Александр Бурьяк

Большой маленький Кедайняй

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Исторический городок Кедайняй в 40 минутах езды на север от Каунаса -- что-то среднее между белорусским Несвижем и белорус- скими же Поставами. Текущая через Кедайняй речка Невежис -- сонно-зловонного, мут- но-зелёного типа (ладно, без зловония, если честно). Собственно, течёт ли она вообще, лично я не заметил. В период моего пребыва- ния возле неё она оставалась в как бы неподвижности. Возможно, я застал фазу смены направления течения. И, кстати, я блистательно догадался, что город Паневежис находится на этой же самой реке, только не здесь, а в другом месте. В 1831 году на речке Невежис случился бой за кедайняйский мост -- между литовскими повстанческими войсками и русскими каратель- ными. По данному поводу на кедайняйском мосту имеется памятная шильда. Поэтому в районе кедайняйского моста мы особенно сильно старались говорить не по-русски, а по-белорусски, чтобы, если что, сначала сослаться на тяжкую долю белорусского народа, а пока литовцы будут соображать, к чему это, мы -- бочком-бочком и -- рвануть на autobusu stotis (на автовокзал, значит). * * * С XIII века речка Невежис была границей между Аукштайтией и Жемайтией (она же Самогития и Жмудь). Во время Реформации эта речка также стала границей между протестантской и католической территориями. "Аукштайтия" -- значит "верхняя" (highland), "Жемайтия" -- "нижняя" (lowland). Жемайтия ближе к морю, ниже по течению Нёмана. * * * В Кедайняе имеется еврейское кладбище (Zydu kapines), но лично я на него не попал (и попаду вряд ли). Ещё здесь сохранились две бывшие синагоги и домик резника (спе- ца по кошерному забою животных на еду). * * * По поводу улицы Басанавичюса в Кедайняе. Йонас Басанавичюс (Jonas Basanavicius, он же Иван Юрьевич Баса- нович, 1851-1927) -- литовский историк, фольклорист, публицист, общественный деятель. "Патриарх литовского национального возрож- дения" с белорусской фамилией. Улица имени Басанавичюса есть, на- верное, в каждом литовском сколько-нибудь крупном городе (это как улица Якова Свердлова в СССР или улица Теодора Герцля в Израиле). Басанавичус отучился в Московском университете. Врач. В 1884-1905 годах работал в больницах... Болгарии (в Варне и пр.). На старос- ти лет, в 1905 году, перебрался в Вильню и начал гнать там возро- жденческо-националистическую волну. Похоронен на кладбище Расу в Вильнюсе. * * * Один из великих людей Кедайняя -- Адам Фрейтаг. Адам Фрейтаг по прозвищу Торунец (1608-1650) -- немецкий мате- матик и военный инженер. Родился в Торуне, учился в Лейпцигском университете, потом во Франкфурт-на-одерском, потом в Лейденском, умер и похоронен в Кедайняе. С 1633 г. работал на Радзивиллов, потом вернулся в Торунь, где поучаствовал в строительстве тамошни укреплений, потом снова отправился к Радзивиллам в Кеданяй. Пре- подавал математику, лечил Радзивиллов, строил укрепления в Кедай- няе (только сегодня их нету, тогда как блистательные торуньские стоят и стоять будут). Издал книгу по фортификации: "Architectura militaris nova et aucta oder newe vermehrte Fortification von Re- gular-Vestungen, von Irregular-Vestungen und Aussenwercken, von Praxi offensiva und devensiva, auff die neweste niederlandische Praxin gerichte und beschreben durch Adamum Freitag der Mathema- tum Liebhaber", zu Leyden bey Bonaventura und Abraham Elzeviers, a(nn)o 1631. В Речи Посполитой эта книга была популярной. * * * Вот почему я -- сторонник бархатных революций и "холодных" войн вместо "горячих"? Да потому что хочу, чтобы все дворцы и замки сохраняли свою комплектность и только меняли своих заботливых владельцев. В данном, кедайняйском случае я имею в виду местный дворец Радзивиллов, который в категории дворцов среднего разме- ра, возможно, был самым-самым по качеству во всём Великом княжес- тве Литовском. * * * Если честно, то Кедайняй не впечатлил даже радзивилловскими гробами: в Несвиже и гробов поболее, и подземелье, где они нахо- дятся, -- таинственнее, и храм, где это подземелье, -- декориро- ваннее. А кедайняйский "горбовой" подвал и вовсе выкрашен в белое, и в нём висит люстра, какие вешаются в холлах. Чистенько, почти стерильненько. Ну, хоть бы черепа какие в качестве декору- ма... * * * Вот что не помешало бы Кедайняю: - компактность; - старые укрепления; - более насыщенная старая каменная застройка; - хотя бы десяток особо стильных зданий; - набережная.
Кедайняй
Схема исторического центра Кедайняя. Улица Басанавичюса - это та, по которой идти от автовокзала.
Кедайняй
Лютеранская церковь на улице Басанавичюса. Начало строительства - 1649 г., освящение - в 1679. Башню (не колокольню!) приделали в 1714 г. Где-то возле этой церкви похоронен Адам Фрейтаг.
Кедайняй
Православная церковь на углу улиц Басанавичюса и Диджои ("Большой").
Кедайняй
Памятная доска Адаму Фрейтагу Торуньцу - математику и военному инженеру, обитавшему в Кедайняе в 1640-1650 гг.
Кедайняй
Кедайняй на старом фото. Переснято с кедайняйского забора.
Кедайняй
Литва, которую мы потеряли. Кедайняйский дворец Радзивиллов. Стоял в теперешнем Центральном городском парке. Сохранился только пруд.
Кедайняй
Кедайняйская улица Сенойи ("Старая"). Вдалеке - башня безымянного храма евангеликов-реформаторов (каливинистов), построенного в 1631-1652 гг.
Кедайняй
Кафедра в безымянном кальвинистском храме.
Кедайняй
Чудо реформаторской мысли - двусторонние скамейки в кальвинистском храме. Спинки этих скамеек имеют два положения. Сидеть можно спиной к двери или лицом к двери в зависимости от настроения.
Кедайняй
Гробы Радзивиллов в подвале (крипте?) кальвинистского храма. Прямо по курсу - гроб Яна Радзивилла (1612-1655), виленского воеводы, Великого гетмана Великого княжества литовского. Правее - гроб его деда, Кшыштофа Радзивилла Перуна (1547-1603) - кравчего, подшачего, польного гетмана, каштеляна, подканцлера, виленского воеводы, Великого гемана, старосты ряда наслённых пунктов, а вдобавок князя Священной Римской империи германской нации.
Кедайняй
Фрагмент декорума гроба Яна Радзивилла.
Кедайняй
Народные гуляния на площади Большой рынок. Голубое в полосочку здание слева - ратуша.
Кедайняй
Модернистский скульптурный ребус на площади Большой рынок.
Кедайняй
Герб с угла какого-то дома в Кедайняе. "Родина одна".
Кедайняй
Рельеф "Сражение на мосту через реку Невежис при Кедайняе". Сражение случилось 29 марта 1831 г. между литовскими повстанцами с польскими фамилиями и русской армией. Накануне повстанцы атаковали эскадрон гусар, охранявший мост. Через мост пробиться не удалось, и повстанцы прошли по льду реки. Гусары отступили. На следующий день русские войска при поддержке артиллерии пытались взять мост обратно. Повстанцы отбили несколько атак и отступили только после того, как русские пересекли реку в другом месте и оказались у них в тылу.
Кедайняй
Кедайняйская идиллия. Слева направо: кальвинистский храм, ратуша, пешеходный мост (наследник того моста, за который сражались в 1831 г.). Спереди тинистая речка Невежис со стоячей водой.
Кедайняй
Наружно скромненький костёл Святого Георгия на "католическом" берегу речки Невежис. Построен между 1445-1460 годами. Три нефика, апсидка. На стенах, говорят, имеются ценные картины.
Кедайняй
Аккуратненькая брежневская пятиэтажка в Кедайняе, среди зелени. Таких там много. Не всё было совсем плохо и при Советах, особенно в Прибалтике. Литовцы, заставшие брежневский СССР, теперь это уже охотно признают. Незалежность тихо подменила одни проблемы другими.
Из Российско еврейской энциклопедии: "КЕДАЙНЯЙ, город (с 1588) в Каунасском у. (Литовская Республи- ка). Изв. с кон. 14 в. В 16-18 вв. - город кн-ва Жемайтия в составе Речи Посполитой. С 1795 - в составе Рос. империи. В 19 - нач. 20 в. - местечко Кейданы Ковенского у. Виленской, с 1842 - Ковенской губ. В 1918-40 - в составе Литовской Республики, в 1940-91 - ЛитССР. В 1764 в К. проживал 501 еврей, в 1816 - 868, в 1847 - 2987, в 1897 - 3733 (61%), в 1923 - 2499 (34%), в 1959 - 24, в 1970 - 23, в 1979 - 15, в 1989 - 14 евреев. Евреи жили в К. с кон. 15 в. после изгнания их из Шотландии. В нач. 16 в. в К. существовала еврейская община. В 16-17 вв. осн. занятия еврейско- го населения - разл. ремесла, ростовщичество, приз-во и продажа спиртных напитков; существовали отд. цеха евреев-ремесленников. Евреи жили в особом р-не К. (ул. Рынковая, Песмильская, Жидовс- кая, одна сторона Кривой ул.). Во время польско-шведской войны 1656-57 еврейское население страдало от погромов. В 1685 евреям принадлежало 42 дома в городе (11%). В 1698 евреи К. подвергались преследованиям. В нач. 18 в. материальное положение еврейской общины ухудшилось. 30 июля 1707 кредитор Гурский, к-рому евреи должны были неск. тысяч злотых, приказал запереть всех евреев во время субботней молитвы и запечатать синагогу. В 17 в. раввинами К. были Цви-Гирш Горвиц, Иехескель Каценельбоген (1668-1749).С нач. 18 в. в К. действовала иешива, в к-рой учился Элиягу из Вильны. В 1784 была построена синагога. С 1758 раввином К. был Мешулам-Залман Каценельбоген (?-1770), в 1770-78 - его сын Мена- хем-Нохум (?-1790), в 1780-95 - Мойше-Мордхе Каценельбоген (?- 1810).В 19 в. раввинами К. были Рефоил-Йом-Тов-Липман Гальперин, Авром-Шимон Тройб, Шлоймо-Залман-Симха Тройб. В 1884 при помощи выходцев из К., проживавших в Нью-Йорке, была открыта талмуд-тора 'Огель Мойше', назв. в честь М. Монтефиоре (в 1888 преобразована в школу). В 1884-85 из К. в Великобританию, США и Юж. Африку выехало ок. 600 евреев. Лидером палестинофильства в К. в 1880-х гг. был Шмариягу Маркель. В 1890 в К. были созданы сионистские орг-ции 'Агуда Ционит', 'Пирхей Цион', 'Бней Цион'. В кон. 19 в. начало действовать отд-ние Бунда.В 1888 в К. была организована добровольная пожарная команда, большинство членов к-рой были евреи. В кон. 1880-х гг. было построено здание для 'Бикур хой- лим'. В 1898 в К. функционировали 7 синагог. В 1899 действовали 'Кнесес орхим' и 'Гмилус хэсед'. Большинство евреев составляли огородники и ремесленники, остальные - мелкие торговцы; евреям принадлежали кожевенный и кирпичный з-ды. В 1900 в Нью-Йорке выходцами из К. было создано Кейданское землячество. В 1908 в К. действовало одноклассное еврейское уч-ще с жен. сменой, еврейское об-во взаимопомощи на случай болезни 'Линас га-Цедек', в 1912 - еврейское ссудо-сберегат. т-во. В апр. 1915 евреи были высланы из К. После окончания 1-й мир. войны две трети беженцев вернулись. С 1927 в К. действовало отд-ние ОЗЕ, при помощи к-рого содержался еврейский дет. дом. В 1931 в К. 86% мастерских и магазинов при- надлежали евреям. В 1935 ок. 50 еврейских семей занимались с. х-вом. В К. действовали отд-ния 'Объединения еврейских ремеслен- ников Литвы' и 'Объединения еврейских фермеров Литвы'. В 1935 в К. было 2 еврея-врача (из 8) и 2 дантиста (из 4). Функционировали 2 еврейских банка. Работали школа сети 'Тарбут', гимназия с пре- подаванием на иврите и школа с преподаванием на идише. Действова- ли отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. С 1924 раввином К. был Шлоймо Файнзильбер (1871-1941).В 1-й пол. 1940 в городе нахо- дилась иешива, ученики к-рой переселились в К. после занятия Мира частями РККА.После оккупации К. 24 июня 1941 частями вермахта 125 евреев были расстреляны литовцами в 8 км от города. 23 июля 1941 в 10 км от К. литовцами было расстреляно ок. 200 евреев. В кон. июля 1941 было создано гетто, в к-ром, кроме евреев К., было сконцентрировано ок. 1 тыс. евреев из окрестных нас. пунктов. 2076 евреев гетто были расстреляны 28 авг. 1941.После 1945 на месте расстрела установлен памятный знак. В сохранившихся зданиях 3 синагог разместились складские помещения. В К. род.: Г.Д.Бло- штейн, М.Л.Лилиенблюм, М.Прозер, Б.Г.Ричардс, Э.И.Ромм, К.Л.Руд- ницкий, И.П.Смильг, М.П.Шафир, Б. Шлезингер, И.-И.Эйнгорн; Довид Вольпе (р. 1908), писатель, поэт, писал на идише, с 1951 - в Йоханнесбурге; Шнеер Закш (1816-1892), историк еврейской лит-ры Средневековья; Мойше Маргалиот (?-1781, Броды, Галиция), раввин, автор коммент. к Иерусалимскому Талмуду; Арье Сариг (Сиркин) (р. 1913), с 1936 - в Э.-И., с 1948 - ген. директор Мин-ва обороны Израиля, один из основателей ин-та Вингейта; Шмуэль Шляпоборский (1882-1949, Петах-Тиква, Израиль), журналист, один из лидеров сионистского движения в Литве."

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Большой маленький Кедайняй