Александр Бурьяк

Панорамистый Витебск

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
В Витебске ряд эффектных видов на городские просторы обеспечен неровностями рельефа, в частности, при руслах целых двух рек. Витебск стоит в месте впадения реки Витьбы в Западную Двину. По реке Витьбе он, очевидно, и назван (а не река -- по нему). Витебск не горист, зато овражист. Глубина витебских оврагов -- якобы до 40 метров. По оврагам текут ручьи. Впрочем, формально в Витебске имеется аж семь "гор" -- как в Риме. Они таковы: - Духовская гора; - Замковая гора; - Кстовская гора; - Острая Могила (Остро-Спасская гора); - Плоская гора; - Успенская гора; - Юрьева горка. Старая застройка в Витебске -- в основном на пространстве, ограниченном улицами Владимира Ленина, Янки Купалы, Виктора Александра Суворова, Льва Толстого и примкнувшей к ним Политехни- ческой. Стоит ли говорить, что от витебской тупо-стандартной промос- кальской топонимики преимущественно советского происхождения люди, заострённые на истории и национальном вопросе, испытывают лёгкую тошноту? Стоит ли добавлять, что на улице Замковой нет и никогда не было никакого замка? Зрелищное в Витебске: - ратуша; - здание поземельно-крестьянского банка, ул Доватора, 7/11 - окружной суд, ул. Ленина, 32 - мужская гимназия Неруша; - дворец губарнатора; - особняк, теперь кукольный театр, ул. Пушкина, 2; - дом фон Рейдермейстера (угол ул. Крылова и Суворова); - дом-музей Марка Шагала (ул. Покровская, 11); - Художественный музей, пр. Ленина, д.32 - Центр современного искусства, ул. Белобородова, д.5 - музей М. Шмырёва, ул. Чехова, д.4 - лабазы, ул. Чайковского, 3; - торговые ряды, ул. Суворова, 2 - здание монастыря базилиан, ул. Крылова, 7 - жилой корпус монастыря базилиан, ул. Политехническая, 2; - жилой корпус монастыря тринитариев; - женское епархиальное училище, ул. Гоголя, 6; - мужское училище, ул. Чехова, 11 / ул. Суворова, 44 - перестроенная бывшая церковь Рождества Богородицы, ул. Зеньковой, 9; - католическая часовня (1859), ул. Урицкого, 25, корп. 4; - Старосемёновское кладбище (могила Юделя Пэна); - еврейское училище "Талмуд Тора"; - еврейская больница; - Большая Любавичская синагога (руины), ул. Революционная, рядом с домом №10; - Летний амфитеатр, пр. Фрунзе, д.13-А Храмы Витебска: - Успенский собор (строился в 1743-1777 гг., взорван в 1936-м, воссоздан в 2000-х; короче, псевдодревность; ул. Коммунистическая, 15); - Покровский собор (построен в 1814 г. как костёл, в 1858-1862 годах переделан под православие; ул. Шубина, 2); - Благовещенская церковь (XII век, на левом берегу Зап. Двины (снесена в 1961 г., воссоздана в 1990-е гг. из современных материалов, но с фрагментами старой кладки в нижней части стен); - Казанская церковь в Троицком Марковом монастыре (1760 г., доподлинная, но сильно чинення; ул. Горького, 84), - Свято-Духов храм в Свято-Духовом монастыре (разрушен в 1947, восстановлен в 2000-х; нынешнее здание монастыря ранее к нему не относилось; ул. Толстого, 15); - Воскресенская церковь(XVIII век, разрушена в 1936 г., замещена копией в 2009 г.); - костёл Святой Варвары (построен в 1783-1785 гг., располагается по адресу ул. Ленинградская, 27; башни -- восстановленные после ВОВ). * * * Ура-патриотический рассказ о любом белорусском городе всегда включает в себя раздел о его долгой замечательной истории, от которой почти не осталось материальных следов, потому что всё сгорело, было расхищено, взорвано, потерялось в эвакуации, просто пошло прахом и т. д. Витебск в этом отношении весьма типичен. Ни про один белорусский город не получится честно сказать, что "всё при нём". Города, у которых "всё при них", -- это, к приме- ру, Вильнюс, Рига, Таллинн, Псков, Смоленск, Львов, даже Даугав- пилс, наверное, и Тарту. Центр Витебска зализан, как лысина вождя. Нет вкуса подлинности. Красители и консерванты, почти идентичные натуральным, но в слиш- ком большом количестве. С ужасом думаешь, сколько всего НАСТОЯЩЕГО было уничтожено ради этого скоростного зализа. Москальско-советская топонимика в Витебске тщательно сохранена с целью имитации горячего стремления слиться с Россией: помогает выдуривать деньги и преференции. Город "Славянского базара" имеет квазиинтеграционную функцию. Улица Суворова: дешёвая смесь хрущёвской, сталинской и дорево- люционной плебейской застройки, подкрашенной в пропагандонских целях. Хрущёвский период -- вроде тяжёлой архитектурной болезни, прокатившейся по нашим местам. Макияж таки может улучшать внешность женщины, но не очень зна- чительно: если нет хорошей "основы", особо не разгонишься. И это улучшение -- по сути обман. С городами то же самое: если "основа" неважная, то всякие там цветочки и лампочки дадут очень немного. Вообще, кладя кирпич на кирпич, думай и о будущих поколениях, чучело: клади ровнее, эстетичнее. Потому что кому-то с твоими кир- пичами потом жить -- и поминать тебя адекватным словом. После того, как в Витебске поразрушали храмы, город лишился своих архитектурных доминант. Пришлось храмы восстанавливать. Это как замещать выбитые зубы: тоже "не своё", но полезно и смотрится. Итого проделали лишнюю работу ДВАЖДЫ: сначала ломали, потом ре- конструировали. И вот где ж тут было при таком подходе обустроить страну? Дом-музей Марка Шагала -- в двух шагах от железнодорожного вок- зала. Дом минималистский: там нет даже кроватей (полатьев, дива- нов), так что спали в нём, надо думать, на полу, причём без мат- расов даже, потому что шкафы для убирания матрасов на день тоже отсутствуют. А может, матрасы попросту скатывались, как прежде на флоте, и размешались скатанные, вдоль [бортов] стен. Ещё вариант: весь пол (кроме того, что в кухне и лавке, наверное) застилался татами, как у японцев. На самом деле это, наверное, была та ещё еврейская неряшливая халупа, в которую едва помешались люди и [козы] вещи. План дома Шагала: +-------+---------+-- --+ | | | | | кухня | | | | | +-- --+--- ---+-------+ | | | | лавка | | | | | +-- --+-----------------+ Я уверен: фиг бы носились тут с этим Шагалом, если бы с ним не носились во Франции и Германии. И фиг бы стали носиться с ним во Франции и Германии, если бы он не был евреем. У Шагала имелся свой особый стиль: летающие евреи и еврейские козы плюс нарочито деформированные недоделки. Плюс фрагментирова- ние. Что-то вроде несмешных карикатур. Этот Шагал, возможно, ви- зуально выразил сумбурность еврейского мышления. Витебск -- среди прочего, столица еврейского фестиваля "Славян- ский базар", таки да. Ну, фестиваль практически получается, коне- чно, не совсем еврейский, потому что славяне ведь везде пролеза- ют. Характерное для Витебска -- скруглённый угол кирпичных домов дореволюционной постройки. Один из четырёх. В доме Марка Шагала, кстати, это тоже имеет место. Радиус скругления -- сантиметров 30. Зачем это так делали -- не знаю. Может, какая-то еврейская примета бытовала (типа если не скруглишь угла дома, то денежки сделают тю-тю). В Вильнюсе я такое тоже видел. Витебск в свою реку (Западную Двину) не смотрится. Может, для того, чтобы не говорили, что он подражает Будапешту? Нет, навер- ное это из-за того так, что Витебск -- город с неплотной застрой- кой, а Будапешт -- с плотной, так что к реке он припирается под "давлением". Доля евреев в Витебске конца XIX века была вряд ли меньшей, чем в Будапеште (ладно, в Риге: она пребывала в составе той же самой империи), а разгул архитектуры не получился. Значит, либо дело было не в евреях, либо евреи были не те. Сказалась провинциаль- ность Витебска? Но Рига до 1920 г. тоже была далеко не столицей. И в чём была определяющая разница между Ригой и Витебском? Думаю, в немцах: немцы задавали тон, равняясь на Германию, а представи- тели других этносов архитектурно подтягивались по немецким образ- цам. В Витебске якобы на фундаменте средневековой крепостной башни построили современную. Польза от этой новой башни та, что она по- казывает, насколько велик был средневековый Витебск. Подозреваю, что к сносу всяких средневековых укреплений причас- тны в первую очередь евреи: во-первых, они слишком предприимчивы, во вторых, не ценят в укреплениях их защитных свойств, потому что в случае нашествий каких либо съезжали, либо [переходили на сто- рону неприятеля] уж точно не сражались на стенах (хотя в Праге один раз было: в 1648 г. против шведов). Чуть что сразу евреи, да. Но в данном случае это только предположение, и я готов выслушать критику. Может, этот снос укреплений европейских городов в середине XIX века отчасти мыслился как частичное разоружение, борьба за мир, убирание лезущих на глаза символов вражды и разъединения, распахивание объятий всему прогрессивному человечеству. На самом деле ведь военное значение этих укреплений не утратилось совсем, и даже во Вторую Мировую войну при обороне некоторых городов сохранившиеся древние рвы, стены и пр. оказывались кстати. Сталинский ампир на улице Кирова -- не доведенный до кондиции: не Крещатик и даже не Минск. Были бы башенки чуть повыше и чуть декорированнее, я бы сказал: о, да, самое то. Причина недоделан- ности ампира -- наверняка в излишней иерархичности белорусской бюрократии: провинциальные бонзы боялись архитектурно сравнять свой удельный град со столичным, тем паче затмить оный. Или же Витебск всего лишь оказался жертвой хрущёвский гонений на ампири- стость "сталинок", а Минск частично успел застроить свой центр ДО ТОГО. К Витебску, как и к любому белорусскому городу, напрашивается эпитет "недоделанный". Разумеется, нет конца совершенствованию, но тут речь не о доводке и полировке, а о закрытии зияющих дыр и о радикальных заменах лишь бы чего на не лишь бы что. Адольфа Гитлера от теперешнего Витебска (а может, и тогдашнего), навер- ное, вырвало бы на тротуар: ну не так надо строить, орлы, НЕ ТАК. В Витебске нет или почти нет ни модерна, ни барокко, ни готики, ни романики. Не говоря уже о ренессансе. Из более-менее выражен- ного имеется только классицизм и сталинский ампир, да и тот до- вольно сдержанный. Стиль местных церквей -- эээ... церковный. Преобладающий сегодняшний стиль старых построек -- утилитаризм с лёгким налётом эклектичного декорума. Зато драмтеатр в Витебске огромный: можно ставить в нём боль- шие пьесы. На Шекспира замахиваться, к примеру... В зареставрированно-реконструированном историческом центре Витебска общепитовские цены на еду возмутительные: совсем не делается скидка на то, что богатая (и примыкающая к ней) сволочь, сползающаяся сюда на свой "Славянский базар", отравляет этот город своим присутствием только две недели в году. За витебскую топонимику требуются отдельные расстрелы, причём в особо жестокой форме (с элементами откровенного садизма, ну сколько можно жаться-то?!). Вообще, белорусская городская топони- мика -- по преимуществу пресмыкательно-мазохистская и попрошайни- ческая с ориентацией на восток. Нет, я понимаю, что даже сегодня как-то не хорошо давать имя, скажем, Стефана Батория или Яна Собесского улице в "спальнике" с панельной хрущёвско-брежневской застройкой, от которой, впрочем, и лукашенковский жильщный ширпо- треб ушёл недалеко. Вот если когда-то назвали убогую улицу Комму- нистической, пусть она под этим названием и останется. Разумеется, не вся большевистская топонимика уродливая. Какую- то можно и потерпеть как тоже памятник истории. * * * О городе в эстетическом аспекте. У правильного города должно быть следующее: 1. Рельефность. Чем больше, тем лучше, хотя крутые перепады высот, конечно же, не удобны для передвижения и опасны. 2. Обильная древесная растительность, не сильно заслоняющая архитектурные достопримечательности и лучшие ландшафтные виды. 3. Водные поверхности: реки, озёра, пруды, моря, оеканы. 4. Обозримость с каких-нибудь высоких мест (холмов, башен) или через открытое пространство (реку, овраг, площадь). 5. Разновысотность зданий. Небольшое количества особо высоких зданий и сооружений, могущих служить ориентирами для пешехо- дов. 6. Компактное расположение всего интересного, облегчающее осмотр. 7. Открытые пространства перед зданиями, заслуживающими визуального восприятия и фотографирования. 8. Разностильность зданий. 9. Разноэпошность зданий. 10. Доподлинность зданий (обшарпанность лучше зареставрированнос- ти). 11. Насыщенность декорума у некоторых зданий (у МНОГИХ, наверное, не получится, вдобавок это уменьшит внимание, уделяемое каждому декорированному зданию в отдельности). 12. Стильность уличных скамеек, уличных мусорниц, уличных авто- бусных остановок, киосков афишных тумб, фонарных столбов, шильд с названиями улиц и номерами домов. 13. Хотя бы одно очень особенное по виду и легко узнаваемое здание или сооружение, могущее служить символом города. 14. Компактность, аккуратность и скоротечность строек и реставра- ций. Заборы строительных площадок, строительные леса, подъём- ные краны должны появляться только на короткое время. 15. Минимум воздушных кабелей. 16. Минимум раскопов. Коммуникации прокладываются по долговремен- ным планам и/или в аккуратных подземных тоннелях, а не в ямах. 17. Минимум рекламы, отсутствие наклеенных где попало объявлений. 18. Высокое качество населения: отсутствие алкоголиков, куриль- щиков, бомжей, нищих, панков, калек, уродов, маразматиков. 19. Минимум автомобилей, ориентированность на пешеходов. 20. Чистота.
Витебск
Панорама Витебска 1911 года. Сияющий мир без автомобилей, рекламы и мусора. Обратим внимание и на прекрасный Двинский мост (1860-е), чуть позже заменённый Кировским (1955). Фото С. М. Прокудина-Горского.
Витебск
Витебск на рисунке Юзефа Пешки. Воскресенская площадь.
Витебск
Успенский собор. Восстановлен после разрушения его добрыми большевиками.
Витебск
Витебская ратуша.
Витебск
Вид на реку Витьбу и на мост имени товарища Кирова (Кировский мост), неплохой образчик мостового сталинского ампира.
Витебск
На Кировском мосту.
Витебск
Витебская относительная старина.
Витебск
Руины синагоги.
Витебск
Витебск на старом фото.
Витебск
Иудейский гаджет в домике Марка Шагала.
Витебск
Марк Шагал, "Наша столовая" (1911).
Витебск
Дом Марка Шагала. Вид со двора. Скруглённый угол, какой можно наблюдать ещё у нескольких зданий в Витебске. Может, это как-то защищало от злых духов.
Витебск
Отличный образчик брежневского ампира.
Витебск
Одна из витебских панорам, как обещано.
Витебск
Краснокирпичная старина.
Витебск
Типичный добротный межвоенный функционализм с заброшенным сталиноидским фонтаном.
Витебск
Тоже витебская панорама. Стилизованная башня городских укреплений (на месте настоящей) и открытая концертная сцена, на которой евреи проводят "Славянский базар".
В Витебске родился писатель Лазарь Лагин (1903-1979), он же Лазарь Гинзбург. Через год, правда, переехал в Минск, а в 1924 г. -- в Москву. Служил в Красной Армии. Работал в журнале "Кроко- дил", В конце 1930-х гг. был в длительной командировке на острове Шпицберген (это, наверное, чтобы не случилось длительной команди- ровки на Колыму). Во время Великой Отечественной войны сражался в газете "Красный черноморец" Черноморского флота, участвовал пером в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. В 1938 г. опубликовал повесть "Старик Хоттабыч" (в 1955 г. доработал её). В 1947 году написал на идише книгу фронтовых заметок "Мои друзья бойцы-черноморцы". Ещё является автором сценария к мультфильму для взрослых "Шпионские страсти" и много чего помимо этого. "Ста- рик Хоттабыч" -- произведение особо трескучее по части коммунис- тической пропаганды: в других популярных детских повестях того времени такого треска не было. * * * В Витебске геройски погибла знаменитая в своё время Вера Заха- ровна Хоружая (1903-1942) -- дочь царского полицейского, уроженка Бобруйска, проведшая 7 лет в польской тюрьме, 2 года в советской и 3 недели в немецкой: комсомольская аппаратчица, журналистка, агитаторка, подрывная работница, мать двух детей и т. д. В Витеб- ском подполье она продержалась только две недели: СД работать умела, а качество подготовки и организация советских "подрывников" были такими, что все эти люди являлись по сути смертниками. Среди прочего, Хоружую снабдили негодными поддельными документами, а ок- купационных марок ей не дали (или дали недостаточно), типа отнимай у врага, так что она элементарно голодала -- и просила денег в своих записках в "центр" (в 4-х из 12). Но, вроде, она успела один раз удачно навести советские бомбардировщики, чтобы они выбомбли- вали в городе не все архитектурные достижения подряд, а только здания, занятые проклятыми "фашистами". Редкостно самоотверженная максимальнутая особа, ни на кого, вроде, не доносившая и не изде- вавшаяся над пленными. В 1960 г. ей присвоили звание Героя Совет- ского Союза. Изначально она была Хорунжей, но потом, как ей каза- лось, русифицировалась, из-за чего теперь у некоторых случаются трудности с написанием. Сын Веры Хоружей Сергей -- сначала физик средних размеров, а в дальнейшем заметный представитель "право- славн(ут)ого постмодернизма", то есть, тот ещё паскудный мутегон, отравляющий умишки психически слабых образованцев и зазря перево- дящий еду и бумагу. Можно предполагать, что нетиповое поведение обоих этих Хоружих определилось одними и теми же не совсем правильными генами. * * * Художник, рисовавший Витебск в дофотографическую эпоху, -- Юзеф Пешка (1767-1831). То ли поляк, то ли литвин. Помимо Витебска, он рисовал Вильню, Могилёв, Минск и пр. Прекрасное то, что мы потом потеряли. Юзеф Пешка, среди прочего, участвовал в разрисовке Ми- хайловского замка в Санкт-Петербурге, кстати (и не подумайте, что это было граффити). Про Пешку в Белоруссии не трындят, потому что трындят про Шагала. * * * Еврейское Старо-Улановичское кладбище (оно же Староулановское, Староулановичское) -- действует с 1909 г. Располагается в конце 2-го Лагерного переулка около Новоулановской улицы. Названо по улице, проходившей рядом с ним в начале XX века. Почти все дово- енные надгробия этого кладбища исчезли (растащены как строитель- ный материал или на перебивку надписей). Отношение к еврейским кладбищам в Витебске со стороны властей и обывателей-неевреев всегда было скотским: не только во время нацистской оккупации, но и при большевиках, и до них, и после них тоже. В Витебске существовало ещё несколько еврейских кладбищ, но они были при быдлячьей Советской власти ликвидированы. Это ж вам не Прага...

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Панорамистый Витебск