Александр Бурьяк

Буюк Казахстан

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Буюк -- значит "великий". Это слово здесь к названию собствен- ной страны обычно не прилепляется: я прилепил его сам -- из ува- жения и хороших предчувствий (т.е., на вырост). Казахстан впечатляет своими размерами, но плотность населения здесь низкая, из-за чего у северного "старшего брата" всё время текут слюни и появляются разные идеи по поводу, как бы чего здесь разместить: ядерный или ракетный полигон какой-нибудь, на худой конец просто космодром. * * * У Казахстана как места для умиротворения мятежных душ есть только два крупных недостатка: 1) он удалён от всяких европейских "центров", 2) в нём разные интересные объекты -- как правило, на большом расстоянии один от другого. Остальное -- почти сплошь достоинства (явные или скрытые). Это, можно сказать, евразийская кладовая глубинных смыслов. Здесь хорошо размышляется о всяких больших предметах: о цивилизациях, империях, войнах, прогрессе, руссизме, тюркизме, СССР, Великой Степи, центральноазиатской кухне и т. п. Здесь часто наталкиваешься на всякие объекты и феномены, будящие креативную и критическую мысль. Главное -- не гнать галопом, а осваивать всё в спокойном темпе: манты, лагман, корейский холодный супчик (забыл, как называется) и т. п. Почему Казахстан -- при его-то культурных и географических пре- имуществах -- ещё не стал рассадником новой, высшей ментальности и местом прорыва на следующую ступень социального развития, я, честно говоря, не вполне понимаю. Я бы на его месте не тянул. Может быть, местным умникам не хватает зажигательного примера, чёткой постановки задачи "сверху", методологического впрыска, точечной поддержки правильных "тусовок". Общее впечатление от Казахстана: страна сравнительно благополу- чная, в интеллектуальном отношении более-менее самообеспеченная, в целом весьма перспективная. Она пока что не на правильном пути, но и не в большом удалении от оного. Поработать бы с нею основа- тельно. Большой плюс казахстанцев как нации -- в том, что они патрио- тятся спокойно: без шовинистического надрыва, георгиевских ленто- чек, бряцания оружием, аншлюсов. Нету здесь и европейской либерастической заскочности в управ- ленческом аппарате, хотя среди "общественности" прикормленных заграницей либерастов хватает, и они мутят своё. Серьёзные проблемы здесь имеются, таки да, но они не смертель- ные. И их здесь сознают и обсуждают, восхищая квалификацией и здравомыслием. В общем, страна созрела для рывка в реально светлое будущее. Остаётся сидеть и ждать, пока социальная флуктуация не выплюхнет наверх решительного лидера с широкими взглядами и правильным пониманием текущего момента. Прочие ингредиенты успеха уже в наличии. Ведущий консультант по рывкам уже положил на эту страну свой намётанный глаз. Своей рекогносцировочной поездкой он остал- ся доволен. * * * У казахов распространено обращение к незнакомцу "Уважаемый!", к незнакомке -- соответственно "Уважаемая!". Никаких тебе "Мужчи- на!", "Женщина!" и т. п. У казахов не принято желать на прощание "Хорошего вам дня!". Но это не означает, что они менее доброжелательны, чем западоиды с их "Have a nice day!". У казахов супругу не принято называть "ханум". У казахов нет арабской заморочки насчёт левой руки. * * * "Нур Отан" ("Заря Родины") -- проназарбаевская партия в Казахс- тане. "Нур" -- аллюзия на Нурсултана Назарбаева. В алматынском офисе этой партии я спокойно просочился "зайцем" в туалет, когда очень понадобилось, поэтому пока что не могу испытывать к этой партии ничего, кроме чувства глубокой благодарности. * * * Динмухамед Ахмедович Кунаев (1912-1993) -- первый секретарь компартии Казахстана (1960-1962, 1964-1986), трижды Герой Социа- листического труда, доктор технических наук (1969), академик, якобы автор более 100 научных трудов (осторожно скажем, что научные достижения больших начальников всегда подозрительны). Официально -- казах, из чабанов. По другим данным -- татарин, переписавшийся в казахи из карьеристских соображений. В 30 лет стал заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров Казахской ССР, в 40 -- президентом Академии Наук Казахской ССР (более опытные товарищи, наверное, были выкошены репрессиями). Войну Кунаев, в отличие от Брежнева, пересидел на хозяйственной работе. В быту был довольно скромен. Чрезмерно увлекался руси- фикацией казахов. В казахстанском народе память о Кунаеве, вро- де, скорее положительная, чем отрицательная. Кунаев: "Оправданий себе не ищу, решения принимал правильные и непра- вильные: были ошибки и удачи. Но одно знаю точно: нельзя много времени быть 'во главе'. Теряется чутье к окружающим тебя лицам, свежих мыслей не понимаешь или не принимаешь, перестаешь быть критичным по отношению к себе. Делаешь неизбежные промахи, и бо- лее всего -- в кадровой политике. Окружать себя надо не поклонни- ками, а умами, трансформирующими идеи." Ну, если бы он не умел говорить правильные слова, то не выдви- нулся бы по партийной линии. Есть мнение, что он вдобавок был тот ещё работник локтями и любитель рано отправлять конкурентов на пенсию. В Википедии статьи про Кунаева маловатые и на русском языке, и на казахском. Получается: сошёл, как говно в унитазе. * * * Когда пришла пора отказываться от советских названий улиц, об- наружилось, что у казахов хватает всяких недовозвеличенных баты- ров: Кабанбай-батыр, Карасай-батыр, Богенбай-батыр, Наурызбай- батыр и др. Все они снова пошли в дело. * * * Великий протоказах по научно-философской части -- Аль-Фараби (год рождения: 870 или 872; год смерти: 950 или 951). Философ, математик, теоретик музыки. Родился в городе Фараб (теперешнее казахское название: Отрар) -- одном из крупнейших городов Средней Азии до нашествия всяких монгольских и тюркских племён, среди ко- торых были и основные предки теперешних казахов. Город был сожжён воинами Чингисхана, потом отстроен. В XIX веке депопулировался окончательно. Аль-Фараби комментировал Аристотеля и Платона, писал оригинальные работы, в том числе книги о том, как правильно жить ("Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Книга о достижении счастья", "Указание путей счастья", "Гражданская политика", "Книга о войне и мирной жизни", "Книга изучения общества", "О добродетельных нравах"). Именем Аль-Фараби назван проспект в Алматы. * * * Намерение казахстанских властей перевести казахский язык на ла- тиницу -- что-то многоаспектное, означающе для разных людей раз- ное. Чиновникам в принципе всё равно, какой дурью маяться, лишь бы не сокращали их штатов. Позыв к латинизации идёт, по-видимому, в основном из стремления дистанцироваться от России и стать ближе к Турции и Европе. Тенденция к сокращению сферы применения кирил- лицы -- это следствие не столько происков Запада, сколько полити- ки путиноидов, настраивающих против себя всех соседей и тот же Запад. Путиноиды почему-то считают, что сфера влияния лучше рас- ширяется бомбёжками, подрывными "пятыми колоннами", оскорбитель- ным пропагандёжем против "лимитрофов" и аншлюсами, а не достиже- ниями, которые очень хочется перенимать. Когда дистанция между уровнями технического и социального развития казахского общества и русского общества была значительной, русское присутствие в ка- захских местах было для казахов большим позитивным фактором, а зачем оно им сдалось теперь? Спасибо русским за оказанную в своё время помочь (частично наверняка оплаченную), прощение им за со- путствующие репрессии и унижения (без перегибов не бывает, зна- ем), а дальше уж позвольте казахам немножко решать самим, что им надо. Свою способность к этому они показали вполне. США, Евросоюз, Китай вбивают клинья между Россией и Казахста- ном? Между теперешим Казахстаном и его советским прошлым? Да, конечно же, вбивают. Частью из приобретательских умыслов, частью из соображений собственной безопасности. Но клинья потому и вхо- дят не совсем плохо, что Россия -- тот ещё друг, а СССР -- тот ещё рай. Казахстанская "верхушка" лавирует между разными силами, чтобы уцелеть и сохранить свои привилегии, и у неё это пока что получается. В этом наборе субъектов ни один не имеет морального превосходства над другими, не является "высшим" по отношению к ним: не несёт деградирующему миру новой эффективной глобальной программы, спасительной для всех. За кого бы ты ни выступил в этой ситуации, грех приблизительно одинаковый. Ни за кого не вы- ступишь -- тот же эффект. Выход на новый уровень развития, снимающий всякие теперешние столкновения интересов, был бы возможен при модералистическом отношении к реалиям, но внедрению оного препятствует обилие "слишком человеческого". * * * Самые выдающиеся блюда казахской национальной кухни: 1. Бешбармак ("пять пальцев") -- мелкокрошёное отварное конское мясо с лапшой. 2. Куырдак ("зажарка") -- блюдо из мяса (и/или субпродуктов) и лука. Может добавлятся картофель. От этого куырдака произошло русское слово "кавардак". 3. Палау -- плов. Здесь он делается с большим количеством мяса. 4. Манты -- большие пельмени. Внутри мясо с приправами, но бывают и без мяса. Подаются обычно так: на большой миске разложенные кругом, а в центре круга -- пиалка с острым соусом. 5. Казы -- варёные колбасы. 6. Коктал -- рыба, копчёная с овощами. Трава джусай (ветвистый лук) -- не совсем приправочная, вроде петрушки, а может готовиться и как основной компонент блюда: жа- риться в масле и заливаться яйцом. Вкус -- среднее между луком и чесноком. Все части растения съедобны. Применяются очень разнооб- разно. В Казахстане и других центральноазиатских странах джусай -- весьма популярная еда. * * * Итмурын (ударение на последнем слоге) -- "собачий нос". Так на- зывается шиповник у казахов. * * * Шанырак (у киргизов -- тундук) -- конструктивный элемент, увен- чивающий купол юрты. Имеет вид решётчатой крустовины в круге. Косой тройной крест в круге -- абстрактное изображение шанырака -- довольно распространённый в Казахстане символ. У казахов озна- чает что-то там важное для продолжения рода. * * * Карлыгаш (ударение на последнем слоге) -- "ласточка", казахское женское имя. Так звали даму-экскурсовода, возившую меня в Чарын. Всех ей благ. * * * Из разговоров с моим консультантом по казахстанским делам: "Вообще, я расспрашивала китайских казахов о ситуации в Синь- цзяне, но там, как говорится, без бутылки водки не разберешься. Тем, кого спрашивала, Китай нравится. В Китае существует резкое расслоение населения по доходам. Там много и миллионеров, и просто обеспеченных людей из среднего класса, но и много тяжелой, беспросветной нищеты, что признается самим китайским правительст- вом. Десятки миллионов детей не видят родителей, работающих вдали от дома на тяжелой работе. По поводу Синьцзяна вообще ничего не известно: мне лично непонятно, почему уйгуры бастуют." "Самыми влиятельными фигурами в Советском Казахстане являлись Абай и Чокан Валиханов. Последний был ханским сыном, потомком Чингис-Хана (чингизид, аксуйек (белая кость, то есть). Писал о казахах, о Степи, в прорусском ключе. Поэтому сейчас нацпаты пытаются свергнуть его авторитет. Вообще, Советская власть мешала многим заниматься приятными вещами (мы знаем какими) - поэтому ее у нас не любят." * * * В Казахстане не остра, но чувствительна проблема исламского экстремизма. Экстремизм этот доморощенный, но, разумеется, наве- денный из-за границы. Вот, для примера, статья "В деле об убийстве 12 человек в Иле- Алатауском парке всплыли новые подробности", 05.08.2014, сайт azh.kz: "Два года назад страна содрогнулась от жуткой новости: в Иле- Алатауском национальном парке близ Алматы были обнаружены тела 12 человек, в том числе 16-летней девушки. Правоохранительные органы и тогда, и впоследствии весьма неохотно делились информацией о том, что же произошло 12 августа в Аксайском ущелье, пишет газета 'Время'. Корни этой истории берут начало в местах не столь отдаленных. Именно за колючей проволокой большинство из 13 членов террористи- ческой группировки, устроившей резню в нацпарке, стали привержен- цами радикального течения ислама - салафизма. Там же в 2005 году познакомились и основатели будущего жамагата - сообщества, члены которого вместе изучают ислам, совершают ре- лигиозные обряды, оказывают друг другу помощь, - Заурбек Ботабаев и Бекбол Куанов. После освобождения они нашли друг друга в Алматы в 2009 году, постепенно познакомились с другими единоверцами и будущими соратниками. Вместе они и организовали жамагат, амиром, то есть лидером, ко- торого был избран Бекбол Куанов. Мужчины не только дружно читали намаз, но и изучали религиозную литературу, в том числе экстре- мистского толка, а Куанов частенько заслушивался записанными на диски проповедями известного российского террориста Саида Бурятского." "Жили они по поддельным документам, часто меняли дома и кварти- ры, мобильные телефоны, использовали несколько машин, оформленных на подставных лиц. Причем машины были не из дешевых, к примеру, в их распоряжении был бежевый Porsche Cayenne. Приобретали оружие и боеприпасы. Деньги добывали в различных преступлениях, не гнуша- лись и убийствами. В июне 2012 года один из террористов Талгат Тленшиев и еще не- сколько человек убили директора микрокредитной организации (МКО) 'Артек' Айт-мухамета Алдабергенова. Его они зацепили обещаниями продать по выгодной цене некий коммерческий объект." И т. д. * * * О древней казахской архитектуре. У потомков помеси балто-тюрок с финно-уграми, заимствовавшей язык и чуть-чуть генов от своих западных славянских соседей, распространено мнение, что исконные казахи были исключительно кочевниками, ничего не строили стацио- нарнее юрт и ничего не привносили в мировую культуру, а только мешали своими набегами соседним, оседлым народам развивать их великие цивилизации. На самом деле строительство стационарных объектов у казахов (ну, протоказахов) таки имело место: пусть и не такое размашистое, как на древней Руси, но хотя бы не деревянное, так что от него места- ми, сохранились кое-какие следы. Протоказахи строили мавзолеи и городки. Во всяком случае, руко- водили строительством, а непосредственно с кирпичами возились, может, какие-нибудь протоузбеки или русские рабы. Город Туркестан (ранее называвшийся Яссы, а до того ещё и Шава- гар) был даже столицей Казахского ханства в XVI-XVIII веках. В этом городе имеется мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, в котором погре- бены во множестве казахские ханы, как русские цари погребены во множестве в Архангельском соборе Московского Кремля. Для древних горожан не имело большого значения, чем занимались прочие 90-99% населения -- земледелием или скотоводством. Лишь бы те привозили в города еду и обменивали её на продукты ремесленно- го производства: ткани, посуду, инструменты, оружие и т. п. Если бы вдруг перенесли древнерусский город в южные степи, для его обитателей мало бы что изменилось: горожане стали бы употреблять больше мяса, пить кумыс вместо медовухи и делать ткани не из льна, а из шерсти. Если младшие вожди кочевых племён были вынуждены перемещаться вместе с подчинёнными им людьми, то старшим вождям вполне было можно жить на одном месте и принимать там дань. Это даже имело некоторое удобство: все знали, где искать начальство. Если стар- шие вожди так не делали, то скорее ради чистоты, красоты и свеже- го воздуха. Обитателям халуп с земляным полом, крытых соломой и топимых "по-чёрному", по соседству с навозными ямами, представлялось, что налаженная кочевая жизнь в юртах -- это что-то примитивное, не- удобное и очень вредное для здоровья. На самом деле всё было немножко наоборот. Кочевники жили по крайней мере в чистой среде и на свежем воз- духе. Не дышали ядовитой вонью мусорных свалок, не страдали от городских пожаров, не пили воды из колодцев, в которые сочилось выделяемое из организмов в нужниках и на конюшнях. То, что сего- дня ищут в поте лиц рюкзачные туристы в походах, для кочевников было в порядке повседневных вещей. * * * О стационарном жилье казахов. Из учебника "История Казахстана за 8-й класс (XVIII в. - 1914 г.)", авторы З. Е. Кабульдинов, А. Т. Кайыпбаева, год издания 2012 (сайт bibliotekar.kz): "В летнее время казахи жили в юртах. В редких случаях у бедной части казахов она служила и в качестве зимнего жилища. В этом случае юрту покрывали несколькими слоями войлока и обкладывали снегом. В южных регионах в юрте жили, как правило, круглый год. Немецкий ученый Ф. фон Шварц восхищенно писал: 'Исключительным жилищем киргиз-кайсаков и зимой, и летом является юрта, одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал чело- век'." "В 30-50-х годах XIX века у казахов наметилась устойчивая тенденция строительства постоянных оседлых жилищ. Зимние жилища казахов, которыми очень дорожили, назывались кыстау. Они располагались на самых плодородных землях. Здесь, как правило, находились родовые захоронения. Рядом с кыстау степняки имели посевы и сенокосы. Они покидали зимние жилища лишь только в тех случаях, когда имела место массовая смертность людей или падеж скота. Кыстау строились из разных материалов: камня, дерева, дерна и самана." "К концу XIX века местное население стало строить дома с двускатными крышами. В доме устанавливали печь с казаном. Проем окна затягивался бычьим пузырем. Зимние жилища состояли из двух частей, разделенных печью: входная (ауыз уй) и жилая (тор) части. Над земляным полом жилой комнаты возвышался нар - небольшое деревянное возвышение. На рубеже XIX-XX веков количество комнат у зажиточной части казахов увеличивается до 3-4. В это же время появляются срубные дома с деревянными полами. Как правило, их изготовляли русские плотники. Казахи топили юрты, зимние жилища исключительно хворостом и тезеком (кизяк). По обычаям степняков строго запрещалось рубить живое дерево." "Помещения для скота и людей вплотную примыкали друг к другу. Скученность построек была удобна ввиду частых зимних стуж и вет- ров. Во дворе у казахов имелась хозяйственная постройка шо-шала (куполоообразное холодное строение). Здесь хранили мясо и другие продукты питания. Оставшиеся на зимовьях домашние животные ночью содержались в помещениях - малкора. В северных, северо-восточных и центральных районах они были крытыми. Часто крышей служил сло- женный сверху запас сена." Заметим себе, что наличие казахских названий для всяких стацио- нарных сооружений (кыстау, шо-шала, малкора) говорит о том, что такие сооружения были привычны казахам издревле, а не являются поздними заимствованиями. * * * О добывании казахами еды. Там же: "Основным хозяйственным занятием степняков было кочевое и полу- кочевое скотоводство. Казахи кочевали на различные расстояния. При перекочевках на новое место один из опытных представителей аула подбирал новое место. Там обязательно должны были быть вода и подножный корм. Однородцы кочевали обычно вместе. В зимнее время табуны лошадей паслись в открытой степи - тебеневали. Кони добывали траву из-под снега, разгребая его копытами. После лошадей пасся крупный рогатый скот, верблюды и мелкий скот." "Скотоводство приносило кочевнику пищу. Шкуры овец, жеребят, коз шли на выделку кож для одежды и обуви. Овечья и верблюжья шерсть использовалась для выделки войлока, армячины, веревок, те- сем и ковров. Шерсть коз - на изготовление шалей. Из кожи ското- воды изготавливали ведра для воды (кауга) и посуду для кумыса (саба, торсык). Даже топливо (тезек) кочевники получали за счет разведения скота. Основными видами скота были лошади, овцы и верблюды. Со второй половины XVIII века получил заметное рас- пространение и крупный рогатый скот." "Овцы были основным богатством жителей Степи." "Коз содержали из-за ценного пуха. Знаменитые оренбургские шали изготавливались из пуха казахских коз. В каждой отаре овец держа- ли козлов, которые служили в качестве вожаков. Верблюды были пре- имущественно двугорбые (айыр или бактриан). Они были более при- способлены для местных условий: имели густую шерсть. Одногорбых верблюдов (нар) разводили в южных и юго-западных районах Казах- стана." "На берегах Сырдарьи, в Семиречье, а также по берегам некоторых рек и озер Северного, Северо-Восточного и Центрального Казахстана казахи занимались земледелием издавна. В конце XIX века намети- лась тенденция массового перехода к земледелию в центральных, се- верных и северо-восточных районах. Произошло заметное сокрашение пастбищ в результате усиления крестьянского переселения и роста городского населения в Казахстане. Прокормить семьи и имеющийся скот можно было только лишь через развитие и организацию посевов. Переходом к земледелию казахи пытались остановить принудительный и массовый сгон с веками насиженных земель. Царское правительство принимало активные меры по стимулированию к переходу казахов на оседлый образ жизни. По мнению властей, эта мера должна была высвободить большие участки земель для переселенцев и обеспечить лучшую управляемость казахскими общинами." Обратим внимание: существенной причиной перехода казахов к оседлости было не осознание ужасов кочевой жизни, а изъятие луч- ших пастбищ под пахоту и пр. Территории-то у казахов было много, но трава хорошо росла только в некоторых местах. Казахам пришлось держаться в этих местах постоянно, чтобы русские переселенцы не позахватывали их при поддержке властей. В принципе же казахам было с кого брать пример в земледелии и до прихода русских, но не было в этом необходимости. * * * Не "их нравы", а "у казахов -- как у всех культурных народов, марширующих по пути деградации". От моего алматынского информа- тора (16.10.2019): "Недавно нашу Алмату потрясло дикое происшествие: на территории Алматинского зоопарка сдох приблудный котенок. Вот так - не боль- ше и не меньше. Алматинская зоозащитная шиза распространила срочное заявление -- как так может быть, что на территории зоопарка умирают 'кото- ребёнки' (это из лексикона 'зоозащиты'). Поползли слухи о том, что 'которебёнок' был зверски расстрелян из ружья по приказу директора зоопарка, который вмиг стал 'живодером' и 'садистом'. Неповинный по факту директор зоопарка был вынужден устроить несколько пресс-конференций, провел внутреннее расследование и доказал, что 'которебенка' задушила какая-то дикая кошка, что зафиксировали видеокамеры. Но было поздно – из-за истерики 'зоозащиты' мэрия уволила директора. Подоплекой этой зоо-истерии было то, что зоошизу объединила одна аферистка, промышляющая контрабандой экзотических животных. Она рассчитывала руками истеричной зоозащиты снять директора зоопарка, и получить утерянный доступ к его международному отделу, чтобы 'отмывать' контрабандно завезенных животных - типа слонов, орангутанов и прочей дорогостоящей живности. Здесь поясню, что некоторые виды животных запрещены к торговле и ввозу международной конвенцией СИТЕС, но их контрабандные поставки можно оформлять через зоопарки. Заодно выяснилось, что 'зоошиза' сама калечит собак и кошек, затем выставляет их жалостные фото в сеть, и собирает просто дикие деньги от сердобольных граждан на 'лечение собачки'. Причем одну и ту же 'собачку' они могут использовать несколько раз! Зоошиза просекла тот факт, что больные дети, которым действите- льно нужны деньги на лечение, уже давно не вызывают в сердцах людей такого сострадания, как 'собачки' и 'кошечки'... Вот так объединенная группа психически и духовно нездоровых людей начала влиять на жизнь нормальных граждан. Чем дальше - тем страшнее." * * * Частично сохранившиеся казахские крепости (только три): Талхиз -- в городе Талгар; Сауран -- в 35 км от города Туркестан; был первой столицей Казахского ханства; Отрар -- в 57 км южнее города Туркестан; один из крупнейших городов Средней Азии до монгольского нашествия; с 1465 по 1718 гг. -- один из городов Казахского ханства; был разрушен джунгарами. Казахские крепости, от которых остались только небольшие следы: Айбас -- на берегу реки Айбас в Улытауском районе Карагандинской области; Аккесене -- в Таласском районе Жамбылской области, в низовьях Таласской долины в 30 км к западу от села Ушарал; Аманбай дуалы -- крепость Аманбая, на левом берегу реки Кенгир Карагандинской области; XVII-XVIII вв. Арканкерген -- в Восточно-Казахстанской области между Тарба- гатайскими горами и рекой Саксан; Аркук -- на западном берегу Сырдарьи; упоминается в письменных источниках XVI-XVII веков; Атасу -- в Жанааркинском районе Карагандинской области, в 10 км к востоку от местности Айшырак, на правом берегу реки Талас; относится к XVIII веку; Жусандала -- в Кармакшинском районе Кызылординской области, в 12 км к юго-западу от села Жосалы. и др. Некоторые казахские крепости -- это захваченные чужие построй- ки, но такое дело -- типичное не только у казахов, а в данном контексте существенно то, что казахи не отказывались от их применения. Некоторые собственно казахские крепости -- это простенькие че- тырёхугольные дворы со сторонами 50...200 м, с усиленной оградой (хорошо, если не из дёрна) и башенками по углам. Можно посмеяться над этим, а можно всего лишь сообразить, что казахам было проще и надёжнее уходить от противника в степи или горы, чем тратить уйму сил на сооружение стен, а потом в случае осады месяцами страдать за этими стенами от голода и скученности в слабой надежде, что завоевателю надоест или что за это время кто-нибудь начнёт завоё- вывать его самого. * * * Казашки не носили паранджи: паранджу носили там, где теперь Узбекистан. * * * О не-внеснии кочевыми казахами вклада в развитие мировой циви- лизации, уничтожающей биосферу. Вот, скажем, автомобилями, телевизорами и мобильными телефонами современные казахи таки пользуются, да ещё как, между тем их не- мытые волосатые предки, похоже, для появления этих вещей не сде- лали НИЧЕГО. Хуже того, иногда казахи наверняка даже мешали дру- гим народам делать их собственные вклады. Разумеется, можно наскрести для казахов какие-то оправдания, в частности, заявить, что этому народу делать научно-технический прогресс сильно мешали хунну, джунгары, протоузбеки, русские и т. п. Но за неоправданную часть невнесённого вклада надо ведь будет наложить на казахов большой штраф в пользу ООН. А если казахи от- кажутся платить, то... то ничего: международное законодательство в этой области никакое. Вообще, оценка вкладов в развитие -- дело очень неопределённое, очень спорное, тем более что даже не ясно, какие изменения считать развитием, а какие -- деградацией. Если копать глубоко и тщательно, то как бы не вышло в итоге так, что это ООН должна приплачивать казахам за что-то там: к примеру, за сохранение генофонда, биосферы, здравомыслия, за непускание русских и китайцев на свою территорию и т. д. То же касается и других "второсортных" народов, не плодивших нам Аристотелей и Ньютонов. * * * От экскурсовода: Горы Тянь-Шань растут, только очень медленно (5 мм в год). У казахов слово "осёл" -- не ругательное. В Казахстане произрастает около 40 видов берёз, в том числе тяньшанская берёза, у которой кора -- не белая, а розовая. Основной музыкальный инструмент казахов -- домбра. Струны домбр делались из козьих кишек. Казахстан -- родина кумыса. (Напомним себе, что с середины XIX века и до середины XX века кумыс широко применялся как довольно эффективное средство лечения туберкулёза лёгких, а потом был по- теснён достижениями химии. Так что надо пить кумыс хотя бы для профилактики того же самого.) Есть мнение, что предгорья Южного Казахстана -- прародина куль- турных сортов яблонь всего мира. Вот так-то. В уйгурских посёлках все ворота и калитки открыты: чтобы захо- дило счастье. (Я: если просто не делать ворот, то счастье не пой- мёт, что его приглашают, а будет думать, что это просто не сдела- ли ворот). Почти в каждом казахском селе есть скверик, посвящённый Великой Отечественной войне. В горах алматынской области растёт трава эфедра хвощевая. Из неё в своё время добывали эфедрин и продавали в 12 стран. Эфедрин -- психоактивный ядовитый алкалоид. Используется в качестве лекарст- ва, но в настоящее время менее популярен, чем прежде. Является прекурсором всяких наркотических гадостей. В 1940 году большевики развели в Казахстане поляков (500 семей с Западной Украины). Они обитали в селе Нура Алма-атинской облас- ти. Тазы (ударение на последнем слоге) -- казахстанская борзая (порода собак). Имеет светло-рыжую окраску. Одна из древнейших пород собак. Очень приспособленная к охоте в степи. Итсегек -- характерное казахстанское растение. Ветвистый полу- кустарничек с мелкими чешуевидными супротивными листьями. Приме- няется как источник никотиновой кислоты (витамина PP). Оляпка -- характерная птица казахстанских гор. Из отряда воро- бьиных. Тёмно-бурая с белой грудкой. Питается водными насекомыми и рачками. Хорошо плавает и ныряет. Как бы бегает по дну. Может держаться под водой до 50 секунд и преодолевать за это время до 20 метров. Национальная птица... Норвегии. Казахстан -- природный очаг чумы, бешенства, туляремии, энцефа- лита. Товарищ Сталин спас казахов от эпидемий всего этого и от самих себя. Опасные членистоногие Казахстана -- куракурты. "Кымыз" -- таки кумыс. Рымшык -- это такая казахская еда на основе молока. Арыстан-Баб -- полулегендарный среднеазиатский святой. Его мавзолей расположен в районе города Туркестана, в селе Шаульдер (бывший город Отрар). Колодец Укаша-Ата-Баба в 60 км от города Туркестана. Назван в честь святого человека, визиря. Даёт воду только малогрешным людям. Один старик уронил костыль в этот колодец, а другой старик нашёл этот костыль аж в Мекке или Медине. То есть, якобы имеется подземная водяная связь колодца Укаша-Ата-Баба со наисвятейшими местами в Аравии. Ак-Мечеть ("белая мечеть") -- ещё святое место в Казахстане, в 80 км от Шымкента. Это пещера, в которой якобы когда-то была мечеть. Там красиво. Рахат Алиев -- зять Назарбаева, бывший муж Дариги Назарбаевой, был задушен в венской тюрьме. "Алга, комсомол!" (с горловым "г") -- "Вперёд, комсо- мол!". Лозунг советского времени. * * * Как называют Нурсултана Назарбаева его русскоязычные не-особо- любители в Казахстане: Назар (с удрением на 1-й слог), Шал (= старик), Нурсиятельный, Елбаса (намёк на колбасу). Есть такой местный стишок: Будем мы без колбасы, Но с любимым Елбасы. Улицу Фурманова а Алматы переименовали в улицу Назарбаева, по- этому в интернете появился слоган "Долой Фурманова!". В целом отношение к Назарбаеву скорее положительное: считают, что с кем-то другим на его месте могло быть много хуже. Наверное, так оно и есть: "отец нации" должен быть не слишком хорошим, ина- че он пойдёт в отрыв от народа. Но уточним: это если для нации нет необходимости ставить прорывные цели. А она уже таки назрева- ет -- из-за угрозы глобальной катастрофы. * * * В городе Жанаозен в 2011 г. произошло небольшое восстание. Все- го в тех событиях погибли якобы только 15 человек (на самом деле наверняка больше). Повстанцы, среди прочего, подожгли здание местной администрации (акимат), из-за чего некоторым чиновникам пришлось выпрыгивать с верхних этажей. Также сожгли офис нефтяной компании и гостиницу и много чего разграбили. Полиция неоднократ- но стреляла по толпам, в город были введены войска. Причина восстания -- какое-то намучивание со стороны либерастов и/или "закулисы". Оно имело место сразу в ряде стран ("Арабская весна", роволюция 2010 года в Киргизии и т. д.). В Жанаозене на- чалось с забастовок нефтяников из-за низкой зарплаты. Главным спонсором жанаозенских беспорядков официально считается беглый казахстанский олигарх Мухтар Аблязов, бывший министр энер- гетики. Ну, требовалось объяснение событий, и оно было дано. Казахов лучше не раздражать. * * * О казахском языке. Ударение в словах казахского языка -- преимущественно (но не всегда) на последнем слоге. В казахском языке часто встречается звук [ж]. Почти как в пор- тугальском. Где в турецком языке начальное [й], там в казахском -- [ж]. Пример: по-турецки дорога -- yol [йол], по-казахски -- жол. В базовый казахско-русский словарь скоростного путешественника: аймак -- область алма -- яблоко асхана -- стловая ауданы -- район (как адм. единица) балык -- рыба бас -- голова бекiнiс -- крепость беркутчи -- охотник с беркутом джаляб -- шлюха достык -- дружба дукен -- магазин дэретхана -- туалет дэрихана -- аптека ел -- страна елбасы -- глава страны есiк -- дверь жалкау -- ленивый жол -- дорога жулдыз -- звезда (ср. турецк. йылдыз) жылкы -- лошадь iрiмшiк -- сыр ит -- собака казакша -- казахский язык касапшы -- мясник кала -- город кёл -- озеро кизмет -- обслуживание, услуги коды -- код кузет -- охрана кылыш -- сабля (от неё, наверное, фамилия Калашников) кымыз -- кумыс мамбет -- приблизительно "деревенщина" (очень оскорбитель- ное выражение, за которое могут убить) мектеп -- школа сут -- молоко нан -- хлеб облысы -- область палау -- плов су -- вода тагам -- еда тас -- камень тау -- гора темiр -- железо тенизде -- море (ср. турецк. deniz) тургыны -- население халкы -- население шай -- чай шал -- старик шалбар -- штаны (ср. "шаровары") шаштараз -- парикмахер, цирюльник шужык -- колбаса Смешной казахский: емхана -- поликлиника презентхана -- роддом Смысл казахстанских топонимов: Экибастуз -- "две головы соли" (ики + бас + уз) В базовый казахско-русский разговорник: Сэлем! -- Привет! Сэлеметси збе! -- Здравствуйте! Сау бол! -- Bye! Сау болыныз! -- До свидания! Кешириниз! -- Извините! Рахмет! -- Спасибо! Бул канша турады? -- Сколько стоит?
Казахстан
Памятник казахстанцам, погибшим в Афганской войне 1979-1989 гг. Обратим внимание на казахский расовый тип изображённых батыров. Батырам слава! Алматы, 2018.
Казахстан
Казахи уже написали свой вариант собственной истории. В ней они, разумеется, так же прекрасны, как русские - в своей, американцы - в своей и т. д. Алматы, 2018.
Казахстан
Какие-то курильщицкие ужастики по-казахстански. Правильные казахи не курят.
Казахстан
Если что, есть кому защищать страну. Но опытные заграничные мизантропы всё равно постараются придти на помощь. Вообще, казашки зачастую красивы. Я говорил это? На всякий случай скажу вот ещё раз.
Казахстан
Это называется "лагман". Вкус впечатляющий. Лучше не пробовать, иначе можно попасть в неизбывную зависимость от центральноазиатской кухни.
Казахстан
Этот гордый всадник в котелке - как ни странно, не Пушкин, а Абылай хан, новый герой казахского народа. "Казахстан темир жолы" на заднем плане - не лозунг правящей партии, а всего лишь "Казахстанская железная дорога". Площадь возле железнодорожного вокзала "Алматы-2".
Казахстан
Логотип проназарбаевской партии. "Нур Отан" - "Заря Родины". "Нур" - намёк на Нурсултана.
А. Шерстобитов "Акмолинск (Очерк из заметок туриста)" в "Дорож- нике по Сибири и Азиатской России" (1899, № 2) (это из истории Астаны; правда, казахи здесь фигурируют как киргизы): "Одиноко, сиротливо расположенный в самом центре азиатского населения, Акмолинск не мог не подпасть некоторому влиянию со стороны окружающего его киргизского населения. Еще не так давно было, что самые ближайшие русские поселения, т. е. станица Атбасарская к западу и станица Щучинская к северу, - находились от него на расстоянии 250 верст. Только за последнее время, благодаря надвинувшемуся на Степной край переселенческому движению, стали появляться во многих местах уезда переселенческие поселки, и Акмолинск уже перестал быть единственным русским оазисом во всем своем уезде. Поставленные в такие невыгодные условия первые насельники города казаки, разумеется, должны были по необходимости иметь разного рода житейские практические сношения только с одним киргизским населением и даже зависеть от него в некоторых отношениях. Естественно, что казаки должны были близко ознакомиться с нравами, обычаями и языком киргиз, и действительно, казаки почти все прекрасно владеют киргизским языком, превосходно знают быт, нравы и даже психологию киргиза. Киргизскому языку казаки начинают обучаться еще с младенчества: малец казачок так же свободно 'лопочет' по-киргизски, как на родном языке. Часто случается, что он даже смешивает родной язык с киргизским и употребляет последний там, где более всего место первому. Мне передавали такой характерный факт. В церковь принесли одного юного казачонка, который еще только что начинал говорить. Когда его поднесли к священнику, то необычайный для него вид последнего до того поразил нашего причастника, что он закричал, и вырвавшимся у него восклицанием испуга было киргизское 'ой-пор-мой'! Этот факт вполне вероятен, так как выражение 'ой-пор-мой' самое общеупотребительное среди казаков для выражения удивления, пораженности. Вообще, в русскую речь казака вошло очень много киргизских речений - 'киргицизмов', так сказать. Таковы выражения: 'агачиной отаячить' - палкой, стяжком ударить (агач - дерево, таяк - палка), 'жанжал' (скандал) вышел, на 'кызык' подняли - на смех подняли, просмеяли, 'жамалу' навели - напраслину, неправду наговорили, 'кош' - прощай, 'аман?' - здоров ли, здравствуй и т. п. Возрасты домашней скотины определяются также по-киргизски, напр., 'тайча' - теленок 2 лет, 'кукан' - 3 лет и т. д. Казак в своем разговоре с казаком же постоянно пересыпает русскую речь киргизскими словами и выражениями, а иногда бывает и так: говорят-говорят по-русски - и вдруг забормочут по-киргизски. Киргизские пословицы, загадки, сказки и даже песни с их мотивами в большом ходу у казаков, точно так же, как нагайка и халат; причем казак и носит, и дорожит этим халатом так же, как самый истый киргиз. Вообще, киргизы оказали значительную долю своего влияния на казаков, - во всяком случае, несравненно большую, чем казак на киргиза. (...) Киргизы Акмолинского уезда считаются самыми зажиточными из всех других киргиз области. Поэтому торговые операции в городе почти не оставляют желать лучшего. Магазины и простые лавки торгуют бойко. Впрочем, и сам Акмолинск дает покупателя. Так называемая 'интеллигенция' представлена здесь очень солидно для степного уездного города, и нельзя сказать, чтобы ее потребности не находили удовлетворения на месте. Предметы не только первой необходимости, но даже и роскоши местный покупатель всегда может найти на своем рынке. Но главный покупатель и потребитель все-таки киргиз. С ним исстари ведутся главные торговые операции по купле-продаже. У него скупают продукты скотоводства для отправки их на внутренние рынки, и для него же привозят с этих рынков предметы товарного производства. Потребности киргиза быстро растут, и он далеко уже не может удовлетворить их при помощи одного своего хозяйства. Он стал уже выходить из стадии натурального хозяйства, и город сделался для него необходимым. И действительно, торговля в городе держится почти исключительно киргизами. Не будь покупателей-киргиз, акмолинские купцы получили бы самую незначительную часть тех барышей, какие они выручают в настоящее время. Кроме того, что киргизы являются обыкновенными покупателями непосредственно в городских лавках и магазинах, наши купцы сбывают им свои товары еще посредством такого способа. Киргизы - жители дальних аулов, отстоящих от города несколько сот верст, разумеется, в город не ездят, но их жизненные потребности ничем не уступают по своей интенсивности потребностям киргиз ближних волостей. Удовлетворителями этих потребностей являются так называемые 'алыпсатари' (алам - покупаю и сатам - продаю) или 'саудагуры', т. е. перекупщики, прасола, из тех же киргиз. Явившись в город и набрав товара у местных купцов, часто на несколько сот рублей, они отправляются с ним по аулам и здесь производят мену на баранов, шерсть, кожу и т. п. сырые продукты. Расплачиваются саудагуры с купцами иногда чистыми деньгами, а чаще - скотом и вообще теми сырыми продуктами, которые они наторговали во время своих странствий по аулам. Часто бывают сделки такого рода, что за привезенное сырье купцы платят частью товаром, а частью и деньгами. Ходят слухи, что ранее такого рода операции велись не особенно чисто. Несколько лет тому назад, по этим слухам, некоторые из купцов, пользуясь простотой и невежеством киргизов, платили им фальшивыми деньгами, но ныне о таких операциях не слышно. (...) Недавно в городе учреждена общественная библиотека, но, кажет- ся, состояние ее не из блестящих. Но если что процветает, так это клуб. Впрочем, клубы процветают везде, где они есть, и Акмолинск в этом отношении не составляет исключения. Наконец, для процвета- ния этого учреждения едва ли так необходимо общественное самосо- знание, - скорее всего, тут нужна потребность 'убить время', а эта потребность у акмолинского обывателя развита в достаточной мере. Но акмолинский обыватель сумел и клубу придать оригинальную окраску. Так, напр., киргизы еще не так давно не считались правоспособными принимать участие в клубных увеселениях, и если нелегкая заносила их в клуб, торжественно выпроваживались отсюда, напутствуемые начальническим гневом. (...) Вообще, если сравнить Акмолинск с другими, не только российски- ми, но даже и сибирскими городами, то получится значительная раз- ность. Можно предполагать, и даже с некоторою основательностью, что разность эта есть результат постоянных взаимноотношений акмо- линцев с киргизами, народом, находящимся на степени варварской культуры. Вследствие этого некоторые частности культурной жизни акмолинцев потерпели понижение и пошли по наклонной плоскости. Такое понижение особенно заметно сказывается в отношении свободы женщины, на которую (свободу), как можно полагать, оказал очень значительное влияние мусульманский обычай женского затворничества. В Акмолах свобода женщины, а особенно молодой девушки, сильно стеснена азиатским общественным мнением. Во всех других городах считается самым обыкновенным, и во всяком случае ничуть не предосудительным явлением, если дама гуляет по улице с каким-либо мужчиной. Но в Акмолах: Боже вас сохрани пригласить какую-нибудь даму погулять или предложить ей услуги проводить до дому, - это сочтется здесь самым ужасным оскорблением и самой злой насмешкой. Здесь этот обычай 'не принят', а потому строго карается общественным мнением. На особу женского пола, решившуюся на такой отважный поступок, будут смотреть как на врага всех 'принятых' обществом обычаев, станут даже указывать пальцами и сторониться знакомства с нею. 'Барышни' здесь всегда находятся под непосредственной опекой бабушек, мамок, нянек, точь-в-точь как во времена допетровские! (...) Мое описание Акмолинска было бы неполно, если бы я не упомянул о так называемых 'жатаках'. Что такое 'жатак'? Жатак - киргизское слово, и значит лежащий (жатам - лежу). Так называют киргизы тех своих сородичей, которые оставили кочевой образ жизни и перешли на оседлый. Одни из них занимаются торговлей, преимущественно с своими же сородичами степняками, и, при известной ловкости и изворотливости, часто богатеют, обзаводятся своими домами, лавками и капиталами. Другие занимаются каким-либо ремеслом и трудом добывают себе хлеб. Эти последние иногда также достигают известной степени зажиточности и охотно приписываются к городскому мещанскому обществу. Большинство же жатаков при своей унаследованной лени и беспечности живут в крайней бедности и представляют из себя характерные типы пролетариев. Сделать описание их жизни предоставляю корреспонденту 'Киргизской ст. газеты' (№ 14 - 95 г.) с его эпической простодушностью, как человеку, несомненно, очень осведомленному в этом вопросе. 'Такие несчастные (т. е. обедневшие от лености и беспечности) жатаки исключительно живут в северной части города, в тесных, сырых и темных землянках. При виде этих человеческих жилищ невольно задаешься вопросом: неужели в таких норах живут люди? При входе в землянку вы увидите самую бедную обстановку, какая только может существовать; вместе с людьми увидите телят, ягнят, козлят, которые своим убогим видом как бы дополняют печальную картину человеческого жилья. Вечно нуждаясь в средствах, обитатели этих трущоб, чтобы удовлетворить своим жизненным потребностям, прибегают к разным непохвальным способам добывания себе денег. На кое-как заработанные гроши они 'алыпсатарничают' и ловко обирают или обманывают своих степных братьев, которые слишком доверчиво относятся к ним в надежде, что те им свои люди - не обманут и не обидят, - и на добытые правдою и неправдою гроши пьянствуют, покупают табак и играют в азартные игры. Особенно распространены у них игры: в 'орлянку' и игра в 'три листика'. Городские жатаки целый день готовы проводить в игре в 'три листика' - в особенности с приезжими из степи киргизами. При этом они пускают в ход мошеннические проделки, благодаря которым ничего не подозревающие простодушные степняки оказываются обобранными до последней копейки." (Взято из rus-turk.livejournal.com)
Казахстан
Когдатошняя русская церковь в будущей Астане. Вполне зслуживавшая уважения архитектура посреди степи. Не пережила бурных 1930-х. Взято из rus-turk.livejournal.com

Источники:

Мадат Аккозин "Динмухамед Кунаев. Как был фальсифицирован его образ еще при жизни", https://rus.azattyq.org/a/dinmukhamed_kunaev_/1875988.html А. Шерстобитов. Акмолинск. (Очерк из заметок туриста) // Дорожник по Сибири и Азиатской России, 1899, № 2. https://rus-turk.livejournal.com -- реанимации старых материа- лов о Туркестане.

Возврат на главную страницу          Александр Бурьяк / Буюк Казахстан