Александр Бурьяк

Ходивший по рукам Воложин

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Воложин -- задрипанный городок с большим литвинско-еврейским прошлым, располагающийся на слегка холмистой местности в 75 км на северо-запад от Минска. Упоминается с XIV века. Сегодня в Воложине ещё имеются: - дворцовый комплекс графов Тышкевичей, 1803-1806; - дом гарнизонной застройки, 1920-е; - костёл Святого Иосифа, 1806-1815; - брама-колокольня при костёле Святого Иосифа, 1830; - церковь Святых Константина и Елены, 1866 (деревянная); - спасо-преображенская часовня, 1850; - иешива, 1805-1806 (?), в которой преподавал выдающийся еврейский религиозный мыслитель Хаим Воложинер (1749-1821); - еврейское кладбище, с 1656, на нём -- могила Хаима Воложинера. Исторический центр города расположен на возвышенности. Плани- ровка его регулярная. Когда она стала такой -- не известно. Ста- рые документы, касающиеся планировки города и строительства его зданий, не сохранились, так что сегодня трудно говорить о том, что, когда и почему здесь появилось. * * * Воложином поочерёдно владели: - Монвиды; - Верейские; - Гаштольды; - Слушки; - Радзивиллы; - Чарторыйские; - Тышкевичи. Каким-то образом отвертелись от владения Воложином вездесущие Сапеги... * * * В Воложине нет и, говорят, никогда не было памятника вождю мирового пролетариата В. И. Ленину и, может быть, даже местная районнная газета не называлась "Ленiнскiм шляхам". Зато здесь первым в Белоруссии появился памятник папе Иоанну-Павлу II. * * * С главной площади Воложина в торце недлинной улицы можно видеть одноэтажное зданьице, в котором когда-то располагалась иешива; эту иешиву основал и потом в ней преподавал "один из крупнейших раввинов своего времени" -- Хаим из Воложина (Воложинер), один из ближайших учеников Виленского гаона (Элияху бен Шломо Залмана, 1720-1797), вначале просто Хаим Ицкович. В архитектруном отношении эта иешива -- пустое место (во всяком случае, теперь). Может, великому Хаиму как раз хотелось, чтобы ничто не отвлекало его учеников от грызения Талмуда и Торы от мыслей о вечном. Конец воложинской иешиве положили нацисты. Во времена, когда иешива начала работать, различие между Воло- жином и Минском не было столь огромным, как теперь: это были две замурзанные еврейские "дыры" на литвинских землях, и евреям было почти всё равно, в какой из них влачить своё сложное существова- ние. * * * Вообще, до середины XX века Белоруссия была гнездилищем и рас- садником всяких выдающихся евреев. Вот некоторые: Арье-Леб бен Ашер (1695-1785); Элияху бен Шломо Залман (1720-1797); Хаим Воложинер (1749-1821); Хаим Азриэль Вейцман (1874-1952); Айзек Азимов (1920-1922); Шимон Перес (1923); и др. * * * Два одинаковых по виду здания дворцового комплекса Тышкевичей расположены один напротив другого по две стороны каменной ограды с колючей проволочной спиралью Бруно поверху. Эти корпуса поде- лены сежду силовыми ведомствами: в одном -- милиция, прокуратура, суд, в другом -- военные. Прокуроры, судьи и милиционеры стоически переносят лазание туристов по ступеням бывшего дворца. * * * Воложинский костёл Святого Иосифа внутри совершенно незрелищ- ный: голые белые стены и никаких декоративных неровностей. Его новые алтари не вречатляют: не барокко. Для протестантской кирхи всё это было бы в самый раз, а от старого костёла ожидаешь всё- таки много большего. В костёле -- разговорчивый ксёндз, отец такойц-то. Старается размаўляць па-беларуску, но пока что получается у него только "трасянка". Ксёндз производит впечатление доброго, невороватого, просто- го, доступного для народа, можно сказать, образцового служителя церкви. Жалуется, что в Европе за новый орган подхо- дящих размеров требуют почтиполмиллиона евро, а где ж их взять? Пообещал памятные таблички в храме и место в истории всем крупным дарильщикам. Костёл Святого Иосифа во времена душки Машерова был разделён внутри перекрытиями на три этажа и использовался как фабричное здание (там изготовляли какие-то пластмассовые изделия нерелиги- озного назначения). Спрашивается, зачем нам такой душка? В крипте костёла вообще-то находились захоронения графов Тышкевичей. В советское время эти захоронения были разорены быдлом, искавшим золото и брильянты, и графские кости валялись в кучах мусора, каким был заполнен подвал. В постсоветское время их затолкали в одну стенную нишу и за крыли её единственной уцелевшей надгробной каменной плитой. На ней якобы написано "Николай Тышкевич", но я лично не проверял, потому что ксёндз пускать туристов в крипту стесняется.
Воложин
Святоконстантиноелененская (она же Святых Константина и Елены, которые византийские император и императрица). Да, деревянная (православные сэкономили). Построена в 1866 г. Охраняется государством от курильщиков.
Воложин
Внутренность Святоконстантиноелененской церкви в вечерних сумерках. Паркетные стены и потолок.
Воложин
Образчик городской застройки межвоенного времени ("за польскiм часам", как говорят в этих местах).
Воложин
Костёл Святого Иосифа. Слева -- брама-колокольня.
Воложин
Один из двух симметричных корпусов дворца Тышкевичей. Ныне здесь размещаются: отдел внутренних дел Воложинского райисполкома, районный отдел Следственного комитета, межрайонный отдел Госкомитета судебных экспертиз, суд Воложинского района. Короче, всякие репрессивные органы.
Воложин
Здание Воложинской иешивы. Несколько напыщенный и не вполне грамотный текст на табличке: "Воложинский Ешибот 'Эц Гахаим' - 'Дерево Жизни'. Создан в 1803 году великим Раввином Раби Хаим Воложинер. В этих стенах обучался цвет еврейской молодёжи 19-го века. Прозван 'Матерью Ешиботов'. Служил примером всем религиозным еврейским училищам. Прославлен во всём мире своей системой обучения, Гениальными преподавателями и студентами, ставшими выдающимися великими раввинами, писателями и поэтами, политиками и учёными."

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Ходивший по рукам Воложин