Александр Бурьяк

Вишнево как просто деревня
с тремя дотами и священным источником

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
В деревне Вишнево Воложинского района Минской области доступны для обозрения и частично для употребления следующие объекты: - Благовещенский костёл, 1637-1641 гг.; - священный источник в 100 м от костёла; - брама-колокольня, середина XIX в.; - придорожная часовня-столбик, XIX в.; - церковь Святых Козьмы и Демьяна, 1865 г.; - немецкий мемориальный камень по случаю длительного размещения штаба кайзеровской дивизии (в течение 1915-1917 гг.) в усадьбе Одровондж (расположен в 20 м справа от усадебного дома); - фабричные корпуса металлургического завода Хрептовичей, XIX век; - усадьба Одровонж, принадлежавшая Хрептовичам (ныне -- только двухэтажный домик на три окна по фасаду); - арочный мостик через бывшую канаву; - христианское кладбище (самое примечательное на нём -- надгробие-часовня некой А. Броновской, с фронтончиком, 1840-е); - еврейское кладбище (надгробия ещё торчат); - три дота 1915-1918 гг. (два на христианском кладбище, один в 300 м к югу от усадьбы Одровонж). В Вишневое родился (в 1923 г.) Шимон Перес -- израильский поли- тический деятель: один раз президент Израиля, два раза премьер- министр, неоднократный министр разных министерств, завсегдатай Кнессета и прочая, и прочая, и прочая. * * * Согласно книжке "Powiat Oszmiański" 1896 года, автор Czesław Jankowski, в XVIII веке Вишнево было местечком (= городком) Вишнев. В 1795 году в Вишневе проживало, среди прочего люда, 196 евреев, имевших отдельную синагогу, а также 29 неких лутров (lutrów), имевших отдельное кладбище (я думаю, это были всего лишь лютеране). Кстати, еврейская фамилия "Вишневский", скорее всего, появилась вот в этих самых местах. Вишневский заводик по отливу железных изделий, первый и единст- венный в Литве, был основан в 1778 году -- для переработки мест- ной (!!!) железной руды, которая имелась в большом количестве (по меркам этого заводика, разумеется) в разных местах "Вишневщины", но не отличалась высоким качеством. * * * Вишнево располагается на возвышенности над рекой. Под местом, где стоит костёл, из возвышенности вытекает вода. Эту воду объя- вили святой. Во всяком случае, она на вкус чистая. Но наличие деревни, пусть и небольшой, но всё-таки с хлевами и нужниками, выше по склону возвышенности, навевает тревожные мысли о круго- вороте воды в природе. Костёл снаружи простенький, но внутри довольно качественный, а главное -- доподлинно старый. Оставлять денежки в таком костёле не жалко. Деревянный костёл на месте нынешнего каменного был выстроен ещё в 1424 году. Как правило, храм такого качества обслуживает не одну деревню, а несколько, да ещё паломники случаются. Или туристы вот... Месный ксёндз, мужчина приятной внешности и с весьма приличной манерой поведения (такие ценные кадры должны в поте лица клепать новых белорусов, а не прозябать в целибате), толкнул небольшую, но содержательную речь о костёле и о вообще. После того, как мы вышли из костёла, экскурсовод рассказала следющий церковный анекдот по поводу: Встречаются два ксендза. Один: "Я слышал, что, вроде, ксендзам собираются, наконец, разрешить жениться!" Другой: "Не верю в это. Не при нашей жизни. Разве что дети наши дождутся...". Ну, хорошо, если хотя бы так... В целом деревня Вишнево -- место приятное: неровности грунта, доты, лес, речка, кусочек солидной старины, священный источник, длинные руки Ватикана... * * * В Вишневе продуктивно размышляется о феномене католицизма. Ка- толицизм -- не зло, а очень сложное явление с как положительными, так и отрицательными последствиями для социума (о других крупных религиозных движениях можно сказать то же самое, только не в связи с Вишневом). Если удерживать католицизм в некоторых рамках и слегка подсказывать со стороны, в чём состоит истинное благо- честие в наше трудное время, от католицизма окажется много больше пользы, чем вреда. Разумеется, клирики с канониками станут рвать- ся через барьеры к свободе, и придётся терпеливо объяснять людям в сутанах, что правильные рамки -- и загоняльщики в них -- нужны ВСЕМ социальным образованиям, как и всем отдельным людям. (Заго- няльщикам тоже, в свою очередь, нужны и рамки, и загоняльщики в них: в хорошо устроенном обществе разные субъекты сообща придумы- вают друг другу рамки и потом друг друга в них загоняют.)
Вишнево, Благовещенский костёл
Благовещенский Костёл в Вишневе.
Вишнево, брама-колокольня
Брама-колокольня при Благовещенском костёле в Вишневе.
Вишнево, Благовещенский костёл в Вишневе
Благовещенский костёл внутри.
Вишнево, Благовещенский костёл в Вишневе
Богоматерь в Благовещенском костёле.
Вишнево
Богоматерь рядом с костёлом Святого Тадеуша.
Вишнево, священный источник
Возле святой кринички при Благовещенском костёле в Вишневе.
* * * Остановимся и вникнем поглубже в следующий факт: библиотеке Ватикана БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. Разумеется, часть книг (и документов поменьше) попадала туда для того, среди прочего, чтобы посторон- ние искатели истины не имели к ним доступа, но вне этой библиоте- ки такие книги (и документы поменьше), возможно, не сохранились бы вообще. Я не верю в Бога, но я верю в подземелья Ватикана (точнее, ХОЧУ ВЕРИТЬ: такая вот разновидность скептической позиции) -- в то, что там скрываются от профанских глаз какие-то важные вещи. Что есть ступени посвящения в тысячелетние ватиканские тайны и пре- мудрости и что даже не всем верховным понтификам эти тайны и пре- мудрости открываются. А может, некоторые из этих тайн оказались настолько засекреченными, что со временем даже потерялись к ним ключи (или ключи к ключам). А может, ключи и не потерялись, а наоборот, всё время пребывают на виду (на потолке Сикстинской капеллы, к примеру), но уже никто не знает, к чему и как их прикладывать. Разумеется, кое-что из древних тайн утратило значимость. Сегод- ня, к примеру, уже почти безразлично, какой Борджиа какому Сфорца 500 лет назад подсыпал яду в фаршированную рыбу... Если судить о католичестве по речам и действиям последних пап, то возникает опасение, что в концептуальном аспекте у них там полная задница. Ой, неужели папы последних десятилетий вовсе не валяют дурака, а наоборот, проводят весьма тонкую охранительную политику, только воздействуют на всё многоходово и косвенно, от- чего непосвящённым скептикам и кажется, что католическая церковь занимается в основном ерундой? У мусульман есть Мекка, но в районе Священной Каабы ведь не на- строено подземелий для сохранения и накопления всяких мусульманс- ких тайн (ислам -- открытая прямолинейная религия, хотя и не без собственных мистиков-маргиналов). У буддистов была Лхаса с двор- цом Далай-Ламы. Там тоже что-то накапливалось столетиями, но потом всё досталось китайцам. Может, поэтому они теперь и на подъёме?! Боюсь, что ватиканские тайны -- всё больше о разном непотребст- ве, вроде педофилии в священнических рядах. Может, и полезно для мира, если про что-то такое не будут трындеть на всех телекана- лах, но особо нужный "конструктив" из ватиканских тайн не произ- водится -- это очевидно. * * * К вопросу о роли мистического в христианстве и исламе (очень приблизительные, даже черновые, можно сказать, рассуждения о весьма сложных вещах, в которых я не особо разбираюсь). У христиан мистическое -- часть "классического" культа (католи- ческого, православного), а отказ от мистического -- это отступле- ния от генеральной линии, у мусульман -- наоборот, "классический" культ минимально мистичен, мистическое же -- в отклонениях и на- воротах. Сегодня невозможно точно сказать, в какой степени ранний ислам полемизировал с христианством, но выступал он приблизитель- но как протестантское течение в "авраамизме", и можно отыскивать в нём одинаковости, например, с кальвинизмом, так что даже вкра- дывается подозрение, что Жан Кальвин не избежал влияния ислама. У мусульман "официально" не употребляются процедуры и предметы с мистическим действием -- одинаковые или схожие с такими элемен- тами католического и православного культа, как таинства, релик- вии, чудодейственные иконы, священные источники. На весь исламс- кий мир имеется единственная "святая святых" (Кааба) и единствен- ный священный предмет (Чёрный камень), но большинство мусульман за всю свою жизнь не видит их ни разу, не говоря уже о лобзаниях в лечебных и душеспасительных целях. Христианство начиналось с тайных сборищ в катакомбах, ислам -- с кавалерийских атак. Катакомбам наследуют крипты -- ограниченно доступные подземелья под католическими храмами, использовавшиеся в первую очередь для привилегированных захоронений, но также для богослужения и для справления обрядов с той или иной степенью скрытности (иначе зачем лезть в подвал). Католический храм без крипты -- несолидный, неполноценный (мне не нравится). А под мечетями крипт не бывает: все мусульманские захоронения и все мусульманские религиозные действия -- на виду. Ещё такая мелочь, как освещение в храмах. В мечетях много све- та, тогда как в католических и православных храмах ценится полу- тьма, чтобы были менее заметными дефекты отделки чтобы лики с икон смотрелись таинственнее в тусклом пламени свечей и лампад. В готических храмах большие окна -- это так, но чтобы из-за них не получалось слишком много света (ну, это не единственная цель, да), стёкла затемняются витражами. В полутьме, при мерцании свечей, человек становится более внушаемым. (Если в каком-то католическом или православном храме много света, это -- отступление от проверенной эффективной технологии религиозной обработки. Расплата за подобные отступления -- умень- шение количества прихожан и спад усердия в вере у оставшихся. В правильном храме -- старом, намоленном, хорошо декорированном, с криптой или "святой святых", химерами, чертями, неразборчивыми надписями на древних надгробиях -- даже у скептического меня может случиться приступ религиозности, пусть и очень редко. В таких храмах, я, бывает, даже оставляю деньги. А в новых, свет- лых, изуродованных в стиле "современное искусство" -- никогда. Обычно я в них даже не захожу -- чтобы лишний раз не злиться.) Можно сказать, в католическом и православном (да и лютеранском) храме посетитель подвергается ОХМУРЕНИЮ (помимо мерцаний в полу- тьме, ещё органной музыкой, а то и воскуряемыми благовониями -- где как), тогда как в мечети обращаются несколько больше к его РАЗУМУ, хотя и на простеньком уровне суждения бедуинов VII века. * * * В каких исламских стандартных культовых действиях и бытовых предписаниях учитывается сверхъестественное? Только в молитве. Всякие там омовения и пищевые нормы -- это фиксации бедуинских гигиенических представлений VII века. Суфийская муть, которой охмуряется часть исламской интеллигенции, -- это исламская разно- видность интеллигентской мути. Жизнь (и предписанная религиозная практика) -- сама по себе, интеллигентская муть -- сама по себе. Через что привлекает ислам, если не через охмурение? Полагаю, что через приобщение к группе, готовой приходить на помощь. Если католик/лютеранин/православный наслаждается поклонением (самоуни- жением перед Господом), надеждой, иногда раскаянием, то мусульма- нин -- не столько поклонением и надеждой, сколько солидарностью, чувством локтя, даже боевым братством (если на горизонте имеются враги, а они ведь там, как правило, есть), но вряд ли раскаянием (исповедование у мусульман не принято). Человеками двигают в ос- новном эмоции. На эмоции религия человеков и ловит. Чем эффек- тивнее она работает с эмоциями, тем больше у неё приверженцев и тем они ей вернее. Так вот, разные религии работают с эмоциями не вполне одинаково, и в этом ключевое ПРАКТИЧЕСКОЕ отличие ислама от основных ветвей христианства. Насколько можно судить о такой необъятной области, как религии + религиоведение, эмоциональный компонент в качестве "основы основ" религий отнюдь не выделяется. Представление о роли эмоций ограничивается тезисом, что религии возникли из страха первобытных людей перед непонятными силами природы. На самом деле в культах задействован далеко не только страх.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Вишнево как просто деревня с тремя дотами и священным источником