Александр Бурьяк

Состоявшаяся Латвия

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Больше половины территории Латвии занято лесами. Это весьма существенный и весьма высокий показатель качества страны, который у очень многих стран значительно ниже латвийского (даже в сосед- нем белорусском рае он составляет только около 1/3). Обилие леса при редкости населения означает возможность экономического даун- шифтинга в случае обострения глобальных неприятностей с природо- пользованием: частичного перехода на подножный корм и отопление дровами. В Латвии местами по берегам рек имеются обнажения скального грунта, доходящие до 40 метров высотой и значительно разнообразя- щие и эстетизирующие ландшафт. Их немного, и это, скажем так, далеко не Кавказ, но, к примеру, в соседней Белоруссии нет даже такого. Прок от них туристический, вдобавок собственный латышский глаз радуется. Главная река Латвии -- Даугава (она же Западная Двина). В куль- туре латышей она занимает особое место: не такое огромное, как Нил у древних египтян или Ганг у индусов, но приблизительно такое же, какое занимает Волга у русских, Днепр у украинцев, Рейн у немцев, Дунай у австрийцев и венгров. Никаких стихийных бедствий, кроме весенних половодий, в этой стране не бывает. В последние десятилетия, правда, завелись энце- фалитный клещ и гигантский ядовитый сибирский борщевик (сказалось присутствие России под боком: с кем поведёшься, от того и набе- рёшься). На Даугаве имеются целых три гидроэлектростанции; они дают ПОЛОВИНУ электроэнергии, потребляемой в стране. В принципе вторую половину можно и сэкономить, если не тратиться на ерунду. Полезные ископаемые: торф, гипс, глина, песок, известь, доломит (короче, всё для строительства). Ещё имеются лечебные грязи, но без горячих водных источников (с этим у латвийцев вышел прокол -- таки да, но соответственно здесь нет и землетрясений). Племена предков нынешних латышей -- курши, земгалы, селы, лат- галы и ливы (последние -- родственники эстов; известный римский историк Тит Ливий, возможно, не имеет к ним отношения). По этим племенам сегодня называются исторические области Латвии: Курземе, Земгале, Селия, Латгалия. Заметим, что в соседней Белоруссии нет ни Кривии, ни Ятвягии, ни Радимии (в сравнении всё постигаем, в сравнении). В середине XI века курши якобы терроризировали скандинавов, особенно датчан, своими морскими набегами. Типа перед грозными протолатышами временами дрожали даже викинги. Ливония -- область, завоёванная немцами к XIV веку. Приблизи- тельно соответствовала нынешним Латвии и Эстонии. В Ливонии су- ществовало несколько немецких государств. На территорию нынешней Литвыприходились Ливонское орденское государство, Рижское архи- епископство, Курляндское епископство. Герцогство Курляндское и Земгальское было создано в 1561 г на основе бывшего епископства Курляндского как вассальное государство Речи Посполитой. В гер- цогстве правила династия Кеттлеров. К началу XVIII века эта династия выродилась, и Кеттлеров сменили Бироны. В 1795 г. гер- цогство Курляндское и Земгальское было присоединено к России. К началу XX века верхушку общества в местах будущей Латвии со- ставляли в основном немцы, евреи и русские, поэтому многим латы- шам представлялось, что достаточно заменить их своими, и жизнь станет лучше. Насколько можно понять, у латышей СОВСЕМ не было своей аристократии: с XIII века аристократию предоставляли им немцы, а если кто-то из латышей имел простое дворянство, то лишь по линии Российской империи (она в этом отношении была не зажими- стой: кто выслуживался до определённого чина, тот дворянство и получал). * * * С 1915 по 1918 г. по территории будущей Латвии (частью по Дау- гаве) проходила линия фронтов воюющих Германии и России. Террито- рия пострадала значительно. Некоторые прифронтовые городки были разрушены (из-за чего старина для осмотра в них сегодня отсутст- вует). Часть промышленных предприятий была эвакуирована на восток (репетиция эвакуации 1941 года) и, разумеется, там и осталась -- вместе с представителями будущего класса-гегемона (пролетариата, значит), что в 1918-1920 гг. поспособствовало поражению большеви- ков в этих местах. * * * "Малая советская энциклопедия" 1930 года (МСЭ) о поведении латышской национальной буржуазии в 1914 году: "Удобным моментом для проведения своей политики буржуазия из- брала войну против Германии, объявив священную войну всех латышей против всех немцев. Поднялась волна шовинизма, латышская буржуа- зия создала латышские стрелковые батальоны." Это к вопросу, откуда есть-пошли знаменитые латышские стрелки, без которых Октябрьская революция 1917 года в России вряд ли бы победила. * * * О том, как возникла "буржуазная Латвия". Из "Путеводителя": "В 1920 г., во время аграрной реформы в Латвии, поместья, при- надлежавшие немецким дворянам, были отчуждены без возмещения." Ясное дело, что крестьянству после такого мероприятия никакой социализм уже не был нужен. Правда, потом он всё равно пришёл... Кстати, серёзно поверив в марксизм, в руководящую роль рабочего класса в коммунистической революции, верхушка новоявленной Латвии повела страну после 1920 года по пути аграризации, а не индустри- ализации. Но в 1939 году и это не помогло. * * * МСЭ о межвоенной Латвии: "Каждому национальному меньшинству предоставлено право иметь собственные школы, которые так же, как и латышские школы, содер- жатся на средства коммун и субсидируются государством." Получается, что Советская власть обещала, то латышская власть дала. Думается, дело было не только в конкуренции националисти- ческого и коммунистического "начал", но также в искреннем стрем- лении построить лучшее общество. Впрочем, любая власть не против того же, только не знает, как это сделать, не обделив саму себя. МСЭ: "Комммунисты ежегодно сотнями из тюрем высылаются в СССР." Заметим: в межвоенной Латвии коммунисты не расстреливались в оврагах, а лишь экспортировались в Советский Союз. Кстати, статья о Латвии в МСЭ 1930 года не злобная (в самом деле, зачем говорить гадости о стране, которая поставляет тебе самый ценный ресурс, соль соли земли -- ЧЛЕНОВ КОМПАРТИИ?). Для сравнения -- положение латышей в это же самое время в СССР, где их в 1926 г. было свыше 140 тыс. МСЭ: "Организовано свыше 50 латышских национальных сельсоветов." "В Ленинграде имеются Латыш- ский педагогический техникум и Латышское отделение при педагоги- ческом университете им. Герцена. Имеются латышские совпартшколы. Организованы школы крестьянскоц молодёжи. Имеется 110 латышских школ I и II ступени, 40 изб-читален. Имеются клубы и театры. Издаются 4 латышских газеты." То есть, надо полагать, что в национальном аспекте тогда всем народам было хорошо по обе стороны латышско-советской границы. Разборки начались позже. * * * Если верить МСЭ 1930 года, население Латвии в 1927 году было такое: латыши 73,4% русские 10,5% евреи 5,2% немцы 3,8% поляки 2,8% белорусы 2,1% прочие 2,2% * * * "Путеводитель": "В соответствии с заключённым осенью 1939 г. германо-латвийским договором в 1939-1941 гг. около 60 тысяч прибалтийских немцев выехали из Латвии, а в Латвии из них остались только около 1500 человек." И какой номальный латыш этому не радовался? Ведь освобождались помещения, должности, статусы, области деятельности. Разумеется, они отчасти занимались приезжими. Но среди приезжих наверняка хватало и латышей (десятки тысяч их добровольно переселялись в "русскую" Россию в XIX веке и в начале XX: надо думать, бежали от немецких баронов на свободные земли; латышские казаки, можно сказать). * * * Латышей сегодня всего около 1,3 млн человек. Около 200 тыс. из них живёт вне Латвии. В настоящее время латыши составляют около 60% населения своей страны, русские -- около 28%. * * * В Латвии аналог финской "Калевалы" -- "Лачплесис", "латышский героический эпос, воссозданный Андреем Пумпуром на основе народ- ных преданий и опубликованный, после 15-летней работы, в 1888 году. Образ главного героя эпоса, Лачплесиса, олицетворяет вели- чие народа, его героизм. Символизирует отвагу человека, очищающе- го землю от захватчиков." То есть, как и "Калевала", "Лачплесис" является не эквивалентом древних скандинавских саг, а продуктом XIX века -- и одного твор- ческого ума -- на основе чего-то там, добытого в этнографических экспедициях. Для меня это суррогат. Любой доподлинный древний лепет -- ценнее. Вот когда "Лачплесис" сравняется возрастом с теперешним таковым "Илиады", тагда будущий аналог меня заинтере- суется им вполне. * * * Русскоязычных в Латвии даже сегодня (2014 год) столько, что они запросто могли бы установить здесь русскую власть и/или присоеди- нить Латвию к России. Надо понимать, в значительной своей части они не хотели этого в 1991-м и не хотят теперь. Их устраивает жизнь в Европейском Союзе. В 1991-м поддержка ими латышей была формой коллективного бегства из опостылевшего СССР в вожделенную заграницу. Воду по поводу страданий русскоязычных "неграждан" в Латвии мутят в основном "профессиональные русские", морально под- держиваемые и подкармливаемые Кремлём. Мутят потому, что стал возможным такой способ самореализации и добывания денег на протяг для тех, у кого не получается (или кому кому заподло) заниматься простым общественно-полезным трудом. С латышской стороны подобным личностям соответствуют "профессиональные латыши". С двух сторон, совместными усилиями, они провоцируют межэтнические трения в Латвии. * * * Белорусы не воспринимают латышей в качестве особо близкого к ним народа, хотя надо бы. В качестве особо близкого народа бело- русы воспринимают литовцев, а латыши для них -- примкнувшие к немцам. Вдобавок ездить из Минска в Ригу далековато, а вот в Вильнюс -- в самый раз. Вильнюс -- это у белорусов с литовцами (и поляками) в некотором смысле общее наследие, тогда как в Латвии на подобный стстус не тянет даже Даугавпилс, который по своей основе есть не столько латышский или польский, сколько русский имперский город Двинск. Ну, может быть, ещё еврейский. Далее, по старой архитектуре Рига -- довольно западноевропеистая, немецкая, тогда как Вильнюс -- культурный центр литвинства и один из цент- ров речьпосполитства. Для белорусов здесь всё РОДНОЕ до щемления в сердце. * * * Намерившись немножко поумничать по поводу морфемы "ва" в назва- нии реки "Даугава" и разглядеть в ней тот же смысл, что и в "ва" в названии реки "Москва", я натолкнулся на весьма интересный текст Игоря Даченкова "Откуда есть пошла Дубна?" (сайт nasledie.dubna.ru): "Вплоть до середины 20 века среди исследователей этнической истории Волго-Окского междуречья доминировало представление, что вся территория современной Московской области до появления славян была заселена племенами финно-угров. А из этого следовал вывод, что вся дорусская гидронимия Московской области, была финской по своему происхождению. Это тривиальное представление начало постепенно разрушаться еще с первых же лет 20 века. Так, в 1901 году историк-географ А.Л. Погодин занимаясь историей славянских передвижений, указал на принадлежность гидронима Руза (левый приток реки Москвы) к балтийским языкам. Серьезный вклад в список балтийских названий Подмосковья внес в 1932 году известный лингвист М. Фасмер, убедительно доказав балтийское происхождение названий рек Истра, Лама, Лоба, Нара." "Но сплошной анализ гидронимии Подмосковья, который выявил массовый характер балтийских названий, был выполнен только в 1972 году академиком В.Н. Топоровым." "Анализ гидронимии Московской области показывает, что волосовс- кая финно-угорская гидронимия представлена лишь на северо-востоке области." "Проживание балтоязычных племен в этом регионе до прихода сла- вян подтверждается и лингвистическими данными. Академик Б. А. Серебренников (1957), рассматривая балтийские заимствования в волжско-финских языках, отмечал 'наличие в лесной полосе в районе Волго-Клязминского междуречья до появления в этих местах славян... индоевропейского языка, весьма близкого к современным балтийским языкам'." "...летописные упоминания о балтийском племени голядь, обитав- шем на реке Протве, на юго-западе современной Московской области. Кстати, название этого племени сохранилось в названиях двух дере- вень Голядь - одна в 4-км к западу от Клина, другая в 20-ти км к западу от Дмитрова." И т. д. Получается, что русские с латышами-литовцами -- родня не только по линии общих предков и что славяне в давние времена уже немножко оккупировали исконные балтские земли не только на территории нынешней Белоруссии, но аж в районе самой Москвы.
Латвия
Латышский Орден Лачплесиса с лёгким намёком на свастику (из-за чего им теперь не награждают). Давался за боевые заслуги. В круге -- латышский эпический герой полумедведь Лачплесис, раздирающий пасть настоящему медведю. Фото с плаката.
Латыши -- нация маленькая, но у неё почти всё, как у больших, в частности -- ордена за всякие заслуги перед латвийским Отечес- твом. Орден Лачплесиса был учреждён латышами в 1919 году для награж- дения особо отличившихся в борьбе с армией Бермонта (Bermont). Бермонт, он же Павел Рафаилович Авалов-Бермондт (1877-1973), -- из плеяды блистательных авантюристов, развернувшихся в годы Граж- данской войны в России. По совместительству -- главное чудовище ранней истории Латышской республики. По отцу -- караим, по матери -- грузин, в среднем получается -- русский. Начал военную службу в русской армии капельмейстером, закончил генерал-майором. Любой роман оказывается скучным, если сравнивать его с биографией Бермонта.
Латвия
Прекрасная немецкая основа латышской культуры и государственности. Немецкая надпись на здании в Риге: "Работа -- украшение гражданина" (Arbeit ist des Buergers Zierde).
Латвия
И как объяснить московским геополитикам, что нация, имеющая на фасадах у себя в столице вот такое, будет чихать на их имперскую демагогию?
Архитектурное наследие у латышей -- от немцев, и значительная часть латышской истории -- это история в первую очередь немцев, но латыши -- далеко не единственный народ в таком положении: оно скорее типичное, чем исключительное. Скажем, иорданцы демонстри- руют миру за деньги римский Джераш, набатейскую Петру и пр., турки -- греческий собор Святой Софии в Стамбуле, рыцарский замок Святого Петра и античный театр в Бодруме и много чего ещё, изра- ильтяне -- турецкие укрепления Иерусалима, рыцарский замок в Акко и т. п., греки -- венецианские крепости на Корфу и пр., черногор- цы -- австро-венгерские укрепления в Которе и т. д., венгры -- турецкие бани в Будапеште и много чего ещё. * * * Места, где в Латвии, вроде, ещё имеется примечательное старьё в достаточном количестве, чтобы ехать и смотреть: Северная Курземе: - Вентспилс (!); - Кулдига; - Талси (!); Южная Курземе: - Лиепая (!); - Гробиня (пригород Лиепаи); - Айзпуте; Земгале: - Елгава (!); - Бауска; Средняя Даугава Селия: - Екабпилс (возможно); Центральная Видземе: ничего; Северная Видземе: - Цесис; Малиента и Северная Латгалия: - Алуксне; Центральная Латгалия: - Лудза; Южная Латгалия: - Даугавпилс (!); Окрестности Риги: - Юрмала (!); _ Сигулда (!), Кримулда, Турайда (реконструированный замок). * * * Соответствия: Вентспилс <-- Виндава Лиепая <-- Либава Елгава <-- Митава Даугавпилс <-- Динабург/Двинск * * * Великие латыши: Янис Райнис (1865-1929) Вилис Лацис (1904-1966) Карлис Ульманис (1877-1942) Раймонд Паулс (1936) * * * Популярные латышские киноактёры советского времени: Вия Артмане (1929-2008) Арнис Лицитис (1946) Ивар Калныньш (1948) Паул Буткевич (1940) Гирт Яковлев (1940) * * * Стремясь стать вполне европейцами во всех аспектах, латыши сегодня не могут обойтись без демонстрации бережного отношения к евреям. В Латвию евреи стали массово переселяться лишь в XVII веке, когда Латгалия стала частью Речи Посполитой. "Путеводитель": "Это были беженцы от преследований на Украине и в Белоруссии." Действительно, казаки во время своих восстаний резали не только "ляхов", но и "жидов". Русские войска, вторгавшиеся в тот век в Литву, иногда почему-то тоже массово уничтожали евреев (к приме- ру, в Бресте в 1660 г.), хотя дежурными виноватыми перед русским народом евреям становиться тогда было ещё вроде как рановато. В "Путеводителе": "...образ еврея в латышском фольклоре положительный." "После образования независимого Латвийского государства еврейская куль- тура пережила расцвет..." Возможно, массовый антисемитизм не сильно развился у латышей по следующим причинам: - евреев здесь вне Латгалии было сравнительно немного; - евреи не заняли на латышской земле специфической экономичес- кой позиции по отношению к крестьянству, какую они занимали в Польше и Литве: не становились факторами, корчмарями, сельс- кими торговыми монополистами (причина: в наличии весьма хозяйственных немцев); - имелись альтернативные приложения ненависти: немцы, русские, позже -- ещё и большевики. "Путеводитель" о событиях 1939-1940 гг.: "Репрессии советской власти затронули богатую еврейскую общину особенно тяжело." Уточним: затронули, потому что богатая, а не потому что еврейс- кая. До "дела врачей" было ещё далеко. Википедия ("Холокост в Латвии"): "14 июня 1941 года власти осуществили масштабные репрессии, вы- слав в отдалённые районы СССР в основном в так называемые испра- вительно-трудовые лагеря и на 'спецпоселение' по разным данным от 14 428 до 14 476 человек, в том числе было около 12-13% евреев. На 1771 репрессированного еврея имеются персональные архивные до- кументы. Высланы были члены сионистских и других некоммунистичес- ких организаций, религиозные деятели и предприниматели. Около по- ловины заключенных в лагерях умерли от голода, болезней и непо- сильных работ." Люди верно заметили, что если бы эти евреи остались в Латвии, доля погибших среди них оказалась бы более 90%. То есть, не было счастья, да несчастье помогло. Если большевики в Латвии всего лишь РЕПРЕССИРОВАЛИ, причём представителей всех этносов приблизительно одинаково, выбирая жертвы по политическому признаку, то немцы и коллаборационисты целенаправленно УНИЧТОЖАЛИ евреев -- по этническому признаку. И если большевики отправили далеко лишь "по разным данным от 14 428 до 14 476 человек", причём лишь "около половины заключен- ных в лагерях умерли" (данные до вычета естественной убыли насе- ления, конечно), то немцами, ныне друзьями латышей по Евросоюзу, "было убито около 62 тысяч евреев Латвии". Там же: "Уничтожение еврейского населения продолжалось весь 1941 год и к началу 1942 года большинство латвийских евреев были убиты. В расстрелах также принимали активное участие латышские коллабора- ционисты." "Массовые убийства начались с погрома в Риге 4 июля 1941 года, когда коллаборационистами было уничтожено 20 синагог и убито около 2 тысяч евреев." И т. д. После Второй Мировой войны евреи не ломанулись в Латвию, а поя- влялись здесь больше на общих основаниях -- в числе русскоязычных переселенцев. Но то, что еврейские "экологические ниши" поосвобо- ждались здесь из-за известной деятельности немцев и (сотрудничав- ших с ними латышей) и манили своей незанятостью, наверняка тоже сыграло роль. А ещё имело значение то, что тогдашние евреи верили в незыблемость Советской власти и в то, что нацистский "холокост" в Латвии -- nie wieder. Ко времени "перестройки", правда, евреи окрепли в вере, что рецидивов нацизма в Европе в обозримое время не будет, и основным обижателем еврейства у них стал советский режим. Нацизм ведь был отчасти реакцией на еврейский коммунизм и советскую (= российскую) угрозу, а не только на Версальский дого- вор и еврейство, а раз евреи к 1991 году в массе стали антикомму- нистами и антироссиянами, то классический нацистский набор идей вроде как перестал серьёзно задевать их. Правда, европейским нео- нацистам сегодня на евреев как на дежурных виноватых можно вешать таких дохлых собак, как массовая иммиграция в Европу из Азии и Африки, а также излишества "прогресса", педерастизация и вообще дегенератизация, но это уже менее убедительно, чем в случае с коммунизмом, тем более что в нынешней Европе люди с консерватив- ными взглядами попадаются среди евреев вряд ли реже, чем среди неевреев. Похоже, евреи -- уже почти перевёрнутая страница евро- пейского конфликтизма, как это некоторым из них ("профессиональ- ным евреям" и служителям культа "холокоста") ни обидно: здесь всё больше становится НЕ ДО НИХ. В настоящее время в столь доброй к евреям Латвии проживает все- го лишь около 10 000 евреев (менее 0,5% населения; остальные, надо думать, расредоточились по Западу или подались в Москву). Антисемитизм при такой концентрации не развивается. Старым и пришлым антисемитам здесь, наверное, теперь тяжело: надо ж ещё ИСКАТЬ, на кого бы обрушить свою ненависть. Евреи в современной Латвии -- это редкая достопримечательность, которая работать достопримечательностью, как правило, не хочет: в синагоги не ходит, лапсердаков не носит, разговаривать на идише не умеет. В итоге смотреть и фотографировать еврейское нет возможности, дотошный турист страдает. Из любезных подсказок латвийского инсайдера касательно евреев: "Действующая синагога в Риге есть, значит, кто-то ходит. Празд- нуются праздники, семисвечник устанавливают, например, на площади перед Домом конгрессов (бывший Дом политпросвещения). Каждый день можно видеть каких-то хасидообразных товарищей, прогуливаются, нередко с детьми. Их никто не трогает, верно." "Помимо синагоги можете ещё зайти в дом, занимаемый так называ- емым Латвийским обществом еврейской культуры (ЛОЕК). Находится по адресу Сколас (бывш. Андрея Упита), 6, это в центре, недалеко от Христорождественского кафедрального собора (цитадель правосла- вия...)." * * * О Латышском легионе СС. Сначала он был добровольным, потом при- нудительным, но к издевательствам над пленными и над мирными жи- телями его никто не принуждал. Доступных материалов о жутких из- девательствах хватает. Разумеется, оправдания тоже есть: любой народ -- не без чудовищ, озлобляющее воздействие войны, дурной пример немцев, геббельсова пропаганда, память о недавних больше- вистских репрессиях (подобрать оправдания для большевиков, кста- ти, тоже вполне возможно). Поскольку Латвия в 1941-1944 гг. худо- бедно была несколько как бы оккупированной немцами, она не была вполне ВОЮЮЩЕЙ стороной. И вообще, надо бы говорить о разных степенях/формах оккупации и о разных степенях/формах участия в войне, потому что реалии нередко плохо ложатся на простые да-нет- модели. Бороться надо не с маршами бывших легионеров и их сторон- ников, а с иррациональностью, которая за этим стоит. Иначе -- лишь бодания носителей разных иррациональностей, в которой каждая сторона стремится перебодать, передемагогить, переподличать или взять измором другую, а не убедить логически в преимуществах своего варианта лучшего будущего для всех. Разумеется, если рациональности не хватает (от того, что задемагогили и себя, и других), то выработать такой вариант лучшего будущего просто не получается, а жить-то хочется, вот и остаётся лишь героически бодаться насмерть. Кстати, как раз это мы имеем теперь в/на Украине. * * * Из Латвии (а не из Берлина) попал в Великобританию "философ сэр Исайя Берлин" (1909-1997). Где-то в Риге теперь висит по этому поводу памятная доска из чёрного мрамора. Забавно, что, скажем, Исаака Ньютона больше упоминают без "сэра" и даже без "физика" (потому что физика без него и так не обойдётся). А часто ли назы- вают сэром, к примеру, Артура Конан Дойля? Вообще, многие извест- ные англичане были "сэрами", но ведь даже не скажешь сразу, кто был им, а кто нет: в массовые представления они вошли не как "сэры", а как люди, сделавшие то-то и то-то, тогда как про этого Исайю Берлина только и знаешь, что он "философ" и "сэр". В прин- ципе, всякие такие "сэры" -- внутреннее дело Великобритании, а вне её "сэркать" никто не обязан. Кстати, в армии США с настоя- тельно рекомендуемым "sir" обращается рядовой к сержанту, тогда как даже президент Соединённых Штатов -- простой "Mister President". Я полагаю, Исайя Берлин стал "сэром" на подъёме официозного евреелюбия, охватившего страны Западной Европы в период становле- ния культа "холокоста". Эта идиома "СЭР Исайя Берлин" -- для одних есть образованческое умничание, для других -- эквивалент демонст ративного целования Исайи в задницу в политических целях (за все многострадания евреев, никогда никому не причинявших зла, а точнее -- в страхе, что тебя примут за латентного антисемита и подвергнут неявной дискриминации), для третьих -- евреев -- надо думать, предмет нацинальной гордости. Я уверен, что если в нынешней Германии сегодня скажешь просто "Исайя Берлин" (хотя зачем он сдался), тебя не спросят "А кто это?", а снисходительно поправят: "СЭР!" На русском языке сэра Исайю почти не публиковали даже в постсо- ветские годы, несмотря на его либерализм и еврейство: интереса к нему нет. По жизненнному пути он -- академический червяк, хорошо вписывавшийся в санаторную преподавательскую среду и изучавший сложные реалии нашего неблагоустроенного мира в основном по газе- там и книжкам. Насколько я понял, идея фикс Исайи Берлина -- не- возможность одновременно обеспечить всем свободу, справедливость и равенство. По-моему, это -- commonplace у всякого сколько-ни- будь думающего человека. Кстати, я полагаю, что эти вещи обеспе- чивать и не нужно, потому что свобода большинству людей во вред, равенство противоестественно и непродуктивно, а справедливость -- мутное дело, которое всё равно не получится. В 1920 году семья Берлиных бежит из Петрограда в Ригу, но в Риге "encounters with anti-Semitism and difficulties with the Latvian authorities convinced them to leave" (en.wikipedia.org). Это к вопросу об отсутствии в среде латышей серьёзного антисемитизма. Исайя Берлин, происходивший из небедной семейки, вдобавок женился на женщине из небедной полуеврейской семейки, тоже драпанувшей в своё время от большевиков наверняка не с пустыми руками, а с умыкнутыми у трудящихся ценностями. Говорят, в общении с аудиторией был блестящ. Верю. Хорошо говорил по-русски, пописывал на русские темы и, наверное, значился экспертом по русским делам. В 1960-е, 1970-е годы являл собой весьма заметную звезду в западной части интеллектуального небосвода. Верю также , что написал он далеко не одну лишь чепуху и даже где-то оппози- ционировал поверхностному либерализму-демократизму типа барак- обамовского, но мне интереснее, к примеру, его современник Конрад Лоренц (1903-1989), член NSDAP с 1938 года, воевавший на Восточ- ном фронте и потом проведший 4 года в русском плену. Этот люби- тель собак писал по делу, на русский язык, в отличие от риттера Исайи, переводился немало и, думаю, в среде русскоязычных интел- лектуалов уважаем, хотя надо бы больше. В немецкоязычной Википе- дии статья о Конраде Лоренце много длиннее, чем в англоязычной -- об Исайе Берлине (причина этого, я думаю, не только в обстоятель- ности немцев и в скрытом тяготении многих из них к нацизму, но также в том, что идейное наследие Лоренца многообразнее и значимее). Кстати, молодой Конрад имел возможность сталкиваться с малолетним Исайей в Англии в 1920-е. * * * Литовцы обзывают латышей zirga galva ('голова коня'). Это не очень большое оскорбление: из ряда "лабус", "хохол", "кацап". * * * В походный латышско-русский словарь: bet -- но (ср. англ.: but) padomju -- советский karš -- война sabiedroto -- союзник * * * Анекдоты про латышей: Мужик прогуливается по набережной и слышит крики о помощи. Подходит к берегу и видит там второго мужика, который в речке тонет. - Помогите, помогите, help! - Слышь, мужик, а ты латышский язык учишь? - Учу, учу!!! Помогите!!! - Ну так вот и плавать учиться надо! Латвия обратилась к России с предложением пересмотреть результаты Второй Мировой Войны. Россия: - Да, давайте мы вам их перепокажем! Сидит маленький мальчик с мамой в одном из сквериков Риги. - Мам, а у нас финны в роду были? - Нет, сынок, не было. - Мам, а у нас эстонцы в роду были? - Нет, сынок, не было. - Ну, а чего же я тогда так торможу?! Латыш звонит по телефону в контору, ему отвечают по-русски. Он, с большим трудом подбирая слова, спрашивает нужного ему человека. Отвечают, что сейчас этого человека нет рядом. Латыш спрашивает: - Кур виньш? ["Где он?"] Ему: - А Курвиньш у нас вообще не работает!

Литература

"Латвия: путеводитель", изд. "Яня сета", 2011. "Малая советская энциклопедия", 1930.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Состоявшаяся Латвия