Город Вольфсбург в Германии -- это как бы три города в одной
упаковке: помимо собственно Вольфсбурга, есть в Вольфсбурге быв-
ший самостоятельный населённый пункт Hoffmann-Stadt Фаллерслебен,
а при заводе "Фольксваген" -- ещё Автоштадт. На самом деле Авто-
штадт -- это никакой не город, а примыкающая к Средиземному кана-
лу небольшая территория, застроенная десятком зданий, назначение
начинки которых -- охмурять потенциальных покупателей автомобилей
великой марки "Фольксваген".
Миллионный автомобиль "Фольксваген" типа "жук",
сверкающий фальшивыми брильянтами.
Коллекция старых автомобилей и мотоциклов в Автоштадте велико-
лепная, а больше в нём здравомыслящему человеку смотреть нечего,
потому что остальное -- это рестораны и туалеты плюс средства
воздействия на подсознание посетителей за их же деньги (15 евро,
но я не платил) с целью подвигнуть на немедленное обретение
автомобиля прославленной марки.
Музей автомобилей в Автоштадте, Вольфсбург.
На заднем плане -- трубы "Volkswagen AG".
В музее Автоштадта ни одного автомобиля со встроенными средст-
вами жизнеобеспечения (туалетом, кухней, спальным местом) обнару-
жить не удалось. Тема трейлеров не представлена вообще. Грузовик
только один, да и тот трёхколёсный, почти игрушечный. Служебный
фургон тоже только один. Другими словами, вся экспозиция нацелена
на то, чтобы посетитель в конце охмурительного процесса заплатил
за очередную фольксвагеновскую легковуху. Можно сказать, акцио-
нерное общество "Фольксваген" валяет дурака вместо выполнения
морального долга перед немецким народом. Экспозиция должна быть
существенно расширена: с включением в неё трейлеров, военных
автомобилей, пожарных автомобилей, автобусов, грузовиков, сено-
уборочных комбайнов и т. п. Тогда бы люди покупали "Фольксвагены"
хотя бы из жалости к предприятию, потратившемуся ради немцев и
человечества на огромный музей. Кстати, советские легковые
автомобили в этом музее тоже не помешали бы: а хоть бы и для
сравнения. В настоящее время их нет там, кажется, ни одного.
* * *
Американский автомобиль "Кадиллак" тяжёл не потому, что включа-
ет в себя много всяких устройств, а потому что в нём неэкономично
используются пространство и материалы. Нет сомнения, что "Кадил-
лак" НАМЕРЕННО делался большим, а не "такой уж получался". Соль
была в чувстве превосходства, которое он обеспечивал: в осознании
возможности успешно протаранить этим огромным куском металла при
случае даже и грузовик. Человек на большом автомобиле выглядит
более значительным, чем на малом, и с этим ничего не поделаешь,
потому что таково у людей восприятие. А люди хотят выглядеть зна-
чительными, потому что это само по себе доставляет удовольствие и
впридачу увеличивает возможность добывания денег. Поэтому боль-
шинство людей можно только загонять в минимализм мерами принужде-
ния, завлекать обманом или заманивать "пряниками".
Автомобиль Cadillac V 16. С 16-цилиндровым двигателем.
Мощность 165 лошадиных сил. Масса 2 300 кг. Максимальная скорость
145 км/ч. Откидной верх. Два места в салоне. Два дополнительных
места -- как бы в багажнике. Выпускался в 1930-1937 гг.
Всего было продано 4 387 штук -- несмотря на Великую депрессию.
"Кадиллак" -- это элемент самовыражения Соединённых Штатов
Америки: вещь в том самом ряду, в каком пребывают Капитолий,
Статуя свободы, лик Авраама Линкольна и т. п.
Трёхколёсное чудо: грузовичок Голиаф F 400, 1936 г. выпуска.
Кабина двухместная.
Трёхколёсный автомобиль Goliath F 400 производился предприятиями
Hansa-Lloyd Goliath-Werke Borgward & Tecklenborg. Конструктор --
Carl F. W. Borgward. Соотношение собственного веса автомобиля к
полезной нагрузке является и сегодня достойным глубокого уваже-
ния. Дебют моделей F 200 / F 400 состоялся в 1933 г. Автомобиль
выпускался в трёх разновидностях: с высокой бортовой платформой
(на фото), с низкой платформой и в виде фургона. Производство
прекратилось в 1938 г. Возобновила его фирма Goliath после войны
и продолжала до 1961 г. Довоенное и послевоенное производство в
сумме составило 49 000 трёхколёсных грузовиков. К настоящему
времени сохранилось только 12 машин.
Пружинистый бампер автомобиля "Хорьх" (Horch 670 V12).
Автомобиль Horch 670 V 12 -- один из технически наиболее про-
двинутых автомобилей класса люкс своего времени. На автомобиле
был установлен первый немецкий двигатель с гидравлическим вырав-
ниванием работы клапанов.
Дебют типа 670 состоялся в 1931 г. -- ещё перед слиянием фирмы
Horch с Audi, DKW и Wanderer. Машины типов 670 / 600 не оправдали
ожиданий фирмы Horch: удалось продать только 53 автомобиля типа
670 и 27 автомобилей типа 600. Четыре из них пережили своё время.
Из наблюдения экспонатов автоштадтского музея можно сделать
вывод, что автомобильные бамперы одно время рассматривались как
серьёзное средство защиты автомобилей при столкновениях и потому
выполнялись пружинящими и далеко (сантиметров на 30-40) отстоящи-
ми от корпуса, чтобы им было куда прогибаться.
Раритет. Автомобиль Laurin & Klement, тип "А" 1905 года.
Фары -- ещё не электрические.
Автомобиль Laurin & Klement (L & K), тип "А", производился в
Австро-Венгрии (а если точнее, то в городе Mlada Boleslav коро-
левства Богемия) с 1905 года. Рабочий объём цилиндра его двигате-
ля составлял всего 1 литр. Вес автомобиля -- чуть больше полутон-
ны. Цена была в два с лишним раза меньше, чем на аналогичные
машины конкурентов, и производитель едва успевал удовлетворять
спрос.
Ещё больший раритет.
Первый малый автомобиль Velo Карла Бенца, 1893 г.
На переднем дополнительном сидении два пассажира
размещались лицом к водителю. Чтобы удобнее было
беседовать, наверное.
"К концу 19 столетия автомобиль уже доказал, что способен
функционировать. Но он ещё не стал транспортным средством в
современном смысле слова, а был чрезвычайно дорогой технической
забавой. Его сложное обслуживание требовало сведущего персонала,
чья работа внушала уважение." (со стенда)
Самый первый малый автомобиль, который был одновременно и самым
первым серийным автомобилем, выпускался Карлом Бенцем (Carl Benz)
в Маннгейме, Германия, и назывался Velo. Другие автомобили того
времени были значительно крупнее и дороже его. До 1901 г. было
продано приблизительно 1.200 штук Velo.
Раритет из раритетов. Автомобиль Бенца, 1886 г.
С этого начиналось.
Военная тема в музее Автоштадта как-то совсем не представлена,
а ведь завод "Фольксваген" в 1939-1945 гг. немало делал для фрон-
та, для победы Германии. Да, а теперь он изображает из себя не-
винную крошку, которую "союзники" бомбили разве что по ошибке или
в тренировочных целях.
Органичная достопримечательность Автоштадта: в огромном полу-
тёмном помещении, к тому же подземном, стоит на зеркальной по-
верхности в наклонном положении отполированный автомобиль и отра-
жает в себе длиннющий светильник, так что несколько расплывается
в бликах света. Немцы ходят туда таращиться, как на Мону Лизу в
Лувре. Я как-то сразу не понял, что всё это -- ради единственного
авто, -- и пристал к служительнице храма с вопросом, а где
остальное. То есть, какие у них ещё имеются экспонаты и не скрыто
ли что-нибудь за огромным занавесом. Мне было отвечено, что
шедевр тут единственный -- тот самый автомобиль -- а за занавесом
глухая стена (это я проверил). Для такой немалой территории, как
у Автоштадта, можно было напридумывать куда более интересных
экспонатов. Уж не знаю, каких именно. Подошёл бы, к примеру,
мавзолей с мумией великого Фердинанда Порше. Тоже среди зеркал.
Автомобиль Фольксваген как элемент "современного искусства".
Отсутствующие в автоштадтском музее автомобилей экспонаты
производства "Volkswagen AG":
1. Лёгкий армейский автомобиль Kuebelwagen. Вес 600 кг, скорость
80 км/ч, мощность двигателя 25 л. с., расход бензина 8 л/км.
До конца войны было выпущено 52.000 экземпляров.
2. Плавучий автомобиль, Schwimmwagen. Привод на 4 колеса.
Скорость на суше -- до 80 км/ч, на воде -- от 7 до 10 км/ч.
Выпускались две разновидности: Typ 128 (масса 950 кг, двига-
тель 24 л. с., 150 экземпляров) и VW 166 (масса 910 кг,
двигатель 25 л. с., 14.265 экземпляров).
Литература
Patrick Lesueur "Mythos VW Kaefer", Verlag "Parragon".
Некоторые данные об автомобилях взяты со стендов музея
автомобилей в Автоштадте предприятия "Voklswagen AG".
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Автоштадт в Вольфсбурге