Александр Бурьяк

Автоштадт в Вольфсбурге

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Город Вольфсбург в Германии -- это как бы три города в одной упаковке: помимо собственно Вольфсбурга, есть в Вольфсбурге быв- ший самостоятельный населённый пункт Hoffmann-Stadt Фаллерслебен, а при заводе "Фольксваген" -- ещё Автоштадт. На самом деле Авто- штадт -- это никакой не город, а примыкающая к Средиземному кана- лу небольшая территория, застроенная десятком зданий, назначение начинки которых -- охмурять потенциальных покупателей автомобилей великой марки "Фольксваген".
миллионный Фольксваген жук
Миллионный автомобиль "Фольксваген" типа "жук", сверкающий фальшивыми брильянтами.
Коллекция старых автомобилей и мотоциклов в Автоштадте велико- лепная, а больше в нём здравомыслящему человеку смотреть нечего, потому что остальное -- это рестораны и туалеты плюс средства воздействия на подсознание посетителей за их же деньги (15 евро, но я не платил) с целью подвигнуть на немедленное обретение автомобиля прославленной марки.
музей автомобилей
Музей автомобилей в Автоштадте, Вольфсбург. На заднем плане -- трубы "Volkswagen AG".
В музее Автоштадта ни одного автомобиля со встроенными средст- вами жизнеобеспечения (туалетом, кухней, спальным местом) обнару- жить не удалось. Тема трейлеров не представлена вообще. Грузовик только один, да и тот трёхколёсный, почти игрушечный. Служебный фургон тоже только один. Другими словами, вся экспозиция нацелена на то, чтобы посетитель в конце охмурительного процесса заплатил за очередную фольксвагеновскую легковуху. Можно сказать, акцио- нерное общество "Фольксваген" валяет дурака вместо выполнения морального долга перед немецким народом. Экспозиция должна быть существенно расширена: с включением в неё трейлеров, военных автомобилей, пожарных автомобилей, автобусов, грузовиков, сено- уборочных комбайнов и т. п. Тогда бы люди покупали "Фольксвагены" хотя бы из жалости к предприятию, потратившемуся ради немцев и человечества на огромный музей. Кстати, советские легковые автомобили в этом музее тоже не помешали бы: в настоящее время их нет там, кажется, ни одного. * * * Американский автомобиль "Кадиллак" тяжёл не потому, что включа- ет в себя много всяких устройств, а потому что в нём неэкономично используются пространство и материалы. Нет сомнения, что "Кадил- лак" НАМЕРЕННО делался большим, а не "такой уж получался". Соль была в чувстве превосходства, которое он обеспечивал: в осознании возможности успешно протаранить этим огромным куском металла а хоть бы и грузовик. Человек на большом автомобиле выглядит более значительным, чем на малом, и с этим ничего не поделаешь, потому что таково у людей восприятие. А люди хотят выглядеть значитель- ными, потому что это само по себе доставляет удовольствие и впри- дачу увеличивает возможность добывания денег. Поэтому большинство людей можно только загонять в минимализм мерами принуждения.
Кадиллак V 16
Автомобиль Cadillac V 16. С 16-цилиндровым двигателем. Мощность 165 лошадиных сил. Масса 2 300 кг. Максимальная скорость 145 км/ч. Откидной верх. Два места в салоне. Два дополнительных места -- как бы в багажнике. Выпускался в 1930-1937 гг. Всего было продано 4 387 штук -- несмотря на Великую депрессию.
"Кадиллак" -- это элемент самовыражения Соединённых Штатов Америки: вещь в том самом ряду, в каком пребывают Капитолий, Статуя свободы, лик Авраама Линкольна и т. п.

Трёхколёсное чудо: грузовичок Голиаф F 400, 1936 г. выпуска. Кабина двухместная.
Трёхколёсный автомобиль Goliath F 400 производился предприятиями Hansa-Lloyd Goliath-Werke Borgward & Tecklenborg. Конструктор -- Carl F. W. Borgward. Соотношение собственного веса автомобиля к полезной нагрузке является и сегодня достойным глубокого уваже- ния. Дебют моделей F 200 / F 400 состоялся в 1933 г. Автомобиль выпускался в трёх разновидностях: с высокой бортовой платформой (на фото), с низкой платформой и в виде фургона. Производство прекратилось в 1938 г. Возобновила его фирма Goliath после войны и продолжала до 1961 г. Довоенное и послевоенное производство в сумме составило 49 000 трёхколёсных грузовиков. К настоящему времени сохранилось только 12 машин.

Пружинистый бампер автомобиля "Хорьх" (Horch 670 V12).
Автомобиль Horch 670 V 12 -- один из технически наиболее про- двинутых автомобилей класса люкс своего времени. На автомобиле был установлен первый немецкий двигатель с гидравлическим вырав- ниванием работы клапанов. Дебют типа 670 состоялся в 1931 г. -- ещё перед слиянием фирмы Horch с Audi, DKW и Wanderer. Машины типов 670 / 600 не оправдали ожиданий фирмы Horch: удалось продать только 53 автомобиля типа 670 и 27 автомобилей типа 600. Четыре из них пережили своё время. Из наблюдения экспонатов автоштадтского музея можно сделать вывод, что автомобильные бамперы одно время рассматривались как серьёзное средство защиты автомобилей при столкновениях и потому выполнялись пружинящими и далеко (сантиметров на 30-40) отстоящи- ми от корпуса, чтобы им было куда прогибаться.
Laurin & Klement
Раритет. Автомобиль Laurin & Klement, тип "А" 1905 года. Фары -- ещё не электрические.
Автомобиль Laurin & Klement (L & K), тип "А", производился в Австро-Венгрии (а если точнее, то в городе Mlada Boleslav коро- левства Богемия) с 1905 года. Рабочий объём цилиндра его двигате- ля составлял всего 1 литр. Вес автомобиля -- чуть больше полутон- ны. Цена была в два с лишним раза меньше, чем на аналогичные машины конкурентов, и производитель едва успевал удовлетворять спрос.
Velo, Carl Benz
Ещё больший раритет. Первый малый автомобиль Velo Карла Бенца, 1893 г. На переднем дополнительном сидении два пассажира размещались лицом к водителю. Чтобы удобнее было беседовать, наверное.
"К концу 19 столетия автомобиль уже доказал, что способен функционировать. Но он ещё не стал транспортным средством в современном смысле слова, а был чрезвычайно дорогой технической забавой. Его сложное обслуживание требовало сведущего персонала, чья работа внушала уважение." (со стенда) Самый первый малый автомобиль, который был одновременно и самым первым серийным автомобилем, выпускался Карлом Бенцем (Carl Benz) в Маннгейме, Германия, и назывался Velo. Другие автомобили того времени были значительно крупнее и дороже его. До 1901 г. было продано приблизительно 1.200 штук Velo.

Раритет из раритетов. Автомобиль Бенца, 1886 г. С этого начиналось.
Военная тема в музее Автоштадта как-то совсем не представлена, а ведь завод "Фольксваген" в 1939-1945 гг. немало делал для фрон- та, для победы Германии. Да, а теперь он изображает из себя не- винную крошку, которую "союзники" бомбили разве что по ошибке или в тренировочных целях. Органичная достопримечательность Автоштадта: в огромном полу- тёмном помещении, к тому же подземном, стоит на зеркальной по- верхности в наклонном положении отполированный автомобиль и отра- жает в себе длиннющий светильник, так что несколько расплывается в бликах света. Немцы ходят туда таращиться, как на Мону Лизу в Лувре. Я как-то сразу не понял, что всё это -- ради единственного авто, -- и пристал к служительнице храма с вопросом, а где остальное. То есть, какие у них ещё имеются экспонаты и не скрыто ли что-нибудь за огромным занавесом. Мне было отвечено, что шедевр тут единственный -- тот самый автомобиль -- а за занавесом глухая стена (это я проверил). Для такой немалой территории, как у Автоштадта, можно было напридумывать куда более интересных экспонатов. Уж не знаю, каких именно. Подошёл бы, к примеру, мавзолей с мумией великого Фердинанда Порше. Тоже среди зеркал.
Фольксваген
Автомобиль Фольксваген как элемент "современного искусства".
Отсутствующие в автоштадтском музее автомобилей экспонаты производства "Volkswagen AG": 1. Лёгкий армейский автомобиль Kuebelwagen. Вес 600 кг, скорость 80 км/ч, мощность двигателя 25 л. с., расход бензина 8 л/км. До конца войны было выпущено 52.000 экземпляров. 2. Пловучий автомобиль, Schwimmwagen. Привод на 4 колеса. Скорость на суше -- до 80 км/ч, на воде -- от 7 до 10 км/ч. Выпускались две разновидности: Typ 128 (масса 950 кг, двига- тель 24 л. с., 150 экземпляров) и VW 166 (масса 910 кг, двигатель 25 л. с., 14.265 экземпляров).

Литература

Patrick Lesueur "Mythos VW Kaefer", Verlag "Parragon". Некоторые данные об автомобилях взяты со стендов музея автомобилей в Автоштадте предприятия "Voklswagen AG".

Возврат на главную страницу