Флоренция -- город не особо удобный для туристов. Потому что:
1) напряжёнка с бесплатными туалетами, а в платных одно посещение
всё равно по какому поводу обходится в 1 Евро (понимаю, надо ж
чернявых "беженцев" содержать);
2) скамеек мало, особенно скамеек удобных и в тенистых местах
(делать скамейки с навесиками от солнца -- это слишком сложно
для современных умов; если бы Леонардо да Винчи нарисовал
такие сиделища, то, может, начали бы их и делать -- со ссылка-
ми на маэстро -- но он, к сожалению, в основном на всякой
ерунде сосредоточивался: на лыжах для скольжения по воде и на
прочем этаком);
3) info-пункты, где туристу можно прихватить бесплатную (а пусть
бы и платную) карту города, почему-то не работают по воскре-
сеньям (а, скажем, "беженца" припахивать на weekend -- это
типа слабо?!);
4) ситуация со входом в церкви -- сложная: где-то надо неслабо
платить, где-то пускают только в течение нескольких часов в
день, причём узнаёшь эти часы, лишь подойдя к церкви, а в
интернете (большой квазиинформационной помойке для недоумков)
ещё попробуй отыщи эту инфу между выплесками рекламной блево-
тины;
5) общепит и снабжение бутылочной водой заточены на то, чтобы
тебя обобрать, а не на то, чтобы тебя ублажить.
А ещё во Флоренции, как и почти везде в туристических местах,
задалбливают ремонтно-строительно-реставрационные работы со вся-
кими оградками, оранжевыми и красными лентами/сетками, а также
будками для строителей и подъёмными кранами. Изобретателя подъём-
ного крана хочется и вовсе убить. Кажется, это был какой-то там
мальчик. Значит, убить мальчика. Ах, да, он уже давно помер. Или
таки был убит туристами-любителями-фотографировать?! Нет, я при-
знаю, что строить и ремонтировать иногда всё же надо, иначе в
конечном счёте нечего будет смотреть и фотографировать, но ведь
можно же делать это гораздо быстрее: дружненько навалились на
какой-нибудь объект, сделали его по-стахановски на раз-два, при-
брали за собой тщательно, переключились на следующий. Ан ведь
как бы не так: разводят бодягу на месяцы, а то и на годы. Может,
это такая форма вымогательства?
* * *
Джорджо Вазари (1511-1574) -- один из наиболее титанистых тита-
нов итальянского Возрождения: живописец, архитектор, автор "Жиз-
неописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов"
-- книжищи, являющейся основным источником сведений о жизни раз-
ных Джотто и Боттичелли, а главное -- несравненного и загадочного
Леонардо Да Винчи.
Во Флоренции сохранилось множество картин и настенных росписей
от Вазари. В частности, он -- один из тех, кто расписывали дворец
Синьории (ныне Палаццо Веккьо) и собор Санта Мария дель Фьоре --
ключевые объекты Флоренции.
В числе творений Вазари -- картина (якобы фреска) "Битва при
Марчиано" в Зале птисот в Палаццо Веккьо (на площади Синьории). И
картина, и битва -- весьма особенные.
Битва случилась под Марчиано-делла-Кьяна в 1554 году. В её ре-
зультате прекратила своё существование Сиенская республика: вошла
в Флорентийское герцогство. На стороне сиенцев сражались вдобавок
французы, швейцарцы и тосканские изменники, на стороне флорентий-
цев -- испанцы, немцы и неаполитанцы. Небольшая битва народов.
* * *
Палаццо Веккьо -- скорее, башня (снаружи мрачная и... эээ...
лаконичная, скажем честно). Но в этой как бы башне поместился
внутренний дворик -- световой колодец.
В Зале пятисот великий Леонардо подрядился писать фреску "Битва
при Ангиари". Сохранившиеся копии её набросков потрясающ, но Лео-
нардо доэкспериментировался с красками, картина начала разрушаться
ещё до её завершения, и Леонардо сбежал в Милан. Место "Битвы при
Ангиари" позже заняла "Битва при Марчиано" Джорджо Вазари. Некото-
рые считают, что Вазари не уничтожал остатков фрески Да Винчи, а
спрятал их под слоем штукатурки, и всё порываются соскоблить како-
го-то там Джорджо ради поисков шедевра великого Леонардо.
* * *
Говорят, сравнительно быстро и дёшево можно попасть в галерею
Уффици, несмотря на пугающую длину очереди. Но это -- на полдня,
не меньше, и только если ваша ханум не ноет, что ей невмоготу пя-
литься до одури 3-5 часов на картины, пусть и знаменитые, но уже
виденные во всяких альбомах. Позитивы музея: благоприятная темпе-
ратура воздуха и туалеты.
* * *
Даже к большому дерьму, бывает, можно постепенно привыкнуть. Но
когда ты проезжаешь 4 страны за 2 недели, то где-то на 3-й стране
начинаешь чувствовать сильное раздражение по поводу всяких транс-
портных "шероховатостей", и мысли невольно приобретают уголовно-
террористический уклон.
По-моему, любую facility надо тестировать исключительно на та-
ких, как я, а не на ком-то ещё. За большие деньги, разумеется.
Если мне удаётся спокойно прорваться через "пользовательский ин-
терфейс" какого-нибудь автомата для продажи железнодорожных биле-
тов или через какую-нибудь систему вокзальных указателей, значит,
ситуация сносная. А если я ругаюсь страшными словами, значит,
надо срочно улучшать.
* * *
В одном увлекательном фильме о Флоренции, предназначенном для
туристов, мне понравились выражения "чудесное распятие" и "нетра-
диционное изображение Святого Семейства".
* * *
Если всмотреться в картины и фрески, представленные в отличном
крупноформатном путеводителе по Флоренции в краснообложечной се-
рии "Золотая книга", обращается внимание на удивительное следую-
щее: большинство персонажей -- русоволосые, а то и вовсе блонди-
ны. Включая Святое Семейство и примкнувших к нему Иоанна Крести-
теля и Марию Магдалину. Кстати, и Леонардо да Винчи ведь был,
насколько помнится, далеко не брюнет. То ли мощный лангобардский
впрыск ещё не шибко рассосался ко времени Ренессанса, то ли
светловолосие считалось признаком высшести. В общем, современные
семитохамитистые итальянцы, глядя на картины древних мастеров,
видят на них как бы не совсем своих предков.
Мой белобрысый литовский приятель-историк уточнил это дело та-
ким вот образом: члены тамошних правящих династий привилегию по-
зирования при рисовании святых оставляли за собой, а в верхнем
слое итальянского общества доля "белокурых бестий" была как раз
очень велика -- из-за того, что победоносные лангобарды набились
в этот слой по самое "не могу", тогда как остальное общество,
скорее всего, было уже довольно брюнетистым. Ну, получается,
светловолосие таки являлось признаком (пусть и не достаточным)
принадлежности к высшему слою и -- как ни крути -- к расе господ.
* * *
Впечатление от скульптурно-художественной части Флоренции: на-
висающие над тобой тщательно выделанные мужские гениталии и тор-
чащие тебе в лицо полированные задницы (хорошо ещё, если женс-
кие). У флорентийских ренессансеров на этих сабджектах, похоже,
был какой-то зацикл. Ясное дело, что в ряды гениев Возрождения
позатесались в немалом количестве "голубцы", но ведь даже "голуб-
цы" бывают в общем-то посдержаннее.
* * *
Фасад флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре (Святой
Марии из Цветка -- или что-то в этом роде) достраивался в XIX
веке. Ну, хорошо, что хотя бы тогда доделали (дооблицевали
мрамором), потому что в Болонье не получилось и этого.
* * *
Впечатление от внешнего вида значительной части итальянцев у
меня очень неприятное. По-моему, они весьма обезьянисты в разных
смыслах. А ещё они дегенератнуты и абсурднуты сверх меры. Если в
какой-нибудь мусульманской стране мне под настроение хочется уда-
рить по физиономии приблизительно каждого десятого или реже, то в
Италии -- приблизительно каждого четвёртого. Кого за что: за
татуировки, пирсинг, волосатость, небритость, курение, слишком
выраженные семито-хамитские признаки, каких нет у бюстов времён
Юлия Цезаря, или хоть за что-нибудь, только посильнее (я не
виноват: это -- инстинктивно-рефлекторное). Спрашивается, почему
тогда я таскаюсь в Италию? Ну, всё-таки 3/4 итальянцев я ведь
воспринимаю более-менее терпюче. Потом, приезжаю я ведь скорее
к Сенеке, Тациту, Марку Аврелию, Бенвенуто Челлини, Джорджо
Вазари, Бенито Муссолини и др., а не к теперешней либерастнутой
ущерби с концептуально нагруженной волоснёй.
* * *
Флоренция у Марка Твена ("Простаки за границей"):
"Флоренция некоторое время нам нравилась. Мы, кажется, оценили
по достоинству громадного Давида, на красивой площади и скульп-
турную группу, которую называют «Похищение сабинянок». Разумеет-
ся, мы проследовали мимо бесчисленных картин и статуй в галереях
Питти и Уффици. Я упоминаю об этом ради самозащиты. Я не могу
допустить, чтобы кто-нибудь заподозрил, будто я побывал во Фло-
ренции и не пропутешествовал через все бесконечные мили ее кар-
тинных галерей. Мы вяло пытались хоть что-нибудь припомнить о
гвельфах, гибеллинах и прочих исторических головорезах, чьи кро-
вавые распри составляют столь большую долю истории Флоренции, но
эта тема была мало привлекательна. Когда мы ехали сюда, нас гра-
бительским образом лишили прекрасных горных видов, применив сис-
тему железнодорожных путей, в которой сто ярдов дневного света
приходится на три мили туннелей, и поэтому у нас не было настрое-
ния любезничать с Флоренцией. В окрестностях города мы видели ме-
сто, где флорентинцы предоставили костям Галилея в течение почти
столетия покоиться в неосвященной земле, потому что церковь со-
чла тяжкой ересью его великое открытие о вращении миров; и мы
знаем, что много лет спустя после того, как весь свет принял его
теорию и поставил его имя на почетном месте в списке великих лю-
дей, флорентинцев не смущало, что его кости по-прежнему гниют
там. И тому, что нам довелось увидеть его прах в освященной гроб-
нице в церкви Санта-Кроче, мы обязаны обществу literati, а не
Флоренции или се правителям. В этой церкви мы видели также гроб-
ницу Данте и с радостью узнали, что она пуста, что неблагодарный
город, который изгнал его и подвергал преследованиям, дал бы мно-
гое, чтобы прах поэта покоился в ней, но что он может не питать
никаких надежд на эту высокую честь. С Флоренции хватит и Медичи.
Пусть себе разводит их и воздвигает над ними великолепные памят-
ники, чтобы показать, с какой благодарностью она лижет бичующую
ее руку.
Щедрая Флоренция! Среди ее ювелиров — множество специалистов
по мозаике. Флорентийская мозаика — лучшая в мире. Флоренция лю-
бит, чтобы так говорили. Флоренция гордится этим. Флоренция гото
ва всячески поддерживать это ремесло. Она благодарна художникам,
которые приносят ей славу и иностранную валюту, наполняющую ее
сундуки, и поэтому она поощряет их пенсиями. Пенсиями! Подумайте,
какое великодушие! Она знает, что люди, складывающие из кусочков
прекрасные безделушки, долго не живут, так как этот труд тяжел и
изнурителен и для мозга и для рук, и вот она постановляет, что
каждый из них, достигнув шестидесятилетнего возраста, будет полу-
чать пенсию! Я еще не слышал, чтобы кто-нибудь из них потребовал
свои дивиденды. Один мастер кое-как дотянул до шестидесяти лет и
отправился за своей пенсией, но оказалось что в семейных записях
дата его рождения указана с ошибкой на год; тогда он махнул на
все рукой и умер."
"Находясь во Флоренции, мы время от времени заходили в церковь
Санта-Кроче поплакать над гробницами Микеланджело, Рафаэля и
Макиавелли (я полагаю, что они погребены здесь, хотя, возможно,
они пребывают где-то еще и сдают свои гробницы кому-то другому —
в Италии это принято), а в промежутках между этими посещениями
стояли на мостах и восхищались Арно. Здесь принято восхищаться
Арно. Это великий исторический ручеек глубиной в четыре фута по-
середине, где плавают плоскодонки. Если бы в него накачать воды,
он вполне мог бы сойти за реку. Мрачные, кровожадные флорентинцы
называют его рекой и чистосердечно верят, что это река. Они даже
подкрепляют свое заблуждение, сооружая над Арно мосты. Не вижу,
почему они считают ниже своего достоинства переходить его вброд."
"Однажды я в девять часов вечера заблудился во Флоренции и до
трех часов утра проплутал в лабиринте узких улочек и бесконечных
рядов высоких зданий, которые все похожи одно на другое. Вечер
был ясный; сперва вокруг сновали люди и блестели веселые огни,
потом я привык бродить по таинственным проходам и туннелям с
заманчивыми поворотами, ожидая за каждым увидеть свой отель, —
но неизменно оказывалось, что его там вовсе нет. Потом я ощутил
усталость. Потом я ощутил ужасающую усталость. Но на улицах уже
никого не было — даже полицейских. Я шел, пока не вышел из тер-
пения, мне было жарко и очень хотелось пить. Наконец в начале
второго я неожиданно очутился перед городскими воротами. Тогда
я понял, что нахожусь где-то очень далеко от отеля. Солдаты реши-
ли, что я хочу выйти из города: они повскакали с мест и прегради-
ли мне дорогу своими мушкетами. Я сказал:
— Hotel d'Europe.
Это были единственные итальянские слова, которые я знал, и я
не был уверен, итальянские они или французские. Солдаты тупо по-
смотрели друг на друга и на меня, потом покачали головами и арес-
товали меня. Я сказал, что хочу домой. Они меня не поняли. Они
увели меня в кордегардию и обыскали, но не нашли ничего крамоль-
ного. Они нашли кусочек мыла (мы теперь носим мыло с собой), и,
увидев, что они смотрят на него, как на диковинку, я им его пода-
рил. Я продолжал повторять: «Hotel d'Europe», а они продолжали
качать головами, пока наконец дремавший в уголке молодой солдат
не проснулся и не сказал что-то. Наверное, он сказал, что знает,
где находится отель, потому что начальник караула послал его про
водить меня. Мы прошли, как мне показалось, не то сто, не то сто
пятьдесят миль, а потом и он заблудился. Он сворачивал то туда,
то сюда и наконец, сдавшись, знаками показал, что намерен провес-
ти остаток утра в поисках городских ворот. Тут мне почудилось
что-то знакомое в доме напротив. Это был мой отель!
Мне еще очень повезло, что я встретил солдата, который знал хо-
тя бы столько, потому что, как говорят, правительство все время
переводит солдат из одного места в другое, из города в деревню и
обратно, для того чтобы они не знакомились с местными жителями,
не пренебрегали своими обязанностями и не вступали в заговоры и
комплоты со своими друзьями. От Флоренции у меня остались главным
образом неприятные впечатления."
Беломраморные с тёмным геометрическим декорумом фасады церквей -
одна из особенностей Флоренции. Очень дорогостоящая, поэтому и особенность.
Церковь Санта Мария Новелла. Похоже, от неё этот
флрентийский стиль и пошёл.
В наше гуманное время уже не спускают нежелательных посетителей с лестницы,
а применяют для отправки вниз вот это. Во внутреннем дворике какого-то палаццо.
Черти - парнокопытные? Витрина какого-то бутика.
Ещё для Венеции... эээ... Флоренции характерны
такие вот железяки в наружных стенах всяких палаццо.
Не совсем одетый Давид Микеланджело под охраной карабинеров на площади Синьории.
Копия (подлинник убран в музей). "Микеланджело" тут - фамилия, но не Давида.
Балкончик слева вверху - тот самый, на котором Ганнибал Лектор вешал
свою очередную жертву (он поедал далеко не каждую: то одно мешало, то другое).
Как к Старому мосту привяжешься, так потом от него не отвяжешься.
Ряд окошек наверху -- это часть галереи Вазари: длинного крытого перехода
между Палаццо Веккьо и Палаццо Питти.
Доказывать, что Флоренция прекрасна, нет необходимости, но всё равно хочется.
Туристы под статуей Данте ждут разрешения на заход в очередную
беломраморную церковь. На этот раз - церковь Санта Кроче (Святого Креста).
Самое-самое во Флоренции - собор Санта Мария дель Фьоре.
Справа - баптистерий, построенный IV веке (!!!), но отделанный много позже.
Скамья для народа вдоль фасада дворца Медичи. Реальная забота о людях.
Мелочь, но зачастую очень кстати. Я там тоже сидел.
Ещё бесплатный медичский туалет не помешал бы.
Нижний гобелен - копия картины Джорджо Вазари "Битва при Марчиано".
На одном из знамён - намекающий девиз "Cerca trova" ("Ищет - найдёт").
Гобелен перекочевал за 30 евро в моё жилище. Волнительный
кусочек Флоренции, собственноручно уволочённый с рынка Сан Лоренцо.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Процветающая Флоренция