Александр Бурьяк

Равенна как город мавзолеев и мозаик

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Равенна плоская и внешне простенькая. Моря из неё не видно (но оно где-то недалеко, я уверен). Мозаичные следы великого прошлого Равенны прячутся в облезлых краснокирпичных постройках с архитек- турным качеством чуть выше уровня товарных складов при железной дороге. Мозаики впечатляют, но не понятно, какую часть их велико- лепия относить на усилия реставраторов. * * * Венецианскя крепость Rocca -- в полуразваленном состоянии. Её цитадель, как водится у теперешних западоидов, испоганена "летней сценой". Это ж у них массовый заскок такой: всадиться со сценой и стульями в самый центр какого-нибудь исторического места. Я ни разу не видел, чтобы такие сцены использовались. Думаю, 99% свое- го существования эти сцены только мешают воспринимать и фотогра- фировать объекты, ради которых ты притаскиваешься. * * * При небольшом мавзолее Теодориха Великого, короля остготов, жившего в 451-526 гг., -- огромный офис для продажи входных биле- тов и сувениров. Цена этих билетов -- 4 евро, поскольку надо ведь окупать офис. Между тем, зрелищности там хорошо, если евра на два. Соответственно посетителей нету. Вокруг площадки, где мавзо- лей, насадили деревьев и наставили заборов, чтобы было затрудни- тельно фотографировать этот мавзолей без билета, но исхитриться ещё можно вполне. Об этом остготском короле Теодорихе тепло отзывается Никколо Макьявелли в "Истории Флоренции" (книга I, раздел VI): "Вот почему Теодорих справедливо заслужил похвалы -- ведь он первый положил предел столь многим несчастьям. За тридцать восемь лет своего царствования в Италии он так возвеличил её, что исчез- ли даже следы войн и смут. Но по смерти Теодориха влсть перешла к Алариху, сыну его дочери Амаласунты, и в скором времени неутолён- ная ещё злая судьба вновь погрузила страну в те же бедствия." Теодорих Великий вторгся на Апеннины в 489 г. и к 493 г. завое- вал и их, и Сицилию, и даже Далмацию. В возрасте с 8 до 18 лет прожил в Константинополе в качестве дипломатического заложника и там пропитался римско-греческой культурой. Всего остготы рулили в Италии около 63 лет, а потом они там как бы рассосались. Для сравнения: Советская власть в России сущест- вовала около 73 лет. * * * Вообще, осмотровый сервис в Равенне не очень дружественный. Предлагают за 9.5 евро билет на 5 объектов сразу, а по-отдельно- сти билеты на эти объекты не продаются. Один из объектов -- архи- епископский музейчик при капелле Св. Андреа. Музейчик бедненький, зато в нём есть туалет для посетителей, на других объектах таки отсутствующий. И ещё там можно пить воду из-под крана Но в музей- чике не разрешают фотографировать, о, Господи! -- хотя можно свободно фотографировать, к примеру в музеях Ватикана. * * * Равеннские городские стены не сохранились, но сохранилось не- сколько городских ворот. * * * В Равнне похоронен Данте Алигьери (1265-1321) -- итальянский средневековый поэт, думальщик, политический активист и чиновник, посмертно весьма почитаемый, но закончивший жизнь в общем-то в изгнании (хотя и не в бедности), выпертый из родного города -- Флоренции. Умер он как раз в Равенне. От малярии. Трактаты Данте: "Пир", "О монархии", "О народном красноречии", "Вопрос о воде и земле". * * * Дочка заметила: равеннские негры на вокзале забираются в вагоны поездов, находящихся в процессе заполнения пассажирами, и бес- платно пользуются туалетами. Подозреваю, что, может, на обратном пути из вагонов они вдобавок прихватывают неприсмотренные вещич- ки. Камер наблюдения там, конечно, хватает, но не факт, что они исправные, да и негры ведь почти все на одно лицо, а главное -- это то, что полиция мелочами не заморачивается. * * * Александра Блока, надо полагать, тоже заносило в Равенну. Как же, как же: там ведь гробница Данте. Чтобы отметиться в том или ином месте, я пишу репортажик с фотографиями, а Блок писал стихи. По поводу Равенны они получились у него, мягко говоря, не совсем блестящими, так что я, когда мне их подсунули, грешным делом да- же подумал сначала, что это натрещал Иосиф Бродский -- тот ещё любитель столбиться выспренными поэзами при особо значимых объек- тах (крепкой памятью на чужие неважные рифмы я не отличаюсь, из- за чего опозориться указанным образом -- дело для меня элементар- ное). Итак, Александр Блок, "Равенна": Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик. И догорает позолота В стенах прохладных базилик. От медленных лобзаний влаги Нежнее грубый свод гробниц, Где зеленеют саркофаги Святых монахов и цариц. Безмолвны гробовые залы, Тенист и хладен их порог, Чтоб черный взор блаженной Галлы, Проснувшись, камня не прожег. Военной брани и обиды Забыт и стерт кровавый след, Чтобы воскресший глас Плакиды Не пел страстей протекших лет. Далёко отступило море, И розы оцепили вал, Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал. А виноградные пустыни, Дома и люди - всё гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба. Лишь в пристальном и тихом взоре Равеннских девушек, порой, Печаль о невозвратном море Проходит робкой чередой. Лишь по ночам, склонясь к долинам, Ведя векам грядущим счет, Тень Данта с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет. Май-июнь 1909 Поехли. 1. Младенцы спят не в руках, а НА руках. Это вопрос не языковой нормы, а механики и физиологии: младенцев держать в руках тоже можно, но только слегка зажав, к примеру, с боков. И у младенцев при этом спать вряд ли получится. 2. Зачем ввозить мозаики сквозь римские ворота, если проще и на- дёжнее делать эти мозаики сразу на подобающих местах? 3. Хладность порога мавзолея защищает каменную крышку саркофага от возможного прожигания её взором Плакиды (Плачидии)? А с како- го, простите, рожна? Потом, пусть бы дама прожигала, если что: это же интересный феномен и всё такое. Или страшно, что воскрес- шая и вылезшая из гроба Плачидия будет бегать по Равенне за поэ- тами, припёршимися отмечаться возле останков Данте? 4. Какой смысл покойному Теодориху МЕЧТАТЬ о "буре жизни", если она для него уже определённо прошла? Вот с некоторой натяжкой ВСПОМИНАТЬ о ней он, может, ещё способен. 5. "Виноградные пустыни" -- это как именно? Высохшие виноградники, что ли? А с чего бы им высыхать в тех благодатных местах? Может, подразумевались какие-нибудь виноградные БЕЗЛЮДЬЯ? 6. "Дома и люди - всё гроба" -- ассоциация странноватая: имитируе- мая, похоже, единственно для того, чтобы ещё один куплет вышел. 7. Про трубно поющую на плитах медь я и вовсе не понял. Может, какие-то медные таблички при памятниках имелись? Вообще, поэты иногда выражаются так, будто описывают свои галлюцинации, случа- ющиеся после принятия известных веществ вовнутрь. 8. У до неприличия пристально (но тихо) пялящихся девушек больше нет заботы, как печалиться об отступившем от Равенны море? И их печаль проходит робкой (а почему не храброй, кстати?) ЧЕРЕДОЙ, видимо, по кругу, будучи как бы нанизанной на чётки вперемешку с чем-то там ещё? В общем, не стихи, а вымученная хрень. Отчёт по Равенне у Блока толком не получился. Сложный многоходовый примаз к Данте вышел у него халтурным, вызывающим некоторое чувство досады.
Равенна, piazza del Popolo
Площадь народа (piazza del Popolo), главная в Равенне. Слева под тентами раздают бесплатные карты города, если интуиция доведёт вас до этого прекрасного места по компасу.
Равенна, базилика Сан Витале
Базилика Сан Витале (San Vitale) снаружи. Самая мозаистая в Равенне.
Равенна, базилика Сан Витале
Император Максимилиан с тазиком и группой поддержки. Самая популярная мозаика базилики Сан Витале.
Равенна, базилика Сан Витале
Мозаика в базилике Сан Витале.
Равенна, базилика Сан Витале
Мозаика в базилике Сан Витале.
Равенна, мавзолей Галлы Плачидии
Мавзолей Галлы Плачидии (Galla Placidia) рядом с базиликой Сан Витале.
Равенна, мавзолей Галлы Плачидии
Мозаика в мавзолее Галлы Плачидии.
Равенна, мавзолей Галлы Плачидии
Какой-то шкаф на мозаике в мавзолее Галлы Плачидии.
Равенна, мавзолей Галлы Плачидии
Арийский меандр на мозаике в мавзолее Галлы Плачидии.
Равенна, баптистерий Neoniano
Баптистерий (крестильня) ортодоксов (Battistero degli ortodossi o Neoniano), тоже сараистый снаружи, но мозаистый внутри.
Равенна, баптистерий Neoniano
Крестильная ванна в баптистерии Neoniano. В неё помещаются за раз человек двадцать.
Равенна, баптистерий Neoniano
Мозаистый потолок в баптистерии Neoniano.
Равенна, Новая базилика Святого Апполлинария
Новая базилика Святого Апполлинария (Basilica di San. Appollinare Nuova), тоже с мозаиками. На этот раз башня не падающая, а всего лишь снимок такой.
Равенна, Новая базилика Святого Апполлинария
Волхвы в трико на мозаике в Новой базилике Св. Апполинария.
Равенна
Венецианская крепость Рокка (Rocca) в Равенне. Башня цитадели.
Равенна, крепость Рокка
Так, возможно, выглядела цитадель крепости Рокка в своё время. Башня, показанная на предыдущем снимке, здесь в самом низу. Перефотографирвано со стенда. Без разрешения.
Равенна, мавзолей Теодориха Великого
Мавзолей Теодориха Великого (451-524), короля остготов.
Равенна, мавзолей Данте Алигьери
Мавзолей Данте Алигьери в Равенне, особо святое место. Построен в 1780 г.
Равенна
Италия - страна доставучих граффити. Улица Марончелли в Равенне, район железнодорожного вокзала.

Возврат на главную страницу          Александр Бурьяк / Равенна как город мавзолеев и мозаик