Франция -- не меняющаяся, а именно что уходящая, потому что
напустила в себя многовато африканцев и азиатов, а они ведь вдо-
бавок -- те ещё размножуны. Если в квартиру, в которой жили мои
родственники, поселяются совсем посторонние люди, они ведь не
становятся моей новой роднёй. Можно, разумеется, "скреститься"
с ними, только зачем? Чтобы поучаствовать вместе с ними в уничто-
жении белой расы? Простите, а это нам на кой чёрт сдалось? Нет,
МОЯ Франция уходит. И я, конечно же, немножко ухожу вместе с нею.
Мы с ней теперь почти как наперегонки.
* * *
Подумалось вот что. Если подходить формально, то я, можно ска-
зать, вырос на французской литературе и французском кино. Впро-
чем, вся более-менее культурная часть моего поколения сделала
почти то же самое.
Доказываю фактами. Смотренные мной и сильно впечатлившие меня
в довольно раннем и сравнительно раннем возрасте французские
фильмы:
С Луи де Фюнесом и частью с Бурвилем:
"Фантомас", "Фантомас разбушевался", "Большая прогулка",
"Жандарм из Сантропе", "Жандарм женится", "Жандарм и
инопланетяне", "Разиня".
С Жаном Марэ:
"Тайна бургундского двора", "Капитан", "Граф Монте-Кристо",
"Горбун", "Железная маска".
С Пьером Ришаром:
"Игрушка", "Не упускай из виду", "Укол зонтиком", "Беглецы",
"Папаши", "Он начинает сердиться".
С Жан-Полем Белмондо:
"Игра в четыре руки", "Кто есть кто", "Чудовище",
"Повторный брак", "Профессионал", "Одиночка",
"Частный детектив", "Великолепный", "Неисправимый".
С Аленом Делоном:
"Зорро", "Искатели приключений", "Троих надо убрать",
"Смерть негодяя", "Красное солнце".
С Филиппом Нуаре:
"Откройте, полиция!", "Старое ружьё".
С Джиной Лоллобриджидой:
"Собор Парижской Богоматери", "Фанфан-Тюльпан".
С Мишель Мерсье:
"Анжелика и король", "Анжелика -- маркиза ангелов".
С Фанни Ардан:
"Весёленькое воскресенье".
С Бриджит Бардо:
"Бабетта идёт на войну"
С кем-то там:
"Новобранцы идут на войну", "Четыре мушкетёра", "Четверо против
кардинала".
Читанные мной и сильно впечатлившие меня французские книги:
Жюль Верн "20 тысяч лье под водой", "Пятнадцатилетный капитан".
Луи Буссенар "Похитители брильянтов".
Александр Дюма "Три мушкетёра", "Двадцать лет спустя", "Десять
лет спустя", "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго".
Виктор Гюго "Девяносто третий год", "Человек, который смеётся".
Стендаль "Пармская обитель".
Жозеф Анри Рони-старший "Борьба за огонь".
Гюстав Эмар "Твёрдая рука".
Эмиль Золя "Восстание ангелов".
Поль Александр, Морис Ролан "Увидеть Лондон и умереть".
Раф Валле "Прощай, полицейский".
Себастьян Жапризо "Дама в очках и с ружьем в автомобиле".
Пьер Буало, Тома Нарсежак "Инженер слишком любил цифры".
Пьер Булль "Планета обезьян".
Книг не очень много, да, зато КАКИЕ!
* * *
Из приватной беседы:
"Я ни разу не усомнился, что у французов периодов величия пре-
достаточно, но как нация во вторую Мировую они облажались."
Вы для начала хотя бы сравните, к примеру, расстояние от границы
Германии до Парижа (пусть и через Бельгию) с расстоянием от Бреста
до Москвы. Потом дороги сравните тут и там, потом численности
населения, потом свою катастрофу 1941 года с их катастрофой 1940
года (она, кстати, была первой: можно было у кого-то поучиться,
но не вам). Рядом с СССР-овским позором 1941 года французский
позор -- ничто.
Далее, там жёсткость войны была значительно меньшая: чуть по-
вздорили близкородственные народы, почему бы не сдаться временно
(не впервой)?
Главное: если бы СССР был размерами и населением с Францию
(мысленно смасштабируйте), немцы бы справились с ним, может, за
две недели. Напомню Вам, что Минск они взяли через неделю (точ-
нее, 28 июня) после начала войны. А 28 июля был взят Смоленск. К
этому времени была оккупирована советская территория размерами
приблизительно с Францию. Французская кампания 1940 года продол-
жалась с 10 мая по 22 июня, то есть, даже чуть дольше, чем пона-
добилось немцам, чтобы дойти до Смоленска.
Напомю некоторые детали.
Танков у СССР в июне 1941 года было больше, чем у немцев,
румын, венгров, французов и англичан, вместе взятых.
Соотношение сил на 10 мая 1940 г.:
Франция: 4656 танков и САУ
Германия: 2909 танков и САУ
Соотношение сил на 10 мая 1940 г.:
СССР 23200 танков
Германия: 6000 танков и САУ
(Разумеется, общее число танков -- мало говорящий показатель,
но если лезть в детали, то неудачи СССР в 1941 году будут вы-
глядеть ещё позорнее.)
Население (в 1939 г.):
Франция: 42 млн.
Великобритания: 47 млн.
Германия: 79.3 млн. (без аншлюсированных территорий)
Венгрия: 9 млн.
Румыния: 16 млн.
СССР: 193 млн.
У Франции были колонии, но они, наверное, столько же давали
войск ("цветных"), сколько отнимали.
У англичан сухопутные силы были традиционно незначительные,
вдобавок англичане берегли их для защиты своих островов, так
что в мае-июне 1940 г. немцы сражались в основном с французами.
Шанс выстоять у французов был, проиграли они не по человеческим
ресурсам и не по качеству и количеству военной техники, а по
организации, но если бы у французов было такое же превосходство
над немцами по ресурсам и технике, как у СССР в 1941 г. (это не
говоря уже о расстояниях и морозах), французы бы, наверное, отби-
лись даже при ещё чуть худшей организации. Точнее, Гитлер бы не
решился на них напасть: "колоссом на глиняных ногах" он Францию
не считал.

[Запасная] Триумфальная арка двора "Карусель". Построена в 1807-1809 гг.
перед дворцом Тюильери - императорской резиденцией - по образцу
триумфальной арки Септимия Севера в Риме. В память о победе
Великой армии Наполеона под Аустерлицем. Всё, что осталось от
дворцового комплекса Тюильери. Прочее там было не хуже.

Фонарь на Площади Согласия, Париж.
Мощнейший art nouveau во всём своём блеске.
Клубок изящных аллюзий на много что в прошлом.

Молодой импозантный Бурвиль.
Он уже ушёл. Фильм "Один в Париже".
С выставки старых киноафиш
на нижнем этаже Эйфелевой башни.

Уходящая раса. Она прекрсна, спора нет. Да и ступеньки
будут чище. На лестнице, ведущей к Собору Святого Сердца.

Надгробие Стендаля (Henri Beyle) на кладбище Монмартра.
Со Стендалем я пересекался в Вильнюсе, Орше, Риме, Милане,
ещё где-то - и вот теперь уже здесь.

Улица Берлиоза на кладбище Монмартра.
Гектор Берлиоз (1803-1869) ушёл давно уже.

Шикарный "Ситроен 2cv". Он тоже уходит. Или, может, уезжает.
Выпускался с 1949 по 1990 г. - всего 42 года.
Перед зданием Большой оперы, Париж, 2017.

Цоколь Вандомской колонны. Академически выверенное сплетение
имперских символов. Колонну построили в 1806 г., демонтировали в 1871 г.
по распоряжению Парижской коммуны ("весь мир насилья мы разрушим"),
восстановили в 1875 г.

Странные недоскамейки в парижском метро.
Чтобы никто не лежал на них, наверное. Белому человеку
в Париже уже даже присесть бывает негде. То-то он
усаживается порой прямо на тротуар.

Парижская мечеть в районе вокзала Аустерлиц
(кстати, его пора переименовывать в вокзал Бородино).

Укатывают добротную имперскую брусчатку под убогий асфальт.
Брусчатка вот тоже уходит. Точнее, кто-то прячет гордое прошлое.
Район вокзала Аустерлиц, 2017.

В Пантеоне. Сюда уложат лучшие остатки Франции.
Ну, или кажущиеся лучшими.

А вот эту картину я знаю с детства: она была в учебнике
истории Средних веков для 5-го класса. Жанна д'Арк
штурмует Орлеан. За что боролись, за что кровь проливали?!
Патнеон в Париже, 2017.

Я ещё застал его таким - негоревшим, без минаретов.
Собор Парижской Богоматери, 2017 год.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Уходящая Франция