Александр Бурьяк

Тысячелетний Алматы

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
У казахстанцев, как и у россиян, и некоторых других наций, аж две столицы: новая -- Астана и старая -- Алматы. В 2016 году Алматы таки отмечал своё тысячелетие, причём не без участия UNESCO, хотя эта огранизация, разумеется, далеко не абсо- лютный авторитет. Город-крепость Верный был основан русскими в 1854 году, вот только далеко не на пустом месте. С сайта www.ca-portal.ru (статья "Тысячелетний Алматы: реаль- ность или вымысел?"): "Согласно существующему устойчивому мнению, официально устано- вить дату рождения Алматы нужно было для предотвращения информа- ционно-политических атак со стороны северного соседа, который не устает заявлять: мол, если бы они, колонизаторы, не основали Верный, то никакого города бы не было. Аргумент, конечно, весо- мый, особенно для плебеев, ничего не смыслящих (да и не желающих "смыслить") во всемирной истории городов, преемственности культур и принципах военно-стратегической колонизации." "Есть многочисленные материальные подтверждения того, что наши предки не просто жили здесь две с половиной тысячи лет назад, но и довольно красиво жили. Об этом свидетельствуют артефакты в сако-скиф-ском зверином стиле -- золотые украшения, ритуальные курильницы, величественные бронзовые казаны, жертвенники." "Есть многочисленные письменные источники - арабские, иранские, европейские и китайские, которые не только говорят в пользу суще- ствования здесь развитой городской инфраструктуры, но и содержат упоминания конкретных названий (в разной тран-скрипции): Алмалык, Алмату, Алматы." "Одним из убедительных доказательств этого являются серебряные монеты (дирхемы) "алматинского монетного двора", датируемые кон- цом XIII века (эпоха Золотой орды и Тамерлана). Наиболее ранние из них (две монеты), отчеканенные в 1271-72 годах, были найдены на территории погранучилища (здесь, как утверждают археологи, и был Алмату-Алматы) в 1979 году." "Если же говорить о российских источниках, то в середине поза- прошлого века "колонизаторы" упорно называли это место "Алматы", говоря о том, что Верный был заложен на месте старинного казахс- кого города. Да и кирпичи для русско-казачьей крепости, по свиде- тельствам очевидцев, брали из разрушенных стен какого-то большого города, находившегося неподалеку." По поводу того, что исконно кочевые казахи примазываются к чу- жому стационарному поселению. Алматы -- древний город казахстан- цев, а не казахов. Доказательств того, что в древнем Алматы не было казахов, наверное, нету. Хватает народов, которые достойно пользуются столицами, не ими основанными: французы, британцы, турки, литовцы, латыши, эстонцы т. д. -- и что из того? Из того, что казахи -- исконно кочевой народ, не следует, что им не были нужны города: жители городов не занимались хлебопаше- ством, а занимались РЕМЁСЛАМИ и ТОРГОВЛЕЙ -- вещами, которые были нужны и кочевникам. Скажем, Мекка и Медина времён Пророка Мухаммеда -- были вполне себе города (ладно, городки), а не стой- бища, хотя тогдашние арабы были в целом кочевым народом, а усло- вия для земледения в районе Мекки и Медины были минимальными. * * * Про то, как называть этот милый город. Название "Алма-Ата" ("яблоко" + "отец"), принятое в 1921 году, -- на казахском языке означает какую-то ерунду, и казахов оно, наверное, довольно коро- бит. Сами они даже в трудное советское время неофициально называ- ли свой город "Алматы" ("Яблоневый"), предварительно оглядываясь на всякий случай по сторонам (согласно некоторым источникам, ни фига они не оглядывались, а прямо так по-казахски и писали: "Ал- маты" ). С 1993 года они стали применять "Алматы" официально -- как в с казахскоязычных, так и в русскоязычных текстах. "Алматы" -- это не казахский вариант произнесения слова "Алма-Ата", а дру- гое слово. То есть, город переименовали. Если я скажу, что это как "Кёнигсберг" поменяли на "Калининград", то сразу станет по- нятнее, да? Правильное прилагательное от "Алматы" -- наверняка "алматынс- кий", а не "алматинский", как многие пишут и читают. Потому что "ы" в этом слове -- не окончание, а суффикс. Менять "ы" на "и" нет резона. Поскольку в русском языке не так уж много случаев (точнее, похоже, ни одного -- помимо данного) производства при- лагательных от существительных с основой на "ы", то о каких-то весомых образцах, традициях, правилах здесь говорить не приходит- ся. Поэтому можно смело писать "алматынский", а не какой-нибудь "алматинский" (кальку с "алма-атинского") или "алматыйский" (кальку с "илийский"), и слать всех критиков подальше -- в линг- вистику, культурологию, политологию, психологию, этнопсихологию, психиатрию, общую и прикладную критикологию и т. п. Ваши весомей- шие аргументы на самый крайний случай: - в принципе любой естественный язык местами допускает вариации; - язык таки развивается -- и таки через смелые нововведения; - путиноиды -- вымариватели русского народа -- вам не указ (а то?). Мне перечат: так есть же, к примеру, город Карталы аж в Челя- бинской области, и от этого города имеется прилагательное "кар- талинский". Да, имеется, но что из того? В интернете всплывает вот эта, скажем, новость: в Карталах убили евр... егеря. То есть, "ы" в этом слове переделали в окончание, потому что исходно "кар- талы" значило "орлиный -- от тюркского слова "картал" -- "орёл", и преткновенное "ы" в нём выступало таки в качестве суффикса. Ес- ли считается плебейством или выпендрёжем говорение, к примеру, "надысь побывал в ваших Сочах", то почему "в Алматах" -- это про- явление русскости, а не выпендрючести или плебеистости? * * * "А-та" -- распространённое среди русскоязычных казахстанцев сокращённое название бывшей столицы страны. Используется только в письменной речи. "Алма-Ата" -- слишком длинно для современно- сти, а "Алматы" -- слишком жирно для Назарбаева. До разваливания СССР Алма-Ата была преимущественно русским го- родом. Знание русского языка среди казахов уважалось, и успел да- же сформироваться социальный слой русскоязычных казахов, слабова- то владеющих родным языком. Русских и русскоязычных здесь не бьют и даже не обижают: волна грубой национазизации прошла в 1990-х. Казахское национальное го- сударство состоялось, европеизировалось, умиротворилось. Русский фактор стал даже цениться -- как противовес китайскому. Китай та- ки нависает над всем регионом своей неимоверной численностью на- селения и -- чего уж там -- новой экономической и военной мощью, и его давление чуть ли не ощущается физически. Если китайцы сюда ломанутся, казахстанцам не выстоять. (Из инсайдерских комментариев: "Был спровоцированный сверху прогнившей верхушкой КПСС конфликт и выступления на площади по поводу назначения русского Колбина на пост руководителя Казахстана -- можно погуглить в Сети. Бытовой национализм присутствует в легкой форме. Однако русских становит- ся здесь всё меньше -- видимо, что-то находят дискомфортным и уезжают. Православное Рождество -- официальный праздник, наравне с Курбан байрамом. Здесь спасибо Назарбаеву. На Рождество все казахи, как правило, отдыхают, на русскую Пасху едят варёные яйца и куличи, а русские с удовольствием отдыхают на мусульманский Курбан байрам и жрут баранину, которую им дают казахи. Так что грубого национализма нет и не было.") Современные казахи (по крайней мере в городах) -- европеоиды по культуре, но с националистическим отношением к "корням", истории, безвредным рудиментам (языку, традициям, декоруму, фольклору музыке). Среди казахстанцев вполне имеется понимание того, что современ- ный Казахстан в значительной степени обязан своей цивилизованнос- тью не столько собственным усилиям казахов, сколько вхождению в Российскую Империю, а позже -- в СССР. Заметим только, что казахи много чего дали взамен. К примеру, в Великую Отечественную войну они сражались за Советский Союз на всю катушку, потом немало уча- ствовали в афганской кампании. * * * В отличие от аэропортов, к примеру, Москвы и Минска, в аэропор- ту Алматы нет шильд и объявлений на китайском языке. Языки алма- тынского аэропорта -- казахский, русский и английский. И расписа- ние полётов отнюдь не пестрит рейсами в китайскую сторону, хотя общая с Китаем граница таки имеется. Более того, китайцы в Алматы (насколько их можно отличить от казахов и киргизов) почти не по- падаются на глаза. Вызвано это, надо думать, не "традиционной ориентацией на Россию" и не чувством глубокой благодарности к русскому народу за космодром Байконур, ядерные испытания под Се- мипалатинском и многое другое, а нормальным здоровым страхом пе- ред огромной массой бесцеремонных китайцев, которым в Поднебесной империи становится всё теснее. * * * От экскурсовода: Семиречье -- историческое название местности, где располагается Алматы. (Я: не путать с ведийским Семиречьем -- северо-западной частью Индостана с прилегающим районом Афганистана). Саки были белобрысые с серыми глазами. (Современные потомки саков -- уйсуни.) Самый первый завод в Алматы (ну, в то время - Верном) был пиво- варенным. Второй -- водочным. Карагач -- основное дерево в Алматы. Катальпа -- модное дерево в Алматы. Японское по происхождению. Большие "сердцеобразные" листья. Плоды -- длинные узкие стручки. В Казахстане лох -- это дикая маслина. Её много растёт вдоль дорог в районе Алматы. "Очень хорошо переносит пыль, копоть, газ." (Википедия) Деревня Новая Алексеевка возле Алматы -- бывшая Голопуповка. (Я: Голопуповок и Новых Алексеевок, оказывается, несколько.) В алматынской области есть почти все климатические зоны: от пу- стынь до вечных снегов. (Как я догадываюсь, отсутствуют тропики и субтропики.) В 100 км от Алматы есть речка Турген. Она впадает в реку Или. Питается в основном ледниками. Известна симпатичным ущельем и водопадами. Популярна, но селеопасна. На речке располагается форелевое хозяйство. * * * В Алматы носятся с Золотым человеком, хотя точно не известно даже, мужчина это или женщина. Ну, женщина ведь тоже человек, пусть и своеобразный. Скелет Золотого человека нашлись в одном из сакских курганов (от "саки", а не от "саксы"). На скелете были остатки одежды, обшитой золотыми пластинками, отсюда и рекламное название. Золотой человек был не тюрок, а сак, но с той поры пле- мена здесь всё равно немало наобменивались генетическим и куль- турным материалом. Золотой человек -- среди прочего, на столпе перед акиматом (мэрией) А-ты. * * * Нехорошее в Алматы -- необильность шильд с названиями улиц и номерами домов на этих улицах. В этой сфере казахи проявили бере- жливость, наверное, зря. Город под туристов пока что не шибко заточен. Самый крупный недостаток Алматы как туристического места состо- ит в том, что до него три года лететь далековато добираться даже на самолёте. * * * Нельзя сказать, что Алматы маловато отличается архитектурой со- ветского периода от других благоустроенных городов бывшего СССР. Некоторое отличие имется, причём по большей части в лучшую сторо- ну. Но даже если бы отличия было мало, в этом и состояла бы экзо- тичность Алматы: это всё-таки бывшая столица государства бывшего степного кочевого народа (до 1917 года не сооружавшего ничего сложнее юрт), выстроенная -- по европейским понятиям -- чёрт зна- ет где: за степями, за морями, под какими-то горами. Правда, до 1990-х преимущественным населением Алматы были русские и русско- язычные. * * * Алматы -- город довольно рассредоточенный, в последнее время застраиваемый больше под автомобили, а не под людей. Говорят, это происки тех, кто кормятся от продажи нефти. Общественный транс- порт в Алматы не очень развит, так что алматынцев попросту вынуж- дают пользоваться легковыми автомобилями. Между тем, даже в со- ветское время считалось, что в Алма-Ате чрезмерно загрязнённый воздух из-за плоховатой продуваемости межгорья. Но по личным ощу- щениям вонючесть Алматы в среднем меньшая, чем, скажем, вонючесть двора моего минского дома в зимнее утро, когда сразу несколько автопридурков прогревают моторы своих колымаг. * * * Алматы -- город чистый. Во всяком случае не грязнее городов Ев- ропы. У казахов нету манеры бросать мусор куда попадя. Вспоминаю, как выглядела Hohe Strasse в Кёльне ранним утром, до приезда убо- рочной машины: улицы Алматы заведомо чище в любое время суток. В отличие от некоторых центров европейской цивилизации (ой, да скажем прямо: Болоньи, к примеру), граффити в Алматы -- большая редкость. Вот пусть так и останется. Уже можно возить европейцев сюда на воспитательные экскурсии. * * * Арыки в Алматы -- эквивалент ливневой канализации европейских городов. Алматынские арыки бетонные, довольно аккуратные и мусо- ром не заваленные. * * * В архитектурном отношении Алматы эффектнее, к примеру, Минска, но не эффектнее, к примеру, Киева. Алма-атинская школа архитекторов считалась в СССР очень сильной. Вообще, Алма-Ата много выиграла от того, что в годы Великой Оте- чественной войны стала одним из нескольких мест, куда эвакуирова- лись исследовательские и проектные учреждения. Здание Казахстанской Академии Наук строил архитектор Щусев -- тот самый, который строил Мавзолей Ленина. * * * Братья Оттон Баум (1842-1892) и Эдуард Баум (1850-1921) -- ини- циаторы озеленения города Верного. Оттон был главным садовником и заведующим Казённым садом в Верном, Эдуард -- главным лесничим Семиреченской области. Верный стал котироваться как город-сад ещё до Октябрьской революции 1917 года. Напомним себе, что Baum -- это "дерево" по-немецки. * * * Западнутиков (волосатиков, небритиков и т. п.) на улицах Алматы заметно меньше, чем в Минске, но несколько больше, чем в Ташкен- те. Индивидуи в трусах встречаются на улицах первой столицы Казахс- тана очень редко, и это, как правило, не казахи, а обладатели русскоязычных физиономий. Пару раз за неделю я видел сопляков на мерзких гремучих "скейт- бордах", так что процесс западнизации-деградации пошёл и в этих краях, но медленнее, чем в более приближенных к Европе местнос- тях. В аэропорту Алматы девушка устроила свои небритые обутые ноги на кресло, я спросил её, не в Европе ли она этому научилась, и на ноги с кресла убрала, а на мой вопрос не ответила. Чёрт, снова эта мучительная неопределённость... * * * В А-те не видать бомжей и алкашей. Говорят, раньше они были, пусть и не массово. Можно заподозрить очень хорошее: их куда-то девают. Обрыганные тротуары на глаза не попадались. * * * Национальной одежды почти никто из казахов в А-те не носит, даже тех изящных национальных остроконечных войлочных шапочек, какие я видел на казахах в Ташкенте в 1981 г. Вполне реально проболтаться целый день по улицам Алматы и не встретить ни одного негра. Но в принципе они тут имеются, причём не только как туристы. * * * В Алматы популярно блюдо "лагман". Есть даже особые кафе, спе- циализирующиеся на лагмане. Лагман готовится из мяса, овощей и длинной лапши. Если в Ташкенте лагман может иметь консистенцию супа, но в Алматы он такой, что можно есть его палочками. Ну, или вилкой. * * * Алматы -- город фотогеничный: прилекательные ракурсы открывают- ся сплошь и рядом, хотя, вроде бы, нет принципиальной разницы, скажем, с Минском, если не считать гор на заднем плане. Некоторая недоработанность -- разве что в водной части: бетонированное су- хое русло Малой Алматинки смотрится экзотично, но уныловато. Что сделать, чтобы Алматы стал одним из лучших городов мира, особо привлеекательных для туристов: - деавтомобилизировать процентов хотя бы на 70%; - нарастить метро; - укрепить наземный общественный транспорт; - добавить заполненных водоёмов; - добавить казахскости; - прекратить уничтожение архитектурного наследия; - ресторанные юрты делать аутентичнее. Я думал предложить ещё конную полицию, но, боюсь, ей нечем будет заниматься. Вообще, какая у казахов есть экзотика: - лошади, верблюды; - юрты; - ковры; - национальная кухня; - национальная одежда: халаты, шапки; - национальный декорум: узоры там всякие, частью ещё от скифских времён; - натуральные пейзажи (их можно помещать на больших фотографиях). * * * Если говорить о позитивных рудиментах советскости, то их больше в А-те, а не, к примеру, в Минске. Из дореволюционных зданий здесь мало что сохранилось, сталинский ампир -- частый, но в основном скромноватый, зато обильно и с блеском представлен период 1960-х и 1970-х -- так называемый как бы "застой". Почти всегда отлично выглядит и новейшая алматынская архитектура. Плебсовых хрущовок и брежнёвок в А-те хватает, но они здесь как-то почти сплошь сдобрены национальными добавками, какими-то картинными достроечками, современным апгрейдом или просто замас- кированы зеленью, так что отнюдь не раздражают однообразием. Визуально различимое качество "человеческого материла" здесь явно выше, чем в Москве, Киеве, Минске и тем более Вильнюсе, безжалостно брошенном под каток тотальной либерастизации. Волосатость, татуировки, пирсинг, короткие штаны здесь попада- ются на глаза нечасто, да и то больше среди обладателей русско- язычных физиономий. Хип-хоперов видишь крайне редко, панков рис- куешь за несколько дней на улицах не встретить вовсе (может, их здесь и нету). Если казахи меньше русских удалились от "дикости" (от эпохи здорового кочевого варварства, близости к природе, конкретности в борьбе за существование), это скорее позитив. У взрослых казахов нередко бандитские (ладно, мужественные) фи- зиономии, зато казашки -- как правило, симпатичны, а то и краса- вицы. Как бы бандитскость физиономий казахов -- это наверняка всего лишь лишь восприятие их расового типа европеодским взгля- дом. * * * Какое старьё искать в Алматы (самолично я видел не всё из перечисленного): - кафедральный туркестанский Софийский собор (1904-1906), ныне Вознесенский собор, парк им. 28 героев-панфиорвцев; - Никольская церковь (1908), угол Кабанбай батыра и Байтурсынова; - дом купца Шахвостова (1890), Назарбаев кэшеси 99-97а (ныне консульство США); - дом (1905-1908) почётного гражданина города Верного Т. А. Головизина, Назарбаев кэшеси, 162; - Верненская мужская гимназия (1895), Казбек би кэшеси, 28; - пансион Верненской мужской гимназии (1907), Достык кэшеси, 15; - детский приют (1892), Кабанбай батыр, 132; - крепость, ул. Утепова, 29, левый берег Большой Алматинки, сохранились остатки вала и 8 первоначальных построек; - казённый дом директора детского приюта (голубой, одноэтаж- ный), ул. Сейфулина, 551; - учительская семинария, ул. Толеби, 31; - дом офицерского собрания (1908), деревянный, ул. Зенкова, 24; - здание общественных собраний (1910), жёлтое, полутораэтаж- ное, ул. Пушкина, 63; - торговый дом купца Габдулиева (нач. XX в.), Жибек жолы, 39; - дом купца Гаврилова (нач. XX в.), одноэтажный, Желтоксан, 187; в 1973 г. здане было перенесено (!) с улицы Фурманова, 82, на улицу Мира, 167; - дом купца Филиппова (нач. XX в.), Мактаева, 20; ныне куль- турно-образовательный центр посольства Турции; - городское реальное училище им. Г. А. КОлпаковского (нач. XX в.), деревянное двухэтажное, ул. Гоголя, 37. * * * Алматы -- город для наслаждения жизнью, если денежный вопрос уже более-менее решён. Здесь главное -- не гнать лошадей: спокой- но погулял по улицам, паркам или близлежащим горам, спокойно от- ведал достижений какой-нибудь региональной кухни (казахской, узбекской, корейской, турецкой, уйгурской, китайской), спокойно послушал высококачественную местную музыку. Лучшее время для по- сещения города -- ранняя осень. Автомобильная вонь здесь сильно ощущается далеко не везде. Общественный транспорт мог бы быть и поразвитее, но автобусы таки ходят, небольшое метро работает, частный извоз дёшев. К сожалению, в часы пик там всегда пробки на главных автомобильных улицах. Горные окретности А-ты хороши, а местами даже потрясающи. * * * Ассортимент еды в крупных супермаркетах А-ты превосходный. Не хуже, чем в Западной Европе. Цены божеские. Архитектурно-дизай- нерская часть -- тоже на высоте. Если судить по супермаркетам, то казахстанское государство состоялось вполне. Во всяком случае, методическая помощь из Москвы ему явно не требуется. Вообще, казахи -- вроде японцев: легко и чётко ухватывают евро- пейское, оставаясь самими собой. * * * Про то, как меня повязали в Алма-Ате (крайне редко даже я нары- ваюсь на приключения). Было, конечно же, очень интересно, спаси- бо, но мои фотоматериалы всё же лучше было мне же и оставить. Итак, шатался я по улицам в блаженном настроении и фотографиро- вал то и сё. Заинтересовало меня одно тёмное здание на углу, за металлической оградой из вертикальных прутьев. Брежневский функ- ционализм, но не без фигуристости. Очень уж соблазнительный как образец репрезентативной советской архитектуры образца приблизи- тельно начала 1970-х. Я стал щёлкать его и так, и этак, даже просунул фотоаппарат между прутьями ограды, о, Господи! Едва от- метил краем сознания, что шильды на фасаде отсутствуют, как из здания вышел плечистый гражданин в чёрной униформе без опознава- тельных знаков. Я сразу сдался без боя и прошёл с ним внутрь таинственного объекта. Рук мне не заламывали, но наверняка дошло бы и до этого, если бы я не был таким добрым, отзывчивым и сговорчивым, какой я есть. Внутри оказалась охрана спецназовского вида, с автоматами Кала- шникова. Попросили всё выложить, пройти через "миноискатель". За- интересовались моими шпионскими супер-часами с двумя циферблата- ми, термометром и компасом. Проверили звонки и фотографии на слу- жебном мобильном телефоне, который я взял в поездку из-за роумин- га. Показалось, что одно фото -- как бы с кровью. Я ответил, что не помню, что там такое, и обратил внимание на дату снимка, кото- рая была очень древней. Мой собственный мобильник и вовсе удивил своим старинным видом, о чём мне было сказано. Может, он меня и спас. Мне понравилось, что сотрудник, досматривавший мои вещи, чуть ли не шарахнулся от моих денег, когда я их вывалил на стол из карманов. Призвали своего технического спеца, и он стал проверять фото- графии на моей флэшке. Меня уверяли, что на ограде имелся плакатик, запрещавший фото- графирование, а я уверял, что такого платкатика там не было (по-моему, прав был я). Я предложил стереть "криминальные" фотографии и вернуть мне SD-карту. Спец сказал, что у меня ведь сохраниться возможность восстановить снимки и что поэтому мою флэшку конфискуют. Было возможно техническое решение этой проблемы, но я от волнения не сообразил, спец -- тоже. Моего второго фотоаппарата, вроде, не проверяли, потому что я заявил, что на их видеокамерах должно быть видно, что я его даже не доставал. (Замечу, что, как правило, я делаю снимки на ДВА фотоаппарата. Частично снимки на них дублируются. Это на всякие нехорошие случаи типа описаннного.) Сотрудник, смотревший мой паспорт, спросил, в скольких странах я побывал. Я честно ответил, что Казахстан -- 37-й в моём списке. Потом он спросил, сколько языков я знаю. Я сказал, что понятие "знаю" -- неопределённое, и что на языках семи я дать какие-то показания смогу. В общем, супер-шпион, аж мне самому стало слегка страшновато. Технический спец предложил мне выразить что-нибудь по-французски. Я выразил. Он сказал, что произношение у меня -- не очень. Придрался, конечно. Я вежливо ответил, что так практики ведь не хватает (кругом, сами понимаете, кто, а во Францию не на- ездишься). Потом я ещё чевой-то говорил на разных языках и объяс- нял, что я в этом не виноват, а просто жизнь так сложилась: рабо- та с иностранцами, заскок на путешествиях, случившийся из-за трудного советского прошлого -- пересиживания за "железным зана- весом". Мой паспорт с иранской визой и пограничными отметками ряда арабских государств, само собой, настораживает, да и одеваюсь я так, что трудно не догадаться о моей неустранимой агрессивно-ар- мейской сути. Я не скрывал, что я бывший офицер: не такое уж там было и офи- церство (для красного словца только, даже убить никого не успел). Вообще, я почти все свои карты спокойно на стол выложил, включая план поездки и распечатки брони гостиниц. Сработало. Надо сказать, в целом мне эти люди понравились. А их неадекват- ное отношение к карточке памяти моего фотоаппарата можно объяс- нить нетипичностью ситуации: я свалился на их головы неожиданно, поскольку иностранные шпионы тут ловятся далеко не каждый день. Мне пришлось написать под диктовку краткую объяснительную за- писку. Спросил, на чьё имя адресовать, ответили: ни на чьё. На прощание ихний технический спец пожал мне руку. Вообще, рас- стались, можно сказать, тепло. Ещё немного, и обменялись бы адре- сами электронной почты. В порыве чувств я уже начал было реклами- ровать свой опус по аналитической разведке, но вовремя сказал себе "стоп". Правда, из-за этой милой встречи пропали почти все мои фотогра- фии приятного города Шымкента и кое-что из ташкентских снимков. Вот не буду утверждать, что в этой истории проявилась кое-чья культурная недоразвитость, следствие недавности переселения из юрт в стационарные дома: нелепостей такого рода хватает и в самой что ни на есть Европе. Был случай: в Бресте после одного фоткания в центре города за мной выслали старлея проверить, а кто ж я такой, и записать данные моего паспорта. Старлею было стыдно- вато выполнять этот приказ, и я был приветлив на всю катушку, чтобы облегчить человеку нелучший момент его жизни. Полагаю, Казахстану -- и Узбекистану -- был нанесен некоторый ущерб: без фотографий я ведь не смогу убедительно рассказать о неимоверных достоинствах указанных стран, а вот рассказать о про- исшествии я -- как честный человек -- просто вынужден. В общем, дорогие коллеги-путешественники, лучше не фотографируйте с малой дистанции таинственные здания в Казахстане (да и в других стра- нах тоже), поскольку это может обойтись дороговато. Признаки зда- ний, вида которых лучше не фиксировать для истории: - основательная ограда; - невозможность приблизиться к зданию через открытые ворота; замок на калитке; - камеры видеолаблюдения; - отсутствие шныряния людей беспечного вида; - шильда с неопределённым текстом или отсутствие таковой; - окна, за которыми никого и ничего не видно; - общее мрачноватое впечатление (= интуиция начинает вам что-то подсказывать). Что может отсутствовать при таких зданиях: - видимая охрана; - колючая проволока в верхней части ограды; - знаки, запрещающие фотографирование. Как в некотором смысле спец по безопасности, скажу блюстителям секретов так: вы лучше либо совсем уж маскируйтесь (занимайте неприметное здание, а не архитектурный почти-шедеврик, вывешивай- те невинную шильду, вежливо принимайте на входе случайных любо- пытствующих посетителей, предполагающих заодно воспользоваться вашим туалетом), либо удаляйтесь в леса, под землю, на террито- рию воинских частей, в глубину правительственных кварталов, либо выставляйте видимую грозную охрану. Кстати, ради дружбы и мира я готов консультировать по вопросам маскировки и защиты всяких таких учреждений почти бесплатно. Тем более, если дело касается народов, мне особо симпатичных: каза- хов, грузин и др. Понимаю, что алматынской архитектурой мало кто интересуется так же дотошно, как я, поэтому происшествия типа моего случаются очень редко, из-за чего у вас даже нет стандартной формы объяснительной записки для заловленных "фотографов". * * * Отель "Green". Тихое стильное место. Номер был оформлен и уком- плектован не хуже, чем аналогичные номера в гостиницах Европы. Среди прочего, клиентов ожидают тапочки и запакованные зубные щётки с микротюбиками зубной пасты. Завтрак -- шведский стол, но есть подозрение, что часть еды заготавливается с вечера и держит- ся в холодильнике. Но впечатление от завтрака скорее положитель- ное. Спрашивают, не сделать ли яичницу (она из двух яиц). О недо- статках отеля. Он далековато от центра. В номере на потолке не было стрелки, указывающей киблу (Алматы -- цивилизованная страна европейского формата, что с неё взять?!). На шведском столе не было горчицы и перца, так что надо привозить их с собой. Отель "Aksunkar". Неплохое место, чтобы дожидаться самолёта, лёжа в постели напротив телевизора. Самое лучшее в этом отеле -- расположение: в 5-х минутах ходьбы от аэропорта, заблудиться трудно. Плюс возможность посмотреть советскую старину снаружи и внутри отеля (просьба трудящегося: пусть так и останется). Из "санузлового" в номере был хотя бы умывальник (это плюс, и это не всегда так, когда говорится, что удобства -- в коридоре). Самолё- ты ночью особо не докучали, а ведь могли бы. Никаких неудобств сверх обещанных не было. Да, reception -- на 4-м этаже. Подозре- ваю, это потому так, что только на 4-м этаже собственно отель и остался.
Алматы
Река Малая Алматинка в районе парка им. Горького. Такое впечатление, что чего-то в ней не хватает. Ну, Малая ж всё таки: что с неё взять?
Алматы
Алматынская супер-баня, построенная при Кунаеве. Благодатный брежневский период. Всё для народа.
Алматы
Алматынская супер-баня внутри. Храм воды и пара.
Алматы
Добротный алматынский новострой: лёгкая центральноазиатскость декорума (сходу даже и не скажешь, в чём она).
Алматы
Копенгагенская велосипеднутость Алматы.
Алматы
Алматынская старина: бывшее здание городского начального реального училища. 1890 г.
Алматы
Алматынский Арбат - улица Жибек Жолы (Шёлковый Путь). Бывшая улица М. Горького.
Алматы
Говорят: алма-атинская школа архитекторов котировалась в СССР высоко. Легко поверить, когда видишь, к примеру, вот это (см. выше). В районе 1970-х это было и вовсе шиком. Алматынский Арбат.
Алматы
Алматы в районе оперного театра.
Алматы
Немножко рекламы (не всякая реклама - зло).
Алматы
Алматы - очень зелёный город. Фото - с верхнего этажа блистательной высотной гостиницы, построенной в период "застоя".
Алматы
Герб города Алматы на борту местного автобуса.
Алматы
Гнездилище русского духа в Алматы. Никольская церковь, 1908 г. Угол Кабанбай-батыра и Батурсынова.
Алматы
Гнездилище русского духа (ладно, Никольская церковь) внутри. Роспись качественная, намоленность имеется, святые мощи - на дальнем плане.

Возврат на главную страницу          Александр Бурьяк / Тысячелетний Алматы