Александр Бурьяк

Панорамистый Витебск

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
В Витебске ряд эффектных видов на городские просторы обеспечен неровностями рельефа, в частности, при руслах целых двух рек. Витебск стоит в месте впадения реки Витьбы в Западную Двину. По реке Витьбе он, очевидно, и назван (а не река -- по нему). Витебск не горист, зато овражист. Глубина витебских оврагов -- якобы до 40 метров. По оврагам текут ручьи. Впрочем, формально в Витебске имеется аж семь "гор" -- как в Риме. Они таковы: - Духовская гора; - Замковая гора; - Кстовская гора; - Острая Могила (Остро-Спасская гора); - Плоская гора; - Успенская гора; - Юрьева горка. Старая застройка в Витебске -- в основном на пространстве, ограниченном улицами Владимира Ленина, Янки Купалы, Виктора Александра Суворова, Льва Толстого и примкнувшей к ним Политехни- ческой. Стоит ли говорить, что от витебской тупо-стандартной промос- кальской топонимики преимущественно советского происхождения люди, заострённые на истории и национальном вопросе, испытывают лёгкую тошноту? Стоит ли добавлять, что на улице Замковой нет и никогда не было никакого замка? Зрелищное в Витебске: - ратуша; - здание поземельно-крестьянского банка, ул Доватора, 7/11 - окружной суд, ул. Ленина, 32 - мужская гимназия Неруша; - дворец губарнатора; - особняк, теперь кукольный театр, ул. Пушкина, 2; - дом фон Рейдермейстера (угол ул. Крылова и Суворова); - дом-музей Марка Шагала (ул. Покровская, 11); - Художественный музей, пр. Ленина, д.32 - Центр современного искусства, ул. Белобородова, д.5 - музей М. Шмырёва, ул. Чехова, д.4 - лабазы, ул. Чайковского, 3; - торговые ряды, ул. Суворова, 2 - здание монастыря базилиан, ул. Крылова, 7 - жилой корпус монастыря базилиан, ул. Политехническая, 2; - жилой корпус монастыря тринитариев; - женское епархиальное училище, ул. Гоголя, 6; - мужское училище, ул. Чехова, 11 / ул. Суворова, 44 - перестроенная бывшая церковь Рождества Богородицы, ул. Зеньковой, 9; - католическая часовня (1859), ул. Урицкого, 25, корп. 4; - Старосемёновское кладбище (могила Юделя Пэна); - еврейское училище "Талмуд Тора"; - еврейская больница; - Большая Любавичская синагога (руины), ул. Революционная, рядом с домом №10; - Летний амфитеатр, пр. Фрунзе, д.13-А Храмы Витебска: - Успенский собор (строился в 1743-1777 гг., взорван в 1936-м, воссоздан в 2000-х; короче, псевдодревность; ул. Коммунистическая, 15); - Покровский собор (построен в 1814 г. как костёл, в 1858-1862 годах переделан под православие; ул. Шубина, 2); - Благовещенская церковь (XII век, на левом берегу Зап. Двины, Снесён в 1961 г., воссоздан в 1990-е гг. из современных материалов, но с фрагментами старой кладки в нижней части стен),; - Казанская церковь в Троицком Марковом монастыре (1760 г., доподлинная, но сильно чинення; ул. Горького, 84), - Свято-Духов храм в Свято-Духовом монастыре (разрушен в 1947, восстановлен в 2000-х; нынешнее здание монастыря ранее к нему не относилось; ул. Толстого, 15); - Воскресенская церковь(XVIII век, разрушена в 1936 г., замещена копией в 2009 г.); - костёл Святой Варвары (построен в 1783-1785 гг., располагается по адресу ул. Ленинградская, 27; башни -- восстановленные после ВОВ). * * * О городе в эстетическом аспекте. У правильного города должно быть следующее: 1. Рельефность. Чем больше, тем лучше, хотя крутые перепады высот, конечно же, не удобны для передвижения и опасны. 2. Обильная древесная растительность, не сильно заслоняющая архитектурные достопримечательности и лучшие ландшафтные виды. 3. Водные поверхности: реки, озёра, пруды, моря, оеканы. 4. Обозримость с каких-нибудь высоких мест (холмов, башен) или через открытое пространство (реку, овраг, площадь). 5. Разновысотность зданий. Наличие особо высоких зданий-ориенти- ров. 6. Компактное расположение всего интересного, облегчающее осмотр. 7. Наличие открытых пространств перед зданиями, заслуживающими визуального восприятия и фотографирования. 8. Разностильность зданий. 9. Разноэпошность зданий. 10. Доподлинность зданий (обшарпанность лучше зареставрированнос- ти). 11. Насыщенность декорума у некоторых зданий (у МНОГИХ, наверное, не получится, вдобавок это уменьшит внимание, уделяемое каждому декорированному зданию в отдельности). 12. Стильность уличных скамеек, уличных мусорниц, уличных авто- бусных остановок, киосков афишных тумб, фонарных столбов.
Витебск
Панорама Витебска 1911 года. Сияющий мир без автомобилей, рекламы и мусора. Обратим внимание и на прекрасный Двинский мост (1860-е), чуть позже заменённый Кировским (1955). Фото С. М.Прокудина-Горского.
Витебск
Витебск на рисунке Юзефа Пешки. Воскресенская площадь.
Витебск
Успенский собор. Восстановлен после разрушения его добрыми большевиками.
Витебск
Витебская ратуша.
Витебск
Вид на реку Витьбу и на мост имени товарища Кирова (Кировский мост), неплохой образчик мостового сталинского ампира.
Витебск
На Кировском мосту.
Витебск
Витебская относительная старина.
Витебск
Руины синагоги.
Витебск
Витебск на старом фото.
Витебск
Иудейский гаджет в домике Марка Шагала.
Витебск
Марк Шагал, "Наша столовая" (1911).
Витебск
Дом Марка Шагала. Вид со двора. Скруглённый угол, какой можно наблюдать ещё у нескольких зданий в Витебске. Может, это как-то защищало от злых духов.
Витебск
Отличный образчик брежневского ампира.
Витебск
Одна из витебских панорам, как обещано.
Витебск
Краснокирпичная старина.
Витебск
Типичный добротный межвоенный функционализм с заброшенным сталиноидским фонтаном.
Витебск
Тоже витебская панорама. Стилизованная башня городских укреплений (на месте настоящей) и открытая концертная сцена.
В Витебске родился писатель Лазарь Лагин (1903-1979), он же Лазарь Гинзбург. Через год, правда, переехал в Минск, а в 1924 г. -- в Москву. Служил в Красной Армии. Работал в журнале "Корко- дил", В конце 1930-х гг. был в длительной командировке на острове Шпицберген (это, наверное, чтобы не случилось длительной команди- ровки на Колыму). Во время Великой Отечественной войны сражался в газете "Красный черноморец" Черноморского флота, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. В 1938 г. опубликовал повесть "Старик Хоттабыч" (в 1955 г. доработал её). В 1947 году написал на идише книгу фронтовых заметок "Мои друзья бойцы-черноморцы". Ещё является автором сценария к мультфильму для взрослых "Шпионские страсти" и много чего помимо этого. "Старик Хоттабыч" -- произведение особо трескучее по части комму- нистической пропаганды: в других популярных детских повестях такого треска не было. * * * В Витебске геройски погибла знаменитая в своё время Вера Заха- ровна Хоружая (1903-1942) -- дочь царского полицейского, уроженка Бобруйска, проведшая 7 лет в польской тюрьме, 2 года в советской и 3 недели в немецкой: комсомольская аппаратчица, журналистка, агитаторка, подрывная работница, мать двух детей и т. д. В Витеб- ском подполье она продержалась только две недели: СД работать умела, а качество подготовки и организация советских "подрывников" были такими, что все эти люди являлись по сути смертниками. Среди прочего, Хоружую снабдили негодными поддельными документами, а ок- купационных марок ей не дали (или дали недостаточно), типа отнимай у врага, так что она элементарно голодала -- и просила денег в своих записках в "центр" (в 4-х из 12). Но, вроде, она успела один раз удачно навести советские бомбардировщики, чтобы они выбомбли- вали в городе не все архитектурные достижения подряд, а только здания, занятые проклятыми "фашистами". Редкостно самоотверженная максимальнутая особа, ни на кого, вроде, не доносившая и не изде- вавшаяся над пленными. В 1960 г. ей присвоили звание Героя Совет- ского Союза. Изначально она была Хорунжей, но потом, как ей каза- лось, русифицировалась, из-за чего теперь у некоторых случаются трудности с написанием. Сын Веры Хоружей Сергей -- сначала физик средних размеров, а в дальнейшем заметный представитель "право- славн(ут)ого постмодернизма", то есть, тот ещё паскудный мутегон, отравляющий умишки психически слабых образованцев и зазря перево- дящий еду и бумагу. Можно предполагать, что нетиповое поведение обоих этих Хоружих определилось одними и теми же не совсем правильными генами. * * * Художник, рисовавший Витебск в дофотографическую эпоху, -- Юзеф Пешка (1767-1831). То ли поляк, то ли литвин. Помимо Витебска, он рисовал Вильню, Могилёв, Минск и пр. Прекрасное то, что мы потом потеряли. Юзеф Пешка, среди прочего, участвовал в разрисовке Ми- хайловского замка в Санкт-Петербурге, кстати (и не подумайте, что это было граффити). Про Пешку в Белоруссии не трындят, потому что трындят про Шагала. * * * Еврейское Старо-Улановичское кладбище (оно же Староулановское, Староулановичское) -- действует с 1909 г. Располагается в конце 2-го Лагерного переулка около Новоулановской улицы. Названо по улице, пролегавшей рядом с ним в начале XX века. Почти все дово- енные надгробия этого кладбища исчезли (растащены как строитель- ный материал или на перебивку надписей). Отношение к еврейским кладбищам в Витебске со стороны властей и обывателей-неевреев всегда было скотским: не только во время нацистской оккупации, но и при большевиках, и до них, и после них тоже. В Витебске существовало ещё несколько еврейских кладбищ, но они были при быдлячьей Советской власти ликвидированы. Это ж вам не Прага...

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Панорамистый Витебск