Александр Бурьяк

Приграничный Шымкент

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
На Шымкенте отнюдь нет печати убогой провинциальности: это вполне культурный город со множеством качественных построек, на- чиная, как минимум, с периода сталинского ампира. Отчётливо вид- но, что Шымкент обустраивался людьми, имевшими вкус к красоте. Он более-менее на уровне всяких текущих мод и не так уж сильно отличим по своему оформлению от, к примеру, Москвы или Санкт-Пе- тербурга (если смотреть их застраивавшиеся при Советской власти не самые главные улицы). Вообще, от эпохи юрт и кочевий у казахов мало что сохранилось: конина в национальной кухне, домбра в национальной музыке и кое- что в декоруме. Нет, привираю, конечно. Более-менее держатся ещё... - национальные блюда; - национальный эпос (дети изучают его в школах); - национальный язык, фольклор, идиоматика; - национальная мелодика, музыкальные предпочтения ("эстрада" здесь своя, отличающаяся от российской не только языком); - национальный характер; - национальный менталитет; - традиции, этикет. Но если только внешне, то таки да: конина (в мясных отделах), домбра и декорум. Почти все одеваются, как приличные люди в Евро- пе, ездят на таких же, как в Европе, автомобилях, пользуются та- кой же посудой и т. д. По части степной экзотики эпохи конных варваров получается немного недобор (на месте Назарбаева я бы что-нибудь повытаскивал из запасников). В ландшафтном отношении Шымкент не так эффектен, как Алматы: до гор отсюда далековато, да и те не крутые. Особо позитивное в Шымкенте: до Ташкента рукой подать (по степ- ным меркам). * * * Через Шымкент протекает речка Кошкарата, но она -- чисто деко- ративного формата (рыбная ловля, судоходство и массовые купания на ней не практикуются, увы). * * * В Шымкенте имеются, среди прочего: - остатки цитадели; - мавзолей Кази Байзауи (в центре жилого массива Сайрам) - мавзолей Мирали баб (в западной части жилого массива Сайрам); - мавзолей Абдель Азиз баб (рядом жилым массивом Сайрам); - Никольская церковь (1914 г.; ныне значительно перестроеная и используемая в качестве кукольного театра). * * * Коорак-Шикен -- святое место в 35 км от Шымкента. * * * Перемещение из Шымкента в Ташкент проходит в основном по авто- страде, которая выстроена в рамках транспортного проекта "Новый шёлковый путь", пропихиваемого Китаем с целью облегчения сбыта китайских товаров в Европе и т. д. С казахстанской стороны пункт перехода -- Черняевка, с узбеки- станской -- Шахристан. Между Шимкентом и пунктом перехода принци- пе ходят автобусы (билет -- 1500 тенге, около 4$), но и такси об- ходится недорого (конкуренция тут та ещё). С узбекской стороны до Ташкента можно автобусом - и выйти возле станции метро. "Шёлковый путь" -- по-казахски "Жибек жолы". В Шымкетне и Алма- ты с этим словосочетанием "Жибек жолы" эпизодически сталкиваешь- ся: видно, что казахам оно нравится. Как и "Золотой человек" (по-казахски "Алтын адам"). * * * Якобы припарковавшийся к местной горе со своим ковчегом сразу после потопа Ной фигурирует в этих местах как Нух. Памятник ему на всякий случай поставлен на одной из пологих вершин и отчётливо виден на пути от Шимкента к пункту перехода на сторону узбеков. С сайта shymkentsweettexas.com: "Легенда гласит, что Ноев мог высадится на 4 различных местах после потопа. Одно из них расположено в 40 км к югу от Шымкента, в районе Казыгурта. Казыгуртский горный хребет известен фантастическими и духовными историями. Среди них есть легенда которая гласит, что Казыгуртс- кая гора была самой высокой вершиной всей вселенной, и что во время Великого Потопа она оставалась над водой. Поэтому здесь приземлился ковчег построенный Ноем, чтобы спасти свою семью и пару каждого вида животных. Кроме того, верхняя часть Казгуртской горы изогнута и размер впадины соответствует с описанием ковчега в Ветхом Завете. Символическая копия Ноева ковчега из дерева и металла, 27 м в длину, была построена на вершине Казгуртского ущелья, по дороге из Шымкента в Ташкент. Миниатюрный Ковчег посещают много туристов которые ищут духов- ности и которые иногда привязывают полоску ткани на нем чтоб за- гадать желание. Ковчег также используется в качестве ретрансляци- онной антенны." * * * Пограничный переход из Казахстана в Узбекистан и обратно -- не то место, которое можно порекомендовать как источник удовольст- вия. Собственно проверка паспортов и вещей проводится быстро, корректно и без вымогания взяток, но могучая толпа прётся та ещё, так что быстро не получается. Кстати, внешняя восточность народной массы в этих крах несколь- ко поослабла в сравнении с советскими временами: мужчины в тюбе- тейках и халатах почти не попадаются. Но на женщинах платья здеш- ней расцветки ещё нередко держатся.
Шымкент
Надпись на вагоне поезда Алматы-Шымкент. Заводы местами как-то работают даже там, где нет гражданина Лукашенко.
Шымкент
Шымкентский вокзал ранним утром. Порядок, чистота, чёткая работа.
Шымкент
Шымкентская привокзальная площадь в 7 часов утра. Хватает частников, предлагающих довезти до узбекской границы за очень умеренную плату.
Шымкент
Южный Казахстан в районе Шымкента. Дорога уходит в даль. Это так называемый "Шёлковый путь". Нашлёпочка на вершине горы в центре - схематический Ноев ковчег (есть мнение, что на самом деле он причалил где-то в этих местах).
Шымкент
А вот тут немножко печалька: могло быть и почище. Путь к пограничному переходу в Узбекистан.

Возврат на главную страницу          Александр Бурьяк / Приграничный Шымкент