Радунь -- бывшее еврейское (ныне белорусское) местечко в Воро-
новском районе Гродненской области (та ещё дыра, если честно). В
еврейском мире оно считается очень особенным: здесь иудеи покло-
няюются могиле великого раввина и как бы философа Хафеца Хаима,
который по паспорту звался Исраэлем Меиром Пупко.
Каждый год в день смерти Хафеца Хаима (15 сентября) случается
забавное нашествие на Радунь десятков ортодоксальных иудеев, не-
истовых в вере. Они -- в чёрных одеяниях, с бородами и свисающими
пейсами.
Ортодоксальные иудеи -- это каста текстовых наркоманов, парази-
тирующая на "нормальных" евреях под предлогом моления за всех.
Рациональные евреи терпят ортодокосв как худо-бедно хранителей
культурного наследия (уж какое есть) и как банк еврейских генов.
С культурным наследием всегда ведь бывает непонятно, какую его
часть лучше сохранять, а какую -- забыть, будто её и не было.
Из газеты белорусских евреев "Авив", статья "Радунь -- место
чудес" (28.09.2016):
"Раби Исраэль Меир Акоэн (Пупко) (1838-1933) родился в Дятлово.
В 18 лет переехал в Радунь. В возрасте 24 лет он опубликовал свою
первую книгу 'Хафец Хаим', что по-русски означает 'Жаждущий жиз-
ни'. Этот труд прославил автора, которого с тех пор чаще называли
Хафецем Хаимом, нежели его собственным именем. Он много учился и
читал. Жил скромно, работая в лавке жены. Получив звание раввина,
он отказывался от жалованья. Открыл Радунскую иешиву, которая
прославилась во всей Восточной Европе. После революции он перевез
школу в Черниговскую область. Затем вернулся в Радунь, где про-
должал свою просветительскую деятельность. В 1924 году предложил
создать Ваад иешивот (комитет по делам иешив), который существует
и сейчас. Умер в 1933 году. Похоронен в Радуни.
После себя раввин оставил большое культурное наследие: его пер-
вая книга о запрете злословия очень почитается среди евреев и
является второй по популярности после Торы.
По свидетельствам тогдашних очевидцев и современников, раввин
ездил по городам и весям западных окраин Российской империи и
рассказывал народу о Святом Писании. Именно тогда люди стали
говорить о глубоких и безграничных познаниях Хафеца Хаима. Однако
он был человеком очень скромным и, когда ему предлагали стать
раввином в том или ином местечке, отказывался, говоря, что у него
недостаточно знаний для этого.
- Он также говорил о том, что нельзя плохо отзываться о людях:
даже если ты видел, что человек совершил плохой поступок, ты не
должен об этом рассказывать никому. Это сложно, но когда начина-
ешь прислушиваться к законам, которые прописаны в книге, и следо-
вать им, в твоей жизни появляется счастье, а тебе начинает спо-
собствовать удача, - говорит один из гостей, адвокат Нетанель
Мамо. Он говорит, что в Израиле даже есть специальная экстренная
служба: позвонив в нее, можно узнать, как поступать в той или
иной ситуации, исходя из советов Хафеца Хаима.
Каждый год в Радунь - или Радину, как называют местечко евреи, -
приезжают сотни паломников. Они считают, что в день своей смерти
душа Хафеца Хаима посещает свою могилу и помогает тем, кто пришел
на кладбище.
В общем, этот Пупко вёл агитацию в стиле Иисуса Христа, но с
учётом опыта оного, поэтому помер своей смертью. Осуждал ли Хафец
Хаим злословие в отношении гоев, я ещё не выяснил. Кстати, его
учение не привлекло меня ни разу: мизантропу не позлословить --
почти то же, что по нужде не сходить.
Из Википедии:
"Дом Хафец-Хаима в Радуни в 2001-2002 годах был разобран и вы-
везен в США".
Надо думать, местная администрация в результате разжилась аме-
риканскими деньгами.
Из Еврейской энциклопедии (www.ejwiki.org):
"Исраэль Меир hа-Коhен (...) -- моралист и талмудист, один из
ведущих галахических авторитетов нового времени (Ахароним) и наи-
более почитаемых руководителей ортодоксального еврейства."
"Следует упомянуть произведение 'Махане Исраэль' ('Стан Израи-
лев', 1881) -- руководство по соблюдению предписаний Галахи для
солдат-евреев в царской армии. Галахические труды Исраэля Меира
hа-Коhена отличает краткость изложения и четкость практических
выводов. Установления прослеживаются им до первоисточников."
"Зарождение движения Ховевей Цион и первые попытки заселения
Эрец-Исраэль евреями были восприняты Исраэлем Меиром hа-Коhеном
как знамение наступления эры кибуц галуйот, за которым последует
пришествие Мессии. Исходя из этого, он усердно занялся разработ-
кой предписаний, относящихся к Храму и жертвоприношениям."
Сионистского движения Хафец Хаим, тем не менее, не принял --
наверное, за то, что оно было светским, а ему хотелось восста-
навливать Храм.
Мой экскурсовод (похоже, криптоантисемит) не сделал акцента на
еврейской стороне Радуни, а сделал на католической, так что моги-
ла Хафеца Хаима осталась у меня за кадром.
* * *
От "Радунь" -- еврейские фамилии "Радунский" и "Радунер".
* * *
Радунь впервые упоминается якобы в 1217 году -- в немецкой хро-
нике "Монумента Германика". В XIV-XVII веках здесь строился замок
(может, что-то из земли и древесины). В 1649 г. городок Радунь --
на всё воля Аллаха! -- даже получил Магдебургское право.
Костёл Девы Марии Розария в Радуни был построен в 1929-1933).
Внешний стиль -- среднее между модерном и неоготикой. Трёхнефная
двухбашенная базилика с трансептом (одним) и одной пятигранной
апсидой.
* * *
Как обустраивать малые городки и большие деревни. Советы про-
езжего мизантропа:
1. Размешаться не на большой дороге, а чуть в стороне от неё,
чтобы шум и вонь от автомобилей рассеивались вне места оби-
тания людей.
2. Застраиваться поплотнее, чтобы меньше тратиться на мощение
улиц и прокладку прочих коммуникаций.
3. Акцентировать неоднородности ландшафта: холмов не срывать,
канав не засыпать.
4. Сохранять всё более-менее приличное старьё.
5. Не скупиться на оригинальное, декорированное, качественное.
6. Строить фундаментально: как будто на сотни лет.
7. Сажать как можно больше деревьев и кустов. Компенсировать
зеленью дефекты архитектуры.
8. Выжимать максимум из главного преимущества малых поселений:
из близости к менее загаженной природе.
9. Ликвидировать голый грунт -- источник пыли и грязи: везде
должны быть только трава, вода, камень, асфальт, бетон,
крипич, лесная подстилка.
10. Не опускаться до дешёвых квазидекорумных поделок из отходов
типа старых автомобильных покрышек.
11. Обеспечивать высококачественные транспорт и связь.
12. Налаживать удобные водоснабжение и канализацию: в этой части
различие города и деревни особено сильно давит на впечатли-
тельные умы.
13. Хорошо снабжать глубокую провинцию товарами первой и второй
необходимости: всё должно быть свежее, разнообразное, высоко-
качественное и без наценки. (Как этого добиваться, вам объяс-
нят мизантропы, если закажете у них подробную платную кон-
сультацию. Правда, простых решений у них не будет: мизантро-
пы, конечно же, заявят, что надо менять "всю систему".)
Ключевая проблема городков -- дефицит (точнее, почти полное от-
сутствие) гиперактивных интеллектуалов: такие интеллектуалы, как
правило, сбегают в города покрупнее. А какие не сбегают, те пла-
нируют сбежать. Городки остаются обезинтеллектенными. Решать эту
проблему надо радикальным обустройством городков по проектам, со-
ставленным лучшими сбежавшими интеллектуалами, а не задержавшими-
ся местными умищами.
Бывшая ешива 'Хафец Хаим', в которой развёрнут
участок для бесполезного голосования.
Та же ешива, только в профиль. Скромная,
как и сам религиозный максималист Хафец Хаим.
Хафец Хаим
(Раби Исраэль Меир Акоэн (Пупко)).
Костёл Девы Марии Розария.
В костёле Девы Марии Розария.
Радуньская копия знаменитой Туринской плащаницы,
якобы с отпечатком Иисуса Христа. (Католическая церковь
эту плащаницу подлинной не признаёт, но вывешиванию
неё копий в своих храмах не препятствует:
пропаганда налицо, а разоблачать особо нечего.)
Я всё равно тебя люблю, моя непутёвая Родина.
Выдержим. Прорвёмся. Саду цвесть.
<
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Радунь как иудейское место силы