Ишколдь -- деревня в Барановичском районе Брестской области.
Известна с XV века. Принадлежала Немировичам, Ильиничам, Радзи-
виллам, Витгенштейнам.
В 1472 году Николаем Немировичем был построен в Ишколди камен-
ный костёл Наисвятейшей Троицы. Якобы готика. В данном случае
штукатуренно-белёная. В 1868 году этот костёл стал Троицкой
православной церковью. С 1918 г. это снова костёл.
Можно заметить, что костёл в Ишкольди появился ещё до того, как
Христофор Колумб добрался до Нового Света (1492). Этот костёл --
реально одно из самых старинных зданий в Белоруссии и самый ста-
рый костёл из не подвергшихся перестройке.
Ничего старинного помимо стен в этом костёле нету. И в Ишкольди
нет ничего примечательного помимо костёла. Ну, в большинстве бе-
лорусских деревень -- и даже во многих городках -- по части архи-
тектурных реликвий и вовсе шаром покати.
* * *
Терпеть ужас белорусского сельского недоэстетства иногда уже
нету сил. Почти всё в деревне должно (и может!) быть не так.
Развалюшки-хибарки бывают вполне эстетичны, причём эстетичны
настолько, что надо бы даже охранять их развалючесть от "модерни-
заторов". Но для этого должны выполняться некоторые условия:
- обилие зелени;
- отсутствие мусора;
- применение только "старых" материалов;
- отсутствие жалких попыток эстетизации посредством хлама,
вроде старых автомобильных покрышек.
Селяне не должны напрягать свои мозги по поводу того, как им
эстетизировать свою среду обитания: разные такие вещи должны за
них комплексно продумываться специально обученными лучшими людьми
государства; художниками, архитекторами, этнографами, парковедами
и т. п. Результаты обдумывания должны издаваться в форме блиста-
тельных альбомов с названием, к примеру, "Жыццё па-беларуску" и
распространяться повсеместно по низкой цене.
Высококачественному сельскому быту должен соответствовать высо-
кокачественный сельский человеческий материал (потому что плохой
материал испортит нам весь белорусский быт). Борьбу за быт и за
человеческий материал надо вести одновременно и взаимосвязанно:
подпихивать одно через другое.
500 хороших проектов разнообразного сельского жжилья должно
быть в бесплатном доступе для всех белорусов. Бригады сельских
строителей должны быть под покровительством любящего, но строгого
государства.
В каждой деревне, в которой имеется школа, должна быть и какая-
то добротная достопримечательность, а лучше две-три. Это может
быть...
- исторический объект;
- музей: военный, технический (с упором на старый автотранс-0
порт, старую сельскохозяйственную технику);
- парк или ботанический сад;
- эффектное общественное здание;
- старинное кладбище;
- образцовое предприятие, по которому проводятся экскурсии.
Отдельная важная тема -- эстетизация кладбищ. Всё симпатичное
старьё в этой области должно быть сохранено. Новое должно делать-
ся в утверждённом наборе стилей, на утверждённом уровне качества,
а не кто во что горазд. Покойники должны иметь возможность ещё
послужить обществу.
Уничтожение старых построек и даже их руин должно рассматри-
ваться как серьёзное преступление. Небрежная реставрация или
реконструкция -- тоже.
Надо разобраться с эстетикой традиционной белорусской хаты,
белорусского подворья. Ничем не обитые бревенчатые стены -- это
не убожество, а шик. Дранка и солома на крыше -- это тоже не
признаки бедности, а признаки близости к природе. Крестьянская
дровяная печь -- это романтика и куча возможностей.
Не надо без разбора тащить достижения строительной отрасли в
деревню: наоборот, надо по возможности возвращать деревню на
круги своя, к классическим натуральным материалам, а новейшее
добавлять только в немногих случаях.
Деревня должна иметь возможность давать людям в полной мере
то, что она давать в состоянии: красоту природы, чистоту возду-
ха и воды, свежайшую пищу без достижений химии, тишину и т. п.
(Из комментариев:
"Примечательно, что два российских деревенщика: Валентины --
'классик' писатель Распутин и менее знаменитый -- живописец Сидо-
ров -- воспевавшие и культивировавшие идею благолепности деревни,
отчего-то проживать предпочитали в Москве (куда Распутин вообще
переехал из родной святой Сибири)."
Надоело уже на всех рычать, но всё-таки: а вот что хорошее
эти двое сделали для эстетизации реальной сельской жизни, вообще,
для налаживания её? Хотя бы на концептуальном уровне. А, похоже,
что ни-че-го.
Глянул картины этого Сидорова. Не понравились. Глянул на вся-
кий случай и Васнецова. Тоже не то. Подберу то и статью сделаю.)

Костёл Наисвятейшей Троицы.

Костёл Наисвятейшей Троицы с тыла.

Алтарь костёла Наисвятейшей Троицы.

Балкон костёла Наисвятейшей Троицы.

Популярный защитник мира капитала
вездесущий римский папа
Иоанн Павел II.

Как эстетизировать белорусскую деревню.
Вот образец от иранцев. Картина на кафеле
в одном простеньком тегеранском кафе.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Ишколдь как деревня с действительно старинным костёлом