Александр Бурьяк

Радунь как иудейское место силы

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Радунь -- бывшее еврейское (ныне белорусское) местечко в Воро- новском районе Гродненской области (та ещё дыра, если честно). В еврейском мире оно считается очень особенным: здесь иудеи покло- няюются могиле великого раввина и как бы философа Хафеца Хаима, который по паспорту звался Исраэлем Меиром Пупко. Каждый год в день смерти Хафеца Хаима (15 сентября) случается забавное нашествие на Радунь десятков ортодоксальных иудеев, не- истовых в вере. Они -- в чёрных одеяниях, с бородами и свисающими пейсами. Ортодоксальные иудеи -- это каста текстовых наркоманов, парази- тирующая на "нормальных" евреях под предлогом моления за всех. Рациональные евреи терпят ортодокосв как худо-бедно хранителей культурного наследия (уж какое есть) и как банк еврейских генов. С культурным наследием всегда ведь бывает непонятно, какую его часть лучше сохранять, а какую -- забыть, будто её и не было. Из газеты белорусских евреев "Авив", статья "Радунь -- место чудес" (28.09.2016): "Раби Исраэль Меир Акоэн (Пупко) (1838-1933) родился в Дятлово. В 18 лет переехал в Радунь. В возрасте 24 лет он опубликовал свою первую книгу 'Хафец Хаим', что по-русски означает 'Жаждущий жиз- ни'. Этот труд прославил автора, которого с тех пор чаще называли Хафецем Хаимом, нежели его собственным именем. Он много учился и читал. Жил скромно, работая в лавке жены. Получив звание раввина, он отказывался от жалованья. Открыл Радунскую иешиву, которая прославилась во всей Восточной Европе. После революции он перевез школу в Черниговскую область. Затем вернулся в Радунь, где про- должал свою просветительскую деятельность. В 1924 году предложил создать Ваад иешивот (комитет по делам иешив), который существует и сейчас. Умер в 1933 году. Похоронен в Радуни. После себя раввин оставил большое культурное наследие: его пер- вая книга о запрете злословия очень почитается среди евреев и является второй по популярности после Торы. По свидетельствам тогдашних очевидцев и современников, раввин ездил по городам и весям западных окраин Российской империи и рассказывал народу о Святом Писании. Именно тогда люди стали говорить о глубоких и безграничных познаниях Хафеца Хаима. Однако он был человеком очень скромным и, когда ему предлагали стать раввином в том или ином местечке, отказывался, говоря, что у него недостаточно знаний для этого. - Он также говорил о том, что нельзя плохо отзываться о людях: даже если ты видел, что человек совершил плохой поступок, ты не должен об этом рассказывать никому. Это сложно, но когда начина- ешь прислушиваться к законам, которые прописаны в книге, и следо- вать им, в твоей жизни появляется счастье, а тебе начинает спо- собствовать удача, - говорит один из гостей, адвокат Нетанель Мамо. Он говорит, что в Израиле даже есть специальная экстренная служба: позвонив в нее, можно узнать, как поступать в той или иной ситуации, исходя из советов Хафеца Хаима. Каждый год в Радунь - или Радину, как называют местечко евреи, - приезжают сотни паломников. Они считают, что в день своей смерти душа Хафеца Хаима посещает свою могилу и помогает тем, кто пришел на кладбище. В общем, этот Пупко вёл агитацию в стиле Иисуса Христа, но с учётом опыта оного, поэтому помер своей смертью. Осуждал ли Хафец Хаим злословие в отношении гоев, я ещё не выяснил. Кстати, его учение не привлекло меня ни разу: мизантропу не позлословить -- почти то же, что по нужде не сходить. Из Википедии: "Дом Хафец-Хаима в Радуни в 2001-2002 годах был разобран и вы- везен в США". Надо думать, местная администрация в результате разжилась аме- риканскими деньгами. Из Еврейской энциклопедии (www.ejwiki.org): "Исраэль Меир hа-Коhен (...) -- моралист и талмудист, один из ведущих галахических авторитетов нового времени (Ахароним) и наи- более почитаемых руководителей ортодоксального еврейства." "Следует упомянуть произведение 'Махане Исраэль' ('Стан Израи- лев', 1881) -- руководство по соблюдению предписаний Галахи для солдат-евреев в царской армии. Галахические труды Исраэля Меира hа-Коhена отличает краткость изложения и четкость практических выводов. Установления прослеживаются им до первоисточников." "Зарождение движения Ховевей Цион и первые попытки заселения Эрец-Исраэль евреями были восприняты Исраэлем Меиром hа-Коhеном как знамение наступления эры кибуц галуйот, за которым последует пришествие Мессии. Исходя из этого, он усердно занялся разработ- кой предписаний, относящихся к Храму и жертвоприношениям." Сионистского движения Хафец Хаим, тем не менее, не принял -- наверное, за то, что оно было светским, а ему хотелось восста- навливать Храм. Мой экскурсовод (похоже, криптоантисемит) не сделал акцента на еврейской стороне Радуни, а сделал на католической, так что моги- ла Хафеца Хаима осталась у меня за кадром. * * * От "Радунь" -- еврейские фамилии "Радунский" и "Радунер". * * * Радунь впервые упоминается якобы в 1217 году -- в немецкой хро- нике "Монумента Германика". В XIV-XVII веках здесь строился замок (может, что-то из земли и древесины). В 1649 г. городок Радунь -- на всё воля Аллаха! -- даже получил Магдебургское право. Костёл Девы Марии Розария в Радуни был построен в 1929-1933). Внешний стиль -- среднее между модерном и неоготикой. Трёхнефная двухбашенная базилика с трансептом (одним) и одной пятигранной апсидой. * * * Как обустраивать малые городки и большие деревни. Советы про- езжего мизантропа: 1. Размешаться не на большой дороге, а чуть в стороне от неё, чтобы шум и вонь от автомобилей рассеивались вне места оби- тания людей. 2. Застраиваться поплотнее, чтобы меньше тратиться на мощение улиц и прокладку прочих коммуникаций. 3. Акцентировать неоднородности ландшафта: холмов не срывать, канав не засыпать. 4. Сохранять всё более-менее приличное старьё. 5. Не скупиться на оригинальное, декорированное, качественное. 6. Строить фундаментально: как будто на сотни лет. 7. Сажать как можно больше деревьев и кустов. Компенсировать зеленью дефекты архитектуры. 8. Выжимать максимум из главного преимущества малых поселений: из близости к менее загаженной природе. 9. Ликвидировать голый грунт -- источник пыли и грязи: везде должны быть только трава, вода, камень, асфальт, бетон, крипич, лесная подстилка. 10. Не опускаться до дешёвых квазидекорумных поделок из отходов типа старых автомобильных покрышек. 11. Обеспечивать высококачественные транспорт и связь. 12. Налаживать удобные водоснабжение и канализацию: в этой части различие города и деревни особено сильно давит на впечатли- тельные умы. 13. Хорошо снабжать глубокую провинцию товарами первой и второй необходимости: всё должно быть свежее, разнообразное, высоко- качественное и без наценки. (Как этого добиваться, вам объяс- нят мизантропы, если закажете у них подробную платную кон- сультацию. Правда, простых решений у них не будет: мизантро- пы, конечно же, заявят, что надо менять "всю систему".) Ключевая проблема городков -- дефицит (точнее, почти полное от- сутствие) гиперактивных интеллектуалов: такие интеллектуалы, как правило, сбегают в города покрупнее. А какие не сбегают, те пла- нируют сбежать. Городки остаются обезинтеллектенными. Решать эту проблему надо радикальным обустройством городков по проектам, со- ставленным лучшими сбежавшими интеллектуалами, а не задержавшими- ся местными умищами.
Радунь, ешива Хафец Хаим
Бывшая ешива 'Хафец Хаим', в которой развёрнут участок для бесполезного голосования.
Радунь, ешива Хафец Хаим
Та же ешива, только в профиль. Скромная, как и сам религиозный максималист Хафец Хаим.
Радунь, Хафец Хаим
Хафец Хаим (Раби Исраэль Меир Акоэн (Пупко)).
Радунь, костёл Девы Марии Розария
Костёл Девы Марии Розария.
Радунь
В костёле Девы Марии Розария.
Радунь, Туринская плащаница
Радуньская копия знаменитой Туринской плащаницы, якобы с отпечатком Иисуса Христа. (Католическая церковь эту плащаницу подлинной не признаёт, но вывешиванию неё копий в своих храмах не препятствует: пропаганда налицо, а разоблачать особо нечего.)
Радунь
Я всё равно тебя люблю, моя непутёвая Родина. Выдержим. Прорвёмся. Саду цвесть.
<

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Радунь как иудейское место силы