В деревне Вишнево Воложинского района Минской области
доступны для обозрения и частично для употребления следующие
объекты:
- Благовещенский костёл, 1637-1641 гг.;
- священный источник в 100 м от костёла;
- брама-колокольня, середина XIX в.;
- придорожная часовня-столбик, XIX в.;
- церковь Святых Козьмы и Демьяна, 1865 г.;
- немецкий мемориальный камень по случаю длительного размещения
штаба кайзеровской дивизии (в течение 1915-1917 гг.) в
усадьбе Одровондж (расположен в 20 м справа от усадебного
дома);
- фабричные корпуса металлургического завода Хрептовичей,
XIX век;
- усадьба Одровонж, принадлежавшая Хрептовичам (ныне -- только
двухэтажный домик на три окна по фасаду);
- арочный мостик через бывшую канаву;
- христианское кладбище (самое примечательное на нём --
надгробие-часовня некой А. Броновской, с фронтончиком,
1840-е);
- еврейское кладбище (надгробия ещё торчат);
- три дота 1915-1918 гг. (два на христианском кладбище, один в
300 м к югу от усадьбы Одровонж).
В Вишневое родился (в 1923 г.) Шимон Перес -- израильский поли-
тический деятель: один раз президент Израиля, два раза премьер-
министр, неоднократный министр разных министерств, завсегдатай
Кнессета и прочая, и прочая, и прочая.
* * *
Согласно книжке "Powiat Oszmiański" 1896 года, автор Czesław
Jankowski, в XVIII веке Вишнево было местечком (= городком)
Вишнев. В 1795 году в Вишневе проживало, среди прочего люда, 196
евреев, имевших отдельную синагогу, а также 29 неких лутров
(lutrów), имевших отдельное кладбище (я думаю, это были всего
лишь лютеране).
Кстати, еврейская фамилия "Вишневский", скорее всего, появилась
вот в этих самых местах.
Вишневский заводик по отливу железных изделий, первый и единст-
венный в Литве, был основан в 1778 году -- для переработки мест-
ной (!!!) железной руды, которая имелась в большом количестве (по
меркам этого заводика, разумеется) в разных местах "Вишневщины",
но не отличалась высоким качеством.
* * *
Вишнево располагается на возвышенности над рекой. Под местом,
где стоит костёл, из возвышенности вытекает вода. Эту воду объя-
вили святой. Во всяком случае, она на вкус чистая. Но наличие
деревни, пусть и небольшой, но всё-таки с хлевами и нужниками,
выше по склону возвышенности, навевает тревожные мысли о круго-
вороте воды в природе.
Костёл снаружи простенький, но внутри довольно качественный,
а главное -- доподлинно старый. Оставлять денежки в таком
костёле не жалко. Деревянный костёл на месте нынешнего каменного
был выстроен ещё в 1424 году.
Как правило, храм такого качества обслуживает не одну деревню,
а несколько, да ещё паломники случаются. Или туристы вот...
Месный ксёндз, мужчина приятной внешности и с весьма приличной
манерой поведения (такие ценные кадры должны в поте лица клепать
новых белорусов, а не прозябать в целибате), толкнул небольшую,
но содержательную речь о костёле и о вообще.
После того, как мы вышли из костёла, экскурсовод рассказала
следющий церковный анекдот по поводу:
Встречаются два ксендза. Один: "Я слышал, что, вроде, ксендзам
собираются, наконец, разрешить жениться!" Другой: "Не верю в это.
Не при нашей жизни. Разве что дети наши дождутся...".
Ну, хорошо, если хотя бы так...
В целом деревня Вишнево -- место приятное: неровности грунта,
доты, лес, речка, кусочек солидной старины, священный источник,
длинные руки Ватикана...
* * *
В Вишневе продуктивно размышляется о феномене католицизма. Ка-
толицизм -- не зло, а очень сложное явление с как положительными,
так и отрицательными последствиями для социума (о других крупных
религиозных движениях можно сказать то же самое, только не в
связи с Вишневом). Если удерживать католицизм в некоторых рамках
и слегка подсказывать со стороны, в чём состоит истинное благо-
честие в наше трудное время, от католицизма окажется много больше
пользы, чем вреда. Разумеется, клирики с канониками станут рвать-
ся через барьеры к свободе, и придётся терпеливо объяснять людям
в сутанах, что правильные рамки -- и загоняльщики в них -- нужны
ВСЕМ социальным образованиям, как и всем отдельным людям. (Заго-
няльщикам тоже, в свою очередь, нужны и рамки, и загоняльщики в
них: в хорошо устроенном обществе разные субъекты сообща придумы-
вают друг другу рамки и потом друг друга в них загоняют.)
Благовещенский Костёл в Вишневе.
Брама-колокольня при Благовещенском костёле в Вишневе.
Благовещенский костёл внутри.
Богоматерь в Благовещенском костёле.
Богоматерь рядом с костёлом Святого Тадеуша.
Возле святой кринички при Благовещенском костёле в Вишневе.
* * *
Остановимся и вникнем поглубже в следующий факт: библиотеке
Ватикана БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. Разумеется, часть книг (и документов
поменьше) попадала туда для того, среди прочего, чтобы посторон-
ние искатели истины не имели к ним доступа, но вне этой библиоте-
ки такие книги (и документы поменьше), возможно, не сохранились
бы вообще.
Я не верю в Бога, но я верю в подземелья Ватикана (точнее, ХОЧУ
ВЕРИТЬ: такая вот разновидность скептической позиции) -- в то,
что там скрываются от профанских глаз какие-то важные вещи. Что
есть ступени посвящения в тысячелетние ватиканские тайны и пре-
мудрости и что даже не всем верховным понтификам эти тайны и пре-
мудрости открываются. А может, некоторые из этих тайн оказались
настолько засекреченными, что со временем даже потерялись к ним
ключи (или ключи к ключам). А может, ключи и не потерялись, а
наоборот, всё время пребывают на виду (на потолке Сикстинской
капеллы, к примеру), но уже никто не знает, к чему и как их
прикладывать.
Разумеется, кое-что из древних тайн утратило значимость. Сегод-
ня, к примеру, уже почти безразлично, какой Борджиа какому Сфорца
500 лет назад подсыпал яду в фаршированную рыбу...
Если судить о католичестве по речам и действиям последних пап,
то возникает опасение, что в концептуальном аспекте у них там
полная задница. Ой, неужели папы последних десятилетий вовсе не
валяют дурака, а наоборот, проводят весьма тонкую охранительную
политику, только воздействуют на всё многоходово и косвенно, от-
чего непосвящённым скептикам и кажется, что католическая церковь
занимается в основном ерундой?
У мусульман есть Мекка, но в районе Священной Каабы ведь не на-
строено подземелий для сохранения и накопления всяких мусульманс-
ких тайн (ислам -- открытая прямолинейная религия, хотя и не без
собственных мистиков-маргиналов). У буддистов была Лхаса с двор-
цом Далай-Ламы. Там тоже что-то накапливалось столетиями, но
потом всё досталось китайцам. Может, поэтому они теперь и на
подъёме?!
Боюсь, что ватиканские тайны -- всё больше о разном непотребст-
ве, вроде педофилии в священнических рядах. Может, и полезно для
мира, если про что-то такое не будут трындеть на всех телекана-
лах, но особо нужный "конструктив" из ватиканских тайн не произ-
водится -- это очевидно.
* * *
К вопросу о роли мистического в христианстве и исламе (очень
приблизительные, даже черновые, можно сказать, рассуждения о
весьма сложных вещах, в которых я не особо разбираюсь).
У христиан мистическое -- часть "классического" культа (католи-
ческого, православного), а отказ от мистического -- это отступле-
ния от генеральной линии, у мусульман -- наоборот, "классический"
культ минимально мистичен, мистическое же -- в отклонениях и на-
воротах. Сегодня невозможно точно сказать, в какой степени ранний
ислам полемизировал с христианством, но выступал он приблизитель-
но как протестантское течение в "авраамизме", и можно отыскивать
в нём одинаковости, например, с кальвинизмом, так что даже вкра-
дывается подозрение, что Жан Кальвин не избежал влияния ислама.
У мусульман "официально" не употребляются процедуры и предметы
с мистическим действием -- одинаковые или схожие с такими элемен-
тами католического и православного культа, как таинства, релик-
вии, чудодейственные иконы, священные источники. На весь исламс-
кий мир имеется единственная "святая святых" (Кааба) и единствен-
ный священный предмет (Чёрный камень), но большинство мусульман
за всю свою жизнь не видит их ни разу, не говоря уже о лобзаниях
в лечебных и душеспасительных целях.
Христианство начиналось с тайных сборищ в катакомбах, ислам --
с кавалерийских атак. Катакомбам наследуют крипты -- ограниченно
доступные подземелья под католическими храмами, использовавшиеся
в первую очередь для привилегированных захоронений, но также для
богослужения и для справления обрядов с той или иной степенью
скрытности (иначе зачем лезть в подвал). Католический храм без
крипты -- несолидный, неполноценный (мне не нравится). А под
мечетями крипт не бывает: все мусульманские захоронения и все
мусульманские религиозные действия -- на виду.
Ещё такая мелочь, как освещение в храмах. В мечетях много све-
та, тогда как в католических и православных храмах ценится полу-
тьма, чтобы были менее заметными дефекты отделки чтобы лики с
икон смотрелись таинственнее в тусклом пламени свечей и лампад. В
готических храмах большие окна -- это так, но чтобы из-за них не
получалось слишком много света (ну, это не единственная цель,
да), стёкла затемняются витражами. В полутьме, при мерцании
свечей, человек становится более внушаемым.
(Если в каком-то католическом или православном храме много
света, это -- отступление от проверенной эффективной технологии
религиозной обработки. Расплата за подобные отступления -- умень-
шение количества прихожан и спад усердия в вере у оставшихся. В
правильном храме -- старом, намоленном, хорошо декорированном, с
криптой или "святой святых", химерами, чертями, неразборчивыми
надписями на древних надгробиях -- даже у скептического меня
может случиться приступ религиозности, пусть и очень редко. В
таких храмах, я, бывает, даже оставляю деньги. А в новых, свет-
лых, изуродованных в стиле "современное искусство" -- никогда.
Обычно я в них даже не захожу -- чтобы лишний раз не злиться.)
Можно сказать, в католическом и православном (да и лютеранском)
храме посетитель подвергается ОХМУРЕНИЮ (помимо мерцаний в полу-
тьме, ещё органной музыкой, а то и воскуряемыми благовониями --
где как), тогда как в мечети обращаются несколько больше к его
РАЗУМУ, хотя и на простеньком уровне суждения бедуинов VII века.
* * *
В каких исламских стандартных культовых действиях и бытовых
предписаниях учитывается сверхъестественное? Только в молитве.
Всякие там омовения и пищевые нормы -- это фиксации бедуинских
гигиенических представлений VII века. Суфийская муть, которой
охмуряется часть исламской интеллигенции, -- это исламская разно-
видность интеллигентской мути. Жизнь (и предписанная религиозная
практика) -- сама по себе, интеллигентская муть -- сама по себе.
Через что привлекает ислам, если не через охмурение? Полагаю,
что через приобщение к группе, готовой приходить на помощь. Если
католик/лютеранин/православный наслаждается поклонением (самоуни-
жением перед Господом), надеждой, иногда раскаянием, то мусульма-
нин -- не столько поклонением и надеждой, сколько солидарностью,
чувством локтя, даже боевым братством (если на горизонте имеются
враги, а они ведь там, как правило, есть), но вряд ли раскаянием
(исповедование у мусульман не принято). Человеками двигают в ос-
новном эмоции. На эмоции религия человеков и ловит. Чем эффек-
тивнее она работает с эмоциями, тем больше у неё приверженцев и
тем они ей вернее. Так вот, разные религии работают с эмоциями не
вполне одинаково, и в этом ключевое ПРАКТИЧЕСКОЕ отличие ислама
от основных ветвей христианства. Насколько можно судить о такой
необъятной области, как религии + религиоведение, эмоциональный
компонент в качестве "основы основ" религий отнюдь не выделяется.
Представление о роли эмоций ограничивается тезисом, что религии
возникли из страха первобытных людей перед непонятными силами
природы. На самом деле в культах задействован далеко не только
страх.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Вишнево как просто деревня с тремя дотами и священным источником