Александр Бурьяк

Едва понятная Венгрия

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Я увереннее чувствую себя в какой-нибудь стране, если понимаю хоть что-то из её языка. Венгрия в этом отношении несколько на- прягает. Но то, чтобы совсем уж ничего не понятно (что-то таки выучиваешь, что-то заимствовано из языков, которые знаешь, а, скажем, "гусар" и "гуляш" и переводить-то не надо). Но досада от этого случается, разумеется, не на венгров с их милым интересным языком, а на свои жизненные обстоятельства, не позволившие приоб- щится к благородной венгерскости в возрасте хотя бы лет пяти, когда усвоение всякого такого давалось куда легче, чем ныне. * * * Венгрия -- это Западная Европа в слегка удешевлённом варианте, несколько задержавшемся (из-за эпохи социализма) в своём как бы развитии, но почти уже догнавшем европейский mainstream по части дегенератского искусства, дурацкого "декорирования" пустых голов, напрягающей пешеходов велосипедизации в дополнение к (не вместо!) вонючей автомобилизации. По части достопримечательностей Венгрия практически неисчерпаема, по части качества этих достопримеча- тельностей -- она очень даже на высоте, в некоторых вещах, навер- ное, даже впереди всех. Единственный штришок, который надо бы добавить к весьма добротной венгерской картине, -- это выход к тёплому морю, но с морем венгров подвели в трудном 1918 году пассионаристые южные славяне. * * * Моё отношение к Венгрии -- с детства особенное. Сначала был любимый телесериал "Капитан Тенкеш" (1964), потом появилась случайно купленная мамочкой толстая книга Мора Йокаи "Сыновья человека с каменным сердцем", тоже любимая. Мамочка побывала в Венгрии в туристической поездке и привезла мне оттуда свой восторг и какой-то венгерский комикс с совершенно непонятными подписями, но моё изучение венгерского языка началось не с них. * * * Путеводитель меня пугал: венгры -- чопорные, надо здороваться с ними не один раз в течение дня, а при всяком удобном случае при каждой встрече, иначе они жутко обидятся и отомстят. Я так и делал -- в отеле на reception. По-моему, своими приветствиями я под конец сильно им всем там надоел. Ещё я вынес из путеводителя важное следующее: здороваться с ка- кими попало венграми посредством заманчиво простого слова servus категорически НЕЛЬЗЯ: оно слишком фамильярное (вроде нашего "привет"), венгры могут обидеться и чем-нибудь ударить. * * * По-моему, назначение культа 1956 года в современной Венгрии -- заслонять неудобный в нынешней либеральной Европе факт участия венгров во Второй Мировой войне на стороне нацистской Германии. * * * В какую страну ни приеду, мне всякий раз кажется, что там мно- говато дымят табачными изделиями (впрочем, одно исключение было: Шри-Ланка), но венгры по части отравления меня табачной мерзостью превзошли даже белорусов. * * * Впечатление от физического состояния венгров у меня было очень неважное: много квёлых, инвалидов, алкоголиков, волосати, хлыщей всяких. Потом сообразил, что это от того лишь так представляется, что я к ним присматриваюсь. Когда я позже попробовал столь же бдительно поприсматриваться к белорусам, получил похожий резуль- тат. Общеевропейская тенденция, так сказать. * * * Какие города смотрябельны в Венгрии помимо Будапешта (который, правда, один перевесит их все плюс два Минска впридачу): Вац, Веспрем, Дебрецин, Дёнёш, Дьёр, Эгер, Ньиредьхаза, Мишкольц, Кечкемет, Печ, Секешфехервар, Ясберень. Из наименее удалённых от Будапешта, наименее пострадавших от войны 1939-1945 гг. и вдоба- вок доступных с вокзала Келети -- Дьёр и Эгер. * * * Ходишь по Венгрии, а думаешь о русской гаубичной артиллерии (в меньшей степени -- о русской бомбардировочной авиации). Скорее с досадой, чем с гордостью. Впрочем, венгры же первыми начали. Вся- кие венгерские исторические центры были обработаны нашими в 1944-1945 годах весьма основательно: русский зверь к тому времени вполне уже проснулся, запряг и поехал. Не задирайтесь с руснёй, ребята, не задирайтесь. Старайтесь решать с ней все вопросы мирно, иначе потом требуются большие затраты на восстановление, но многое исчезает безвозвратно. Кстати, освобождать Венгрию от нацизма нашим помогали болгарские и югославские братья (полагаю, их задействовали не на соседних участках фронта, потому что за считанные месяцы до этого болгары аккурат помогали немцам в Югославии). Задним умом размышляешь: а может, Будапешт вот так всё же не надо было? Может, лучше просто блокировали бы и ждали, когда Берлин падёт? А если бы ещё и Кёнигсберг уцелел... и Дрезден... и Кёльн... * * * Особо влиятельные венгерские роды: Хуньяди, Батори, Ракоци, Эстерхази (Эстергази), Сечени, Баттяни, Пальфи. * * * Каких великих венгров надо бы знать: Арпад (850/855-907) -- вождь венгров, при котором они завое- вали нынешнюю территорию своего проживания (896 год). Святой Иштван (970/975-1038) -- первый король Венгерского королевства, из династии Арпадов. Христианизировал венгров. Матьяш I Корвин (Матьяш Хуньяди, 1443-1490) -- король Венгрии, при котором Венгерское королевство достигло наибольшего могущества. Ференц II Ракоци (1676-1735) -- последний князь Трансильвании (в 1705-11 гг.), предводитель национально-освободительной войны венгеров против Габсбургов. Иштван Сечени (1791-1860) -- политик-реформатор и писатель. Основал Венгерский национальный музей и Венгерскую нацио- нальную библиотеку. Инициатор постройки Цепного моста в Будапеште. Лайош Кошут (1802-1894) -- революционер, журналист, юрист, премьер-министр и правитель-президент Венгрии в период Венгерской революции 1848-1849 гг. По происхождению словак. Ференц Лист (1811-1886) -- композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист. Мор Йокаи (1825-1904) -- выдающийся романист. * * * Восстание 1956 года -- это отчасти попытка венгерского реванша: 11 лет после войны были слишком малым сроком для забывания вех. Свежий пепел местных клаасов застучал в венгерских сердцах... * * * У венгров нет манеры дублировать на английском языке свои спе- цифические надписи: крутись, как хочешь. Если живёшь здесь посто- янно, то, разумеется, всё можно выучить. Но если устроил лишь ко- роткий налёт на Мадьярию, то страдаешь от неопределённости, пото- му что венгерский язык -- даже не индоевропейской группы, так что знание чего-то из славянских, германских и романских языков оказывается почти бесполезным. Языковых заимствований у венгров за 1000 лет жизни в Центральной Европе накопилось немало, но они в большинстве случаев перевраны до едва-узнавания. Вдобавок венг- ры ещё в XIX веке повадились бороться за чистоту родного языка (в империи Габсбургов тогда такое поветрие было), так что иногда бы- вает, что "международное", можно сказать, слово, принятое у всех соседей, у них заменено собственным. Примеры: "полиция" -- по-венгерски rendörség, "революция" -- forradalom. Местами немного выручают разве что мнемоники. * * * В Венгрии мало негров, потому что экологическая ниша "братьев меньших" здесь плотно занята цыганами. Цыгане теперь -- второй по численности этнос в стране, довольно чуждый первому этносу, не- смотря на многолетнее заговаривание всем зубов либеральными демо- кратами. Раньше в роли второго, чуждого этноса очень долго были евреи, но после нацистского разгрома они не оправились, и те из них, кто не разъехались, теперь жмутся по углам. Еврейская нацио- нальная жизнь здесь если и кипит, то лишь чуть-чуть и за надёжны- ми стенами. Довелось, правда, стащить возле кошерного ресторана еврейскую газетку формата A5, название "Гут шабад" ("Хорошей Субботы"), но этот её форматик только подтверждает мой тезис. Это форматик еврейской жизни в теперешней Венгрии. В "Гут шабад" -- характерные фотографии бородатых личностей в чёрных шляпах. Кошерные рестораны в бывшем еврейском районе -- таки да, имеются, но двери закрыты. Мне ломиться к кашрутникам не имело смысла, потому что я успел разговеться чем-то трефным у китайцев на площади Кальвина. Вдобавок я не жду от полуподпольного кошерного ресторана в Будапеште ничего особо хорошего по сносной цене: это ж не нетанийская забегаловка на улице Герцля, из-за прелестей которой хотя бы чуть-чуть задумываешься краем сознания, нет ли всё же способа бескровно принять иудаизм? * * * История венгров варварского периода проходила среди малопись- менных или вовсе бесписьменных народов, да и сами венгры интел- лектуально тогда не блистали, так что о том, как они жили до сво- его вторжения в Центральную Европу и почему вторглись, имеются лишь предположения. Появление венгров в Европе было крупным, но не последним выплеском из Степи: чуть позже подошли поддержать венгров половцы и печенеги. Последним крупным выплеском стало нашествие монголо-татар. До венгров в районе Дуная появились протоболгары, до протобол- гар -- авары, ещё раньше -- гунны. Плюс исконные европейские гер- манцы метались туда-сюда, особенно лагнобарды и готы. Плюс славя- не. Всё более-менее утряслось только к X веку. В IX веке венгры ещё были народом конных варваров с лёгким интересом к земледелию. В Европе они зацепились не в последнюю очередь благодаря христи- анству: римские папы всегда были рады приращению паствы, какая бы она ни была. Расовый аспект унгаризма -- дело тёмное: ближай- шая по языку родня -- ханты и манси -- относится к уральской расе -- черноволосой и полумонголоидной, в которой, правда, встречают- ся светловолосые, но то может быть наведенная светлота, вызванная соседством восточных славян. Следующая по близости родня -- финны и близкие к ним народы. У этих белобрысости уже много, хотя тоже не сплошняком. Венгры никогда не были замкнутой этнической группой охотно ин- корпорировали всех, у кого хватало сил освоить их язык и принять их образ жизни. Поэтому в венграх значителен как славяно-германс- кий, так и тюркский генетический элемент, а вдобавок в последние столетия на венгерской почве размножаются цыгане и тоже оставляют свои следы в венгерском генофонде. * * * На юго-востоке венгры столетиями выясняли отношения с румынами. Если судить по размерам нынешней Румынии, простыми и покладистыми румыны отнюдь не были. * * * Венгрия в "Малой советской энциклопедии" (1930): "Расцвет средневековой Венгрии приходится на царствование Людовика Анжуйского (Великого, 1342-82), когда она соединилась с Польшей и подчинила себе Молдавию, Валахию, Сербию, Боснию и часть Болгарии." (Хорватия была присоединена ещё в 1091 г.) Получается, венгры и поляки -- два братских народа. Правда, польско-венгерскую унию сменила польско-литовская. 1526 -- год поражения от турок при Мохаче, начало подчинения Венгрии туркам. Венгрия целиком никогда туркам не принадлежала: в самый худший свой период она была разделена на 3 части: относи- тельно самостоятельную Трансильванию на востоке, турецкие владения в середине, владения Габсбургов на западе. В конце XVII -- начале XVIII века турок вытеснили австрийцы. МСЭ: "По Трансильванскому мирному договору 1920, территория Венгрии сократилась с 325.4 тыс. кв. км до 92.9 тыс. кв. км." Март-август 1919 года -- первое правление коммунистов в Венг- рии, прививка от большевизма. С 1918 по 1945 г. Венгрия имела очень особенное политическое устройство: она была МОНАРХИЕЙ С ВАКАНТНЫМ ПРЕСТОЛОМ. Регентом был очень яркий персонаж Межвоенья, один из титанов напряжённой эпохи адмирал Миклош Хорти (1868-1957). МСЭ о межвоенной Венгрии: "Большую роль в политической жизни Венгрии играет фашистская партия 'защитников расы'." Любопытно, какую расу они защищали. Возможно, специфическую венгерскую. До окончательной демократизации, наступившей под конец XX века, венгры более 1000 лет были силой, с которой приходилось серьёзно считаться в Центральной Европе. Сегодня это типовой спокойный вымирающий европейский народ с весьма приличным архитектурным и прочим культурным наследием, значительная часть которого была продуктом 200-летнего симбиоза с австрийскими немцами.
герб Венгрии, Эгер
Полный, эпохи поздних Габсбургов, герб Венгрии. С памятника в Эгере.
Эгер, JOBBIK
Мужественные лица венгерских радикальных националистов. JOBBIK - Движение за лучшую Венгрию. СО столба в Эгере.
Из англоязычной Википедии: "Jobbik rejects "global capitalism", European integration and Zionism. Instead it adheres to Pan-Turanism, an ideology that asserts that Magyars (Hungary's main ethnic group) originate from the same root as Turkic and Mongolic peoples. The movement has been described as fascist, neo-fascist, Neo-Nazi, extremist, racist, anti-Semitic, anti-Roma, and homophobic." "The Movement for a Better Hungary more commonly goes under its abbreviated name Jobbik, which is in fact a play on words. The word Jobb in Hungarian has two meanings, the adjective for 'better' and the direction 'right'; the comparative Jobbik therefore means both 'the more preferable choice' and 'more to the right'. This is similar to the English phrase 'right choice', which could mean both 'a choice on the right side of the political spectrum' and 'a correct choice'." Одно у них не совсем хорошо: "Christian party". От применения избыточного насилия это так или иначе не удерживает. * * * Венгерский мифотворческий заскок -- Великий Туран: венгерские националисты-традиционисты считают мадьяр родственниками тюрок. В Венгрии во время Второй Мировой войны даже производился средний танк "Туран" (на основе чехословацкого танка T-21): боевая масса 18.2 т экипаж 5 чел скорость по шоссе 47 км/ч запас хода по шоссе 165 км удельная мощность 14.3 л.с./т толщина брони до 50 мм калибр пушки 40 мм позже 75 мм пулемёты 2x8 мм количество выпущенных машин 424-259 шт.
Венгрия, Дьёр
Патриотический барельеф в Дьёре.
Венгрия, трамвай
Загадочная Венгрия. Старый трамвай на газоне возле дома в Будапеште. Обратим внимание на то, что нет граффити и что стёкла в основном целы.
Венгрия
Свободный мир. Основные способы "доставания" ближних. Щит на ограде стадиона в Будапеште.
Венгрия, эстетика национал-социализма
Эстетика национал-социализма. В Граде, Будапешт.
венгерский танк Туран
Венгерский танк Туран, 1942-1944.
Расшифровка некоторых венгерских имён: Иштван -> Стефан Жофия -> Софья Лайош -> Луи Ласло -> Ладислас Матьяш -> Матвей Уласло -> Владислав Янош -> Иоанн

Основы венгерского языка

Ударение в венгерских словах всегда приходится на первый слог. Косые чёрточки над буквами á, é, í, ó, ú означают не ударение, а удвоение длины гласных звуков. Буквы ö и ü читаются, как в немецком языке. Если вместо двух точек стоят две чёрточки (ő, ű), это означает удвоение длины гласного. Выражение на письме согласных звуков: c -- [ц] s -- [ш] z -- [з] j -- [й] gy -- [дь] ly -- [нь] ny -- [нь] cz -- [ч] sz -- [с] zs -- [ж] Характерное для венгерского языка -- неизменная мягкость звука "ш". Кстати, в этом венгерский язык схож с турецким. Ещё одно сходство венгерского с турецким -- сингармонизм: невозможность параллельного присутствия в одном слове гласных звуков заднего ряда ([a], [o], [u]) и звуков переднего ряда ([e], [i], [ö], [ü]). Якобы близкородственные венгерскому языки -- у народов ханты и манси. Напомним себе, что это два маленьких народа уральской расы (занимающей промежуточное положение между европеоидными и монго- лоидными), живущие сразу же за Уралом в районе Сверного Полярного круга. Базовые фразы: Hol van ...? -- Где находится ...? Kösönöm! -- Спасибо! Слова венгерского языка, сходные со словами других европейских языков (по большей части вследствие заимствования): busz -- автобус (анг.: bus) czésze -- чаша drága -- дорогой ebéd -- обед friss -- свежий (нем.: frisch) halom -- куча, холм iskola -- школа gally -- ветка (бел.: галiна) gát -- плотина (ср.: гать) kapu -- ворота (турецкое "капы") király -- король lapát -- лопата lanc -- цепь (бел.: ланцуг) larma -- шум (нем.: Laerm) mak -- мак malom -- мельница már -- ещё (ср. нем.: mehr) medve -- медведь német -- немец, немецкий orosz -- русский piac -- рынок (ср. итал.: piazza -- площадь) pipa -- трубка (англ.: pipe) piros -- красный (греч.: pyr -- огонь) pletyka -- сплетня (читается: плэтька) (польск.: plotka) pók -- паук polc -- полка por -- порошок, пыль poros -- пыльный szekerce -- топор (ср.: секира) tinta -- чернила (нем.: Tinte) török -- турок, турецкий zsidó -- еврей, еврейский Без мнемонических приёмов венгерский язык не осилить никак. Вот что использовал я сам: Minden jot! -- "Всего хорошего!" Мнемоника: "Миндлин йок!" ("Миндлина нет" по-турецки: уж кому что слышится). Kőbánya Kispest -- "Карьеры Малопешт" (название станции метро). Мнемоника: "кабаньи кишки". Просто венгерские слова: ház -- дом híd -- мост vár -- замок város -- город városház -- ратуша tér -- площадь út -- улица; дорога, путь utca -- улица templom -- храм, церковь közepkori -- средневековый temető -- кладбище közlekedés -- транспорт bejárat -- вход kijárat -- выход tilos -- запрещённый húzni -- "тяни" (надпись на двери) egyik -- один (читается "эдик") nagy -- великий hogy -- что (читается "ходь") itt -- здесь rendörség -- полиция forradalom -- революция kis -- малый, небольшой mártírja -- мученик pest -- вредитель püspök -- епископ [пюшпёк] pályaudvar -- вокзал vágány -- путь (на железнодорожном вокзале); tanár -- учитель alsó -- нижний által -- через toszt -- офицер titok -- тайна, секрет gulyás -- гуляш szalma -- солома pisztoly -- пистолет [пистоль]

Приложение

Еврейский взгляд на положение евреев в Венгрии. Из русскоязыч- ной еврейской газеты в Германии (сайт www.evreyskaya.de):

У нас здесь есть будущее. Так полагают представители общины в Венгрии

История венгерских евреев уникальна, хотя во многом повторяет судьбы нашего народа в других странах. На берега Дуная иудеи пришли с римлянами задолго до того, как племена угров создали там свое государство.

1200 лет вместе и врозь

Сотни лет здесь не было агрессивного антисемитизма и принуди- тельного крещения. И только когда концентрация иудеев в городах, успехи в экономике и социальной жизни стали 'слишком' велики, начинаются погромы. Уже в XI в. издается закон, ограничивший хозяйственную активность и условия проживания евреев. Протекция королей, нуждавшихся в еврейских деньгах, сдерживала юдофобию церковников, феодалов, горожан. В XIII в. Бела IV впервые в христианском мире легализовал иудаизм и гарантировал права евреев. Лишь крайнее обострение ситуации в стране порой вынуждало владык жертвовать ими для утоления ярости толпы. А затем вновь наступало затишье и еврейские беженцы возвраща- лись в родные края. Вместе с тем они всё чаще крестились, дабы обеспечить благополучие себе и потомкам. В конце концов Габсбурги были вынуждены формально уравнять иудеев в гражданских правах с христианами. Это способствовало подъему венгерской экономики, в которой важнейшую роль стал играть еврейский капитал. Его наиболее крупные представители получали титулы баронов, а с конца XIX в. в парламенте появились депутаты-евреи. Как ни парадоксально, но на родине основателя сионизма Теодора Герцля наряду с его приверженцами оказалось немало антисионистов, утверждавших, что их единственное отечество - Венгрия. В годы Первой мировой войны 300 тыс. венгерских евреев служили в армии, десятки тысяч получили боевые награды, 22% погибли на фронте (хотя их доля среди населения составляла 5%). Но и это не ослабило антисемитизм. Напротив, ситуация вскоре катастрофически ухудшилась.

Под знаками свастики и красной звезды

По Трианонскому мирному договору 1920 г., территория Венгрии была урезана втрое. Численность евреев в стране уменьшилась вдвое. Подлинной трагедией для них стало провозглашение в марте 1919 г. Советской Республики во главе с Бела Куном, евреем по происхождению. Захват власти коммунистами народ воспринял как 'иудейский заговор'. И хотя жертвами их репрессий были и евреи, позже от белого террора и погромов пострадали многие тысячи безвинных. Антисемитизм широко проник в городские низы, среду крестьян, интеллектуалов, чиновников. Адмирал Хорти, став регентом, лавиро- вал между, с одной стороны, местными либералами и демократически- ми странами, а с другой, -- юдофобски настроенным населением, ультраправыми группами и нацистской Германией. С приходом нацистов к власти в Германии правительство Венгрии издало законы, направленные против 'засилия евреев' в экономике, политике, культуре. С 1939 по 1944 г. за границу бежали 6 тыс. евреев, хотя возможности были у многих. Люди верили руководителям общин, заверявшим, что Хорти не допустит того, что случилось в Германии. В награду за присоединение Венгрии к державам 'оси' Гитлер подарил ей часть захваченных земель. Число евреев вновь превысило 1 млн. Гитлер потребовал от Хорти 'окончательно решить еврейский вопрос', однако тот соглашался на отправку в концлагеря лишь 'чужих' евреев, своих же направлял в 'рабочие батальоны', где большинство из них погибло. Евреи Венгрии впервые за сотни лет оказались бесправными пари- ями. Замкнувшись в общинах, они продолжали учить детей, лечить больных, помогать нуждающимся, хоронить по обряду, даже устраи- вать концерты и лекции. Но и это всё рухнуло, когда грянул 1944 год - самый страшный в истории венгерского еврейства. Немцы окку- пировали страну, и над евреями нависла угроза тотального истреб- ления. В Венгрию был направлен Эйхман с его 'зондеркомандой', активно сотрудничавшей с местной жандармерией и полицией. Евреев (включая крещеных) загнали в гетто и начали массовую депортацию, а для сохранения порядка использовали 'юденраты'. До вторжения немцев от болезней, голода, погромов за четыре года погибли 63 тыс. человек, а за девять месяцев 1944 г. - 458 тыс. евреев из провинции и вслед за ними еще 280 тыс. из столицы были угнаны в концлагеря, где чудом выжили лишь немногие. Еще 139 тыс. спаслись в самой Венгрии, в основном с помощью сотрудников по- сольств нейтральных стран Р. Валленберга и К. Лутца, международ- ного Красного Креста и добросердечных венгров. В финале трагедии зловещую роль сыграла партия Салаши, захва- тившего власть в стране. За два месяца до освобождения Будапешта салашисты расстреляли и утопили в Дунае 15 тыс. евреев. Всего после войны уцелело 255 тыс. иудеев, но большинство из них эмигрировало, и в стране осталось 100 тыс. В первые мирные годы в обществе широко обсуждались причины Ка- тастрофы и ответственность за нее. С приходом к власти коммунис- тов во главе с евреем М. Ракоши эту тему стали замалчивать, хотя антисемитизм официально был запрещен. В то же время прекратили выплату компенсаций пострадавшим от геноцида, национализировали собственность еврейской буржуазии, закрыли большинство националь- ных организаций и школ. Под видом кампаний против космополитов и сионистов проводилась политика, направленная на ликвидацию еврей- ского самосознания. Засилье евреев в партгосаппарате способство- вало усилению антисемитизма. Вместе с тем в восстании 1956 г. участвовало немало евреев, и после его подавления 20 тыс. из них бежали на Запад. А из тех, кто остался, многие мадьяризировались и перестали интересоваться своими корнями, культурой и религией.

Быть или не быть?

Лишь с конца 1980-х гг. еврейская жизнь в стране стала возрож- даться. Сегодня здесь 15 тыс. членов общин, а на субботние молит- вы приходит до 50 тыс. В одном Будапеште 22 синагоги, среди них восстановленная знаменитая - на Дохани, где в праздники бывает до 4 тыс. человек. Рядом - иешива, еврейские отели, ресторан, турбю- ро, магазины. В старейшей семинарии обучается 200 будущих равви- нов и учителей религии, в том числе женщины. Возникли сионистская группа 'Шалом', культурное общество 'Шабад', издаются свои газе- ты, журналы, книги. В Будапештском университете учреждена кафедра гебраистики, в Академии наук - Центр исследования венгерского еврейства. Проводятся конференции, читаются публичные лекции, пропагандируется еврейская музыка, открылся театр, устраиваются выставки работ на еврейские темы. Обновляется система еврейского просвещения. В одном только Будапеште три гимназии с детсадами, две из которых финансируются из США и Канады, а школа имени Анны Франк - городской общиной. Наряду с общеобразовательными предметами преподаются иврит, основы иудаизма, история еврейства. В парламенте заседает более 30 депутатов-евреев от разных пар- тий. В дискуссиях о самоопределении возобладала позиция: мы - особая религиозно-этническая группа, часть мирового еврейства и вместе с тем - неотъемлемый элемент венгерской нации. В результате евреи не вошли в перечень национальных меньшинств Венгрии. Здесь их правовой статус, в отличие от других стран Ев- ропы, остался неясным. Вместе с тем евреям гарантирована культур- ная автономия и финансовая помощь со стороны государства. В Буда- пеште создан Mузей Катастрофы, есть ряд мемориалов в память о ее жертвах. Но до сих пор не было высказано официального покаяния за преступления местных нацистов при попустительстве многих венгров. Юдофобия в стране далеко не изжита, а правящие партии и прави- тельство не ведут эффективной борьбы с ее конкретными проявления- ми. Здесь можно купить книги, оправдывающие политику Хорти и обвиняющие евреев во всех грехах, услышать антисемитские выкрики на стадионах, стать свидетелем хулиганских акций скинхедов. Полтора миллиона слушателей радио 'Кошут' узнают о 'грязных проделках' евреев в стране и в мире. Политические лидеры из еврейской среды энергично протестуют против подобных явлений. Раввин крупной общины Тамаш Раи создал парламентскую группу противодействия юдофобии. А публичные разоблачения антисемитов депутатом Гьорги Гадо даже вызвали тревогу у стариков, усмотревших в его действиях угрозу 'гражданскому миру'. Бывший президент парламента Шабад считает, что в демократической Венгрии антисемитизм широко не распространен и не представляет серьезной опасности. По его мнению, ассимиляция евреев будет продолжаться, а их религиозность - уменьшаться. Выход из кризиса он видит в 'еврейском протестантизме': если литургия будет вестись на венгерском языке, молитвы станут понятнее, а синагоги более привлекательными. С этим не согласен управделами одной из общин Золтаи, полагаю- щий, что всё должно остаться, как в старые 'добрые времена'. А вот юная Эстер, референт этой общины, возмущена тем, что тот ве- дет себя в ней будто мелкий князек, пытаясь подменить собой прав- ление. Она и ее друзья убеждены, что будущее венгерского еврейст- ва - в многообразии и демократизме его религиозной, культурной и политической жизни. Уезжать они никуда не собираются, учатся, трудятся, посещают излюбленное кафе 'Шода' в бывшем гетто Пешта, где чувствуют себя комфортно. Ими создана группа 'Хавер', которая поддерживает контакты с венгерской молодежью, помогая ей избавляться от антиеврейских предрассудков. Учительница Анна Форгаш, прежде скрывавшая свое еврейское про- исхождение, после поездки в Израиль стала открыто носить звезду Давида и примкнула к сионистской молодежи. Она посещает консерва- тивную синагогу в Буде, где женщины сидят вместе с мужчинами. Главный раввин там - молодой Тамаш Верё, инициативный, открытый для диалогов как с евреями разных поколений, так и с неевреями. В работе с детьми ему помогает Шуша Фриц, которая мастерски ведет группу малышей в культурном центре 'Балинт'. Директор этого еврейского дома Миклош Фишер организовал популярные циклы лекций по философии, экономике и политике, клубы для врачей и юристов, а также танцевальную, драматическую, спортивную студии. А в двух шагах напротив расположен правоэкстремистский центр во главе с патологическим антисемитом Иштваном Шуркой, который договорился до того, что сионисты планируют завоевать Венгрию и уже закупают здесь дома и землю. Так причудливо переплетаются в этой стране прошлое и настоящее, реакционное и прогрессивное. А все-таки, вероятно, прав директор музея Катастрофы Андраш Дарани: 'Конечно, у нас здесь есть будущее! Ведь растет новое поколение, воспринимающее совместную жизнь евреев с венграми как вполне естественную'. Д. СЕМЕНОВ

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Едва понятная Венгрия