У казахстанцев, как и у россиян, и некоторых других наций, аж
две столицы: новая -- Астана и старая -- Алматы.
В 2016 году Алматы таки отмечал своё тысячелетие, причём не без
участия UNESCO, хотя эта огранизация, разумеется, далеко не абсо-
лютный авторитет. Город-крепость Верный был основан русскими в
1854 году, вот только далеко не на пустом месте.
С сайта www.ca-portal.ru (статья "Тысячелетний Алматы: реаль-
ность или вымысел?"):
"Согласно существующему устойчивому мнению, официально устано-
вить дату рождения Алматы нужно было для предотвращения информа-
ционно-политических атак со стороны северного соседа, который не
устает заявлять: мол, если бы они, колонизаторы, не основали
Верный, то никакого города бы не было. Аргумент, конечно, весо-
мый, особенно для плебеев, ничего не смыслящих (да и не желающих
"смыслить") во всемирной истории городов, преемственности культур
и принципах военно-стратегической колонизации."
"Есть многочисленные материальные подтверждения того, что наши
предки не просто жили здесь две с половиной тысячи лет назад, но
и довольно красиво жили. Об этом свидетельствуют артефакты в
сако-скиф-ском зверином стиле -- золотые украшения, ритуальные
курильницы, величественные бронзовые казаны, жертвенники."
"Есть многочисленные письменные источники - арабские, иранские,
европейские и китайские, которые не только говорят в пользу суще-
ствования здесь развитой городской инфраструктуры, но и содержат
упоминания конкретных названий (в разной тран-скрипции): Алмалык,
Алмату, Алматы."
"Одним из убедительных доказательств этого являются серебряные
монеты (дирхемы) "алматинского монетного двора", датируемые кон-
цом XIII века (эпоха Золотой орды и Тамерлана). Наиболее ранние
из них (две монеты), отчеканенные в 1271-72 годах, были найдены
на территории погранучилища (здесь, как утверждают археологи, и
был Алмату-Алматы) в 1979 году."
"Если же говорить о российских источниках, то в середине поза-
прошлого века "колонизаторы" упорно называли это место "Алматы",
говоря о том, что Верный был заложен на месте старинного казахс-
кого города. Да и кирпичи для русско-казачьей крепости, по свиде-
тельствам очевидцев, брали из разрушенных стен какого-то большого
города, находившегося неподалеку."
По поводу того, что исконно кочевые казахи примазываются к чу-
жому стационарному поселению. Алматы -- древний город казахстан-
цев, а не казахов. Доказательств того, что в древнем Алматы не
было казахов, наверное, нету. Хватает народов, которые достойно
пользуются столицами, не ими основанными: французы, британцы,
турки, литовцы, латыши, эстонцы т. д. -- и что из того?
Из того, что казахи -- исконно кочевой народ, не следует, что
им не были нужны города: жители городов не занимались хлебопаше-
ством, а занимались РЕМЁСЛАМИ и ТОРГОВЛЕЙ -- вещами, которые были
нужны и кочевникам. Скажем, Мекка и Медина времён Пророка
Мухаммеда -- были вполне себе города (ладно, городки), а не стой-
бища, хотя тогдашние арабы были в целом кочевым народом, а усло-
вия для земледения в районе Мекки и Медины были минимальными.
* * *
Про то, как называть этот милый город. Название "Алма-Ата"
("яблоко" + "отец"), принятое в 1921 году, -- на казахском языке
означает какую-то ерунду, и казахов оно, наверное, довольно коро-
бит. Сами они даже в трудное советское время неофициально называ-
ли свой город "Алматы" ("Яблоневый"), предварительно оглядываясь
на всякий случай по сторонам (согласно некоторым источникам, ни
фига они не оглядывались, а прямо так по-казахски и писали: "Ал-
маты" ). С 1993 года они стали применять "Алматы" официально --
как в с казахскоязычных, так и в русскоязычных текстах. "Алматы"
-- это не казахский вариант произнесения слова "Алма-Ата", а дру-
гое слово. То есть, город переименовали. Если я скажу, что это
как "Кёнигсберг" поменяли на "Калининград", то сразу станет по-
нятнее, да?
Правильное прилагательное от "Алматы" -- наверняка "алматынс-
кий", а не "алматинский", как многие пишут и читают. Потому что
"ы" в этом слове -- не окончание, а суффикс. Менять "ы" на "и"
нет резона. Поскольку в русском языке не так уж много случаев
(точнее, похоже, ни одного -- помимо данного) производства при-
лагательных от существительных с основой на "ы", то о каких-то
весомых образцах, традициях, правилах здесь говорить не приходит-
ся. Поэтому можно смело писать "алматынский", а не какой-нибудь
"алматинский" (кальку с "алма-атинского") или "алматыйский"
(кальку с "илийский"), и слать всех критиков подальше -- в линг-
вистику, культурологию, политологию, психологию, этнопсихологию,
психиатрию, общую и прикладную критикологию и т. п. Ваши весомей-
шие аргументы на самый крайний случай:
- в принципе любой естественный язык местами допускает
вариации;
- язык таки развивается -- и таки через смелые нововведения;
- путиноиды -- вымариватели русского народа -- вам не указ (а
то?).
Мне перечат: так есть же, к примеру, город Карталы аж в Челя-
бинской области, и от этого города имеется прилагательное "кар-
талинский". Да, имеется, но что из того? В интернете всплывает
вот эта, скажем, новость: в Карталах убили евр... егеря. То есть,
"ы" в этом слове переделали в окончание, потому что исходно "кар-
талы" значило "орлиный -- от тюркского слова "картал" -- "орёл",
и преткновенное "ы" в нём выступало таки в качестве суффикса. Ес-
ли считается плебейством или выпендрёжем говорение, к примеру,
"надысь побывал в ваших Сочах", то почему "в Алматах" -- это про-
явление русскости, а не выпендрючести или плебеистости?
* * *
Если вы обитаете в Казахстане в районе Алматы, то надо, похоже,
настраиваться на культурную подпитку из Китая (и соответственно
подучивать китайский язык). И когда возникает духовная потреб-
ность припасть к грандиозному, а денег и времени на дальние пере-
лёты особо нету, надо устремляться в какой-нибудь Сиань. До него
из Алматы в два с лишним раза ближе, чем до Парижа.
От Алматы до Дели в два раза ближе, чем даже до Сианя, но Дели
вряд ли станет вашим любимым городом (а Индия -- вашей любимой
страной).
Вообще, если честно, то Алматы для любителя путешествий средней
дальности (чтоб многообразная граница была в 1..4 часах лёта) --
не лучший выбор в качестве места постоянного обитания: с этим на-
до поближе к Европе.
Кстати, для путешественника страна с наилучшим расположением --
это наверное... Израиль. Ладно, Турция. Вообще, тот регион (ещё
Силия, Ливан, Иордания, Египет, Ирак, Греция). Вдобавок в нём са-
мом немеряно разных достопримечательностей, ан вот поди ж ты...
Некоторых там надо учить хорошо жить, но они категорически не хо-
тят учиться и только отравляют жизнь друг дружке.
А самая неудобная для заграничных путешествий (но ещё удобная
для жизни) страна -- это Новая Зеландия.
* * *
"А-та" -- распространённое среди русскоязычных казахстанцев
сокращённое название бывшей столицы страны. Используется только
в письменной речи. "Алма-Ата" -- слишком длинно для современно-
сти, а "Алматы" -- слишком жирно для Назарбаева.
До разваливания СССР Алма-Ата была преимущественно русским го-
родом. Знание русского языка среди казахов уважалось, и успел да-
же сформироваться социальный слой русскоязычных казахов, слабова-
то владеющих родным языком.
Русских и русскоязычных здесь не бьют и даже не обижают: волна
грубой национазизации прошла в 1990-х. Казахское национальное го-
сударство состоялось, европеизировалось, умиротворилось. Русский
фактор стал даже цениться -- как противовес китайскому. Китай та-
ки нависает над всем регионом своей неимоверной численностью на-
селения и -- чего уж там -- новой экономической и военной мощью,
и его давление чуть ли не ощущается физически. Если китайцы сюда
ломанутся, казахстанцам не выстоять.
(Из инсайдерских комментариев:
"Был спровоцированный сверху прогнившей верхушкой КПСС конфликт
и выступления на площади по поводу назначения русского Колбина на
пост руководителя Казахстана -- можно погуглить в Сети. Бытовой
национализм присутствует в легкой форме. Однако русских становит-
ся здесь всё меньше -- видимо, что-то находят дискомфортным и
уезжают. Православное Рождество -- официальный праздник, наравне
с Курбан байрамом. Здесь спасибо Назарбаеву. На Рождество все
казахи, как правило, отдыхают, на русскую Пасху едят варёные яйца
и куличи, а русские с удовольствием отдыхают на мусульманский
Курбан байрам и жрут баранину, которую им дают казахи. Так что
грубого национализма нет и не было.")
Современные казахи (по крайней мере в городах) -- европеоиды по
культуре, но с националистическим отношением к "корням", истории,
безвредным рудиментам (языку, традициям, декоруму, фольклору
музыке).
Среди казахстанцев вполне имеется понимание того, что современ-
ный Казахстан в значительной степени обязан своей цивилизованнос-
тью не столько собственным усилиям казахов, сколько вхождению в
Российскую Империю, а позже -- в СССР. Заметим только, что казахи
много чего дали взамен. К примеру, в Великую Отечественную войну
они сражались за Советский Союз на всю катушку, потом немало уча-
ствовали в афганской кампании.
* * *
В отличие от аэропортов, к примеру, Москвы и Минска, в аэропор-
ту Алматы нет шильд и объявлений на китайском языке. Языки алма-
тынского аэропорта -- казахский, русский и английский. И расписа-
ние полётов отнюдь не пестрит рейсами в китайскую сторону, хотя
общая с Китаем граница таки имеется. Более того, китайцы в Алматы
(насколько их можно отличить от казахов и киргизов) почти не по-
падаются на глаза. Вызвано это, надо думать, не "традиционной
ориентацией на Россию" и не чувством глубокой благодарности к
русскому народу за космодром Байконур, ядерные испытания под Се-
мипалатинском и многое другое, а нормальным здоровым страхом пе-
ред огромной массой бесцеремонных китайцев, которым в Поднебесной
империи становится всё теснее.
* * *
От экскурсовода:
Семиречье -- историческое название местности, где располагается
Алматы. (Я: не путать с ведийским Семиречьем -- северо-западной
частью Индостана с прилегающим районом Афганистана).
Саки были белобрысые с серыми глазами. (Современные потомки
саков -- уйсуни.)
Самый первый завод в Алматы (ну, в то время - Верном) был пиво-
варенным. Второй -- водочным.
Карагач -- основное дерево в Алматы.
Катальпа -- модное дерево в Алматы. Японское по происхождению.
Большие "сердцеобразные" листья. Плоды -- длинные узкие стручки.
В Казахстане лох -- это дикая маслина. Её много растёт вдоль
дорог в районе Алматы. "Очень хорошо переносит пыль, копоть,
газ." (Википедия)
Деревня Новая Алексеевка возле Алматы -- бывшая Голопуповка.
(Я: Голопуповок и Новых Алексеевок, оказывается, несколько.)
В алматынской области есть почти все климатические зоны: от пу-
стынь до вечных снегов. (Как я догадываюсь, отсутствуют тропики и
субтропики.)
В 100 км от Алматы есть речка Турген. Она впадает в реку Или.
Питается в основном ледниками. Известна симпатичным ущельем и
водопадами. Популярна, но селеопасна. На речке располагается
форелевое хозяйство.
* * *
В Алматы носятся с Золотым человеком, хотя точно не известно
даже, мужчина это или женщина. Ну, женщина ведь тоже человек,
пусть и своеобразный. Скелет Золотого человека нашлись в одном
из сакских курганов (от "саки", а не от "саксы"). На скелете были
остатки одежды, обшитой золотыми пластинками, отсюда и рекламное
название. Золотой человек был не тюрок, а сак, но с той поры пле-
мена здесь всё равно немало наобменивались генетическим и куль-
турным материалом. Золотой человек -- среди прочего, на столпе
перед акиматом (мэрией) А-ты.
* * *
Нехорошее в Алматы -- необильность шильд с названиями улиц и
номерами домов на этих улицах. В этой сфере казахи проявили бере-
жливость, наверное, зря. Город под туристов пока что не шибко
заточен.
Самый крупный недостаток Алматы как туристического места состо-
ит в том, что до него три года лететь далековато добираться даже
на самолёте.
* * *
Нельзя сказать, что Алматы маловато отличается архитектурой со-
ветского периода от других благоустроенных городов бывшего СССР.
Некоторое отличие имется, причём по большей части в лучшую сторо-
ну. Но даже если бы отличия было мало, в этом и состояла бы экзо-
тичность Алматы: это всё-таки бывшая столица государства бывшего
степного кочевого народа (до 1917 года не сооружавшего ничего
сложнее юрт), выстроенная -- по европейским понятиям -- чёрт зна-
ет где: за степями, за морями, под какими-то горами. Правда, до
1990-х преимущественным населением Алматы были русские и русско-
язычные.
* * *
Алматы -- город довольно рассредоточенный, в последнее время
застраиваемый больше под автомобили, а не под людей. Говорят, это
происки тех, кто кормятся от продажи нефти. Общественный транс-
порт в Алматы не очень развит, так что алматынцев попросту вынуж-
дают пользоваться легковыми автомобилями. Между тем, даже в со-
ветское время считалось, что в Алма-Ате чрезмерно загрязнённый
воздух из-за плоховатой продуваемости межгорья. Но по личным ощу-
щениям вонючесть Алматы в среднем меньшая, чем, скажем, вонючесть
двора моего минского дома в зимнее утро, когда сразу несколько
автопридурков прогревают моторы своих колымаг.
* * *
Алматы -- город чистый. Во всяком случае не грязнее городов Ев-
ропы. У казахов нету манеры бросать мусор куда попадя. Вспоминаю,
как выглядела Hohe Strasse в Кёльне ранним утром, до приезда убо-
рочной машины: улицы Алматы заведомо чище в любое время суток.
В отличие от некоторых центров европейской цивилизации (ой, да
скажем прямо: Болоньи, к примеру), граффити в Алматы -- большая
редкость. Вот пусть так и останется. Уже можно возить европейцев
сюда на воспитательные экскурсии.
* * *
Арыки в Алматы -- эквивалент ливневой канализации европейских
городов. Алматынские арыки бетонные, довольно аккуратные и мусо-
ром не заваленные.
* * *
В архитектурном отношении Алматы эффектнее, к примеру, Минска,
но не эффектнее, к примеру, Киева.
Алма-атинская школа архитекторов считалась в СССР очень сильной.
Вообще, Алма-Ата много выиграла от того, что в годы Великой Оте-
чественной войны стала одним из нескольких мест, куда эвакуирова-
лись исследовательские и проектные учреждения.
Здание Казахстанской Академии Наук строил архитектор Щусев --
тот самый, который строил Мавзолей Ленина.
* * *
Братья Оттон Баум (1842-1892) и Эдуард Баум (1850-1921) -- ини-
циаторы озеленения города Верного. Оттон был главным садовником и
заведующим Казённым садом в Верном, Эдуард -- главным лесничим
Семиреченской области. Верный стал котироваться как город-сад ещё
до Октябрьской революции 1917 года. Напомним себе, что Baum -- это
"дерево" по-немецки.
* * *
Западнутиков (волосатиков, небритиков и т. п.) на улицах Алматы
заметно меньше, чем в Минске, но несколько больше, чем в Ташкен-
те.
Индивидуи в трусах встречаются на улицах первой столицы Казахс-
тана очень редко, и это, как правило, не казахи, а обладатели
русскоязычных физиономий.
Пару раз за неделю я видел сопляков на мерзких гремучих "скейт-
бордах", так что процесс западнизации-деградации пошёл и в этих
краях, но медленнее, чем в более приближенных к Европе местнос-
тях.
В аэропорту Алматы девушка устроила свои небритые обутые ноги
на кресло, я спросил её, не в Европе ли она этому научилась, и на
ноги с кресла убрала, а на мой вопрос не ответила. Чёрт, снова эта
мучительная неопределённость...
* * *
В А-те не видать бомжей и алкашей. Говорят, раньше они были,
пусть и не массово. Можно заподозрить очень хорошее: их куда-то
девают. Обрыганные тротуары на глаза не попадались.
* * *
Национальной одежды почти никто из казахов в А-те не носит,
даже тех изящных национальных остроконечных войлочных шапочек,
какие я видел на казахах в Ташкенте в 1981 г.
Вполне реально проболтаться целый день по улицам Алматы и не
встретить ни одного негра. Но в принципе они тут имеются, причём
не только как туристы.
* * *
В Алматы популярно блюдо "лагман". Есть даже особые кафе, спе-
циализирующиеся на лагмане. Лагман готовится из мяса, овощей и
длинной лапши. Если в Ташкенте лагман может иметь консистенцию
супа, но в Алматы он такой, что можно есть его палочками. Ну, или
вилкой.
* * *
Алматы -- город фотогеничный: прилекательные ракурсы открывают-
ся сплошь и рядом, хотя, вроде бы, нет принципиальной разницы,
скажем, с Минском, если не считать гор на заднем плане. Некоторая
недоработанность -- разве что в водной части: бетонированное су-
хое русло Малой Алматинки смотрится экзотично, но уныловато.
Что сделать, чтобы Алматы стал одним из лучших городов мира,
особо привлеекательных для туристов:
- деавтомобилизировать процентов хотя бы на 70%;
- нарастить метро;
- укрепить наземный общественный транспорт;
- добавить заполненных водоёмов;
- добавить казахскости;
- прекратить уничтожение архитектурного наследия;
- ресторанные юрты делать аутентичнее.
Я думал предложить ещё конную полицию, но, боюсь, ей нечем
будет заниматься.
Вообще, какая у казахов есть экзотика:
- лошади, верблюды;
- юрты;
- ковры;
- национальная кухня;
- национальная одежда: халаты, шапки;
- национальный декорум: узоры там всякие, частью ещё от
скифских времён;
- натуральные пейзажи (их можно помещать на больших
фотографиях).
* * *
Если говорить о позитивных рудиментах советскости, то их больше
в А-те, а не, к примеру, в Минске. Из дореволюционных зданий
здесь мало что сохранилось, сталинский ампир -- частый, но в
основном скромноватый, зато обильно и с блеском представлен
период 1960-х и 1970-х -- так называемый как бы "застой". Почти
всегда отлично выглядит и новейшая алматынская архитектура.
Плебсовых хрущовок и брежнёвок в А-те хватает, но они здесь
как-то почти сплошь сдобрены национальными добавками, какими-то
картинными достроечками, современным апгрейдом или просто замас-
кированы зеленью, так что отнюдь не раздражают однообразием.
Визуально различимое качество "человеческого материла" здесь
явно выше, чем в Москве, Киеве, Минске и тем более Вильнюсе,
безжалостно брошенном под каток тотальной либерастизации.
Волосатость, татуировки, пирсинг, короткие штаны здесь попада-
ются на глаза нечасто, да и то больше среди обладателей русско-
язычных физиономий. Хип-хоперов видишь крайне редко, панков рис-
куешь за несколько дней на улицах не встретить вовсе (может, их
здесь и нету).
Если казахи меньше русских удалились от "дикости" (от эпохи
здорового кочевого варварства, близости к природе, конкретности в
борьбе за существование), это скорее позитив.
У взрослых казахов нередко бандитские (ладно, мужественные) фи-
зиономии, зато казашки -- как правило, симпатичны, а то и краса-
вицы. Как бы бандитскость физиономий казахов -- это наверняка
всего лишь лишь восприятие их расового типа европеодским взгля-
дом.
* * *
Какое старьё искать в Алматы (самолично я видел не всё из
перечисленного):
- кафедральный туркестанский Софийский собор (1904-1906),
ныне Вознесенский собор, парк им. 28 героев-панфиорвцев;
- Никольская церковь (1908), угол Кабанбай батыра и
Байтурсынова;
- дом купца Шахвостова (1890), Назарбаев кэшеси 99-97а
(ныне консульство США);
- дом (1905-1908) почётного гражданина города Верного
Т. А. Головизина, Назарбаев кэшеси, 162;
- Верненская мужская гимназия (1895), Казбек би кэшеси, 28;
- пансион Верненской мужской гимназии (1907), Достык кэшеси,
15;
- детский приют (1892), Кабанбай батыр, 132;
- крепость, ул. Утепова, 29, левый берег Большой Алматинки,
сохранились остатки вала и 8 первоначальных построек;
- казённый дом директора детского приюта (голубой, одноэтаж-
ный), ул. Сейфулина, 551;
- учительская семинария, ул. Толеби, 31;
- дом офицерского собрания (1908), деревянный, ул. Зенкова,
24;
- здание общественных собраний (1910), жёлтое, полутораэтаж-
ное, ул. Пушкина, 63;
- торговый дом купца Габдулиева (нач. XX в.), Жибек жолы, 39;
- дом купца Гаврилова (нач. XX в.), одноэтажный, Желтоксан,
187; в 1973 г. здане было перенесено (!) с улицы Фурманова,
82, на улицу Мира, 167;
- дом купца Филиппова (нач. XX в.), Мактаева, 20; ныне куль-
турно-образовательный центр посольства Турции;
- городское реальное училище им. Г. А. КОлпаковского (нач. XX
в.), деревянное двухэтажное, ул. Гоголя, 37.
* * *
Алматы -- город для наслаждения жизнью, если денежный вопрос
уже более-менее решён. Здесь главное -- не гнать лошадей: спокой-
но погулял по улицам, паркам или близлежащим горам, спокойно от-
ведал достижений какой-нибудь региональной кухни (казахской,
узбекской, корейской, турецкой, уйгурской, китайской), спокойно
послушал высококачественную местную музыку. Лучшее время для по-
сещения города -- ранняя осень. Автомобильная вонь здесь сильно
ощущается далеко не везде. Общественный транспорт мог бы быть и
поразвитее, но автобусы таки ходят, небольшое метро работает,
частный извоз дёшев. К сожалению, в часы пик там всегда пробки на
главных автомобильных улицах.
Горные окретности А-ты хороши, а местами даже потрясающи.
* * *
Ассортимент еды в крупных супермаркетах А-ты превосходный. Не
хуже, чем в Западной Европе. Цены божеские. Архитектурно-дизай-
нерская часть -- тоже на высоте. Если судить по супермаркетам, то
казахстанское государство состоялось вполне. Во всяком случае,
методическая помощь из Москвы ему явно не требуется.
Вообще, казахи -- вроде японцев: легко и чётко ухватывают евро-
пейское, оставаясь самими собой.
* * *
Про то, как меня повязали в Алма-Ате (крайне редко даже я нары-
ваюсь на приключения). Было, конечно же, очень интересно, спаси-
бо, но мои фотоматериалы всё же лучше было мне же и оставить.
Итак, шатался я по улицам в блаженном настроении и фотографиро-
вал то и сё. Заинтересовало меня одно тёмное здание на углу, за
металлической оградой из вертикальных прутьев. Брежневский функ-
ционализм, но не без фигуристости. Очень уж соблазнительный как
образец репрезентативной советской архитектуры образца приблизи-
тельно начала 1970-х. Я стал щёлкать его и так, и этак, даже
просунул фотоаппарат между прутьями ограды, о, Господи! Едва от-
метил краем сознания, что шильды на фасаде отсутствуют, как из
здания вышел плечистый гражданин в чёрной униформе без опознава-
тельных знаков. Я сразу сдался без боя и прошёл с ним внутрь
таинственного объекта.
Рук мне не заламывали, но наверняка дошло бы и до этого, если
бы я не был таким добрым, отзывчивым и сговорчивым, какой я есть.
Внутри оказалась охрана спецназовского вида, с автоматами Кала-
шникова. Попросили всё выложить, пройти через "миноискатель". За-
интересовались моими шпионскими супер-часами с двумя циферблата-
ми, термометром и компасом. Проверили звонки и фотографии на слу-
жебном мобильном телефоне, который я взял в поездку из-за роумин-
га. Показалось, что одно фото -- как бы с кровью. Я ответил, что
не помню, что там такое, и обратил внимание на дату снимка, кото-
рая была очень древней. Мой собственный мобильник и вовсе удивил
своим старинным видом, о чём мне было сказано. Может, он меня и
спас.
Мне понравилось, что сотрудник, досматривавший мои вещи, чуть
ли не шарахнулся от моих денег, когда я их вывалил на стол из
карманов.
Призвали своего технического спеца, и он стал проверять фото-
графии на моей флэшке.
Меня уверяли, что на ограде имелся плакатик, запрещавший фото-
графирование, а я уверял, что такого платкатика там не было
(по-моему, прав был я).
Я предложил стереть "криминальные" фотографии и вернуть мне
SD-карту. Спец сказал, что у меня ведь сохраниться возможность
восстановить снимки и что поэтому мою флэшку конфискуют. Было
возможно техническое решение этой проблемы, но я от волнения не
сообразил, спец -- тоже.
Моего второго фотоаппарата, вроде, не проверяли, потому что я
заявил, что на их видеокамерах должно быть видно, что я его даже
не доставал. (Замечу, что, как правило, я делаю снимки на ДВА
фотоаппарата. Частично снимки на них дублируются. Это на всякие
нехорошие случаи типа описаннного.)
Сотрудник, смотревший мой паспорт, спросил, в скольких странах
я побывал. Я честно ответил, что Казахстан -- 37-й в моём списке.
Потом он спросил, сколько языков я знаю. Я сказал, что понятие
"знаю" -- неопределённое, и что на языках семи я дать какие-то
показания смогу. В общем, супер-шпион, аж мне самому стало слегка
страшновато. Технический спец предложил мне выразить что-нибудь
по-французски. Я выразил. Он сказал, что произношение у меня --
не очень. Придрался, конечно. Я вежливо ответил, что так практики
ведь не хватает (кругом, сами понимаете, кто, а во Францию не на-
ездишься). Потом я ещё чевой-то говорил на разных языках и объяс-
нял, что я в этом не виноват, а просто жизнь так сложилась: рабо-
та с иностранцами, заскок на путешествиях, случившийся из-за
трудного советского прошлого -- пересиживания за "железным зана-
весом".
Мой паспорт с иранской визой и пограничными отметками ряда
арабских государств, само собой, настораживает, да и одеваюсь я
так, что трудно не догадаться о моей неустранимой агрессивно-ар-
мейской сути.
Я не скрывал, что я бывший офицер: не такое уж там было и офи-
церство (для красного словца только, даже убить никого не успел).
Вообще, я почти все свои карты спокойно на стол выложил, включая
план поездки и распечатки брони гостиниц. Сработало.
Надо сказать, в целом мне эти люди понравились. А их неадекват-
ное отношение к карточке памяти моего фотоаппарата можно объяс-
нить нетипичностью ситуации: я свалился на их головы неожиданно,
поскольку иностранные шпионы тут ловятся далеко не каждый день.
Мне пришлось написать под диктовку краткую объяснительную за-
писку. Спросил, на чьё имя адресовать, ответили: ни на чьё.
На прощание ихний технический спец пожал мне руку. Вообще, рас-
стались, можно сказать, тепло. Ещё немного, и обменялись бы адре-
сами электронной почты. В порыве чувств я уже начал было реклами-
ровать свой опус по аналитической разведке, но вовремя сказал
себе "стоп".
Правда, из-за этой милой встречи пропали почти все мои фотогра-
фии приятного города Шымкента и кое-что из ташкентских снимков.
Вот не буду утверждать, что в этой истории проявилась кое-чья
культурная недоразвитость, следствие недавности переселения из
юрт в стационарные дома: нелепостей такого рода хватает и в
самой что ни на есть Европе. Был случай: в Бресте после одного
фоткания в центре города за мной выслали старлея проверить, а кто
ж я такой, и записать данные моего паспорта. Старлею было стыдно-
вато выполнять этот приказ, и я был приветлив на всю катушку,
чтобы облегчить человеку нелучший момент его жизни.
Полагаю, Казахстану -- и Узбекистану -- был нанесен некоторый
ущерб: без фотографий я ведь не смогу убедительно рассказать о
неимоверных достоинствах указанных стран, а вот рассказать о про-
исшествии я -- как честный человек -- просто вынужден. В общем,
дорогие коллеги-путешественники, лучше не фотографируйте с малой
дистанции таинственные здания в Казахстане (да и в других стра-
нах тоже), поскольку это может обойтись дороговато. Признаки зда-
ний, вида которых лучше не фиксировать для истории:
- основательная ограда;
- невозможность приблизиться к зданию через открытые
ворота; замок на калитке;
- камеры видеолаблюдения;
- отсутствие шныряния людей беспечного вида;
- шильда с неопределённым текстом или отсутствие таковой;
- окна, за которыми никого и ничего не видно;
- общее мрачноватое впечатление (= интуиция начинает вам
что-то подсказывать).
Что может отсутствовать при таких зданиях:
- видимая охрана;
- колючая проволока в верхней части ограды;
- знаки, запрещающие фотографирование.
Как в некотором смысле спец по безопасности, скажу блюстителям
секретов так: вы лучше либо совсем уж маскируйтесь (занимайте
неприметное здание, а не архитектурный почти-шедеврик, вывешивай-
те невинную шильду, вежливо принимайте на входе случайных любо-
пытствующих посетителей, предполагающих заодно воспользоваться
вашим туалетом), либо удаляйтесь в леса, под землю, на террито-
рию воинских частей, в глубину правительственных кварталов, либо
выставляйте видимую грозную охрану.
Кстати, ради дружбы и мира я готов консультировать по вопросам
маскировки и защиты всяких таких учреждений почти бесплатно. Тем
более, если дело касается народов, мне особо симпатичных: каза-
хов, грузин и др.
Понимаю, что алматынской архитектурой мало кто интересуется так
же дотошно, как я, поэтому происшествия типа моего случаются очень
редко, из-за чего у вас даже нет стандартной формы объяснительной
записки для заловленных "фотографов".
* * *
Отель "Green". Тихое стильное место. Номер был оформлен и уком-
плектован не хуже, чем аналогичные номера в гостиницах Европы.
Среди прочего, клиентов ожидают тапочки и запакованные зубные
щётки с микротюбиками зубной пасты. Завтрак -- шведский стол, но
есть подозрение, что часть еды заготавливается с вечера и держит-
ся в холодильнике. Но впечатление от завтрака скорее положитель-
ное. Спрашивают, не сделать ли яичницу (она из двух яиц). О недо-
статках отеля. Он далековато от центра. В номере на потолке не
было стрелки, указывающей киблу (Алматы -- цивилизованная страна
европейского формата, что с неё взять?!). На шведском столе не
было горчицы и перца, так что надо привозить их с собой.
Отель "Aksunkar". Неплохое место, чтобы дожидаться самолёта,
лёжа в постели напротив телевизора. Самое лучшее в этом отеле --
расположение: в 5-х минутах ходьбы от аэропорта, заблудиться
трудно. Плюс возможность посмотреть советскую старину снаружи и
внутри отеля (просьба трудящегося: пусть так и останется). Из
"санузлового" в номере был хотя бы умывальник (это плюс, и это не
всегда так, когда говорится, что удобства -- в коридоре). Самолё-
ты ночью особо не докучали, а ведь могли бы. Никаких неудобств
сверх обещанных не было. Да, reception -- на 4-м этаже. Подозре-
ваю, это потому так, что только на 4-м этаже собственно отель и
остался.
Река Малая Алматинка в районе парка им. Горького. Такое впечатление,
что чего-то в ней не хватает. Ну, Малая ж всё таки: что с неё взять?
Алматынская супер-баня, построенная при Кунаеве.
Благодатный брежневский период. Всё для народа.
Алматынская супер-баня внутри. Храм воды и пара.
Добротный алматынский новострой: лёгкая центральноазиатскость декорума
(сходу даже и не скажешь, в чём она).
Копенгагенская велосипеднутость Алматы.
Алматынская старина: бывшее здание
городского начального реального училища. 1890 г.
Алматынский Арбат - улица Жибек Жолы (Шёлковый Путь). Бывшая улица М. Горького.
Говорят: алма-атинская школа архитекторов котировалась в СССР высоко.
Легко поверить, когда видишь, к примеру, вот это (см. выше).
В районе 1970-х это было и вовсе шиком.
Алматынский Арбат.
Алматы в районе оперного театра.
Немножко рекламы (не всякая реклама - зло).
Алматы - очень зелёный город. Фото - с верхнего этажа
блистательной высотной гостиницы, построенной в период "застоя".
Герб города Алматы на борту
местного автобуса.
Гнездилище русского духа в Алматы.
Никольская церковь, 1908 г.
Угол Кабанбай-батыра и Батурсынова.
Гнездилище русского духа (ладно, Никольская церковь) внутри.
Роспись качественная, намоленность имеется, святые мощи -
на дальнем плане.
* * *
Добавления 2024 года.
Казахстан -- это, можно сказать, форпост европейской цивилиза-
ции в Центральной Азии. Нынешние казахстанцы (в Алматы, по край-
ней мере) -- по своей культуре европейцы на 80%. Оставшиеся 20%
приходятся на мечети, кымыз, шурбат, супер-плов, бесплатно прила-
гаемый чай в забегаловках, приличное поведение и т. п.
Самокатчики по тротуарам тут таки носятся. Велосипедеры --
тоже. Но граффити мало [по этой части надо ещё работать].
Я бы сказал, что казахстанцы выглядят более достойными Евросою-
за, чем, скажем, болгары.
Когда сравниваю Алматы 2024 года с Ташкентом 2023 года, то от-
мечаю, что в Алматы заметно меньше архаики. Довольно многие уз-
бечки ходят в платьях из ткани рациональной расцветки, а от каза-
шек такого не дождёшься. Правда, мужчины в тюбетейках попадаются
на глаза в Ташкенте не чаще, чем в Алматы -- мужчины в казахских
шапках. Хорошо, если один на сотню.
Основную часть пути в сторону европеизации казахи прошли ещё в
советское время. А я люблю центральноазиатскость.
В алматынских забегаловках разных народов казахи вполне успешно
заменяют собой китайцев, корейцев, турок: по физиономиям не отли-
чишь.
В Алматы очень много деревьев и кустов, что нередко затрудняет
фотографирование зданий [зато при случае облегчает справление не-
большой нужды].
Нередкое уличное дерево в Алматы -- дуб, причём дуб в 2-3 охва-
та.
В Алматы в некоторых подземных переходах тихо играется нацио-
нальная музыка: её слышно, только если стоишь непосредственно под
динамиком. Хорошую музыку могли бы крутить и чуть погромче. Про-
шёлся по переходу -- чуть подпитался казакизмом.
Чего хватает в Минске, но нету в Алматы: воя и бренькания музы-
кантов-вымогателей в подземных переходах.
* * *
Мой визит 2024 года в Алматы (10-12 мая, по пути в Сиань) отли-
чался большеватым количеством напрягающих факторов:
- похолодание до 0 градусов в Минске и Москве, из-за чего
пришлось тащить с собой на юг тёплую куртку и берцовки;
- дожди в Алматы, вдруг пришедшиеся на дни моего короткого
пребывания там (разгон туч на этот раз не получился);
- какой-то цеплючий вирус в носоглотке (масло чёрного тмина от
него если и помогало, то как-то скромненько, незаметно);
- магнитная буря двадцатилетия из-за сверхмощной вспышк на
Солнце;
- необходимость подучивать одновременно казахский и китайс-
кий языки;
- необходимость предварительно планировать по сути четыре
поездки одновременно: объединённую (ради экономии) по
России и в Китай и объединённую (ради экономии) в Турцию
и Тунис.
Где-то в центре города на выпендрёжной скамейке.
Не проходите мимо.
Главная мечеть Алматы (= и Казахстана). Новострой.
Плов по-казахски. в прекрасной забегаловке возле Зелёного базара.
Чай - бесплатно (в забегаловках Алматы так принято).
Вот чем-то таким мы, белорусы, могли бы постепенно завоевать весь мир.
Ну, в хорошем смысле. Наполеонистее надо быть. Размашистее. Ярче.
На Зелёном базаре. Ну, рядом с ним, если точнее.
А ещё обратим внимание на качество отделки балконов в национальном стиле.
И на правильное обращение с деревом. Улица Абылай-хана, вроде.
Шкаф еврейской литературы. И что бы это значило?
Шкаф правильной литературы.
Напитки казахских богов.
Дом русского бога в Алматы. Вознесенский собор. Годы постройки - 1904-1907.
Одна из самых крупных деревянных церквей мира. Архитектор -
Андрей Зенков (1863-1936).
Вознесенскй собор внутри.
Кафельная печь в Вознесенском соборе. Такая смотрелась бы и в царских покоях.
Дом с дивной надстроечкой. Плоховато обозреваем из-за деревьев.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Тысячелетний Алматы