Александр Бурьяк

Священный Буйон

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Буйонский замок
Вид на реку из башни Буйонского замка.
Городок Буйон находится на юге Бельгии в Арденнах. Знаменитый Буйонский замок располагается на вершине горы, а городок -- у её подножия. То и другое -- на берегу речки Semois (Семуа), очень петляющей в горах, но не бурной. Речка Semois впадает в солидную реку Meuse (голландский вариант её названия -- Maas), на которой располагаются (или на которую нанизаны), среди прочего, Намюр, Льеж, Маастрихт. Таким образом спрятавшийся в горах маленький Буйон был связан по воде с крупнейшими центрами средневековой жизнедеятельности в районе Арденн. Чтобы попасть из Буйона в тогдашний большой мир, было достаточно просто сесть в лодку и посидеть там несколько дней, жуя пищевые припасы, любуясь горными видами и иногда отталкиваясь веслом от берега. Замок -- старейший в Бельгии. Его появление относят к VIII веку. В XI веке в нём обитал Годфрид Бульонский (он же Годфруа де Буйон, Godefrroid de Bouillon) -- один из трёх руководителей первого Крестового похода (1096 г.) и первый король Иерусалима (правда, некоронованный: не захотел; это характеризует его очень положительно). Из Буйона начался средневековый Drang nach Osten, на отвоевание Святой Земли у подлых мусульманских чудовищ, узурпировавших пред- полагаемый Гроб Господень. Из-за этого сегодня сам Буйонский замок -- Святая земля (для истинных европейцев, разумеется). При средневековых условиях путешествие от Буйона до Иерусалима было подвигом само по себе -- независимо от того, сколько мусульман, христиан и др. было убито по дороге. Первый Крестовый поход -- по сути и первый большой общеевропей- ский проект. Как это ни удивительно, он оказался успешным. Но только в части перемещений и завоеваний. Можно догадываться, что Гроб Господень был нужен европейским христианам не только для порядка и как предлог для подвигов, грабежей и завоеваний, но также в связи с надеждой, что обретение этой и других святынь Палестины обеспечит некоторое изменение в лучшую сторону в массо- вых европейских мозгах: просветление, подобрение, в общем, допол- нительную христианизацию, приближение к христианским идеалам, до которых жителям Европы в их повседневной склочной и жестокой жиз- ни было очень далеко. Как нередко бывает, эта война являла собой несколько войн в одной упаковке: разными группами участников преследовались разные цели, и для кого-то это была даже борьба добра со злом. А если так, то Крестовый поход был не только военным, завоевательским проектом, но и проектом социальным. Очередным изданием Большого Христианского Проекта -- исправленным и дополненным. * * * Мне говорят: крестовые походы затевались больше для избавления от буйных благородных чад, остававшихся без наследства из-за то- го, что семейное место под солнцем переходило их старшим братьям. Но я не думаю, что проблема "лишних" детей мужеска пола была в Средние века такой же острой, как в теперешних мусульманских странах: при тогдашних гигиене/медицине население росло медленно, и хорошо было хотя бы одного взрослого сына заполучить, да чтоб не инвалид и не псих. Потом, свои детишки ведь не раздражают, а раздражают чужие. А вдобавок местные конфликты по большому счёту не затихали никогда, а для них тоже "человеческий материал" требовался: отправишь буйные отродья своих вассалов за море, а сосед (какой-нибудь граф, а то и герцог), может, только этого и ждал. Отсыл непристроенных отпрысков подальше, конечно же, имел место, но в то, что он составлял существенную часть мотивации, я не верю. * * * По своему устройству Буйонский замок -- варварски-скромный, утилитарный, чрезвычайно неудобный для штурма его средневековыми средствами. Помещения замка частично вырублены в скале. Виды из замка на лесисто-гористые окрестности потрясающие. В XI-XV вв. Буйонский замок принадлежал князьям-епископам льеж- ским, потом около 150 лет -- могучей семье la Marck. В 1591 г. Генрих IV (который Наваррский) подарил его князьям de la Tout d'Auvergne. В 1815-1830 гг. в замке пребывал голландский гарни- зон. После 1830 г. военная история Буйонского замка, длившаяся 10 веков, закончилась. Когда военная история замка ещё продолжалась, он неоднократно подвергался осадам, из которых семь были "главны- ми": в 1134, 1370, 1407, 1495, 1521, 1522, 1676 гг. В веке XVII замок по распоряжению маршала Вобана был приспособ- лен к использованию артиллерии: в его наружных стенах появились пушечные амбразуры. * * * Годфруа Буйонский -- одна из главных фигур в мифе о великой Бельгии. Как ни прикинь, Иисус Христос был для средневековых людей образом гигантского значения. Отсюда огромная ценность иерусалимских святынь, связанных с его жизнью и смертью. Большин- ству людей всё-таки хочется быть хорошими, только они ничего не могут с собой поделать, а тогда вдруг появилась возможность, не меняя себя и не отказываясь от любимых военно-грабительских заня- тий, стать со-вершителями величайшего дела. В Буйонском замке сохранилась прорубленная в скале нора, веду- щая к каменному креслу, в котором великий Годфруа якобы сиживал, посматривая через амбразуру на окрестности и шлифуя свои великие ближневосточные замыслы. Я там тоже немножко посидел и тоже заразился Ближним Востоком. С точки зрения средневекового человека, что могло быть прекрас- нее, чем мчаться в сверкающих доспехах на бой за освобождение святынь? * * * Феодализм, как и коммунизм, в теории выглядел очень хорошо: феодал не эксплуатировал крестьян, а защищал их, как бы руководил ими и представлял их во внешних сношениях, а они его за это охот- но поддерживали продуктами питания и прочим, потому что занятие военным делом и вообще исполнение обязанностей феодала требовало большого расхода времени, мускульной и психической энергии, мате- риальных средств. Все верили в то, что люди делятся на низших и высших (я и сегодня в это верю) и что высшие должны потреблять много больше благ, чем низшие (а в это мне не верится), иначе миропорядок окажется неустойчивым, и тогда всем станет ещё хуже, чем есть.

Возврат на главную страницу             Александр Бурьяк / Священный Буйон