Александр Бурьяк

Осколочный Слоним

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Название "Слоним" звучит весьма по-еврейски. Сравним: Лехаим, Иерусалим и т. п. Возможно, изначально оно не было еврейским, но наши евреи его потом переиначили по-своему. Самое-самое в Слониме -- это Главная синагога. Небольшая, но довольно интересно оформленная внутри (я не имею в виду мусор и голубиный помёт). Она -- то, ради чего стоит ехать в этот горо- дишко. Не супершедевр, но всё-таки чудом уцелевший выразительный кусочек затёртого прошлого, трогательный осколок еврейской вос- точноевропейской Атлантиды, не вполне ещё распавшейся на молеку- лы. Кстати, о молекулах. Антисемитам на заметку, а то ведь сами не сообразят. Полагаю, что можно быть евреем на молекулярном уровне (но не на субмолекулярном). Еврейские молекулы существуют: это еврейские варианты соединения атомов в сложные образования (в ДНК, к примеру), а вот еврейских атомов быть не может. Поэтому разрушение еврейских молекул есть как бы освобождение атомов из еврейского плена. А, скажем, простые молекулы, вроде молекул воды, пройдя через еврея, еврейскими не становятся. И даже если простые молекулы синтезируются в еврее (CO2, к примеру), они -- не еврейские, как ни крути. Но в большую порцию таких молекул, конечно, вполне может затесаться еврейская молекулярная примесь. Это я всего лишь попробовал взглянуть на "еврейский вопрос" глазами нордического химика, если что. Были ведь и такие. * * * В Слониме хватает также недосожжённых, недобомбленных, недо- взорванных, недорестваврированных осколков ЛИТВИНСКОЙ, речьпоспо- литовской Атлантиды. ОНА ТОЖЕ БЫЛА: замки, монастыри, крылатые гусары, битва под Оршей, косинеры, полонез Огинского и т. п. * * * У меня сложилось впечатление, что в Слониме многовато алкого- ликов. Даже по теперешним белорусским меркам. А ещё я в Слониме поругался с ксендзом и рявкнул на сопливого "автолюбителя": оба мешали мне фотографировать. С ксендзом (если это был он) вышло так: я запечатлевал костёл Святого апостола Андрея с юга. Чтобы получить нужный ракурс, зашёл через проём в ограде в какой-то как бы двор при храме. Ко мне устремился из дальнего угла двора мужчина средних лет с осто- чертевшим белорусским вопросом "А вы что здесь делаете?!" Я задал ему встречный вопрос: "А вы что здесь -- собакой работаете?" Он: "Я настоятель этого храма!". Я: "А я -- гражданин этой страны и хожу здесь, где хочу" (тем более что ни калитки, ни запретитель- ной надписи на моём пути не было). Поскольку у меня за годы набо- лело, я не был краток. Ксендз бездарно грозился вызвать милицию, дешёвка. Последний мой тезис звучал так: "Вы не достойны этого храма, пишите заявление на увольнение!". Кстати, храм был запертый, пришлось фотографировать внутренность через стеклянную дверь. Такое перекрытие доступа к культурным ценностям, оплачен- ным кровью и потом белорусского народа, тоже сильно раздражает. Когда я орал на ксендза (и ещё полдня после этого), я чувство- вал себя почти изгоняльщиком менял из дома Божьего. Переживал праведный гнев. Скажу: это упоительно. Но в наше время это почти так же опасно, как в древности: современники в большинстве своём не поймут-с, а если будешь настаивать на своём, упекут в психуш- ку. Между тем, в белорусских психушках наверняка почти такой же дискомфорт, как в белорусских тюрьмах, а главное, ты там просто исчезнешь -- без каких-либо позитивных последствий для общества. Даже в великомученики не попадёшь. Когда буйствуешь во главе от- ряда последователей, это может оказаться весьма результативным, а одиночный революционный демарш -- это лишь медицинский или поли- цейский случай.
Слоним
Костёл Святого апостола Андрея, 1775 г.
Слоним
Костёл Святого апостола Андрея внутри.
Слоним
Спасо-Преображенский собор издали. 1994-2005 гг.
Слоним
Спасо-Преображенский собор внутри.
Слоним
Просто здание не без декорума. Просто стоит себе.
Слоним
Костёл безгрешного зачатия Панны Марии и монастырь бернардинок.
Слоним
Костёл безгрешного зачатия внутри.
Слоним
Монастырь бернардинок сзади.
Слоним
Площадь перед монастырём бернардинок.
Слоним
Слонимская Главная синагога. 1642-48 гг.
Слоним
Слонимская Главная синагога. Внутренний декорум.
Слоним
Слонимская Главная синагога. Устройство сводов.
Слоним
Слонимская Главная синагога. На этом месте читали Тору.
Слоним
Мир Божий. Слонимский участок.
Слоним
На заднем плане - Троицкий собор, бывыший костёл бернардинцев, 1639-45 гг.
Слоним
Слонимская идиллия возле католического кладбища.
Слоним
Наберлинер на немецком автомобильном объедке с белорусским номером. Наверное, потомок полицая, мечтающий стать гастарбайтером.
Почему в СССР шарахались от слова "городок", остаётся догады- ваться. Скорее всего потому, что "городок" звучал недостаточно бюрократично. Вместо "городка" употребляли чудовищное "посёлок городского типа". * * * Комплект мест погребения в нормальном белорусском городке включает кладбища четырёх конфессий: - православное; - католическое (оно же польское); - иудейское (оно же еврейское); - мусульманское (оно же татарское, оно же мизар). А ещё местами попадаются кладбища немецкие (надо думать, лютеранские), на которых хоронили солдат Первой и Второй мировых войн. * * * Вера Засулич (1849-1919) -- народница, террористка и писатель- ница -- надо полагать, родом из Засулья -- деревни, которая на полдороге из Минска в Слоним. * * * В долгой дороге до Слонима, когда захотелось есть среди родных до боли пейзажей, вспомнился один белорусский народный деликатес: солёное сало, хлеб и листья (!) молодого чеснока прямо с грядки (сдаётся, мы их даже не мыли). Сало обязательно должно быть с толстой прослойкой мяса: без неё оно в наших краях считается неполноценным. У моей сельской родни подходящее сало держалось зарытым в соль в фанерном ящике из-под почтовой посылки (холо- дильников на селе ещё не было, все сохранительные надежды возла- гались на погреб и соль). * * * Перед поездкой (даже близкой: вроде из Минска в Слоним) у меня всегда такое чувство, как перед прыжком с парашютом или перед же- нитьбой. С парашютом прыгать мне не случалось (я уверен, что мой не раскрылся бы), а жениться однажды довелось, так что могу себе представить, и что такое прыжок с парашютом. Как ни готовишься, непременно что-то упустишь. В качестве как бы парашюта я беру с собой даже в однодневную поездку компактную палатку и дополни- тельную одежду, чтобы в крайнем случае забиться на ночь в какие- нибудь заросли и там продрожать до утра. * * * Слоним, наверное, почти самодостаточный: количество автобусных рейсов из него на Минск и даже на Барановичи (к железной дороге Брест-Минск) очень незначительное. Электричка Гродно-Слоним-Барановичи приходит сначала на станцию Барановичи-Центральная (здесь надо удержаться, чтобы не выскочить из вагона прежде времени, если рвёшься в Минск), потом на станцию Барановичи-Полесская, хотя та -- на поперечной линии (бывшей Вильна-Ровно). Для посадки на Минск лучше выходить на второй: через неё проходят не только поезда дальнего следования, но и электрички. * * * О разнице между киббуцем и колхозом: в киббуце "наше" получи- лось, а в колхозе -- нет. Колхозное -- не "наше", а "не моё". Причина -- в том, что киббуц образовывался из добровольцев, а колхоз -- из псевдодобровольцев. * * * Самая убогая архитектура в наших краях относится к эпохе кре- постного права Хрущёва. "Надо было срочно обеспечить людей жильём" -- не оправдание: даже срочно можно делать очень по-разному. Дополнительные разумные затраты на эстетизацию "хрущоб" вряд ли удорожили бы строительство более чем на 10%. Причина неэстетизи- рованности была не в затратах, а в мировоззренческой установке "и так сойдёт". * * * Принципы эффектного градостроительства: 1. Максимально сохранять неоднородности ландшафта (холмы, водоёмы, естественную растительность). 2. Как можно больше сохранять уже имеющиеся постройки и сооруже- ния. 3. Строить как можно более плотно при умеренной этажности, потому что преимущество города -- в близости всего. Чем плотнее го- род, тем меньше потребность в транспорте и соответственно тем комфортнее городская среда (меньше шум, чище воздух). 4. Делать мало "зелёных зон" (это сокращает затраты на их объ- езд), зато много "зелёных пятачков": садить деревь, кусты, декоративную траву везде, где они помещаются, но не мешают. 5. Строить преимущественно под пешеходов. Деавтомобилизация -- ключевой вопрос градостроительства: город можно сделать удоб- ным либо для автомобилей (для людей в них) либо для просто людей, но не для тех и других одновременно. 6. Строить не единообразно: варьировать если не форму, то разме- ры; если размеры, то материалы; если не материалы, то фактуру, если не фактуру, то хотя бы цвет. 7. Декорировать не упрощённо, а с равнением на лучшие образцы. 8. Строить аккуратно: аккуратное красиво само по себе, даже без декорума. 9. Строить так, чтобы город хорошо противостоял климатическим воздействиям, ураганам, наводнениям, землетрясениям, оползням, взрывам, пожарам, террористам, "вандалам". * * * Билет на городской маршрутный автобус стоит в Слониме 3500 белорусских рублей. Для сравнения: в Минске -- 5000. С площади Ленина доехать до вокзалов (железнодорожного и авто- бусного) можно автобусом номер 8. * * * Гостиницы в Слониме: 1) "Щара" (ул. Первомайская, 19); 2) "Альбертин" (в молодёжном центре картонно-бумажного завода, ул. Колхозная, 8). 3) "Венеция", ул. Багратиона, 5. Приезжайте, вам будут рады.

Источники


Возврат на главную страницу           Александр Бурьяк / Осколочный Слоним