Италия -- это солнце, море, горы, руины, архитектура, живопись,
скульптура, музыка, античность, христианство, ренессанс, мафия,
Цезарь, Марк Аврелий, Челлини, Леонардо, Сфорца, Борджиа, Медичи,
Гарибальди, Муссолини, Софи Лорен, Челентано и т. п., и т. п,
и т. п. В ландшафтном, историческом, культурном, духовном отноше-
ниях Италия -- настолько большая ценность, что может даже переве-
сить в этих вещах всю остальную Европу. Если применить органичес-
кий образ, то Италия -- это пуп европейской цивилизации. А в
середине пупа -- разумеется, вечный город Рим...
* * *
В Италию надо ездить с пиететом. Её надо ПОСТИГАТЬ. А ещё ею
надо ПРОПИТЫВАТЬСЯ. Кто так делали, причём своевременно, из тех
потом получались недурственные писатели, художники, политики,
авантюристы и пр.
* * *
Всякий хоть сколько-нибудь культурный итальянец не может не ви-
деть себя под настроение звеном в длиннющей блистательной цепочке:
продолжателем дела великих предшественников, по крайней мере хра-
нителем натворённого ими -- благодетелями человечества и людьми, в
значительной степени предопределившими лицо современной цивилиза-
ции. В любом итальянце, кем бы они ни был -- таксистом, мафиозо,
профессором и т. п. -- хотя бы один ген или по меньшей мере пара-
тройка молекул если не от Юлия Цезаря, так от Адриана, Льва X и
иже с ними. Итальянец если не происходит от них по прямой линии,
то наверняка имеет общих с ними предков и уж точно дышал с детст-
ва пылью, в которую попревращались великие итальянцы прошлого. Я
как бы тоже дышал пылью Италии, но только чуть-чуть, и мне не
сравняться в этом с итальянцами. Не знаю, как это происходит у
итальянцев, но, может быть, так: едва закрывает итальянец глаза и
отвлекается от текущего, как перед его внутренним взором начинает
всё это прорисовываться: сооружения Древнего Рима, средневековые
соборы, сокровища ватиканских музеев и т. п. По-моему, итальянцы
-- чрезвычайно особенные. Толкнуть на улице итальянца [ушедшего в
свои исторические видения] -- это почти как толкнуть, к примеру,
Леонардо да Винчи, упаси меня Боже.
Не я. Но я согласен, что лучше хотя бы так, чем совсем без Италии,
без Рима. Кстати, заметим, что этот человек явно не умеет с удобством
устраиваться на улице: выглядит, как свежевыгнанный женой из дому дурак.
Закусочная на колёсах.
Марк Аврелий на Капитолийском холме. Копия (оригинал - в музее,
который на заднем плане).
Квадратный Колизей. Построен при фашистах
по мотивам "круглого" Колизея в 1938-1943 гг.
для Всемирной выставки в Риме (Esposizione Universale di Roma, EUR).
Ещё назывался Дворцом итальянской цивилизации. Облицован мрамором.
С сайта www.kulturologia.ru
Построенное при фашистах здание муниципалитета
в городе Арборея (бывш. Муссолиния), 1930.
Напоминает послевоенный сталинский ампир в Минске
в районе Тракторного завода, но лучше качеством.
С сайта www.sweetsardinia.it
В архитектурном аспекте Бенито Муссолини со своим фашизмом был
неоднозначен. С одной стороны, он инициировал некоторые разруше-
ния (в одном только Риме исчезли пятнадцать "неправильных" церк-
вей), с другой, благодаря ему появились некоторые сооружения,
отнюдь не испортившие Италии, а скорее даже обогатившие её. Со
вкусом и культурным уровнем у Бенито был худо-бедно порядок,
хотя и не блеск, а мегаломания лишь благоприятствовала размаху,
обеспечению запаса прочности и выбору качественных отделочных
материалов. Своих действительно дурацких замыслов дуче реализо-
вать не успел.
Некоторые появившиеся при фашистах знаковые постройки:
- "квадратный" Колизей в Риме;
- железнодорожный вокзал Остиенсе в Риме;
- железнодорожный вокзал в Милане;
- город Арборея (Arborea), бывшая Муссолиния, на Сардинии;
- и пр.
Кстати, из построенного при Гитлере тоже далеко не всё уже
сломано.
* * *
Среди северных итальянцев немало русоволосых. Считается, что
это в основном следствие примешивания крови лангобардов. К при-
меру, русоволосым был Леонардо да Винчи. Чернявые люди в общем
не хуже белявых, но белявых более жалко, потому что их становится
всё меньше. И белявые европеистее.
Многие итальянцы так похожи на евреев ("средиземноморский
расовый тип"), что, скажем, в Белоруссии настолько евреистые
типажи ещё поискать. Думаю, антисемитизм потому и недоразвит в
современной Италии, что еврея от итальянца визуально отличить
невозможно, пока не столкнёшься в субботу в дверях синагоги
шнобель к шнобелю.
Кстати, к вопросу о генетической укоренённости белорусского
антисемитизма: если еврей по виду очень итальянистый... эээ....
евреистый, то я испытываю инстинктивную неприязнь, а если он
принадлежит к центральноевропейскому расовому типу, я реагирую
много спокойнее. Полагаю, это реакция не столько на еврея даже,
сколько на чуждый расовый тип, а собственно еврей здесь почти ни
при чём. Реакция не настолько сильная, чтобы тут же бить по
инородной физиономии, но и не на краю сознания. Это я всего лишь
исследую, как ОНО во мне проявляется. Это не наследственная бо-
лезнь, а просто наследство, причём довольно типичное. И оно у
меня под надёжным контролем сознания, вроде. Всякие такие вещи --
вполне человеческие, очень человеческие. Надо относиться к ним
спокойно и с пониманием, и тогда они никому не мешают, включая
меня самого.
Расовая неприязнь -- не отклонение от нормы, а эволюционно
отшлифованная норма, значимая для выживания, иначе бы она не
развилась. Считать расовую неприязнь рудиментом нет основания,
так как она помогает сохранять границы между этносами и расовое
многообразие человечества. А люди ещё не настолько понимают
значение того и другого, чтобы можно было легко с такими вещами
расстаться. Руководствоваться в своём поведении расовой неприяз-
нью -- это зачастую неправильно, но, с другой стороны, порицать
её, отрекаться от неё, подавлять её в себе -- это поверхностно,
противоестественно и глупо. Всё хорошо, что уместно и в меру.
Потом, есть ещё такая вещь, как привычка. Если привыкаешь к виду
инорасовых организмов, тревожное реагирование на них проходит.
Кстати, групповые неприязни (не только расово-этнические) не
характерны для людей успешных и занятых приятным делом. Такие
неприязни обостряются у тех, у кого что-то сильно не ладится.
Потому что, во-первых, больше привлекает объяснение, переклады-
вающее вину на других, а во-вторых, возникает физиологическая
потребность в разрядке внутреннего напряжения посредством
агрессивных выходок (хотя бы словесных).
* * *
Об антисемитизме и вообще. После прочтения пары-тройки зажига-
тельных книжек от Григория Климова очень трудно удержатся от
становления на путь борьбы с международным еврейством, хотя бы
словесной. Но если не поддаться первому праведному порыву и ещё
понаблюдать-подумать хотя бы лет десять, то, возможно, придёшь к
выводу, что Григорий Климов подходит к своему любимому предмету
односторонне и что евреи на самом деле никакие не особо вредные
бяки, а всего лишь немного отличный от русского народ, который
отнюдь не обязан быть таким же, как твой, и который выглядит
нелепым лишь потому, что ты смотришь на него с позиции своего
народа, а не с еврейский или нейтральной. Если обуздать чувство
ЖИВОТНОЙ неприязни и начать рассуждать спокойно, приходишь к
следующим выводам:
1) неодинаковость этносов -- это по большому счёту благо, и надо
это благо беречь;
2) евреи не более особенные, чем многие другие этносы;
3) умеренное взаимное дистанцирование этносов способствует их
сохранению;
4) дистанцироваться от евреев надо "на общих основаниях", а не
как-то по-особенному.
Есть люди с повышенной инстинктивной наклонностью к "фагоцито-
зу" (к активности в качестве социальных "фагоцитов" -- выискива-
телей и вытеснителей чужих -- см. "Исповедь еврея" Александра
Мелихова). Если у них при этом хватает ума, то указанная их на-
клонность не мешает жить ни им, ни тем, против кого она направле-
на, а по большому счёту даже помогает жить и тем, и другим,
поскольку служит защите ценной природной данности -- этносов.
Чёткие антропологические и культурные границы бывают только
между этносами, которые не соприкасаются между собой или же едва
вступили в соприкосновение. Если же контакт продолжается некото-
рое время, то границы неизбежно и необратимо размываются.
Этнос как цельность -- это абстракция. На самом деле то, что
называют этносом, есть смесь не вполне слившихся между собой
прежних больших смешений, текущих пограничных взаимодействий,
новых территориальных дифференциаций, разнообразных случайных
вкраплений, а вдобавок мутаций. Человечество -- это не набор от-
чётливо различаемых этносов, а культурно-генетический континуум.
Как ни странно, этот плохо размешанный человеческий винегрет
худо-бедно разделяется на не совсем одинаковые солидарные
общности, и в каждой общности есть особи, настроенные это
разделение и эту неодинаковость защищать.
Есть ли польза в сохранении неодинаковости этносов, если та
отличается так или иначе от неодинаковости, какая была, скажем,
500 лет назад и ещё более отличается от бывшей 1000 лет назад и
т. д.? Если смотреть исторически, то мы имеем не просто этничес-
кое многообразие, а многообразие МЕНЯЮЩЕЕСЯ. Ну, можно говорить,
что лучше хотя бы меняющееся многообразие, чем никакого. Остано-
вить изменения практически невозможно, но тормозить их мягкими,
но действенными средствами можно вполне.
Люди, живущие рядом, -- всегда в той или иной степени конкурен-
ты друг другу, в той или иной степени друг другу мешают, хотя при
этом могут иметь и какие-то взаимные выгоды. Чтобы меньше мешать
друг другу, надо не обострять, а смягчать столкновения интересов.
Чем люди умнее и чем здоровее психикой, тем мягче у них столкно-
вения. Если представители какого-то этноса начинают заниматься
экспансией с этнической подоплёкой , надо реагировать не на этнос
в целом, а на этих представителей, иначе у них лишь возрастёт
количество союзников в пределах их этноса.
В отношении евреев довольно удобно проводить границу между "мы"
и "они" и далее считать, что "они" в основном подсиживают и под-
личают, а не только раздражают своей не совсем похожестью на
"нас". Евреи -- традиционные основные "они" для многих народов в
Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Для многих, но не
для всех. Скажем, для греков основные "они" -- это турки и
болгары; для болгар -- греки, турки, цыгане и сербы; для турок --
греки, болгары, армяне и курды; для сербов -- хорваты, албанцы и
болгары, тогда как евреи в качестве мешающих посторонних для
рассматриваемых балканских наций отступают на второй план и
оказываются иногда союзниками и чуть ли не братьями (по оружию).
* * *
К концу 1960-х итальянцы уже не воспринимались в СССР как не-
давние противники в большой войне. Присутствие итальянских войск
на советско-германском фронте стало как бы случайным эпизодом,
который не акцентировался, не показывался в кино и литературе,
поэтому советская молодёжь ОТКРЫВАЛА для себя, что, оказывается,
против дедов воевали и итальянцы. Причина официальной снисходи-
тельности к итальянцам была частью в широте славянской души, ра-
зумеется, частью в том, что от итальянцев русским действительно
было мало плохого и много хорошего, но главным образом в том, что
с Италией Советский Союз в 1960-х успешно налаживал экономическое
сотрудничество (но изподтишка подкармливал тамошнюю компартию). К
примеру, советский легковой автомобиль "Жигули" (ВАЗ-2101) был
разработан при участии итальянцев на основе итальянского же "Fiat
124" (этого, кстати, тоже не афишировали). Через Италию, как и
через Финляндию, Советский Союз разрывал враждебный фронт капита-
листических государств. Показателем особого отношения СССР к
Италии явилось и создание в то время нескольких советско-италь-
янских фильмов: "Красная палатка" (1969), "Невероятные приключе-
ния итальянцев в России" (1973).
История русско-итальянских отношений отнюдь не располагает к
культивированию враждебного отношения итальянцев к русским, а
располагает, наоборот, к отношениям дружеским. Вдобавок солдаты
из итальянцев так или иначе неважные (во всяком случае когда их
посылают завоёвывать чужую страну), поэтому военное сотрудничест-
во с Италией против СССР, наверное, интересовало американцев и
англичан не сильно, из-за чего они в своих военных приготовлениях
сделали упор не на итальянцев, а на немцев и турок.
* * *
Путешествие поездом по Италии -- для лентяев зачастую напряг
ещё тот. Купить билет через интернет -- проблема: сайт
trenitalia.com шибко навороченный, слишком много хочет о тебе
узнать, а вдобавок вместо того, чтобы просто и точно сказать,
чего он ещё не узнал, но надеется, он настырно требует: ВВЕДИ
ДАННЫЕ! Да какие, чёрт тебя подери?! Я бы ввёл, чтобы ты зада-
вился, так ведь не знаю, чего. После 3-й попытки я бросил это
дурацкое занятие: мне для разгадывания хватает с избытком
всяких таких "ребусов" и по работе, причём мне за них хотя бы
платят.
Забавно, что в автоматической кассе на вокзале билеты продаю-
тся без всех этих дурацких вопросов -- и ничего. Но там другие
сложности. Надо сначала изучить заскоки местной техники. Скажем,
если недостаточно быстро всаживаешь электронную карту Visa в щель
аппарата, то он чего-то недовольно вякает о своём, но точно не
"всаживай резче" (об этом надо догадываться самому).
Если покупаешь билеты на вокзале в кассе у живого кассира, то
переплачиваешь, а сколько за что -- не известно. Мне поездка из
Равенны в Болонью для 4-х человек обошлась таким образом аж на 10
евро дороже, чем значилось в моей раскладке, и больше я с живыми
кассирами не связывался, чтобы ненароком не убить их из-за денег.
Номер пути, с которого будет отправляться поезд, может появить-
ся на табло всего лишь за 5 минут до отхода оного, и ты должен
держаться наготове, чтобы вовремя рвануть вперёд и успеть занять
не самые худшие места в вагоне.
Но перед посадкой в поезд надо не забыть завалидировать билет в
специальном малоприметнном аппарате, а он тоже капризный: надо
как-то по-особому засовывать билет, иначе аппарат бастует.
Правильно завалидированный билет действует в течение нескольких
часов (вроде, 4-х), так что можно выйти на какой-нибудь пригля-
нувшейся станции, осмотреться, сесть в следующий поезд и там
дрожать в ожидании контролёра (вдруг ты чего-то напутал).
Если в билете указаны вагон и место, то валидировать билет,
оказывается, не требуется. Такое случается, по-видимому, при
пользовании поездами дальнего следования. В Болонье при поездке
из неё в Венецию (не так уж далеко!) мне довелось метаться по
платформе и выше по всяким этажам в поисках проклятого валида-
тора за несколько минут до отправления. В конце концов я набро-
сился на местных сотрудников, и они признались, что валидировать
такие, как у меня, билеты НЕ НАДО. Когда я ворвался в вагон и
усадил своё семейство, пришла дама сгонять меня с места. Я спро-
сил её, по чём видно, что место её? Она ткнула пальцем в билете
туда, где были пропечатаны номера места и вагона блеклым мелким
шрифтиком. Натасканный во всяких железнодорожных "засадах", я
мигом сообразил, почему билеты не нуждаются в валидации. Кстати,
Аллах таки бдел в тот день по моему поводу, и оказалось, что я
с первой попытки забился в ПРАВИЛЬНЫЙ вагон и что даже одно из
занятых моим семейством сидений было самым тем, что нужно. Вот
так-то, неверные грешники!
Ritardo -- значит "опоздание". На вокзальных табло оно сокраща-
ется до "RIT". На вокзалах Италии вы будете видеть это "RIT" нес-
колько частовато. Однажды поезд, на который я целился (по номеру
поезда, а не по времени отправления!), дозадерживался (в несколь-
ко приёмов) настолько, что должен был появиться даже позже следу-
ющего поезда такого же "формата", поэтому я на следующем и уехал.
Когда покупаешь в автоматической кассе билеты, ты указываешь кон-
кретный поезд (и это дезориентирует), но в билете его номер не
проставляется, из-за чего можно, как я понимаю, ехать раньше или
позже, лишь бы в ту же сторону за ту же цену -- и чтоб не забыть
провалидировать перед посадкой. Предполагаю, что 4 часа действия
билета, который без указания вагона и места, отсчитываются не от
времени его продажи, а от времени его валидации. И за эти 4 часа,
думаю, надо успеть сесть в поезд, а не доехать до конечного
пункта. А может, и доехать: от итальянцев ожидать надо мало ли
чего.
Платформа, с которой отправляется поезд, может быть у чёрта на
куличках. Скажем, в Болонье поезда отправляются аж с 3-х уровней
("этажей").
Чем дешевле билет, тем, конечно, хуже условия поездки: больше
времени в пути и, возможно, с пересадками. Пересадка -- по-италь-
янски "cambio". Если время на cambio составляет менее 20 минут
(оно высвечивается а автомате по продаже билета), то лучше, мо-
жет, не рисковать, если нужные вам поезда не ходят один за одним.
Привыкнуть ко всяким таким шероховатостям, конечно же, дело не
сложное, но не тогда, когда меняешь страну за страной, едва успе-
вая восстанавливать в своей изношенной памяти основные разговор-
ные фразы местных наречий. Да, знаю: надо всего лишь больше
ездить -- и по возможности за чужой счёт.
* * *
Итальянская оригинальная достопримечательность trulli (ед. чис-
ло: trullo) -- жилые домики из камней, сложенные "сухой кладкой",
то есть, держащиеся не сцепительной силой цемента или хотя бы
глины, а только трения и честного слова. И у этих домиков таким
манером сложены не только стены, но и конусообразные крыши (кста-
ти, отдельная над каждой комнатой), что и вовсе жуть.
Trulli встречаются на юге Италии. Заповедником этих trulli яв-
ляется поселение Alberobello возле города Бари. Туристы туда ло-
мят. Наверное, trulli выстраивались заново после каждого неболь-
шого землетрясения, если кто-то оставался в живых, а в наше бла-
годатное время владельцы этих странных построек, чтобы избавить-
ся от части забот, наверное, как минимум, поскрепляли камни неза-
метно клеем. Я бы так тоже сделал. На фотографиях стены домиков
выглядят, как подштукатуренные, поэтому, я полагаю, что от времён
сухой кладки остались только форма домиков и основной материал.
* * *
О глубинном родстве русского и итальянского народов. Лингвисти-
ческие свидетельства:
due -- два;
tre -- три;
sei -- шесть;
sette -- семь;
dieci -- десять;
madre -- мать
naso -- нос
saliva -- слюна
secco -- сухой
sole -- солнце
succo -- сок;
suonare -- (читается "звонарэ") звучать
(сравним: звонить);
vento -- ветер
и т. д.
Однако:
maresciallo -- (в применении к итальянским вооружённым
силам) не маршал, а фельдфебель
rastrellamento -- не расстрел, а всего лишь прочёсывание, облава
Итальянский язык -- это божественно:
Divieto di accesso -- Вход запрещён
Vietato bere e mangiare -- Запрещено пить и есть (надпись в
автобусе)
Piccoli traslochi -- Мелкие перевозки (надпись на минивэне)
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Италия как пуп европейской цивилизации