Фатехпур -- Город победы -- был столицей Империи Великих Мого-
лов с 1571 по 1585, а Сикри -- это такая деревня, там же. Фатех-
пур-Сикри расположен в 39 км от Агры.
"Фатих" -- означает на турецком языке "завоеватель" ("Фатих" --
прозвище султана Мехмеда II, захватившего в 1453 г. Константино-
поль). "Пур" -- на хинди "город".
В Фатехпур-Сикри сохранились:
- огромный дворцовый комплекс, в котором есть много чего
архитектурного, но ничего из мебели, посуды и т. п.;
- огромная блистательная Пятничная мечеть (Джама Масджид)
крепостного типа;
- часть городской стены с одними воротами;
- Слоновья башня (Хиран Минар).
* * *
Если ехать в Фатехпур-Сикри из Агры автотранспортом, то в 200 м
за городскими воротами слева -- большая автостоянка для туристов.
От этой автостоянки ходит какой-то автобус к Джама Масджид, 10
рупий с носа, но можно и пешком. Для тук-тука там расстояние
максимум на 30 рупий, но противно клянчат, конечно же, много
больше.
В дворцовый комплекс есть два туристических входа: неприметный
восточный и возле Джама Масджид. Восточный менее крут (в букваль-
ном смысле).
Всех подкатывающих там к вам помогальников надо вежливо слать
подальше, как слал я, -- разумеется, если вы -- не беспомощный
западоид, которого надо водить за руку и тыкать физиономией.
Минимальная информация об объектах выгравирована на каменных
плитах при них, заблудиться или что-то пропустить невозможно.
В дворцовом комплексе есть металлические пластины с текстами в
азбуке Брайля и пандусы для инвалидов-колсочников -- в западоид-
ском стиле. И есть кое-что даже для "психов" моего типа -- люби-
телей тишины, чистоты, красоты и порядка: я имею в виду незанятые
аккуратные скамеечки в тени.
Как водится в индийских местах, дворцовый комплекс был от раз-
рушения спасён англичанами, и они же завели манеру посещать его
как туристический объект.
* * *
Дворцовый комплекс -- очень обширный (часа на два внимательного
осмотра, как минимум), в хорошем состоянии (значит, шибко зарес-
таврированный) и на высоком эстетическом уровне. Только что мра-
мора нету: всё -- "красный" песчаник либо терракота (обожжённая
глина) либо рыжая глинистая штукатурка.
Может, Акбара Великого понесло отсюда в Агру (ну, сначала в
Лахор) не потому, что в Фатехпуре не хватало воды, а потому что
захотелось чего-то ещё более размашистого -- и чтобы с мрамором
(а то, наверное, перед некоторыми раджами было стыдно). А в
Фатехпуре, получается, он только потренировался.
Крепостных стен вокруг дворцового комплекса теперь почти нету.
А ведь были... Можно полагать, их растащил местный плебс на свои
постройки.
За пределами демонстрируемого дворцового комплекса ещё имеется
что посмотреть -- если пройти на север по промежутку между этим
комплексом и Джама Масджид. Но под туристов этот путь ещё не
заточен, поэтому мелькать там в роли ходячего кошелька
страшновато.
* * *
Джама Масджид в Фатехпур_Сикри -- наверное, самая мечетистая
мечеть в треугольнике Дели-Агра-Джайпур. Прочие разрекламирован-
ные большие мечети -- Джама Масджид в Дели и Джама Масджид в Агре
-- это пустоватая крупногабаритная ерунда, загаженная птицами.
В Фатехпур-сикрской Джама Масджид -- серьёзный некрополь. В нём
мужские захоронения -- под открытым небом, женские -- под крышей.
Есть вход в какой-то подвал, который выдают туристам за начало
тоннеля, ведущего аж в Агру.
Мраморный мавзолей шейха Селима Чишти во дворе рассматриваемой
мечети -- очень даже качественный (а я ведь лишь бы что хвалить
не буду).
Я бы отнёс эту мечеть к мечетям оборонительного типа (если та-
кой тип до сих пор не выделялся, то вот он тут теперь только что
как раз выделен): наружные стены у неё сойдут за крепостные,
крупные башни по углам вполне годятся для боевого использования.
В верхних частях порталов мечети -- колонии пчёл: свешиваются
ОТКРЫТЫЕ пласты сот с мёдом, имеющие размеры где-то полметра на
полметра. Мёд, вроде, на головы людям не капает, несмотря на
жару. Наверное, у индийских пчёл тоже бывают тяжёлые поры года,
на которые надо запасаться едой. А может, мёд ими используется
только для выкармливания личинок.
В мечети ко мне таки приклеился один помогальник. Выдал себя за
студента местного медресе. Якобы от нечего делать в пятницу взял-
ся показать мне любимую мечеть. Мог связать два слова на русском,
немецком, французском, итальянском, испанском: нахватался от ту-
ристов. По-польски знал только dzien dobry. Из японского ещё не
освоил ничего. Способный, да, но такая натасканность приклейщика
означает только одно: он навесит на вас моральное обязательство,
и в конце будет расплата. В моём случае она состояла в покупке
слона за 15$ плюс 100 рупий у полиглотского дяди. Я согласился
только потому, что супруга так или иначе заказывала привезти "сло-
ника". Есть подозрение, что за слоника я чуть переплатил (надо
было по крайней мере 100 рупий зажать), но не хотелось издеваться
над местной голотой. Слоник был с дырочками, в дырочки был виден
внутри ещё один слоник, а внутри того -- якобы ещё один. Смутно
припоминаю, что я про таких читал ещё в своём радужном детстве
как про старый индийский сувенирно-безделушечный стиль.
"Гвоздь" местной программы: Диван-и-Хас.
Беседки на крыше называются "чатри". Они - типичный декорум
северной индийской архитектуры эпохи Великих Моголов.
Диван-и-Хас внутри. Центральная колонна
с площадочкой сверху, на которую ведут четыре мостика.
На площадочке якобы сиживал сам Акбар: посматривал оттуда
на треплющихся интеллектуалов.
Ещё "гвоздь": пятиэтажный дворец Панч Махал.
Тот же самый Панч Махал, только сзади.
На первом этаже Панч Махала.
Тот же дворцовый комплекс, но с изящным добавлением воды
(буддистское вилияние?).
Якобы кровать Великого Могола.
Дама - не моя, но для масштаба оказалась кстати.
Она самая, ай, ой, но фашизм и тут
не пройдёт. Без свастики в Индии никак:
уже не Индия будет. Образчик
великомогольского декорума.
Как бы комната верандного типа во Дворце Королевы.
Ещё веранда во Дворце Королевы.
Слоновья башня (Hiran Minar). Сначала считали,
что она построена в память о любимом слоне Акбара Великого,
потом решили, что эта башня всего лишь была началом отсчёта
расстояний до всяких городов.
Главные ворота в Пятничную мечеть - Ворота победы
(Buland darwaza). Построены в 1572 году. Самые высокие
ворота в мире. Высота - 54 м, если вместе со ступенями.
Белые животные на ступенях - козы. Первоначально ворота
фигурировали не как вход в мечеть, а как аналог триумфальной
арки в честь завоевания какого-то Гуджарата (Gujarat) в 1573 г.
Наросты под аркой Ворот победы - это открыто висящие
пчелиные соты. В Индии пчёлы не заморачиваются ульями.
Мавзолей шейха Селима Чишти (1478-1572), суфийского святого,
жившего недалеко отсюда в пещере. Располагается во дворе
Джама Масджид.
В мавзолее шейха Селима Чишти. Точнее, в коридоре вокруг
центральной залы. В центральной зале фотографировать нельзя.
Эта овца не намаз делает возле мавзолея Селима Чишти,
а всего лишь пьёт воду, которая тонкой струйкой
выбивается из трубы. Голь на выдумку хитра.
Якобы начало подземного хода в Джама Масджид, ведущего
аж до Агры. Разумеется, байка для туристов, но вообще-то
подземелья не свойственны для мечетей.
Захоронения в Джама Масджид. Те, что под крышей, -
женские. Вроде этих. Те, что во дворе мечети, - мужские.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Фатехпур-Сикри как тренировочная площадка Акбара Великого