Ватикан, если говорить по совести и по правде, -- не государст-
во, а только государствоподобное образование. Поскольку он один в
своём роде, то натягивать на него понятие "государство" нет смыс-
ла.
С Ватиканом есть та проблема, что не понятно, где он начинается
и где заканчивается: пограничная полоса не вскопана, пограничные
столбы не высятся, сторожевые собаки не лают, швейцарская гвардия
не тычет в вас алебардами и вообще едва попадается на глаза. Ах,
да, кое-где крепостная стена есть. Неплохая.
Из-за своих неопределённостей на границе Ватикан не воспринима-
ется как отдельная страна и не радует расширением списка стран,
до которых удалось добраться. Это всего лишь райончик Рима, час-
тью почти как проходной двор, только по-особенному отмеченный в
каких-то там бумагах (Латеранских соглашениях 1929 г.).
Кстати, забавно, что при Святом Престоле имеется посольство
Италии (посольства всяких государств здесь аккредитуются при Свя-
том Престоле, а не в государстве Ватикан), причём это посольство
располагается не в Ватикане, а в "остальном" Риме, как и другие
посольства при Святом Престоле, -- якобы из-за нехватки места в
Ватикане (ой, я бы нашёл).
До 1929 г., до Латеранских соглашений, Ватиканом назывался
только холм в этих местах. На холме якобы располагается комплекс
построек папской резиденции. Я этого холма не заметил (то ли он
просел, то ли его стоптали паломники и туристы), зато заметил
возвышение слева от площади Святого Петра (если стоять спиной к
Тибру).
* * *
Всякий католический священнослужитель -- как бы гражданин Вати-
кана, точнее, лицо с двойным гражданством. В качестве гражданина
Ватикана он большими правами, впрочем, не обладает. К примеру, не
имеет права избирать, если только он не кардинал.
* * *
Политический строй в государстве Ватикан -- не "теократия", а
скорее "верхушечная демократия" (коллегиальное управление). Кар-
диналы папу таки реально выбирают. Правда, папа потом правит
пожизненно или пока это ему не надоест. Жизнь папы может быть
сокращена, разумеется, но в наше гуманизированное время это уже,
вроде бы, не практикуется. Папа назначает кардиналов, но им его
не переизбирать. И у папы нет наследников, поэтому влиять на
следующий выбор он может разве что в интересах дела, как он эти
интересы понимает.
* * *
Напомним себе, что в католической церкви есть 1) степени свя-
щенства, 2) степени святости, 3) пасторско-административная долж-
ностная иерархия, 4) монашеская иерархия.
Степеней священства только три:
- епископы;
- пресвитеры;
- диаконы.
Римский папа -- всего лишь епископ, пусть и главный, викарий
Христа.
Степени святости:
- Santi;
- Beati;
- Venerabli;
- Servi di Dio.
Высшая подкатегория святых -- Apostoli.
Пасторско-административная должностная иерархия (ну, "скелет" её):
- папа (первосвященник, викарий Христа).
- кардинал;
- митрополит (глава церковной провинции, состоящей из епархий
и архиепархий);
- архиепископ;
- епископ как глава епархии;
- епископский викарий, судебный викарий, апостольский викарий;
- настоятель прихода;
- диакон как служитель в храме; капеллан.
Ниже диаконов -- "малые чины": аколиты, экзорцисты, чтецы,
остиарии. Они -- не священнослужители.
Кардиналом может быть и индивид с низкой степенью священства.
Монашеская иерархия (приблизительная, потому что монашеских ор-
денов хватает, а стандарта для них нет; вдобавок там случаются
изменения, едва успеешь к чему-то привыкнуть):
- генеральный настоятель (глава монашеского ордена);
- провинциал (глава провинции ордена);
- аббат (глава аббатства (= монастыря));
- приор (заместитель аббата, глава небольшого монастыря);
- монах;
- новиций.
* * *
Если в нормальных современных государствах первоисточником вла-
сти считается народ, а фактический первоисточник размазан по раз-
ным социальным группам, включающим высшее чиновничество, богачей,
партийные, профсоюзные и церковные бюрократии, международную бю-
рократию и верхушку организованной преступности, то в Ватикане
номинальная власть -- от Бога, а фактическая -- от коллегии
кардиналов. Кардиналы избирают папу, папа назначает кардиналов.
Как бы замкнутый круг. Но имеет место его ЕСТЕСТВЕННОЕ обновле-
ние, поскольку люди смертны. Самый неумолимый борец с диктаторами
-- дама с косой.
* * *
Ватиканяне сами размножаются мало (главные из них не размножа-
ются совсем), поэтому они вынуждены осуществлять импорт "челове-
ческого материала" со стороны.
* * *
То, что ватиканяне обеспечили открытый доступ в свои музеи, ха-
рактеризовало бы их очень положительно, если бы не цена билетов:
при той цене, какая есть, ватиканская открытость -- это не доброе
дело, а просто бизнес.
* * *
Василь Жук -- экскурсовод из Украины, доктор теологии, получив-
ший церковное образование где-то в Италии. Как мне показалось,
самый башковитый из всех экскурсоводов, с которыми я сталкивался,
хотя ребята попадались те ещё. От Василя я слышал, среди прочего,
следующее:
Ранее V века крест не был символом христианства.
Ранее IX века изображения распятого Христа отсутствовали.
На картине Страшного Суда в Сикстинской капелле Микеланджело
изобразил Иисуса Христа как атлета.
Однажды римский папа избил Микеланджело посохом за грубый
ответ. Это описано у Вазари.
Рафаэль Санти умер от венерического заболевания.
Рафаэль Санти -- единственный герой книги Вазари, по поводу ко-
торого у Вазари нет даже намёков на гомосексуальность, хотя этот
Рафаэль и обладал женоподобной внешностью.
В Сикстинской капелле после смерти Микеланджело другие художни-
ки немножко "одели" изображённых им людей. (Я: надо было "одеть"
их больше, а то я чувствую себя в этой капелле, как в мужской
бане, а меня ж в неё не тянет. В женскую -- ещё куда ни шло.)
Пантеон -- храм не всех римских богов, а только двенадцати
главных.
История двенадцати апостолов -- подгонка под привычное
"круглое" число 12.
Как в принципе можно догадаться, я это не запоминал, а сразу
записывал.
* * *
Неприметный, но превосходный музей в Ватикане -- тот, который
с транспортными средствами римских пап. Там выставлены папамоби-
ли, папакареты, даже папаносилки. В отличие от других отделов,
визитёры здесь не толпятся.
* * *
Важное: в Собор Святого Петра попадаешь элементарно, бесплатно
и быстро, если устремляешься не с улицы, а из ватиканских музеев,
а именно на том выходе из Сикстинской капеллы, который направо.
Выход, который налево, -- это к Стансам Рафаэля, правда, через
дегенератский музей "современного искусства" ("крёстный путь" для
мизантропов-антидегенератчиков).
Детальнее: по выходе из Сикстинской капеллы надо сначала прямо,
потом направо вниз по лестнице, потом налево.
Билет в музеи Ватикана обходится в 16 евро, и очередь в эти
музеи много короче, чем очередь в Собор.
Кстати, над обеими очередями надо бы сделать навесы для защиты
людей от солнца. А может, и не надо: пусть посетители мучются от
жары, как мучился Христос в Палестине.
* * *
Небольшие рекомендации тем, кто не насосали много крови у прос-
тых трудящихся и поэтому вынуждены экономить даже на мелочах.
Питьевая вода в Ватикане бесплатно льётся из трубы во дворе. И
можно приносить с собой в музеи много еды (в местных забегаловках
она не дешёвая). То есть, вбившись с утра пораньше в ватиканские
музеи, можно потом осваивать их целый день, а ближе к вечеру от-
правляться в Собор (если вы человек с запросами, он потребует ча-
сов 2-х, как минимум, а присесть там негде, если только не будете
изображать неистово верующего, поэтому лучше сначала передохнуть
на скамейке во дворе музеев или на подоконнике в коридоре возле
кафе).
Добираться до Ватикана можно на метро (это легче, чем искать
вход в метро по выходе из Ватикана).
В замок Ангелов тоже пускают посетителей, причём за относитель-
но небольшие деньги (может, остальное приходится платить, чтобы
выпустили).
* * *
Ватикан местами сильно изгадили "современным искусством". То
есть, теперь из самого что ни на есть центра католицизма подаётся
сигнал на все окраины, что надо "современиться", иначе модернизи-
рованные дегенераты, возможно, отвернутся от церкви, а ведь за
ними наше страшное будущее.
Что толкового привносит в мир современный Ватикан? Боюсь, ниче-
го. Он только делает бизнес на прежних архитектурных и прочих на-
коплениях, ритуально обслуживает менее развитую умственно часть
населения и усугубляет проблемы, вызываемые перенаселением, к ко-
торому он очень даже причастен -- через борьбу с абортами, агита-
цию за подкорм голодающих, препятствование мерам против "бежен-
цев" и общую абсурдизацию человеческих организмов.
* * *
Ватиканские музеи несколько достают своими настырными демонст-
рациями мужских гениталий и нижнезадних частей туловищ в скульп-
турном и живописном вариантах. Я бы не сказал, что это там явля-
ется лейтмотивом, но что-то на подходе к тому таки да. Ой, не на
пустом же месте возникла популярная ныне тема католических свя-
щенников-педофилов. Скажем честно: художественная атмосфера в
стенах Ватикана таки способствует превращению латентных гомосеков
в реальных, а всякие там голозадые ангелочки если не ваялись
педофилами для педофилов, так хотя бы педофилами заказывались.
* * *
Один добрый человек (ладно, всё тот же Василь Жук, да хранит
его Аллах) объяснил мне на пальцах, что католицизм -- это в пер-
вую очередь юрисдикция, а не обрядность: если признаёшь над собой
власть римского папы, то ты -- католик, а молиться можешь хоть
по-иудейски по-православному (но собственно католический ритуал,
наверное, предпочтительнее).
* * *
Со времени моего предыдущего визита в Ватикан случилось в тех
краях вот какое несчастье: с набережной Тибра исчезли букинисты.
Лучше бы оттуда исчезли негры и прочие понаехавшие сбытчики ту-
ристического барахла: букинисты хотя бы не липли, как оводы. И
лично мне букинисты были нужны. Кстати, теперь они располагаются
на площади перед вокзалом Термини, в северозападной её части.
* * *
Авиакомпания Ryan Air умеет (а то и обожает) создавать большие
"живые" очереди из пассажиров, пытающихся попасть в её самолёты.
Нет, я понимаю, что это делается частично не из любви к искусст-
ву, а чтобы выжать из самых слабых и нетерпеливых деньги за вне-
очередной проход на посадку. Но всё равно это смотрится как ужас-
ное проявление неспособности чётко организовать удобное обслужи-
вание, позорит белых людей и дискредитирует Запад.
Почему мне вспомнились эти райанэйровские очереди в теме про
Ватикан? Наверняка потому, что очередями Ватикан грешит тоже. А
ведь про него не скажешь, что креста на нём нет.
Вид на наш маленький Ватикан со стороны сонной,
зловонной, мутно-зелёной реки Тибр. Деревья за домами
растут, как я понимаю, на том самом холме Ватикан,
который дал название целому государству,
пусть и специфическому.
Вот так однажды, наконец, оказывается прямо перед тобой
замок Святого Ангела, и ты начинаешь подозревать,
что твоя жизнь, наверное, всё-таки почти состоялась.
Главная перспектива Ватикана. Кто её самолично
глазами не пожирал, тот должен всенепременно
запланировать ещё пожрать, иначе зачем всё?!
В каком-то из этих окон рискует показываться
римский папа, когда меня нет в Ватикане.
Бравые папские гвардейцы в униформе синего образца
высматривают турецких террористов.
Укрепления Ватикана местами те ещё. Нашлёпка на стене
слева - не иначе древний сортир, элемент системы
обороны рва, ныне отсутствующего.
Папамобиль в ватиканском музее церковного транспорта.
Во дворах Ватикана.
Кормёжка в Ватикане.
Очередь за ватиканской водой. Номинально вода не святая,
а на самом деле кто её знает.
Древнеегипетский подголовник (эквивалент подушки)
в отделе египетских древностей музеев Ватикана.
В зале древнеримской скульптуры.
Вот эта скульптура жреца Лаокоона с сыновьями
известна мне с детства по учебнику истории
для 5 класса советской средней школы.
Ватиканские стенные и потолочные росписи - тема
неисчерпаемая, так что лучше слезать с нёе, едва затронув.
Сикстинская капелла - из самого-самого в Ватикане.
Вообще-то фотографировать там запрещено, но я
был воспитан на подвигах советских разведчиков.
Стансы Рафаэля. Не проходим мимо: на ступенях возлежит
древний мизантроп Диоген.
А вот и ватиканские гвардейцы в более привычной нам
расцветке.
Замок Святого Ангела, вид с тыла. Слева - виадук,
по которому папы пробирались в замок и обратно.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Наш маленький Ватикан