Равенна плоская и внешне простенькая. Моря из неё не видно (но
оно где-то недалеко, я уверен). Мозаичные следы великого прошлого
Равенны прячутся в облезлых краснокирпичных постройках с архитек-
турным качеством чуть выше уровня товарных складов при железной
дороге. Мозаики впечатляют, но не понятно, какую часть их велико-
лепия относить на усилия реставраторов.
* * *
Венецианскя крепость Rocca -- в полуразваленном состоянии. Её
цитадель, как водится у теперешних западоидов, испоганена "летней
сценой". Это ж у них массовый заскок такой: всадиться со сценой и
стульями в самый центр какого-нибудь исторического места. Я ни
разу не видел, чтобы такие сцены использовались. Думаю, 99% свое-
го существования эти сцены только мешают воспринимать и фотогра-
фировать объекты, ради которых ты притаскиваешься.
* * *
При небольшом мавзолее Теодориха Великого, короля остготов,
жившего в 451-526 гг., -- огромный офис для продажи входных биле-
тов и сувениров. Цена этих билетов -- 4 евро, поскольку надо ведь
окупать офис. Между тем, зрелищности там хорошо, если евра на
два. Соответственно посетителей нету. Вокруг площадки, где мавзо-
лей, насадили деревьев и наставили заборов, чтобы было затрудни-
тельно фотографировать этот мавзолей без билета, но исхитриться
ещё можно вполне.
Об этом остготском короле Теодорихе тепло отзывается Никколо
Макьявелли в "Истории Флоренции" (книга I, раздел VI):
"Вот почему Теодорих справедливо заслужил похвалы -- ведь он
первый положил предел столь многим несчастьям. За тридцать восемь
лет своего царствования в Италии он так возвеличил её, что исчез-
ли даже следы войн и смут. Но по смерти Теодориха влсть перешла к
Алариху, сыну его дочери Амаласунты, и в скором времени неутолён-
ная ещё злая судьба вновь погрузила страну в те же бедствия."
Теодорих Великий вторгся на Апеннины в 489 г. и к 493 г. завое-
вал и их, и Сицилию, и даже Далмацию. В возрасте с 8 до 18 лет
прожил в Константинополе в качестве дипломатического заложника и
там пропитался римско-греческой культурой.
Всего остготы рулили в Италии около 63 лет, а потом они там как
бы рассосались. Для сравнения: Советская власть в России сущест-
вовала около 73 лет.
* * *
Вообще, осмотровый сервис в Равенне не очень дружественный.
Предлагают за 9.5 евро билет на 5 объектов сразу, а по-отдельно-
сти билеты на эти объекты не продаются. Один из объектов -- архи-
епископский музейчик при капелле Св. Андреа. Музейчик бедненький,
зато в нём есть туалет для посетителей, на других объектах таки
отсутствующий. И ещё там можно пить воду из-под крана Но в музей-
чике не разрешают фотографировать, о, Господи! -- хотя можно
свободно фотографировать, к примеру в музеях Ватикана.
* * *
Равеннские городские стены не сохранились, но сохранилось не-
сколько городских ворот.
* * *
В Равнне похоронен Данте Алигьери (1265-1321) -- итальянский
средневековый поэт, думальщик, политический активист и чиновник,
посмертно весьма почитаемый, но закончивший жизнь в общем-то в
изгнании (хотя и не в бедности), выпертый из родного города --
Флоренции. Умер он как раз в Равенне. От малярии.
Трактаты Данте: "Пир", "О монархии", "О народном красноречии",
"Вопрос о воде и земле".
* * *
Дочка заметила: равеннские негры на вокзале забираются в вагоны
поездов, находящихся в процессе заполнения пассажирами, и бес-
платно пользуются туалетами. Подозреваю, что, может, на обратном
пути из вагонов они вдобавок прихватывают неприсмотренные вещич-
ки. Камер наблюдения там, конечно, хватает, но не факт, что они
исправные, да и негры ведь почти все на одно лицо, а главное --
это то, что полиция мелочами не заморачивается.
* * *
Александра Блока, надо полагать, тоже заносило в Равенну. Как
же, как же: там ведь гробница Данте. Чтобы отметиться в том или
ином месте, я пишу репортажик с фотографиями, а Блок писал стихи.
По поводу Равенны они получились у него, мягко говоря, не совсем
блестящими, так что я, когда мне их подсунули, грешным делом да-
же подумал сначала, что это натрещал Иосиф Бродский -- тот ещё
любитель столбиться выспренными поэзами при особо значимых объек-
тах (крепкой памятью на чужие неважные рифмы я не отличаюсь, из-
за чего опозориться указанным образом -- дело для меня элементар-
ное).
Итак, Александр Блок, "Равенна":
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.
Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
Май-июнь 1909
Поехли.
1. Младенцы спят не в руках, а НА руках. Это вопрос не языковой
нормы, а механики и физиологии: младенцев держать в руках тоже
можно, но только слегка зажав, к примеру, с боков. И у младенцев
при этом спать вряд ли получится.
2. Зачем ввозить мозаики сквозь римские ворота, если проще и на-
дёжнее делать эти мозаики сразу на подобающих местах?
3. Хладность порога мавзолея защищает каменную крышку саркофага
от возможного прожигания её взором Плакиды (Плачидии)? А с како-
го, простите, рожна? Потом, пусть бы дама прожигала, если что:
это же интересный феномен и всё такое. Или страшно, что воскрес-
шая и вылезшая из гроба Плачидия будет бегать по Равенне за поэ-
тами, припёршимися отмечаться возле останков Данте?
4. Какой смысл покойному Теодориху МЕЧТАТЬ о "буре жизни", если
она для него уже определённо прошла? Вот с некоторой натяжкой
ВСПОМИНАТЬ о ней он, может, ещё способен.
5. "Виноградные пустыни" -- это как именно? Высохшие виноградники,
что ли? А с чего бы им высыхать в тех благодатных местах? Может,
подразумевались какие-нибудь виноградные БЕЗЛЮДЬЯ?
6. "Дома и люди - всё гроба" -- ассоциация странноватая: имитируе-
мая, похоже, единственно для того, чтобы ещё один куплет вышел.
7. Про трубно поющую на плитах медь я и вовсе не понял. Может,
какие-то медные таблички при памятниках имелись? Вообще, поэты
иногда выражаются так, будто описывают свои галлюцинации, случа-
ющиеся после принятия известных веществ вовнутрь.
8. У до неприличия пристально (но тихо) пялящихся девушек больше
нет заботы, как печалиться об отступившем от Равенны море? И их
печаль проходит робкой (а почему не храброй, кстати?) ЧЕРЕДОЙ,
видимо, по кругу, будучи как бы нанизанной на чётки вперемешку с
чем-то там ещё?
В общем, не стихи, а вымученная хрень. Отчёт по Равенне у Блока
толком не получился. Сложный многоходовый примаз к Данте вышел у
него халтурным, вызывающим некоторое чувство досады.
Площадь народа (piazza del Popolo), главная в Равенне. Слева под тентами раздают
бесплатные карты города, если интуиция доведёт вас до этого прекрасного
места по компасу.
Базилика Сан Витале (San Vitale) снаружи. Самая мозаистая в Равенне.
Император Максимилиан с тазиком и группой поддержки. Самая популярная
мозаика базилики Сан Витале.
Мозаика в базилике Сан Витале.
Мозаика в базилике Сан Витале.
Мавзолей Галлы Плачидии (Galla Placidia) рядом с базиликой Сан Витале.
Мозаика в мавзолее Галлы Плачидии.
Какой-то шкаф на мозаике в мавзолее Галлы Плачидии.
Арийский меандр на мозаике в мавзолее Галлы Плачидии.
Баптистерий (крестильня) ортодоксов (Battistero degli ortodossi
o Neoniano), тоже сараистый снаружи, но мозаистый внутри.
Крестильная ванна в баптистерии Neoniano.
В неё помещаются за раз человек двадцать.
Мозаистый потолок в баптистерии Neoniano.
Новая базилика Святого Апполлинария (Basilica di San. Appollinare
Nuova), тоже с мозаиками. На этот раз башня не падающая,
а всего лишь снимок такой.
Волхвы в трико на мозаике в Новой базилике Св. Апполинария.
Венецианская крепость Рокка (Rocca) в Равенне. Башня цитадели.
Так, возможно, выглядела цитадель крепости Рокка в своё время.
Башня, показанная на предыдущем снимке, здесь в самом низу.
Перефотографирвано со стенда. Без разрешения.
Мавзолей Теодориха Великого (451-524), короля остготов.
Мавзолей Данте Алигьери в Равенне, особо святое место.
Построен в 1780 г.
Италия - страна доставучих граффити.
Улица Марончелли в Равенне, район железнодорожного вокзала.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Равенна как город мавзолеев и мозаик