Александр Бурьяк

Рига - немецкий город

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Как греки основывали свои колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей на территориях варваров, так немцы основывали свои на берегах Балтийского. Варварами в их случае были пруссы, ливы, латгалы, курши, эсты и др. Так возникли Кёнигсберг (ныне Кали- нинград), Мемель (ныне Клайпеда), Митава (ныне Елгава), Ревель (ныне Таллинн), Рига (ныне то же самое) и т. п. Ригу основали немцы и для немцев. Случилось это около 1201 г. Старая Рига -- это город с по преимуществу немецкой архитекту- рой. Большую часть своей истории Рига была НЕМЕЦКИМ городом. История Риги -- это в основном история немецкая. Так что в 1918 и 1941 годах немцы приходили в Ригу К СЕБЕ. В течение приблизительно 40 лет (1581-1622) Рига была в составе Речи Посполитой. Это, кстати, к вопросу, почему так много немец- ких слов в белорусском языке: от немцев, вестимо. Ну, не исключи- тельно от них.
Рига в XVI веке
Рига в XVI веке.
Из русской Википедии.
Народом номер два в Риге были наверняка евреи (стали таковыми в период подчинения города Речи Посполитой), номер три -- русские (начали накапливаться в Риге после присоединения Лифляндии к России). Латыши стали подсиживать всех после 1919-го года. Еврейскую общину проредили немцы в 1941-1944 гг., немецкую -- русские после 1945-го. В бытность СССР в Ригу специально подселяли русскоязыч- ных -- для нейтрализации латышского национализма. Латышизация Риги усилилась после 1990-го, но упёрлась в солидарное сопротив- ление русскоязычной общины. Сегодня в Риге можно, не опасаясь эксцессов, обращаться к людям по-русски в магазинах, в кассах вокзалов и т. д.: по-видимому, на должности, предполагающие широкое общение с клиентами, намеренно нанимают русскоговорящих латышей (в крайнем случае -- латышскоговорящих русских), иначе -- убытки. В СССР Риги не "раскручивали" в качестве выдающегося туристи- ческого места: у неё был слишком нерусский, слишком подрывной великолепный вид. Немецкость Риги представляла определённую проблему во времена Советской власти и представляет определённую проблему в Латвийской республике. С одной стороны, нужно было излагать какую-то историю города. С другой стороны эту историю невозможно было изложить, не позволяя людям понять, что город-то по своей этноисторической сути -- немецкий. В оправдание претен- зии латышей на Ригу можно заметить, что крестьянское сословие Лифляндии, на труде которого в конечном счёте основывалось развитие Риги, было всё-таки по большей части латышское. Вообще говоря, русские страшилища в 1939 г. тоже припёрлись в Ригу на своих корявых слабобронированных танках К СЕБЕ: Курляндия была в составе Российской Империи с 1795 года, а до того тысячу лет переходила из рук в руки. На оккупантов русские не тянут, а тянут только на присоединянтов. В общем, латыши, конечно, говорят о советской (да и нацистской) "оккупации" зря. Проще и честнее было бы заявить, что им, латышам, хочется порулить самостоятельно и что они имеют на это право, а за всё хорошее в совместном про- шлом они говорят большое латышское спасибо и русским, и немцам. А за всё нехорошее спрашивать с немцев и русских нет смысла, потому что можно нарваться на встречные претензии, и спор по их поводу будет бесконечный.
Рига, музей оккупации
Главная площадь Риги. Мрачное здание справа -- музей ужасов советско-немецкой оккупации. Разумеется, больше советской. А немецкую добавили в список из-за "холокоста", иначе в Европе не поймут-с.
* * * Из русской Википедии: "Есть несколько версий возникновения названия. Ливское слово Riika) обозначает 'Населенное место'. Первое упоминание Риги как поселения коренных народов относится к 1198 году. Вторая версия -- по имени участка оттока Двины (Даугавы) Спекюпе, огибавшую холм Кубе. Её называли Ригой (варианты -- Ридзиня или Ридзене), а разлив, который она образовала -- Рижское озеро." "С 1861 года Ридзене протекает по подземным канализационным трубам." "Третья версия предполагает, что находившееся на холме Куббе (центр современного города) поселение венедов Рига (Руга) получило своё название по имени острова Риген (Руген), где находился центр прибалтийских славян, называвшихся также ругами и варягами." "Официальной датой основания города является 1201 год, основа- телем Риги является немецкий епископ Альберт фон Буксгевден (Albert von Buxhowden 1165-1229) из рыцарского рода Аппельдерн. Служил каноником в Бремене, и был назначен в 1199 году епископом Ливонии. К 1211 году его стараниями был уже построен Домский собор." "В 1204 году Папой Иннокентием III был подписан указ об учреждении Ордена Меченосцев с подчинением епископу Рижскому (позднее -- архиепископу)." "С момента основания Риги в XIII веке и до конца XVI века в городе проживало почти исключительно немецкое население. Немецкая администрация поддерживала этно-языковую сегрегацию города, пред- ставлявшего собой немецкоязычный остров в балтоязычном ареале, стремясь путём ряда дискриминационных ограничений на присутствие в городе латышей сохранить право исключительного пользования его инфраструктурой. В XVI-XIX веках городом управляет Речь Посполи- тая, а затем Российская империя. Немцы постепенно утрачивают свои исключительные привилегии, хотя и сохраняют контроль над экономической и отчасти политико-религиозной жизнью города." В Википедии о Лифляндии (Ливонии): "Шведская Ливония -- доминион Шведской империи, существовавший с 1629 по 1721 годы, часть исторической области Ливония ..." "Во время польско-шведской войны 1600-1629 годов часть принадлежавше- го Речи Посполитой Задвинского герцогства была оккупирована шве- дами, и при подписании Альтмаркского перемирия эти земли офици- ально отошли к Швеции..." "В результате Швеция получила Ригу, которая стала вторым по величине городом Швеции того времени. В 1721 году, согласно Ништадтскому мирному договору, завершившему Северную войну, территория Ливонии отошла Российской империи; на этой территории была образована Лифляндская губерния." В Википедии о Курляндии: "Курляндия и Семигалия (латыш. Kurzemes un Zemgales hercogiste) -- герцогство, существовавшее в западной части современной Лат- вии, на территории исторических областей Курземе (Курляндия) и Земгале (Семигалия), с 1562 по 1795 годы. На протяжении практи- чески всей истории герцогства, до 1791 года, правители Курлян- дии из династий Кетлеров (1562-1711) и Биронов (1737-95) призна- вали себя вассалами Великого княжества Литовского и пришедшей ему на смену Речи Посполитой. Столицей герцогства была Митава (ныне Елгава в Латвии). При третьем разделе Польши (март 1795 года) Курляндия была присоединена к Российской империи, где на её территории была образована Курляндская губерния." Верхушку общества в Лифляндии и Курляндии составляли немцы, а на подхвате у них были евреи. Латыши в основном крестьянствовали. Латышская национальная интеллигенция начала формироваться только в 1860-е годы. Без интеллигенции не может быть нации. К 1920-м годам латышская интеллигенция, сформировавшаяся под крылом могу- че России и не без подпитки великой русской культурой, уже была в состоянии обеспечивать национальное самосознание латышей, разра- батывать их национальный миф.
Лифляндия, Курляндия
Лифляндия и Курляндия к началу XVIII в.
Из русской Википедии.
17.12.1918 в стране была провозглашена власть "Советов рабочих, безземельных и стрелков". Эта власть была свергнута в мае 1919 г. "при поддержке германской кавалерии" ("МСЭ", 1930). Немного пово- евав с Советской Россией, латыши заключили в 1920 г. Латвийско- советский договор. В соответствии с этим договором "РСФСР вернула Латвии архивы, культурные и промышленные ценности, вывезенные во время мировой войны." ("МСЭ") Это характеризует большевиков положительно. В границах Латвии оказались бывшие Лифляндская, Курляндская и часть Витебской губерний. Первый период самостоятельности Латвии что-то Риге на пользу не очень пошёл: если в 1913 г. в Риге было 517,3 тыс. населения, то в 1928 г. -- уже только 340 тыс. ("Малая советская энцикло- педия", 1930) Наверняка основная причина этого -- в деиндустри- ализации Латвии. Из "МСЭ" (1930): "Правительство держит курс на аграризацию страны, стараясь препятствовать росту промышленного пролетариата." Население Латвии в 1927 г. составляло 1,9 млн. человек: латыши 73,4% русские 10,5% евреи 5,2% поляки 2,8% немцы 3,8% белорусы 2,1% прочие 2,2% В "МСЭ" (1930) о могуществе довоенной Латвии: "Воздушные силы -- около 50 аппаратов. Морской флот: 2 подводные лодки и 2 тральщика." * * * Прелесть Риги -- её старые симпатичные деревянные домики, кое- где вкрапляющиеся в шеренги многоэтажных мастерписов даже на главных улицах. Некоторые из этих домов наверняка ещё довоенные, а может, даже дореволюционные. У рижан хватает ума и вкуса не ломать их.
Рига, архитектура
Рига -- контрастный город. Деревянная избушка (может быть, даже построенная до 1914 г.) на фоне почти-сталинской высотки (здания Латвийской Академии Наук).
Рига, туалет
Уличный туалет или дом свиданий? Украшает набережную Даугавы. В таком домике можно жить-поживать, если больше негде, вот только незваные гости иногда будут скрестись в дверь по нужде.
Рига, Рижский замок
Охрана у ворот Рижского замка -- резиденции главы Латвийской республики. Замок архитектурно не выразительный, но всё-таки старинный и всё-таки замок. Ворота великолепны.
Рига, Рижский замок
Живописный дворик Рижского замка.
Рига, архитектура
Здание в Старом городе. Имперский двуглавый орёл, а под ним -- почти что серп и молот (тема труда, в общем; она для немцев характерная).
Рига, Национальный театр
Здание театра. До 1914 г. -- немецкий Национальный театр. Кажется, этот архитектурный стиль называется вильгельмовским.
Рига, молодёжь
Молодёжь прыгает на шарах по улице. Зачем -- она внятно ответить не в состоянии. Стадный инстинкт.
Рига, парк в Старом городе
Чудо-парк в Старом городе.
Рига
Латыши никак не успокоятся после недавно пережитого: Хрущовс, Брежневс, Сталинс, Берия (этот без "с").
Почему "верхушки" всяких малых народов, получивших в 1918 г. благодаря большевикам самостоятельность, так ненавидели Советскую власть? Причина наверняка не только в том, что был страх перед большевизацией собственного населения. Ещё, конечно, радовала возможность давать выход своей накопившейся неприязни к русским, а также вообще удовлетворять свою нормальную потребность в нена- висти хоть к кому-нибудь.
Рига, памятник Свободы
Памятник Свободы. Культовый монумент. латышские воины в немецких касках идут в атаку -- против русских (не шведов же!).
В архитектуре Риги -- не лёгкий налёт западноевропейскости, а эта самая западноевропейскость во всю мощь. Великая архитектура конца XIX, начала XX века представлена здесь обильно и насыщенно. И это архитектура, расцветшая в основном под русским имперским флагом: выстроенная по преимуществу русскими немцами, русскими евреями и просто русскими. Если судить по архитектуре, Рига до 1917 г. была одним из наиболее культурных городов Российской империи. Не какой-нибудь Минск. Латыши в 1918 г. получили "под ключ" столицу европейского уровня. Под крылом немцев, шведов и русских латыши за 700 лет вполне созрели для самостоятельной национальной жизни европейс- кого типа и в 1918 г. решили попробовать.
Рига
Один из огромного множества архитектурных шедевров Риги. Рим, Париж, Вена -- замрите в почтении!
Рига, собор
Русский православный собор в Риге. С нацией, способной выстраивать ТАКИЕ соборы, тягаться трудновато, не правда ли?
Памятник генерал-фельдмаршалу князю Михаилу Богдановичу Барклай де Толли (1761-1818) в Риге установлен в 1913 г. Скульптор -- Вильгельм Вандшнейдер, Берлин. Русские немцы хотели указать этим памятником на значительную роль русских немцев в строительстве и защите Российской империи. Роль эта действительно была существен- ная. Правда, Барклай де Толли был не вполне немцем, а немцем шотландского происхождения с норманнскими корнями. Но всё равно русским. Дед Михаила Богдановича был бургомистром Риги.
Рига, памятник Барклай де Толли
Памятник русскому генерал-фельдмаршалу князю Михаилу Барклай де Толли.
Рига, дегенератство
Образчик абсурдистско-гомосексуалистского дегенератства на стенах Риги. Издержки европейскости. В Европе от такого "тащатся".
* * * Латыши были в числе выдающихся народов, сделавших русским их революцию 1917 г. и Гражданскую войну 1918-1921 гг. (другие выда- ющиеся народы этого ряда -- евреи, чехи, поляки, финны, китайцы). Обеспечением невозврата народов к Российской Империи занимался в пределах русской России довольно значительный контингент латыш- ских стрелков. Разумеется, это были заблудшие овцы, одураченные жидокомиссарами. Но они же в конечном счёте обусловили -- пусть и ненамеренно -- самостоятельное существование Латвии в 1920-х, 1930-х, так что непонятно, почему у современных латышей они не только не числятся в героях, но даже советский памятник им был демонтирован. * * * Как есть в России русские и россияне, так в Латвии есть латыши и латвийцы. А ещё, конечно, имеются постоянные неграждане Латвии -- "оккупанты" и их потомки. Я был только временным негражданином Латвии -- проезжим. И во мне при этом самопроизвольно шевелилась малодушная радость по поводу того, что мой паспорт -- не российс- кий: меня достаточно напрягало уже одно то, что я по-латышски ни бельмеса (не удалось купить разговорник, а то бы я, конечно же, хоть пару слов да шпрехал, чтоб меньше походить на россиянина). * * * То, что латыши -- молодая нация, -- скорее плюс для них, а не минус: у молодых всё впереди. Получив добротное наследство от немцев (Ригу и пр.) и русских (систему образования и пр.), они выстраивают своё общество, как хотят. И почему бы нет? А хотят они вписаться в Европейский Союз: как известно, там всем маслом намазано, особенно тем, кто не любит России. * * * Как выяснилось, разноцветные "новые европейцы" не прутся в Латвию не потому , что есть негласные указания чинить им препят- ствия, а всего лишь потому, что здесь неблагоприятная экономичес- кая ситуация. Скучно это. И бесперспективно. Какого чёрта тогда устраивать эсэсовские марши?! * * * Внешне латыши очень похожи на немцев, только сморкаются и кашляют пока что значительно меньше: ещё не растратили запаса здоровья, приобретённого в спартанские советские годы -- в Сибири и т. п. А поскольку разноцветных пришельцев в Латвии пока ещё очень мало, народ на рижских улицах выглядит даже нордичнее, чем в Германии. Это греет. * * * Верный признак успешной европеизации Латвии -- обилие бомжей и нищих на улицах. Одни торчат с пластиковыми стаканчиками в ожидании щедрых подачек, другие не рассчитывают на помощь от общества и энергично роются в мусорных баках. * * * Притеснение латышами русскоязычных "неграждан" -- это не по современным европейским принципам: это милая азиатчина (благо, было у кого поучиться). Она свидетельствует о силе латышского национального духа и о мощности латышского национального порыва, но не о размахе латышского творческого ума. Теснить бесцеремон- ных русаков было бы, возможно, и неплохо, если бы не один нюанс: латышская антирусскость -- это не часть какой-то многообещающей программы национального или даже европейского строительства и не позиция высших по отношению к низшим, а всего лишь следствие неспособности придумать что-то получше, чем эксплуатация местной и европейской неприязни к России. Другими словами, это только мелкое политиканство, суррогат деятельности, пускание пыли в глаза рядовым латышам. Впрочем, мелкость политики -- это для современной Европы очень характерно, так что латыши в ней даже с их антирусскостью (а точнее отчасти благодаря ей) -- свои в доску. * * * Рижский центральный рынок (возле железнодорожного вокзала) выстроен в 1924-1930 гг. на основе сооружённых немецкой армией в 1916 г. ангаров для дирижаблей. * * * В парке Старого города почему-то стоит памятник Улугбеку (Mirzo Ulugbek, (1394-1449), установленный, если судить по надписи, в 2004 г. А я как-то и не знал, что Улугбек резал русских... * * * St. Saviours Church -- англиканская церковь в Старой Риге. Внешне -- краснокирпичная готика. Внутри убогая. Сводов нет, значит, попала в неё в своё время бомба. У этой церкви около 50 прихожан. Ну, у некоторых церквей и столько не набирается. * * * Улицы Элизабеты и Альберта в Риге -- из числа самых удивитель- ных в Европе. Они представляют лучшее, что было создано в стиле модерн. Архитектором самых интересных домов на этих улицах (впро- чем, не только на них) был Михаил Эйзенштейн (1867-1921, отец советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна). На сколько-то там процентов еврей, правда; но -- НЕМЕЦКИЙ, а где-то даже и русский. Этими улицами Рига в состоянии бросить вызов Парижу, Барселоне и Мадриду. Если архитектуру считать критерием благополучия города, то Рига во времена Российской империи ЦВЕЛА. * * * Латвийский университет был создан в 1919 г. на основе политех- никума. С памятной доски на здании университета: "Na politechnice ryskiej studiowal w latach 1887-1891 przyszly prezydent Rzeczypospolitej Polskiej (1926-1939) profesor wybitny chemik Ignacy Moscicki." ("В рижском политехническом институте учился в 1887-1891 годах будущий президент Польской Республики (1926-1939) профессор, выдающийся химик Игнатий Мостицкий"). Вот так-то! * * * Латвийский нюанс: латгальцы. "МСЭ" (1930): "Латгальцы -- народность, родственная латышам. Основная масса латгальцев живёт в Латгалии, восточной области Латвии. Большинст- во латгальцев -- католики. Католическая церковь Латгалии являлась орудием польского землевладения. Ныне латышская буржуазия отно- сится к Латгалии, как к своей колонии..." По-видимому, латгальцы -- это всего лишь латыши, территория обитания которых оказалась в составе Речи Посполитой. От других латышей -- лютеран -- они отделены в основном по религиозному признаку. * * * Ещё один латвийский нюанс: айзсарги. Это вроде как латвийские казаки. Из Википедии: "Айзсарги (латыш. Aizsargi 'защитники', 'охранники') -- постро- енная по образцу финской парамилитарной организации Suojeluskunta военизированная парамилитарная организация, ополчение в Латвии в 1919-1940 годах. Создана 20 марта 1919 года по указу руководителя Временного правительства Латвии К. Улманиса и министра внутренних дел М.Валтерса как организация самообороны. Частично (на 1/3) финансировалась из государственного бюджета. Как ополчение выпол- няла функции вспомогательных сил полиции (это выражалось в содей- ствии полиции при проведении обысков и арестов, патрулировании, борьбе с бандитизмом, мародерами после гражданской войны) и армии (в военное время) -- то есть выполняла роль Национальной гвардии. В организацию могли вступить граждане мужского пола от 20 (после службы в армии) до 60 лет любой национальности." "Айзсарги, которые жили в пограничной полосе, несли пограничную службу." "Организационная структура 'Айзсаргов' строилась по территори- альному и военному принципу, члены организации -- местные жители уезда, -- объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Всего в Латвии было 19 полков (в каждом уезде полк), которые имели на вооружении стрелковое оружие, станковые и ручные пулеметы. Имелся один военно-морской полк и авиционный полк. Каждый член организа- ции имел на вооружении личное оружие -- английскую винтовку, браунинг и 50 штук боевых патронов. При пехотных полках существо- вало по кавалерийскому эскадрону и роте велосипедистов, команды связи, оркестры." "При полках имелись библиотеки, читальни и клубы, где читали лекции, рефераты. Все торжества сопровождались богослужением. Периодически устраивались спектакли и концерты -- на селе здесь концентрировалась местная культурная жизнь." "После присоединения Латвии к СССР часто только принадлежность к этой организации служила поводом для ареста и высылке в Сибирь вместе со всеми членами семьи... " "Организация айзсаргов была восстановлена (точнее -- создана организация с таким же названием) в 1990 году (...) Была попытка (как и было раньше) включить айзсаргов в состав в структуры министерства внутренних дел Латвии. Организация не была признана властью, иметь оружие ее членам не позволили..." В настоящее время айзсарги -- маргинальное малочисленное движе- ние национал-экстремистов. По существу их нет. Без айзсаргов в Латвии скучновато. Спрашивается, если в стране отсутствует организация типа айз- саргов, куда деваться людям с военно-полицейскими наклонностями, не имеющим возможности служить в армии или полиции (потому что слабовато здоровье, не хватает на всех мест или имеются и более сильные увлечения)? Эти люди будут испытывать психический диском- форт и тратить свою драгоценную агрессивность неэффективным обра- зом, тогда как армия и полиция лишатся помощников-добровольцев. Нет, айзсаргов определённо надо восстанавливать! * * * Латышский диктатор Карлис Ульманис (1877-1942), похоже, личнос- тью был не очень яркой, а в тираны попал на волне общеевропейской межвоенной моды на диктатуру. Из Википедии: "В 1896 году закончил Александровскую гимназию в Митаве (Елгаве). В 1897 году закончил курсы молочного хозяйства в Тапиау, Восточная Пруссия (ныне Гвардейск, Калининградской области). Работал по специальности в Риге и Либаве (Лиепае). В 1902 году учился на Сельскохозяйственном факультете Политехничес- кого факультета в Цюрихе, Швейцария. В 1903-1905 годах учился в Сельскохозяйственном институте в Лейпциге, Германия. Во время революции 1905 года выступал со статьями в латышских газетах, в декабре 1905 года был заключён в псковскую тюрьму, освобождён в мае 1906 года. В 1906 году уехал в Германию, в 1907 -- в США, где работал на молочной ферме в Омахе, штат Небраска. В 1908-1909 годах учился в университете Небраски, получил диплом агронома. После амнистии 1913 года в марте вернулся на родину, работал агрономом и редактором журнала 'Zeme' ('Земля'). После февральс- кой революции 1917 года был заместителем комиссара Временного правительства в Лифляндской губернии. Один из организаторов и лидеров кулацкой партии "Крестьянский союз", основанной в апреле 1917 года. После немецкой оккупации 1918 года остался в Риге. В ноябре принял участие в создании Народного совета Латвии и провозглашении латвийской независимости. Стал первым премьер- министром Латвийской Республики (до 1921 года). До 1934 года занимал посты премьер-министра (4 раза), военного министра, министра иностранных дел (4 раза), министра сельского хозяйства (2 раза). 15 мая 1934 года устроил военный переворот, распустил парламент, все партии, закрыл нежелаемые газеты, приостановил действие конституции. 11 апреля 1936 назначил сам себя президен- том и премьер-министром Латвии (т. н. авторитарный режим Улманиса). Официально именовался вождём и отцом нации. 28 января 1935 года призвал всех дарить книги своим бывшим школам." "17 июня 1940 года, после вступления в Латвию советских войск, выступил с обращением по радио, заявив 'Оставайтесь на своих местах, а я остаюсь на своём', успокоив народ тем, что это пришли друзья. Сотрудничал с новым просоветским правительством. 12 июля 1940 года провозгласил закон о борьбе с вредительством. 21 июля 1940 года ушёл в отставку, обратился к советскому правительству с просьбой о пенсии и выезде в Швейцарию. 22 июля 1940 года депор- тирован в административном порядке через Москву в Ворошиловск (Ставрополь), куда попал 29 июля. 4 июля 1941 года был арестован. 1 августа 1942 года переправлен в город Красноводск (ныне Туркменбаши) в Туркмении. Рассказывают, что в дороге он подхватил дизентерию и умер 20 сентября 1942 года. Похоронен на местном кладбище, но могила не найдена." То есть, сначала Ульманис всё никак научиться не мог, а когда настало время демагогов, он нашёл, наконец, себя. Став диктато- ром, он по преимуществу валял дурака, потом сдал страну большеви- кам и ещё имел нахальство требовать у них себе пенсию. Помер, как собака. Зарыт неизвестно где.

Литература:

Википедия. "Малая советская энциклопедия", 1930.

Приложение: По поводу латышского языка.

Латышский язык очень удобен тем, что ударение в его словах всегда на первом слоге. Латышско-русский словарик для неграждан: iela -- улица krievijas -- русский (от названия племени кривичей?!) krievijas rublis -- русский рубль lidosta -- аэропорт nams -- дом, здание tilts -- мост zeme -- земля

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Рига - немецкий город