Александр Бурьяк

Буюк Казахстан

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Буюк -- значит "великий". Это слово здесь к названию собствен- ной страны обычно не прилепляется: я прилепил его сам -- из ува- жения и хороших предчувствий (т.е., на вырост). Казахстан впечатляет своими размерами, но плотность населения здесь низкая, из-за чего у северного "старшего брата" всё время текут слюни и появляются разные идеи по поводу, как бы чего здесь разместить: ядерный или ракетный полигон какой-нибудь, на худой конец просто космодром. * * * У Казахстана как места для умиротворения мятежных душ есть только два крупных недостатка: 1) он удалён от всяких европейских "центров", 2) в нём разные интересные объекты -- как правило, на большом расстоянии один от другого. Остальное -- почти сплошь достоинства (явные или скрытые). Это, можно сказать, евразийская кладовая глубинных смыслов. Здесь хорошо размышляется о всяких больших предметах: о цивилизациях, империях, войнах, прогрессе, руссизме, тюркизме, СССР, Великой Степи, центральноазиатской кухне и т. п. Здесь часто наталкиваешься на всякие объекты и феномены, будящие креативную и критическую мысль. Главное -- не гнать галопом, а осваивать всё в спокойном темпе: манты, лагман, корейский холодный супчик (забыл, как называется) и т. п. Почему Казахстан -- при его-то культурных и географических пре- имуществах -- ещё не стал рассадником новой, высшей ментальности и местом прорыва на следующую ступень социального развития, я, честно говоря, не вполне понимаю. Я бы на его месте не тянул. Может быть, местным умникам не хватает зажигательного примера, чёткой постановки задачи "сверху", методологического впрыска, точечной поддержки правильных "тусовок". Общее впечатление от Казахстана: страна сравнительно благополу- чная, в интеллектуальном отношении более-менее самообеспеченная, в целом весьма перспективная. Она пока что не на правильном пути, но и не в большом удалении от оного. Поработать бы с нею основа- тельно. Большой плюс казахстанцев как нации -- в том, что они патрио- тятся спокойно: без шовинистического надрыва, георгиевских ленто- чек, бряцания оружием, аншлюсов. Нету здесь и европейской либерастической заскочности в управ- ленческом аппарате, хотя среди "общественности" прикормленных заграницей либерастов хватает, и они мутят своё. Серьёзные проблемы здесь имеются, таки да, но они не смертель- ные. И их здесь сознают и обсуждают, восхищая квалификацией и здравомыслием. В общем, страна созрела для рывка в реально светлое будущее. Остаётся сидеть и ждать, пока социальная флуктуация не выплюхнет наверх решительного лидера с широкими взглядами и правильным пониманием текущего момента. Прочие ингредиенты успеха уже в наличии. Ведущий консультант по рывкам уже положил на эту страну свой намётанный глаз. Своей рекогносцировочной поездкой он остал- ся доволен. * * * У казахов распространено обращение к незнакомцу "Уважаемый!", к незнакомке -- соответственно "Уважаемая!". Никаких тебе "Мужчи- на!" и "Женщина!". У казахов не принято желать на прощание "Хорошего вам дня!". Но это не означает, что они менее доброжелательны, чем западоиды с их "Have a nice day!". У казахов супругу не принято называть "ханум". У казахов нет арабской заморочки насчёт левой руки. * * * Есть мнение, что предгорья Южного Казахстана -- прародина куль- турных сортов яблонь всего мира. Вот так-то. * * * "Нур Отан" ("Заря Родины") -- проназарбаевская партия в Казахс- тане. "Нур" -- аллюзия на Нурсултана Назарбаева. В алматынском офисе этой партии я спокойно просочился "зайцем" в туалет, когда очень понадобилось, поэтому пока что не могу испытывать к этой партии ничего, кроме чувства глубокой благодарности. * * * Динмухамед Ахмедович Кунаев (1912-1993) -- первый секретарь компартии Казахстана (1960-1962, 1964-1986), трижды Герой Социа- листического труда, доктор технических наук (1969), академик, якобы автор более 100 научных трудов (осторожно скажем, что научные достижения больших начальников всегда подозрительны). Официально -- казах, из чабанов. По другим данным -- татарин, переписавшийся в казахи из карьеристских соображений. В 30 лет стал заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров Казахской ССР, в 40 -- президентом Академии Наук Казахской ССР (более опытные товарищи, наверное, были выкошены репрессиями). Войну Кунаев, в отличие от Брежнева, пересидел на хозяйственной работе. В быту был довольно скромен. Чрезмерно увлекался руси- фикацией казахов. В казахстанском народе память о Кунаеве, вро- де, скорее положительная, чем отрицательная. Кунаев: "Оправданий себе не ищу, решения принимал правильные и непра- вильные: были ошибки и удачи. Но одно знаю точно: нельзя много времени быть 'во главе'. Теряется чутье к окружающим тебя лицам, свежих мыслей не понимаешь или не принимаешь, перестаешь быть критичным по отношению к себе. Делаешь неизбежные промахи, и бо- лее всего -- в кадровой политике. Окружать себя надо не поклонни- ками, а умами, трансформирующими идеи." Ну, если бы он не умел говорить правильные слова, то не выдви- нулся бы по партийной линии. Говорят, был тот ещё работник локтя- ми и любитель рано отправлять конкурентов на пенсию. В Википедии статьи про Кунаева маловатые и на русском языке, и на казахском. Получается: сошёл, как говно в унитазе. * * * Когда пришла пора отказываться от советских названий улиц, об- наружилось, что у казахов хватает всяких недовозвеличенных баты- ров: Кабанбай-батыр, Карасай-батыр, Богенбай-батыр, Наурызбай- батыр и др. Все они снова пошли в дело. * * * Великий протоказах по научно-философской части -- Аль-Фараби (год рождения: 870 или 872; год смерти: 950 или 951). Философ, математик, теоретик музыки. Родился в городе Фараб (теперешнее казахское название: Отрар) -- одном из крупнейших городов Средней Азии до нашествия всяких монгольских и тюркских племён, среди ко- торых были и основные предки теперешних казахов. Город был сожжён воинами Чингисхана, потом отстроен. В XIX веке депопулировался окончательно. Аль-Фараби комментировал Аристотеля и Платона, писал оригинальные работы, в том числе книги о том, как правильно жить ("Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Книга о достижении счастья", "Указание путей счастья", "Гражданская политика", "Книга о войне и мирной жизни", "Книга изучения общества", "О добродетельных нравах"). Именем Аль-Фараби назван проспект в Алматы. * * * Намерение казахстанских властей перевести казахский язык на ла- тиницу -- что-то многоаспектное, означающе для разных людей раз- ное. Чиновникам в принципе всё равно, какой дурью маяться, лишь бы не сокращали их штатов. Позыв к латинизации идёт, по-видимому, в основном из стремления дистанцироваться от России и стать ближе к Турции и Европе. Тенденция к сокращению сферы применения кирил- лицы -- это следствие не столько происков Запада, сколько полити- ки путиноидов, настраивающих против себя всех соседей и тот же Запад. Путиноиды почему-то считают, что сфера влияния лучше рас- ширяется бомбёжками, подрывными "пятыми колоннами", оскорбитель- ным пропагандёжем против "лимитрофов" и аншлюсами, а не достиже- ниями, которые очень хочется перенимать. Когда дистанция между уровнями технического и социального развития казахского общества и русского общества была значительной, русское присутствие в ка- захских местах было для казахов большим позитивным фактором, а зачем оно им сдалось теперь? Спасибо русским за оказанную в своё время помочь (частично наверняка оплаченную), прощение им за со- путствующие репрессии и унижения (без перегибов не бывает, зна- ем), а дальше уж позвольте казахам немножко решать самим, что им надо. Свою способность к этому они показали вполне. США, Евросоюз, Китай вбивают клинья между Россией и Казахста- ном? Между теперешим Казахстаном и его советским прошлым? Да, конечно же, вбивают. Частью из приобретательских умыслов, частью из соображений собственной безопасности. Но клинья потому и вхо- дят не совсем плохо, что Россия -- тот ещё друг, а СССР -- тот ещё рай. Казахстанская "верхушка" лавирует между разными силами, чтобы уцелеть и сохранить свои привилегии, и у неё это пока что получается. В этом наборе субъектов ни один не имеет морального превосходства над другими, не является "высшим" по отношению к ним: не несёт деградирующему миру новой эффективной глобальной программы, спасительной для всех. За кого бы ты ни выступил в этой ситуации, грех приблизительно одинаковый. Ни за кого не вы- ступишь -- тот же эффект. Выход на новый уровень развития, снимающий всякие теперешние столкновения интересов, был бы возможен при модералистическом подходе, но внедрению оного препятствует обилие "слишком челове- ческого". * * * Самые выдающиеся блюда казахской национальной кухни: 1. Бешбармак ("пять пальцев") -- мелкокрошёное отварное конское мясо с лапшой. 2. Куырдак ("зажарка") -- блюдо из мяса (и/или субпродуктов) и лука. Может добавлятся картофель. От этого куырдака произошло русское слово "кавардак". 3. Палау -- плов. Здесь он делается с большим количеством мяса. 4. Манты -- большие пельмени. Внутри мясо с приправами, но бывают и без мяса. Подаются обычно так: на большой миске разложенные кругом, а в центре круга -- пиалка с острым соусом. 5. Казы -- варёные колбасы. 6. Коктал -- рыба, копчёная с овощами. * * * Шанырак (у киргизов -- тундук) -- конструктивный элемент, увен- чивающий купол юрты. Имеет вид решётчатой крустовины в круге. Косой тройной крест в круге -- абстрактное изображение шанырака -- довольно распространённый в Казахстане символ. У казахов озна- чает что-то там важное для продолжения рода. * * * Из разговоров с моим консультантом по казахстанским делам: "Вообще, я расспрашивала китайских казахов о ситуации в Синь- цзяне, но там, как говорится, без бутылки водки не разберешься. Тем, кого спрашивала, Китай нравится. В Китае существует резкое расслоение населения по доходам. Там много и миллионеров, и просто обеспеченных людей из среднего класса, но и много тяжелой, беспросветной нищеты, что признается самим китайским правительст- вом. Десятки миллионов детей не видят родителей, работающих вдали от дома на тяжелой работе. По поводу Синьцзяна вообще ничего не известно: мне лично непонятно, почему уйгуры бастуют." "Самыми влиятельными фигурами в Советском Казахстане являлись Абай и Чокан Валиханов. Последний был ханским сыном, потомком Чингис-Хана (чингизид, аксуйек (белая кость то есть). Писал о казахах, о Степи, в прорусском ключе. Поэтому сейчас нацпаты пытаются свергнуть его авторитет. Вообще Советская власть мешала многим заниматься приятными вещами (мы знаем какими) - поэтому ее у нас не любят." * * * В Казахстане не остра, но чувствительна проблема исламского экстремизма. Экстремизм этот доморощенный, но, разумеется, наве- денный из-за границы. Вот, для примера, статья "В деле об убийстве 12 человек в Иле- Алатауском парке всплыли новые подробности", 05.08.2014, сайт azh.kz: "Два года назад страна содрогнулась от жуткой новости: в Иле- Алатауском национальном парке близ Алматы были обнаружены тела 12 человек, в том числе 16-летней девушки. Правоохранительные органы и тогда, и впоследствии весьма неохотно делились информацией о том, что же произошло 12 августа в Аксайском ущелье, пишет газета 'Время'. Корни этой истории берут начало в местах не столь отдаленных. Именно за колючей проволокой большинство из 13 членов террористи- ческой группировки, устроившей резню в нацпарке, стали привержен- цами радикального течения ислама - салафизма. Там же в 2005 году познакомились и основатели будущего жамагата - сообщества, члены которого вместе изучают ислам, совершают ре- лигиозные обряды, оказывают друг другу помощь, - Заурбек Ботабаев и Бекбол Куанов. После освобождения они нашли друг друга в Алматы в 2009 году, постепенно познакомились с другими единоверцами и будущими соратниками. Вместе они и организовали жамагат, амиром, то есть лидером, ко- торого был избран Бекбол Куанов. Мужчины не только дружно читали намаз, но и изучали религиозную литературу, в том числе экстре- мистского толка, а Куанов частенько заслушивался записанными на диски проповедями известного российского террориста Саида Бурятского." "Жили они по поддельным документам, часто меняли дома и кварти- ры, мобильные телефоны, использовали несколько машин, оформленных на подставных лиц. Причем машины были не из дешевых, к примеру, в их распоряжении был бежевый Porsche Cayenne. Приобретали оружие и боеприпасы. Деньги добывали в различных преступлениях, не гнуша- лись и убийствами. В июне 2012 года один из террористов Талгат Тленшиев и еще не- сколько человек убили директора микрокредитной организации (МКО) 'Артек' Айт-мухамета Алдабергенова. Его они зацепили обещаниями продать по выгодной цене некий коммерческий объект." И т. д. * * * О древней казахской архитектуре. У потомков помеси балто-тюрок с финно-уграми, заимствовавшей язык и чуть-чуть генов от своих западных славянских соседей, распространено мнение, что исконные казахи были исключительно кочевниками, ничего не строили стацио- нарнее юрт и ничего не привносили в мировую культуру, а только мешали своими набегами соседним, оседлым народам развивать их великие цивилизации. На самом деле строительство стационарных объектов у казахов (ну, протоказахов) таки имело место: пусть и не такое размашистое, как на древней Руси, но хотя бы не деревянное, так что от него места- ми, сохранились кое-какие следы. Протоказахи строили мавзолеи и городки. Во всяком случае, руко- водили строительством, а непосредственно с кирпичами возились, может, какие-нибудь протоузбеки или русские рабы. Город Туркестан (ранее называвшийся Яссы, а до того ещё и Шава- гар) был даже столицей Казахского ханства в XVI-XVIII веках. В этом городе имеется мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, в котором погре- бены во множестве казахские ханы, как русские цари погребены во множестве в Архангельском соборе Московского Кремля. Для древних горожан не имело большого значения, чем занимались прочие 90-99% населения -- земледелием или скотоводством. Лишь бы те привозили в города еду и обменивали её на продукты ремесленно- го производства: ткани, посуду, инструменты, оружие и т. п. Если бы вдруг перенесли древнерусский город в южные степи, для его обитателей мало бы что изменилось: горожане стали бы употреблять больше мяса, пить кумыс вместо медовухи и делать ткани не из льна, а из шерсти. Если младшие вожди кочевых племён были вынуждены перемещаться вместе с подчинёнными им людьми, то старшим вождям вполне было можно жить на одном месте и принимать там дань. Это даже имело некоторое удобство: все знали, где искать начальство. Если стар- шие вожди так не делали, то скорее ради чистоты, крастоы и свеже- го воздуха. Обитателям халуп с земляным полом, крытых соломой и топимых "по-чёрному", по соседству с навозными ямами, представлялось, что налаженная кочевая жизнь в юртах -- это что-то примитивное, не- удобное и очень вредное для здоровья. На самом деле всё было немножко наоборот. Кочевники жили по крайней мере в чистой среде и на свежем воз- духе. Не дышали ядовитой вонью мусорных свалок, не страдали от городских пожаров, не пили воды из колодцев, в которые сочилось выделяемое из организмов в нужниках и на конюшнях. То, что сего- дня ищут в поте лиц рюкзачные туристы в походах, для кочевников было в порядке повседневных вещей. * * * О стационарном жилье казахов. Из учебника "История Казахстана за 8-й класс (XVIII в. - 1914 г.)", авторы З. Е. Кабульдинов, А. Т. Кайыпбаева, год издания 2012 (сайт bibliotekar.kz): "В летнее время казахи жили в юртах. В редких случаях у бедной части казахов она служила и в качестве зимнего жилища. В этом случае юрту покрывали несколькими слоями войлока и обкладывали снегом. В южных регионах в юрте жили, как правило, круглый год. Немецкий ученый Ф. фон Шварц восхищенно писал: 'Исключительным жилищем киргиз-кайсаков и зимой, и летом является юрта, одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек'." "В 30-50-х годах XIX века у казахов наметилась устойчивая тенденция строительства постоянных оседлых жилищ. Зимние жилища казахов, которыми очень дорожили, назывались кыстау. Они располагались на самых плодородных землях. Здесь, как правило, находились родовые захоронения. Рядом с кыстау степняки имели посевы и сенокосы. Они покидали зимние жилища лишь только в тех случаях, когда имела место массовая смертность людей или падеж скота. Кыстау строились из разных материалов: камня, дерева, дерна и самана." "К концу XIX века местное население стало строить дома с двускатными крышами. В доме устанавливали печь с казаном. Проем окна затягивался бычьим пузырем. Зимние жилища состояли из двух частей, разделенных печью: входная (ауыз уй) и жилая (тор) части. Над земляным полом жилой комнаты возвышался нар - небольшое деревянное возвышение. На рубеже XIX-XX веков количество комнат у зажиточной части казахов увеличивается до 3-4. В это же время появляются срубные дома с деревянными полами. Как правило, их изготовляли русские плотники. Казахи топили юрты, зимние жилища исключительно хворостом и тезеком (кизяк). По обычаям степняков строго запрещалось рубить живое дерево." "Помещения для скота и людей вплотную примыкали друг к другу. Скученность построек была удобна ввиду частых зимних стуж и вет- ров. Во дворе у казахов имелась хозяйственная постройка шо-шала (куполоообразное холодное строение). Здесь хранили мясо и другие продукты питания. Оставшиеся на зимовьях домашние животные ночью содержались в помещениях - малкора. В северных, северо-восточных и центральных районах они были крытыми. Часто крышей служил сло- женный сверху запас сена." Заметим себе, что наличие казахских названий для всяких стацио- нарных сооружений (кыстау, шо-шала, малкора) говорит о том, что такие сооружения были привычны казахам издревле, а не являются поздними заимствованиями. * * * О добывании казахами еды. Там же: "Основным хозяйственным занятием степняков было кочевое и полу- кочевое скотоводство. Казахи кочевали на различные расстояния. При перекочевках на новое место один из опытных представителей аула подбирал новое место. Там обязательно должны были быть вода и подножный корм. Однородцы кочевали обычно вместе. В зимнее время табуны лошадей паслись в открытой степи - тебеневали. Кони добывали траву из-под снега, разгребая его копытами. После лошадей пасся крупный рогатый скот, верблюды и мелкий скот." "Скотоводство приносило кочевнику пищу. Шкуры овец, жеребят, коз шли на выделку кож для одежды и обуви. Овечья и верблюжья шерсть использовалась для выделки войлока, армячины, веревок, те- сем и ковров. Шерсть коз - на изготовление шалей. Из кожи ското- воды изготавливали ведра для воды (кауга) и посуду для кумыса (саба, торсык). Даже топливо (тезек) кочевники получали за счет разведения скота. Основными видами скота были лошади, овцы и верблюды. Со второй половины XVIII века получил заметное рас- пространение и крупный рогатый скот." "Овцы были основным богатством жителей Степи." "Коз содержали из-за ценного пуха. Знаменитые оренбургские шали изготавливались из пуха казахских коз. В каждой отаре овец держа- ли козлов, которые служили в качестве вожаков. Верблюды были пре- имущественно двугорбые (айыр или бактриан). Они были более при- способлены для местных условий: имели густую шерсть. Одногорбых верблюдов (нар) разводили в южных и юго-западных районах Казах- стана." "На берегах Сырдарьи, в Семиречье, а также по берегам некоторых рек и озер Северного, Северо-Восточного и Центрального Казахстана казахи занимались земледелием издавна. В конце XIX века намети- лась тенденция массового перехода к земледелию в центральных, се- верных и северо-восточных районах. Произошло заметное сокрашение пастбищ в результате усиления крестьянского переселения и роста городского населения в Казахстане. Прокормить семьи и имеющийся скот можно было только лишь через развитие и организацию посевов. Переходом к земледелию казахи пытались остановить принудительный и массовый сгон с веками насиженных земель. Царское правительство принимало активные меры по стимулированию к переходу казахов на оседлый образ жизни. По мнению властей, эта мера должна была высвободить большие участки земель для переселенцев и обеспечить лучшую управляемость казахскими общинами." Обратим внимание: существенной причиной перехода казахов к оседлости было не осознание ужасов кочевой жизни, а изъятие луч- ших пастбищ под пахоту и пр. Территории-то у казахов было много, но трава хорошо росла только в некоторых местах. Казахам пришлось держаться в этих местах постоянно, чтобы русские переселенцы не позахватывали их при поддержке властей. В принципе же казахам было с кого брать пример в земледелии и до прихода русских, но не было в этом необходимости. * * * Частично сохранившиеся казахские крепости (только три): Талхиз -- в городе Талгар; Сауран -- в 35 км от города Туркестан; был первой столицей Казахского ханства; Отрар -- в 57 км южнее города Туркестан; один из крупнейших городов Средней Азии до монгольского нашествия; с 1465 по 1718 гг. -- один из городов Казахского ханства; был разрушен джунгарами. Казахские крепости, от которых остались только небольшие следы: Айбас -- на берегу реки Айбас в Улытауском районе Карагандинской области; Аккесене -- в Таласском районе Жамбылской области, в низовьях Таласской долины в 30 км к западу от села Ушарал; Аманбай дуалы -- крепость Аманбая, на левом берегу реки Кенгир Карагандинской области; XVII-XVIII вв. Арканкерген -- в Восточно-Казахстанской области между Тарба- гатайскими горами и рекой Саксан; Аркук -- на западном берегу Сырдарьи; упоминается в письменных источниках XVI-XVII веков; Атасу -- в Жанааркинском районе Карагандинской области, в 10 км к востоку от местности Айшырак, на правом берегу реки Талас; относится к XVIII веку; Жусандала -- в Кармакшинском районе Кызылординской области, в 12 км к юго-западу от села Жосалы. и др. Некоторые казахские крепости -- это захваченные чужие построй- ки, но такое дело -- типичное, а в данном контексте существенно то, что казахи не отказывались от их применения. Некоторые собственно казахские крепости -- это простенькие че- тырёхугольные дворы со сторонами 50...200 м, с усиленной оградой (хорошо, если не из дёрна) и башенками по углам. Можно посмеяться над этим, а можно всего лишь сообразить, что казахам было проще и надёжнее уходить от противника в степи или горы, чем тратить уйму сил на сооружение стен, а потом в случае осады месяцами страдать за этими стенами от голода и скученности в слабой надежде, что завоевателю надоест или что за это время кто-нибудь начнёт завоё- вывать его самого. * * * О не-внеснии кочевыми казахами вклада в развитие мировой циви- лизации, уничтожающей биосферу. Вот, скажем, автомобилями, телевизорами и мобильными телефонами современные казахи таки пользуются, да ещё как, между тем их не- мытые волосатые предки, похоже, для появления этих вещей не сде- лали НИЧЕГО. Хуже того, иногда казахи наверняка даже мешали дру- гим народам делать их собственные вклады. Разумеется, можно наскрести для казахов какие-то оправдания, в частности, заявить, что этому народу делать научно-технический прогресс сильно мешали хунну, джунгары, протоузбеки, русские и т. п. Но за неоправданную часть невнесённого вклада надо ведь будет наложить на казахов большой штраф в пользу ООН. А если казахи от- кажутся платить, то... то ничего: международное законодательство в этой области никакое. Вообще, оценка вкладов в развитие -- дело очень неопределённое, очень спорное, тем более что даже не ясно, какие изменения считать развитием, а какие -- деградацией. Если копать глубоко и тщательно, то как бы не вышло в итоге так, что это ООН должна приплачивать казахам за что-то там: к примеру, за сохранение генофонда, биосферы, здравомыслия, за непускание русских и китайцев на свою территорию и т. д. То же касается и других "второсортных" народов, не плодивших нам Аристотелей и Ньютонов. * * * О казахском языке. Ударение в словах казахского языка -- преимущественно (но не всегда) на последнем слоге. В казахском языке часто встречается звук [ж]. Почти как в пор- тугальском. Где в турецком языке начальное [й], там в казахском -- [ж]. Пример: по-турецки дорога -- yol [йол], по-казахски -- жол. В базовый казахско-русский словарь скоростного путешественника: аймак -- область алма -- яблоко ауданы -- район (как адм. единица) балык -- рыба басы -- голова бекiнiс -- крепость достык -- дружба дукен -- магазин дэрихана -- аптека ел -- страна елбасы -- глава страны жол -- дорога жулдыз -- звезда (ср. турецк. йылдыз) жылкы -- лошадь iрiмшiк -- сыр ит -- собака казакша -- казахский язык касапшы -- мясник кала -- город кёл -- озеро коды -- код кылыш -- сабля кымыз -- кумыс мектеп -- школа сут -- молоко нан -- хлеб облысы -- область палау -- плов су -- вода тагам -- еда тас -- камень тау -- гора темiр -- железо тенизде -- море (ср. турецк. deniz) тургыны -- население халкы -- население шай -- чай шалбар -- штаны шаштараз -- парикмахер, цирюльник шужык -- колбаса В базовый казахско-русский разговорник: Сэлем! -- Привет! Сэлеметсиз бе! -- Здравствуйте! Сау бол! -- Bye! Сау болыныз! -- До свидания! Кешириниз! -- Извините! Рахмет! -- Спасибо! Бул канша турады? -- Сколько стоит?
Казахстан
Памятник казахстанцам, погибшим в Афганской войне 1979-1989 гг. Обратим внимание на казахский расовый тип изображённых батыров. Батырам слава! Алматы, 2018.
Казахстан
Казахи уже написали свой вариант собственной истории. В ней они, разумеется, так же прекрасны, как русские - в своей, американцы - в своей и т. д. Алматы, 2018.
Казахстан
Какие-то курильщицкие ужастики по-казахстански. Правильные казахи не курят.
Казахстан
Если что, есть кому защищать страну. Но опытные заграничные мизантропы всё равно постараются придти на помощь. Вообще, казашки зачастую красивы. Я говорил это? На всякий случай скажу вот ещё раз.
Казахстан
Это называется "лагман". Вкус впечатляющий. Лучше не пробовать, иначе можно попасть в неизбывную зависимость от центральноазиатской кухни.
Казахстан
Этот гордый всадник в котелке - как ни странно, не Пушкин, а Абылай хан, новый герой казахского народа. "Казахстан темир жолы" на заднем плане - не лозунг правящей партии, а всего лишь "Казахстанская железная дорога". Площадь возле железнодорожного вокзала "Алматы-2".
Казахстан
Логотип проназарбаевской партии. "Нур Отан" - "Заря Родины". "Нур" - намёк на Нурсултана.

Источники:

Мадат Аккозин "Динмухамед Кунаев. Как был фальсифицирован его образ еще при жизни", https://rus.azattyq.org/a/dinmukhamed_kunaev_/1875988.html

Возврат на главную страницу          Александр Бурьяк / Буюк Казахстан