Александр Бурьяк

Брюгге, отлучённый было от моря

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Брюгге, мост Святого Бонифация
Мост Святого Бонифация. Человечек с развёрнутой аурой и сложенным зонтиком, торчащий на заднем плане, -- вроде как я.
По-фламандски этот город называется Brugge (Брюгге), по-валлон- ски -- Брюж (Bruges). Фламандское название видится для внешних наблюдателей более подходящим, поскольку большинство обитателей города во все времена составляли фламандцы, да и вообще мест- ность, где располагается Брюгге, называется Западной Фландрией (West Vlaandern). Брюгге образовался вокруг замка, берущего начало в IV веке. Узкий морской залив, называвшийся Zwijn, не только достигал в то время местоположения нынешнего Брюгге, но уходил много дальше в сушу, так что в районе Брюгге был сделан через этот Zwijn мост, а замок был построен как раз для того, чтобы этот мост контролиро- вать. Некий Baudouin I (Бодуэн I) основал в 865 г. новое поселение на месте нынешнего "place du Bourg". В XV веке Zwijn всё больше заносился песком, из-за чего морская троговля стала уходить из Брюгге в Антверпен. Брюгге понемногу терял своё значение. В начале XX века брюггеры, наконец, догада- лись построить себе приморский филиал -- порт Zeebrugge ("Морской Брюгге"), и торговля и промышленность в старом Брюгге начали снова расширяться. Следствием длительного экономического затишья в Брюгге стала сохранность его исторического центра: у горожан не было денег на перестройки. Ныне Брюгге находится на расстоянии 15 км от побережья и соеди- няется каналом с Северным морем и своим портом Zeebrugge. Речка, на которой стоит Брюгге, называется Kerkbeek (Церковный ручей). До Северного моря она не дотекает, а расходится по кана- лам (такова уж Фландрия: доля естественного ландшафта здесь очень незначительная). А вот Гент и Антверпен стоят на реке Шельде (Schelde), которая значительно мощнее Керкбека, что было немало- важно в течение столетий, когда преобладала транспортировка гру- зов по воде. Эта разница в доступе к большой воде вылилась в то, что Антверпен стал одним из крупнейших портов Европы, Гент -- просто большим городом, а Брюгге -- реликтом позднего Средневе- ковья. Ныне Брюгге связан с Гентом каналом. И ещё тремя каналами -- непосредственно с морем. * * * Характерное для Брюгге -- это каналы и очень старая застройка: то же, что и для Венеции, с которой он гордо сравнивается бельга- ми. Брюгге не просто изобилует каналами: как и в Венеции, каналы здесь местами являются "водяными улицами" и проходят непосредст- венно под окнами дворов и даже под некоторыми дверями, причём многие дома обращены к воде не тылами, а фасадами. Как и Венеция, Брюгге в XIX веке нашёл для себя роль старинного "города на воде", обеспечивающую существенный доход от туристов. (Но в Венеции воды всё-таки больше, чем в Брюгге. И чуть больше всяких архитектурных и прочих ценностей. Италия -- она такая: превзойти её в искусствах крайне трудно.) * * * В исторической части Брюгге стараются ломать старое по миниму- му, но я подозреваю, что во многих малозначительных зданиях, ис- пользуемых, к примеру, под магазины, доподлинными остались только фасады. Местный ратхаус (Hotel de Ville) -- старейший в Бельгии. Стро- ился в 1376-1420 гг. Beffrou -- видное здание в Брюгге, имеющее нечёткое назначение. Построено во 2-й половине XIII века. Имеет башню высотой 88 м. На башню ведут 365 трудных ступеней. На неё пускают визитёров пообо- зревать плоские окрестности. * * * В Бельгии у многих городов есть по два названия: фламандское и валлонское. На картах Бельгии во фламандской её части (север и запад) первое название -- фламандское, в валлонской части (юг и восток) первое название -- валлонское. По-фламандски: По-валонски: По-русски: Aarlen Arlon Арлон Antwerpen Anvers Антверпен Bergen Mons Монс Brugge Bruge Брюгге Bruxelles Brussels Брюсель Gent Gand Гент Luik Liege Льеж Namen Namur Намюр * * * Фламандский язык -- на самом деле голландский, с небольшими местными особенностями. Валлонский язык -- на самом деле француз- ский, тоже с небольшими местными особенностями. * * * В Брюгге похоронен Филипп III Бургундский (1396-1467), извест- ный как Филипп Добрый (Philippe le Bon), французский принц треть- ей бургундской ветви династии Капетингов дома Валуа, он же герцог Бургундский (1419-1467) и пр. Тот самый, который в 1430 г. продал Жанну д'Арк герцогу de Bedford, регенту Англии и Франции, за 10 000 ливров. В Брюгге он ещё женился в 1430 г. третьим браком на Изабелле Португальской (1397-1471), дочерью Жуана I Португальско- го и Филиппы Ланкастер. У Филиппа было, помимо законнорожденных детей, ещё 17 внебрачных. Его герцогство не имело постоянной столицы, и двор находился попеременно в Брюсселе, Брюгге, Лилле. В Брюгге Филипп с помощью португальских специалистов основал свою собственную судоверфь. В 1427 г. брюггеры восставали против этого доброго Филиппа, но он в конце концов привёл их к подчинению, воспользовавшись помощью конкурирующих городов Гент и Ипр. В Брюгге родился Филипп I Красивый (1478-1506) -- герцог Бургундии под именем Филипп IV (с 1482 года) и король-консорт Кастилии под именем Филипп I (с 1504 года), первый представитель династии Габсбургов на испанском престоле. Этого Филиппа Красивого надо стараться не путать с ещё одним. Филипп IV Красивый, Philippe IV le Bel (1268-1314) -- король Франции с 1285, король Наварры 1284-1305, граф Шампани и Бри 1284-1305, сын Филиппа III Смелого, из династии Капетингов, уничтожитель Ордена тамплиеров. * * * Насколько я помню объяснение моего лучшего бельгийского друга, Филипп Добрый был похоронен в Брюгге не целиком: сердце его упо- коилось в другом месте (или, наоборот, тело?!). В Средневековье считалось нормальным хоронить великого человека по частям, если несколько мест претендовали на его останки или если ему самому хотелось (возможно, из политических соображений) после смерти присутствовать сразу в нескольких местах. В Европе это ведь совсем не безразлично, где чей прах покоится. Прах символичен. Прах стараются разместить правильно, по принад- лежности, не взирая на связанные с этим расходы. Имеет место по- клонение праху великих покойников. Культ праха подпитывается церковным культом святых мощей. Люди, пребывая вблизи выдающегося праха, испытывают сладостное чувство благоговения и не менее сладостное чувство причастности к великому, как будто они сами таким образом чуть-чуть поучаствовали в значительных делах.

Возврат на главную страницу