Александр Бурьяк

Новогрудок как малая родина
Адама Мицкевича

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Новогрудок не имеет никакого отношения к грудным имплантантам, и "новая грудь" в данном случае -- это всего лишь созвучие. Слово "грудэк" означает на польском языке "городок" Нынешнее название города являет собой РУСИФИЦИРОВАННУЮ ПОЛЬСКУЮ версию. Чисто поль- ский вариант был бы "Новогрудэк", чисто русский -- "Новогородок", чисто белорусский -- "Навагрудак". Ну, а имеем мы в качестве при- нятого названия какую-то лингвистическую жуть -- следствие освобождения на скорую руку русскими белорусов от их польско- литвинского прошлого. Новогрудок -- в числе тех не столь уж многих белорусских город- ков, в которых действительно ЕСТЬ ЧТО СМОТРЕТЬ (ну, и фотографи- ровать, разумеется) любителям всяких древностей. Правда, древнос- ти понемногу убывают с каждым годом, причём разрушаются они те- перь не столько климатическими факторами и местным быдлом, сколь- ко псевдореставраторами, чтоб им руки поотрывало. Пропитавшись плебейским духом нынешнего "режима" и поднабравшись дурости в деградирующей Европе, они повадились курочить старые камни и заменять их стилизованным новоделом, выдаваемым за старину. Одно только спасает: нехватка средств у местного государства. Большой недостаток Новогрудка как места для жизни по-белорусски -- это отсутствие приличной реки рядом (возможно, поэтому Ново- грудок не стал таким же большим, как Киев или Москва). Имеются, правда, ручьи, берущие начало прямо в Новогрудке и плавно перехо- дящие в две речки, которые впадают потом в Нёман. В общем, сюда ничего не течёт: всё течёт отсюда. Огромный ландшафтный плюс Новогрудка, очень редкий для Белорус- сии, -- это выраженная холмистость местности. Новоргудок -- самый высокогорный белорусский город: располагается на высоте более 330 метров над уровнем Мирового Океана. * * * В Новогрудке: - в 1253 году предположительно короновался великий князь литовский Миндаугас Миндовг; - предположительно находилась первоначальная столица Великого Княжества Литовского; - в 1422 г. венчался с княжной Софьей Гольшанской (см. Гольшаны) король Польши Владислав Ягайло; - располагался самый крупный белорусский каменный замок; - родился, крестился, сочинял стихи и жил до поступления в Виленский университет знаменитый польский поэт белорусско- еврейского происхождения Адам Мицкевич (1798-1855); - одиннадцать монашек-назаритянок совершили 1 августа 1943 г. акт самопожертвования и пошли на расстрел вместо мужчин-заложников; - группа евреев сбежала в августе 1943 г. из гетто свежевырытым подземным ходом и частично влилась в партизанский отряд братьев Бельских, позже запечатлённый в голливудском боевике "Вызов" ("Defiance"). * * * Причитав в раннем детстве кучу журналов "Наука и жизнь", отучи- вшись в русскоязычной лучшей школе города Гомеля и даже чуть-чуть не получив за это золотую медаль (в хозяйстве, возможно, пригоди- лась бы), я не удержал в памяти никакого Миндовга, Гедимина, Витовта, Кейстута и т. п., и только попав однажды студентом в Вильнюс (ну, когдатошнюю нашу Вильню, другой мир в четырёх часах езды от Минска) и там забравшись в музей Виленского замка, я на музейных стендах открыл для себя, что существовали, оказывается, литовские князья Миндаугас, Гедеминас, Витаутас, Кястутис и иже с ними. Это к вопросу о том, как нам, белорусам, преподавалась белорусская история в СССР. * * * У Новогрудка много тёзок в разных местах планеты: два Новгоро- да, Неаполь, Читтанова, Нойштадт, Ciudad Nueva и т. п. Что озна- чает избитое, дежурное, нетворческое название "Новогрудок", поня- тно. Непонятно, почему оно пристало к рассматриваемому населённо- му пункту. Быть может, в начале своего существования Новогрудок яввлял собой выселки какого-то другого городка (ныне, возможно даже, пребывающего в статусе деревни -- как, к примеру, Друцк -- или вовсе исчезнувшего). Кстати, названия населённых пунктов бывают городскими и дере- венскими. К примеру, Дюссельдорф -- деревенское название, а Шверин -- городское. В Белоруссии деревенские названия -- Вилейка, Сморгонь, Смолевичи, Барановичи и т. п., городские -- Бобруйск, Пропойск, Слуцк, Мядель, Скидель, Воложин, Гродно, Молодечно и т. п. Окончание -о объясняется тем, что по-белорусски (по-польски, по-украински) слово "город" -- среднего рода: месца (miasto, мiсто). Деревня Обчин, возможно, основывалась как город, но потом не смогла как следует вырасти. Впрочем, на -ин (Воложин) может называться и бывший хутор. * * * Адам Мицкевич -- не просто польский поэт, но поэт культовый: участник борьбы за независимость Польши. По этой причине в воз- рождённой межвоенной Польше родине Мицкевича Новогрудку уделялось некоторое внимание, и сегодня можно отыскать в городе немало по- строек того времени -- пусть не блистательных, но и не убогих. Для далёкой провинции, в которую даже поезда теперь не ходят, это немало. * * * В эпоху общедоступного интернета сотворить большой культ Адама Мицкевича в Белоруссии затруднительно, поэтому существует только очень умеренный и поверхностный культик, сильно уступающий по размаху культу Пушкина в России. И слово "мицкевичеведение", в отличие от слова "пушкиноведение", у белорусов совершенно не в ходу. * * * Всякое новое поколение национально-озабоченной белорусской молодёжи нет-нет да затевает вялое пережёвывание вопроса, к какой нации отнести Адама Мицкевича. Я думаю, в этом вопросе не имел устойчивой позиции сам Мицкевич. * * *
Новогрудок
Схема исторического центра. Номерами обозначены: 1. Фарный костёл Преображения Господня. 2. Гора Миндовга. 3. Руины замка. 4. Курган в честь Адама Мицкевича. 5. Дом-музей Адама Мицкевича. 6. Свято-Николаевский собор. 8. Бывшая Торговая площадь. 9. Мечеть. 10. Костёл Св. Михаила Архангела. 11. Свято-Борисо-Глебская церковь. 13. Историко-краеведческий музей. 15. Памятник Адаму Мицкевичу. 16. Памятник Елисею Лавришевскому (он же князь Войшелк). 17. Аптека. 22. Направление к автовокзалу. 23. Направление к музейной экспозиции еврейского сопротивления. 25. Почта.
* * * Адам Бернард Мицкевич (1798-1855) -- великий польский поэт c белорусско-еврейскими корнями (Википедия: "фамилия Мицкевич, как и ряд других фамилий польской шляхты - белорусского происхожде- ния, от имени Змiцер (Дмитрий). Мать поэта происходила из семьи крещеных евреев, последователей Якова Франка." Сам Мицкевич: "Мой отец из Мазуров, моя мать Б.Маевская из крещеных евреев. Я уро- дился наполовину поляком и наполовину евреем, и я горжусь этим." (Из беседы с графом Браницким)). В Литве Мицкевич почитается как Adomas Mickevicius (читается "Адомас Мицкявичус"). Сначала он был филоматом, потом филаретом и писал программные стихотворения ("Ода к юности" и др.). В 1819-1823 гг. работал учителем в Ковно (теперь Каунас). С октября 1823 года по апрель 1924 года сидел в тюрьме в качестве опасного заговорщика. Потом его выпустили на поруки и сослали в Санкт-Петербург. С 1829 г. он жил в Европе. В 1831 г. хотел присоединиться к польскому восстанию, но оно закон- чилось раньше, чем он собрался. С 1832 года жил в Париже пописы- вал стихи и публицистику и редактировал польскую эмигрантскую газету "Трибуна народов". Многие стихи Мицкевича -- вольные переводы других авторов. В 1839-1941 гг. он преподавал, но был отстранён за пропаганду мистической мути Анджея Товяньского. В 1855 г. уехал в Стамбул организовывать еврейский легион для помощи французам и англичанам в войне против России. В Стамбуле заболел холерой и умер. Похоронен в Вавельском кафедральном соборе в Кракове. Из еврейской электронной энциклопедии (www.eleven.co.il): "Некоторые историки предполагают, что и жена Мицкевича, Целина Воловска, была правнучкой одного из франкистских лидеров Шломо бен Элиши Шора из Рогатина." "В поэме 'Пан Тадеуш' (1834) один из персонажей - корчмарь Янкель, одаренный музыкант-цимбалист и благородный человек, хранит верность еврейской духовной традиции и в то же время участвует в польском освободительном движении. Мицкевич полемизировал с писателем З. Красиньским, изобразившим евреев в своей драме 'Небожественная комедия' (1835) врагами польского народа и христианства. Мицкевич был убежден, что союз поляков и евреев Польши приведет к духовному и материальному возрождению страны (как некогда союз Польши с Литвой привел к политическому величию Речи Посполитой; см. Польша), несмотря на различия двух народов. Он энергично высказывался в поддержку евреев в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже (1840-44). В день Девятого ава в 1845 г. Мицкевич выступил с речью в одной из синагог Парижа и выразил сочувствие страданиям еврейского народа." "Мицкевич разделял идеи польского философа-мистика Анджея Товяньского, бывшего, как и Мицкевич, выразителем польского мессианизма. Согласно Товяньскому, еврейский, польский и французский народы составляют триединый Израиль, призванный спасти человечество. Эти взгляды нашли выражение в написанном библейским стилем сочинении Мицкевича 'Книги польского народа и польского пилигримства' (1832), в котором проводится параллель между возвращением евреев из пленения вавилонского и окончанием мученичества Польши." "Убежденный, что Польше предстоит освободить западнославянские народы, а также разрешить еврейский вопрос, Мицкевич предложил во время Крымской войны (1853-56) организовать еврейский легион для борьбы с Россией, подобно уже существовавшему польскому полку ге- нерала Замойского и казачьему полку под командованием Садык-паши. С этим планом Мицкевич обратился к евреям через своего помощника А. Леви (врача французской армии, потомка крещеных евреев, заин- тересовавшегося в 1824-31 гг. иудаизмом под влиянием Мицкевича), обещая обеспечить еврейским солдатам возможность соблюдения суб- боты и обрядов иудаизма. И Мицкевич, и Леви, очевидно, полагали, что формирование еврейского легиона - первый шаг к возрождению еврейского народа." Про кого-то можно сказать: прожил жизнь по-русски или, скажем, по-американски (как Рональд Рейган) и т. д. Про Адама же нашего Мицкевича можно сказать: прожил жизнь по-полуеврейски. Забавно, что в статье "Adam Mickiewicz" польской Википедии (pl.wikipedia.org) еврейство Адама Мицкевича не упоминается вовсе, а евреи всплывают только в одном предложении: "We wrzesniu 1855 roku, podczas wojny krymskiej, po smierci zony i zostawieniu nieletnich dzieci wyjechal do Konstantynopola, aby tworzyc oddzialy polskie (Legion Polski), a takze zlozony z Zydow tzw. Legion Zydowski do walki z carska Rosja." * * * Алексей Петров "Пушкин и Мицкевич. Дружба или вражда?" (с сайта lito.ru): "Мицкевич раздражался по пустяками, беспрестанно курил, в доса- де обрывал пуговицы на собственном сюртуке, не замечая этого. 'Элегантности напрасно было искать во всём туалете Адама', - сказал однажды человек, близко знавший поэта. Нервный импульсив- ный Мицкевич блистал в салонах Москвы своими поэтическими импро- визациями: получив тему, на глазах у изумлённой публики сочинял стихи под аккомпанемент негромкой музыки, причём на французском языке. И если видел, что какой-нибудь поклонник его таланта пыта- ется украдкой записать во время импровизации это новое стихотво- рение, в гневе вырывал у бедняги перо из рук. Во время одной из таких импровизаций Пушкин вдруг вскочил с места и воскликнул: 'Какой гений! Какой священный огонь! Что я рядом с ним?'" (Ну, Пушкин был тогда молодой, неопытный, великодушный. Вдоба- вок он не читал известных книг дегенератоведа Григория Климова -- по причине ещё ненаписанности оных. А Мицкевич, наверное, давил на Пушкина своей еврейской эрудицией.) "Шляхетские свои корни отец поэта Николай, землемер, а затем новогрудский адвокат, доказывал в минском суде девятнадцать лет, и есть предположение, что он пошёл на подлог, фальсификацию, привлёк лжесвидетелей. Не исключено, что Мицкевичи произошли из крестьян..." "У Адама Мицкевича с матерью вообще были какие-то странные отношения. Анджей Сырокомля-Булгак писал, что Адам был довольно плохим сыном. Нет ни одного подтверждения того, что он навестил мать в день её именин или в день её рождения, не ездил он к ней даже на Пасху или Рождество. Ни одного своего стихотворения он не посвятил матери, а вот всяким там барышням и дамочкам замужним - сколько угодно. Более того: ему не сообщили вовремя о её смерти, и Адам не присутствовал на её похоронах. Видимо, родственники его знали причину не сообщать поэту о смерти матери. Чтобы как-то оправдать Адама, некоторые исследователи заявили, что ему не сказали о том, что мать скончалась, потому, что беспокоились о его здоровье, но эта версия не выдерживает никакой критики: Наверно, он не хотел видеть мать по собственной воле. Когда после смерти матери Адам посетил, наконец, Новогрудок, почувствовал, что в мире стало пусто и ему жалко её: но только и всего. Полное ощущение, что у Адама был комплекс по поводу своего еврейского происхождения." Плодить полукровок -- это безответственно: потомки мучаются. Впрочем, есть мнение, что Адам Мицкевич полукровкой не был. Раввин Авраам Шмулевич ("Пепел и алмаз литовского еврейства", сайт www.apn.ru, 09.05.2012): "Самое забавное, что Мицкевич был чистокровным евреем и помнил о своем еврейском происхождении. Родители его были франкистами, сторонниками Якова Франка, лжемессии, последователя другого лжемессии - Шаббатая Цви. Франкисты, во главе с самим Франком, приняли католицизм, крестным отцом Якова Франка был сам польский король, а рядовые франкисты получили дворянские звания. Франкизм был мистическим учением, и он оказал большое влияние на воззрения Мицкевича. Жена его тоже была из франкистов". Михаил Меньшиков (1859-1918): "Евреи были только арендаторами, но раз им было дано право на землю и на людей, приписанных к земле, они были настоящим дворян- ством Польши. В то время как доступ в дворянство был закрыт для христианских подданных, еврею стоило креститься, чтобы приобрести шляхетские права. Целых два тома занимает одно перечисление поль- ских родов, пошедших от еврейских выкрестов. И так как одновре- менно польская шляхта женилась на богатых жидовках, то в течение пятисот лет евреи успели в значительной степени испортить самую расу польского дворянства: Приглядитесь к простому народу польс- кому и к шляхте - до сих пор это две расы, заметно отличные." * * * Адам Мицкевич -- продукт польско-еврейского симбиоза на литовско-белорусской почве, осенённой российским двуглавым орлом византийского происхождения. * * * В нынешней Белоруссии Адам Мицкевич почитается, но не читается -- хотя бы потому, что на пути к Мицкевичу имеется языковый барь- ер: польский язык пусть и близок к белорусскому, но не настолько, чтобы читать без предварительной большой поготовки, а вдобавок сам белорусский язык, к сожалению, вышел из массового употребле- ния. У дадатак чытаць вершы ў перакладзе -- значыць чытаць ў асноўным нейкага iншага паэта, а не "першапачатковага" аўтара. Кстати, когда на белорусских землях установится правильная нацио- нальная власть, здесь будут говорить и писать в основном на бело- русском языке, а более образованая часть общества будет осваивать в той или иной степени также языки соседних примешанных народов: польский, украинский, русский, литовский, латышский. Жалко, что вот идиш почти сошёл на нет, а то можно было бы и его в этот список добавить. * * * Я полагаю, что причиной европейской мицкевичемании XIX века было не столько качество стихов Адама Мицкевича (стихи в переводе демонстрируют достонинства больше не изначального автора, а его переводчика) сколько массовое стремление европейцев насолить России (не думаю, что наклонность евреев выпячивать своих имела в то время такое же большое значение, как теперь). Вообще-то Польшу делили на троих, но России досталась наибольшая неприязнь передовой Европы, поскольку за царизмом значилось ещё много чего. Адам Мицкевич странствовал по салонам России и Европы в качестве романтичного польского страдальца. В Санкт-Петербурге с ним демонстративно возилась тогдашняя передовая либерально-демокра- тическая общественность, а когда он даже ей приелся своей гени- альностью, пришлось ему перебраться в Европу. Пушкин после этого, наверное, вздохнул с облегчением. * * * Мицкевич и Пушкин. Пушкин -- национальнее по крови (инородцем был только прадед), а в творчестве -- компактнее, охватнее. У Пушкина есть необильная, но могучая нехудожественная проза: "История пугачёвского бунта", "Путешествие в Эрзурум", "История Петра" и др. У Мицкевича -- гораздо большее по объёму наследие (ну, в основном потому, что он и жил много дольше, чем Пушкин, особенно если считать только возраст творческой активности): "Первые века польской истории", многотомная "Славянская литера- тура" и др. (правда, они являют собой многословные компиляции, ныне могущие быть интересными лишь как когдатошний взгляд на вещи с определённой позиции, тогда как книги Пушкина -- в основ- ном результат самостоятельной работы в архивах и на местности). Пушкина считают величайшим поэтом России, Мицкевича же -- только одним из трёх величайших представителей (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красиньским) польского романтизма, но это, возможно, говорит о могучести польской поэзии, а не о том, что Мицкевич не превзошёл в ней всех. * * * Адам Мицкевич -- это как бы польский Иосиф Бродский XIX века: тоже еврей, тоже стихи, тоже Петербург, тоже эмиграция, тоже лекции о литературе, тоже неприязнь к текущей российской власти, тоже мощный впих в не-единокровную литературу. * * * О каком старом белорусском городе ни говори, без упоминания евреев картина его жизни будет очень неполной. До войны в Новогрудке жили около 7000 евреев, а в настоящее время живут только несколько еврейских семей. Причина невнимания теперешних евреев к Новогрудку -- не в том, что в годы войны здесь имел место геноцид (он мел место В КАЖДОМ белорусском городе), а в том, что теперь есть много более благоприятные места для еврейской жизни: Минск, Москва, Израиль, США и даже -- как ни странно -- Германия (там тоже антисемитизм, как обычно, зато выплачиваются пособия на "восстановление еврейской общины в Германии").
Новогрудок, площадь
Панорама главной площади (ранее Торговой, теперь Ленина) в Новогрудке.
Новогрудок, Свято-Борисо-Глебская церковь
Костёл-церковь (Свято-Борисо-Глебская) в готическо-барочно-русском стиле.
Новогрудок, Новогрудский замок
Новогрудский замок, вернее, одна из двух башен, оставшихся от него после подрыва шведами в 1706 г.
Новогрудок, дом-музей Адама Мицкевича
Новогрудский MUST #1: дом-музей Адама Мицкевича.
Новогрудок, Адам Мицкевич
Адам Мицкевич. Копия картины В. Ваньковича "А. Мицкевич на скале Айю-Даг", 1828 г. Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке.
Новогрудок, Адам Мицкевич
Стихи Адама Мицкевича, переведенные на немецкий язык. Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке.
Новогрудок, Адам Мицкевич
Книжки, по каким учился Адам Мицкевич. Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке.
Новогрудок, Адам Мицкевич
Доподлинные часы Адама Мицкевича. Не карманные. Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке.
Новогрудок, Адам Мицкевич
Курган, насыпанный в честь Адама Мицкевича в 1924-31 гг. Вид со стороны Новогрудского замка. Можно оценить рельеф Новогрудка и окрестный пейзаж.
Новогрудок, соцреализм
Чудом уцелевший памятник соцреализма в парке ниже Новогрудского замка.
Новогрудок
Довоенный деревянный "модерн" на улице 1-го Мая.
Новогрудок
Бывшее здание воеводского суда (ныне учебный корпус ПТУ) по улице Минской. Стиль -- конструктивизм (1930-е гг). Памятник Александру Ульянову. Белое здание слева вдали -- когда-то конюшня суда, а в 1941-1943 гг. -- барак гетто. Музей еврейского сопротивления в Новогрудке.
Новогрудок
Модель территории гетто. Чёрная полоска от барака к ограде и далее в поле отмечает расположение тоннеля, по которому отважные еврейские узники сбежали в партизанский отряд Бельского.
Новогрудок
Попытка разоружить новогрудцев. Плакат на двери винного магазина. Кстати, новогрудцы по туристам обычно не стреляют -- если не выпивши...
Новогрудок, костёл Михаила Архангела
В доминиканском костёле Михаила Архангела.
Главный католический храм Новогрудка -- костёл имени Михаила Архангела на бывшей Торговой площади (многие которое столетие упорно пишут: СВЯТОГО Михаила Архангела; но по-моему, святые и ангелы -- это всё-таки разнотипые существа, хотя и те, и другие -- на небе). По части внутреннего декорума этот костёл вполне крепенький, заслуживающий внимания. С послевоенного времени и до начала 1990-х он пребывал в довольно раскуроченном состоянии (употребляли как склад), поскольку являлся зданием для отправле- ния не просто культа, но культа католического, по отношению к СССР очень непатриотичного. Тут уж белорусские провинциальные коммуняки давали волю своим деструктивным наклонностям вовсю. * * * К вопросу, являются ли архангелы святыми. Если понимать свя- тость как высокую степень праведности (у людей констатируемую для надёжности лишь post mortem), то ангелы (кроме падших) под опре- деление святых наверняка попадают, причём, среди прочего, потому, что некоторые человеческие грехи для них попросту невозможны физически. Ревнители веры упоминают со словом "святой", помимо архангела Михаила, также архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Обратим внимание, что если святых людей обычно без титула "святой" не упоминают, то в случае архангелов ситуация обратная. Возможно, надо понимать это дело так, что поскольку непадшие ангелы являются святыми все подряд, причём от самого рождения появления на свет, то употребление при имени архангела определения "святой" есть словесное излишест- во, которое повелось единственно из стремления добавить к имени- рангу архангела хоть какой-то эпитет по аналогии со святыми людьми, чтобы архангел по сравнению с этими святыми людьми не выглядел лишь бы кем. Кстати, Сатана имел (имеет?) ранг херувима, то есть, он стоял много выше Михаила-архангела и, наверное, был одно время не менее святым, чем архангелы Михаил, Гавриил и пр. Таким образом, бывают БЫВШИЕ СВЯТЫЕ. По крайней мере, из ангелов. Напомню, что иерархия ангелов представляется по преимуществу в следующем виде:
Первая степень (сфера): Серафимы Херувимы Престолы (также и по Новому Завету) Вторая степень (сфера): Господства Силы Власти Третья степень (сфера): Начала Архангелы Ангелы
Новогрудок
Довоенный особнячок рядом с автовокзалом (бывшим железнодорожным). Справа за кадром ещё два таких же.
Новогрудок, склеп Заборского
Склеп Заборского и пять странных каменных шаров на православно-католическом кладбище в Новогрудке.
Новогрудок
Слева -- памятник красноармейцам, погибшим в 1939 г. при освобождении Новогрудка от польских оккупантов при обороне Новогрудка от советских оккупантов при воссоединении белорусских земель. Справа -- памятник немецким оккупантам, погибшим в районе Новогрудка в Первую Мировую войну.
Новогрудок, Пушкин
Памятник внука Александра Пушкина -- младенца Петра Александровича -- на краю православного кладбища в Новогрудке.
Новогрудок, мечеть
Новогрудская мечеть 1855 г. постройки на фундаменте предыдущей мечети.
Новогрудок, еврейское кладбище
Еврейское кладбище в Новогрудке.
Новогрудок, Фарный костёл
Фарный костёл, в котором крестился был крещён Адам Мицкевич.
Новогрудок
Алтарь героических сестёр-назаритянок в Фарном костёле Новогрудка.
Героические монашки Новогрудка. Одиннадцать сестёр-назаритянок были убиты гитлеровцами 1 августа 1943 года. Монашки вызвались умереть вместо мужчин-заложников -- отцов семейств. Немцы, помявшись, согласились. Отцы семейств тоже не возражали. Сестёр расстреляли в лесу в 5 км от Новогрудка. В 2000 году сёстры были беатификованы. Вот имена этих славных женщин, истинных христиа- нок, у которых слово не разошлось с делом:
Stella Mardosewicz, Imelda Zak, Kanizja Mackiewicz, Rajmunda Kukolowicz, Daniela Jozwik, Kanuta Chrobot, Sergia Rapiej, Gwidona Cierpka, Felicyta Borowik, Heliodora Matuszewska Boromea Narmontowicz.
Итого одиннадцать святых из одного небольшого города -- Новогрудка. * * * Мицкевичштадт Новогрудок -- это провинция, провинция, провин- ция... В новогрудских местах ныне в рост пошли какие-то ничтож- ные неисторические Барановичи -- потому что оказались на линии железной дороги, да ещё приблизительно между Минском и Брестом. Ни водные, ни важные сухопутные пути (типа из варяг в греки или из лях в москали) через Новогрудок не проходили (и не проходят). Целебные источники там не струились (и не струятся), Богоматерь никому не являлась, чудодейственная икона никому не попадалась, так что вообще непонятно, с какой стати Новогрудок в своё время вырос хотя бы до тех размеров, до каких вырос. Скорее всего, решающим стало наличие высокого места для стоительства замка.

Приложение: Отряд братьев Бельских.

Из Википедии (статья "Бельские"): "Главной своей задачей Тувья Бельский считал спасение как можно большего количества евреев. При всей своей ненависти к нацистам братья Бельские исходили из принципа 'лучше спасти одну старушку- еврейку, чем убить десять немецких солдат'." (Слабое оправдание. Старушки не размножаются, а игнорированные Бельскими немецкие солдаты потом убивали евреев.) "Отношения с партизанами не всегда складывались лучшим образом, однако обижать членов отряда Бельского не рисковали - братья могли немедленно поставить под ружьё больше сотни бойцов, готовых защищать своих от любых посягательств." "Главной проблемой была добыча пропитания для огромного числа людей. Крестьяне начали сотрудничать с партизанами после того, как поняли, что Бельские - не объект для охоты. Когда местный крестьянин выдал нацистам группу евреев, команда мстителей из отряда Бельских уничтожила его вместе со всей семьёй - они сожгли дом доносчика." (Еврейские каратели брали пример с немецких.) "Другие партизанские отряды неохотно принимали евреев, бегущих из гетто, были случаи, когда их отправляли обратно на верную смерть или даже расстреливали. Спасением для евреев был отряд Тувьи Бельского." "Зусь Бельский лично уничтожил 47 нацистов и коллаборационис- тов." (С семьями? надо бы немцев и коллаборационистов учитывать раздельно.) "В 2001 году польский Институт национальной памяти обвинил некоторых членов отряда Бельского в резне в местечке Налибоки, расположенном в 120 километрах от Минска. В результате нападения партизан на это селение 8 мая 1943 года погибли 128 человек, в том числе три женщины, несколько подростков и десятилетний ребенок. Было установлено, что среди нападавших было несколько бойцов отряда Бельского." "В 2008 году в мировой прокат вышел голливудский художественный фильм Эдварда Цвика 'Вызов' (англ. Defiance)..." В послевоенные советские годы в Белоруссии деятельность евреев- партизан замалчивалась. В частности, в официальном справочнике 'Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечествен- ной войны (июнь 1941 - июль 1944)', изданном Институтом истории коммунистической партии в 1983 году, нет упоминания ни о братьях Бельских, ни об их отряде. Участие евреев в партизанском движении было скрыто за формулировкой 'другие национальности'. Хотя в одних только 14 еврейских партизанских отрядах и группах Белоруссии сражалось не менее 1650 бойцов, а всего в партизанских отрядах Белоруссии находилось от 10 до 15 тысяч евреев. Об отряде Бельских не упоминается также в энциклопедическом однотомнике 'Беларусь в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)', вышедшем в 1995 году. Из статьи "Красное и чёрное братьев из Налибокской пущи" (joanerges.livejournal.com): "В современных польских СМИ доминирует негативная оценка отряда Бельских. Так, в частности, газета 'Наш Дзенник', ссылаясь на результаты следствия Института Национальной Памяти, утверждает, что это подразделение совместно с советскими партизанами принимало участие в уничтожение мирных поляков в городке Налибоки. Исследователь массового убийства в Налибоках Лешек Жебровский, которого цитирует это издание, утверждает, что отряд Бельских практически не действовал против немцев, а занимался грабежом окрестных сёл и похищением девушек. Аналогично с возмущением встретила информацию о премьере фильма Э. Цвика и наиболее популярные газеты в Польше - 'Газета Выборча' (придерживающаяся, кстати, в целом либеральных взглядов - скажем в вопросе украинско-польского конфликта 1942-44 гг.) и консервативная 'Жечьпосполита'. Л. Жебровский подчёркивает, что в лагере Бельских происходили ужасные вещи, доходило до убийств, из молодых девушек создали своего рода гарем. Признавая, что целью отряда было выжить, историк отмечает, что даже после признания верховенства над собой командования советского партизанского движения, Бельские не активизировали антинемецкую борьбу." "'Наш Дзенник' утверждает, что в результате реквизиций у мест- ного населения отряд Бельских накопил значительные припасы еды, его бойцы ни в чём себе не отказывали, мясо было ежедневной пищей. При этом цитируется польский коммунист Юзеф Мархвинский, который был женат на еврейке, а к отряду Бельских откомандирован советским командованием. Тот так описал те времена: 'Бельских было четыре брата, рослые и видные парни, поэтому неудивительно, что имели симпатии девушек в лагере. Были они герои по части выпивки и любви, но не желали воевать. Самый старший из них (командир лагеря) Тевье Бельский руководил не только всеми евреями в лагере, но и довольно большим и привлекательным 'гаремом' - словно король Сауд в Саудовской Аравии. В лагере, где еврейские семьи часто ложились спасть с пустыми желудками, где матери прижимали к запавшим щекам своих голодных детей, где молили о дополнительной ложке тёплой пищи для своих малышей - в этом лагере цвела иная жизнь, был иной, богатый мир!'. " "Ещё один щекотливый момент - участие бойцов отряда братьев Бельских в столкновениях аковцев и советских партизан на стороне последних во второй половине 1943 г. Но это уже тема для другого разговора. Заметим только, что 'Наш Дзенник' также указал на то, что 26 августа 1943 г. группа бойцов отряда Бельских вместе с другими советскими партизанами уничтожила ок. 50 бойцов АК во главе с поручиком Антонимом Буржиньским-'Кмицицем'. В мае 1944 г. произошло ещё одно столкновение отряда Бельских с бойцами АК - шестеро аковцев были убиты, остальные отступили." "В итоговом донесении отряда Т. Бельского отмечено, что бойцы его отряда пустили под откос 6 эшелонов, взорвали 20 железнодо- рожных и шоссейных мостов, 800 метров железнодорожного полотна, уничтожили 16 автомашин, убили 261 немецких солдат и офицеров. В то же время польский историк из ИНП Пётр Гонтарчик утверждает, что 'Большинство битв, в которых принимали участие еврейские отряды, были полностью высосаны из пальца. 90 процентов акции, которые потом были описаны как бои с немцами, были на самом деле нападениями на гражданское население'." "Именно еврейские отряды польское подполье особенно сильно обвиняло в реквизициях и грабежах польских мирных жителей. В т.ч. одним из условий на переговорах с советской стороной, выдвигаемых поляками, было ограничение деятельности еврейских отрядов. Так, на первой встрече офицеров Новогрудского округа АК с командирами Ленинской партизанской бригады 8 июня 1943 г. аковцы потребовали, чтобы на реквизиции не высылались еврейские группы: 'Не присылай- те евреев, они по своему усмотрению хватаются за оружие, насилуют девушек и малых детей, оскорбляют местное население, угрожают дальнейшей местью советской стороны, не имеют меры в своей необоснованной злости и в грабежах'." "В марте 1944г. обитатели семейного лагеря отряда Бельских со- брали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 кг золота и серебра ломом. Асаэль Бельский вместе с боевым отрядом присоединился к Красной Армии и погиб на фронте в 1945 г. возле Кенигсберга." Ну что можно сказать по этому поводу? Если вырвать эти деяния энергичных евреев из "контекста", то волосы встанут дыбом, а рука потянется к расстрельному пистолету. А если не вырывать, то ока- жется, что немцы, поляки, русские, литовцы, белорусы и др. граби- ли, насиловали, убивали в тех условиях не меньше, а то и больше, чем банда отряд братьев Бельских. Особенно если в пересчёте на душу единокровного населения. А те, кто сегодня, сидя в удобных креслах, осуждают тогдашние еврейские деяния, возможно, в подоб- ной ситуации поведут себя хуже всех. Надо различать евреев-партизан, воевавших в "нормальных" отря- дах (про этих ничего особенного сказать не получится: были в основном "как все"), и евреев-партизан, воевавших в самодеятель- ных еврейских отрядах (тут примешивается немалый национальный фактор). Возможно, братья Бельские были в первую очередь расчётливыми жлобами, которые заделались лесными царьками варварского типа, а немцев с коллаборационистами постреливали и евреев спасали больше затем, чтобы крестьяне исправнее платили "налог", а евреи тащили в лес свои трудовые накопления, а также чтобы иметь себе оправда- ние после того, как другие покончат с нацистами. Но наверняка чувство этнической солидарности и стремление мстить тоже имели место: ничто человеческое евреям обычно не чуждо. Кстати, в отличие от мазохистской Германии, восстановившей у себя еврейскую общину (и соответственно подорвавшей нашу, поско- льку евреи в основном от нас брались, но жалоб от населения на это не поступало), и злопамятной Польши, в тормознутой Белоруссии фильм "Вызов" не привлёк большого внимания.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Новогрудок как малая родина Адама Мицкевича