Из путеводителя "DK":
"Армия терракотовых воинов была обнаружена в 1974 г. крестья-
нами, рывшими колодец. Глиняные фигуры, выполненные в человечес-
кий рост, были сделаны для охраны гробницы Цинь Шихуанди, прави-
теля, объединившего Китай более 2000 лет назад. Во время архео-
логических исследований были раскрыты три раскопа; в них находи-
лись свыше 7000 скульптур солдат, лучников и коней. В раскопе 1
-- пехотинцы; раскоп 2 (работы ещё не закончены) заполнен кавале-
рией и солдатами, а в раскопе 3 (работа в самом начале), вдимо,
размещается штаб армии с 70 офицерами. Черты каждого воина инди-
видуальны и выполнены мастерски."
Сам император был, по-видимому, захоронен неподалёку: в 1.5 км
от терракотовой армии есть подозрительный холм. Разрывать его ки-
тайцы не торопятся.
* * *
Годы правления императора Цинь Шихуанди: 221-210 до н. э. Ваном
(царём) царства Цинь он стал в 245 г. до н. э. "Цинь Шихуанди" --
это титул (Великий император основатель Цинь). Имя -- Ин Чжэн.
Этот император был очень передовой: связал Китай сетью хороших
дорог, ввёл единую систему иероглифического письма и т. д.
Столицей империи был город Сяньян, который недалеко от Сианя и
почти уже слился с оным.
Династия Цин рухнула в 207 г. до н. э. -- через 3 года после
смерти Ин Чжэна -- но дело её живёт.
* * *
Кстати, скажу честно: "классический" китайский император --
чучело с длиннющими негигиеничными ногтями (от которых лично меня
брезгливо тянет на рвоту) и очень неудобной обильной одеждой, в
которой можно выживать лишь при условии, что за тебя почти всё
делают другие, а летом тебя непрерывно обмахивают веерами. Ну,
наверняка Цинь Шихуанди был ещё не такой.
* * *
Китайская девица, бывшая сопровождающим гидом в автобусе, вёз-
шем меня к терракотовой армии из Сианя, непрерывно толкала гром-
кую речь, от которой меня не защищали даже затычки в ушах. Я за-
подозрил, что эта девица -- робот, новейшее китайское достижение.
Мало ли что. Она была красива, и это усиливало моё подозрение:
ведь раз уж делать женщину-робота, то надо бы всенепременно кра-
савицу, али как? Некоторое сомнение у меня есть до сих пор: я же
в неё пальцем для проверки не тыкал.
* * *
Насколько мне удалось рассмотреть, терракотовые воины пустые
внутри, а головы у них -- вроде пробок у графинов. Если у фигуры
отколота рука, то можно видеть, что и рука сделана полой. Внутрь
фигур можно было что-то помещать. К примеру, пепел сожжённых
реальных воинов.
Возможно, император оказал своим воинам честь быть похоронен-
ными рядом с ним хотя бы в виде похожих на них глиняных фигурок.
Или же он обещал воинам отправиться с ними завоёвывать потусто-
ронний мир.
Полагаю, в обожжённой глине воспроизводилась только императорс-
кая гвардия (иначе какая-то маловатая армия получалась). Скорее
всего, каждую фигуру лепили с реального воина, он её видел, и его
грела мысль, что в виде этой фигуры (а то и вдобавок в качестве
пепла в ней) он останется с императором вечно. Хорошо себя ве-
дёшь, исправно ходишь в караулы, храбро сражаешься -- получаешь
своего терракотового двойника на счастье.
Всё это мои личные домыслы, но они мне представляются заслужи-
вающими внимания, потому что они [мои] вполне психологичны: от-
ражают человеческие наклонности.
* * *
Комплекс "Терракотовая армия" -- это в первую очередь большая
машина по выжиманию денег из населения. Во вторую очередь --
большой фуд-корт (где китайцы, там еда -- правда, китайская, в
основном сильно перченная, но иногда бываешь безмерно рад и та-
кой).
Собственно терракотовая армия -- это огромная нелепица. Ну, или
загадка истории. Европейские мавзолеи и египетские пирамиды хотя
бы были заметными, то есть сходили за декорум, символы, ориенти-
ры. Терракотовая же армия была обнаружена лишь в 1974 году.
* * *
Вообще про погребальные сооружения.
По долговечности они бывают...
- временные: держащиеся приблизительно до поры, пока живы
люди, для которых похороненный что-то значил;
- рассчитанные на вечность.
По размерам они бывают...
- минимальные: надгробный камень и т. п.;
- малые: занимающие место над могилой;
- средние: склеп;
- большие: мавзолей;
- особо большие: погребальный комплекс.
По характеру захоронения они бывают...
- индивидуальные;
- индивидуальные с "сопровождающими";
- семейные;
- мелкогрупповые;
- крупногрупповые.
Групповые захоронения бывают...
- делаемые однократно;
- с подзахоронением.
По устройству погребальные сооружения бывают:
- пещерные ниже уровня земли;
- пещерные в выступающих скалах, с фасадами;
- с подземной и надземной частями;
- и т. п.
К чужим старым захоронениям люди относятся бесцеремонно даже
на кладбищах: надгробия выбрасываются, поверх давних покойников
зарываются новые. Причина -- дефицит кладбищенских территорий в
старых городах.
Бывает, кладбища уничтожаются, кости с них частично вывозятся
на другие кладбища, а на освободившихся территориях что-то стро-
ится, в лучшем случае разбивается парк. В Европе такое широко
практиковалось в XVIII-XIX веках, при переходе от средневековой
застройки городов к регулярной "широкоулочной". В СССР уничтоже-
ние кладбищ осуществлялось много где, получается, уже в XX веке.
Эффектные склепы и надгробия, а ещё захоронения знаменитостей, --
то, что может предотвратить уничтожение кладбища.
Некоторые особенно выдающиеся погребальные сооружения и комп-
лексы древности:
- египетские пирамиды в Гизе, Египет;
- мавзолей Адриана (замок Святого Ангела) в Риме;
- мавзолей Мавзола в Измире, Турция;
- скальные гробницы в Петре, Иордания;
- скальные гробницы в Дальяне, Турция;
- мавзолей Галлы Плачидии в Равенне, Италия;
- мавзолей Тимура в Самарканде, Узбекистан;
- некрополь Шахи-Зинда в Самарканде, Узбекстан;
- некрополь Чор Бакр в селении Сумитан, в 5 км от Бухары.
Некоторые особенно выдающиеся погребальные сооружения и комп-
лексы нового времени:
- кладбище Чертоза в Болонье, Италия;
- Пантеон в Париже;
- кладбище Эюп а Стамбуле;
- мавзолей князей Шаумбург-Липпе в Бюкебурге, Германия;
- склеп Габсбургов под церковью ордена капуцинов (Kapuziner-
kirche) в Вене.
Враги погребальных сооружений;
- природные факторы: время, растения, землетрясения, влага,
ветры, морозы;
- завоеватели;
- воры.
Особенно вредно действует на погребальные сооружения смена
народов, культур, религий, политических систем. На защиту чужих
древних погребальных сооружений выступают только отдельные выдаю-
щиеся правители и "деятели культуры", большинство же людей отно-
сится к таким объектам утилитарно, по-вандальски.
Мощные, затратные погребальные сооружения -- не расточительст-
во чистой воды. От них бывает много пользы. Они (если построены
правильно) -- это...
- украшение территорий;
- ориентиры на местности;
- носители культурной информации;
- места размещения очередных умерших;
- источники дополнительной пользы (к примеру, мавзолей
Адриана применялся как оборонительное сооружение).
Мусульманский мавзолей с доступом во внутреннее пространство --
это всегда вдобавок мечеть, то есть он имеет дополнительную функ-
цию, и ради неё он бережётся, ремонтируется.
Как устраивать мавзолеи так, чтобы они переживали века:
- строить их крупными, высокими, заметными;
- строить в городе или рядом с ним -- чтобы людям было
удобно добираться;
- строить красиво;
- строить с очень толстыми стенами;
- создавать много внутренних помещений: готовить применение
в качестве крепости и музея;
- выбирать конструкцию, которая будет выдерживать землетря-
сения;
- избегать религиозной и политической символики, отражать
"общечеловеческое";
- обеспечивать возможность подзахоронения (тогда каждое
поколение будет заботиться о СВОИХ покойниках, а заодно и
о сооружении в целом);
- в захоронениях не использовать ничего драгоценного -- из
золота и пр.
Самый удачный, самый правильный мавзолей был, наверное, у
Адриана.
А у Цинь Шихуанди погребальный комплекс, получается, был непра-
вильный. Иначе стоял бы он века, как Большая Пагода Дикого Гуся в
Сиане, и не надо было бы его раскапывать. Ну, не угадали тогда --
из-за отсутствия местного опыта и затруднённости международных
контактов.
Как откапывали терракотовую армию в 1974-1978 гг. С плаката.
Музейный комплекс "Терракотовая армия" - это в первую очередь огромное скопище
торгово-питательных завений.
Китайские учёные доказывают, что терракотовые воины были вдобавок раскрашенными,
только древняя краска не выдержала соприкосновения с нашим воздухом.
Китай победит.
Один из павильонов комплекса. На транспаранте школьники что-то обещают Родине
(текст неразборчив).
Вот так они теперь и стоят. Общий вид главного ангара.
Молодёжь приобщается к вечному.
Терракотовые лошади.
Эти фигуры не в доспехах, а в каких-то халатах.
Больница для терракотовых воинов. Тут их собирают, как говорится, по кусочкам.
А тут у них как бы учебный взвод.
А вот это, наверное, искромётный китайский юмор: один из воинов
вышел из строя, чтобы отлить. Ладно, не будем ему мешать. Любому может приспичить.
Бутылочные ребята в соседнем павильоне.
А в этом павильоне китайские товарищи, наверное, хотели нам показать
почти не раскопанное состояние части погребального комплекса.
У каждого - своя попытка вскрыть грандиозный замысел великого Цинь Шихуанди.
Здесь можно бродить целый день, пропитываясь китайскостью.
Тут слева видать, говорят, самый сложный китайский иероглиф,
означающий какую-то сногосшибательную лапшу.
Превратиться бы, может, [в китайца] в какой-нибудь кирпичик и остаться тут насовсем.
Потрясённые и хорошо покушавшие китайцы тянутся к выходу.
Просматриваются и очень недурственные окрестности, но на них уже не хватает сил:
они требуют ещё одного длинного дня.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Терракотовая армия