Воложин -- задрипанный городок с большим литвинско-еврейским
прошлым, располагающийся на слегка холмистой местности в 75 км на
северо-запад от Минска. Упоминается с XIV века.
Сегодня в Воложине ещё имеются:
- дворцовый комплекс графов Тышкевичей, 1803-1806;
- дом гарнизонной застройки, 1920-е;
- костёл Святого Иосифа, 1806-1815;
- брама-колокольня при костёле Святого Иосифа, 1830;
- церковь Святых Константина и Елены, 1866 (деревянная);
- спасо-преображенская часовня, 1850;
- иешива, 1805-1806 (?), в которой преподавал выдающийся
еврейский религиозный мыслитель Хаим Воложинер (1749-1821);
- еврейское кладбище, с 1656, на нём -- могила Хаима
Воложинера.
Исторический центр города расположен на возвышенности. Плани-
ровка его регулярная. Когда она стала такой -- не известно. Ста-
рые документы, касающиеся планировки города и строительства его
зданий, не сохранились, так что сегодня трудно говорить о том,
что, когда и почему здесь появилось.
* * *
Воложином поочерёдно владели:
- Монвиды;
- Верейские;
- Гаштольды;
- Слушки;
- Радзивиллы;
- Чарторыйские;
- Тышкевичи.
Каким-то образом отвертелись от владения Воложином вездесущие
Сапеги...
* * *
В Воложине нет и, говорят, никогда не было памятника вождю
мирового пролетариата В. И. Ленину и, может быть, даже местная
районнная газета не называлась "Ленiнскiм шляхам". Зато здесь
первым в Белоруссии появился памятник папе Иоанну-Павлу II.
* * *
С главной площади Воложина в торце недлинной улицы можно видеть
одноэтажное зданьице, в котором когда-то располагалась иешива;
эту иешиву основал и потом в ней преподавал "один из крупнейших
раввинов своего времени" -- Хаим из Воложина (Воложинер), один из
ближайших учеников Виленского гаона (Элияху бен Шломо Залмана,
1720-1797), вначале просто Хаим Ицкович.
В архитектруном отношении эта иешива -- пустое место (во всяком
случае, теперь). Может, великому Хаиму как раз хотелось, чтобы
ничто не отвлекало его учеников от грызения Талмуда и Торы от
мыслей о вечном.
Конец воложинской иешиве положили нацисты.
Во времена, когда иешива начала работать, различие между Воло-
жином и Минском не было столь огромным, как теперь: это были две
замурзанные еврейские "дыры" на литвинских землях, и евреям было
почти всё равно, в какой из них влачить своё сложное существова-
ние.
* * *
Вообще, до середины XX века Белоруссия была гнездилищем и рас-
садником всяких выдающихся евреев. Вот некоторые:
Арье-Леб бен Ашер (1695-1785);
Элияху бен Шломо Залман (1720-1797);
Хаим Воложинер (1749-1821);
Хаим Азриэль Вейцман (1874-1952);
Айзек Азимов (1920-1922);
Шимон Перес (1923);
и др.
* * *
Два одинаковых по виду здания дворцового комплекса Тышкевичей
расположены один напротив другого по две стороны каменной ограды
с колючей проволочной спиралью Бруно поверху. Эти корпуса поде-
лены сежду силовыми ведомствами: в одном -- милиция, прокуратура,
суд, в другом -- военные.
Прокуроры, судьи и милиционеры стоически переносят лазание
туристов по ступеням бывшего дворца.
* * *
Воложинский костёл Святого Иосифа внутри совершенно незрелищ-
ный: голые белые стены и никаких декоративных неровностей. Его
новые алтари не вречатляют: не барокко. Для протестантской кирхи
всё это было бы в самый раз, а от старого костёла ожидаешь всё-
таки много большего.
В костёле -- разговорчивый ксёндз, отец такойц-то. Старается
размаўляць па-беларуску, но пока что получается у него только
"трасянка". Ксёндз производит впечатление доброго, невороватого,
просто- го, доступного для народа, можно сказать, образцового
служителя церкви. Жалуется, что в Европе за новый орган подхо-
дящих размеров требуют почтиполмиллиона евро, а где ж их взять?
Пообещал памятные таблички в храме и место в истории всем крупным
дарильщикам.
Костёл Святого Иосифа во времена душки Машерова был разделён
внутри перекрытиями на три этажа и использовался как фабричное
здание (там изготовляли какие-то пластмассовые изделия нерелиги-
озного назначения). Спрашивается, зачем нам такой душка? В крипте
костёла вообще-то находились захоронения графов Тышкевичей. В
советское время эти захоронения были разорены быдлом, искавшим
золото и брильянты, и графские кости валялись в кучах мусора,
каким был заполнен подвал. В постсоветское время их затолкали в
одну стенную нишу и за крыли её единственной уцелевшей надгробной
каменной плитой. На ней якобы написано "Николай Тышкевич", но я
лично не проверял, потому что ксёндз пускать туристов в крипту
стесняется.
Святоконстантиноелененская (она же Святых Константина и Елены,
которые византийские император и императрица). Да, деревянная
(православные сэкономили). Построена в 1866 г.
Охраняется государством от курильщиков.
Внутренность Святоконстантиноелененской церкви в вечерних сумерках.
Паркетные стены и потолок.
Образчик городской застройки межвоенного времени ("за польскiм часам",
как говорят в этих местах).
Костёл Святого Иосифа. Слева -- брама-колокольня.
Один из двух симметричных корпусов дворца Тышкевичей. Ныне здесь размещаются:
отдел внутренних дел Воложинского райисполкома, районный отдел
Следственного комитета, межрайонный отдел Госкомитета судебных экспертиз,
суд Воложинского района. Короче, всякие репрессивные органы.
Здание Воложинской иешивы.
Несколько напыщенный и не вполне грамотный текст на табличке:
"Воложинский Ешибот 'Эц Гахаим' - 'Дерево Жизни'. Создан в 1803 году
великим Раввином Раби Хаим Воложинер. В этих стенах обучался цвет
еврейской молодёжи 19-го века. Прозван 'Матерью Ешиботов'. Служил
примером всем религиозным еврейским училищам. Прославлен во всём
мире своей системой обучения, Гениальными преподавателями и
студентами, ставшими выдающимися великими раввинами, писателями и
поэтами, политиками и учёными."
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Ходивший по рукам Воложин