Александр Бурьяк

Не первой свежести Несвиж

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Несвиж -- исторический городок на юге Минской области. Доби- раться до него из Минска можно так: электричкой до станции Городея (чуть менее двух часов), потом пешком автобусом 15 километров. Отправления автобуса случаются вскоре после прихода электрички. Билеты на автобус продаются в отдельной кассе на железнодорожном вокзале, а также водителем. Цены на билеты -- ничтожные. * * * Электричка на Несвиж сама по себе сносная, но в неё в субботнее утро набивается довольно вульгарный контингент -- социальная база нынешней белорусской власти: угрюмое прокуренное смердючее быдло (дачники, рыбаки, непонятно кто). Вдобавок за время поездки вагон посещают 3-5 торговцев с зычными голосами и нагло вколачивают те- бе в голову свою хрень, потому что какие-то придурки забыли вста- вить в Universal Declaration of Human Rights ПРАВО НА НЕПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. Бывают мгновения, когда хочется выхватить японский меч и положить навечно хотя бы половину вагона. * * * Чуть севернее Несвижа -- две деревни с забавными названиями, демонстрнирующими белорусский топонимический олигофренизм: Новые Новосёлки и Старые Новосёлки. А Старосёлок вот как-то не уберег- ли... Юго-западнее Несвижа -- деревня Козлы. Ну, всё-таки не Старые Скоты какие-нибудь. Станции между Минском и Барановичами: Помыслище, Клыповщина, Негорелое, Отцеда, Кучкуны, Тёмные Ляды, Пырсы, Синява, Осипов- щина, Воротище, Липа, Погорельцы, Юшкевичи. Наверное, у меня не совсем здоровое слишком буйное воображение, потому что мне в этих названиях мерещится всякое непотребство: осипшие клыповцы с опухшими синявыми пырсами наложили тёмными лядами кучкунов в воротищах липовых погорельцев... * * * У В. А. Чантурия: "Несвиж (районный центр области) - один из интереснейших бело- русских городов. Известен по литературным источникам с XIII в. Однако сохранившееся архитектурное наследие восходит ко второй половине XVI в., когда город стал резиденцией магнатов Радзивиллов. За короткий исторический срок (1584-1616 гг.) при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город и замок владельца, а само поселение, расположенное поодаль от него, было опоясано рвом и валом. У въездов в город стояли каменные ворота с башнями (брамы Замковая, Слуцкая, Клейкая и др.). Важным элементом укреплений стали поднятые плотинами воды реки Уши." "Монументальная каменная застройка конца XVI-XVII в. представ- лялась замком, брамами, костелами, монастырями бернардинцев, бернардинок, доминиканцев, иезуитов. В это время в городе открылись госпиталь, аустерия, первая в Беларуси типография. В Несвижской типографии в 1562-1571 гг. печатали книги известные белорусские просветители С. Будный и В. Тяпинский. В XVIII в. в городе действовали придворная капелла, театр, кадетский корпус и школа флотских офицеров в Альбе (пригороде Несвижа) для частного войска Радзивилла." Название городка толкуют как "отсутствие свежести". И что из того? Ведь храм лучше намоленный, вино -- выдержанное, вобла -- провяленная, подкова -- заржавленная, книга -- зачитанная, писатель -- набравшийся опыта, а не какой-нибудь сопливый пачкун недавно с горшка, и т. д. В конце концов "Несвиж" -- это всё ж не "Тухлятинск" какой, к примеру... По сравнению с Белоруссией в среднем, Несвиж весьма насыщен старьём. Во-первых, это один из двух белорусских городов, в кото- рых есть более-менее сохранившиеся доподлинные замки, пусть и зареконструированные какими-то моральными уродами. Во-вторых, в крипте местного иезуитского костёла Божьего Тела обозримо единст- венное в Белоруссии (и некоторых соседних странах) скопление аристократических гробов в количестве 70 штук: фамильное захоро- нение князей Радзивиллов (самый древний гроб относится к 1616 году, самый новый -- к 1934). Есть мнение, что когда-то здесь был блеск. Но сегодня до состо- яния белорусской туристической Мекки нашему бедненькому Несвижу почти так же далеко, как до Мекки настоящей, которая в Аравии. А ещё ведь некоторые приспешники несвержимого белорусского "режима" позиционируют Несвиж как "культурную столицу Беларуси". Не знаю, в какую светлую недоумочную голову пришла в первый раз эта бредятина. Если, скажем, Тарту -- "культурная столица Эстонии", так ведь в Тарту -- солидный университет, берущий начало в XVII веке, и куча театров, и всяких зрелищных церквей, и музеев, и много чего ещё, а в Новогрудке -- только колледж имени Якуба Коласа на территории бывшего монастыря бернардинок, но и на этой территории какой-то белобородый дед грозился вызвать милицию по поводу моего всего лишь фотографирования развалин советской теплицы (в моей родной школе когда-то была похожая, и меня сенти- ментальность заела), так что пришлось рявкнуть на деда поставлен- ным в армии голосом. И "культурная столица", и "туристическая Мекка" -- это тщедуш- ные типично-белорусские попытки повторения чужого звона. И это уже даже не смешно. Потому что надоело. Кроме сильно зареконст- руированного замка с неаутентичной начинкой и костёла с доподлин- ными, но скромными фамильными гробами Радзивиллов, в Несвиже НИЧЕГО СУЩЕСТВЕННОГО НЕТ. Разумеется, в нём можно и просто гулять по милым паркам над прудами и канавами, но эта радость не окупает дальней дороги. На культурную столицу литвинских земель Несвижик немного тянул в XVII и XVIII веках, когда был центром владений Радзивиллов, некоронованных болотных королей, к текущему же дню городок в этом отношении даже рядом не стоит, потому как был покалечен несколь- кими войнами, российскими искоренителями католицизма, большевист- скими борцами с религиозным культурным наследием вообще, белорус- скими архитекторами с хрущёвско-брежневским уровнем художествен- ного мышления и самодеятельными мелкими застройщиками кто во что горазд. Большого туристического потенциала у Несвижа нет, а есть только потенциальчик, реализация которого требует немалых денег и мощного мышления, а где это взять в морально деградирующей стране? * * * Источник свежайшей информации и псевдоинформации от несвижских инсайдеров -- сайт газеты "Нясвiжскiя навiны": www.nesvizh-news.by * * * Несвиж -- городишко в целом плоский, но с неровностями: почти как первый блин. Его небольшие неровности -- в основном искусст- венные: рудименты фортификационных усилий героических предков. Окрестная местность -- про происхождению довольно болотистая, о чём сегодня на карте Несвижского района свидетельствуют многочис- ленные водоотводные каналы. Ландшафтная особенность Несвижа -- длинная цепь прудов на реке Уша. Ширина прудов -- 200-400 м. В Альбе, пригороде Несвижа, во времена Речи Посполитой работала школа флотских офицеров для частных вооружённых сил семейства Радзивиллов. Какие воды бороз- дил потом радзивилловский флот, я ещё не выяснил. Может быть, он не только охранял Несвижский замок со стороны прудов. * * * В белорусской провинции еда и туалеты дешевле, а народ душев- нее, чем в долбучем Минске: физиономии хоть и подпитые, зато глаза добрые, и никто не грубит, если спросишь дорогу и т. п. * * * Я пока ещё не смог понять, почему в одних городах (Слуцке, Не- свиже, Минске и др.) средневековые крепостные валы, рвы, стены, ворота и башни сильно мешали людям жить и хозяйствовать, а в дру- гих (Хельмштедте, Стендале, Гёттингене и др.) мешали не сильно. На валах ведь можно худо-бедно выращивать огурцы деревья, а в заполненных водой рвах -- разводить лебедей и лягушек на экспорт рыбу. Допустим, был большой, почти непреодолимый соблазн разо- брать крепостную стену или башню на кирпичи/камни, чтобы снова пустить их в дело и таким образом сэкономить тридцать сребников себе на похороны. Но кому могла понадобиться земля с вала?! Да-да, её просто ссыпали в ров: ради прибавления нескольких квадратных метров к огороду. Кстати, чтобы изучить мышление геростратов-дегенератов, вовсе не надо зарываться в архивы или монтировать машину времени: всё та же разрушительская гнусность продолжается и в наши относительно благополучные дни, так что можно просто подходить к недоумкам и пытливо заглядывать в их пустые глазёнки. По пысам (= мордам) бить бесполезно: понять всё равно не смогут, зато получат повод собраться небольшой толпой и выбить часть ещё крепких зубов крупному интеллектуалу. * * * Из следов жизнедеятельности братского еврейского народа, лет 300 составлявшего большинство населения Несвижа, здесь сохрани- лась лишь деревянная ешива, про которую даже не могут сказать, какого она века: конца XIX или начала XX. Но несвижская ешива Что-то выглядит паршиво. А ведь когда-то еврейская жизнь в Несвиже била большим ключом. Из краткой еврейской энциклопедии (www.eleven.co.il): "Есть данные о проживании евреев в Несвиже с 16 в. В 1586 г. король Польский и великий князь Литовский Стефан Баторий (1576-86) предоставил Несвижу право на самоуправление (Магдебургское право). Евреям были предоставлены различные права наравне с другими мещанами, в том числе право на участие в органах городского самоуправления. Но, в отличие от остальных мещан, евреи были подсудны не городскому суду, а замковой администрации, то есть представителям владельцев Несвижа, князей Радзивиллов. Евреи Несвижа жили в особом квартале - гетто. В 1589 г. М. Радзивилл издал правила, регулирующие права и обязанности евреев Несвижа. Им предписывалось закрывать ворота своих улиц на ночь, а также держать их закрытыми в течение трех дней на Страстной неделе. Община Несвижа была подчинена Брестскому кагалу. С 2-й половины 17 в. обострилась конкуренция между еврейскими и христианскими купцами и ремесленниками. Христиане постоянно жаловались на евреев. В 1688 г. под воздействием этих жалоб король Ян III Собеский (1674-96) приказал магистрату, чтобы евреи впредь не занимали общественных должностей и не взимали никаких сборов во время ярмарок. В 18 в. община считалась одной из самых зажиточных на территории Литвы. В 1765 г. подушную подать платили 1097 евреев Несвижа. В 1847 г. "Несвижское еврейское общество" насчитывало 3449 человек. По переписи 1897 г. в Несвиже проживало 4687 евреев (все население - 8459 человек). В 19 в. - начале 20 в. среди евреев насчитывалось много купцов, ведущих торговлю кожей, пенькой, льном, хлебом. Евреям принадле- жали почти все лавки, магазины, трактиры, гостиницы города. В Несвиже была Большая синагога и семь молельных домов. В начале 20 в. в городе работали различные еврейские учебные заведения, народное мужское училище со сроком обучения один год, частное женское, а также частное четырехклассное мужское училище. В 1919-39 гг. Несвиж находился в составе Польши. В сентябре 1939 г. Красная армия заняла Несвиж. Накануне советско-германской войны в городе проживало 4,5 тысячи евреев." Дальнейшее лучше не читать на ночь. Сегодня еврейская община в Несвиже отсутствует (приехавшие было после войны евреи частью уже съехали обратно: восстанавливать еврейские общины Германии и т. д.).
Несвиж, ратуша
Несвижская ратуша в окружении торговых рядов и Ратушной площади. Ратуша построена в конце XVI -- начале XVII в., потом неоднократно перестраивалась. Нынешний вид обрела в начале XXI века. На советских фотографиях восьмигранная башня отсутствует. На старых гравюрах она есть. В позднесоветское время перед ратушей стоял памятник: Ленин с протянутой рукой с рукой, вытянутой в римском приветствии мировому пролетариату. Теперь памятник задвинут почти во дворы.
Несвиж, дом ремесленника
Дом не то ремесленника, не то даже купца на Ратушной площади. Построен в 1721 г. Единственный сохранившийся в городе образец "городского жилья" того времени. Многократно переделывался и снаружи, и внутри, так что его нынешний вид -- плод разгорячённой патриотической фантазии реконструкторов.
Несвиж, ешива
Несвижская ешива (еврейская религиозная школа) на улице Карла Либкнехта, 25.
Несвиж, архитектура
Домик с мансардой на улице Карла Либкнехта -- сраного немецкого революционера, пропихивавшего в массы упрощённую концепцию человека и общества, которая дорого обошлась белорусскому народу. О практической эффективности этой концепции можно судить по указанному домику. Мечталось не о таком...
Несвиж
Тумба для объявлений. Видно, что жизнь в Несвиже особо не бурлит: всё спокойно, размеренно.
Несвиж, поляки, Польша
Польша наступает. На шильдах: "Союз поляков в Беларуси. Несвижский районный отдел." "Польский дом 'Редут'. Дар товарищества польских комбатантов в Великобритании".
Несвиж, монастырь бернардинцев
Заброшенный жилой корпус бывшего монастыря бернардинцев. Основное время строительства 1594-1598 гг.
Несвиж, наборная машина
Старая наборная машина из несвижской типографии имени Сымона Будного (слева). Это вроде как печатная машинка, только она не пропечатывает букв, а собирает текст из литер.
Несвиж, костёл Божьего Тела
Костёл иезуитов, он же фарный, он же Божьего Тела. Построен в 1587-1593 гг. Внутреннее оформление очень приличное. Везде бы так. Слева -- Замковая башня "добарочного" стиля. 2-я половина XVI в. К замку имеет то лишь отношение, что рядом были Замковые ворота, из которых шла дорога к искусственному острову в обитель Радзивиллов. Домишко на углу -- часовня Булгарина; построена в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда того самого писателя Фаддея Булгарина (из наших, из тутэйшых!), который проедал плешь самому Александру Пушкину.
Несвиж, костёл Божьего Тела
Главный неф костёла Божьего Тела в Несвиже. Весьма качественное барокко, едва пережившее советскую эпоху.
Несвиж, костёл Божьего Тела, крипта, Радзивиллы, гробы Гробы Радзивиллов в крипте костёла Божьего Тела в Несвиже. Кто-то костями ложился, чтобы этого не разорили большевики.
Несвиж, Несвижский замок
Несвижский замок, самый зрелищный его угол. Почти как новый после недавней реконструкции, сопровождавшейся уничтожением наиболее ценных обветшалых частей.
Несвиж, Слуцкая брама
Одинокая Слуцкая брама. Построена в 1690 г., потом перестраивалась. С двух её сторон якобы была крепостная стена, разобранная в середине XVIII в. От брамы начинается дамба, ведущая через пруды в Заречье, Забрамье другую часть города.
Несвиж, брама-колокольня, монастырь бенедиктинок
Брама-колокольня монастыря иезуиток бенедиктинок. Построена в 1763 г.
Несвиж, монастырь бенедиктинок
Остатки костёла, встроенного в жилой корпус в монастыре бенедиктинок.
Несвиж
"Мы, беларусы, мiрныя людзi". Милитаристские игрушки в книжном магазине на Ратушной площади. К ним больше подходит другое: "Старадаўняй Лiтоўскай Пагонi Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць" Верю (вытирая слезу), что ещё увижу древний герб "Погоня" на грозной литвинской бронетехнике, устремившейся к новым пределам. Кстати, подходящего путеводителя по Несвижу в магазине не нашлось.
Несвиж
Ну, день был немножко туманный, немножко седой...
Из не очень грамотно составленного листочка, выдаваемого в костёле Божьего Тела в обмен на пожертвование (меньше 1$), необходимое для посещения крипты: "Фарный костёл Божьего Тела построен в 1593 году по проекту итальянского архитектора Джованни Мария Бернардони. Первый костёл на территории Восточной Европы в стиле барокко, по подобию римской базилики Иль Джезу (Имени Иисуса)." "Фрески практически не обновлялись, только в начале 20-го века ремонтировались в некоторых местах." "В главном алтаре икона 'Тайная Вечеря' размером 8х4 м, создан- ная, как и фресковые росписи, в 1752-1754 годах придворным худож- ником Ксаверием Домиником и его сыном Юзефом Ксаверием Хесскими. В алтарной части справа -- икона св. Франциска Ассизского, слева -- св. Игнатия Лойолы." "В левом нефе, у алтаря Святого креста находятся памятники-над- гробия Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу Сиротка и двум его сыновьям." "Сиротка завещал похоронить себя скромно, в плаще пилигрима. Тело его было мумифицировано по рецепту, привезенному им самим из Египта. Так было положено начало фамильной усыпальнице Радзивил- лов. Первоначально, до середины 18-го века, тела умерших мумифи- цировали (бальзамировали), а когда секрет был утерян, хоронили в цинковых гробах, методом герметизации. Захоронения продолжались до 1935 г, когда умер князь Альбрехт Радзивилл. В 1939 г. Радзи- виллы покинули Несвиж. Эта традиция была прервана на 65 лет, а в 2000-ом году в усыпальнице была захоронена урна с прахом Антония Радзивилла (жил в Англии), который умер в 1999 г." "Всего 70 гробов, все гробы двойные (внутри каждого ещё один). Первое захоронение 1606 года. Первый раз гробы вскрывали в 1905 г., когда был ремонт. Второй раз в 1953 г., когда умер Сталин, приезжали специалисты из Москвы узнать секрет бальзамирования." * * * В еврейском параллельном мире Несвиж известен хотя бы тем, что здесь приженился (в возрасте 11 лет, на дочери содержательницы постоялого двора) и некоторое время жил Соломон Маймон (1754- 1800) -- весьма заметная и очень своеобразная фигура еврейского просвещения (Хаскалы), раввин, философ, переписывавшийся с "Кан- том, Мендельсоном, Бен-Давидом, Рейнгольдом, Шульцем, с немецкими поэтами Кюном и Гёте" (Уладзислаў Сыракомля "Вандроўки...", гл. 5) Подозреваю, что первым писал всем этим знаменитостям Соломон, а не они ему. Уже в те времена люди, на что-то претендовавшие в интеллекту- альном творческом плане, как правило, норовили из тутэйших мест улизнуть ("на прастор, на шырокi прастор" -- Якуб Колос). Улизнул и Соломон Маймон -- в Пруссию, где стал автором содержательной "Lebensgeschichte" (переводят как "Автобиография") и ряда статей и книг с критикой и доработками чужих философских систем. Имману- ил Кант о Маймоне, взявшемся критиковать его "Критику чистого разума, якобы сказал: "Вот кто заменит Канта!" И прослезился. "Не могу понять, чего, собственно, хочет Маймон с его попыткой улуч- шить критическую философию, и предоставляю другим возможность по- ставить его на место." И ещё: "Евреи охотно предпринимают такие попытки, чтобы за чужой счет придать себе значительный вид." Гёте, намеревался пригласить Соломона к себе, но передумал. Забавно здесь то, что антисемитскую идеологему о вторичности еврейского творчества озвучивал уже Кант, хотя евреи в тогдашней Европе ещё даже толком не выбрались из гетто и занимались больше Талмудом и Каббалой, а не критикой и доработкой чужих теорий. По поводу указанной идеологемы можно заметить, что есть множество примеров, подтверждающих её, и множество примеров, опровергающих её, толком же никто этого предмета не исследовал, да и зачем? Вообще, антисемитизм -- это частью применения "двойной морали" в объяснении еврейской истории, частью правдоподобные, но практи- чески недоказуемые идеологемы, вроде приведенной. Разумный ком- понент антисемитизма (ну, "критического еврееведения") настолько заслонён подобной чепухой, что его как-будто и нет совсем. Кста- ти, "критическое русоведение" -- приблизительно в таком же состо- янии. Никакая инстанция не профинансирует применения научного подхода к исследованию подобных предметных областей, а вот тре- щать по их поводу можно сколько угодно, только окружись сначала соратниками, чтобы тебя не достали плевками и прочим непотребст- вом активисты из лагеря "оппонентов".

Литература:

Чантурия В. А. "Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии", Мн., "Полымя", 1986. Гиппиус В. "Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830-1831 гг.", сайт feb-web.ru. Сыракомля У. "Вандроўки па маiх былых наваколiцах", Wilno, 1853.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Не первой свежести Несвиж