На Шымкенте отнюдь нет печати убогой провинциальности: это
вполне культурный город со множеством качественных построек, на-
чиная, как минимум, с периода сталинского ампира. Отчётливо вид-
но, что Шымкент обустраивался людьми, имевшими вкус к красоте.
Он более-менее на уровне всяких текущих мод и не так уж сильно
отличим по своему оформлению от, к примеру, Москвы или Санкт-Пе-
тербурга (если смотреть их застраивавшиеся при Советской власти
не самые главные улицы).
Вообще, от эпохи юрт и кочевий у казахов мало что сохранилось:
конина в национальной кухне, домбра в национальной музыке и кое-
что в декоруме. Нет, привираю, конечно. Более-менее держатся
ещё...
- национальные блюда;
- национальный эпос (дети изучают его в школах);
- национальный язык, фольклор, идиоматика;
- национальная мелодика, музыкальные предпочтения ("эстрада"
здесь своя, отличающаяся от российской не только языком);
- национальный характер;
- национальный менталитет;
- традиции, этикет.
Но если только внешне, то таки да: конина (в мясных отделах),
домбра и декорум. Почти все одеваются, как приличные люди в Евро-
пе, ездят на таких же, как в Европе, автомобилях, пользуются та-
кой же посудой и т. д. По части степной экзотики эпохи конных
варваров получается немного недобор (на месте Назарбаева я бы
что-нибудь повытаскивал из запасников).
В ландшафтном отношении Шымкент не так эффектен, как Алматы:
до гор отсюда далековато, да и те не крутые.
Особо позитивное в Шымкенте: до Ташкента рукой подать (по степ-
ным меркам).
* * *
Через Шымкент протекает речка Кошкарата, но она -- чисто деко-
ративного формата (рыбная ловля, судоходство и массовые купания
на ней не практикуются, увы).
* * *
В Шымкенте имеются, среди прочего:
- остатки цитадели;
- мавзолей Кази Байзауи (в центре жилого массива Сайрам)
- мавзолей Мирали баб (в западной части жилого массива Сайрам);
- мавзолей Абдель Азиз баб (рядом жилым массивом Сайрам);
- Никольская церковь (1914 г.; ныне значительно перестроеная и
используемая в качестве кукольного театра).
* * *
Коорак-Шикен -- святое место в 35 км от Шымкента.
* * *
Перемещение из Шымкента в Ташкент проходит в основном по авто-
страде, которая выстроена в рамках транспортного проекта "Новый
шёлковый путь", пропихиваемого Китаем с целью облегчения сбыта
китайских товаров в Европе и т. д.
С казахстанской стороны пункт перехода -- Черняевка, с узбеки-
станской -- Шахристан. Между Шимкентом и пунктом перехода принци-
пе ходят автобусы (билет -- 1500 тенге, около 4$), но и такси об-
ходится недорого (конкуренция тут та ещё). С узбекской стороны до
Ташкента можно автобусом - и выйти возле станции метро.
"Шёлковый путь" -- по-казахски "Жибек жолы". В Шымкетне и Алма-
ты с этим словосочетанием "Жибек жолы" эпизодически сталкиваешь-
ся: видно, что казахам оно нравится. Как и "Золотой человек"
(по-казахски "Алтын адам").
* * *
Якобы припарковавшийся к местной горе со своим ковчегом сразу
после потопа Ной фигурирует в этих местах как Нух. Памятник ему
на всякий случай поставлен на одной из пологих вершин и отчётливо
виден на пути от Шимкента к пункту перехода на сторону узбеков.
С сайта shymkentsweettexas.com:
"Легенда гласит, что Ноев мог высадится на 4 различных местах
после потопа. Одно из них расположено в 40 км к югу от Шымкента,
в районе Казыгурта.
Казыгуртский горный хребет известен фантастическими и духовными
историями. Среди них есть легенда которая гласит, что Казыгуртс-
кая гора была самой высокой вершиной всей вселенной, и что во
время Великого Потопа она оставалась над водой. Поэтому здесь
приземлился ковчег построенный Ноем, чтобы спасти свою семью и
пару каждого вида животных.
Кроме того, верхняя часть Казгуртской горы изогнута и размер
впадины соответствует с описанием ковчега в Ветхом Завете.
Символическая копия Ноева ковчега из дерева и металла, 27 м в
длину, была построена на вершине Казгуртского ущелья, по дороге
из Шымкента в Ташкент.
Миниатюрный Ковчег посещают много туристов которые ищут духов-
ности и которые иногда привязывают полоску ткани на нем чтоб за-
гадать желание. Ковчег также используется в качестве ретрансляци-
онной антенны."
* * *
Пограничный переход из Казахстана в Узбекистан и обратно -- не
то место, которое можно порекомендовать как источник удовольст-
вия. Собственно проверка паспортов и вещей проводится быстро,
корректно и без вымогания взяток, но могучая толпа прётся та ещё,
так что быстро не получается.
Кстати, внешняя восточность народной массы в этих крах несколь-
ко поослабла в сравнении с советскими временами: мужчины в тюбе-
тейках и халатах почти не попадаются. Но на женщинах платья здеш-
ней расцветки ещё нередко держатся.
Надпись на вагоне поезда Алматы-Шымкент. Заводы
местами как-то работают даже там, где нет
гражданина Лукашенко.
Шымкентский вокзал ранним утром. Порядок, чистота, чёткая работа.
Шымкентская привокзальная площадь в 7 часов утра. Хватает частников, предлагающих довезти
до узбекской границы за очень умеренную плату.
Южный Казахстан в районе Шымкента. Дорога уходит в даль. Это так называемый
"Шёлковый путь". Нашлёпочка на вершине горы в центре - схематический Ноев ковчег
(есть мнение, что на самом деле он причалил где-то в этих местах).
А вот тут немножко печалька: могло быть и почище. Путь к пограничному переходу
в Узбекистан.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Приграничный Шымкент