Несвиж -- исторический городок на юге Минской области. Доби-
раться до него из Минска можно так: электричкой до станции
Городея (чуть менее двух часов), потом пешком автобусом 15
километров. Отправления автобуса случаются вскоре после прихода
электрички. Билеты на автобус продаются в отдельной кассе на
железнодорожном вокзале, а также водителем. Цены на билеты --
ничтожные.
* * *
Электричка на Несвиж сама по себе сносная, но в неё в субботнее
утро набивается довольно вульгарный контингент -- социальная база
нынешней белорусской власти: угрюмое прокуренное смердючее быдло
(дачники, рыбаки, непонятно кто). Вдобавок за время поездки вагон
посещают 3-5 торговцев с зычными голосами и нагло вколачивают те-
бе в голову свою хрень, потому что какие-то придурки забыли вста-
вить в Universal Declaration of Human Rights ПРАВО НА НЕПОЛУЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ. Бывают мгновения, когда хочется выхватить японский
меч и положить навечно хотя бы половину вагона.
* * *
Чуть севернее Несвижа -- две деревни с забавными названиями,
демонстрнирующими белорусский топонимический олигофренизм: Новые
Новосёлки и Старые Новосёлки. А Старосёлок вот как-то не уберег-
ли...
Юго-западнее Несвижа -- деревня Козлы. Ну, всё-таки не Старые
Скоты какие-нибудь.
Станции между Минском и Барановичами: Помыслище, Клыповщина,
Негорелое, Отцеда, Кучкуны, Тёмные Ляды, Пырсы, Синява, Осипов-
щина, Воротище, Липа, Погорельцы, Юшкевичи. Наверное, у меня
не совсем здоровое слишком буйное воображение, потому что мне в
этих названиях мерещится всякое непотребство: осипшие клыповцы
с опухшими синявыми пырсами после отцеда юшкевичей наложили
тёмными лядами кучкунов в воротищах липовых погорельцев...
* * *
У В. А. Чантурия:
"Несвиж (районный центр области) - один из интереснейших бело-
русских городов. Известен по литературным источникам с XIII в.
Однако сохранившееся архитектурное наследие восходит ко второй
половине XVI в., когда город стал резиденцией магнатов
Радзивиллов. За короткий исторический срок (1584-1616 гг.) при
участии итальянских мастеров с учетом последних достижений
фортификационного искусства был построен город и замок владельца,
а само поселение, расположенное поодаль от него, было опоясано
рвом и валом. У въездов в город стояли каменные ворота с башнями
(брамы Замковая, Слуцкая, Клейкая и др.). Важным элементом
укреплений стали поднятые плотинами воды реки Уши."
"Монументальная каменная застройка конца XVI-XVII в. представ-
лялась замком, брамами, костелами, монастырями бернардинцев,
бернардинок, доминиканцев, иезуитов. В это время в городе
открылись госпиталь, аустерия, первая в Беларуси типография. В
Несвижской типографии в 1562-1571 гг. печатали книги известные
белорусские просветители С. Будный и В. Тяпинский. В XVIII в. в
городе действовали придворная капелла, театр, кадетский корпус и
школа флотских офицеров в Альбе (пригороде Несвижа) для частного
войска Радзивилла."
Название городка толкуют как "отсутствие свежести". И что из
того? Ведь храм лучше намоленный, вино -- выдержанное, вобла --
провяленная, подкова -- заржавленная, книга -- зачитанная,
писатель -- набравшийся опыта, а не какой-нибудь сопливый пачкун
недавно с горшка, и т. д. В конце концов "Несвиж" -- это всё ж не
"Тухлятинск" какой, к примеру...
По сравнению с Белоруссией в среднем, Несвиж весьма насыщен
старьём. Во-первых, это один из двух белорусских городов, в кото-
рых есть более-менее сохранившиеся доподлинные замки, пусть и
зареконструированные какими-то моральными уродами. Во-вторых, в
крипте местного иезуитского костёла Божьего Тела обозримо единст-
венное в Белоруссии (и некоторых соседних странах) скопление
аристократических гробов в количестве 70 штук: фамильное захоро-
нение князей Радзивиллов (самый древний гроб относится к 1616
году, самый новый -- к 1934).
Есть мнение, что когда-то здесь был блеск. Но сегодня до состо-
яния белорусской туристической Мекки нашему бедненькому Несвижу
почти так же далеко, как до Мекки настоящей, которая в Аравии.
А ещё ведь некоторые приспешники несвержимого белорусского
"режима" позиционируют Несвиж как "культурную столицу Беларуси".
Не знаю, в какую светлую недоумочную голову пришла в первый раз
эта бредятина. Если, скажем, Тарту -- "культурная столица
Эстонии", так ведь в Тарту -- солидный университет, берущий
начало в XVII веке, и куча театров, и всяких зрелищных церквей, и
музеев, и много чего ещё, а в Новогрудке -- только колледж имени
Якуба Коласа на территории бывшего монастыря бернардинок, но и на
этой территории какой-то белобородый дед грозился вызвать милицию
по поводу моего всего лишь фотографирования развалин советской
теплицы (в моей родной школе когда-то была похожая, и меня сенти-
ментальность заела), так что пришлось рявкнуть на деда поставлен-
ным в Советской Армии голосом.
И "культурная столица", и "туристическая Мекка" -- это тщедуш-
ные типично-белорусские попытки повторения чужого звона. И это
уже даже не смешно. Потому что надоело. Кроме сильно зареконстру-
ированного замка с неаутентичной начинкой и костёла с доподлинны-
ми, но скромными фамильными гробами Радзивиллов, в Несвиже НИЧЕГО
СУЩЕСТВЕННОГО НЕТ. Разумеется, в нём можно и просто гулять по
милым паркам над прудами и канавами, но эта радость не окупает
дальней дороги.
На культурную столицу литвинских земель Несвижик немного тянул
в XVII и XVIII веках, когда был центром владений Радзивиллов,
некоронованных болотных королей, к текущему же дню городок в этом
отношении даже рядом не стоит, потому как был покалечен несколь-
кими войнами, российскими искоренителями католицизма, большевист-
скими борцами с религиозным культурным наследием вообще, белорус-
скими архитекторами с хрущёвско-брежневским уровнем художествен-
ного мышления и самодеятельными мелкими застройщиками кто во что
горазд. Большого туристического потенциала у Несвижа нет, а есть
только потенциальчик, реализация которого требует немалых денег и
мощного мышления, а где это взять в морально деградирующей
стране?
* * *
Источник свежайшей информации и псевдоинформации от несвижских
инсайдеров -- сайт газеты "Нясвiжскiя навiны":
www.nesvizh-news.by
* * *
Несвиж -- городишко в целом плоский, но с неровностями: почти
как первый блин. Его небольшие неровности -- в основном искусст-
венные: рудименты фортификационных усилий героических предков.
Окрестная местность -- про происхождению довольно болотистая, о
чём сегодня на карте Несвижского района свидетельствуют многочис-
ленные водоотводные каналы.
Ландшафтная особенность Несвижа -- длинная цепь прудов на реке
Уша. Ширина прудов -- 200-400 м. В Альбе, пригороде Несвижа, во
времена Речи Посполитой работала школа флотских офицеров для
частных вооружённых сил семейства Радзивиллов. Какие воды бороз-
дил потом радзивилловский флот, я ещё не выяснил. Может быть, он
не только охранял Несвижский замок со стороны прудов.
* * *
В белорусской провинции еда и туалеты дешевле, а народ душев-
нее, чем в задолбучем Минске: физиономии хоть и подпитые, зато
глаза добрые, и никто не грубит, если спросишь дорогу и т. п.
* * *
Я пока ещё не смог понять, почему в одних городах (Слуцке, Не-
свиже, Минске и др.) средневековые крепостные валы, рвы, стены,
ворота и башни сильно мешали людям жить и хозяйствовать, а в дру-
гих (Хельмштедте, Стендале, Гёттингене и др.) мешали не сильно.
На валах ведь можно худо-бедно выращивать огурцы деревья, а в
заполненных водой рвах -- разводить лебедей и лягушек на экспорт
рыбу. Допустим, был большой, почти непреодолимый соблазн разо-
брать крепостную стену или башню на кирпичи/камни, чтобы снова
пустить их в дело и таким образом сэкономить тридцать сребников
себе на похороны. Но кому могла понадобиться земля с вала?!
Да-да, её просто ссыпали в ров: ради прибавления нескольких
квадратных метров к огороду. Кстати, чтобы изучить мышление
геростратов-дегенератов, вовсе не надо зарываться в архивы или
монтировать машину времени: всё та же разрушительская гнусность
продолжается и в наши относительно благополучные дни, так что
можно просто подходить к недоумкам и пытливо заглядывать в их
пустые глазёнки. По пысам (= мордам) бить бесполезно: понять всё
равно не смогут, зато получат повод собраться небольшой толпой и
выбить часть ещё крепких зубов крупному интеллектуалу.
* * *
Кстати, Слуцкая брама в Несвиже -- это ЕДИНСТВЕННЫЙ сохранив-
шийся фрагмент каменных городских укреплений во всей Белоруссии.
Остальное, значится, безвозвратно расковыряли. Для культурных
людей это -- непреодолимый УЖАС, от которого волосы почти встают
дыбом.
* * *
Из следов жизнедеятельности братского еврейского народа, лет
300 составлявшего большинство населения Несвижа, здесь сохрани-
лась лишь деревянная ешива, про которую даже не могут сказать,
какого она века: конца XIX или начала XX.
Но несвижская ешива
Что-то выглядит паршиво.
А ведь когда-то еврейская жизнь в Несвиже била большим ключом.
Из краткой еврейской энциклопедии (www.eleven.co.il):
"Есть данные о проживании евреев в Несвиже с 16 в. В 1586 г.
король Польский и великий князь Литовский Стефан Баторий
(1576-86) предоставил Несвижу право на самоуправление
(Магдебургское право).
Евреям были предоставлены различные права наравне с другими
мещанами, в том числе право на участие в органах городского
самоуправления.
Но, в отличие от остальных мещан, евреи были подсудны не
городскому суду, а замковой администрации, то есть представителям
владельцев Несвижа, князей Радзивиллов.
Евреи Несвижа жили в особом квартале - гетто. В 1589 г.
М. Радзивилл издал правила, регулирующие права и обязанности
евреев Несвижа. Им предписывалось закрывать ворота своих улиц на
ночь, а также держать их закрытыми в течение трех дней на
Страстной неделе. Община Несвижа была подчинена Брестскому
кагалу.
С 2-й половины 17 в. обострилась конкуренция между еврейскими и
христианскими купцами и ремесленниками.
Христиане постоянно жаловались на евреев. В 1688 г. под
воздействием этих жалоб король Ян III Собеский (1674-96) приказал
магистрату, чтобы евреи впредь не занимали общественных
должностей и не взимали никаких сборов во время ярмарок.
В 18 в. община считалась одной из самых зажиточных на территории
Литвы. В 1765 г. подушную подать платили 1097 евреев Несвижа.
В 1847 г. "Несвижское еврейское общество" насчитывало 3449
человек. По переписи 1897 г. в Несвиже проживало 4687 евреев (все
население - 8459 человек).
В 19 в. - начале 20 в. среди евреев насчитывалось много купцов,
ведущих торговлю кожей, пенькой, льном, хлебом. Евреям принадле-
жали почти все лавки, магазины, трактиры, гостиницы города. В
Несвиже была Большая синагога и семь молельных домов.
В начале 20 в. в городе работали различные еврейские учебные
заведения, народное мужское училище со сроком обучения один год,
частное женское, а также частное четырехклассное мужское
училище.
В 1919-39 гг. Несвиж находился в составе Польши. В сентябре
1939 г. Красная армия заняла Несвиж. Накануне советско-германской
войны в городе проживало 4,5 тысячи евреев."
Дальнейшее лучше не читать на ночь. Сегодня еврейская община в
Несвиже отсутствует (приехавшие было после войны евреи частью уже
съехали обратно: восстанавливать еврейские общины Германии
и т. д.).
Несвижская ратуша в окружении торговых рядов и Ратушной площади.
Ратуша построена в конце XVI -- начале XVII в., потом неоднократно
перестраивалась. Нынешний вид обрела в начале XXI века.
На советских фотографиях восьмигранная башня отсутствует.
На старых гравюрах она есть. В позднесоветское время перед
ратушей стоял памятник: Ленин с протянутой рукой с рукой,
вытянутой в римском приветствии мировому пролетариату.
Теперь памятник задвинут почти во дворы.
Дом не то ремесленника, не то даже купца на Ратушной площади.
Построен в 1721 г. Единственный сохранившийся в городе образец
"городского жилья" того времени. Многократно переделывался и
снаружи, и внутри, так что его нынешний вид -- плод разгорячённой
патриотической фантазии реконструкторов.
Несвижская ешива (еврейская религиозная школа)
на улице Карла Либкнехта, 25.
Домик с мансардой на улице Карла Либкнехта -- сраного немецкого
революционера, пропихивавшего в массы упрощённую концепцию
человека и общества, которая дорого обошлась белорусскому народу.
О практической эффективности этой концепции можно судить по
указанному домику. Мечталось не о таком...
Тумба для объявлений. Видно, что жизнь в Несвиже особо не бурлит:
всё спокойно, размеренно.
Польша наступает. На шильдах: "Союз поляков в Беларуси.
Несвижский районный отдел." "Польский дом 'Редут'.
Дар товарищества польских комбатантов в Великобритании".
Заброшенный жилой корпус бывшего монастыря бернардинцев.
Основное время строительства 1594-1598 гг.
Старая наборная машина из несвижской типографии
имени Сымона Будного (слева). Это вроде как
печатная машинка, только она не пропечатывает букв,
а собирает текст из литер.
Костёл иезуитов, он же фарный, он же Божьего Тела.
Построен в 1587-1593 гг. Внутреннее оформление очень приличное.
Везде бы так. Слева -- Замковая башня "добарочного" стиля.
2-я половина XVI в. К замку имеет то лишь отношение, что
рядом были Замковые ворота, из которых шла дорога
к искусственному острову в обитель Радзивиллов.
Домишко на углу -- часовня Булгарина; построена в 1747 году
итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда того самого
писателя Фаддея Булгарина (из наших, из тутэйшых!),
который проедал плешь самому Александру Пушкину.
Главный неф костёла Божьего Тела в Несвиже.
Весьма качественное барокко, едва пережившее советскую эпоху.
Гробы Радзивиллов в крипте костёла Божьего Тела в Несвиже.
Кто-то костями ложился, чтобы этого не разорили большевики.
Несвижский замок, самый зрелищный его угол.
Почти как новый после недавней реконструкции, сопровождавшейся
уничтожением наиболее ценных обветшалых частей.
Одинокая Слуцкая брама. Построена в 1690 г., потом перестраивалась.
С двух её сторон якобы была крепостная стена, разобранная в
середине XVIII в. От брамы начинается дамба, ведущая через
пруды в Заречье, Забрамье другую часть города.
Брама-колокольня монастыря иезуиток бенедиктинок. Построена в 1763 г.
Остатки костёла, встроенного в жилой корпус
в монастыре бенедиктинок.
"Мы, беларусы, мiрныя людзi". Милитаристские игрушки в книжном магазине
на Ратушной площади. К ним больше подходит другое:
"Старадаўняй Лiтоўскай Пагонi
Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць"
Верю (вытирая слезу), что ещё увижу древний герб "Погоня"
на грозной литвинской бронетехнике, устремившейся к новым пределам.
Кстати, подходящего путеводителя по Несвижу в магазине не нашлось.
Ну, день был немножко туманный, немножко седой...
Из не очень грамотно составленного листочка, выдаваемого в
костёле Божьего Тела в обмен на пожертвование (меньше 1$),
необходимое для посещения крипты:
"Фарный костёл Божьего Тела построен в 1593 году по проекту
итальянского архитектора Джованни Мария Бернардони. Первый костёл
на территории Восточной Европы в стиле барокко, по подобию
римской базилики Иль Джезу (Имени Иисуса)."
"Фрески практически не обновлялись, только в начале 20-го века
ремонтировались в некоторых местах."
"В главном алтаре икона 'Тайная Вечеря' размером 8х4 м, создан-
ная, как и фресковые росписи, в 1752-1754 годах придворным худож-
ником Ксаверием Домиником и его сыном Юзефом Ксаверием Хесскими.
В алтарной части справа -- икона св. Франциска Ассизского, слева
-- св. Игнатия Лойолы."
"В левом нефе, у алтаря Святого креста находятся памятники-над-
гробия Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу Сиротка и двум
его сыновьям."
"Сиротка завещал похоронить себя скромно, в плаще пилигрима.
Тело его было мумифицировано по рецепту, привезенному им самим из
Египта. Так было положено начало фамильной усыпальнице Радзивил-
лов. Первоначально, до середины 18-го века, тела умерших мумифи-
цировали (бальзамировали), а когда секрет был утерян, хоронили в
цинковых гробах, методом герметизации. Захоронения продолжались
до 1935 г, когда умер князь Альбрехт Радзивилл. В 1939 г. Радзи-
виллы покинули Несвиж. Эта традиция была прервана на 65 лет, а в
2000-ом году в усыпальнице была захоронена урна с прахом Антония
Радзивилла (жил в Англии), который умер в 1999 г."
"Всего 70 гробов, все гробы двойные (внутри каждого ещё один).
Первое захоронение 1606 года. Первый раз гробы вскрывали в 1905
г., когда был ремонт. Второй раз в 1953 г., когда умер Сталин,
приезжали специалисты из Москвы узнать секрет бальзамирования."
* * *
В еврейском параллельном мире Несвиж известен хотя бы тем, что
здесь приженился (в возрасте 11 лет, на дочери содержательницы
постоялого двора) и некоторое время жил Соломон Маймон (1754-
1800) -- весьма заметная и очень своеобразная фигура еврейского
просвещения (Хаскалы), раввин, философ, переписывавшийся с "Кан-
том, Мендельсоном, Бен-Давидом, Рейнгольдом, Шульцем, с немецкими
поэтами Кюном и Гёте" (Уладзислаў Сыракомля "Вандроўки...", гл.
5) Подозреваю, что первым писал всем этим знаменитостям Соломон,
а не они ему.
Уже в те времена люди, на что-то претендовавшие в интеллекту-
альном творческом плане, как правило, норовили из тутэйших мест
улизнуть ("на прастор, на шырокi прастор" -- Якуб Колос). Улизнул
и Соломон Маймон -- в Пруссию, где стал автором содержательной
"Lebensgeschichte" (переводят как "Автобиография") и ряда статей
и книг с критикой и доработками чужих философских систем. Имману-
ил Кант о Маймоне, взявшемся критиковать его "Критику чистого
разума, якобы сказал: "Вот кто заменит Канта!" И прослезился. "Не
могу понять, чего, собственно, хочет Маймон с его попыткой улуч-
шить критическую философию, и предоставляю другим возможность по-
ставить его на место." И ещё: "Евреи охотно предпринимают такие
попытки, чтобы за чужой счет придать себе значительный вид."
Гёте, намеревался пригласить Соломона к себе, но передумал.
Забавно здесь то, что антисемитскую идеологему о вторичности
еврейского творчества озвучивал уже Кант, хотя евреи в тогдашней
Европе ещё даже толком не выбрались из гетто и занимались больше
Талмудом и Каббалой, а не критикой и доработкой чужих теорий. По
поводу указанной идеологемы можно заметить, что есть множество
примеров, подтверждающих её, и множество примеров, опровергающих
её, толком же никто этого предмета не исследовал, да и зачем?
Вообще, антисемитизм -- это частью применения "двойной морали" в
объяснении еврейской истории, частью правдоподобные, но практи-
чески недоказуемые идеологемы, вроде приведенной. Разумный ком-
понент антисемитизма (ну, "критического еврееведения") настолько
заслонён подобной чепухой, что его как-будто и нет совсем. Кста-
ти, "критическое русоведение" -- приблизительно в таком же состо-
янии. Никакая инстанция не профинансирует применения научного
подхода к исследованию подобных предметных областей, а вот тре-
щать по их поводу можно сколько угодно, только окружись сначала
соратниками, чтобы тебя не достали плевками и прочим непотребст-
вом активисты из лагеря "оппонентов".
Литература:
Чантурия В. А. "Памятники архитектуры и градостроительства
Белоруссии", Мн., "Полымя", 1986.
Гиппиус В. "Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830-1831 гг.",
сайт feb-web.ru.
Сыракомля У. "Вандроўки па маiх былых наваколiцах", Wilno,
1853.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Не первой свежести Несвиж