или реконструкция -- тоже. Надо разобраться с эстетикой традиционной белорусской хаты, белорусского подворья. Ничем не обитые бревенчатые стены -- это не убожество, а шик. Дранка и солома на крыше -- это тоже не признаки бедности, а признаки близости к природе. Крестьянская дровяная печь -- это романтика и куча возможностей. Не надо без разбора тащить достижения строительной отрасли в деревню: наоборот, надо по возможности возвращать деревню на круги своя, к классическим натуральным материалам, а новейшее добавлять только в немногих случаях. Деревня должна иметь возможность давать людям в полной мере то, что она давать в состоянии: красоту природы, чистоту возду- ха и воды, свежайшую пищу без достижений химии, тишину и т. п. (Из комментариев: "Примечательно, что два российских деревенщика: Валентины -- 'классик' писатель Распутин и менее знаменитый -- живописец Сидо- ров -- воспевавшие и культивировавшие идею благолепности деревни, отчего-то проживать предпочитали в Москве (куда Распутин вообще переехал из родной святой Сибири)." Надоело уже на всех рычать, но всё-таки: а вот что хорошее эти двое сделали для эстетизации реальной сельской жизни, вообще, для налаживания её? Хотя бы на концептуальном уровне. А, похоже, что ни-че-го. Глянул картины этого Сидорова. Не понравились. Глянул на вся- кий случай и Васнецова. Тоже не то. Подберу то и статью сделаю.)
Ишколдь
Костёл Наисвятейшей Троицы.
Ишколдь
Костёл Наисвятейшей Троицы с тыла.
Ишколдь
Алтарь костёла Наисвятейшей Троицы.
Ишколдь
Балкон костёла Наисвятейшей Троицы.
Ишколдь
Популярный защитник мира капитала вездесущий римский папа Иоанн Павел II.
Ишколдь
Как эстетизировать белорусскую деревню. Вот образец от иранцев. Картина на кафеле в одном простеньком тегеранском кафе.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Ишколдь как деревня с действительно старинным костёлом