Визит в Потсдам -- в числе лучших вещей, какие только могут
обрушиться на человека в природе. Если она на вас ещё не обруши-
валась -- крепитесь, настраивайтесь, собирайтесь. Кто не был в
Потсдаме, тот, можно сказать, ещё не знал полноценной жизни, а
только готовился к ней -- к посещению Потсдама.
Потсдам (Potsdam) -- один из наиболее зрелищных городов Герма-
нии, требующий не менее недели для своего объятия в не слишком
напряжённом темпе. Жителей в Потсдаме чуть меньше 150 тысяч, а
обилие достопримечательностней обусловлено тем, что город был
более 200 лет резиденцией курфюрстской, королевской, а под конец
(с 1871 г.) даже императорской династии Гогенцоллернов.
Набор потсдамских достопримечательностей несколько сократился
во Вторую мировую войну, когда центр города довольно сильно
выбомбили. Были уничтожены (и впоследствии не восстанавливались)
Городской замок, Гарнизонная церковь, Церковь Святого духа, Рат-
хаус. Зато уцелели почти все здания и сооружения парка Сансуси.
Сегодня Потсдам -- столица "союзной земли" Бранденбург, хотя в
этой "земле" и собственно город Бранденбург имеется.
Потсдам располагается на реке Хафель (Havel) имени первого и
последнего президента постсоветской Чехословакии (1989-1992) и
первого президента Чехии (1993-2003) Вацлава Гавела (Vaclav
Havel).
От Главного вокзала Берлина до Главного вокзала Потсдама --
около 30 минут езды электричкой. С Длинного моста в Потсдаме про-
сматривается Берлинская телебашня на Александерплац.
* * *
Парк Сансуси -- ЧРЕЗМЕРНО большой. Его площадь, наверное,
должна была демонстрировать величие династии Гогенцоллернов.
Умаиваться там ходьбой ради здоровья -- самое то.
Так называемый Новый дворец в парке Сансуси своими размерами и
своим декорумом убедительно демонстрировал в XIX веке, под чьим
скипетром надлежало объединяться Германии. С таким дворцом
Гогенцоллернам волне можно прибирать к рукам немецкие земли, не
сгорая от стыда за собственную дерзость. Начинать строительство
империи со строительства императорского дворца, адекватного
размерам, статусу и притязаниям будущего государства -- это, как
оказалось, было вовсе не опережение событий, а очень даже сильный
ход. И Гогенцоллерны его сделали ещё при Фридрихе Великом (годы
жизни 1712-1786, годы правления 1740-1786). Люди неохотно подчи-
няются лишь бы кому, но охотно признают верховенство династии,
под чутким руководством которой было выстроено и наполнено куль-
турными ценностями такое вот сооружение. Империя должна быть не в
последнюю очередь эстетичной, иначе она долго не продержится,
если удастся создать её вообще. Потсдам -- важнейшее место для
постижения эстетики Второй Германской империи, империи
Гогенцоллернов.
Некоторые улицы Потсдама -- к примеру, Бранденбургская -- ещё
и сегодня застроены непритязательными двухэтажными домиками, сим-
волизирующими традиционизм, простоту, народность и опору на сред-
ний класс. Они -- тоже архитектурное выражение определённых эле-
ментов германской имперской идеологии и в качестве таковых лелея-
лись Гогенцолернами, а ныне дороги всякому истинному немцу как
напоминание об эпохе взлёта германского духа.
Река Хафель -- судоходная, образующая в районе Потсдама всякие
рукава и расширения в виде озёр, так что по части воды потсдамс-
кий ландшафт вполне обеспечен. Ещё в черте города местами имеются
невысокие холмы, а в его окрестностях -- довольно обширные зарос-
шие места. Между Берлином и Потсдамом втискивается Ваннзее
(Wannsee) -- издавна застроенный виллами престижный берлинский
пригород на берегах одноимённого озера Ваннзее площадью 2,7 кв км
и глубиной до 9 м, представляющего собой тоже как бы расширение
реки Хафель.
* * *
Кронпринц Фридрих Вильгельм IV, похоже, хотел стать ИТАЛЬЯНСКИМ
королём, а не немецким: жить и править в стране, где легко вызре-
вает хороший виноград и всюду валяются обломки римской цивилиза-
ции. Если Фридриха II тянуло к Франции, то указанного кронпринца
-- к Италии и только к ней. Такой вывод напрашивается после зна-
комства с дворцовым комплексом в Потсдаме: там много копированной
концентрированной итальянистости, античности, ренессанса -- в до-
полнение к французистому барокко, оставшемуся от Фридриха II.
Готика -- по происхождению не немецкий стиль, но профессорская
готика (она же неоготика и псевдоготика) давалась лучше всего
именно немцам (см. Кёльнский собор, Votivkirche в Вене и т. д.).
Аналогично немцам в XIX веке, похоже, лучше других давалась про-
фессорская итальяника. Во всяком случае, в Потсдаме: такие италь-
янистые виллы, как "римские бани" в потсдамском дворцовом комплек-
се, в самой Италии встречаются отнюдь не на каждом шагу, а скорее
как редкие радующие включения в обильную серятину.
Если положить руку на сердце (ну, на рёбра возле него), то надо
будет признать, что потсдамский Новый дворец смотрится эффектнее
даже Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: архитектурно сложнее,
декорированнее и в то же время компактнее, человечистее. Потсдам
-- это профуканная изысканная объединяющая немецкость, которую
Германия могла благотворно источить на остальной мир, но не исто-
чила, потому что вот как-то не сложилось, отвлекли. Потсдам -- это
то, на что почтительно смотрят, не понимая, -- как на неразгадан-
ные древние письмена, вроде египетских до того, как к ним прило-
жился Шампольон. Восхищаются детальками, но не улавливают общего
смысла послания. Потому что он приоткрывается только иногда, когда
ты оказываешься в редком состоянии просветления и начинаешь не то,
чтобы видеть глубинное, но хотя бы замечать, что оно где-то там
есть. Накопление, охранение, очищение, усиление, упорядочивание,
интеграция, распространение культуры, поднимание человеческого к
сверхчеловеческому -- вот приблизительно это есть истинная герман-
ская миссия, обозначившаяся в XVII веке и начавшая было в XIX веке
брать, наконец, верх над "слишком человеческим".
Евангелистская церковь Святого Николая.
Остатки Городского замка (Stadtschloss),
полностью сгоревшего при бомбардировке 14 апреля 1945 г.
Строительство замка началось в 1663 г. по распоряжению
курфюрста Фридриха Вильгелма Бранденбургского,
желавшего иметь вторую резиденцию под Берлином.
Двухэтажная Бранденбургская улица. В её конце --
местные Бранденбургские ворота.
Бранденбургские ворота на фотографии 1885 г.
Переснято со стенда при указанных воротах.
Науэнские ворота (Nauener Tor). В направлении города Науэна.
Построены в 1755 г. Примечательны тем, что являются
самым ранним образцом неоготики в континентальной Европе.
Водяная Церковь мира (а может, спокойствия:
Friedenskirche) в парке Санcуси.
Здание картинной галереи в парке Сансуси.
Было построено в 1755-1763 гг. "Является одним из самых
старых и самых красивых музейных зданий В Европе."
Галерея Сансуси внутри.
Мраморная ванна в парке Сансуси.
Возможно, в ней уже не моются.
Замок Сансуси, в котором обитал Фридрих II Гогенцоллерн.
Одноэтажный шедевр в стиле барокко. Вход со двора.
На фасаде видно, как писать название замка по-французски.
Вид на Гору руин (Ruinenberg) с замка Сансуси.
На горе - искусственные римские руины
(натуральные в районе Берлина отсутствуют так или иначе).
На самом переднем плане - шоссе, которым,
не удержавшись, изуродовали парк в новейшее время.
Павильон.
Фасад главного здания Нового дворца в парке Сансуси.
Имперское гнездо Гогенцоллернов.
Фасад неглавного здания Нового дворца в парке Сансуси.
Там недалеко справа ещё одно такое же.
Как это всё выглядело во времена карет.
Сфотографировано со стенда, должного объяснить,
почему так долго ковыряются с реставрацией.
Римский декорум Нового дворца в парке Сансуси.
Соревнование в римскости с венским Хофбургом.
Какой-то оранжерейный домик для гостей в парке Сансуси.
В этом домике в своё время останавливался Николай I.
"Римские бани". Построены кронпринцем Фридрихом Вильгельмом (IV)
в 1829-1844 гг. по образцам, которые в Помпеях. Собственно купальней
является лишь малая часть комплекса.
Чайный павильон.
Ворота виноградника Винцерберг (Winzerberg).
Надпись: "Фридрих Вильгельм IV Кронпринц распорядился постоить
эти ворота через сто шесть лет после основания Сан Суси MDCCCLI".
Фрагмент декорума ворот в виноградник
Винцерберг (Winzerberg).
Таинственное здание с заросшим травой порогом.
Стиль - воинственное имперское барокко.
Значит, бывший штаб или гвардейская казарма.
Литература:
"Deutschland", Dorling Kindersley Verlag, Muenchen, 2010.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Репрезентативный Потсдам