Название "Иран" происходит от слова airana на языке Авесты,
которое означает "арийская" (страна). Имеются в виду те самые
арии, или ариийцы, которые якобы были общими предками народов,
разговаривающих на индоевропейских языках, а может, только
народов, устремившихся около 1000 лет до н. э. (или ещё раньше)
завоёвывать территории нынешних Ирана и Индии. (Кстати, не прика-
сается ли к этому каким-то боком мой любимый напиток айран?)
Иран уже во времена Александра Македонского был устойчивой общ-
ностью с длинной историей. И вот ведь он существует до сих пор,
только история стала в несколько раз длиннее. Завоеватели, как
говорится, приходили и уходили (или примешивались к местным), а
основной арийский генофонд сохранялся. Но он почему-то чернявый.
* * *
При тех запасах ресурсов и при том качестве населения, какие у
него есть, Иран почти обречён на процветание. Дело за малым: не
сплоховать в управлении, не втянуться в абсурдные конфликты.
* * *
При пролёте над гнездом кукушки над западной частью Ирана об-
ращают на себя внимание гористость и пустынность. Наверное, здесь
так было не всегда, и во времена Александра Македонского ещё име-
ло смысл переться сюда с храбрым войском, алчущим добычи и славы.
* * *
В Иране мне легко было быть вежливым, а на родине так и тянет
кого-нибудь пнуть. Наверняка дело не во мне, а в психологической
атмосфере: кажется, что воздух Родины пропитан ложью и моральным
разложением, а соотечественники, того и гляди, забрызгают соплями
или укусят.
* * *
Зороастризм в современном Иране имеет очень незначительное ко-
личество сторонников. Зороастрийцев здесь не прессуют, потому
что...
- их и без того очень мало, так что они для ислама не опасны
никоим образом;
- прессовать за религию -- это не в духе времени;
- зороастризм -- привлекающая туристов изюминка, а туристы
Ирану нужны.
В сравнении с исламом зороастризм смотрится ничтожным: религи-
озной литературы -- всего ничего, храмы очень скромные, собствен-
ного архитектурного стиля у зороастрийцев нет, собственного худо-
жественного стиля -- почти нет. В этом религиозном течении впеча-
тляют только три вещи:
- таинственная фигура Заратустры, которой добавил охмуряющей
силы Фридрих Ницше своим мутным произведением "Так говорил
Заратустра";
- таинственная охмурительная "Авеста", отсутствущая в свободной
продаже, но имеющаяся в интернете (без серьёзных академичес-
ких комментариев в ней более-менее разобраться очень трудно);
- факт, что эта религия в течение нескольких сотен лет была
государственной в одной из величайших и ярчайших империй ---
как раз в период становления оной.
Современный зороастризм -- рудимент давно сошедшей культуры,
которую более 1000 лет назад вытеснила культура ислама.
Гористая пустыня (или пустынные горы) на западе Ирана.
Сельское хозяйство Ирана, вид со стороны и сверху.
Иранское побережье Персидского залива.
Шах Ирана - с шахиней и наследником. Много блеска
от драгоценных камней, и просто стекляшек, а дорожка -
как в дешёвом отеле. И обратим внимание
на нордический цвет волос шахзаде.
Фото Дмитрия Кесселя, 1967 г.
Туалет в иранской гостинице, сорри. Слева - вариант
для европейцев, справа - для местных. Шланги - это
для подмыва, чтоб люди не ходили по улицам с грязным тохесом
и не пугали прохожих.
Одна из множества инструкций правоверным,
выставленных на заборе парка в Исфахане.
"Избегай подозревать много, потому что
в некоторых случаях подозрение - это грех."
Блеск иранской классической живописи.
Кафель в каком-то здании в Исфахане. Сравним
с дегенератским убожеством от какого-нибудь Сикейроса.
Замученные исламом девушки в обтягивающих джинсах рисуют
на площади Naqsh-e Jahan в Исфахане. Кстати, на досуге попробуйте
разглядеть тут окурки или жвачку какую: может, у вас получится то,
что не получилось у меня.
С чем играют юные последователи аятоллы Хомейни.
Фото из Исфахана.
Чем подметают в Иране. Не просто же так в стране очень чисто.
Фото из Исфахана.
Какие-то юморные бутылочки для сбора мочи.
Можно носить с собой на всякий пожарный случай.
Фото из Исфахана.
Иранский деликатес. Очень густой чёрный джем из тамаринда.
Плотность - как у шоколада. Вкус кисловатый.
Можно есть с рисом и т. п.
Фото из Исфахана.
Попробуйте вот так растянуться в церкви или синагоге.
А в мечети можно. И есть, на чём. Массово это не делается,
но если кто-то прилёг, то окружающие не скажут ни слова:
мало ли у человека что. Ислам - это религия для людей,
а не люди для религии.
Фото из Соборной мечети Исфахана.
Страж исламской революции, замаскированный под Губку Боба,
заманивает тайных американофилов в якобы ресторан,
чтобы можно было спокойно избить их там ногами и поставить
на учёт как потенциальных изменников Родины.
Фото из Исфахана.
На чём играют иранцы. Витрина музыкального магазина в Исфахане.
Что читают иранские дети.
Фото из книжного магазинчика на мосту Khaju, Исфахан.
Фото из иранской газеты: военные получают напутствие от вождя.
Аятолла Хаменеи что-то замышляет.
Тегеран 2016.
Иранский ансамбль народной музыки и танца.
Фото со стенда в тегеранском парке.
Вид на Тегеран с башни Азади ("Свободы") - символа Тегерана.
Башня была построена в 1971 г., то есть, ещё при шахе.
Изначально называлась "Башней памяти шахов" и была
посвящена 2500-летию иранской государственности.
Читаем Википедию ("Иран"):
"Иран обладает вторым по размеру ВВП в Западной Азии и исламс-
ком мире после Турции и является одним из наиболее технологически
развитых государств региона."
"Персия была самым населенным государством в истории (50% насе-
ления Земли были подданными Ахеменидов), входила в число сильней-
ших и влиятельнейших культурно и политически государств вплоть до
XVII и XVIII века."
"Арабы распространили в Иране ислам, который сильно изменил
персидскую культуру. После исламизации Ирана бурно развивались в
Халифате литература, философия, искусство, медицина. Персидская
культура стала основой для начала золотого века ислама."
"В ходе Второй мировой войны шахиншах отказал Великобритании и
Советскому Союзу в их просьбе разместить свои войска в Иране.
Тогда союзники вторглись в Иран (см. 'Операция „Согласие“'),
свергли шаха и установили контроль над железными дорогами и
нефтяными месторождениями. В 1942 году суверенитет Ирана был
восстановлен, власть перешла к сыну шаха — Мохаммеду. Тем не
менее, Советский Союз, опасаясь возможной агрессии со стороны
Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года."
Кстати, в то время часть иранских армян, пользуясь случаем,
переселилась в СССР. А может, это иранцы, пользуясь случаем, от
части армян избавились.
"По конституции, принятой в 1979 году, Иран является исламской
республикой. Иран на 2013 год одна из немногих реальных теократий
в мире."
"Главой государства является Высший руководитель. Он определяет
общую политику страны. Рахбар — верховный главнокомандующий
вооружёнными силами Ирана, руководитель военной разведки. Высший
руководитель назначает людей на ключевые посты в государстве:
председателей судов, руководителя полиции и командующих всеми
родами войск, а также шестерых из двенадцати членов Совета
стражей конституции. Высший руководитель избирается Советом
экспертов и подотчётен ему."
"Вторым по значимости должностным лицом в Иране является
президент. Президент является гарантом конституции и главой
исполнительной власти. Решения по ключевым вопросам принимаются
только после одобрения Высшего руководителя. Президент назначает
членов Совета министров и координирует работу правительства.
Десять вице-президентов и 21 министр правительства утверждаются
на пост парламентом. Хотя президент назначает министров обороны и
разведки, кандидатуры должны быть заранее одобрены Высшим
руководителем. Президент избирается прямым всенародным
голосованием на четырёхлетний срок. Кандидаты в президенты должны
быть предварительно одобрены Советом стражей."
"Совет экспертов состоит из 86 представителей исламского
духовенства и собирается на неделю каждый год. Совет экспертов
избирает Высшего руководителя и имеет право сместить его с
должности в любое время (хотя такого прецедента ещё не было:
нынешний Высший руководитель, Али Хаменеи — всего второй в
истории страны, тогда как первый, Хомейни, скончался, будучи ещё
на посту). Заседания Совета носят закрытый характер. Члены Совета
избираются всенародным голосованием на восьмилетний срок."
"...в системе государственного устройства существует специаль-
ный орган — Совет стражей конституции, деятельность которого
запрещает немусульманам занимать высшие государственные посты, а
членам парламента — составлять законопроекты, противоречащие
шариату. Согласно Конституции (статья 13), помимо ислама призна-
ются только три религии: христианство, иудаизм и зороастризм,
верующие всех остальных религий (буддисты, бахаи и др.) считаются
'незащищёнными неверными', они не могут быть представлены в пар-
ламенте и не обладают практически никакими юридическими правами."
"...ирано-американские отношения осложнились ещё больше после
того, как американский ракетный крейсер, находившийся в Персидс-
ком заливе, сбил иранский пассажирский самолет."
"...Иран осудил чеченский сепаратизм, оказав тем самым неглас-
ную поддержку России в этом вопросе."
"...в 1990-х рождаемость заметно снизилась и теперь опустилась
ниже простого воспроизводства поколений. Суммарный коэффициент
рождаемости — 1,87 (для воспроизводства поколений необходимо
2,15)."
Замечательное обстоятельство, говорящее о том, что Иран исклю-
чился из числа стран, непосредственно способствующих катастрофи-
ческоми перенаселению планеты. Иранцы теперь будут брать качест-
вом "человеческого материала", а не его количеством.
"Конституция Ирана гарантирует каждому гражданину вне зависи-
мости от национальности и вероисповедания социальную защиту:
пенсию, пособие по безработице, инвалидности, медицинскую
страховку. Образование и медицинские услуги — бесплатные."
"Иран обладает 16 % мировых запасов природного газа."
"В 2005 г. в Иране насчитывалось 132 млрд баррелей доказанных
запасов нефти (около 10 % от мировых запасов)."
"...налажено производство баллистических ракет..."
"Запустив 2 февраля 2009 года спутник 'Омид' ('Надежда') с
помощью собственной ракеты-носителя Сафир-2 с космодрома Семнан,
Иран со второй попытки стал десятой по счёту космической
державой."
Другими словами, Иран -- в десятке лучших по части работы с
космосом, а это очень сложно.
Ещё из Википедии (статья "Азербайджанский язык"):
"После исламской революции 1979 года была принята новая консти-
туция, которая в ст. 15 провозгласила, что 'местные национальные
языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в
прессе и иных средствах массовой информации, а также для препода-
вания национальных литератур в школах'."
До того употребление "местных языков" в образовании, прессе и
делопроизводстве было запрещено.
* * *
Если они ТАК живут под многолетними санкциями, то как они зажи-
вут без санкций?!
* * *
Иранская официозная неприязнь к Израилю и США, по-моему, не
имеет психологической основы в массах трудящихся: у масс эти
запретные США и Израиль, вызывают скорее лишь любопытство. Когда
меня принимали в Иране за американца, я сначала несколько ёжился
("сейчас ломанутся бить!") и торопился с опровержением, но потом
пришёл к выводу, что эта тревога была напрасной.
* * *
У персов нет арабской замороченности насчёт левой руки: еду
можно брать и левой. Но для handshaking-а всё равно используется
та рука, которая справа, если смотреть на человека сзади. И хо-
дить налево здесь, тем не менее, не рекомендуется.
Возвращаясь из Ирана, я сделал то, чего никогда до той поры не
делал, хотя поболтался по всяким странам немало (ну, надо бы
больше, конечно). Я попрощался за руку с пограничником, поставив-
шим мне в паспорте штамп о выезде. С моей стороны это был душев-
ный порыв, а с его сторону -- естественный иранский ответ на
него. Или иранец подал руку первым -- я не помню. В любом случае,
для меня это -- знаковое.
Иран, я тебя обожаю. Я твой заграничный патриот forever. Толь-
ко, пожалуйста, не надо войны с турками и израильтянами, а то мне
хоть разорвись.
* * *
В тему "Иран и евреи". "Электронная еврейская энциклопедия"
(eleven.co.il):
"МЕШХЕД -- административный центр провинции Хорасан в северо-
восточном Иране. В 1743 г. правитель Ирана Надир-Шах переселил в
Мешхед 40 еврейских семей из города Казвин, старинного еврейского
центра на севере Ирана. Пользуясь покровительством Надир-Шаха,
евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли.
Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана.
В Мешхеде жил выдающийся философ и поэт на иврите С. Т. Меламмед
(1780-?). После убийства Надир-Шаха (1747) начались преследования
евреев Мешхеда со стороны мусульман. В марте 1839 г. толпа фана-
тиков ворвалась в еврейский квартал, подожгла синагогу и намере-
валась устроить поголовную резню евреев. Несколько евреев было
убито (источники приводят различные цифры), остальные под угрозой
смерти приняли ислам (шиитского толка, основного в Иране) и полу-
чили название 'джадид ал-ислам' (`новые мусульмане`). Однако они
продолжали тайно соблюдать предписания иудаизма. По требованию
мусульманского руководства Мешхеда некоторые видные члены общины
были вынуждены совершать паломничество в Мекку и Медину для
доказательства своей верности исламу.
Вскоре после насильственной исламизации многие евреи Мешхеда
бежали, в основном в Афганистан и Среднюю Азию (преимущественно в
Мерв, ныне Мары, и Самарканд), где они вернулись к открытому
исповеданию иудаизма (поскольку господствующим толком ислама там
был суннизм, а ислам шиитского толка считался ересью). В 1850-е
гг. в Среднюю Азию переселилась часть евреев Мешхеда, бежавших в
Афганистан (другая их часть переселилась в Индию, преимущественно
в Бомбей). Евреи Мешхеда, бежавшие в Среднюю Азию, постепенно
слились с бухарскими евреями Самарканда и Мерва, хотя сохранили
память о своем мешхедском происхождении. После завоевания Средней
Азии Россией, особенно в 1880-90-х гг. началась вторая волна
эмиграции евреев Мешхеда в Среднюю Азию, преимущественно в города
так называемой Закаспийской области (современный Туркменистан).
Формально продолжая считаться иранскими подданными и мусульмана-
ми-шиитами, они достаточно открыто исповедовали иудаизм, и русс-
кие власти считали их евреями. Тем не менее, они воздерживались
от смешения с другими евреями, молились в отдельных синагогах,
содержали собственные конфессиональные школы (некоторые из них
модернистско-просветительного характера). После советизации Сред-
ней Азии подавляющее большинство мешхедских евреев, эмигрировав-
ших в Среднюю Азию в 1880-90-х гг., и их потомков вернулось в
Иран. Незначительное число их проживает по настоящее время в
Туркмении, в основном в городах Мары, Иолотань и Байрам-Али
(самоназвание 'яхуди ирони' -- `иранский еврей`).
В конце 19 в. началось переселение евреев Мешхеда в Эрец-Исра-
эль. В основном они селились в бухарском квартале Иерусалима. В
1920-30-х гг. евреи Мешхеда, оставшиеся в Иране, стали постепенно
открыто исповедовать иудаизм и переселяться из Мешхеда в основном
в Тегеран, а также за границу (в Эрец-Исраэль, Англию, США и ряд
других стран). К 1955 г. из проживавших в Иране около пяти тысяч
мешхедских евреев три тысячи переселились в Израиль. Одним из
пережитков длительного существования общины как общины тайных
евреев является ее продолжающееся стремление к обособленности,
выраженное, в основном, в эндогамии и содержании собственных
синагог."
* * *
Основное из языка фарси
Язык персов называется фарси. Ударение в фарси попадает
чаще всего на последний слог, но в некоторых сюозах и частицах
может быть на первом слоге.
У имён (и местоимений в 3-м лице единственного числа) отсутст-
вует категория рода.
Существительные и прилагательные морфологически различаются
мало: непроизводные прилагательные по строению ничем не отлича-
ются от существительных, для производных характерны особые
суффиксы.
Некоторые слова фарси:
(чтение букв: č -- [ч], -- [ш], -- [ж])
bagh -- сад
bali -- да
agar -- если
barun -- дождь
o -- и
dud -- дым
ke -- кто
če -- что
mard -- мужчина
miravam -- я иду
nun -- хлеб
pesar -- мальчик
to -- ты
ab -- вода
plan -- план
proe -- проект.
roan -- светлый
Образование множественного числа: добавить -ha в конец слова.
dadan -- давать
goftan -- говорить
raftan -- уходить
yek -- один
do -- два
Возврат на главную страницу