В сравнении с Agra Fort теперешний Московский Кремль -- убогая
провинциальная попытка сохранить что-то похожее на настоящую кре-
пость (прежде хоть второе кольцо стен имелось). Почему уничижите-
льно говорят Agra Fort (форт -- небольшое отдельно стоящее укреп-
ление), я не знаю. Возможно, это повелось из-за английской спеси:
англичане в Индии из своей тонкой красной линии видели в упор
только форты, на которые им было пару раз плюнуть.
Красный песчаник -- материал Агрской крепости -- весьма плотный
и прочный материал, то есть, отнюдь не что-то рассыпчатое. Агрс-
кая крепость -- будем тут говорить так -- очень размашиста и в
ширь и в высоту, и сделана она весьма эстетично, хотя и не
настолько эстетично, как крепость в Гвалиоре (ну, для англичан
снова только форт). Но вокруг неё -- разумеется, помойка: это ж
Индия, guys!
Да уж, были люди в акбарово время. Не то, что нынешнее племя.
* * *
Когда едешь в первый (и последний) раз из Дели в Агру, теплится
наивная надежда, что в этом меньшем по населению городе будет
меньше и срани. Однако ж, как бы не так.
Подозреваю, что во времена англичан столько мусора и заразы
здесь всё-таки не было: во-первых, потому что вообще было значи-
тельно меньше населения; во-вторых, потому что применялось значи-
тельно меньше упаковки; в-третьих, потому что англичане могли не
расстреливать всех пленных сипаев-повстанцев -- и разных уголов-
ников -- а припахивать их на уборке мусора и нечистот.
Кстати, это ж именно англичане приучили индусов беречь архитек-
турные памятники Индии -- и первое время даже сами охраняли эти
памятники от индусов.
* * *
На входе в Агрскую крепость берут с иностранцев даже не 500
рупий, а и вовсе 550: дополнительные 50 -- это якобы налог (на
самом деле кого-то заела жадность, конечно). Мне кажется, за такие
деньги они должны бы медленно пронести меня по крепости на руках
или хотя бы прокатить по ней на какой-нибудь коляске с балдахи-
ном.
Понравилось: на входе в крепость вытрясают из наркоманов их ду-
рацкие сигареты. Типа спасают крепость от окурков. Надо бы ещё
как-то лишать возможности опустошать мочевые пузыри где попало,
но это, наверное, технически невозможно.
Половина Агрской крепости недоступна для осмотра иначе, чем из
космоса: там засели индийские военные с автоматами Калашникова и
что-то замышляют.
Туалетом в этой крепости даже не пахнет (но он там, как оказа-
лось, всё-таки есть -- недалеко от входа-выхода). Соответственно
во многих закутках воняет индийской мочой.
Бурундучков в Агрской крепости -- как собак нерезаных. Даже
больше, чем обезьян и индусов.
Одно время мне казалось, что меня в этой крепости преследует
уборщик с огромной метлой, но потом у меня с ним всё-таки случил-
ся сдвиг по фазе, и я, наконец, задышал относительно чистым воз-
духом.
На территории крепости имеется несколько скамеечек, но, они,
разумеется, на солнцепёке. Скамейки эти железные, так что на них
бывает особенно тепло снизу. Вообще, я обратил внимание, что на
улицах индийских городов скамейки почти начисто отсутствуют, а
те, которые находятся в парках, засижены неприкасаемыми. На тер-
риториях же, на которые вход по билету, скамейки всегда стоят на
солнцепёке, либо загажены птицами, либо заняты охранниками.
* * *
Тадж Махал. Впечатления чуда не возникает, сорри. Ну, белый
мрамор большими кусками -- и что? Плата за доступ составляет для
инострацев аж 1000 рупий. Это приблизительно 18 долларов. Для ин-
дусов она в 10 раз меньше, но лучше я буду переплачивать.
Комплекс Taj Mahal -- это в первую очередь обширная крепость из
красного песчаника: с зубчатыми стенами, башнями. Но я думаю,
крепостное здесь присутствует скорее как декорум, и чтобы лишь бы
кто не лазал, а не для всенепременной обороны.
Впуск посетителей на территорию комплекса производится от рас-
света до заката каждый день, кроме пятницы (Тадж Махал -- это как
бы мечеть). С самого утра бывает ещё относительно свободно, так
что можно почти спокойно пройти в собственно мавзолей. В этом
мавзолее, кстати, запрещено фотографировать, но некоторым на это
плевать.
Минареты Taj Mahal построены с наклоном наружу, чтобы на фотогра-
фиях, сделанных дешёвыми фотоаппаратами (типа моего) с близкого
расстояния они не выглядели наклонёнными внутрь.
Вид на реку Ямуну из Тадж Махала печален: по части ландшафтного
дизайна индусы -- те ещё нули. Как остались без текущего персидс-
кого влияния, так и превратили пойму реки во что-то унылое.
И снова эти кошмарные индийские уборщики со своими огромными
мётлами... Эти неуёмные поднимальщики в горячий воздух пыли с
туберкулёзными палочками и яичками глистов...
* * *
Беломраморный мавзолей Итимад-уд-Даулы прекрасен. Он сделан на
персидском уровне, то есть, очень качественно. Мавзолейный комп-
лекс выходит на берег реки и хорошо виден с её противоположного
берега.
Как мавзолейный комплекс устроен. Квадратный участок, окружён-
ный крепостной стеной. По углам квадрата -- башни, по серединам
сторон квадрата -- порталы. В центре квадрата -- мавзолей. От
порталов к центру квадрата, то есть, к мавзолею ведут четыре
длинных узких бассейнчика. Участки между бассейнчиками -- это
багх, то есть, персидский сад. В мой визит он находился в стадии
восстановления после длительного периода каких-то ужасов типа
огородов.
В мавзолее имеются два главных надгробия в центральном зале и
ещё несколько надгробий в четырёх боковых залах.
Про местные надгробия принято говорить, что это кенотафы (фаль-
шивые надгобия), тогда как останки находятся ниже. По-моему, если
надгробия находятся НАД ГРОБАМИ, это не кенотафы.
Итимад-уд-Даума значительно меньше Тадж Махала, но интереснее
его: человечнее масштабом, декорированнее, потёртее.
* * *
Мечеть Чини-ка Рауза расположена чуть севернее Итимад-Уд-Даула,
тоже выходит на берег реки, тоже видна с её противоположного бе-
рега и когда-то была прекрасна (сохранились следы), но потом, по-
хоже, была основательно ободрана плебсом (или не выдержала воз-
действия времени?!) -- и в настоящее время настолько убога, что
даже индусы не берут денег за вход в неё. Какие-то реконструкци-
онные работы здесь ведутся, так что скоро наверняка начнут
сдирать с сахибов рупий по 200.
* * *
Про "римско-католическое кладбище напротив Civil courts", зна-
чившееся в моём путеводителе "DK". Мой интеллигентный tuk-tuk-man
сказал, что вокруг него теперь "плохой район" и ехать туда не же-
лательно. Я поверил местному культурному человеку больше, чем
путеводителю, который, похоже, плохо обновлялся с 1970-х, потому
что слишком уж пышет восторгами по индийским поводам, тогда как
на местности -- скорее тихие ужасы.
Кстати, не представляю себе, что такое "плохой район" по-индий-
ски: сдаётся мне, что "плохих районов" я видел в Индии до чёрта,
но, наверное, имеются совсем уж "похие".
По поводу "военного городка между Mahatma Ghandi Rd., Grand
Parade Rd. и Mail Rd." мы с моим tuk-tuk-man поколебались и я
решил махнуть рукой, потому что не нашёл "церкви Св. Георгия в
военном городке Агры" на клочке местной карты, висевшем на
reception: от милого военного городка, скорее всего, уже почти
ничего не осталось, а рыскать по заразным трущобам в поисках
остатков его следов -- путь мне этот "DK" сначала за такое за-
платит.
Итого я работал с 3-мя печатными путеводителями плюс Википедия
на 3-х языках, плюс "форум Винского" и всякие "отзовики", а толку
оказалось мало. Ситуация на местности меняется в худшую сторону,
путеводители врут-заманивают, отзовисты -- из числа индийствую-
щих, в упор не замечающих вонючих заразных куч дерьма, и только
я стремлюсь ни на йоту не отклониться от правды.
* * *
О Max Guest Haus. Макс, владелец, этого Guest Hous, определённо
старается -- и является человеком на своём месте. Он весьма про-
двинут в организационном, культурном и гигиеническом аспектах. Но
он, бедняга, никогда не был в Европе, поэтому имеет, похоже, не-
сколько приблизительное представление о том, какие вещи у евро-
пейских человеков считаются удобными, а какие -- нет.
Скажем, в моей комнате не было окна наружу. Это ладно: меньше
дырок -- меньше шума извне. Но было оконце в коридор, заделанное
недостаточно мутным, на мой взгляд, стеклом, так что приходилось
завешивать его всепревращальным полотнищем из моего походного
снаряжения.
Дверь номера запиралась на навесной замок. Но это, похоже, ин-
дийский стиль вообще, так что кривиться не надо. Кстати, такой
подход позволяет пользоваться СОБСТВЕННЫМ замком.
Район -- среднеклассовый, застройка в 2-4 этажа, в отдельных
местах весьма симпатичная. Для Агры этот район довольно неплохой.
Но как раз посреди максовой улицы -- грязная клоака, когда-то,
наверное, бывшая изящным декоративным каналом. Однако присутствие
москитов в отеле минимальное, а мух в нём я не видел совсем. Воз-
можно, в канале вода уже настолько ядовитая, что даже личинки
москитов не выдерживают.
Улица, кстати, боковая, поэтому здесь сравнительно тихо даже
днём.
Завтрак скудный и дорогой. Зато очень близко есть две относи-
тельно приличные забегаловки.
Вообще, больших проблем не было, а были только мелкие неудобст-
ва, к которым быстро приспосабливаешься.
От Max Haus до Тадж Махала -- 20 минут пешком по довольно спо-
койным улицам, но элементарно можно заблудиться. На тук-туке --
40-50 рупий. До форта -- 45 минут пешком по неспокойным улицам, и
можно заблудиться ещё больше.
Тадж Махал располагается в глубине большого парка. Те ворота в
парк, которые ближе к Max Haus, в середине дня почему-то закрыва-
ются (объяснения этому на Hinghish я не понял, но, скорее всего,
это делается для подкормки тук-тукщиков). Но в 100 м в сторону
форта есть вспомогательные воротца.
Рекомендую съездить в пятницу в Фатихпур-Сикри. Макс организует
такси.
От Max Haus до вокзала на тук-туке -- 150 рупий. А от вокзала
до Max Haus -- 300 рупий. Ну, вы поняли. Можно попробовать отойти
от вокзала хотя бы на 200 метров, и тогда цена, скорее всего,
опустится почти до нормальной, хотя мой вокзальный тук-тукщик
клятвенно заявлял обратное.
* * *
Отношение к индусам у меня двойственное. С одной стороны, они
зачастую проявляют толковость и трудолюбие. И в личном общении
они бывают очень милыми доброжелательными людьми. С другой сторо-
ны, они держат неимоверные темпы размножения и склонны сорить.
Наверняка они такие не все, но я говорю о "в среднем". У меня нет
психической потребности высокомерничать и тем более кого-то при-
теснять, но я не могу спокойно воспринимать наблюдаемые глобаль-
ные тенденции.
Если ты материально поддержал бедненького индуса, ты скорее
всего профинансировал уничтожение биосферы, пусть и косвенно.
Увы, это наверняка так. По-хорошему, может, правильнее было бы
индусов, наоборот, обкрадывать. Не кастрировать же (хотя в труд-
ных случаях, может, надо бы и это тоже).
Не хочется говорить о грустном, но дело пока идёт к тому, что в
недалёком будущем придётся рыть на границе окопы, устраиваться
там с пулемётами и отгонять ими голодные разноцветные толпы, рву-
щиеся к нашим скромным запасам еды.
Такая перспективка меня отнюдь не греет, но если сердце прика-
жет "стреляй!", то куда же я денусь? На любого индуса я УЖЕ смот-
рю как бы немножко через прицел. Мне это неприятно, это мешает
[гедониствовать], но таков "геморрой" от способности предвидеть.
Древние индусы хуже одевались и отпускали длинные волосы.
Фото со стенда в Тадж Махале.
Голландистые уголки Агры не впечатляют: надо ещё поработать
над дизайном.
Медицинский "плакат" на стене местной больницы.
Мой любимый дом в Агре.
Типичная улица Агры. Ребята везут какой-то
праздничный декорум.
Считается, что в первых лучах солнца Тадж Махал прекраснее всего.
Толпа эстетов приготовилась для восприятия. Потом ломанём ко входу в мавзолей.
Ограда таджмахальского комплекса, вид изнутри.
Почти крепостная стена с почти крепостными башнями.
Она сама по себе прекрасна.
Тадж Махал: другое время, другой ракурс.
Обед бродячего сахиба в районе Тадж Махала.
Как обычно, thali. Уж кто на что подсел.
Короткий визит в местную школу. Директор (?) мне чётко намекал
на необходимость материально поддержать народное образование, а у меня
свербела мысль "не фиг так обильно плодиться".
Мечеть Чини ка Рауза. В ней погребён визирь Шах Джахана
Allama Afzal Khal Mulla Shukrullah, ширазец. Была прекрасной,
ныне ободранная, подреставрированная.
Остатки прежнего декорума на мечети Чини ка Рауза.
Такое впечатление, что в Европе сильно недооценивают возможности
безмоторного транспорта.
Главные ворота в форт Агры. Сравните с теми,
что вашем занюханном московском Кремле.
Форт Агры. Вид на окрестности из башни Мутхамман (Muthamman burj).
Культурные индусы более-менее в курсе
наших европейских разборок.
Отхожее место в индийском поезде. Лично мне на таком
даже удобнее. Сорри.
Подобные скульптурки в наивном стиле
нередко попадаются в Индии на глаза.
По-моему, таким образом дебилизируется
народ.
Производство индийской мебели прямо на улице.
Качество не такое уж плохое.
Мавзолей Итимад-уд-Даулы.
В мавзолее Итимад-уд-Даулы.
Ворота в мавзолей Итимад-уд-Даулы.
Индусы много работают головой. Комплекс мавзолея Итимад-уд-Даулы.
Слева чуть-чуть виден другой берег реки Ямуны.
Благодаря кому комплекс мавзолея Итимад-уд-Даулы
выглядит почти как новый. Дамы намекали мне на деньги, но я
[ответил, что гусары с женщин денег не берут-с] сделал вид, что
не понимаю, о чём они (всяко ведь бывает). После переплат за входные
билеты и пр. я не был настроен поддерживать местное население ещё
как-то дополнительно. Но моя совесть не совсем чиста (впрочем, давно
уже): эти женщины, если судить по цвету их кожи, явно из низшей касты.
В кои-то веки они осмелились попросить деньги у белого человека, а тот
отказал, скотина. Шива им в помощь. Пусть меньше размножаются и
не бросают мусора куда попадя.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Таджмахалистая Агра