Александр Бурьяк

Кутаиси как ещё одна столица Грузии

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Для любителя старья и аутентики город Кутаиси -- весьма притя- гательный и требующий не менее недели на вдумчивое освоение, да и то лишь без учёта окрестностей, которые в основном тоже -- довольно высокого, а то и высочайшего класса (пещера Прометея, к примеру). Что не очень хорошо в Кутаиси, так это ситуация с общепитом в центре города. Заведений-то хватает, но они либо слишком дорогие либо типа "Макдональдса" и всяких там пиццерий, а хочется ведь отведывать местного. Какого-то особого, чисто грузинского фаст- фуда заметить мне не довелось. Значит, надо будет ехать сюда ещё и ещё раз. Есть, правда, одна улица (Лермонтова, что ли), где имеется ряд магазинчиков с грузинской сдобой и т. п., но в целом грузины, в отличие от турок, похоже, предпочитают питаться дома. Возможно, в этом сказывается тяжкое наследие Советского времени, когда было опасно распускать языки, а какое ж это к чертям застолье, если за стаканчиком вина даже поговорить свободно нельзя? Когда я поинтересовался у своего аборигенского водителя с типичным грузинским именем Олег, и где ж мне всё-таки поесть в Кутаиси моего любимого супа харчо, он стал вилять и расска- зывать, что сами грузины едят этот пресловутый харчо только для снятия похмельного синдрома. Хм, возможно, что у имеретин- цев это и так: Грузия ж очень разная. * * * У грузин считается, что возраст Кутаиси -- более 2500 лет. В античную эпоху этот город якобы являлся столицей Колхидского цар- ства, и именно сюда пробирались аргонавты за пресловутым золотым руном, на котором им свет сошёлся. В 2012 г. Кутаиси стал "парламентской столицей" Грузии: здесь теперь заседает грузинский парламент. Почему так деляется, я пока не знаю. Ради вящего разделения властей, наверное: если, скажем, в Тбилиси народ бунтует против правительства и президента, то в Кутаиси парламентарии имеют возможность спокойно обсуждать эту ситуацию [на кулаках], не шибко опасаясь штурма со стороны не вполне довольных трудящихся. Третью ветвь власти (верховный суд) лично я для надёжности вынес бы в Батуми, а то и вовсе за границу (да хоть бы в тот же Брюссель или Ниццу), чтобы демократическая система была ещё устойчивее, ещё защищённее от своеволия граждан. * * * Кутаиси -- главный город Имеретии. Жители Имеретии -- имерети- ны. Имеретия -- историческая область Грузии, приблизительно соот- ветствующая бывшему Имеретинскому царству, и территориальная единица (край, мхаре) современной Грузии. 98.5% населения Имеретии -- имеретины и прочие грузины. Мелкие примеси: русские, армяне, украинцы, абхазы, осетины и др. Имеретинцы нередко светловолосые и голубоглазые. Имеретины говорят на имеретинском диалекте грузинского языка. Всего в грузинском языке не менее 18 диалектов. Главный диалект -- картлийский. Носители разных диалектов вполне пноимают друг друга. В Грузии живы ещё три языка картвельской группы: мингрель- ский, сванский и лазский. Эти языки далековаты от грузинского языка, и знание грузинского понимать их помогает мало. * * * В конце XV века вследствие феодальных междоусобиц, усилившихся после нашествия Тамерлана, грузинское царство раскололось на три государства (тоже царства): Имерети, Картли и Кахети. По ирано-турецкому миру 1555 года Имеретинское царство было данником Османской империи. Великий царь Имеретии -- Соломон I (1752-1784). Он укрепил цен- тральную власть, запретил работорговлю, победил турок в 1757 г., заключил военный союзом с царём Картли Ираклием II в 1758 г. В 1769 году Екатерина II направила в Имеретию корпус генерала Тотлебена. Тотлебенн захватил турецкие крепости в Имеретии, занял Кутаиси, осаждал Поти. По Кючук-Кайнарджийскому русско-турецкому договору 1774 года дань Имеретинского царства Турции была отменена, и крепости, взятые Тотлебеном, не были возвращены туркам. В 1811 году Имеретинское царство стало Имеретинской областью Российской империи. * * * Кутаиси расположен на берегах реки Риони, на высоте 125—300 м над уровнем моря. Для сравнения: Минск располагается на высоте 181-283 м над уровнем моря, то есть в среднем чуть выше. По археологическим данным, Кутаиси появился в VI-V вв. до н. э. Документированная история Кутаиси начинается с III века до н. э.: он был впервые описан в "Аргонавтике" Аполлония Родосского. Что означает название "Кутаиси", в точности не известно. Был ли Кутаиси (когда-то "Эя" и "Кутая") столицей Колхидского царства -- тот ещё вопрос, поскольку не ясно, существовало ли само это царство (в VI в. до н. э.). Колхида таки имелась -- в I тысячелетии до н. э. -- но детали её политической истории покрыты мраком. * * * Грузинские национальные цвета: чёрный, коричневый (терракото- вый) и пурпурный. Они хорошо просматриваются во всяком декоруме. * * * Грузины теперь очень европеятся в дурном смысле. Точнее, в гру- зинском обществе сформировалась довольно большая прослойка либе- растов, и эта прослойка в настоящее время задаёт тон и в частнос- ти определяет дизайн всяких новых объектов. Пример: в кутаисском аэропорту вместо нормальных мягких дива- нов, на которых пассажиры могли бы спать, поставили жёсткие дере- вянные скамейки, отвечавшие чьей-то дурацкой концепции оформления аэропортного пространства, а ещё устроили "лестницу" для либе- растского кучного сидения на ступеньках с утыком в мобильники. На вертикальных поверхностях ступенек этой лестницы -- розетки для зарядки либерастских "мобильных устройств", будь они неладны. * * * Грузинский парламент заседает в Кутаиси, а не в Тбилиси (это чтобы чиновникам больше таскаться туда-сюда между указанными городами, да?). Размещается этот парламент у чёрта на куличках в огромном стеклянном здании полусферической формы. Скажу прямо: по-моему, с этим зданием грузины обкакались по самое не могу. Для зимнего сада оно бы подошло, для законотоворчества оно великовато и странновато, а главное -- НУ НЕ СМОТРИТСЯ ЖЕ. Какая-то жукооб- разная пляма без малейшей аллюзии на грузинство. Проектировал это здание какой-то аж итальянский архитектор. Наверное, модный -- знаковый. Полагаю, этот объект выразил сущность нынешнего грузинского "правящего класса": бездумно тащить к себе всякую трендовую хрень с Запада -- надо полагать, в расчёте на то, что Запад это оценит и будет принимать грузин за своих в доску, пусть и пишущих непо- нятными буквами. И я не удивлюсь, если какой-нибудь грузинский либераст даже выступит с призывом поскорее перейти на латиницу. Кстати, вокруг здания парламента -- тот ещё пустырь, как будто демократия грузинам уже осточертела. * * * Собаки Грузии. Среди прочего, меня впечатлило в Кутаиси немеряное количество уличных собак, частично носящих круглый жёлтый "чип" в левом ухе. Собственно, в любом грузинском городе, в который я приезжал, было то же самое. А в Тбилиси в 2017 году мне это как-то не бро- салось в глаза. Ну, может, они за последние 5 лет как раз и на- плодились -- в условиях либерастского попустительства. За неделю пребывания в Грузии я очень продвинулся в познании собачьей психики, поскольку пообщался с собаками немало. Куда бы я ни приезжал, у меня, как правило, тут же заводился новый бло- хастый "друг" и потом таскался за мной полдня в расчёте на дру- жеское общение и пищу. Он был вроде охранника и, случалось, даже демонстративно обгавкивал кого-нибудь: явно напрашивался на по- стоянную работу. Я полагаю, у собаки есть суточная физиологическая норма обгав- киваний и выражений преданности. Если случается недобор этой фи- зиологической нормы, собака чувствует большой дискомфорт и норо- вит восстановить своё душевное равновесие за счёт кого попадя. Кого она будет обгавкивать, а кого считать "своим" -- результат почти случайного выбора, лишь бы скорее. Есть уличные собаки с территорией и уличные собаки без террито- рии. Собака с территорией считает себя обязанной обгавкивать всех "чужих", на эту территорию вторгающихся. А то и кусать их. Образ своей территории формируется у собаки тогда, когда у этой терри- тории имеется более-менее чёткая граница, определяемая забором, канавой и т. п. Если собака территоризируется возле грузинской церкви, доступ в эту церковь становится затруднительным и доход от продажи свечей там наверняка падает. Где ходит много людей, там территоризированная собака не обгав- кивает, а молча терпит (на всех не нагавкаешься) -- и выясняет отношения лишь с другими собаками, пересекающими границу или только приближающимися к ней. Уличные собаки бывают голодные и особо голодные. Последние -- это те, которые едят даже хлеб (ладно, лаваш). Возле руин Нокола- эви я встретил стаю из трёх собак, которые не просто ели хлеб, а даже хватали его налету. Я так понимаю, что следующая ступень голодания -- это когда собака норовит что-то откусить уже от тебя самого. Увязавшийся за мной в городе Зугдиди породистый "друг" (почти далматинец, так что я аж чуть-чуть гордился им) сильно обгавкивал несколько раз прохожих, и я был вынужден его за это ругать. Он явно горел желанием верно и старательно "служить", но был в этом мире по большому счёту лишним, почти как я. Проявит в отношении вас уличная собака дружелюбие или агрессию, зависит, по-видимому, не столько от вас (от вашего вида, запаха и т. п.), а от текущего расклада "друзей" и "врагов" у собаки, а также, конечно, от температуры воздуха, степени сытости животного и т. д. Собака увязывается за вами не только в расчёте на еду, но и из потребности быть в стае, при ком-то, при вожаке. И ей тоже хочет- ся быть любимой, уважаемой, востребованной, полезной. Знакомство с уличной собакой начинается с того, что ты позволя- ешь ей ткнуться влажным инфицированным носом в твою ладонь и убе- диться, что запах от тебя не ужасный и что ты готов распахнуть для неё свои дружеские объятия, только немного боишься блох, глистов, лишая, гепатита, холеры, туберкулёза, бешенства и т. п. Преобладающий "экстерьер" грузинских уличных собак -- прибли- женный к таковому у анатолийских овчарок (кангалов): в основном бросается в глаза песочный цвет, а размеры, вроде, чуть поменьше, чем у собак в Турции. А вот кошек попадалось на глаза маловато. В Кутаиси, во всяком случае. И не было кошачьих домиков, к которым я привык в Турции. Зато пару раз я видел уличные СОБАЧЬИ домики. Напомню себе, что в Турции я наблюдал уличные собачьи будки только в Эскишехире. * * * Помимо обилия собак, меня в Кутаиси неприятно удивило обилие местных элоев (= европейнутиков, либерастнутых, смазки для штыка). На фоне раскрепощённых грузинских элойчиков я наверняка выде- лялся экипировкой и выправкой, так что один грузин в Зугдиди не выдержал и спросил прямо, что это на мне за униформа. Я честно ответил, что это не униформа, а просто прикид. Подозреваю, что я его разочаровал: у человека, может, теплилась надежда на встречу с чем-то значительным. Мне надо было ответить, к примеру, что это батькин спецназ радиотехнических войск. Впредь буду говорить, что спецназ: людям ведь хочется верить, что где-то всё же имеется здоровое сильное "начало" -- источник порядка, дающий надежду на правильные перемены. Ещё вариант: припишусь к корпусу "модералистических войск" и присвою себе скромный чин полковника. Стоп, о чём это я?! Я же САМ хочу, чтобы такие войска, наконец, реально образовались. Фильм "Терминатор-4": "Если вы меня слыши- те, вы и есть Сопротивление". Только разбирает любопытство, по какой статье меня за вступление в такие войска повяжут. * * * У меня есть впечатление, что славаукраинствует в Грузии только грузинская либерасть, а основная масса народа дистанцируется от российско-украинских разборок. Я несколько раз спрашивал грузин, за кого они: за русских или украинцев? Ответ был неизменно один: мы -- за мир. Думаю, такая позиция -- не от одной только меркан- тильности, но также от порядочности и мудрости: негоже раздувать чужую свару. Но таки да: грузинам надо, чтобы кацапско-хохляцкая война поскорее прекратилась и чтобы туристы из России и Украины устремились в Грузию мощным потоком. И чтобы экспорт грузинского вина расширился и т. д. Западные санкции против России косвенно ударяют и по Грузии -- и ударяют сильно. А в возможность выгодно примазаться к Западу и кормиться подтявкиванием против России, по-моему, грузины уже особо не верят. Один старый грузин в подпитии, мешавший мне дремать в микроав- тобусе на маршруте Батуми-Кутаиси, сказал про отношение грузин к украинско-российской невойне так: негоже посторонним добавлять жару в ссору братьев. Я поинтересовался: это мнение -- его личное или массовое. Он уверил меня, что массовое. И я ему как-то верю: грузины как целое не производят впечатления подленькой нации. Ле- нивые -- да (но я и сам ленив), когда-то (но не теперь) довольно спесивые -- тоже да. В курортных городах зачастую шибоко меркан- тильные -- не без этого. Но в целом это народ далёкий от жулико- ватости и манипулянтства. В нём много честности, отзывчивости, благородства и чувства собственного достоинства. Украинцы, правда, скажут, что москали им -- никакие не братья: ни родные, ни двоюродные и даже не сводные. * * * При всём моём обожании Грузии я грузин эстетами не назвал бы: они всего лишь сибариты, гедонисты и бонвиваны (последнее -- если заводятся деньги, что с грузинами в постсоветские времена случа- ется уже не часто). В сравнении с Турцией, Албанией или, скажем, Узбекистаном Грузия красиво цветущими растениями засажена не обильно. Даже ботанические сады здесь по этой части не блещут. * * * На фотографиях Кутаиси оказывается много реки Риони. Это потому что она очень правильная, многообразная: извилистая, с островка- ми, с разнообразными мостами, с горами, скалами и всякими зрелищ- ными постройками по берегам. Не слишком широкая, не слишком уз- кая. Вдобавок неспокойная и с меняющимся цветом воды. И вода в ней местами иногда (после дождей где-то в горах) таки сильно ШУМИТ. Процентов 30% великолепия Кутаиси обеспечивается этой замечательной рекой.
Грузия, Кутаиси
Храм Святого Георгия.
Грузия, Кутаиси
Храм Святого Георгия изнутри.
Грузия, Кутаиси
Река Риони и собор Баграти.
Грузия, Кутаиси
Яркая доминанта в центре Кутаиси - торгово-развлекательный центр.
Грузия, Кутаиси
Замах мечом на демократию. На переднем плане - неидентифицированный герой, явно авторитарист. На заднем плане - специфическое здание грузинского парламента.
Грузия, Кутаиси
Грузинское изобилие. Мне как ненавистнику дурацкого псевдопрогресса очень понравилось оформление с сеном.
Грузия, Кутаиси
Таки синагога. В моём еврейском районе, улица Гапонова. Значит, как бы МОЯ синагога. Построена в 1885 г. Борис Дов Гапонов (1934-1972) - еврейский писатель и переводчик. Перевёл с грузинского языка на еврейский "Рыцаря в тигровой шкуре", да так и оставил. Идиш там был или иврит, грузины, наверное, не разобались.
Грузия, Кутаиси
Таки эта же синагога внутри. Круглое окно на месте солнца.
Грузия, Кутаиси
Нечто красочное в моей синагоге.
Грузия, Кутаиси
На кутаисском мемориальном кладбище Мтсванеквавила (это местный Пантеон) над рекой Риони. На задне плане слева - таинственная башня (остаток каких-то укреплений, наверное, а не зороастрийского культа).
Грузия, Кутаиси
В Кутаиси я застал цветение финиковых пальм (начало мая), а вот сакура, извините, на глаза не попадалась.
Грузия, Кутаиси
Собор Баграти. Построен в самом конце X века. В 1003 г был освящён в честь Успения Пресвятой Девы Марии.
Грузия, Кутаиси
Храм Баграти крупным планом. Орнаментовый код - зашифрованный мессидж от древних грузин. Правда, вряд ли они сами вполне понимали свою шифровку. Но им хотелось вот такого, а это наверняка что-то значило.
Грузия, Кутаиси, Александр Бурьяк
Моя преходящая особь фоне бессмертного Баграти, возможно, зареставрированного не самым лучшим образом.
Грузия, Кутаиси
Бывшее здание мужской классической гимназии, в которой учился в 1902-1906 гг. Владимир Маяковский.
Грузия, Кутаиси
Цепной мост через реку Риони.
Грузия, Кутаиси
Домики, нависающие над рекой Риони.
Грузия, Кутаиси
Тут есть что-то от Петербурга, но это натуральный наш маленький Кутаиси - многообразный и зрелищный.
Грузия, Кутаиси
Как ни странно, но этот изящный кутаисский театр в стиле "сталинский ампир" на площади Давида Строителя был сооружён ещё до революции - аж в 1860 г. (!) Типа понемногу готовились к пришествию "совка", да? Нынче театр носит имя Ладо Месхишвили.
Грузия, Кутаиси
Кафедральный собор Петра и Павла на улице Монк Тевдоре (монаха Теодора), 7. Электрические провода таки мешают наслаждению обшарпанными сокровищами архитектуры. Особенное тут: колокола на фасаде.
Грузия, Кутаиси
Эльфы на фоне кутаисского экземпляра Дома правительства. Наверное, они символизируют мирный труд грузинского народа.
Грузия, Кутаиси
Навесная грузинская микроцерковь.
Грузия, Кутаиси
Плотина на реке Риони.
Грузия, Кутаиси
Та же плотина, только в профиль.
Грузия, Кутаиси
Белый мост через Риони. Построен в 1873 г.
Грузия, Кутаиси
Либерастский пассаж.
Грузия, Кутаиси
Самое старое жилое здание в Кутаиси. Остаток дворца царей Имеретии. Основа - XVII век. Здание описано русскими послами Толочановым и Евлевым, побывавшими тут в 1651 г.
Грузия, Кутаиси
Улица Гелати (она таки ведёт к монастырю Гелати, только петляет в горах). Здание голубого цвета - гостиница "Ньюпорт" (город Ньюпорт - "побратим" Кутаиси; вправо от гостиницы идёт улица Ньюпорт(ская)). На заднем плане - собор Баграти.
Грузия, Кутаиси
Корявые происки хохлолиберастов, укрывающихся в Грузии от призыва в войска. LSR - "Lesbians Slash Russians" ("Лесбиянки режут русских")?
Грузия, Кутаиси
Они явно хотят выступать в цирке, но пока что задействуются на простом обгаве прохожих и усиленно тренируются. Я так понимаю, что они символизируют три расы: чёрную, монголоидную и бывшую белую, утраившую чистоту крови. На улице имени мучеников Давида и Константина Мхеидзе, идущей вдоль Риони и в общем-то интересной, только загазованной автотранспортом. А ещй там напрягает узость тротуаров.
Грузия, Кутаиси
Кровавое либерастское щупальце, дотянувшееся из Евросоюза до нашей мирной Грузии.
Грузия, Кутаиси
Куда летали из Кутаиси в мае 2022 г. Табло в кутаисском аэропорту. Весь аэропорт стоит за Украину и мирно обслуживает российских туристов (из летевших со мной в Минск их была приблизительно половина: когда я стоял [за Украину] в очередях на check-in и посадку, имел возможность видеть паспорта других пассажиров).
Кутаиси и евреи. Из интернета (автор -- Лаша Шакулашвили): "Еврейская община в Грузии – одна из старейших. Считается, что первые евреи появились в стране после завоевания Иерусалима Наву- ходоносором в 586 году до нашей эры. В грузинской литературе ев- реи прочно укоренились со II века нашей эры. Нет точных историче- ских данных, на каком языке поначалу говорили грузинские евреи – вероятнее всего, на арамейском, используя иврит сугубо для рели- гиозных обрядов и молитв. Однако ближе к концу XVIII века в за- падной части Грузии – именно там, где в основном и проживали евреи, – стало зарождаться интересное лингвистическое явление – диалект киврули." "Одним из городов с развитой еврейской жизнью на протяжении многих десятилетий был Кутаиси – до начала 70-х годов ХХ века здесь проживали порядка 30 тысяч евреев. Так вот киврули здесь был повседневным языком не только для евреев, но и для большинст- ва жителей города. В своей книге 1904 года «Евреи в Грузии» ученый Закариа Чичинадзе рассказывает в том числе и об общине в городе Кутаиси: «они молятся на еврейском, но проповедуют на грузинском языке». При этом, к сожалению, Чичинадзе не уточняет, на каком именно грузинском языке проводилась проповедь в синагогах в начале ХХ века. Однако, скорее всего, это был именно киврули. Дело в том, что Чичинадзе скончался в 1931 году, а изучение киврули началось только в 1970–80-х годах. И при проведении опросов большинство жителей Кутаиси заявили, что они могут с легкостью отличить говор горожан-евреев от этнических грузин. Многие жители Кутаиси до сих пор вспоминают, что у киврули была своя харизма, которая позволя- ла евреям быть более интегрированными в жизнь Грузии." "... после массовой эмиграции грузинских евреев в Израиль и другие страны мира услышать киврули на улицах Грузии практически невозможно. Грузинскиий и израильский ученые Тамари Ломтадзе и Реувен Енох, долго изучавшие киврули, считают, что всего насчиты- вается порядка 65 тысяч носителей данного диалекта – причем 60 тысяч из них проживают в Израиле."

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Кутаиси как ещё одна столица Грузии