Для любителя старья и аутентики город Кутаиси -- весьма притя-
гательный и требующий не менее недели на вдумчивое освоение, да
и то лишь без учёта окрестностей, которые в основном тоже --
довольно высокого, а то и высочайшего класса (пещера Прометея, к
примеру).
Что не очень хорошо в Кутаиси, так это ситуация с общепитом в
центре города. Заведений-то хватает, но они либо слишком дорогие
либо типа "Макдональдса" и всяких там пиццерий, а хочется ведь
отведывать местного. Какого-то особого, чисто грузинского фаст-
фуда заметить мне не довелось. Значит, надо будет ехать сюда ещё
и ещё раз. Есть, правда, одна улица (Лермонтова, что ли), где
имеется ряд магазинчиков с грузинской сдобой и т. п., но в целом
грузины, в отличие от турок, похоже, предпочитают питаться дома.
Возможно, в этом сказывается тяжкое наследие Советского времени,
когда было опасно распускать языки, а какое ж это к чертям
застолье, если за стаканчиком вина даже поговорить свободно
нельзя?
Когда я поинтересовался у своего аборигенского водителя с
типичным грузинским именем Олег, и где ж мне всё-таки поесть
в Кутаиси моего любимого супа харчо, он стал вилять и расска-
зывать, что сами грузины едят этот пресловутый харчо только
для снятия похмельного синдрома. Хм, возможно, что у имеретин-
цев это и так: Грузия ж очень разная.
* * *
У грузин считается, что возраст Кутаиси -- более 2500 лет. В
античную эпоху этот город якобы являлся столицей Колхидского цар-
ства, и именно сюда пробирались аргонавты за пресловутым золотым
руном, на котором им свет сошёлся.
В 2012 г. Кутаиси стал "парламентской столицей" Грузии: здесь
теперь заседает грузинский парламент. Почему так деляется, я пока
не знаю. Ради вящего разделения властей, наверное: если, скажем,
в Тбилиси народ бунтует против правительства и президента, то в
Кутаиси парламентарии имеют возможность спокойно обсуждать эту
ситуацию [на кулаках], не шибко опасаясь штурма со стороны не
вполне довольных трудящихся. Третью ветвь власти (верховный суд)
лично я для надёжности вынес бы в Батуми, а то и вовсе за границу
(да хоть бы в тот же Брюссель или Ниццу), чтобы демократическая
система была ещё устойчивее, ещё защищённее от своеволия граждан.
* * *
Кутаиси -- главный город Имеретии. Жители Имеретии -- имерети-
ны.
Имеретия -- историческая область Грузии, приблизительно соот-
ветствующая бывшему Имеретинскому царству, и территориальная
единица (край, мхаре) современной Грузии.
98.5% населения Имеретии -- имеретины и прочие грузины. Мелкие
примеси: русские, армяне, украинцы, абхазы, осетины и др.
Имеретинцы нередко светловолосые и голубоглазые.
Имеретины говорят на имеретинском диалекте грузинского языка.
Всего в грузинском языке не менее 18 диалектов. Главный диалект
-- картлийский. Носители разных диалектов вполне пноимают друг
друга. В Грузии живы ещё три языка картвельской группы: мингрель-
ский, сванский и лазский. Эти языки далековаты от грузинского
языка, и знание грузинского понимать их помогает мало.
* * *
В конце XV века вследствие феодальных междоусобиц, усилившихся
после нашествия Тамерлана, грузинское царство раскололось на три
государства (тоже царства): Имерети, Картли и Кахети.
По ирано-турецкому миру 1555 года Имеретинское царство было
данником Османской империи.
Великий царь Имеретии -- Соломон I (1752-1784). Он укрепил цен-
тральную власть, запретил работорговлю, победил турок в 1757 г.,
заключил военный союзом с царём Картли Ираклием II в 1758 г.
В 1769 году Екатерина II направила в Имеретию корпус генерала
Тотлебена. Тотлебенн захватил турецкие крепости в Имеретии, занял
Кутаиси, осаждал Поти.
По Кючук-Кайнарджийскому русско-турецкому договору 1774 года дань
Имеретинского царства Турции была отменена, и крепости, взятые
Тотлебеном, не были возвращены туркам.
В 1811 году Имеретинское царство стало Имеретинской областью
Российской империи.
* * *
Кутаиси расположен на берегах реки Риони, на высоте 125—300 м
над уровнем моря. Для сравнения: Минск располагается на высоте
181-283 м над уровнем моря, то есть в среднем чуть выше.
По археологическим данным, Кутаиси появился в VI-V вв. до н. э.
Документированная история Кутаиси начинается с III века до н. э.:
он был впервые описан в "Аргонавтике" Аполлония Родосского.
Что означает название "Кутаиси", в точности не известно.
Был ли Кутаиси (когда-то "Эя" и "Кутая") столицей Колхидского
царства -- тот ещё вопрос, поскольку не ясно, существовало ли
само это царство (в VI в. до н. э.). Колхида таки имелась -- в I
тысячелетии до н. э. -- но детали её политической истории покрыты
мраком.
* * *
Грузинские национальные цвета: чёрный, коричневый (терракото-
вый) и пурпурный. Они хорошо просматриваются во всяком декоруме.
* * *
Грузины теперь очень европеятся в дурном смысле. Точнее, в гру-
зинском обществе сформировалась довольно большая прослойка либе-
растов, и эта прослойка в настоящее время задаёт тон и в частнос-
ти определяет дизайн всяких новых объектов.
Пример: в кутаисском аэропорту вместо нормальных мягких дива-
нов, на которых пассажиры могли бы спать, поставили жёсткие дере-
вянные скамейки, отвечавшие чьей-то дурацкой концепции оформления
аэропортного пространства, а ещё устроили "лестницу" для либе-
растского кучного сидения на ступеньках с утыком в мобильники. На
вертикальных поверхностях ступенек этой лестницы -- розетки для
зарядки либерастских "мобильных устройств", будь они неладны.
* * *
Грузинский парламент заседает в Кутаиси, а не в Тбилиси (это
чтобы чиновникам больше таскаться туда-сюда между указанными
городами, да?). Размещается этот парламент у чёрта на куличках в
огромном стеклянном здании полусферической формы. Скажу прямо:
по-моему, с этим зданием грузины обкакались по самое не могу. Для
зимнего сада оно бы подошло, для законотоворчества оно великовато
и странновато, а главное -- НУ НЕ СМОТРИТСЯ ЖЕ. Какая-то жукооб-
разная пляма без малейшей аллюзии на грузинство.
Проектировал это здание какой-то аж итальянский архитектор.
Наверное, модный -- знаковый.
Полагаю, этот объект выразил сущность нынешнего грузинского
"правящего класса": бездумно тащить к себе всякую трендовую хрень
с Запада -- надо полагать, в расчёте на то, что Запад это оценит
и будет принимать грузин за своих в доску, пусть и пишущих непо-
нятными буквами. И я не удивлюсь, если какой-нибудь грузинский
либераст даже выступит с призывом поскорее перейти на латиницу.
Кстати, вокруг здания парламента -- тот ещё пустырь, как будто
демократия грузинам уже осточертела.
* * *
Собаки Грузии.
Среди прочего, меня впечатлило в Кутаиси немеряное количество
уличных собак, частично носящих круглый жёлтый "чип" в левом
ухе. Собственно, в любом грузинском городе, в который я приезжал,
было то же самое. А в Тбилиси в 2017 году мне это как-то не бро-
салось в глаза. Ну, может, они за последние 5 лет как раз и на-
плодились -- в условиях либерастского попустительства.
За неделю пребывания в Грузии я очень продвинулся в познании
собачьей психики, поскольку пообщался с собаками немало. Куда бы
я ни приезжал, у меня, как правило, тут же заводился новый бло-
хастый "друг" и потом таскался за мной полдня в расчёте на дру-
жеское общение и пищу. Он был вроде охранника и, случалось, даже
демонстративно обгавкивал кого-нибудь: явно напрашивался на по-
стоянную работу.
Я полагаю, у собаки есть суточная физиологическая норма обгав-
киваний и выражений преданности. Если случается недобор этой фи-
зиологической нормы, собака чувствует большой дискомфорт и норо-
вит восстановить своё душевное равновесие за счёт кого попадя.
Кого она будет обгавкивать, а кого считать "своим" -- результат
почти случайного выбора, лишь бы скорее.
Есть уличные собаки с территорией и уличные собаки без террито-
рии. Собака с территорией считает себя обязанной обгавкивать всех
"чужих", на эту территорию вторгающихся. А то и кусать их. Образ
своей территории формируется у собаки тогда, когда у этой терри-
тории имеется более-менее чёткая граница, определяемая забором,
канавой и т. п. Если собака территоризируется возле грузинской
церкви, доступ в эту церковь становится затруднительным и доход
от продажи свечей там наверняка падает.
Где ходит много людей, там территоризированная собака не обгав-
кивает, а молча терпит (на всех не нагавкаешься) -- и выясняет
отношения лишь с другими собаками, пересекающими границу или
только приближающимися к ней.
Уличные собаки бывают голодные и особо голодные. Последние --
это те, которые едят даже хлеб (ладно, лаваш). Возле руин Нокола-
эви я встретил стаю из трёх собак, которые не просто ели хлеб, а
даже хватали его налету. Я так понимаю, что следующая ступень
голодания -- это когда собака норовит что-то откусить уже от тебя
самого.
Увязавшийся за мной в городе Зугдиди породистый "друг" (почти
далматинец, так что я аж чуть-чуть гордился им) сильно обгавкивал
несколько раз прохожих, и я был вынужден его за это ругать. Он
явно горел желанием верно и старательно "служить", но был в этом
мире по большому счёту лишним, почти как я.
Проявит в отношении вас уличная собака дружелюбие или агрессию,
зависит, по-видимому, не столько от вас (от вашего вида, запаха и
т. п.), а от текущего расклада "друзей" и "врагов" у собаки, а
также, конечно, от температуры воздуха, степени сытости животного
и т. д.
Собака увязывается за вами не только в расчёте на еду, но и из
потребности быть в стае, при ком-то, при вожаке. И ей тоже хочет-
ся быть любимой, уважаемой, востребованной, полезной.
Знакомство с уличной собакой начинается с того, что ты позволя-
ешь ей ткнуться влажным инфицированным носом в твою ладонь и убе-
диться, что запах от тебя не ужасный и что ты готов распахнуть
для неё свои дружеские объятия, только немного боишься блох,
глистов, лишая, гепатита, холеры, туберкулёза, бешенства и т. п.
Преобладающий "экстерьер" грузинских уличных собак -- прибли-
женный к таковому у анатолийских овчарок (кангалов): в основном
бросается в глаза песочный цвет, а размеры, вроде, чуть поменьше,
чем у собак в Турции.
А вот кошек попадалось на глаза маловато. В Кутаиси, во всяком
случае. И не было кошачьих домиков, к которым я привык в Турции.
Зато пару раз я видел уличные СОБАЧЬИ домики. Напомню себе, что
в Турции я наблюдал уличные собачьи будки только в Эскишехире.
* * *
Помимо обилия собак, меня в Кутаиси неприятно удивило обилие
местных элоев (= европейнутиков, либерастнутых, смазки для
штыка).
На фоне раскрепощённых грузинских элойчиков я наверняка выде-
лялся экипировкой и выправкой, так что один грузин в Зугдиди не
выдержал и спросил прямо, что это на мне за униформа. Я честно
ответил, что это не униформа, а просто прикид. Подозреваю, что я
его разочаровал: у человека, может, теплилась надежда на встречу
с чем-то значительным. Мне надо было ответить, к примеру, что
это батькин спецназ радиотехнических войск. Впредь буду говорить,
что спецназ: людям ведь хочется верить, что где-то всё же имеется
здоровое сильное "начало" -- источник порядка, дающий надежду на
правильные перемены.
Ещё вариант: припишусь к корпусу "модералистических войск" и
присвою себе скромный чин полковника.
Стоп, о чём это я?! Я же САМ хочу, чтобы такие войска, наконец,
реально образовались. Фильм "Терминатор-4": "Если вы меня слыши-
те, вы и есть Сопротивление". Только разбирает любопытство, по
какой статье меня за вступление в такие войска повяжут.
* * *
У меня есть впечатление, что славаукраинствует в Грузии только
грузинская либерасть, а основная масса народа дистанцируется от
российско-украинских разборок. Я несколько раз спрашивал грузин,
за кого они: за русских или украинцев? Ответ был неизменно один:
мы -- за мир. Думаю, такая позиция -- не от одной только меркан-
тильности, но также от порядочности и мудрости: негоже раздувать
чужую свару. Но таки да: грузинам надо, чтобы кацапско-хохляцкая
война поскорее прекратилась и чтобы туристы из России и Украины
устремились в Грузию мощным потоком. И чтобы экспорт грузинского
вина расширился и т. д. Западные санкции против России косвенно
ударяют и по Грузии -- и ударяют сильно. А в возможность выгодно
примазаться к Западу и кормиться подтявкиванием против России,
по-моему, грузины уже особо не верят.
Один старый грузин в подпитии, мешавший мне дремать в микроав-
тобусе на маршруте Батуми-Кутаиси, сказал про отношение грузин к
украинско-российской невойне так: негоже посторонним добавлять
жару в ссору братьев. Я поинтересовался: это мнение -- его личное
или массовое. Он уверил меня, что массовое. И я ему как-то верю:
грузины как целое не производят впечатления подленькой нации. Ле-
нивые -- да (но я и сам ленив), когда-то (но не теперь) довольно
спесивые -- тоже да. В курортных городах зачастую шибоко меркан-
тильные -- не без этого. Но в целом это народ далёкий от жулико-
ватости и манипулянтства. В нём много честности, отзывчивости,
благородства и чувства собственного достоинства.
Украинцы, правда, скажут, что москали им -- никакие не братья:
ни родные, ни двоюродные и даже не сводные.
* * *
При всём моём обожании Грузии я грузин эстетами не назвал бы:
они всего лишь сибариты, гедонисты и бонвиваны (последнее -- если
заводятся деньги, что с грузинами в постсоветские времена случа-
ется уже не часто). В сравнении с Турцией, Албанией или, скажем,
Узбекистаном Грузия красиво цветущими растениями засажена не
обильно. Даже ботанические сады здесь по этой части не блещут.
* * *
На фотографиях Кутаиси оказывается много реки Риони. Это потому
что она очень правильная, многообразная: извилистая, с островка-
ми, с разнообразными мостами, с горами, скалами и всякими зрелищ-
ными постройками по берегам. Не слишком широкая, не слишком уз-
кая. Вдобавок неспокойная и с меняющимся цветом воды. И вода в
ней местами иногда (после дождей где-то в горах) таки сильно
ШУМИТ. Процентов 30% великолепия Кутаиси обеспечивается этой
замечательной рекой.
Храм Святого Георгия.
Храм Святого Георгия изнутри.
Река Риони и собор Баграти.
Яркая доминанта в центре Кутаиси - торгово-развлекательный центр.
Замах мечом на демократию. На переднем плане -
неидентифицированный герой, явно авторитарист.
На заднем плане - специфическое здание грузинского парламента.
Грузинское изобилие. Мне как ненавистнику дурацкого псевдопрогресса
очень понравилось оформление с сеном.
Таки синагога. В моём еврейском районе, улица Гапонова. Значит, как бы МОЯ синагога.
Построена в 1885 г. Борис Дов Гапонов (1934-1972) - еврейский писатель
и переводчик. Перевёл с грузинского языка на еврейский "Рыцаря в тигровой шкуре",
да так и оставил. Идиш там был или иврит, грузины, наверное, не разобались.
Таки эта же синагога внутри. Круглое окно на месте солнца.
Нечто красочное в моей синагоге.
На кутаисском мемориальном кладбище Мтсванеквавила (это местный Пантеон)
над рекой Риони. На задне плане слева - таинственная башня (остаток
каких-то укреплений, наверное, а не зороастрийского культа).
В Кутаиси я застал цветение финиковых пальм (начало мая),
а вот сакура, извините, на глаза не попадалась.
Собор Баграти. Построен в самом конце X века.
В 1003 г был освящён в честь Успения Пресвятой Девы Марии.
Храм Баграти крупным планом. Орнаментовый код -
зашифрованный мессидж от древних грузин. Правда, вряд ли они
сами вполне понимали свою шифровку. Но им хотелось
вот такого, а это наверняка что-то значило.
Моя преходящая особь фоне бессмертного Баграти,
возможно, зареставрированного не самым лучшим образом.
Бывшее здание мужской классической гимназии, в которой учился
в 1902-1906 гг. Владимир Маяковский.
Цепной мост через реку Риони.
Домики, нависающие над рекой Риони.
Тут есть что-то от Петербурга, но это натуральный
наш маленький Кутаиси - многообразный и зрелищный.
Как ни странно, но этот изящный кутаисский театр в стиле "сталинский ампир"
на площади Давида Строителя был сооружён ещё до революции - аж в 1860 г. (!)
Типа понемногу готовились к пришествию "совка", да? Нынче театр носит имя
Ладо Месхишвили.
Кафедральный собор Петра и Павла на улице Монк Тевдоре (монаха Теодора), 7.
Электрические провода таки мешают наслаждению обшарпанными сокровищами архитектуры.
Особенное тут: колокола на фасаде.
Эльфы на фоне кутаисского экземпляра Дома правительства.
Наверное, они символизируют мирный труд грузинского народа.
Навесная грузинская микроцерковь.
Плотина на реке Риони.
Та же плотина, только в профиль.
Белый мост через Риони. Построен в 1873 г.
Либерастский пассаж.
Самое старое жилое здание в Кутаиси. Остаток дворца царей Имеретии.
Основа - XVII век. Здание описано русскими послами Толочановым и Евлевым,
побывавшими тут в 1651 г.
Улица Гелати (она таки ведёт к монастырю Гелати, только петляет
в горах). Здание голубого цвета - гостиница "Ньюпорт" (город Ньюпорт -
"побратим" Кутаиси; вправо от гостиницы идёт улица Ньюпорт(ская)).
На заднем плане - собор Баграти.
Корявые происки хохлолиберастов, укрывающихся в Грузии
от призыва в войска. LSR - "Lesbians Slash Russians"
("Лесбиянки режут русских")?
Они явно хотят выступать в цирке, но пока что задействуются
на простом обгаве прохожих и усиленно тренируются. Я так
понимаю, что они символизируют три расы: чёрную, монголоидную
и бывшую белую, утраившую чистоту крови.
На улице имени мучеников Давида и Константина Мхеидзе, идущей вдоль Риони
и в общем-то интересной, только загазованной автотранспортом.
А ещй там напрягает узость тротуаров.
Кровавое либерастское щупальце, дотянувшееся
из Евросоюза до нашей мирной Грузии.
Куда летали из Кутаиси в мае 2022 г. Табло
в кутаисском аэропорту. Весь аэропорт стоит за Украину
и мирно обслуживает российских туристов (из летевших со мной
в Минск их была приблизительно половина: когда я стоял
[за Украину] в очередях на check-in и посадку, имел
возможность видеть паспорта других пассажиров).
Кутаиси и евреи. Из интернета (автор -- Лаша Шакулашвили):
"Еврейская община в Грузии – одна из старейших. Считается, что
первые евреи появились в стране после завоевания Иерусалима Наву-
ходоносором в 586 году до нашей эры. В грузинской литературе ев-
реи прочно укоренились со II века нашей эры. Нет точных историче-
ских данных, на каком языке поначалу говорили грузинские евреи –
вероятнее всего, на арамейском, используя иврит сугубо для рели-
гиозных обрядов и молитв. Однако ближе к концу XVIII века в за-
падной части Грузии – именно там, где в основном и проживали
евреи, – стало зарождаться интересное лингвистическое явление –
диалект киврули."
"Одним из городов с развитой еврейской жизнью на протяжении
многих десятилетий был Кутаиси – до начала 70-х годов ХХ века
здесь проживали порядка 30 тысяч евреев. Так вот киврули здесь
был повседневным языком не только для евреев, но и для большинст-
ва жителей города. В своей книге 1904 года «Евреи в Грузии»
ученый Закариа Чичинадзе рассказывает в том числе и об общине в
городе Кутаиси: «они молятся на еврейском, но проповедуют на
грузинском языке».
При этом, к сожалению, Чичинадзе не уточняет, на каком именно
грузинском языке проводилась проповедь в синагогах в начале ХХ
века. Однако, скорее всего, это был именно киврули. Дело в том,
что Чичинадзе скончался в 1931 году, а изучение киврули началось
только в 1970–80-х годах. И при проведении опросов большинство
жителей Кутаиси заявили, что они могут с легкостью отличить говор
горожан-евреев от этнических грузин. Многие жители Кутаиси до сих
пор вспоминают, что у киврули была своя харизма, которая позволя-
ла евреям быть более интегрированными в жизнь Грузии."
"... после массовой эмиграции грузинских евреев в Израиль и
другие страны мира услышать киврули на улицах Грузии практически
невозможно. Грузинскиий и израильский ученые Тамари Ломтадзе и
Реувен Енох, долго изучавшие киврули, считают, что всего насчиты-
вается порядка 65 тысяч носителей данного диалекта – причем 60
тысяч из них проживают в Израиле."
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Кутаиси как ещё одна столица Грузии