Маастрихт -- главный город голландской провинции Лимбург
(Limburg). Лежит на реке Маас. Добраться до Маастрихта можно
через Льеж и через Аахен.
Население города -- около 120 000 (2004). Коренные маастрихтцы
-- по преимуществу голландцы и католики; говорят на голландском
языке, но на диалекте, в котором много заимствований из немецко-
го.
Поселение кельтов существовало на месте нынешнего Маастрихта
приблизительно с 500 г. до н. э. Поселение римских торговцев
появилось там же около 50 г. до н. э. Оно называлось Trajectum ad
Mosam ("Переправа через Маас"). В 380 г. епископ Серватиус
(Servatius), будущий Святой, сделал Маастрихт своей резиденцией.
В дальнейшем Маастрихт поочерёдно принадлежал герцогам
Брабантским, испанцам, Оранскому дому, французам, бельгийцам.
Маастрихт печально известен, среди прочего, тем, что в 1673 г.
году при осаде этого города погиб маршал Франции граф Шарль де
Бац де Кастельмор д'Артаньян. Тот самый, из "Трёх мушкетёров".
Разумеется, маастрихтцы убили д'Артаньяна не специально, а в
процессе борьбы против французских завоевателей. Как говорится,
ничего личного.
* * *
Единственные уцелевшие в Маастрихте городские ворота под назва-
нием Helpoort ("Ворота в ад") были частью городских укреплений,
отстроенных к 1229 г. Они якобы старейшие из сохранившихся в
Голландии.
* * *
Гора Святого Петра (St. Pietersberg) очень пологая и не очень
высокая, но с натяжкой можно утверждать, что она господствует над
городом. На горе есть: 1) огороды, 2) форт XIX века, 3) входы в
катакомбы.
Маастрихтские катакомбы огромны и знамениты. Как они соотносят-
ся с аналогичными подземельями в Люксембурге и Одессе, не знаю.
Но прямой подземной связи между ними, скорее всего, нет. Катаком-
бы возникли вследствие подземной добычи известняка на строительс-
тво города. Всего в катакомбах около 20 000 коридоров. Во время
многочисленных осад города эти рукотворные пещеры использовались
его жителями в качестве убежища. Экскурсия по катакомбам проводи-
лась на голландском языке, так что боюсь, я не всё правильно по-
нял. В последний раз маастрихтцы массово скрывались в катакомбах
при вторжении войск Наполеона I. А в 188.. году подземелья
посетил будущий царь всея Руси Николай Александрович Романов.
* * *
Храм Святого Серватиуса сооружён в XI веке над могилой одно-
имённого святого. Какой-то камень в основание этой построки
предусмотрительно заложил за два века до этого Карл Великий
(747-814).
В Средневековье Маастрихт был важным религиозным центром и
местом умеренного паломничества. Храм Св. Серватиуса входил в
созвездие арденнских католических достопримечательностей --
вместе с собором в Аахене и рядом примкнувших к ним церквей
Кёльна. Католический дух был в этих местах так силён, что даже
смог противостоять Реформации.
* * *
Маастрихт -- город исторически ладный: тут вам и старые стены,
и римляне, и Святой Серватиус, и Карл Великий, и даже наиболее
известная ныне личность XVIII века -- д'Артаньян. В наши дни
Маастрихт мощно отметился в истории тем, что здесь в 1992 г.
было подписано так называемое Маастрихтское соглашение, поло-
жившее начало Европейскому союзу. Вообще, когда имеются затрудне-
ния с тем, как назвать тот или иной договор по существу, можно
назвать его НЕ по существу, а по месту подписания и выбрать для
этого какой-нибудь не совсем заурядный населённый пункт, в кото-
ром до того ничего важного ещё не подписывалось.
* * *
Провинция Лимбург -- нидерландский аппендикс, всунувшийся между
Германией и Бельгией. Для Голландии он нетипичен уже хотя бы тем,
что горист. Когда Голландию вследствие повышения уровня Мирового
океана зальёт водой за её тяжкие грехи, провинция Лимбург оста-
нется последим прибежищем голландского духа и только получит
короткий выход к морю.
* * *
В Маастрихте меня задело, что во время дождя какой-то местный
житель укрылся в "предбаннике" церкви вместе со своей собакой на
поводке. Мне показалось, что это неприлично. Но хорошо, что я
своё осуждение тогда при себе же и оставил, потому что сегодня я
уже думаю, что собака ведь могла быть католической, хотя и
по-своему, по собачьи: что-то ведь она понимала и в храмах. Зачем
же её было дискриминировать? Истинно христианской храм должен
быть открыт для всех, включая атеистов и мусульман с иудеями,
особенно в дождь. Если даже скептикам в храм можно, то почему
нельзя собакам или, скажем, кошкам? А церковные мыши -- это и
вовсе почти святые существа. Бог, если он существует, -- один
ведь для всех. Он сотворил не только людей, но и всяких животных.
Да, у животных якобы нет души, зато у них есть характер. И от них
ведь не требуется соблюдения всех десяти заповедей. И речь же
здесь только о покровительстве, о простёртой над всеми тварями
широкой длани Господней.
Довольно унылый вид старой части города с реки Маас.
Остатки средневековой крепостной стены,
получившие вторую жизнь.
"Ворота ада". "Ад", по-видимому,
располагался ВНЕ города.
По-голландски тесный контакт с водой.
Памятник реальному д'Артаньяну (1611-1673),
убиенному при осаде Маастрихта. Надпись большими буквами
на постаменте: "Один за всех, все за одного".
Маастрихтский храм Святого Серватиуса.
Мирная борьба с собакизмом.
Взывание к собачнической совести.
Маастрихтский Ратхаус (годы строительства 1659-1664).
Примечателен наличием до боли знакомой
пятиконечной звезды в декоруме.
Маастрихтский форт на горе Святого Петра.
В маастрихтских катакомбах.
Электричество не проведено, вода и канализация тоже.
Для освещения используются карбидные фонари.
План маастрихтских подземелий в районе горы Святого Петра
Заведение для "голубых".
Признак -- эти гнусные радужные флаги.
Возврат на главную страницу