Хильдесхайм (Hildesheim) -- окружной город в Нижней Саксонии.
Располагается в 40 км на юго-восток от Ганновера. Насчитывает
около 105 000 населения (2010 г.). Ныне в нём развита добыча
калийных солей, а также электрическая и швейная промышленность.
(Отрадно, что у немцев имеются собственные калийные соли на
удобрения.)
С 815 г. Хильдесхайм -- епископство, с 1367 г. -- член Ганзы. С
1866 г. -- в составе Пруссии. В 1945 г. город был почти полностью
разрушен.
В Хильдесхайме располагаются два особо выдающихся храма, ныне
представляющих собой, правда, по большей части реконструкции:
- собор Святой Марии;
- церковь Михаила.
Помимо этих церквей, есть в Хильдесхайме и другие храмы,
заслуживающие внимания. По-видимому, в Средние века город был
солидным религиозным центром, в который особо верующие тянулись
из ближних и дальних местностей помолиться и поблагоговеть.
Ещё в Хильдесхайме имеется Музей Рёмера-Пелицеуса (Roemer- und
Pelizaeus Museum), очень богатый экспонатами из Древнего Египта
и доколумбовой Перу, а также представляющий другие значительные
коллекции: палеонтологическую, ботаническую, зоологическую и др.
Создан в 1844 г.
История появления Собора Святой Марии (Mariendom) и города
Хильдесхайма якобы такова. В 815 г. Людовик I Святой, сын Карла
Великого, на время охоты повесил на розовом кусте (Rosa Canina)
какие-то реликвии от Девы Марии, а снять их потом не смог и
принял это за знак того, что надо -- как ни крутись -- сооружать
храм, а вокруг него -- город. Правда, историки говорят, что
укреплённый город в этих местах так или иначе требовался, потому
что земля вокруг принадлежала свежепокорённым саксам, а за ними
нужен был глаз да глаз.
Основное строительство собора пришлось на XI век. Розовый куст
до сих пор растёт-цветёт -- и являет собой достопримечательность
собора. В 1945 г. этот куст сильно пострадал от огня, но якобы
сохранились живые фрагменты, которые снова пошли в рост. Археоло-
гические исследования вокруг куста показывают, что, возможно, он
произрастал ещё в святилище саксов, посвящённом германской богине
Фригге (Frigga).
Церковь Михаила (Michaeliskirche) построена в начале XI века по
распоряжению епископа Бернварда (Bernward) -- будущего святого --
и императора Оттона III. В крипте храма находится саркофаг Свя-
того Бернварда (1022).
Церковь Годехарда (Godehardkirche) располагается возле тюрьмы.
Названа в честь епископа Годехарда, преемника епископа Бернварда.
Годехард ныне тоже святой. Основное строительство присходило в
1133-1172 гг.
Итого четыре великих немецких человека причастны к зарождению и
становлению славного Хильдесхайма: два святых, один просто импе-
ратор и один император-святой.
Церковь Креста (Kreuzkirche), со стороны фасада похожая на
итальянскую, основана в 1079 г. епископом Хецило (Hezilo). Крест
епископа Хецило в этой церкви якобы включает в себя щепки с до-
подлинного креста, на котором распяли Иисуса. К кресту епископа
Хециле Генрих Лев добавил крест от себя, в который тоже вделана
якобы щепка креста Иисуса, привезенная Генрихом из Иерусалима.
Башня этой церкви -- из остатков городских укреплений, сооружён-
ных около 1000 г. при Бернварде. Барочный фасад церкви появился в
XVIII веке. Внутренний стиль церкви -- ренессансный.
Ещё местные великие граждане Германии, пусть и не святые:
Hermann Roemer (1816-1894) -- основатель хильдесхаймского
музея древностей;
Wilhelm Pelizaeus (1851-1930) -- собиратель египетских древ-
ностей, подаривший в 1907 г. свою коллекцию городу;
предметы коллекции добыты при раскопках в Гизе;
Rudolf Hauthal (1854-1928) -- владелец перуанской коллекции
древностей, подаривший её городу;
Ernst Ohlmers (1847-1927) -- собиратель коллекции китайского
фарфора, долгое время живший в Пекине; передал коллекцию
в городской музей.
Разумеется, эти великие человеки сами НЕ ДЕЛАЛИ предметов, ко-
торые передали в музей, но они эти предметы откопали, спасли от
возможного уничтожения, собрали в одном месте для удобства осмот-
ра. Пусть эти люди -- не строители храма культуры, но они хотя бы
хранители его, что тоже не мало. Показательно, что по мере старе-
ния цивилизации великие созидатели в её теле сменяются великими
собирателями-хранителями.
Речка, на которой стоит Хильдесхайм, называется Иннерсте
(Innerste). Пополнявшийся из неё широкий Каленбергский ров
(Kalenberger Graben) -- ныне очень симпатичный городской водоём.
В южной части Старого города частично сохранился городской вал.
На сделанной в 1653 г. гравюре Хильдесхайм окружён крепостными
стенами с бастионами, а также рвами с водой. От средневековых
укреплений уцелела крепостная Башня возвращения (Kehrwiederturm).
Дом императоров (Kaiserhaus) построен до 1590 г., восстановлен
к 1998 г. после катастрофы 1945 г. Название дома обусловлено тем,
что его фасад украшен изображениями римских кайзеров.
* * *
Хильдесхаймская еврейская община была, возможно, старейшей в
Северной Германии. После 1945 г. она не восстановилась.
* * *
"Союзники" раздолбали небольшой и не особо промышленный Хиль-
десхайм не меньше, чем Дрезден или Берлин. Зачем? Возможно, это
имело для них какой-то духовный смысл: город уж очень историчес-
кий был, с обилием древних храмов.
Наверное, история с англо-американскими бомбардировками была
приблизительно следующая: едва наладили особо массовое производ-
ство бомб, как сопротивление немцев стало слабеть. А сворачивать
налаженное производство не хотелось. А если бы потребовали соо-
ружения дополнительных складов под бомбы, то стало бы ясно, что
производство избыточное. Вот и бомбили что попадя.
* * *
Почему хильдесхаймяне так гордятся своими восстановленными
древностями (на 60-90%%, получается, фальшивыми), сказать трудно.
Я бы на их месте плакал и проклинал А. А. Хитлера за то, что он в
1939-м году не остановился в своей внешней политике на достигну-
том. Реконструкторы отнюдь не носились с каждым обломком. Если, к
примеру, сравнить фотографии разбомбленного St. Andreas с тем,
что есть теперь в районе главного алтаря, то видно, что некоторые
рельефы попропадали. Ну, и куда же они подевались, уважаемые
бюргеры?!
А ещё, реставрируя Собор Св. Марии, пообдирали внутри барочные
прибамбасы, аргументируя это тем, что якобы надо вернуть храм к
готическому виду. И что в итоге? А то, что теперь этот храм
внутри мало чем отличается от амбара: в нём много места и света,
но нет ШЕДЕВРОВ ИСКУССТВА. Молиться там можно, а вот наслаждатья
окружением -- никак.
* * *
А кроликов-то в Хильдесхайме нету! Ну, наверняка какие-нибудь
захудалые скрываются до темноты где-то в кустах, но за целый день
перемещения по городу можно не увидеть ни одного.
Рыночная площадь -- центральное место
всякого немецкого города, начинавшего ремеслом и торговлей.
Роскошный "фахверк" на Рыночной площади Хильдесхайма.
К сожалению, реконструкция.
План Хильдесхайма в XVII веке.
Воплощение чьей-то немецкой мечты. В этом домике что-то есть.
Многообещающий перуанский идол перед зданием
музея Рёмера-Пелицеуса.
Церковь Михаила (Michaeliskirche) на пригорке.
Не особо смотрится и внешне, и внутренне, вдобавок
по большей части реконструкция. Тем не менее,
приглянулась ЮНЕСКО в качестве культурного наследия.
Доподлинная колонна в церкви Михаила.
Дом императоров (Kaiserhaus).
Якобы тот самый розовый куст,
из-за (и вокруг) которого возник Хильдесхайм.
За кустом -- апсида Собора Святой Марии.
Церковь Креста, похожая на итальянскую.
Доподлинная люстра в церкви Годехарда (Godehardkirche).
Женская тюрьма ("Juztitzvollzugsanstalt fuer Frauen")
в тихом симпатичном уголке между церковью Годехарда
и городским рвом, Godehardsplatz, 8.
Южные городские ворота.
Башня возвращения (Kehrwiederturm).
Вид с городского вала.
Печальный памятник хильдесхаймской еврейской общине.
В художественном отношении очень качественный,
хотя и с модернистскими элементами.
Дом оружейника (Waffenschmiedhaus) -- старейшее жилое здание
в Хильдесхайме. С таблички, дословно: "Фахверковое здание
в стиле раннего Ренессанса происходит с 1548 года. Резьба
на фасаде указывает на профессию застройщика, который
в качестве оружейника занимал мастерскую в подвале."
Домик жидомасонской ложи в Хильдесхайме. С таблички:
"Эта франкмасонская ложа была основана в 1762 г. Название
при основании -- "la porte a l'eternite" ['ворота в вечность'].
Происхождение всех франкмасонских лож мира относится к 1717 г.
В этом году в Англии была основана первая ложа. В Германии
в настоящее время существуют 290 лож. Ложа -- это место
внутреннего покоя. Здесь встречается общество с ясными
ценностными представлениями о гуманности и толерантности."
Литература:
"Deutschland", Dorling Kindersley Verlag, Muenchen, 2010.
"Das schoene Hildesheim", Verlag "Gerstenberg", 2009.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Хильдесхайм - город вокруг розового куста