Александр Бурьяк

Тысячелетний Алматы

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
У казахстанцев, как и у россиян, и некоторых других наций, аж две столицы: новая -- Астана и старая -- Алматы. В 2016 году Алматы таки отмечал своё тысячелетие, причём не без участия UNESCO, хотя эта огранизация, разумеется, далеко не абсо- лютный авторитет. Город-крепость Верный был основан русскими в 1854 году, вот только далеко не на пустом месте. С сайта www.ca-portal.ru (статья "Тысячелетний Алматы: реаль- ность или вымысел?"): "Согласно существующему устойчивому мнению, официально устано- вить дату рождения Алматы нужно было для предотвращения информа- ционно-политических атак со стороны северного соседа, который не устает заявлять: мол, если бы они, колонизаторы, не основали Верный, то никакого города бы не было. Аргумент, конечно, весо- мый, особенно для плебеев, ничего не смыслящих (да и не желающих "смыслить") во всемирной истории городов, преемственности культур и принципах военно-стратегической колонизации." "Есть многочисленные материальные подтверждения того, что наши предки не просто жили здесь две с половиной тысячи лет назад, но и довольно красиво жили. Об этом свидетельствуют артефакты в сако-скиф-ском зверином стиле -- золотые украшения, ритуальные курильницы, величественные бронзовые казаны, жертвенники." "Есть многочисленные письменные источники - арабские, иранские, европейские и китайские, которые не только говорят в пользу суще- ствования здесь развитой городской инфраструктуры, но и содержат упоминания конкретных названий (в разной тран-скрипции): Алмалык, Алмату, Алматы." "Одним из убедительных доказательств этого являются серебряные монеты (дирхемы) "алматинского монетного двора", датируемые кон- цом XIII века (эпоха Золотой орды и Тамерлана). Наиболее ранние из них (две монеты), отчеканенные в 1271-72 годах, были найдены на территории погранучилища (здесь, как утверждают археологи, и был Алмату-Алматы) в 1979 году." "Если же говорить о российских источниках, то в середине поза- прошлого века "колонизаторы" упорно называли это место "Алматы", говоря о том, что Верный был заложен на месте старинного казахс- кого города. Да и кирпичи для русско-казачьей крепости, по свиде- тельствам очевидцев, брали из разрушенных стен какого-то большого города, находившегося неподалеку." По поводу того, что исконно кочевые казахи примазываются к чу- жому стационарному поселению. Алматы -- древний город казахстан- цев, а не казахов. Доказательств того, что в древнем Алматы не было казахов, наверное, нету. Хватает народов, которые достойно пользуются столицами, не ими основанными: французы, британцы, турки, литовцы, латыши, эстонцы т. д. -- и что из того? Из того, что казахи -- исконно кочевой народ, не следует, что им не были нужны города: жители городов не занимались хлебопаше- ством, а занимались РЕМЁСЛАМИ и ТОРГОВЛЕЙ -- вещами, которые были нужны и кочевникам. Скажем, Мекка и Медина времён Пророка Мухаммеда -- были вполне себе города (ладно, городки), а не стой- бища, хотя тогдашние арабы были в целом кочевым народом, а усло- вия для земледения в районе Мекки и Медины были минимальными. * * * Про то, как называть этот милый город. Название "Алма-Ата" ("яблоко" + "отец"), принятое в 1921 году, -- на казахском языке означает какую-то ерунду, и казахов оно, наверное, довольно коро- бит. Сами они даже в трудное советское время неофициально называ- ли свой город "Алматы" ("Яблоневый"), предварительно оглядываясь на всякий случай по сторонам (согласно некоторым источникам, ни фига они не оглядывались, а прямо так по-казахски и писали: "Ал- маты" ). С 1993 года они стали применять "Алматы" официально -- как в с казахскоязычных, так и в русскоязычных текстах. "Алматы" -- это не казахский вариант произнесения слова "Алма-Ата", а дру- гое слово. То есть, город переименовали. Если я скажу, что это как "Кёнигсберг" поменяли на "Калининград", то сразу станет по- нятнее, да? Правильное прилагательное от "Алматы" -- наверняка "алматынс- кий", а не "алматинский", как многие пишут и читают. Потому что "ы" в этом слове -- не окончание, а суффикс. Менять "ы" на "и" нет резона. Поскольку в русском языке не так уж много случаев (точнее, похоже, ни одного -- помимо данного) производства при- лагательных от существительных с основой на "ы", то о каких-то весомых образцах, традициях, правилах здесь говорить не приходит- ся. Поэтому можно смело писать "алматынский", а не какой-нибудь "алматинский" (кальку с "алма-атинского") или "алматыйский" (кальку с "илийский"), и слать всех критиков подальше -- в линг- вистику, культурологию, политологию, психологию, этнопсихологию, психиатрию, общую и прикладную критикологию и т. п. Ваши весомей- шие аргументы на самый крайний случай: - в принципе любой естественный язык местами допускает вариации; - язык таки развивается -- и таки через смелые нововведения; - путиноиды -- вымариватели русского народа -- вам не указ (а то?). Мне перечат: так есть же, к примеру, город Карталы аж в Челя- бинской области, и от этого города имеется прилагательное "кар- талинский". Да, имеется, но что из того? В интернете всплывает вот эта, скажем, новость: в Карталах убили евр... егеря. То есть, "ы" в этом слове переделали в окончание, потому что исходно "кар- талы" значило "орлиный -- от тюркского слова "картал" -- "орёл", и преткновенное "ы" в нём выступало таки в качестве суффикса. Ес- ли считается плебейством или выпендрёжем говорение, к примеру, "надысь побывал в ваших Сочах", то почему "в Алматах" -- это про- явление русскости, а не выпендрючести или плебеистости? * * * "А-та" -- распространённое среди русскоязычных казахстанцев сокращённое название бывшей столицы страны. Используется только в письменной речи. До разваливания СССР Алма-Ата была преимущественно русским го- родом. Знание русского языка среди казахов уважалось, и успел да- же сформироваться социальный слой русскоязычных казахов, слабова- то владеющих родным языком. Русских и русскоязычных здесь не бьют и даже не обижают: волна грубой национазизации прошла в 1990-х. Казахское национальное го- сударство состоялось, европеизировалось, умиротворилось. Русский фактор стал даже цениться -- как противовес китайскому. Китай та- ки нависает над всем регионом своей неимоверной численностью на- селения и -- чего уж там -- новой экономической и военной мощью, и его давление чуть ли не ощущается физически. Если китайцы сюда ломанутся, казахстанцам не выстоять. (Из инсайдерских комментариев: "Был спровоцированный сверху прогнившей верхушкой КПСС конфликт и выступления на площади по поводу назначения русского Колбина на пост руководителя Казахстана -- можно погуглить в Сети. Бытовой национализм присутствует в легкой форме. Однако русских становит- ся здесь всё меньше -- видимо, что-то находят дискомфортным и уезжают. Православное Рождество -- официальный праздник, наравне с Курбан байрамом. Здесь спасибо Назарбаеву. На Рождество все казахи, как правило, отдыхают, на русскую Пасху едят варёные яйца и куличи, а русские с удовольствием отдыхают на мусульманский Курбан байрам и жрут баранину, которую им дают казахи. Так что грубого национализма нет и не было.") Современные казахи (по крайней мере в городах) -- европеоиды по культуре, но с националистическим отношением к "корням", истории, безвредным рудиментам (языку, традициям, декоруму, фольклору музыке). Среди казахстанцев вполне имеется понимание того, что современ- ный Казахстан в значительной степени обязан своей цивилизованнос- тью не столько собственным усилиям казахов, сколько вхождению в Российскую Империю, а позже -- в СССР. Заметим только, что казахи много чего дали взамен. К примеру, в Великую Отечественную войну они сражались за Советский Союз на всю катушку, потом немало уча- ствовали в афганской кампании. * * * В отличие от аэропортов, к примеру, Москвы и Минска, в аэропор- ту Алматы нет шильд и объявлений на китайском языке. Языки алма- тынского аэропорта -- казахский, русский и английский. И расписа- ние полётов отнюдь не пестрит рейсами в китайскую сторону, хотя общая с Китаем граница таки имеется. Более того, китайцы в Алматы (насколько их можно отличить от казахов и киргизов) почти не по- падаются на глаза. Вызвано это, надо думать, не "традиционной ориентацией на Россию" и не чувством глубокой благодарности к русскому народу за космодром Байконур, ядерные испытания под Се- мипалатинском и многое другое, а нормальным здоровым страхом пе- ред огромной массой бесцеремонных китайцев, которым в Поднебесной империи становится всё теснее. * * * Нехорошее в Алматы -- необильность шильд с названиями улиц и номерами домов на этих улицах. В этой сфере казахи проявили бере- жливость, наверное, зря. Город под туристов пока что не шибко заточен. Самый крупный недостаток Алматы как туристического места состо- ит в том, что до него три года лететь далековато добираться даже на самолёте. * * * Нельзя сказать, что Алматы маловато отличается архитектурой со- ветского периода от других благоустроенных городов бывшего СССР. Некоторое отличие имется, причём по большей части в лучшую сторо- ну. Но даже если бы отличия было мало, в этом и состояла бы экзо- тичность Алматы: это всё-таки бывшая столица государства бывшего степного кочевого народа (до 1917 года не сооружавшего ничего сложнее юрт), выстроенная -- по европейским понятиям -- чёрт зна- ет где: за степями, за морями, под какими-то горами. Правда, до 1990-х преимущественным населением Алматы были русские и русско- язычные. * * * Алматы -- город довольно рассредоточенный, в последнее время застраиваемый больше под автомобили, а не под людей. Говорят, это происки тех, кто кормятся от продажи нефти. Общественный транс- порт в Алматы не очень развит, так что алматынцев попросту вынуж- дают пользоваться легковыми автомобилями. Между тем, даже в со- ветское время считалось, что в Алма-Ате чрезмерно загрязнённый воздух из-за плоховатой продуваемости межгорья. Но по личным ощу- щениям вонючесть Алматы в среднем меньшая, чем, скажем, вонючесть двора моего минского дома в зимнее утро, когда сразу несколько автопридурков прогревают моторы своих колымаг. * * * Алматы -- город чистый. Во всяком случае не грязнее городов Ев- ропы. У казахов нету манеры бросать мусор куда попадя. Вспоминаю, как выглядела Hohe Strasse в Кёльне ранним утром, до приезда убо- рочной машины: улицы Алматы определённо заведомо в любое время суток. В отличие от некоторых центров европейской цивилизации (ой, да скажем прямо: Болоньи, к примеру), граффити в Алматы -- большая редкость. Вот пусть так и останется. Уже можно возить европейцев сюда на воспитательные экскурсии. * * * Арыки в Алматы -- эквивалент ливневой канализации европейских городов. Алматынские арыки бетонные, довольно аккуратные и мусо- ром не заваленные. * * * В архитектурном отношении Алматы эффектнее, к примеру, Минска, но не эффектнее, к примеру. Киева. * * * Западнутиков (волосатиков, небритиков и т. п.) на улицах Алматы заметно меньше, чем в Минске, но несколько больше, чем в Ташкен- те. Индивидуи в трусах встречаются на улицах первой столицы Казахс- тана очень редко, и это, как правило, не казахи, а обладатели русскоязычных физиономий. Пару раз за неделю я видел сопляков на мерзких гремучих "скейт- бордах", так что процесс западнизации-деградации пошёл и в этих краях, но медленнее, чем в более приближенных к Европе местнос- тях. В аэропорту Алматы девушка устроила свои небритые обутые ноги на кресло, я спросил её, не в Европе ли она этому научилась, и на ноги с кресла убрала, а на мой вопрос не ответила. Чёрт, снова эта мучительная неопределённость... * * * Алматы -- город фотогеничный: прилекательные ракурсы открывают- ся сплошь и рядом, хотя, вроде бы, нет принципиальной разницы, скажем, с Минском, если не считать гор на заднем плане. Некоторая недоработанность -- разве что в водной части: бетонированное су- хое русло Малой Алматинки смотрится экзотично, но уныловато. Что сделать, чтобы Алматы стал одним из лучших городов мира, особо привлеекательных для туристов: - деавтомобилизировать процентов хотя бы на 70%; - нарастить метро; - укрепить наземный общественный транспорт; - добавить заполненных водоёмов; - добавить казахскости; - прекратить уничтожение архитектурного наследия; - ресторанные юрты делать аутентичнее. Я думал предложить ещё конную полицию, но, боюсь, ей нечем будет заниматься. Вообще, какая у казахов есть экзотика: - лошади, верблюды; - юрты; - ковры; - национальная кухня; - национальная одежда: халаты, шапки; - национальный декорум: узоры там всякие, частью ещё от скифских времён; - натуральные пейзажи (их можно помещать на больших фотографиях). * * * Если говорить о позитивных рудиментах советскости, то их больше в А-те, а не, к примеру, в Минске. Из дореволюционных зданий здесь мало что сохранилось, сталинский ампир -- частый, но в основном скромноватый, зато обильно и с блеском представлен период 1960-х и 1970-х -- так называемый как бы "застой". Почти всегда отлично выглядит и новейшая алматынская архитектура. Плебсовых хрущовок и брежнёвок в А-те хватает, но они здесь как-то почти сплошь сдобрены национальными добавками, какими-то картинными достроечками, современным апгрейдом или просто замас- кированы зеленью, так что отнюдь не раздражают однообразием. Визуально различимое качество "человеческого материла" здесь явно выше, чем в Москве, Киеве, Минске и тем более Вильнюсе, безжалостно брошенном под каток тотальной либерастизации. Волосатость, татуировки, пирсинг, короткие штаны здесь попада- ются на глаза редко, да и то больше среди обладателей руссоязыч- ных физиономий. Хип-хоперов видишь крайне редко, панков рискуешь за несколько дней на улицах не встретить вовсе (может, их здесь и нет). Если казахи меньше русских удалились от "дикости" (от эпохи здорового кочевого варварства, близости к природе, конкретности в борьбе за существование), это скорее позитив. У взрослых казахов нередко бандитские (ладно, мужественные) фи- зиономии, зато казашки -- как правило, симпатичны, а то и краса- вицы. Как бы бандитскость физиономий казахов -- это наверняка всего лишь лишь восприятие их расового типа европеодским взгля- дом. * * * Алматы -- город для наслаждения жизнью, если денежный вопрос уже более-менее решён. Здесь главное -- не гнать лошадей: спокой- но погулял по улицам, паркам или близлежащим горам, спокойно от- ведал достижений какой-нибудь региональной кухни (казахской, узбекской, корейской, турецкой, уйгурской, китайской), спокойно послушал высококачественную местную музыку. Лучшее время для по- сещения города -- ранняя осень. Автомобильная вонь здесь сильно ощущается далеко не везде. Общественный транспорт мог бы быть и поразвитее, но автобусы таки ходят, небольшое метро работает, частный извоз дёшев. К сожалению, в часы пик там всегда пробки на главных автомобильных улицах. Горные окретности А-ты хороши, а местами даже потрясающи. * * * Ассортимент еды в крупных супермаркетах А-ты превосходный. Не хуже, чем в Западной Европе. Цены божеские. Архитектурно-дизай- нерская часть -- тоже на высоте. Если судить по супермаркетам, то казахстанское государство состоялось вполне. Во всяком случае, методическая помощь из Москвы ему явно не требуется. Вообще, казахи -- вроде японцев: легко и чётко ухватывают евро- пейское, оставаясь самими собой. * * * Отель "Green". Тихое стильное место. Номер был оформлен и уком- плектован не хуже, чем аналогичные номера в гостиницах Европы. Среди прочего, клиентов ожидают тапочки и запакованные зубные щётки с микротюбиками зубной пасты. Завтрак -- шведский стол, но есть подозрение, что часть еды заготавливается с вечера и держит- ся в холодильнике. Но впечатление от завтрака скорее положитель- ное. Спрашивают, не сделать ли яичницу (она из двух яиц). О недо- статках отеля. Он далековато от центра. В номере на потолке не было стрелки, указывающей киблу (Алматы -- цивилизованная страна европейского формата, что с неё взять?!). На шведском столе не было горчицы и перца, так что надо привозить их с собой. Отель "Aksunkar". Неплохое место, чтобы дожидаться самолёта, лёжа в постели напротив телевизора. Самое лучшее в этом отеле -- расположение: в 5-х минутах ходьбы от аэропорта, заблудиться трудно. Плюс возможность посмотреть советскую старину снаружи и внутри отеля (просьба трудящегося: пусть так и останется). Из "санузлового" в номере был хотя бы умывальник (это плюс, и это не всегда так, когда говорится, что удобства -- в коридоре). Самолё- ты ночью особо не докучали, а ведь могли бы. Никаких неудобств сверх обещанных не было. Да, reception -- на 4-м этаже. Подозре- ваю, это потому так, что только на 4-м этаже собственно отель и остался.
Алматы
Река Малая Алматинка в районе парка им. Горького. Такое впечатление, что чего-то в ней не хватает. Ну, Малая ж всё таки: что с неё взять?
Алматы
Алматынская супер-баня, построенная при Кунаеве. Всё для народа.
Алматы
Алматынская супер-баня внутри. Храм воды и пара.
Алматы
Добротный алматынский новострой: лёгкая центральноазиатскость декорума (сходу даже и не скажешь, в чём она).
Алматы
Копенгагенская велосипеднутость Алматы.
Алматы
Алматынская старина: бывшее здание городского начального реального училища. 1890 г.
Алматы
Алматынский Арбат.
Алматы
Говорят: алма-атинская школа архитекторов котировалась в СССР высоко. Легко поверить, когда видишь, к примеру, вот это (см. выше). В районе 1970-х это было таки шиком. Алматынский Арбат.
Алматы
Алматы в районе оперного театра.
Алматы
Немножко рекламы (не всякая реклама - зло).
Алматы
Алматы - очень зелёный город. Фото - с верхнего этажа блистательной высотной гостиницы, построенной в период "застоя".
Алматы
Герб города Алматы на борту местного автобуса.
Алматы
Гнездилище русского духа в Алматы. Никольская церковь, 1908 г. Угол Кабанбай-батыра и Батурсынова.
Алматы
Гнездилище русского духа (ладно, Никольская церковь) внутри. Роспись качественная, намоленность имеется, святые мощи - на дальнем плане.

Возврат на главную страницу          Александр Бурьяк / Тысячелетний Алматы