В славное советское время любой журналист или писатель, вырвав-
шийся [каким-то чудом] из "большевистского рая" в первый раз, на-
конец, в какую-нибудь соседнюю страну типа Болгарии недели на
две, всенепременно норовил потом засесть за серию восторженных
статей в журнал "Вокруг света", а то и за книгу [сверенную с ли-
нией партии]. От обрушившихся на него заграничных впечатлений у
него голова шла большим кругом, и было неимоверно трудно принять,
что его потрясающие открытия личного уровня [давно уже неодно-
кратно деланные другими пишущими счастливчиками] являются по сути
издевательством над трудящимися СССР, которым повторение его поч-
ти колумбова подвига не "светило" никоим образом, разве что в са-
мых робких мечтах в не совсем трезвом состоянии.
Сиань был всего лишь очередной моей заграницей, [жадно] осво-
енной после ликвидации "железного занавеса", но даже у меня после
трёх дней пребывания тут и исписания "путевыми заметками" листа
приблизительно седьмого сложилось мнение, что на целую книгу
здешних впечатлений вполне хватит, тем более если надёргать вдо-
бавок материала из разных источников и выдать за почти свой.
Особенности китайской экзотики, насколько я её понял:
- она в разных местах довольно похожая;
- она тут смело заменяется яркими убедительными реконструкци-
ями (видишь пёстрый буддистский храм, весь из себя очень
китаистый, насыщенный местным декорумом, а ему, может, все-
го-то лет пять отроду);
- она быстро меняется (тут всё время что-то ломают, строят,
внедряют);
- она стирается (вытесняется "общечеловеческим", точнее,
может, американским -- типа кока-колы и джинсов).
* * *
Со стенда:
"Городская стена Сианя -- крупнешая и наиболее хорошо сохра-
нившаяся в Китае." "... была построена в 582 году." "Стена была
перестроена и расширена (...) во время династии Танг."
Ближе к середине Старого города имеется реконструированный
участок старого варианта городской стены.
Эта сианьская стена -- наверное, самая крупная (после Великой
китайской стены) рукотворная достопримечательность в мире. И она
много доступнее и много зрелищнее, чем Великая китайская стена,
расположенная у чёрта на куличках.
Стена в плане являет собой четырёхугольник со сторонами, прохо-
дящими с севера на юг и с запада на восток. "Высота" прямоуголь-
ника меньше, чем "ширина". На каждой из четырёх сторон есть "бар-
бакан" с воротами. От ворот к воротам идут крест-накрест главные
улицы старого Сианя (планировка его улиц прямоугольная). Главная
улица, идущая с запада на восток, несколько смещена к югу. На пе-
рекрестье главных улиц располагается Колокольная башня.
По внешнему контуру стены, с некоторым отступом от них, проходит
ров с водой. С северной стороны ров отсутствует. Вода во рве те-
чёт (почему -- не знаю).
Между стеной и рвом -- хорошо обустроенный парк. Всё весьма за-
лизано, доподлинная старина, наверное, осталась где-то в глубине.
В каждом из четырёх "барбаканов" обеспечен массовый подъём ту-
ристов на стену. Стоимость восхождения довольно высокая: 52 юаня
(7 юаней = 1 доллар).
В принципе можно прогуляться по стене вокруг всего Старого го-
рода, но лично я осилил пешком по жаре только участок от восточ-
ных ворот до северо-восточного угла, да и то едва не получил теп-
ловой удар. И я был очень рад, что обнаружил возле северо-восточ-
ного угла наконец-то спуск.
Народ на стене по преимуществу толчётся в районе "барбаканов",
а подальше от них -- почти безлюдье.
На велосипедах по стене ездить МОЖНО, но я это считаю абсурдом:
надо спокойно идти, пропитываться, всматриваться, фотографиро-
вать.
Яркий поезд сианьского метро. Посадка на станции "Аэропорт". Легко можно
догадаться, что я по привычке ворвался в вагон первым, ожидая напористой
толпы неисчислимых китайцев следом, но её не оказалось. Давки в метро
я тут не видел потом ни разу.
На платфрме блистательного сианьского метро. Человек, пристально разглядывающий
схему метро, - это точно не я (у меня был огромный рюкзак).
Потом я наблюдал эту картину каждый день. Уличные спортивные танцы
со специальными веерами китаянок старшесреднего возраста в 9 часов утра.
Музыка была довольно заводная, хотелось присоединиться [но не было
вееров].
А вот с этом мастером я потом здоровался. Сосед всё-таки:
мы с ним, как выяснилось, жили в одном квартале.
Во времена моего детства приблизительно такими представлялись города будущего.
Моя первая еда в Китае. Это как первая любовь: святое. И именно тут
я начал сознавать, что почти всё из еды, что рыженькое (а рыженькое
тут почти всё), - перченное. Будет гореть во рту, а на ночь
принесёт изжогу. А кефира, простокваши и ряженки в Китае ведь НЕТУ:
гасить желудочный пожар придётся молоком - со всеми вытекающими
последствиями.
Концептуальный центр Сианя - Колокольная башня.
Внутриквартальный проход в моём районе (станция метро Wenjing Road).
Мой скромный отель Jinjiang Inn
на улице Mingguang Road, 72.
Уличная скульптура по-сианьски. На подходе к Большой Пагоде Дикого Гуся со стороны метро.
Большая Пагода Малого Гуся (ладно, Дикого). На переднем плане -
[мои вчерашние подружки] просто девушки. Стесняются показать мне средний палец.
Вид на Сиань с Большой Пагоды Дикого Гуся. Вот так мы тут и живём помаленьку.
Будда в окружении двух Бодхисаттв (= продвинутых буддистов)
в монастырском комплексе при Большой Пагоде Дикого Гуся.
Возможно, именно такие изображения навеяли идею мультитулов (multitools),
в которых множество инструментов поворачивается на одной-двух осях.
В монастырском комплексе при Большой Пагоде Дикого Гуся.
Победитель моего конкурса "Самый загруженный велосипед в Сиане".
Вечерний фудкорт в Сиане, улица Fengchenwu Road близ перекрёстка с Mingguang Road.
Первый двор в монастыре Да Синь Шан, расположенном на одной улице
с Музеем провинции Шаньси. На переднем плане стилизованный лев, а не дракон.
Львов в Сиане МНОГО больше, чем драконов.
Толстый Будда? В монастыре Да Синь Шан.
Расправа над грешниками в буддистском как бы аду. На переднем плане
жаровня, а на заднем какая-то давилка. Монастырь Да Синь Шан.
Монахи в монастыре Да Синь Шан. У них было какое-то построение
с дружными выкриками, как в армии. На табличке написано, наверное,
что фотографировать монахов нельзя, но я не разобрал текста.
Это редкость, чудом уцелевшая со времён Мао Цзе-дуна
в радикально обновившемся Сиане. Монастырь Да Синь Шан.
В большую тему "китайский фаст-фуд". Лепёшки с мясосодержащей начинкой,
засунутой в них через разрез. Я просил сделать их для меня не острыми.
Учимся у древних китайцев шедеврально рисовать [коров] быков.
Музей провинции Шаньси.
Рельефы со спинки каменного как бы дивана, найденного в захоронении
согдианского офицера. Эпоха династии Северный Чжоу (557-581 гг.).
Рельефы показывают, как этот офицер при жизни путешествовал, пировал,
охотился, развлекался.
Вот этот предмет я бы смело назвал таинственным. Подписан
он неопределённо: Pottery Tower, Wei and Jin Dynasties
(220-420). Музей провинции Шаньси.
По-моему, это [курящая лошадь] гвоздь экспозиции Музея провинции Шаньси.
Четвёрка лошадей тащит тележку странного вида.
Та же композиция, только с противоположного ракурса. Тут и со светом не разберёшь,
что за вещь, а китайцы вдобавок затемнили.
Из специфического в Музее провинции Шаньси - такие вот вымяобразные горшки.
По-моему, это лучший вид в Xian Expo Park. Пагода - новодел,
задуманный как выставочный центр тошнотного "современного искусства",
но массовых китайцев на это искусство явно не тянет.
Малая Пагода Дикого Гуся.
Идиллия с мостиком в парке возле музея Сианя. В двух шагах
от Малой Пагоды Дикого Гуся.
Гвоздь экспозиции в Музее Сианя - вот эта каменная хижинка.
Оставленный для таких, как я, кусочек старого Сианя. Торговая улица
возле Южных ворот, чуть к северу и направо.
У уличного антиквара.
Вокруг городской стены Сианя есть как бы ров с водой. Некоторые его участки
особо фотогеничны.
Ещё участок как бы рва.
Городская стена Сианя. Восточный "барбакан".
Восточный "барбакан" изнутри в 1983 году.
Тот же блокгауз на стене Восточного "барбакана" в наше время
и чуть с другого ракурса, пардон.
На городской стене Сианя.
Вид с городской стены Сианя.
Финалист моего конкурса на самый загруженный мопед. Полагаю,
мопеды в Китае неправильные: надо хотя бы некоторые из них выпускать
с раскладными багажничками СО ВСЕХ СТОРОН. Ну видно же, что населению
такое требуется.
Моя попытка шедеврально сфотографировать автомобиль.
Школьные автобусы в Сиане жёлтые -- как в США. И продаётся мно-
го всяких разновидностей "колы". И работают забегаловки KFC и
Mcdonalds, пусть и не на каждом шагу. И по местному зомбоящику
можно смотреть американске боевики, пусть и с китайскими субтит-
рами (под которыми ещё и английские). Неприязни китайцев к Соеди-
нённым Штатам я не заметил. И антиамериканской пропаганды (каких
нибудь плакатов с козлобородым "дядей Сэмом" в звёздно-полосатых
штанах, которому китайский пролетарий прокалывает штыком толстое
брюхо).
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Восемнадцать дней в Сиане