Александр Бурьяк

Большой маленький Даугавпилс

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
(Перед отправкой в путешествие, даже не особо дальнее, у меня, как правило, случается приступ страха перед возможными тяготами и лишениями, а также перед непредсказуемым НЕВЕДОМЫМ, и обостряется желание альтернативно провести время на своём проверенном надёж- ном диване -- за чтением литературы о дальних странах и пр. Для укрепления духа в такие критические моменты я подумываю о том, до чего ущербно выглядит трусливый домосед, изучающий мир по книжкам и имеющий потом нахальство публично о нём судить.) * * * Даугавпилс -- главный город Латгалии. По-латышски Латгалия -- Latgola. В отличие от остальной Латвии, в которой долгое время верховодили немцы, в Латгалии, до 1795 г. принадлежавшей Речи Посполитой, было сильное влияние поляков. Поэтому в Латгалии среди латышей основная религия -- католицизм, тогда как в прочей Латвии -- лютеранство. Латгальский язык отличается от латышского больше, чем сербский от хорватского, особенно в фонетике, так что "нормальные" латыши плохо понимают его. "Малая советская энциклопедия" (МСЭ) 1930 года: "Латгальцы -- народность, родственная латышам". "Ныне латышская буржуазия относится к Латгалии, как ксвоей колонии, угнетая и эксплуатируя латгальское крестьянство, которое является преиму- щественно бедняцким. Значительные слои крестьянства Латгалии тяготеют к СССР. На территории СССР свыше 20 тыс. латгальцев. Они пользуются широким национальным самоопределением: в Сибири, где живёт их большинство, существуют латгальские национальные сельсо- веты. Имеется 10 латгальских школ и Латгальсккий отдел при педа- гогическом техникуме. Имеется латгальская газета." Обратим внимание, что здесь говорится о латгальской народности, а не о латышах, пользующихся латгальским диалектом латышского языка. Кстати в Сибирь латгальцы попали как добровольные пересе- ленцы, бесплатно получившие там во владение землю. * * * С одной стороны, в Даугавпилсе менее 100 тысяч жителей, с дру- гой, даже после двух дней почти сплошного хождения-смотрения я не могу сказать, что он был мной исчерпан. Впрочем, основное здесь вполне обозрябельно снаружи за один длинный день (при хорошо про- думанном маршруте), остальное же, наверное, представляет интерес лишь для больших любителей крепостей, Латвии, загадочной русской души в латышском культурном окружениии т. п. До 1893 года Даугавпилс назывался у русских Динабургом, после он по Высочайшему повелению стал Двинском. Нынешнее "Даугавпилс" -- это перевод немецкого "Динабург" (точнее, Duenaburg) на латышский язык (по-латышски pils -- это крепость). Уже по названию Динабурга ясно, что в первый раз здесь что-то основывали немцы, а именно замок Duenaburg. Случилось это в 1275 году и в 19 км выше по течению Двины. На теперешнем месте распо- ложения крепости, у устья речки Шуница, первые сооружения (по польской Википедии это был "bastionowy szaniec") появились в 1577 году по распоряжению Ивана IV. По его же распоряжению разрушили до того существовавший замок Duenaburg, так что, Иоанн Грозный -- даже не сооснователь города Даугавпилса, а скорее просто основа- тель, переделавший всё по-своему. Преемственность города одно- имённому замку, удалённому на 19 км, очень небольшая (ну, может, ещё перевезли камни от замка на новое место). Каждый местный/соседний народ коверкал название города на свой манер: латыши: Daugavpils литовцы: Daugpilis поляки: Dyneburg ("Дынебург") белорусы: Дынабург, евреи: Denenburg финны: Vӓinӓnlinna С 1559 по 1772 год городом владела в основном Речь Посполитая, но с вклиниваниями в 1655-1656 гг. Швеции и в 1656-1667 гг. Мос- ковского царства. С 1656 по 1667 г. Динабург был Борисоглебском. В 1772 году город снова стал русским и пребывал в качестве тако- вого до 1920 г., когда стал латвийским городом Даугавпилсом. Кстати, у славян аналог burg-а и pils-а (литовский вариант: pilis) -- "град". Правда, кроме Ленинграда-Волгограда-Зеленограда и иже с ними, ничего исконного русского на "-град" что-то сходу не припоминается. Есть, правда, Новгород, Миргород и Звенигород. * * * До конца XIX века латыши на своей земле были преимущественно сельскими жителями, а городскими делами за них занимались немцы, евреи и русские. Даугавпилс в этом не исключение, а наоборот, особо яркий пример. Более того, в нём до сих пор -- после 20 лет принудительной латвизации на страх народам! -- основную часть обитателей (80%!) составляют русскоязычные, о чём вскоре сообра- жаешь без всякой Википедии -- по количеству матерщины, которое за день влетает тебе в уши. В 1913 г. население Двинска было БОЛЬШЕ, чем население нынешне- го Даугавпилса: тогда -- 113 тысяч (кстати, даже в Минске столь- ко не набиралось), сегодня -- 89 тысяч. Пик населённости пришёлся на 1989 год: 129 тысяч. Характерное для нынешнего Даугавпилса (год 2014) пустые разрушающиеся дома -- в историческом центре и в крепости. Данные польской Википедии о населени Даугавпилса на 2006 год: Rosjanie - 53,96% (58 414) Lotysze - 17,3% (18 725) Polacy - 14,9% (16 126) Bialorusini - 8,22% (8897) Ukraincy - 2,23% (2417) Удивляет здесь численность поляков: где -- Польша, а где -- Даугавпилс! В начале 1920 года поляки под водительством генерала Рындз- Сьмиглого оккупировали освободили Дынебург в ходе Дынебургской операции и тут же передали часть занятой территории латышскому государству, но на всякий случай оставили в крепости гарнизон, который покинул её в апреле из-за наступления войск маршала Тухачевского на Варшаву. Поляки в Даугавпилсе таки ещё держатся как нация. Здешние поль- ские объекты: - государственная польская гимназия имени Юзефа Пилсудского; - польское католическое кладбище (где-то при дороге на выезде из города); - костёл Непорочного Зачатия (там проходит служба на польском языке); - памятник 237 польским военнослужащим, погибшим в 1920 году при обороне города от злобных большевиков; - симпатичный домик даугавпилсского отделения "Луч" Союза поляков Латвии. Подозреваю, что местные русские не сильно притесняются в нацио- нальном аспекте не только благодаря своему пребыванию в большинс- тве, но также благодаря полякам: порядок же вроде как должен быть один для всех "инородцев", а как можно давить на нацию выдающихся россиеборцев, столько раз проливавшую кровь в борьбе с москалями? * * * По мере вымирания европейцев всё больше европейских городов бу- дет выглядеть, как Даугавпилс: со множеством заброшенных зданий, на все из которых даже граффитистской мрази не хватает. Если, ко- нечно, минированием европейских границ и постреливанием вдоль них из пулемётов удастся сделать так, что афроазиаты в основном оста- нутся душить друг друга на своих выжранных и вытоптанных родинах. Кстати, в этих заброшенных домах удобно прятать трупы граффитис- тов. Может быть, даугавпилсцы так и делают. * * * Даугавпилсу очень идёт листопад. Не знаю, как в другие поры года, а в это время он прекрасен (если нет дождя и ветра, конеч- но). В листопад даже местная тюрьма выглядит симпатично (снаружи, снаружи...). * * * В египетской Хургаде больше русскоязычных вывесок, чем в пре- имущественно русском по населению Даугавпилсе. Точнее, в Даугав- пилсе их почти совсем нет. Припоминается только вывеска на рос- сийском консульстве. * * * В турецкой кебабной на улице Чиетокшня по-турецки не понимают. Спросил: а турки сюда хоть заглядывают? Ответили, что однажды их тут вроде бы видели. Cпросил: а вообще турки в городе есть? Ска- зали, что нету, за турками надо ехать в Ригу. Провинция-с... * * * Согласно польской Википедии, особо старая застройка Динабурга была разрушена при сооружении крепости (та же грустная история, что в Бобруйске и Бресте). Выбор низкого места под этот разру- шенный Динабург и под крепость (хотя рядом есть возвышенность, ныне занятая храмами и пр.), выглядит несколько странным. Может быть, людям очень хотелось, чтобы болотистая местность прикрывала подходы. Из-за указанного разрушения самыми старыми постройками в нынешнем Даугавпилсе являются постройки крепости. На них пошли камни от разваленных прежних. Даугавпилсская крепость -- величайшая по размерам достопримеча- тельность Даугавпилса, Латвии, а может, и Балтии в целом (ну, точная градация памятников нам ни к чему). Я очень переживал за эту крепость: пригодилась ли она на войне? Оказалось, что, вроде, немножко да. Со стенда в крепости: "Ещё незаконченная крепость получила боевое крещение в 1812 г., когда к Даугавпилсу из Литвы приближалась армия Наполеона. 1-го июля на крепость напали 24 000 французских солдат, однако, когда открыли огонь 200 крепостных крестьян пушек, французская армия, неся большие потери, отступила до Вильнюса. Только 20-го июля, когда на крепость направился корпус маршала Макдональда, русский гарнизон ввиду большого преимущества противника оставил крепость. Французы частично разрушили ещё не законченные полностью укрепле- ния." * * * В XIX веке основным градообразующим предприятием здесь была крепость, потом к ней прибавилась железная дорога. Крепость в Даугавпилсе неоднократно переименовывали вслед за переименованием города, поэтому она фигурирует не только как Даугавпилсская, но также как Динабургская и Двинская. Хорошо ещё, что её хоть с места не сдвигали. В Первую Мировую войну в районе Двинска фронт держался с 1915 года по 1918 год. Город находился под обстрелом дальнобойной артиллерии немцев. Про роль крепости в тогдашних событиях пока почитать не довелось. В 1941 году замечательную Даугавпилсскую крепость наши обороня- ли ещё меньше, чем Брестскую и Барановичскую. Немцы заняли и кре- пость, и Даугавпилс уже 26 июня. В крепости немцы, как это у них тогда водилось, мучили евреев. А ещё -- татарского поэта Мусу Джалиля, о чём сегодня свидетельствует памятная доска справа на подходе к Михайловским воротам. * * * В Даугавпилсской крепости внутреннее кольцо укреплений -- среднее между валами и стенами: валы облицованы с наружной стороны аккуратной кладкой из серых гранитных глыб, местами с очень качественно сделанными амбразурами. Наличие водостока, выступаюегох из каменной облицовки вала, -- признак того, что в валу устроен каземат с купольным сводом: водосток -- для того, чтобы вода не накапливалась в массе земли между облицовкой вала и основанием свода каземата. * * * Железной дороги в Даугавпилсе МНОГО. Наверное, это означает, что он использовался как сортировочная станция, то есть вагоны здесь перетасовывались между поездами. Насколько можно понять, сегодня Даугавпилс как железнодорожный узел весьма задействован в вывозе из России всего, что только можно. * * * Даугаву от Даугавпилса отделяет дамба -- "уникальное (?!) 6-километровое инженерное сооружение вдоль берега Даугавы, кото- рое не только защищает город от наводнений, но и одновременно является дорогой. Защитная дамба построена в 1830-1841 гг по проекту военного инженер-капитана П. Мельникова В самых высоких местах дамба возвышается на 9 метров над уровнем воды в реке." (Текст со стенда) Добавим: дамба с доргой поверх неё серьёзно затрудняет доступ к реке со стороны города и делает довольно дискомфортным пребывание на берегу -- малохоженном и довольно замусоренном -- зато облег- чает справление нужды в накопившихся вдоль воды зарослях. Река Даугава, она же Западная Двина, в настоящее время не судо- ходна -- в том смысле, что суда по ней не ходят (хотя могли бы, но я не видел). Течёт она неприметно на задворках Даугавпилса, как какая-нибудь речка Вонючка, и являет собой не более чем препятствие автомобильному сообщению. В ней даже рыбу не ловят. * * * Грива ("устье" по-латышски, в данном случае устье речки Лауцеса) -- заречный район Даугавпилса, бывшее отдельное поселе- ние, развившееся из слободы Иерусалим (она же Иерусалимка). В 1831 году Гриву присоединили к Динабургу, потом в 1849 году отсоединили, в 1912 году наделили статусом города, в 1953 году слили с Даугавпилсом. На Гриву приходится небольшая часть соору- жений Даугавпилсской крепости.
Даугавпилс, крепость, Михайловские ворота
Михайловские ворота Даугавпилсской крепости. Заметим, что ни один камень из образующих поперечину ворот, НЕ МОЖЕТ ВЫПАСТЬ, потому что, будучи расширенным кверху, не пролезает между соседними камнями.
Даугавпилс, крепость, Михайловские ворота
Имперский двуглавый орёл в древнеегипетском стиле на Михайловских воротах Даугавпилсской крепости.
Даугавпилс, крепость
В отличие, скажем, от Бобруйской крепости, в Даугавпилской широко использовался гранит. В частности, для отделки амбразур.
Даугавпилс, крепость
Такие вот верки распределены по всему контуру наружного вала. Их пушечные амбразуры -- с другой стороны. На вершине этого сооружения я изволил дремать после обеда.
Даугавпилс, крепость
Характерная улица в крепости. Застройка XIX века.
Даугавпилс, крепость, фонтан
Дореволюционный фонтан из трёх пушек в самой середине крепости. На трёх гранях цоколя надписи: "Динабургъ", "Двинскъ", "1810-1912".
Даугавпилс, дроболитейная башня
Одна из архитектурных доминант Даугавпилса: зубодробильная дроболитейная башня высотой 37 м.
Текст на стенде: "Даугавпилский дроболитейный завод. Это старейшее производство боеприпасов в Северной Европе. Единственный такого рода завод в Балтии и один из старейших объектов индустриального наследия в Латвии (ул. Варшавас, 28). На заводе находится единственная в Европе действующая дроболитейная башня. Здесь вам предложат осмотреть историческую экспозицию, дроболитейный цех, подняться на уникальную башню высотой 37 метров, под которой расположен охлаждающий колодец глубиной 19 метров." Напомним себе технологию изготовления дроби: расплавленным свинцом капают с большой высоты на мозги в воду, и капли засты- вают в воздухе шариками, пока долетают до воды.
Даугавпилс, памятник польским солдатам
Памятник 1928 года на кладбище польских солдат на улице Satiksmes (индивидуальных надгробий там нет). Надпись на мраморной плите под крестом: "Памяти солдат Войска Польского, павших в борьбе за независимость Латвии в 1920 г." Есть плиты с именами погибших. Наверное, не все плиты (или имена) сохранились. Согласно польской Википедии, там похоронено 237 человек.
Даугавпилс
Кандидат на звание самого интересного домика в Даугавпилсе. Кирпично-деревянный "модерн". Ныне это одно и зданий поликлиники.
Даугавпилс, синагога
Даугавпилсская синагога "Кадиш" (ул. Циетокшня, 38, пересечение с Лачплеша). Построена в 1850 г. Теперь в ней музей "Евреи в Даугавпилсе и Латгалии". На мраморной доске: "Раввин Авраам Ицхак Кук. В память о выдающемся еврейском религиозном мыслителе и общественном деятеле, уроженце Гривы (ныне район Даугавпилса), первом главном ашкеназском раввине Земли Израиля."
Даугавпилс, костёл Святого Петра в Цепях
Костёл Святого Петра в Цепях (улица Ригас, 39). Построен в 1848-1849 гг. Скромный архитектурный намёк на базилику Святого Петра в Ватикане: есть даже две дугообразные колоннадки по сторонам.
Даугавпилс, костёл Святого Петра в Цепях
Внутренность костёла Святого Петра. Если честно, то в Даугавпилсе ни одного храма не назвать пышно декорированным внутри. Причина -- в том, что все они сравнительно новые, не заставшие времени доподлинного барокко. А без барокко плохо: наверное, даже хуже, чем без готики.
Даугавпилс, улица Ригас
Горшкопад Листопад на улице Ригас. Общее соображение по поводу горшков: если собрать простенькую мелочь в большую кучу, ею обретаются новые эстетические свойства (количество переходит в качество).
Даугавпилс, детский сад
На веранде детского сада на улице Вокзальной (Stacijas). Люди вот стараются выстроить детишкам хотя бы временно добрый комфортный мирок, в котором нет педерастов, байкеров, рокеров, растаманов и т. п., а есть Дед Мороз, Буратино, Карлсон, Чебурашка и т. п.
Даугавпилс, тюрьма
Приятная особенность Даугавпилса: тюрьма расположена в районе автомобильного моста через железную дорогу, так что можно худо-бедно рассмотреть хотя бы снаружи то, от чего не следует зарекаться. Да уж, коммунисты сошли на нет, а тюрьмы остались.
Даугавпилс, Даугава, мост
Вид на Даугаву в центре Даугавпилса. Всё выглядит так, как будто река городу НЕ НУЖНА, но деваться ему некуда.
Даугавпилс, дом с орлами и львами, Янис Райнис
Дом с орлами (на крыше) и львами (на крыльце). В 1920 году был освящён присутствием Яниса Райниса и его Аспазии, остановившихся тут по пути из эмиграции в Ригу, навстречу смерти и славе.
Величайший из местных великих людей -- Янис Райнис (1865-1929), "латышский поэт, драматург, переводчик, политик, общественный деятель". Один из авторов первой латвийской Конституции. Учился в Гривской немецкой школе (теперь Даугавпилсская средняя школа № 6 им. Райниса). В 1884-1888 годах -- студент юридического факульте- та Петербургского университета. В 1903 г. связался с латышскими социал-демократами. С 1905 по 1920 г. был в эмиграции в Швейца- рии. В 1920 году вернулся в антисоветскую Латвию и пытался стать президентом от социал-демократов, но проиграл выборы. В 1926-1928 годах работал министром образования. Спутницей жизни у него была некая Аспазия (на самом деле Йоханна Эмилия Лизете Розенберга, 1865-1943), латышская поэтесса и драматургесса. Оба похоронены в Юрмале. Домик Аспазии в посёлке Дубулты возле Юрмалы -- весьма примечательный образчик деревянной архитектуры.
Даугавпилс, антикварный автомобиль
Даугавпилсский шик: антикварный автомобиль в торговом центре Ditton nams.
Храмовая гора Церковная горка в Даугавпилсе -- место выдающееся. Здесь соседствуют религиозные заведения четырёх конфессий: - Православный кафедральный собор Бориса и Глеба; - кирха Мартина Лютера; - костёл Непорочного зачатия Девы Марии; - храм старообрядческой общины. Есть подозрение, что такое соседство не случайное и что на этой горке затевалось региональное (или глобальное?!) экуменическое НЕЧТО. Оставалось добавить синагогу, мечеть и буддистский храм, но помешала социалистическая революция.
Даугавпилс, собор Бориса и Глеба
Православный кафедральный собор Святых равноапостольных благоверных князей Бориса и Глеба, 1905 г.
Даугавпилс, кирха Мартина Лютера
Кирха Мартина Лютера, 1893 г. В основном пребывает в запертом состоянии, как почти все лютеранские храмы.
Даугавпилс, костёл Непорочного зачатия Девы Марии
Костёл Непорочного зачатия Девы Марии, 1902-1905.
Даугавпилс, храм старообрядческой общины
С таблички: "Храм 1-й старообрядческой общины гор. Даугавпилс. Построен в 1928 г."
В церкви у старообряцев довелось чуть-чуть видеть какой-то жут- кий старый обряд: человек десять в чёрном окружили алтарь (или гроб?!) и что-то там мрачно пели в полутьме, совершая вдобавок какие-то телодвижения. Я решил не оскорблять чувств этих неистово верующих и тихо удалился, пока они не надумали принести меня в жертву своему суровому таинственному Богу.
Даугавпилс, световой фонтан, парк Дубровина
Прощание с Даугавпилсом. Световой фонтан на пруду в парке Дубровина. Парк -- между улицами Ригас и Парадес. Павел Дубровин (1839-1890) -- городской голова Даугавпилса/Динабурга в 1876-1890 гг. и основатель одноимённого парка.
Местный еврейский дореволюционный рекорд -- 46% населения горо- да. По данным польской разведки Википедии, в 2006 году в Даугав- пилсе проживало 492 еврея, по данным латышской -- ни одного, но синагога всё равно работала. Как отдельных слишком современных витеблян распирает от гордос- ти по поводу некого Марка Шагала, так отдельных даугавпилян -- по поводу некого Марка Ротко (1903-1970), тоже еврея и -- "основопо- ложенника абстрактного экспрессионизма" (по даугавпилской версии; в другом источнике он уже только "ведущий представитель" того же дерьма). Настоящее имя -- Маркус Яковлевич Роткович. Эмигрировал в США ещё в 1913 году. Наверное, долгопилов даугавпилсцев особен- но впечатляют суммы, за которые расходится мерзкая дегенератская мазня этого как бы художника и земляка: "В 2007 г. его картина 'Черная дыра' 'Белый центр' была продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за 72,8 млн долларов." Ещё один местный великий еврейский человек -- Соломон Михоэлс (1890-1948) -- советский театральный актёр, режиссёр московского Еврейского театра, общественный и политический деятель. Родился в Динабурге, убит в Минске (вроде, на даче Цанавы, которая до сих пор обитаема привидениями). Ну, этот хотя бы занимался нормальным творчеством. Пусть и мимолётное, но всё же одно из самых ярких -- и странных -- пятен еврейской истории Даугавпилса -- еврейский "вундеркинд" (или, если угодно, революционный выскочка) Эфраим Маркович Склянский (1892-1925): с сентября 1918 года -- заместитель Троцкого в Реввоенсовете. Давал руководящие указания Будённому, Фрунзе, Тухачевскому и вряд ли опускался до непосредственного руководства такими мелкими фигурами, как Котовский и Чапаев. По образованию врач. В армии -- с 1916 года, на фронте -- по-види- мому, ни разу. После Февральской революции 1917 года был предсе- дателем армейского комитета 5-й армии в Двинске. В 1924 году был снят со всех высоких постов и назначен на пост среднего уровня. "Малая советская энциклопедия" (1930): "С 1924 -- председатель треста Моссукно. В 1925, будучи в командировке в Америке, Склянс- кий случайно утонул." Есть мнение, что его утопили по распо- ряжению Сталина. Я такого тоже утопил бы при случае. Склянский фигурирует за кадром в замечательном многосерийном фильме "Девять жизней Нестора Махно". Фрунзе там получает по телеграфу гнусное указание от Склянского напасть на союзную Повстанческую армию махновцев и разоружить её. Фрунзе заявляет категорическое несогласие и требует хотя бы "прямых подписей" (Троцкого, Ленина), а Склянский угрожает Фрунзе припоминанием каких-то его "политических ошибок". * * * Заходишь во двор даугавпилсского "модернового" дома на улице Saules 41, рекомендованного к осмотру, а там -- НИЧЕГО. В смысле -- ничего особенного, относимого хоть к какому-то стилю, кроме, разве что функционализма. У Гауди было бы не так: он бы и дворо- вую сторону в одном стиле с фасадом, и даже крышу, чердак, подвал и чёрную лестницу, иначе не смог бы спокойно спать. Где ты, великий Гауди? ("Как -- где? В Барселоне! В могиле!") Мне так не хватает иногда твоих архитектурных заморочек, что чуть ли не плакать хочется! * * * Железнодорожный вокзал (stacija) в Даугавпилсе, 1951 года по- стройки, оформлен в скупом нацистском стиле: коричневый цвет, лепной декорум в виде дубовых листьев и каких-то почти-фасций. * * * В субботние 7 утра по центру Даугавпилса ползают жутко шумные машины-мусорососы и загрязняют окружающую среду мощными звуками, от которых просыпаются многие из тех, кто так рано это делать не планировали. Это один из примеров дурной европейскости, до боли знакомый мне ещё по Германии. В такие моменты хочется кого-нибудь бесшумно зарезать. А ещё в подобные миги как-то особенно возмуща- ет трёп европеоидов о "правах человека" и о прочей такой дребеде- ни, хотя сами даже тихую мусороуборочную машину сделать не в состоянии. До некоторых почему-то не доходит, что шум от подобных машин -- это как раз мусор, только звуковой и ВРЕДНЫЙ, тогда как опавшие листья на тротуаре -- это скорее украшение. * * * Мелодия песнопения в храме Святого Петра в Цепях была весьма похожа на "Интернационал" с лёгким смещением к "Хорст Весселю". Но, может, у меня просто было приподнятое настроение... * * * Важное: туристический информационный центр в Даугавпилсе распо- лагается на улице Rigas, 22, в монументальном бывшем Доме единст- ва, занимающем целый квартал. Там раздают бесплатные карты горо- да любителям халявы. * * * Над крышками люков долгопилам даугавпилянам надо ещё работать: такие, как есть -- не стильные -- соблазнят лишь самых неистовых коллекционеров. * * * У большинства европейских народов местожительство -- Europa, у русских -- Европа, у эстонцев -- Euroopa (наверное, она им пред- ставляется очень большооооой), у латышей же -- задорненькая Eiropa. Соответственно эйропейская денежная единица называется у них "эйро". * * * В первые минуты пребывания в Даугавпилсе уже думаешь: И ЧТО ТУТ ДЕЛАТЬ ЦЕЛЫХ ДВА ДНЯ?! В последние минуты пребывания в Даугавпил- се уже пытаешься сообразить повод, чтобы приехать сюда ещё раз. * * * В копилку латышских слов: galvenais -- главный gatavs! -- готово! krievu -- русский nams -- дом plovs -- плов politiskais darbinieks - политический деятель С окончанием "s" существительных мужского рода единственного числа ситуация такая: если в слове иностранного происхождения уже была на конце буква "s", то добрые латыши добавляют ещё одну -- от себя. Таким образом, к примеру, Boris становится Boriss-ом.

Литература

"Латвия: путеводитель", изд. "Яня сета", 2011. "Малая советская энциклоедия", 1930.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Большой маленький Даугавпилс