В Витебске ряд эффектных видов на городские просторы обеспечен
неровностями рельефа, в частности, при руслах целых двух рек.
Витебск стоит в месте впадения реки Витьбы в Западную Двину. По
реке Витьбе он, очевидно, и назван (а не река -- по нему).
Витебск не горист, зато овражист. Глубина витебских оврагов --
якобы до 40 метров. По оврагам текут ручьи. Впрочем, формально в
Витебске имеется аж семь "гор" -- как в Риме. Они таковы:
- Духовская гора;
- Замковая гора;
- Кстовская гора;
- Острая Могила (Остро-Спасская гора);
- Плоская гора;
- Успенская гора;
- Юрьева горка.
Старая застройка в Витебске -- в основном на пространстве,
ограниченном улицами Владимира Ленина, Янки Купалы, Виктора
Александра Суворова, Льва Толстого и примкнувшей к ним Политехни-
ческой.
Стоит ли говорить, что от витебской тупо-стандартной промос-
кальской топонимики преимущественно советского происхождения
люди, заострённые на истории и национальном вопросе, испытывают
лёгкую тошноту? Стоит ли добавлять, что на улице Замковой нет и
никогда не было никакого замка?
Зрелищное в Витебске:
- ратуша;
- здание поземельно-крестьянского банка, ул Доватора, 7/11
- окружной суд, ул. Ленина, 32
- мужская гимназия Неруша;
- дворец губарнатора;
- особняк, теперь кукольный театр, ул. Пушкина, 2;
- дом фон Рейдермейстера (угол ул. Крылова и Суворова);
- дом-музей Марка Шагала (ул. Покровская, 11);
- Художественный музей, пр. Ленина, д.32
- Центр современного искусства, ул. Белобородова, д.5
- музей М. Шмырёва, ул. Чехова, д.4
- лабазы, ул. Чайковского, 3;
- торговые ряды, ул. Суворова, 2
- здание монастыря базилиан, ул. Крылова, 7
- жилой корпус монастыря базилиан, ул. Политехническая, 2;
- жилой корпус монастыря тринитариев;
- женское епархиальное училище, ул. Гоголя, 6;
- мужское училище, ул. Чехова, 11 / ул. Суворова, 44
- перестроенная бывшая церковь Рождества Богородицы, ул.
Зеньковой, 9;
- католическая часовня (1859), ул. Урицкого, 25, корп. 4;
- Старосемёновское кладбище (могила Юделя Пэна);
- еврейское училище "Талмуд Тора";
- еврейская больница;
- Большая Любавичская синагога (руины), ул. Революционная, рядом
с домом №10;
- Летний амфитеатр, пр. Фрунзе, д.13-А
Храмы Витебска:
- Успенский собор (строился в 1743-1777 гг., взорван в 1936-м,
воссоздан в 2000-х; короче, псевдодревность; ул.
Коммунистическая, 15);
- Покровский собор (построен в 1814 г. как костёл, в 1858-1862
годах переделан под православие; ул. Шубина, 2);
- Благовещенская церковь (XII век, на левом берегу Зап. Двины
(снесена в 1961 г., воссоздана в 1990-е гг. из современных
материалов, но с фрагментами старой кладки в нижней части
стен);
- Казанская церковь в Троицком Марковом монастыре (1760 г.,
доподлинная, но сильно чинення; ул. Горького, 84),
- Свято-Духов храм в Свято-Духовом монастыре (разрушен в 1947,
восстановлен в 2000-х; нынешнее здание монастыря ранее к
нему не относилось; ул. Толстого, 15);
- Воскресенская церковь(XVIII век, разрушена в 1936 г.,
замещена копией в 2009 г.);
- костёл Святой Варвары (построен в 1783-1785 гг., располагается
по адресу ул. Ленинградская, 27; башни -- восстановленные
после ВОВ).
* * *
Ура-патриотический рассказ о любом белорусском городе всегда
включает в себя раздел о его долгой замечательной истории, от
которой почти не осталось материальных следов, потому что всё
сгорело, было расхищено, взорвано, потерялось в эвакуации, просто
пошло прахом и т. д. Витебск в этом отношении весьма типичен.
Ни про один белорусский город не получится честно сказать, что
"всё при нём". Города, у которых "всё при них", -- это, к приме-
ру, Вильнюс, Рига, Таллинн, Псков, Смоленск, Львов, даже Даугав-
пилс, наверное, и Тарту.
Центр Витебска зализан, как лысина вождя. Нет вкуса подлинности.
Красители и консерванты, почти идентичные натуральным, но в слиш-
ком большом количестве. С ужасом думаешь, сколько всего НАСТОЯЩЕГО
было уничтожено ради этого скоростного зализа.
Москальско-советская топонимика в Витебске тщательно сохранена
с целью имитации горячего стремления слиться с Россией: помогает
выдуривать деньги и преференции. Город "Славянского базара" имеет
квазиинтеграционную функцию.
Улица Суворова: дешёвая смесь хрущёвской, сталинской и дорево-
люционной плебейской застройки, подкрашенной в пропагандонских
целях. Хрущёвский период -- вроде тяжёлой архитектурной болезни,
прокатившейся по нашим местам.
Макияж таки может улучшать внешность женщины, но не очень зна-
чительно: если нет хорошей "основы", особо не разгонишься. И это
улучшение -- по сути обман. С городами то же самое: если "основа"
неважная, то всякие там цветочки и лампочки дадут очень немного.
Вообще, кладя кирпич на кирпич, думай и о будущих поколениях,
чучело: клади ровнее, эстетичнее. Потому что кому-то с твоими кир-
пичами потом жить -- и поминать тебя адекватным словом.
После того, как в Витебске поразрушали храмы, город лишился
своих архитектурных доминант. Пришлось храмы восстанавливать. Это
как замещать выбитые зубы: тоже "не своё", но полезно и смотрится.
Итого проделали лишнюю работу ДВАЖДЫ: сначала ломали, потом ре-
конструировали. И вот где ж тут было при таком подходе обустроить
страну?
Дом-музей Марка Шагала -- в двух шагах от железнодорожного вок-
зала. Дом минималистский: там нет даже кроватей (полатьев, дива-
нов), так что спали в нём, надо думать, на полу, причём без мат-
расов даже, потому что шкафы для убирания матрасов на день тоже
отсутствуют. А может, матрасы попросту скатывались, как прежде на
флоте, и размешались скатанные, вдоль [бортов] стен. Ещё вариант:
весь пол (кроме того, что в кухне и лавке, наверное) застилался
татами, как у японцев. На самом деле это, наверное, была та ещё
еврейская неряшливая халупа, в которую едва помешались люди и
[козы] вещи. План дома Шагала:
+-------+---------+-- --+
| | | |
| кухня |
| | | |
+-- --+--- ---+-------+
| | |
| лавка | |
| | |
+-- --+-----------------+
Я уверен: фиг бы носились тут с этим Шагалом, если бы с ним не
носились во Франции и Германии. И фиг бы стали носиться с ним во
Франции и Германии, если бы он не был евреем.
У Шагала имелся свой особый стиль: летающие евреи и еврейские
козы плюс нарочито деформированные недоделки. Плюс фрагментирова-
ние. Что-то вроде несмешных карикатур. Этот Шагал, возможно, ви-
зуально выразил сумбурность еврейского мышления.
Витебск -- среди прочего, столица еврейского фестиваля "Славян-
ский базар", таки да. Ну, фестиваль практически получается, коне-
чно, не совсем еврейский, потому что славяне ведь везде пролеза-
ют.
Характерное для Витебска -- скруглённый угол кирпичных домов
дореволюционной постройки. Один из четырёх. В доме Марка Шагала,
кстати, это тоже имеет место. Радиус скругления -- сантиметров
30. Зачем это так делали -- не знаю. Может, какая-то еврейская
примета бытовала (типа если не скруглишь угла дома, то денежки
сделают тю-тю). В Вильнюсе я такое тоже видел.
Витебск в свою реку (Западную Двину) не смотрится. Может, для
того, чтобы не говорили, что он подражает Будапешту? Нет, навер-
ное это из-за того так, что Витебск -- город с неплотной застрой-
кой, а Будапешт -- с плотной, так что к реке он припирается под
"давлением".
Доля евреев в Витебске конца XIX века была вряд ли меньшей, чем
в Будапеште (ладно, в Риге: она пребывала в составе той же самой
империи), а разгул архитектуры не получился. Значит, либо дело
было не в евреях, либо евреи были не те. Сказалась провинциаль-
ность Витебска? Но Рига до 1920 г. тоже была далеко не столицей.
И в чём была определяющая разница между Ригой и Витебском? Думаю,
в немцах: немцы задавали тон, равняясь на Германию, а представи-
тели других этносов архитектурно подтягивались по немецким образ-
цам.
В Витебске якобы на фундаменте средневековой крепостной башни
построили современную. Польза от этой новой башни та, что она по-
казывает, насколько велик был средневековый Витебск.
Подозреваю, что к сносу всяких средневековых укреплений причас-
тны в первую очередь евреи: во-первых, они слишком предприимчивы,
во вторых, не ценят в укреплениях их защитных свойств, потому что
в случае нашествий каких либо съезжали, либо [переходили на сто-
рону неприятеля] уж точно не сражались на стенах (хотя в Праге
один раз было: в 1648 г. против шведов). Чуть что сразу евреи,
да. Но в данном случае это только предположение, и я готов
выслушать критику.
Может, этот снос укреплений европейских городов в середине XIX
века отчасти мыслился как частичное разоружение, борьба за мир,
убирание лезущих на глаза символов вражды и разъединения,
распахивание объятий всему прогрессивному человечеству. На самом
деле ведь военное значение этих укреплений не утратилось совсем,
и даже во Вторую Мировую войну при обороне некоторых городов
сохранившиеся древние рвы, стены и пр. оказывались кстати.
Сталинский ампир на улице Кирова -- не доведенный до кондиции:
не Крещатик и даже не Минск. Были бы башенки чуть повыше и чуть
декорированнее, я бы сказал: о, да, самое то. Причина недоделан-
ности ампира -- наверняка в излишней иерархичности белорусской
бюрократии: провинциальные бонзы боялись архитектурно сравнять
свой удельный град со столичным, тем паче затмить оный. Или же
Витебск всего лишь оказался жертвой хрущёвский гонений на ампири-
стость "сталинок", а Минск частично успел застроить свой центр ДО
ТОГО.
К Витебску, как и к любому белорусскому городу, напрашивается
эпитет "недоделанный". Разумеется, нет конца совершенствованию,
но тут речь не о доводке и полировке, а о закрытии зияющих дыр и
о радикальных заменах лишь бы чего на не лишь бы что. Адольфа
Гитлера от теперешнего Витебска (а может, и тогдашнего), навер-
ное, вырвало бы на тротуар: ну не так надо строить, орлы, НЕ ТАК.
В Витебске нет или почти нет ни модерна, ни барокко, ни готики,
ни романики. Не говоря уже о ренессансе. Из более-менее выражен-
ного имеется только классицизм и сталинский ампир, да и тот до-
вольно сдержанный. Стиль местных церквей -- эээ... церковный.
Преобладающий сегодняшний стиль старых построек -- утилитаризм
с лёгким налётом эклектичного декорума.
Зато драмтеатр в Витебске огромный: можно ставить в нём боль-
шие пьесы. На Шекспира замахиваться, к примеру...
В зареставрированно-реконструированном историческом центре
Витебска общепитовские цены на еду возмутительные: совсем не
делается скидка на то, что богатая (и примыкающая к ней) сволочь,
сползающаяся сюда на свой "Славянский базар", отравляет этот
город своим присутствием только две недели в году.
За витебскую топонимику требуются отдельные расстрелы, причём
в особо жестокой форме (с элементами откровенного садизма, ну
сколько можно жаться-то?!). Вообще, белорусская городская топони-
мика -- по преимуществу пресмыкательно-мазохистская и попрошайни-
ческая с ориентацией на восток. Нет, я понимаю, что даже сегодня
как-то не хорошо давать имя, скажем, Стефана Батория или Яна
Собесского улице в "спальнике" с панельной хрущёвско-брежневской
застройкой, от которой, впрочем, и лукашенковский жильщный ширпо-
треб ушёл недалеко. Вот если когда-то назвали убогую улицу Комму-
нистической, пусть она под этим названием и останется.
Разумеется, не вся большевистская топонимика уродливая. Какую-
то можно и потерпеть как тоже памятник истории.
* * *
О городе в эстетическом аспекте. У правильного города должно
быть следующее:
1. Рельефность. Чем больше, тем лучше, хотя крутые перепады
высот, конечно же, не удобны для передвижения и опасны.
2. Обильная древесная растительность, не сильно заслоняющая
архитектурные достопримечательности и лучшие ландшафтные
виды.
3. Водные поверхности: реки, озёра, пруды, моря, оеканы.
4. Обозримость с каких-нибудь высоких мест (холмов, башен) или
через открытое пространство (реку, овраг, площадь).
5. Разновысотность зданий. Небольшое количества особо высоких
зданий и сооружений, могущих служить ориентирами для пешехо-
дов.
6. Компактное расположение всего интересного, облегчающее
осмотр.
7. Открытые пространства перед зданиями, заслуживающими
визуального восприятия и фотографирования.
8. Разностильность зданий.
9. Разноэпошность зданий.
10. Доподлинность зданий (обшарпанность лучше зареставрированнос-
ти).
11. Насыщенность декорума у некоторых зданий (у МНОГИХ, наверное,
не получится, вдобавок это уменьшит внимание, уделяемое
каждому декорированному зданию в отдельности).
12. Стильность уличных скамеек, уличных мусорниц, уличных авто-
бусных остановок, киосков афишных тумб, фонарных столбов,
шильд с названиями улиц и номерами домов.
13. Хотя бы одно очень особенное по виду и легко узнаваемое
здание или сооружение, могущее служить символом города.
14. Компактность, аккуратность и скоротечность строек и реставра-
ций. Заборы строительных площадок, строительные леса, подъём-
ные краны должны появляться только на короткое время.
15. Минимум воздушных кабелей.
16. Минимум раскопов. Коммуникации прокладываются по долговремен-
ным планам и/или в аккуратных подземных тоннелях, а не в
ямах.
17. Минимум рекламы, отсутствие наклеенных где попало объявлений.
18. Высокое качество населения: отсутствие алкоголиков, куриль-
щиков, бомжей, нищих, панков, калек, уродов, маразматиков.
19. Минимум автомобилей, ориентированность на пешеходов.
20. Чистота.
Панорама Витебска 1911 года. Сияющий мир без автомобилей,
рекламы и мусора. Обратим внимание и на прекрасный
Двинский мост (1860-е), чуть позже заменённый Кировским (1955).
Фото С. М. Прокудина-Горского.
Витебск на рисунке Юзефа Пешки. Воскресенская площадь.
Успенский собор. Восстановлен после разрушения его
добрыми большевиками.
Витебская ратуша.
Вид на реку Витьбу и на мост имени товарища Кирова (Кировский мост),
неплохой образчик мостового сталинского ампира.
На Кировском мосту.
Витебская относительная старина.
Руины синагоги.
Витебск на старом фото.
Иудейский гаджет в домике Марка Шагала.
Марк Шагал, "Наша столовая" (1911).
Дом Марка Шагала. Вид со двора.
Скруглённый угол, какой можно наблюдать ещё у нескольких зданий
в Витебске. Может, это как-то защищало от злых духов.
Отличный образчик брежневского ампира.
Одна из витебских панорам, как обещано.
Краснокирпичная старина.
Типичный добротный межвоенный функционализм
с заброшенным сталиноидским фонтаном.
Тоже витебская панорама. Стилизованная башня городских укреплений
(на месте настоящей) и открытая концертная сцена,
на которой евреи проводят "Славянский базар".
В Витебске родился писатель Лазарь Лагин (1903-1979), он же
Лазарь Гинзбург. Через год, правда, переехал в Минск, а в 1924 г.
-- в Москву. Служил в Красной Армии. Работал в журнале "Кроко-
дил", В конце 1930-х гг. был в длительной командировке на острове
Шпицберген (это, наверное, чтобы не случилось длительной команди-
ровки на Колыму). Во время Великой Отечественной войны сражался в
газете "Красный черноморец" Черноморского флота, участвовал пером
в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. В 1938 г.
опубликовал повесть "Старик Хоттабыч" (в 1955 г. доработал её). В
1947 году написал на идише книгу фронтовых заметок "Мои друзья
бойцы-черноморцы". Ещё является автором сценария к мультфильму
для взрослых "Шпионские страсти" и много чего помимо этого. "Ста-
рик Хоттабыч" -- произведение особо трескучее по части коммунис-
тической пропаганды: в других популярных детских повестях того
времени такого треска не было.
* * *
В Витебске геройски погибла знаменитая в своё время Вера Заха-
ровна Хоружая (1903-1942) -- дочь царского полицейского, уроженка
Бобруйска, проведшая 7 лет в польской тюрьме, 2 года в советской
и 3 недели в немецкой: комсомольская аппаратчица, журналистка,
агитаторка, подрывная работница, мать двух детей и т. д. В Витеб-
ском подполье она продержалась только две недели: СД работать
умела, а качество подготовки и организация советских "подрывников"
были такими, что все эти люди являлись по сути смертниками. Среди
прочего, Хоружую снабдили негодными поддельными документами, а ок-
купационных марок ей не дали (или дали недостаточно), типа отнимай
у врага, так что она элементарно голодала -- и просила денег в
своих записках в "центр" (в 4-х из 12). Но, вроде, она успела один
раз удачно навести советские бомбардировщики, чтобы они выбомбли-
вали в городе не все архитектурные достижения подряд, а только
здания, занятые проклятыми "фашистами". Редкостно самоотверженная
максимальнутая особа, ни на кого, вроде, не доносившая и не изде-
вавшаяся над пленными. В 1960 г. ей присвоили звание Героя Совет-
ского Союза. Изначально она была Хорунжей, но потом, как ей каза-
лось, русифицировалась, из-за чего теперь у некоторых случаются
трудности с написанием. Сын Веры Хоружей Сергей -- сначала физик
средних размеров, а в дальнейшем заметный представитель "право-
славн(ут)ого постмодернизма", то есть, тот ещё паскудный мутегон,
отравляющий умишки психически слабых образованцев и зазря перево-
дящий еду и бумагу. Можно предполагать, что нетиповое поведение
обоих этих Хоружих определилось одними и теми же не совсем
правильными генами.
* * *
Художник, рисовавший Витебск в дофотографическую эпоху, -- Юзеф
Пешка (1767-1831). То ли поляк, то ли литвин. Помимо Витебска, он
рисовал Вильню, Могилёв, Минск и пр. Прекрасное то, что мы потом
потеряли. Юзеф Пешка, среди прочего, участвовал в разрисовке Ми-
хайловского замка в Санкт-Петербурге, кстати (и не подумайте, что
это было граффити). Про Пешку в Белоруссии не трындят, потому что
трындят про Шагала.
* * *
Еврейское Старо-Улановичское кладбище (оно же Староулановское,
Староулановичское) -- действует с 1909 г. Располагается в конце
2-го Лагерного переулка около Новоулановской улицы. Названо по
улице, проходившей рядом с ним в начале XX века. Почти все дово-
енные надгробия этого кладбища исчезли (растащены как строитель-
ный материал или на перебивку надписей).
Отношение к еврейским кладбищам в Витебске со стороны властей и
обывателей-неевреев всегда было скотским: не только во время
нацистской оккупации, но и при большевиках, и до них, и после них
тоже.
В Витебске существовало ещё несколько еврейских кладбищ, но они
были при быдлячьей Советской власти ликвидированы. Это ж вам не
Прага...
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Панорамистый Витебск