Александр Бурьяк

Раскрепощённый Дьёр

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Дьёр (Győr) -- симпатичный город на полпути между Будапештом и Веной. Расположен в месте впадения реки Раабы в Дунай, точнее, в сравнительно узкий рукав его. Наверное, Дунай в своём основном русле выглядел для перводьёрян пугающе широким. В тех местах с Дунаем вообще какая-то ерунда творится, так что выше по карте даже канал прокопали (длиной километров 35) параллельно главному руслу (насколько можно говорить о параллельности кривых линий -- но как тут ещё сказать?!), чтобы не плутать по затокам-протокам. Дьёром последовательно владели: - кельты (V век до н. э.); - римляне (до IV века); - славяне; - лангобарды; - авары (с V века); - франки; - великоморавцы (880-894 гг.); - венгры (с 900 г.); - монголы (1242 г.); - чехи (1271 г.); - турки (1594-1597 гг.); - австрийцы, венгры (1598-1809 гг.); - французы (1809 г.); - австрийцы, венгры (с 1809 г.). - венгры (с 1918 г.). (Этот список "владельцев", может, не самый длинный в Европе, но близко к тому.) Холм Капталан на правом берегу Раабы в месте впадения её в рукав Дуная -- место расположения дьёрских древностей. Епископский замок (построен в 1575 г., перестроен в 1783 г.) -- что-то очень уж сдержанное. Новый ратхаус в Дьёре красивый, только расположенный фасадом к северу. Это неправильно и портит впечатление от города, потому что хорошо сфотографировать такой фасад можно разве что в слегка пасмурную погоду либо в лучах летнего восходящего/заходящего солнца. Вообще, ориентация архитектурного сооружения, претендую- щего на выдающесть, -- это вопрос большой важности: такое соору- жение создаётся отчасти для того, чтобы его воспринимали визуаль- но, а для надлежащего визуального восприятия таки требуется не лишь бы какое освещение. Крепости в Дьёре по большому счёту уже нет: его РАСКРЕПОСТИЛИ в 1809 году французы, разносившие по Европе и Ближнему Востоку свободу на своих доблестных штыках и заодно разрушавшие укрепле- ния её противников. Надо думать, в то время венгры ещё не очень стремились к обособлению от габсбургских немцев, а Наполеон не мог предвидеть 1848 год и подождать. Зато во Вторую Мировую войну Дьёр был бомблен значительно меньше других венгерских городов приблизительно того же размера, из-за чего там есть теперь что смотреть почти доподлинного.
Дьёр, Епископский замок
Остатки укреплений Дьёра и башня Епископского замка. На переднем плане -- река Рааба.
Дьёр
Церковь кармелитов, 1725 г.
Дьёр
Слева -- кафедральный собор, XVIII век. Слева, на колонне, -- Архангел Михаил. На переднем плане -- фундамент древней церкви.
Дьёр
Зацениваем внутреннее качество дьёрского собора.
Дьёр
Странный памятник на берегу рукава Дуная, наверное, символизирующий круговую оборону венгров во все времена.
Дьёр
В ресторане на воде, имитирующем миссисиппский пароход XIX века. Заметим себе, что довольно мощный декоративный эффект может быть достигнут даже простым (но обильным) развешиванием всякой мелочи на стенах.
Дьёр
На пешеходной улице Дьёра.
Дьёр
Характерный дьёрский атрибут - такие вот памятные доски. Местный великий человек Арпад Тихани, учитель, мученик революции 1956 года. Преподавал в средней школе, а потом, наверное, был прикончен коммунистами за болтовню о свободе-демократии. Иллюстрация к культу 1956 года в современной Венгрии.
Дьёр
Дьёрская синагога.
Дьёр
Наверное, это намёк на происхождение венгров от древних египтян. Насыщенный символами фасад железнодорожного вокзала в Дьёре.
Дьёр
Каково путешествовать поездом по Венгрии. На заднем плане - знакомое слово "peron".
Дьёр
Любитель Венгрии. В поезде Будапешт-Дьёр.
Есть предложение: пойманных граффитистов сжигать живьём. Вари- ант: татуировать их и пирсинговать гвоздями до потери пульса. * * * Цена на билеты в еврейский музей в Дьёре такая, что закрадыва- ется подозрение в настроенности властей скрывать от местной моло- дёжи правду о "холокосте" о том, что навытворяли с евреями венгры в союзе с немцами. * * * Евангелические церкви, как правило, отличаются такой евангели- ческой простотой, что даже фотографировать в них нечего. Кстати, советская эпоха -- это, можно сказать, время евангелической прос- тоты в архитектуре. Но если выражаться точнее, это время спада архитектурной творческой мысли. * * * У венгров было много великих людей: в какой старый район ни за- йди, то и дело попадаются памятные доски, а иногда и статуи. Воз- можно, великих людей были и не так уж много, но они часто переез- жали с места на место. Почти как я. * * * Нумерация мест в вагоне венгерского поезда (посередине -- проход между рядами кресел): ..... ..... 94 96 92 98 95 97 91 93 86 84 82 88 ..... ..... Закономерности я пока не нашёл.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Раскрепощённый Дьёр