На Персеполис требуются как минимум два часа, но лучше провести
там спокойно все три: увидеть (и в паре-тройке мест чуть-чуть да-
же потрогать -- чистыми сухими руками) рельефы, изображения кото-
рых имелись даже в советском учебнике истории для 5-го класса
средней школы.
То, что сегодня показывают как Персеполис, -- это не город, а
только дворцовый комплекс, рсположенный на прямоугольном возвыше-
нии и примыкающий к некрутой горе. В ландшафтном отношении Персе-
полис значительно эффектнее Пасаргад.
Лейтмотивы изображений:
- вождь на троне;
- колонна бородатых воинов с копьями, щитами, колчанами и
луками (щиты имеются не всегда);
- пустая колесница;
- люди коллективно подпирают снизу помост;
- представители покорённых народов тащат дань один за другим
(дань какая-то архаичная, символическая: козлёнок, чаша,
горшочек);
- лев задирает единорога (это выглядит как местная навязчивая
идея);
- дерево с прямым стволом;
- конь, конская голова.
Кое-где на объектах были в своё время сделаны пояснительные
клинописные надписи, чтобы теперешние археологи могли разобрать-
ся, где что.
Если лазать на гору, у подножия которой располагается Персепо-
лис, то можно провести здесь и целый день. В конце концов, где-то
надо посмотреть и природу Ирана, так вот, Персеполис -- одно из
наиболее подходящих для этого мест. Со стороны Персеполиса эта
гора вполне приступная.
Заход в Персеполис.
Руины главных ворот.
Остатки коня. Деталь главных ворот.
Несущие дань. Странный предмет у третьего слева -
вроде, бурдюк с вином. Шарики у первого и пятого слева -
наверное, сыр. В общем, тащили, кто что мог.
Терзание львом единорога как навязчивая идея персидских правителей.
Чудо-дерево и замусоленный руками туристов кувшин.
Народ поддерживает своего правителя. Пирамида власти.
Деталь Трипилона - зала для аудиенций Центрального дворца Ксеркса.
Воины империи.
Снова это терзание задней части вымирающего однорогого животного.
Снова колонна бородатиков с копьями.
Вид на гору и гробницу Артаксеркса III из Персеполиса.
Вид на Персеполис с горы.
Птица с распростёртыми крыльями, у которой вместо головы -
кучерявый бородатик по пояс, - это бессменный символ зороастризма.
Таки уже во дворце, но с некоторым опозданием.
Скульптурный портрет царя.
Пояснительная надпись на цоколе какого-то дворца. Справа -
передняя нога очередного терзаемого единогора.
Персеполис, вид с юга. Рисунок Jean Chardin, 1711 г.
Это хотя бы к тому, что тепершние торчащие колонны
и остатки ворот и порталов - не результаты восстановления.
Торчали они и раньше. А ещё это к тому, что кругозор
культурных европейцев в XVIII веке был
вполне себе на уровне.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Богатый на символы Персеполис