Александр Бурьяк

Особо летувистый Каунас

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
По-видимому, Каунас является самым литовским из всех литовских городов. Интенсивно литовизироваться он начал ещё в 1920-х -- когда стал столицей Литвы, которая тогда, кстати, была по площади процентов на 15 меньше нынешней, а после 1940 года выросла благо- даря мудрой политике товарища Сталина, к которому литовцы не ис- пытывают за это, кажется, ни малейшей благодарности, хотя если бы им пришлось за ту же территорию сражаться с поляками, то жертв было бы вряд ли меньше, чем от сталинских репрессий, но главное, что она бы литовцам в конце концов всё равно не досталась. Кста- ти, первоначальная территория литовского государства получила са- мостоятельное литовское управление не в последнюю очередь благо- даря революционной деятельности товарища Ленина. В литовской Википедии (lt.wikipedia.org) Vladimiras Leninas представлен лишь статейкой на пару бумажных страниц. Таки не руган, но похвален почему-то единственно за борьбу с антисемитизмом. Ну, хотя бы не чудовище: детям почти не страшно. Надо полагать, что в глубине своих душ литовцы в целом вполне понимают, что не видать им было самостоятельности, если бы не большевики. В Каунс меньше частят туристы и эмигранты из Белоруссии, и это тоже делает его более литовским. Если на Вильню у белорусов алчно вечноположенный глаз, то на Каунас они не претендуют ни в малей- шей степени. Поляки тоже не в претензии: надо ведь хоть что-то и литовцам оставить -- старой маленькой великой нации, законсерви- ровавшейся среди лесов и озёр. Каунас примечателен в первую очередь многочисленными архитек- турными проявлениями нерусского и/или несоветского менталитета, которые чуть юго-восточнее (всего лишь 200 км) уже оказываются в большом тоскливом дефиците. В части великовозрастных храмов всяких конфессий Каунас выгля- дит весьма и весьма достойно -- несмотря на две Мировые войны и страшное советское прошлое. Здесь имеются даже действующая мечеть и действующая синагога не лишь бы какой постройки. * * * Основные достопримечательности Каунаса: - костёл Архангела Михаила; - католический кафедральный собор Cвятых Петра и Павла; - костёл Святого Георгия; - костёл Святой Гертруды; - костёл Витовта Великого; - кармелитский костёл Святого Креста; - костёл Св. Франциска Ксаверия; - костёл Воскресения Христова (белый, с высокой башней, стиль -- функционализм; есть доступ на крышу); - Пажайслисский монастырь (на северном Каунасского водохрани- лища; стиль -- барокко; в монастыре похоронен Алексей Львов (1798-1870) -- автор музыки гимна "Боже, царя храни!"); - пешеходная улица Лайсвес; - улица Вильнюсская; - президенция Антанаса Сметоны; - ратуша; - школа, в которой работал Адам Мицкевич; - дом Перкуна; - частичная реконструкция на руинах Каунасского замка; - остатки городских укреплений Каунаса; - форты (9 фортов; самый досягаемый -- VII форт; находится в пределах городской застройки); - Каунасская хоральная синагога; - еврейское кладбище; - Пятрашюнское кладбище (пантеон выдающихся людей Литвы, восточная часть города); - каунасская мечеть; - Военный музей имени Витовта Великого; - Аллея героев возле Исторического музея; - фуникулёры (действующие, два: 1931 и 1935 года постройки); - "Каунасское море"; - музей чертей; - зоопарк (открыт в 1938 году). * * * Пажайслисский монастырь, Каунасское водохранилище, Пятрашюнс- кое кладбище, а то ещё и форт номер какой-то там можно посмот- реть за одну прогулку. Ехать надо от автовокзала на 5-м троллей- бусе до конечной остановки. Она -- почти сразу за указанным кладбищем. Проезд оплачивается у водителя. В монастыре -- и монахини, и какая-то "светская" гостиница. Монастырский костёл очень даже неплох, но может быть заперт (в этом случае надо мягко, но настойчиво тыкаться в боковую дверь). Большевичьё, как могло, напортило тут, конечно, но поездка окупа- ется холмисто-лесистыми пейзажами на берегу Каунасского водохра- нилища. Пятрашюнское кладбище -- приятно-холмистое, но всё равно не зрелищное. До вильнюсского кладбища Расу ему далековато. Зарывают на нём теперь кого попало. Надгорбия великих литовцев так сразу в глаза не бросаются. Вообще, старых качественных надгробий малова- то. Ограда и ворота тоже так себе. Печать дурной советскости почти на всём, и требуется срочная радикальная эстетизация, чтобы лет через сто уже можно было притязательным людям упокаиваться здесь с чувством глубокого удовлетворения. На Пятрашюнском кладбище хватает литвизированных фамилий польс- ко-белорусского происхождения. Приводить примеры здесь не буду из суеверных соображений, но феномен меня заинтересовал. Форт номер какой-то там -- на полпути от автовокзала к монасты- рю. Хозяйственно освоен. Из троллейбуса хорошо сфотографировать его вряд ли получится, так что -- с вещами на выход, друзья. * * * Литовцы -- бывший имперский этнос, который к XIX веку настолько растерял свою пассионарность, что даже был вытеснен из городов поляками и евреями. До 1917 года литовцы преимущественно кресть- янствовали, а думали и рулили за них другие. * * * Очень литовские фамилии: Иванаускас, Баранаускас, Грибаускас, Мицкявичаус, Ладсбергис и т. п. * * * На финском языке слово "kaunis" означает "красивый". На литовс- ком (древнем) -- вроде, что-то попроще, типа грязи. Слово -- воз- можно, родственное русскому "гов...". * * * Во время Второй Мировой войны литовцы, под влиянием немцев и с их помощью, радикально деевреизировали свою страну, но до состоя- ния judenfrei довести не успели, потому что вернулись непрошенные злобные кровожадные большевики и пресекли этот геноцид. Кстати, если корректно пользоваться словами, то советской окку- пации Литвы не было, а был АНШЛЮС. Не исключительно насильствен- ный. Литва вошла в СССР как РАВНОПРАВНАЯ территория, а что каса- ется наличия людей, не совсем довольных произошедшим, то они есть всегда и везде, что бы ни делалось. СССР не ЗАНЯЛ территории Литвы, а ПРИСОЕДИНИЛ её. Большинство литовцев осталось жить на своих местах и управлялось по преиму- ществу своей, литовской администрацией. Поскольку литовцы заседа- ли в Москве и служили в Советской Армии, они, получается, были со-оккупантами самих себя, а в придачу со-оккупировали остальной СССР, пусть и помимо своей воли. * * * В старой части Каунаса, то есть, приблизительно от stotis до pilis, трудновато будет отыскать улицу, по которой я не хаживал как минимум раза три. Мой первый визит в Каунас случился ещё в суровое советское вре- мя, когда не то что посмотреть прогноз погоды в интернете, но да- же просто достать карту города было мудрено. В результате неплохо развивались 1) интуиция, 2) чувство направления, 3) зрительная память на всякие повороты улиц, 4) ноги. Из тех времён помню только, что было серо и сыро. На вокзале работал буфет, и в нём продавали дивные варёные сосиски с особо чёрным и особо вкусным каунасским хлебом. А в кинотеатре на улице Лайсвес я посмотрел отличный чёрно-белый фильм "Тридцать три несчастья" (1962) с Джеком Леммоном в главной роли. Насколько помнится, улица Лайсвес стала пешеходной ещё в совет- ское время. Сегодня чуть ли не каждый районный центр имеет свою пешеходную зону, а а тогда это было ново и впечатляло. Не удивлюсь, если окажется, что улица Лайсвес в Каунасе -- самая длинная (и самая прямая из самых длинных) пешеходная улица в Европе. Вот так-то. Ещё говорят, что именно в Каунсе появилась первая в Советском Союзе дорожка для велосипедистов, а ещё первый в Союзе стриптиз- бар и первый секс-шоп. * * * С одного взгляда на неподробную карту Вены, Кёльна, Кракова можно определить, где там у них исторический центр, то есть, куда устремляться в первую очередь. Дело в том, что вокруг нормального исторического центра города улицы располагаются приблизительно кольцами, и одно из этих колец, наиболее выраженное, -- линия бывших крепостных стен. С Каунасом это не так. Тут надо использо- вать другое правило: искать центр ближе к месту слияния двух рек. * * * Большой маленький Каунас. Город весьма растянут во все стороны -- из-за всяких парков и просто заросших склонов холмов, низин на берегах рек, а также из-за коттеджной застройки. Значительная часть зданий -- убогий хрущёвско-брежневский ширпотреб, плодящий алкоголиков и антисоветчиков. Не знаю, как теперь с антисоветчи- ками, а алкоголиков в Каунасе -- если судить по физиономиям -- немеряно. За день фланирования по задворкам всенепременно увидишь с десяток сизариков, а то и поболее. * * * Ковенская (теперь каунасская) крепость. Это помимо средневеко- вой. Таки существует -- правда, построенная с экономией на всяких кирпичных стенах. Основа её -- девять фортов на трёх берегах двух рек. Вне фортов вместо стен были реки, а где не хватало рек, там располагались валы со рвами. Благодаря такой экономии удалось растянуть указанную крепость до размеров чуть ли не самой большой в Европе. Строительство началось в 1882 г. В 1912 г. пошли на рекорд: напланировали сооружение ещё "двенадцати фортов, двух фортовых групп и девяти опорных пунктов на удалении 2-4 км от старых фортов" (Википедия), но как-то не сложилось. Каунасская крепость оказалась почти такой же полезной, как Брестская: в 1915 году она продержалась целых 10 дней, а в 1941 г. её и вовсе сдали без боя, не дожидаясь, пока каунасские литовцы перестреляют защитников в спины. (Зато постройки Ковенской крепости интенсивно использовались разными властями в качестве тюрем и мест казни: не пропадать же добру.) Для сравнения: в чистом поле под Барановичами русская армия удерживала фронт с осени 1915 г. до лета 1916 г., в чистом поле под Гомелем в 1941 году -- месяц. Ладно, Гомель не оказался перед остриём немецкого клина. Но оказавшийся там Могилёв оборонялся целых две недели. Ясное дело, что подводят не крепости, а люди. Значит, следует вкладывать средства не в кирпичи и железобетон, а прежде всего в людей. Причём делать из них надо не тупых огнеупорных вояк, а гибких сообразительных бойцов, знающих приёмы и прецеденты, дове- ряющих начальству и товарищам, принимающих миссию своей страны как собственную и заслуживающих уважения со стороны аборигенов. К сожалению, в 1941 г. в районе Каунаса под эти требования больше всего подходили... Waffen-SS. Возможно, Ковенскую крепость губило то, что она была слишком большая, со слишком слабым кольцом сплошных укреплений, а офицеры вдобавок воспитывались в суворовских идеях манёвренной войны: пуля дура, штык молодец, голова хвоста не ждёт и т. п. У сидевших в форте было впечатление, что они в нём одни-одинёшеньки, остав- ленные врагу на растерзание в его глубоком тылу, тогда как все нормальные люди давно уже где-то маневрируют на восток... В са- мом деле, когда получаются такие расстояния между фортами, какие получились в Каунасской крепости, надо прокладывать между ними железную дорогу и пускать по ней бронепоезд, иначе, если потре- буется манёвр, особно не набегаешься. Напомним себе, что Брестс- кая крепость хоть как-то оборонялась в 1941 г. только потому, что не было возможности оставить её, не сдавшись врагу заодно и са- мим, а находиться в плену -- это ведь позорно, унизительно, го- лодно и боязно, не говоря уже о сталинских репрессиях против родственников.
Каунас, ковенская крепость
Каунасская крепость. План.
* * * В межвоенный период каунасцы не знали, что им вскоре достанется ещё и Вильнюс, поэтому обустраивали Каунас как столицу государст- ва, пусть маленького и бедного, но с великим прошлым и с выходом к морю. * * * Русская культура парковых качельно-карусельных развлечений к литовцам не прилипла: ушла русская власть -- ушли и вышеупомяну- тые аттракционы. Точнее, ржавеют в парке Витовта Великого. Навер- ное, у литовцев они асоциируются с репрессиями. Правда, немножко живёт ещё тир в указаном парке: вдруг русские снова полезут? * * * Район реконструированных руин Каунасского замка не зрелищный. Ну, я понимаю, что других руин здесь не было... Почему Каунасский замок появился на том месте, где теперь топорщатся его зареставрированные ошмётки, я не знаю. В Каунасе имеются и холмы совсем недалеко от реки. Возможно, князю было видение. Впрочем, поблизости находится место слияния двух рек. Может быть, раньше они сливались ближе к замку. Может быть, князь рассчитывал, что если в одной из рек вдруг не станет воды, то он будет брать из другой. Я долго размышлял над тем, зачем был оставлен незастроенным этот обширный и отнюдь не заливной луг в месте слияния двух кау- насских речек. Наверное, чтобы осаждённые каунасяне имели возмож- ность выпасать скот и/или растить лук на огородах (для профилак- тики цинги)? Впрочем, ландшафт ведь со временем изменяется, осо- бенно вблизи рек, так что не исключено, что этот луг -- новообра- зование. * * * На берегах своих рек Каунас смотрится простовато. Десяток-дру- гой репрезентативных зданий не помешал бы. * * * Литовская молодёжь матерится по-русски. * * * Мне показалось, что дешёвый уличный общепит в Каунасе немножко недоразвит. Я рыскал по Каунасу голодным вилкасом с втянутым жи- вотасом, а поесть удавалось только в кафе. Идея: воздух, вытягиваемый из кухни хорошего ресторана, должен поступать не вверх, а вниз, в физиономии прохожим. Это будет при- влекать дополнительных клиентов. * * * Литовцы стали самими собой в несколько этапов: сначала избави- лись от поляков, потом от евреев, потом от русских. * * * VII форт в Каунасе -- такой же провал в цивилизационном конти- нууме, как и еврейское кладбище. Убогим, но труднопреодолимым забором отгорожено нечто, заросшее деревьями и пр. Литовцы здесь играют в концлагерь: башенок для часовых наставили. * * * В Каунасе я нигде не видел кваса. Похоже, в отличие от эстон- цев, литовцы считают этот напиток слишком русским. * * * Каунас -- город натуральных блондинок, ещё не осквернённый массовым заездом расово чуждого элемента с юга. * * * Коты в Каунасе степенные: ни убежать, ни мявкнуть по-зверски. Просто таращатся на тебя и пытаются понять, чего ты от них хо- чешь. Чего хочу, чего хочу... Хочу, чтоб каждая собака мои книжки читала. Чтоб каждая задрипанная лошадь головой кивала мне навстречу. Зацепиться за вечность хочу. А ещё хочу некоторые мгновения продлить (а они -- ни в какую!). * * * В Каунасе невраждебная социальная среда: спокойно заходишь в любой двор, спокойно там писаешь смотришь. Может, тебя здесь и ненавидят, но тихо, сдержанно (везде бы так!). * * * Каунасский университет Витовта Великого -- везде и нигде: кор- пуса его факультетов расположены в разных местах. Но хотя бы все в центре города. * * * Перед зданием Исторического музея располагается Аллея великих литовских полководцев. Есть даже Вечный огонь по европейской традиции. * * * Каунас -- город, в котором у путешественников нет проблем с just to piss a little: тут и там заросли на крутых холмах. * * * Каунас более менее причёсан и обустроен, показывать не стыдно. Не знаю, правда, откуда у литовцев взялись на это деньги: лысого несменяемого благодетеля у них нету, промышленность, унаследован- ная от СССР, якобы легла и не поднялась, а Евросоюз якобы доду- шивает оставшееся, чтоб конкуренции его старым членам не было. * * * По части всяких ландшафтов и старой архитектуры Минскас рядом с Каунасом даже рядом не стоял-с. Всяких крутых лесистых холмов в Каунасе больше, наверное, чем во всей Белоруссии. Надо думать, скандинавские ледники почти всю свою холмообразующую силу на Литву потратили. * * * Военный музей имени Витовта Великого. С сайта www.travelzone.lv: "История Военного музея началась в 1919 году, когда офицеры Литовской армии организовали небольшую экспозицию вооружения. Выставка продлилась две недели. Музей был открыт 16 февраля 1921 года. В его экспозицию вошли предметы и вооружение, сохранившиеся с первой мировой войны и борьбе за Независимость Литвы в 1919 году, а также образцы вооружения, изъятые из боевых частей. 28 ноября 1930 года музей был назван в честь Витаутаса (Витовта - на литовском Vytautas (1350-1430) Великого, Великого князя Литовского. В 1931-1936 годах по проекту В. Дубенецкиса для музея было построено новое здание. Музей в новом здании был открыт 16 февраля 1936 года. После вхождения Литвы в состав СССР музей был переименован в музей военной истории (25 июля 1940). Во время второй мировой войны здесь же размещался Музей красного террора. После войны музей вновь стал называться музеем военной истории, а с 1956 года - Исторический музей Каунаса. Соответственно и экспонаты отражали советскую идеологию. После 1988 года музей восстанавливает своё первоначальное значение. 29 января 1990 года музею было возвращено и его прежнее название. В современном музее собраны экспонаты отражающие историю войн Литвы, начиная с древности до сегодняшнего дня: луки, арбалеты, рыцарские доспехи и щиты, старинные литовские и шведские пушки, холодное оружие и множество другого вооружения. В музее находится коллекция военных форм зарубежных государств, документы и книги. В музее представлены документы и вещи, фотографии, повествующие о полете через Атлантический океан самолета 'Lituanicа', а также остатки разбившегося самолёта. Перед музеем выставлено несколько единиц боевой техники периода второй мировой войны. В галерее, расположенной с правой стороны музея, выставлены пушки XVI - XVIII веков." Галерея с пушечной экспозицией перед музеем сильно изгажена граффити -- побочным продуктом европеизации. * * * 21.06.2019: Понятия не имею, как бедные литовцы справляются без таких выда- ющихся благодетелей, как Лукашенко и Путин, но вот как-то справ- ляются: наверное, стиснув зубы, поддерживают друг друга из по- следних сил. Закрытые фабрики я в Каунасе видел, а мучающихся от этого литовцев -- нет. Наверное, всего лишь перестали производить ерунду, плюс экономия на "обороне" и на поддержке всяких "режи- мов", якобы дружественных, на 5-х континентах и прилегающих к ним островах (я намекаю на Кубу, если что). * * * Первая ночёвка в Каунасе была осуществлена мною в палатке -- в основном для покрытия своего имени вящей славой, а ещё потому что было жалко денег на гостиницу. В палатку я как бы особо не рвал- ся, а просто так получилось, что когда я стал на reception клян- чить комнату с окном во двор, на самом последнем этаже, последнюю в коридоре, непрокуренную, без клопов и т. д., мне признались, что вообще-то у них в ресторане всю ночь будет орать и топать пьяное быдло свадьба. Одна из "засад" при выборе отеля -- возможность справления в его ресторане собачьей свадьбы на weekend. Это особенно вероятно в 3-звёздочных отелях. В указанном отношении безопасны отельчики, не имеющие ресторанов (и соответственно вряд ли предоставляющие завтраки), но ресторан может оказаться и в соседнем с отелем здании, что тоже не совсем сахар. По причине недостаточности естественного освещения от уличного фонаря, а также из-за привычки действовать скрытно, исследование места на предмет установки палатки проводилось лишь методом заню- хивания и ощупывания, и дало ошибочный положительный результат, а весьма нежелательная субстанция была обнаружена только утром -- на днище палатки, на первичное очищение которого ушёл весь запас воды и влажных салфеток. Вывод: обследовать место предполагаемой ночной разбивки палатки надо ещё днём, при достаточном освещении.
Каунас, каунасский костёл Архангела Михаила
Огромный и внушительный костёл Архангела Михаила. Был построен в 1891-1893 годах как православный приходской храм гарнизона Ковенской крепости. Передан католикам в 1990 г.
Mykolas -- это Михаил, а не Микола (белорусский и украинский вариант имени "Николай"). Arkangelas Mykolas -- значит "Архангел Михаил", а не "Архангел Николай".
Каунас, каунасский, улица Лайсвес
Главная каунасская пешеходная улица -- Лайсвес.
Каунас, каунасский
Первая литовская президенция в Каунасе. Здесь работал первый президент Литвы Антанас Сметона (1874-1944).
Каунас, каунасский
Улица Вильнюсская в Каунасе. Самая историчная. По-средневековому кривая. Выходит на Ратушную площадь.
Каунас, каунасский собор Cвятых Петра и Павла
Каунасский кафедральный собор Cвятых Петра и Павла. Среднее между готикой и ренессансом -- типа "всё включено" (all included): снаружи святая простота, зато есть на что взглянуть внутри. Начало строительства -- около 1408 г. Основное строительство -- в середине XVII века.
Каунас, каунасский собор Cвятых Петра и Павла
Каунасский собор Cвятых Петра и Павла. Тот же угол на снимке великого С. М. Прокудина-Горского. Справа -- памятник 1812 г. (потом он... эээ.. исчез).
Наружная часть Собора Святых Петра и Павла -- местный аналог Кремлёвский стены (даже цвет кирпича совпадает): здесь погребены некоторые литовские знаменитости.
Каунас, каунасский собор Cвятых Петра и Павла, алтарь
Главный алтарь собора Cвятых Петра и Павла, 1775 г. За такой декорум не было бы стыдно даже в Риме, Париже и Вене.
Каунас, каунасский
Стильные телефонные будки в Каунасе. Правда, деревянные. В похожей будке когда-то обитал Чебурашкас и звонил из неё по телефонасу драугасу Генасу, работавшему крокодилосом в зоопаркасе.
Каунас, каунасский, ратуша
Каунасская ратуша. Начало строительства -- 1542 г.
Каунас,
Костёл Св. Франциска Ксаверия, вид сзади, с террасы отеля Daugirdas. В примыкающем к костелу здании коллегиума Адам Мицкевич в 1819-1823 годах преподавал литературу, историю и право.
Об отеле Daugirdas: хороший (единственный недостаток: 4-звёз- дочный, то есть, дороговато там). Расположен в квартале, примыка- ющем к Ратушной площади, но с тихой речной стороны. Являет собой образцовое малоэтажное сочетание старой постройки и новой пристройки.
Каунас, костёл Святого Георгия
Многострадальный костёл Святого Георгия напротив Каунасского замка. Первый вариант постройки был завершён в 1487 г. Потом случились три пожара и как минимум одно частичное разрушение во время русско-литовской войны в середине XVII в. А ещё в этих местах 45 лет большевики правили. В настоящее время костёл находится в ведении монахов-францисканцев.
Каунас,
Муляж Каунасского замка с доподлинными основаниями башни и двух стен. Первое упоминание о замке -- в документе Виганда фон Марбурга "Хроника земли Прусской" в 1361 году. Северная часть замка якобы была смыта уничтожена рекой Нярис в 30-е годы XVII века. На самом же деле, конечно, замок растащили по камню на сувениры на всякие городские постройки.
Каунас, каунасский
Как бы остатки городских укреплений Каунаса.
Каунас, каунасский
Костёл Святой Гертруды. Краснокирпичная готика. Приблизительно XV век.
Каунас, каунасский костёл Витовта Великого
Костёл Витовта Великого, он же костел Вознесения Пресвятой Девы Марии. Основан Витовтом Великим в ознаменование спасения после разгрома в битве с войсками Золотой Орды на реке Ворскле в 1399 году.
Каунас, каунасский
Костёл Витовта Великого на фото 1915 г. Надпись: "Ковно. Переход немецких войск по временному мосту через Нёман."
Каунас, каунасский
Каунасская пожарная часть.
Каунас, каунасский, пожарная часть
Каунасская пожарная часть на фотоснимке 1930-х.
Каунас, каунасский
Этот белый небоскрёбас -- на самом деле церковь. Современность в поисках собственых выразительных средств. Что ж, готика и барокко тоже когда-то смотрелись непривычно.
Каунас, каунасский
В вагончике реставрированного каунасского фуникулёра (того из двух, который поднимает с улицы Мицкявичауса на улицу Мацкявичауса).
Каунас, мечеть
Мусульманская идиллия в центре Каунаса. Мечеть татарской общины. Построена в 1930 г. по поводу 500-летия смерти князя Витовта Великого, при котором на Литве завелись собственные татары.
Каунас, каунасский VII форт
План VII форта. Годы строительства форта -- 1882-1889. Фото со стенда.
Каунас, каунасский
Верки VII форта. Из трёх арочных проходов слева средний ведёт в капонир, из которого обстреливался ров. Во время немецкой оккупации форт был задействован нацистами в "окончательном решении" известного вопроса, о чём теперь имеется памятник на валу.
Каунас, каунасская хоральная синагога
Каунасская хоральная синагога. Возведена в 1871-1872 гг. Бывает открыта лишь несколько часов в день.
Каунас, каунасский
Еврейское кладбище в Каунасе. Кое-что из немногих уцелевших надгробий.
Каунас, каунасский
Вид Каунаса со двора дома на улице Мацкявичауса.
Первое, что неприятно впечатляет при подходе к еврейскому кладбищу в Каунасе, -- неряшливо сделанный железобетонный забор. Только небольшой, напоказ расчищенный от зарослей участок этого кладбища обеспечен простенькой железной оградкой с "могендови- дами" на воротах. Большинство надгробий исчезло, зато сохранились надмогильные плиты (надгробия ставились на плиты; надписи -- на надгробиях, а не на плитах). Самое позднее захоронение, какое попалось на глаза, относится к 1952 году. Привести это кладбище в более презентабельное состояние ещё можно: поставить ограду лучшего качества, наладить освещение и дистанционное наблюдение, установить стенд с историческим экскурсом. Сложность состоит, может быть, не в том, что евреям жалко на такое денег, а в том, что у литовцев "никто не забыт, ничто не забыто", из-за чего более качественное оформление этого места будет провоцировать "акты вандализма" со стороны литовской молодёжи, ищущей себя в радикальном национализме. Теплота литовско-еврейских отношений достигла высшей точки накала к концу 1930-х. После передачи Литве Вильнюса Советским Союзом в 1939 году в этом городе тут же произошёл еврейский погром. Есть даже мнение, что так называемая советская оккупация Литвы (на самом деле, конечно, аншлюс) отсрочила "холокост" здесь на один год, но, я думаю, это -- преувеличение. Считается, что в 1941-1944 гг. в Литве были уничтожены около 95% евреев, проживавших там до войны и составлявших до 10% около населения. В 1941 году Германия захватила Литву за одну неделю, так что эвакуироваться успели только около 15 тысяч евреев (часть из них потом воевала в составе 16-й стрелковой (Литовской) дивизии). Насилие над евреями местами начиналось ЕЩЁ ДО ПРИХОДА НЕМЦЕВ. Массовое убийство евреев с первых дней оккупации проводи- лись немецкой полицией безопасности при содействии местных жите- лей и вспомогательных полицейских формирований. Многие литовцы, некоторые немцы -- и даже один японский консул -- помогали евреям спасаться от геноцида. Большинство -- с нема- лым риском для себя. В СССР тема участия литовцев в уничтожении евреев тщательно замалчивалась: чтобы лишний раз не задевать литовцев (и без того шибко глядевших "налево", в Европу) и чтобы вообще не возбуждать межнациональных трений. Любопытно, как бы относились к отложению Литвы московские еврейские "перестройщики" в 1990-1991 гг., если бы тема напряжённых еврейско-литовских отношений вдруг оказалась тогда максимально поданной -- под предлогом "гласности" и под острым соусом -- на всеобщее рассмотрение? После 1991-года имели место всякие официальные покаяния в содеянном литовцами против евреев. Литовские специалисты по местному "холокосту" частью представляют литовский антисемитизм формой антисоветизма, частью оправдываются дурным влиянием нем- цев. Некоторые, разумеется, заходятся в предельном самоистяза- тельном покаянии. Википедия (статья "Холокост в Литве"): "Количество нацистских преступников, проживающих ныне в Литве, больше, чем в любой другой стране Восточной Европы." "На фоне отсутствия преследования литовцев, причастных к геноциду евреев, литовские правоохранительные органы проводят активные следственные действия в отношении бывших советских партизан еврейского происхождения в связи с обвинениями в убийствах мирных жителей." "В Литве регулярно происходят акции вандализма в отношении памятников жертвам Холокоста - примерно 8-10 случаев в год." Сегодня евреи официально составляют 0.1% населения Литвы, то есть, в 100 раз меньшую долю, чем до Второй Мировой войны. Надо понимать, антисемитизм в современной Литве сместился из бытовой сферы в историческо-идеологическую: отыскать еврея для непосредс- твенного приложения к нему ненависти уже трудно, зато стало удоб- нее привлекать тему ужасных евреев для неофициального оправдания различных литовских эксцессов в недавнем прошлом. Я думаю, что литовцам признать "историческую правду" во всём её объёме мешает не только чувство неловкости в условиях нынешнего официозного евреелюбия в Европе, но также опасение (вряд ли без- основательное), что -- слово за слово -- дело может дойти до истребования Израилем с Литвы репараций за повреждённую и изъятую еврейскую собственность и за всё прочее, а в рамках нынешних ев- ропейских идеологических заскоков предъявить еврейству встречные претензии не получится. Кстати, для евреев, пребывающих в "рассеянии", способ кое-какой защиты от антисемитизма -- рассеиваться как можно больше. Чем меньше концентрация евреев, тем слабее "бытовая" подпитка непри- язни. Типовая реакция на отдельного редкого еврея, если он рас- познан в качестве такового, -- любопытство. Типовая реакция на группу евреев -- опасение, переходящее в неприятие и далее во вражду. То же в отношении представителей любого другого народа. Один азербайджанец на базар -- достопримечательность. Десять азербайджанцев -- нашествие. Против инстинктов особо не попрёшь, тем более в условиях, когда интеллект регулярно подвергается оглупляющему воздействию массовой культуры. * * * Из опыта посещения синагог мизантропами в мирных культурно- познавательных целях. Моя очередная попытка (июнь 2019) проникнуть в каунасскую хоральную синагогу была почти успешной, но индивид, застуканный мной на отпирании двери, затребовал платы по 3 евро с каждого члена моей боевой группы. Если совсем честно, то моя первая мысль была о том, что нацисты в своё время местами недоусердствовали. Уж у кого какие первые мысли бывают. Можете отправить меня за них в газовую камеру, но только чуть позже. В синагогу мы на этих, мягко говоря, странных условиях, разумеется, не пошли -- из гу- манных соображений: чтобы мразь не подавилась нашими трудовыми накоплениями. Из-за таких вот говнюков, как этот присинагожный фраер, срывается налаживание тёплых отношений евреев с нееврейс- кой общественностью Европы. Замечу, что я ВЕЗДЕ, кроме Будапешта, заходил в синагоги совершенно бесплатно даже без "шмайссера" и нацистского приветствия. Более того, в нашем Бобруйске меня запустили в неё ДАЖЕ В СУББОТУ (только попросили не фотографиро- вать). Вот такие евреи, как у нас в Бобруйске, -- правильные, и за них будет желание вступиться, если что. Сказал бы тот фраер, что нам НЕПЛОХО БЫ бросить по ОДНОМУ евро в специальный ящик для пожертвований на содержание синагоги, мы бы сделали это с чувст- вом глубокого удовлетворения. Будапештская синагога -- ещё ладно: она -- практически музей, да и сам я не хотел бы, чтобы там толпы случайных людей шастали (но цена билетов могла бы и там быть пониже, и нехоршее чувство во мне шевелилось и тогда). И таки да, был у меня ещё инцидент в Риме: сначала нас тщатель- но просветили на пропускнике при воротах, причём лично меня не хотели пускать аж В НАКАЗАНИЕ за то, что обнаружили в моём ава- рийном наборе складной микроножик, который до того вполне себе прошёл проверку в аэропорту (но, кстати, позже -- не на входе в путиноидский Кремль; тут напомним себе ехидно, что при царях входить на территорию Московского Кремля можно было свободно, а нонче некоторые деятели элементарно сцут, когда видят простых незнакомых трудящихся блзковато от собственных выдающихся особ). Так вот, ближе к Риму. Отстояв небольшую очередь, пройдя худо- бедно проверку на террористические наклонности и углубившись, наконец, на синагожную территорию, мы обнаружили... билетную кассу с зашкаливающей ценой на билеты (что-то в районе 11 евро, тогда как во все блистательные музеи Ватикана скопом она состав- ляла только 16). Вот тут я психонул, повернул свою банду назад и громко высказался охранникам на тему, что о всяких таких удиви- тельных вещах вообще-то должна предупреждать табличка на входе; что мы из-за свинства некоторых человечков просто потеряли дра- гоценное время и что за такие деньги дружба народов не покупается (правда, мы из мести сходили в бесплатный туалет возле кассы). Таким образом, я просто вынужден печально констатировать, что у нас проблем с евреями всё ещё хватает и что культурный диалог раз за разом срывается по вине отдельных представителей еврейской стороны, из-за чего мне приходится снова и снова внушать самому себе, что "в семье не без урода". А некоторые ещё ж сокрушаются по поводу "роста антисемитских настроений в Европе". А вы просто берите плату с людей по-божески, и не будет вам никакого антисе- митизма, пока сами не попросите. Вот лично я почему-то всегда учитываю, что по мне будут судить о ВСЕХ белорусах, и стараюсь удерживаться от мизантропских выходок, по крайней мере в ситуаци- ях, когда можно идентифицировать мою этническую принадлежность. Даже ругаюсь я на всякий случай по-немецки (всё равно ж мало кто понимает и ценит). Это ведь как с собачками: одна паскудная шавка облает тебя дол- го и противно, наскакивая и пытаясь цапнуть за твою драгоценную конечность, и вот тебе уже лезет в голову смелая мысль, что не лучше ли обходиться без собак вообще? Что, может, правильнее совсем их на фиг, всех этих Рексов, Шариков и Мухтаров, чем хотя бы иногда подвергаться нападениям в моменты отсутствия запаса камней за пазухой? И вот откуда в людях такая уверенность, что очередного "холо- коста" ни за что не случится? Или что в крайнем случае "холокост- нут" не их, а каких-то других евреев? Или что лично им вполне удастся перекантоваться в Judenpolizei или в качестве концлагер- ных "капо", а потом подделать документы и ещё лет 30-50 доить де- нацифицированную общественность, корча из себя "невинные жертвы"? А если это расчёт на глобальную катастрофу природопользования, точнее, на то, что они успеют хватануть напоследок побольше баб- ла, устроят себе убежища попросторнее, наполнят их разными вкус- няшками и потом будут смотреть через скрытые видеокамеры, как вымирают противные гойские антисемиты, то это ведь тоже глупость. * * * О предельной концентрации евреев. В пожарном деле есть понятие взрывоопасной концентрации горючего газа в воздухе. У разных га- зов она разная. Приблизительно то же с народами: могут получаться взрывоопасные концентрации одних народов в других Разумеется, со- циальная взрывучесть зависит от того, кто в ком концентрируется, а также от ситуации с едой в обществе. 10% евреев среди расово и религиозно однородного прочего насе- ления -- это гремучая смесь. Даже 7% -- это гремучая смесь. Боль- ше 15% евреев, вроде, нигде нет и не было, потому что либо соци- альный взрыв случается ещё на подходе к этой концентрации, либо евреи в предчувствии его сматывают удочки. Если судить по википедийной статье "Холокост в Литве" и по ны- нешней численности литовского еврейства, евреи на литовцев таки обиделись. * * * В Каунасе весьма эффектно обновляют хрущёвки, брежневки и пле- бейские сталинки: добавляют облицовку из чего-то там, смотрящуюся хорошо. * * * Улица Maironio в Каунасе названа в честь Майрониса. Майронис, он же Йонас Мачулис, он же Мачулис-Майронис, 1862-1932, доктор богословия с 1903 г. -- литовский поэт, драматург, теолог, като- лический священник. Главный поэт эпохи Литовского национального возрождения. На Вильнюсской (Vilniaus) улице в Каунасе распола- гается литературный музей Майрониса. * * * Lietuvos savanoriai -- литовские добровольцы 1918-1920 гг., борцы за самостоятельное литовское государство. В честь них названы проспекты в Каунасе и Вильнюсе. "Savanoris" -- доброво- лец. Спасибо самоотверженным храбрецам за то, что Литва сущест- вует. * * * С 1889 по 1902 г. в Ковно служил уездным предводителем дворянс- тва Пётр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Потом он был назначен губернатором в Гродненскую губернию. (Уездные предводители дворянства выбирались уездными дворянски- ми собраниями на 3 года, но считались государственными служащими. Содержания не получали, но имели право на пенсию. Фактически яв- лялись главами уездов. На время находжения в должности считались чинами V класса -- статскими советниками. После 3-х сроков нахож- дения в должности получали этот чин в качестве постоянного. Всего было 12 чинов, самый младший -- 12-й, право на личное дворянство приобреталось с получением чина V класса, на потомственное -- чина IV класса). * * * Jurates B&B Namai -- отельчик возле каунасского аэропорта. Ми- нималистский, но очень хороший: всё при нём, а главное, самолётов ночью из него не слышно: наверное, по ночам они летают с глушите- лями и ничего не сбрасывают на крыши домов. * * * О как бы отеле Kauno Arkivyskupijos Guest House. Что понравилось. Расположение: в 80 м от Ратушной площади. Невысокая цена. Старый антураж. Что НЕ понравилось. Расположение: в 60 м от ресторана, при котором дискотека, которая может достаточно чувствительно шуметь до 5 часов утра. У меня хоть окно было во двор, а не в сторону этого страшного заведения. Низкая культура минимального быта. Полок, крючков в номере НЕТУ. Правда, на чём-то держалось Распятие, но я не рискнул цеплять вместо него свою куртку. В санузле не на что было повесить поло- тенце, разве что себе на шею. Ладно, это бывшая келья с высотой потолка 4 м, понимаю, но ведь не в рясах же здесь спали! Я заказывал номер ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ, просил что-нибудь поти- ше. Предоставили самый шумный: за стенкой была кухня-столовая, в которой до 2 часов ночи "гудела" нетрезвая русскоязычная компания. А до того по коридору несколько часов подряд носились и орали детишки -- какие-то юные спортсмены, приехавшие на какие-то соревнования с вот этими самыми родителями, которые потом "гудели". Правда, обошлось хотя бы без ночных визитов привидений и вампи- ров, а то было бы совсем уже слишком... * * * О Margaret Apartments на улице Nemuno (Нёманской; забавно, что в Минске моя улица -- тоже Нёманская: длина реки Нёман -- 937 км, так что её хватило ещё и на Калинингрнадскую область; происхожд- ение названия реки непонятное). Расположение апартаментов прекрасное: главная историческая улица -- Виленская -- в двух шагах. Продуктовый магазин -- тоже. До большого торгового центра "Акрополис" идти пешком 20 минут. Из аэропорта ехать 29-м автобусом до остановки "улица Элоизы Ожешко". Обратно в аэропорт -- этим же автобусом с остановки, которая в 20 м от дома. С автовокзала можно ехать 5-м тролейбу- сом до этой же остановки, а на автовокзал -- с остановки "улица Элоизы Ожешко". Дом межвоенной постройки: стены толстые, потолки высокие. Апартаменты располагаются на 2-м этаже. В них две спальни, меж- ду спальнями -- зала с кухонным углом и диваном. Окна двух комнат выходят на двор. Улица не шумная, двор -- тем более. Телевизора и Wi-Fi не было. Ключ получался и возвращался при личной встрече. В выдвижной секции дивана была отломана одна ножка, так вот, это сделали не мы. Кухонные ножи были тупые, пришлось купить свой. В Каунасе воду из крана можно пить без кипячения.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Особо летувистый Каунас