Александр Бурьяк

Иран - страна ариев

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Название "Иран" происходит от слова airana на языке Авесты, которое означает "арийская" (страна). Имеются в виду те самые арии, или ариийцы, которые якобы были общими предками народов, разговаривающих на индоевропейских языках, а может, только народов, устремившихся около 1000 лет до н. э. (или ещё раньше) завоёвывать территории нынешних Ирана и Индии. (Кстати, не прика- сается ли к этому каким-то боком мой любимый напиток айран?) Иран уже во времена Александра Македонского был устойчивой общ- ностью с длинной историей. И вот ведь он существует до сих пор, только история стала в несколько раз длиннее. Завоеватели, как говорится, приходили и уходили (или примешивались к местным), а основной арийский генофонд сохранялся. Но он почему-то чернявый. * * * При тех запасах ресурсов и при том качестве населения, какие у него есть, Иран почти обречён на процветание. Дело за малым: не сплоховать в управлении, не втянуться в абсурдные конфликты. * * * При пролёте над гнездом кукушки над западной частью Ирана об- ращают на себя внимание гористость и пустынность. Наверное, здесь так было не всегда, и во времена Александра Македонского ещё име- ло смысл переться сюда с храбрым войском, алчущим добычи и славы. * * * В Иране мне легко было быть вежливым, а на родине так и тянет кого-нибудь пнуть. Наверняка дело не во мне, а в психологической атмосфере: кажется, что воздух Родины пропитан ложью и моральным разложением, а соотечественники, того и гляди, забрызгают соплями или укусят. * * * Зороастризм в современном Иране имеет очень незначительное ко- личество сторонников. Зороастрийцев здесь не прессуют, потому что... - их и без того очень мало, так что они для ислама не опасны никоим образом; - прессовать за религию -- это не в духе времени; - зороастризм -- привлекающая туристов изюминка, а туристы Ирану нужны. В сравнении с исламом зороастризм смотрится ничтожным: религи- озной литературы -- всего ничего, храмы очень скромные, собствен- ного архитектурного стиля у зороастрийцев нет, собственного худо- жественного стиля -- почти нет. В этом религиозном течении впеча- тляют только три вещи: - таинственная фигура Заратустры, которой добавил охмуряющей силы Фридрих Ницше своим мутным произведением "Так говорил Заратустра"; - таинственная охмурительная "Авеста", отсутствущая в свободной продаже, но имеющаяся в интернете (без серьёзных академичес- ких комментариев в ней более-менее разобраться очень трудно); - факт, что эта религия в течение нескольких сотен лет была государственной в одной из величайших и ярчайших империй --- как раз в период становления оной. Современный зороастризм -- рудимент давно сошедшей культуры, которую более 1000 лет назад вытеснила культура ислама.
Иран, горы
Гористая пустыня (или пустынные горы) на западе Ирана.
Иран, сельское хозяйство
Сельское хозяйство Ирана, вид со стороны и сверху.
Иран, Персидский залив
Иранское побережье Персидского залива.
Иран, шах Пехлеви
Шах Ирана - с шахиней и наследником. Много блеска от драгоценных камней, и просто стекляшек, а дорожка - как в дешёвом отеле. И обратим внимание на нордический цвет волос шахзаде. Фото Дмитрия Кесселя, 1967 г.
Иран
Туалет в иранской гостинице, сорри. Слева - вариант для европейцев, справа - для местных. Шланги - это для подмыва, чтоб люди не ходили по улицам с грязным тохесом и не пугали прохожих.
Иран
Одна из множества инструкций правоверным, выставленных на заборе парка в Исфахане. "Избегай подозревать много, потому что в некоторых случаях подозрение - это грех."
Иран
Блеск иранской классической живописи. Кафель в каком-то здании в Исфахане. Сравним с дегенератским убожеством от какого-нибудь Сикейроса.
Иран
Замученные исламом девушки в обтягивающих джинсах рисуют на площади Naqsh-e Jahan в Исфахане. Кстати, на досуге попробуйте разглядеть тут окурки или жвачку какую: может, у вас получится то, что не получилось у меня.
Иран
С чем играют юные последователи аятоллы Хомейни. Фото из Исфахана.
Иран
Чем подметают в Иране. Не просто же так в стране очень чисто. Фото из Исфахана.
Иран
Какие-то юморные бутылочки для сбора мочи. Можно носить с собой на всякий пожарный случай. Фото из Исфахана.
Иран
Иранский деликатес. Очень густой чёрный джем из тамаринда. Плотность - как у шоколада. Вкус кисловатый. Можно есть с рисом и т. п. Фото из Исфахана.
Иран
Попробуйте вот так растянуться в церкви или синагоге. А в мечети можно. И есть, на чём. Массово это не делается, но если кто-то прилёг, то окружающие не скажут ни слова: мало ли у человека что. Ислам - это религия для людей, а не люди для религии. Фото из Соборной мечети Исфахана.
Иран
Страж исламской революции, замаскированный под Губку Боба, заманивает тайных американофилов в якобы ресторан, чтобы можно было спокойно избить их там ногами и поставить на учёт как потенциальных изменников Родины. Фото из Исфахана.
Иран
На чём играют иранцы. Витрина музыкального магазина в Исфахане.
Иран
Что читают иранские дети. Фото из книжного магазинчика на мосту Khaju, Исфахан.
Иран
Фото из иранской газеты: военные получают напутствие от вождя.
Иран
Аятолла Хаменеи что-то замышляет. Тегеран 2016.
Иран
Иранский ансамбль народной музыки и танца. Фото со стенда в тегеранском парке.
Иран
Вид на Тегеран с башни Азади ("Свободы") - символа Тегерана. Башня была построена в 1971 г., то есть, ещё при шахе. Изначально называлась "Башней памяти шахов" и была посвящена 2500-летию иранской государственности.
Читаем Википедию ("Иран"): "Иран обладает вторым по размеру ВВП в Западной Азии и исламс- ком мире после Турции и является одним из наиболее технологически развитых государств региона." "Персия была самым населенным государством в истории (50% насе- ления Земли были подданными Ахеменидов), входила в число сильней- ших и влиятельнейших культурно и политически государств вплоть до XVII и XVIII века." "Арабы распространили в Иране ислам, который сильно изменил персидскую культуру. После исламизации Ирана бурно развивались в Халифате литература, философия, искусство, медицина. Персидская культура стала основой для начала золотого века ислама." "В ходе Второй мировой войны шахиншах отказал Великобритании и Советскому Союзу в их просьбе разместить свои войска в Иране. Тогда союзники вторглись в Иран (см. 'Операция „Согласие“'), свергли шаха и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями. В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха — Мохаммеду. Тем не менее, Советский Союз, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года." Кстати, в то время часть иранских армян, пользуясь случаем, переселилась в СССР. А может, это иранцы, пользуясь случаем, от части армян избавились. "По конституции, принятой в 1979 году, Иран является исламской республикой. Иран на 2013 год одна из немногих реальных теократий в мире." "Главой государства является Высший руководитель. Он определяет общую политику страны. Рахбар — верховный главнокомандующий вооружёнными силами Ирана, руководитель военной разведки. Высший руководитель назначает людей на ключевые посты в государстве: председателей судов, руководителя полиции и командующих всеми родами войск, а также шестерых из двенадцати членов Совета стражей конституции. Высший руководитель избирается Советом экспертов и подотчётен ему." "Вторым по значимости должностным лицом в Иране является президент. Президент является гарантом конституции и главой исполнительной власти. Решения по ключевым вопросам принимаются только после одобрения Высшего руководителя. Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства. Десять вице-президентов и 21 министр правительства утверждаются на пост парламентом. Хотя президент назначает министров обороны и разведки, кандидатуры должны быть заранее одобрены Высшим руководителем. Президент избирается прямым всенародным голосованием на четырёхлетний срок. Кандидаты в президенты должны быть предварительно одобрены Советом стражей." "Совет экспертов состоит из 86 представителей исламского духовенства и собирается на неделю каждый год. Совет экспертов избирает Высшего руководителя и имеет право сместить его с должности в любое время (хотя такого прецедента ещё не было: нынешний Высший руководитель, Али Хаменеи — всего второй в истории страны, тогда как первый, Хомейни, скончался, будучи ещё на посту). Заседания Совета носят закрытый характер. Члены Совета избираются всенародным голосованием на восьмилетний срок." "...в системе государственного устройства существует специаль- ный орган — Совет стражей конституции, деятельность которого запрещает немусульманам занимать высшие государственные посты, а членам парламента — составлять законопроекты, противоречащие шариату. Согласно Конституции (статья 13), помимо ислама призна- ются только три религии: христианство, иудаизм и зороастризм, верующие всех остальных религий (буддисты, бахаи и др.) считаются 'незащищёнными неверными', они не могут быть представлены в пар- ламенте и не обладают практически никакими юридическими правами." "...ирано-американские отношения осложнились ещё больше после того, как американский ракетный крейсер, находившийся в Персидс- ком заливе, сбил иранский пассажирский самолет." "...Иран осудил чеченский сепаратизм, оказав тем самым неглас- ную поддержку России в этом вопросе." "...в 1990-х рождаемость заметно снизилась и теперь опустилась ниже простого воспроизводства поколений. Суммарный коэффициент рождаемости — 1,87 (для воспроизводства поколений необходимо 2,15)." Замечательное обстоятельство, говорящее о том, что Иран исклю- чился из числа стран, непосредственно способствующих катастрофи- ческоми перенаселению планеты. Иранцы теперь будут брать качест- вом "человеческого материала", а не его количеством. "Конституция Ирана гарантирует каждому гражданину вне зависи- мости от национальности и вероисповедания социальную защиту: пенсию, пособие по безработице, инвалидности, медицинскую страховку. Образование и медицинские услуги — бесплатные." "Иран обладает 16 % мировых запасов природного газа." "В 2005 г. в Иране насчитывалось 132 млрд баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов)." "...налажено производство баллистических ракет..." "Запустив 2 февраля 2009 года спутник 'Омид' ('Надежда') с помощью собственной ракеты-носителя Сафир-2 с космодрома Семнан, Иран со второй попытки стал десятой по счёту космической державой." Другими словами, Иран -- в десятке лучших по части работы с космосом, а это очень сложно. Ещё из Википедии (статья "Азербайджанский язык"): "После исламской революции 1979 года была принята новая консти- туция, которая в ст. 15 провозгласила, что 'местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для препода- вания национальных литератур в школах'." До того употребление "местных языков" в образовании, прессе и делопроизводстве было запрещено. * * * Если они ТАК живут под многолетними санкциями, то как они зажи- вут без санкций?! * * * Иранская официозная неприязнь к Израилю и США, по-моему, не имеет психологической основы в массах трудящихся: у масс эти запретные США и Израиль, вызывают скорее лишь любопытство. Когда меня принимали в Иране за американца, я сначала несколько ёжился ("сейчас ломанутся бить!") и торопился с опровержением, но потом пришёл к выводу, что эта тревога была напрасной. * * * У персов нет арабской замороченности насчёт левой руки: еду можно брать и левой. Но для handshaking-а всё равно используется та рука, которая справа, если смотреть на человека сзади. И хо- дить налево здесь, тем не менее, не рекомендуется. Возвращаясь из Ирана, я сделал то, чего никогда до той поры не делал, хотя поболтался по всяким странам немало (ну, надо бы больше, конечно). Я попрощался за руку с пограничником, поставив- шим мне в паспорте штамп о выезде. С моей стороны это был душев- ный порыв, а с его сторону -- естественный иранский ответ на него. Или иранец подал руку первым -- я не помню. В любом случае, для меня это -- знаковое. Иран, я тебя обожаю. Я твой заграничный патриот forever. Толь- ко, пожалуйста, не надо войны с турками и израильтянами, а то мне хоть разорвись. * * * В тему "Иран и евреи". "Электронная еврейская энциклопедия" (eleven.co.il): "МЕШХЕД -- административный центр провинции Хорасан в северо- восточном Иране. В 1743 г. правитель Ирана Надир-Шах переселил в Мешхед 40 еврейских семей из города Казвин, старинного еврейского центра на севере Ирана. Пользуясь покровительством Надир-Шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли. Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана. В Мешхеде жил выдающийся философ и поэт на иврите С. Т. Меламмед (1780-?). После убийства Надир-Шаха (1747) начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман. В марте 1839 г. толпа фана- тиков ворвалась в еврейский квартал, подожгла синагогу и намере- валась устроить поголовную резню евреев. Несколько евреев было убито (источники приводят различные цифры), остальные под угрозой смерти приняли ислам (шиитского толка, основного в Иране) и полу- чили название 'джадид ал-ислам' (`новые мусульмане`). Однако они продолжали тайно соблюдать предписания иудаизма. По требованию мусульманского руководства Мешхеда некоторые видные члены общины были вынуждены совершать паломничество в Мекку и Медину для доказательства своей верности исламу. Вскоре после насильственной исламизации многие евреи Мешхеда бежали, в основном в Афганистан и Среднюю Азию (преимущественно в Мерв, ныне Мары, и Самарканд), где они вернулись к открытому исповеданию иудаизма (поскольку господствующим толком ислама там был суннизм, а ислам шиитского толка считался ересью). В 1850-е гг. в Среднюю Азию переселилась часть евреев Мешхеда, бежавших в Афганистан (другая их часть переселилась в Индию, преимущественно в Бомбей). Евреи Мешхеда, бежавшие в Среднюю Азию, постепенно слились с бухарскими евреями Самарканда и Мерва, хотя сохранили память о своем мешхедском происхождении. После завоевания Средней Азии Россией, особенно в 1880-90-х гг. началась вторая волна эмиграции евреев Мешхеда в Среднюю Азию, преимущественно в города так называемой Закаспийской области (современный Туркменистан). Формально продолжая считаться иранскими подданными и мусульмана- ми-шиитами, они достаточно открыто исповедовали иудаизм, и русс- кие власти считали их евреями. Тем не менее, они воздерживались от смешения с другими евреями, молились в отдельных синагогах, содержали собственные конфессиональные школы (некоторые из них модернистско-просветительного характера). После советизации Сред- ней Азии подавляющее большинство мешхедских евреев, эмигрировав- ших в Среднюю Азию в 1880-90-х гг., и их потомков вернулось в Иран. Незначительное число их проживает по настоящее время в Туркмении, в основном в городах Мары, Иолотань и Байрам-Али (самоназвание 'яхуди ирони' -- `иранский еврей`). В конце 19 в. началось переселение евреев Мешхеда в Эрец-Исра- эль. В основном они селились в бухарском квартале Иерусалима. В 1920-30-х гг. евреи Мешхеда, оставшиеся в Иране, стали постепенно открыто исповедовать иудаизм и переселяться из Мешхеда в основном в Тегеран, а также за границу (в Эрец-Исраэль, Англию, США и ряд других стран). К 1955 г. из проживавших в Иране около пяти тысяч мешхедских евреев три тысячи переселились в Израиль. Одним из пережитков длительного существования общины как общины тайных евреев является ее продолжающееся стремление к обособленности, выраженное, в основном, в эндогамии и содержании собственных синагог." * * *

Основное из языка фарси

Язык персов называется фарси. Ударение в фарси попадает чаще всего на последний слог, но в некоторых сюозах и частицах может быть на первом слоге. У имён (и местоимений в 3-м лице единственного числа) отсутст- вует категория рода. Существительные и прилагательные морфологически различаются мало: непроизводные прилагательные по строению ничем не отлича- ются от существительных, для производных характерны особые суффиксы. Некоторые слова фарси: (чтение букв: č -- [ч], š -- [ш], ž -- [ж]) bagh -- сад bali -- да agar -- если barun -- дождь o -- и dud -- дым ke -- кто če -- что mard -- мужчина miravam -- я иду nun -- хлеб pesar -- мальчик to -- ты ab -- вода plan -- план prože -- проект. rošan -- светлый Образование множественного числа: добавить -ha в конец слова. dadan -- давать goftan -- говорить raftan -- уходить yek -- один do -- два

Возврат на главную страницу