Александр Бурьяк

Одного Мира мало

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Мир -- историческая деревенька на востоке Гродненской области в 85 км на юго-запад от Минска. Добираться до Мира из Минска можно автобусом (обратно -- сложнее: есть риск не вбиться в про- ходящий автотранспорт, поскольку билеты не продаются заранее, а только по прибытию, а на более удобную организацию этого дела, надо думать, не хватает ума, средств и желания). Основная достопримечательность Мира, а может, и всей Белорус- сии, -- Мирский замок. Туристов (по преимуществу белорусских) в Мирский замок таска- ется много. Оно и понятно, если принять во внимание, что в Белоруссии смотреть по-крупному почти нечего. Для Белоруссии Мирский замок уникален: такого количества старины XVI века одним немалым куском, да ещё весьма приличного позднесредневекового качества, в этих местах больше нет нигде. Это замок таки выламы- вается из общего ряда белорусского архитектурного старья. * * * До 1956 г. Мир числился городом, а потом стал "городским посёл- ком" в районном подчинении у каких-то Кореличей, не имеющих ни одной исторической достопримечательности. Мир! Несвиж! Май! Какой дурак назвал Мир Миром, письменные источники помалкивают, а историки гадают на кофейной гуще. Слово "мир" имеет как минимум три значения: 1) peace, not war; 2) world; 3) всё, что вне монастыря. Первое упоминание Мира в сохранившихся документах случилось в 1395 году. В Западной Европе к этому времени уже были 100 лет как более-менее отстроены её знаменитые соборы: Парижской Богоматери, Реймский, Амьенский, Шартрский и др. В фортификационном отношении Мирский замок -- в одном стиле с московским Кремлём и миланским замком Сфорца. Стремления строить стены пониже и потолще ещё нет: ещё считается, что сила крепости -- в её башнях, а не в её капонирах и казематах; в её стенах, а не в её рвах. Об архитектурно-историческом фоне Мирского замка. В 1485-1495 годах были построены краснокирпичные стены и башни Московского Кремля. А краснокирпичной Смоленской крепости ещё не было (её построили в 1595-1602 гг.). Краснокирпичный замок Мальборк был выстроен в XIV-XV вв. По стилю (штукатуренный белёный декорум на красном кирпиче) на Мирский замок больше всего похожи (из того, что я видел) укрепления городка Штендаль в Восточной Германии, сооружённые около 1300 г. В XVI веке люди ещё носили доспехи и более полагались на холод- ное оружие, чем на силу пороха, но даже охотиться уже предпочита- ли посредством не арбалетов, а аркебуз (см. "Жизнь Бенвенуто Челлини"). * * * Средневековая идиллия: когда случается нашествие злобных сосе- дей, феодал -- отец родной своим холопам -- призывает их укрыться в замке от грабежа и резни, а сам, надев доспехи, выезжает в чистое поле сразиться с супостатами или просто расстреливает их из арбалета через амбразуру башни. Но когда смотришь на Мирский замок, возникает сомнение, что он был холопским убежищем. Думаю, феодалы укрывали в замках свой "говорящий скот" только в ранее, патриархальное Средневековье, а в позднее уже брезговали и лишь сокрушались по поводу убыли рабочей силы и философствовали в стоическом стиле о неизбежности потерь. * * * Мирский замок -- среднее между бургом и шлоссом: шлосс в бурге. В нём нет удобных мест для установки пушек. Это большое стильное жилище богатого феодала, со складскими помещениями, которое по- зволяет отсидеться в случае крестьянского бунта или если, скажем, сосед -- тоже князь -- припрётся со своей загонной шляхтой устра- ивать показательную драку по пьяному делу. * * * Холмистость местности в районе Мира слабовыраженная, но кое-что здесь есть. Речка ручейного типа с бездарным названием "Мирянка" делает полупетлю вокруг места, где располагается замок. Возле замка устроен (но только в конце XIX века) большой пруд. Сплошной же водной преграды вокруг замка нет (но раньше, говорят, имелась а потом высохла). Остатки валов вокруг замка наблюдаются, остатки рвов -- нет. Замок находится не на холме, а скорее на склоне пологой возвы- шенности. На склоне другой пологой возвышенности, по другую сторону речки, раскидано селение Мир. Парк вокруг замка маленький и слишком облагороженный: если по малой нужде местами ещё можно спокойно пристроиться, то вбиться куда-нибудь незаметно с палаткой уже не получится (для этого дела нужен район католического кладбища). К парку примыкают: 1) спиртзавод, 2) художественное училище (теперь, конечно, colledge), 3) непонятно что. * * * В Мире, помимо замка, нет ничего шибко особенного. Костёл со- всем убогий и внешне, и внутренне (частью ободран большевиками). Башня костёла -- свежевосстановленная, не интересная. Усыпальница Святополк-Мирских внутри светлая и скучная: ника- ких гробов, мумий, скелетов, никакой торжественно-мрачной симво- лики, а только несколько мраморных плит с надписями. Что толку сюда ходить? Что толку здесь лежать? * * * Мир -- подходящее местечко для изучения классической белорус- ской сельской застройки: здесь встречаются такие картинные разва- люхи, что просто сердце болит за их возможное близкое будущее. И ни одна ж академическая падла не выступит с инициативой вешания охранных шильд на эти потрясающие свинячьи сарайчики! Я не смеюсь -- наоборот, я почти плачу. Это -- МОЁ, родное: подкорковое, кровное, генное. * * * Я не люблю реконструкций: я люблю консервации. Могу потерпеть реконструкции, в которых всё старое остаётся на своих местах, а осторожно добавленное в строго подобранном стиле выполняет под- пирающе-консервирующую функцию. В Мирском замке, боюсь, получи- лось отнюдь не так. Я застал ещё время, когда одна башня (дальняя левая от ворот) была расколотая сверху до низу -- вследствие порохового взрыва, случившегося в ней в 1812 году. Теперь она, разумеется, починен- ная: историческая трещина исчезла. * * * Напрашивается сравнение Мира с Несвижем, расположенным всего лишь в 30 км к юго-востоку. Там и там замок, костёл, Радзивиллы, княжеские погребения, иудейские древности. Но Мирский замок много замчистее, средневековистее Несвижского, а мирский костёл, наобо- рот, по сравнению с несвижским -- сарай, и мирские княжеские погребения против несвижских -- одно лишь название (даже гробов не видно). В целом Несвиж много зрелищнее, чем Мир. * * * Если поставить целью спокойный осмотр не только Мирского замка, усыпальницы и костёла, но также спиртзавода, еврейской городской застройки и четырёх кладбищ, потребуется часов шесть. На летний световой день одного Мира мало. Но присовокупить к осмотру можно разве что Любчу (там тоже есть замок -- правда, маленький и в основном разрушенный; где-то на час блужданий). * * * Вся аккуратно выглядящая старина в Мире -- сильно зареставриро- ванная и зареконструированная глупо-беспощадным образом, за кото- рый надо бить по пысам ногами наотмашь. * * * Если поселение называется таким специфическим образом, возника- ют некоторые речевые сложности. Допустим, с мирянином разговари- вает оршанин, но не знает, откуда тот. Мирянин говорит: в нашем Мире солёные огурцы вкуснее оршанских. Закономерный вопрос орша- нина: простите, а вы к нам с какого материка, света, измерения и т. п.? Противоположная ситуация: один мирянин говорит другому мирянину, что Лёня Бернштейн -- лучший дирижёр в мире. Тот другой спрашивает: кто такой, почему не знаю? и на какой улице он живёт? Я думаю, у мирян есть сложившиеся речевые приёмы для избежания подобных двусмысленностей хотя бы в разговорах между своими. Но вообще-то называть в подобной манере населённые пункты больше не следует. * * * Начало строительства Мирского замка -- около 1510 г., по распо- ряжению Юрия Ильинича, который был "маршалок господарский в 1501-1519, староста лидский (1501-1502, 1507-1524) и брестский (1510-1524), ковенский (1514, 1519-1523), маршалок дворный (1519- 1526)", а в 1526 г. помер (Википедия). Внук его, тоже Юрий (ок. 1535 - ок. 1569), в 1555 г. стал графом Священной Римской империи, а отцом не стал. Завещал замок Николаю Радзивиллу Сирот- ке (пожалел "сироту"), поскольку в роду Ильиничей мужчин уже не было. Когда Юрий Ильич Ильинич стал графом, Мир соответственно стал центром графства Мирского. Белорусские князья Святополк-Мирские (по мнению некоторых исследователей -- самозванцы) стали Мирскими вроде как не из-за Мира, а из-за Миор, но чтобы лучше пускать пыль в глаза в усло- виях отсутствия интернета, выкупили Мирский замок в 1891 г. у Витгенштейнов, унаследовавших вымершей несвижской ветви Радзивил- лов, и объявили его своим родовым гнездом. Святополками они были якобы из-за происхождения от Святополка Изяславовича или Святополка Окаянного (как ни крути, оба -- Рюриковичи). * * * В плане Мирский замок представляет собой перекособоченный четы- рёхугольник со сторонами около 75 м. Почему не квадрат, хотя местность отнюдь не препятствовала квадратизации, -- сказать трудно: после эпохи варварства с его безразличием к прямоуголь- ности прошло уже много времени. Под замком якобы располагаются обширные подземелья, которые даже поразмашистее того, что видно снаружи, но я их самолично пока не исследовал. В замке во время Второй Мировой войны размещались еврейское гетто и концлагерь. Увы-увы. Но в Белоруссии почти везде так: под ногами кровь, кости и остатки неразорвавшихся мин, бомб и снарядов от двух мировых войн. По поводу замка существуют некоторые как бы легенды. Среди про- чего, о подземном ходе, связывающим Мирский замок с Несвижским. Подозреваю, что всякие такие легенды придумываются частью экскур- соводами, чтобы вводить туристов в блаженный трепет, частью сту- дентами-филологами, посылаемыми в провинцию на добычу фольклора и вынужденными что-то строчить в отчётах. * * * В 1579 г. местечко (= городок) Мир получило урезанное Магде- бургское право (на полное право городок не потянул размерами). * * * Местечко Мир эпизодически страдало от войн. Наверное, не было такого нашествия, в которое злобные враги не сделали хоть чего- нибудь нехорошего с Миром и его обитателями. * * * Православное, католическое и мусульманское кладбища расположены вокруг Мира на небольших горках (каждое -- на своей), а еврейское -- просто между речкой и посёлком. Католическое и мусульманское кладбища находятся под густыми древесными кронами, а на правосла- вном и еврейском древесная растительность успешно уничтожается. Православное кладбище располагается в полукилометре на север от замка. Еврейское -- через речку от православного; оно частично огорожено каменной стеной. Мусульманское -- в километре от посёл- ка, на дороге, идущей между православным и еврейским кладбищами. Эти три кладбища -- в прямой видимости одно от другого. Католиче- ское кладбище -- с противоположной стороны посёлка (двигаться на юг по дороге, которая проходит между костёлом и местным муниципа- литетом -- или как он там называется). Католическое кладбище в здешних местах называют польским. На- помним себе, что в Белоруссии за поляков нередко сходят окатоли- ченные белорусы. На еврейском кладбище нет свежих захоронений, на католическом их чуть больше. Хоронят в основном на православном и мусульманс- ком кладбищах. Цыганского кладбища в Мире нет. Что делали здесь с мёртвыми цыганами, я не знаю. Скорее всего, ничего страшного не происходи- ло, и их всего лишь хоронили как католиков или православных. Вряд ли как иудеев или мусульман. * * * На мирских кладбищах -- редкие кочки рассыпающихся надгробий с неразборчивыми надписями. С номинально каменными надгробиями в Мире вообще творится какая-то жуть: через 50 лет на них уже с трудом можно что-то прочесть, через 100 их буквы почти совсем расплываются, через 150 можно только догадываться, что это не простые булыжники, да и то потому лишь, что лежат на кладбище. И так на всех четырёх мирских местах погребения. В общем, тенден- ция. Возможные причины: 1) неблагоприятный климат; 2) плохой материал; 3) кислотные дожди; 4) какая-то геоаномалия. Что делать -- не знаю. Варианты: 1) перенести надгробия в помещение; 2) покрыть их стеклянными куполами; 3) побрызгать на них чем-нибудь; 4) перейти к захоронению в катакомбах, чтобы хоть потомкам достались какие-то внятные надписи. В тёплое время года в районе польского кладбища надо передви- гаться осторожно, иначе поотправляешь прежде времени на тот свет немалое количество больших виноградных улиток, коих здесь, как собак нерезаных. * * * Как и во многих других местечках Белоруссии, этническая картина Мира резко изменилась во время немецкой оккупации. В Мирском зам- ке по этому поводу есть мини-музей "холокоста" для немецких тури- стов. Недалеко от замка, под деревьями, в непосещаемом месте, сильно заросшем травой, есть памятник евреям, приблизительно здесь и погибшим. На памятнике КРАСНАЯ ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА. Разу- меется, конспирологнутые увидят в ней мерзость, предложенную Львом Троцким, а я вижу равенство советских людей перед насильст- венной смертью. Правда, не ясно, куда девались убитые нацистами цыгане. Наверное, были закопаны вместе с белорусами и татарами. * * * Поскреби белоруса -- отыщешь еврея татарина. Татары в Мире ещё есть, а мечети в Мире уже нету. Когда я поздоровался добрым с пожилым татарином посредством "Ассаляму алейкум", он немного ис- пугался растерялся, но быстро пришёл в себя и со второй попытки ответил правильно: "Алейкум ассалям". А ещё поинтересовался, не татарин ли я тоже. К сожалению, пришлось разочаровать его: пока- мест нет (но уже работаю над этим). Все мирские этносы сильно обрусели -- благодаря быдляцкому рус- скоязычному многоканальному телевидению и мудрой национальной политике гражданина... эээ... ну, вы его знаете. Нават тутэйшыя беларусы размаўляюць на расейскай мове альбо на трасянцы. Але мяне там разумелi добра i нават не здзiўлялiся, што родную мову ўжываю: такiх гарадскiх дзiвакоў тут ля замка шмат швэндаецца. * * * За замком, в дальней части парка, возле ограды спиртзавода, -- бывший дом управляющего, ныне просто жилой дом. Двухэтажный. * * * Штук семь бобиков меня за день в Мире обгавкало. Двое даже бегали меня кусать, но не догнали не добежали. Я это так понимаю, что истинный белорус держит свою гостеприимность при себе, а гавкать на пришельцев уполномочивает бобика. Собачки в Мире своей недостаточно мотивированной злобностью, а ещё зауженностью своего кругозора, напоминают одного не совсем волосатого сверху гражданина, который за долгие годы уже и мне плешь почти проел. А ещё мне в Мире, в замковом парке, какая-то ворона на кепи наделала, чем тоже наглядно пояснила мне политические реалии белорусского общества. А ведь некоторые знакомые наивно спраши- вают меня, зачем я всегда в кепи хожу...
Мир, площадь, костёл Святого Николая
На главной площади Мира. Прямо по курсу реконструированная башня костёла Св. Николая. Слева якобы городская застройка (доподлинна разве что кирпичная кладка фасадов).
Мир, костёл Святого Николая
Спартанский костёл Св. Николая. Построен в 1599-1605 гг. Внутри ещё больше великолепия, чем снаружи.
Мир, костёл Святого Николая
Качественное в мирском костёле Св. Николая -- печальные картинки о последнем дне Иисуса. А в остальном -- суровая сдержанность, как в героические первые века христианства.
Мир, Троицкая церковь
Православная Троицкая церковь. Построена в 1533-1550 гг.
Мир, Троицкая церковь
Внутренность Троицкой церкви.
Мир, Мирский замок
Мирский замок с фасадной стороны.
Мир, Мирский замок, Наполеон Орда
Мирский замок на рисунке Наполеона Орды, великого подвижника, великого сына моей непутёвой Родины.
Мир, Мирский замок
Мирский замок со стороны парка.
Мир, Мирский замок
Мирский замок со стороны пруда.
Мир, Мирский замок, старое фото
Мирский замок на старой фотографии, сделанной предположительно с воздушного шара вертолёта самолёта.
Мир, Мирский замок
Мирский замок со двора.
Мир, часовня-усыпальница Святополк-Мирских
Часовня-усыпальница Святополк-Мирских, 1904 год. Архитектор -- Роберт Марфельд.
Мир, часовня-усыпальница Святополк-Мирских
Фрагмент фасада часовни-усыпальницы Святополк-Мирских.
Мир, часовня-усыпальница Святополк-Мирских
Крипта часовни-усыпальницы Святополк-Мирских.
Мир, спиртзавод
Спиртзавод. Часть зданий построена при Николае Святополк-Мирском как пивоварня (бровар).
Мир, дом управляющего
Дом управляющего. Рядом со спиртзаводом. Конец XIX -- начало XX в.
Мир, купеческая синагога
Купеческая синагога. XIX век.
Мир, главная синагога
Здание бывшей главной синагоги. 1896 г.
Мир, православное кладбище
Полупустое православное кладбище. На переднем плане -- брама (XIX век). На заднем -- церковь Св. Георгия (1910 г.).
Мир, мусульманское кладбище
Надгробие на мусульманском кладбище.
Мир, еврейское кладбище
Надгробие на еврейском кладбище. На кладбище "около 100 сохранившихся захоронений, в том числе могилы почитаемых во всем еврейском мире цадиков".
Мир, католическое кладбище
Надгробие на католическом кладбище.
Мир, традиционная застройка
Начинало это строение как жилой дом (о чём можно судить по заколоченным окнам). Похеренная традиция белорусского минимализма. Возрождать не хотят.
Мир, традиционная застройка
Прежде это наверняка был еврейский магазин. Обратим внимание на упрощение, постигшее фронтон.
Мир, традиционная застройка
В заброшенном деревянном доме (по-видимому, еврейском: для белорусов слишком хорошая печка).
Мир, глинобитное строение
Вообще-то глинобитное строение. Не единственное в Мире. Но это "анатопизм": подобные постройки характерны для местностей с много более сухим климатом.
Мир, традиционный колодец
Вот так в здешних местах оборудуют сверху колодцы, чтоб в них кто попало не сваливался.
Мир, рай
Для тех, кто ещё не понял: это -- микрорай, лучшее место в Мире (во всяком случае весной -- пока мухи и комары не расплодились).
* * * В 1815 г. была основана знаменитая в узких еврейских кругах Мирская иешива. * * * В еврейской версии всемирной истории Мир заметен, среди проче- го, тем, что рядом с ним родился (в деревне Жуков Борок) и потом чуть-чуть в нём учился (в хедере) Соломон Маймон (1754-1800) -- особо яркая и странная (ну ладно, загадочная) фигура эпохи Хаскалы (еврейского Просвещения). Еврейская "топонимическая" фамилия по местечку Мир -- "Мирер". * * * В 1941-1943 гг. освобождавшуюся в Мире еврейскую недвижимость присваивали представители других этносов. * * * Из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1890-1907): "Мир местечко Минской губернии - местечко Минской губернии, Новогрудского уезда. В 1568 г. достался князьям Радзивиллам, давшим жителям разные привилегии и льготы. В XVIII в. сделался главным местом жительства цыган, которым покровительствовали Радзивиллы. В М. обыкновенно происходили выборы цыганского старшины или 'короля'. В XVII и XVIII столетиях М. был укреплен и часто подвергался нападению во время войн; в 1812 г. был взорван старинный мирский замок. Жителей 2897, дворов 284. Церковь, костел, магометанская мечеть, синагога и еврейские молитвенные дома, училища мужское и женское. В начале войны 1812 г. при отступлении нашей 2-й армии князь Багратион, желая дать отдых войскам около Несвижа, приказал ата- ману Платову, шедшему со своими казаками в арьергарде, задержать неприятеля у М. 27 июня Платов устроил впереди местечка засаду и, напав из нее на 3 полка польских улан, совершенно разбил их и преследовал на расстоянии 15 верст. 28 июня прислано было в под- крепление Платову 16 эскадронов под начальством генерал-адъютанта Васильчикова. Войска эти были атакованы 6 полками неприятельской конницы, но при содействии казаков снова нанесли противнику совершенное поражение. Эти два блистательных кавалерийских дела дали 2-й армии время спокойно отдохнуть у Несвижа до вечера 28 июня." Мне здесь понравилось "НАШЕЙ 2-й армии". Из "Электронной еврейской энциклопедии" (сайт www.eleven.co.il): "Евреи впервые поселились в Мире, входившем в состав Речи По- сполитой (см. Польша) в начале 17 в. Община Мира в начале своего существования находилась под юрисдикцией общины Несвижа, но уже через несколько лет из-за быстрого увеличения численности получи- ла собственную юрисдикцию, членство в Литовском ва'аде, съезды которого проходили в Мире в 1697 г., 1702 г. и 1751 г. В 1685 г. магнаты Радзивиллы (владевшие Миром до 1812 г.) передали общине ведение всех судебных дел между евреями. Численность еврейского населения Мира особенно возросла в первые десятилетия 18 в., когда, благодаря деятельности купцов-евреев, Мир превратился в крупный центр торговли с Лейпцигом, получавшим из Мира меха, и портами Балтики - Кенигсбергом, Мемелем (Клайпедой) и Либавой (Лиепаей). Проводившиеся в Мире регулярно два раза в год ярмарки привлекали еврейских купцов со всей Речи Посполитой. В 1765 г. в Мире и его окрестностях проживало 607 евреев-налогоплательщиков. Со второй половины 18 в. торговое значение Мира упало. В 1795 г. с третьим разделом Польши Мир вошел в состав России. В 1806 г. в Мире проживало 807 евреев (из них 30 были купцами, 106 портными), в 1847 г. - 2273 еврея, в 1897 г. - 3319 евреев (около 62% всего населения), большинство евреев были ремесленниками, некоторые - крупными торговцами." "Начиная с 18 в. Мир - важный духовный центр польско-литовского еврейства. Среди выдающихся раввинов, живших в Мире, - галахист и проповедник М. Эйзенштадт (1670?-1744), талмудист Ш. З. Миркиш (Миркес, 18 в.), И. Д. Айзенштадт (1776-1826), галахист А. Ц. Х. Эйзенштадт (1813-68), талмудист Э. Д. Рабинович-Теомим (1842/43- 1905). В 1815 г. талмудист и крупный торговец Ш. бен Х. Тиктинс- кий (умер в 1835 г.) основал в Мире известную иешиву. В начале 19 в. хасидское движение Хабад приобрело значительное влияние в общине Мира." "На рубеже 19-20 вв. влиянием в Мире пользовались Бунд и По'алей Цион. В 1904-1905 гг. в Мире действовала еврейская самооборона. В 1914 г. была основана организация сионистов." "В 1920-39 г. Мир входил в состав Польши. В 1920 г. в Мире жили 2100 евреев (55,4% населения), в 1921 г. - 2074 еврея (около 55%). В Мире действовали еврейские школы организаций Тарбут, Явне и Бет-Я'аков. В иешиве Мира было до 500 учащихся из многих стран Европы. После включения Мира в состав СССР (1939) деятельность некоммунистических еврейских организаций была запрещена. Иешива Мира переместилась в Литву (Вильнюс), после оккупации Литвы советской армией учащиеся иешивы во главе с раввином Е. Финкелем уехали в Шанхай, а после Второй мировой войны - в Нью-Йорк и Иерусалим, где создали иешивы, носящие название 'Мир'." "27 июля 1941 г. Мир был захвачен немцами. 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1500 евреев, 850 - заключены в гетто, с мая 1942 г. переведенного на территорию старинной крепости Мира. В гетто действовала группа еврейского сопротивления из 80 человек под ру- ководством Шмуэля (Освальда) Руфайзена. Получив в начале августа 1942 г. сведения о готовящейся немцами акции по ликвидации гетто, группа организовала 9 августа побег 167 юношей и девушек в леса. Там они столкнулись с антисемитизмом в среде советских партизан, что привело к гибели многих бежавших; лишь часть из них смогла вступить в партизанские отряды. Ко времени освобождения Гродненс- кой области в июле 1944 г. из этой группы остались в живых около 40 человек. Евреи, оставшиеся в гетто, были уничтожены 13 августа 1942 г. В 1966 г. на месте массового уничтожения евреев был воздвигнут обелиск. Данные о еврейском населении в Мире в послевоенное время отсутствуют." С сайта todot.ru: "Лет через десять после организации ешивы в Воложине учебное заведение подобного типа создал в 1815 году в небольшом литовском городе Мир самый большой знаток Торы в общине и деловой человек Шмуэль Тикитинский." "...Мир стал ведущей ешивой Литвы и пережил царские преследова- ния, которые не удалось преодолеть Воложину. Перед первой мировой войной в Мире учились около двухсот пятидесяти студентов. Оттуда вышли многие выдающиеся раввины, ешива оказывала сильное влияние на еврейскую жизнь в Литве." "В 1911 году деревня Мир вместе с ешивой сгорела дотла. Эти периодические пожары был частью жизни штетла (поселков) в Восточ- ной Европе. Мир сгорал до основания также в 1878 и в 1892 году." "Во время первой мировой войны в 1916 году ешиве пришлось покинуть родное место. Рав Элияу Барух остался с общиной в Мире, но серьезно заболел и в 1917 году умер после неудачной операции в Минске. Его сын, рав Авраам Цви Камай, унаследовал пост раввина Мира и был избран вторым главой ешивы, которая вернулась в Мир, теперь часть Польши, в 1921 году. Машгиахом6 там становится выдающийся учитель мусара рав Йерухам Левовиц. Сочетание этих трех великих личностей, раввинов Финкеля, Камая и Левовица, как магнит притягивало учеников." "Последующие восемнадцать лет молодые способные люди стремились в Мир не только из Польши и Литвы, но также Германии, США, Южной Африки, Швейцарии, Чехословакии, Бельгии, Англии, Румынии, Венгрии и даже Австралии. Так Мир стал первой интернациональной ешивой современности." С сайта en.wikipedia.org (статья "Mir yeshiva (Jerusalem)"): "The Mir yeshiva, known as the Mirrer Yeshiva or The Mir, is an Orthodox Jewish yeshiva in Jerusalem, Israel. With over 7,500 single and married students,[1] it is the largest yeshiva in Israel and one of the largest in the world. Most students are from the United States and Israel, with many from other part of the world such as UK, Belgium, France, Mexico, Switzerland, Argentina, Australia and Canada." * * * И на всякий случай (чтоб долго не искать, когда понадобится): Толькi ў сэрцы трывожным пачую за краiну радзiмую жах - Ўспомню вострую браму святую i ваякаў на грозных канях. Ў белай пене праносяцца конi, рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць, Старадаўняй крывiцкай пагонi не разбiць, ня спынiць, ня стрымаць. Мо яны, Беларусь, паняслiся за тваiмi дзяцьмi уздагон, Што забылi цябе, адраклiся, прадалi i аддалi ў палон. Бiце ў сэрцы iх, бiце мячамi, не давайце чужынцамi быць! Хай пачуюць, як сэрца начамi па радзiмай старонцы балiць! Мацi родная, мацi краiна, ня усцiшыцца гэтакi боль, Ты прабач, ты прымi свайго сына, за цябе яму ўмерцi дазволь. Бо лятуць i лятуць тыя конi, срэбнай збруяй далека грымяць, Старадаўняй крывiцкай пагонi не разбiць, ня спынiць, ня стрымаць.

Литература:

Чантурия В. А. "Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии", Мн., "Полымя", 1986.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Одного Мира мало