Исторический городок Кедайняй в 40 минутах езды на север от
Каунаса -- что-то среднее между белорусским Несвижем и белорус-
скими же Поставами.
Текущая через Кедайняй речка Невежис -- сонно-зловонного, мут-
но-зелёного типа (ладно, без зловония, если честно). Собственно,
течёт ли она вообще, лично я не заметил. В период моего пребыва-
ния возле неё она оставалась в как бы неподвижности. Возможно, я
застал фазу смены направления течения. И, кстати, я блистательно
догадался, что город Паневежис находится на этой же самой реке,
только не здесь, а в другом месте.
В 1831 году на речке Невежис случился бой за кедайняйский мост
-- между литовскими повстанческими войсками и русскими каратель-
ными. По данному поводу на кедайняйском мосту имеется памятная
шильда. Поэтому в районе кедайняйского моста мы особенно сильно
старались говорить не по-русски, а по-белорусски, чтобы, если
что, сначала сослаться на тяжкую долю белорусского народа, а пока
литовцы будут соображать, к чему это, мы -- бочком-бочком и --
рвануть на autobusu stotis (на автовокзал, значит).
* * *
С XIII века речка Невежис была границей между Аукштайтией и
Жемайтией (она же Самогития и Жмудь). Во время Реформации эта
речка также стала границей между протестантской и католической
территориями.
"Аукштайтия" -- значит "верхняя" (highland), "Жемайтия" --
"нижняя" (lowland). Жемайтия ближе к морю, ниже по течению
Нёмана.
* * *
В Кедайняе имеется еврейское кладбище (Zydu kapines), но лично
я на него не попал (и попаду вряд ли).
Ещё здесь сохранились две бывшие синагоги и домик резника (спе-
ца по кошерному забою животных на еду).
* * *
По поводу улицы Басанавичюса в Кедайняе.
Йонас Басанавичюс (Jonas Basanavicius, он же Иван Юрьевич Баса-
нович, 1851-1927) -- литовский историк, фольклорист, публицист,
общественный деятель. "Патриарх литовского национального возрож-
дения" с белорусской фамилией. Улица имени Басанавичюса есть, на-
верное, в каждом литовском сколько-нибудь крупном городе (это как
улица Якова Свердлова в СССР или улица Теодора Герцля в Израиле).
Басанавичус отучился в Московском университете. Врач. В 1884-1905
годах работал в больницах... Болгарии (в Варне и пр.). На старос-
ти лет, в 1905 году, перебрался в Вильню и начал гнать там возро-
жденческо-националистическую волну. Похоронен на кладбище Расу в
Вильнюсе.
* * *
Один из великих людей Кедайняя -- Адам Фрейтаг.
Адам Фрейтаг по прозвищу Торунец (1608-1650) -- немецкий мате-
матик и военный инженер. Родился в Торуне, учился в Лейпцигском
университете, потом во Франкфурт-на-одерском, потом в Лейденском,
умер и похоронен в Кедайняе. С 1633 г. работал на Радзивиллов,
потом вернулся в Торунь, где поучаствовал в строительстве тамошни
укреплений, потом снова отправился к Радзивиллам в Кеданяй. Пре-
подавал математику, лечил Радзивиллов, строил укрепления в Кедай-
няе (только сегодня их нету, тогда как блистательные торуньские
стоят и стоять будут). Издал книгу по фортификации: "Architectura
militaris nova et aucta oder newe vermehrte Fortification von Re-
gular-Vestungen, von Irregular-Vestungen und Aussenwercken, von
Praxi offensiva und devensiva, auff die neweste niederlandische
Praxin gerichte und beschreben durch Adamum Freitag der Mathema-
tum Liebhaber", zu Leyden bey Bonaventura und Abraham Elzeviers,
a(nn)o 1631. В Речи Посполитой эта книга была популярной.
* * *
Вот почему я -- сторонник бархатных революций и "холодных" войн
вместо "горячих"? Да потому что хочу, чтобы все дворцы и замки
сохраняли свою комплектность и только меняли своих заботливых
владельцев. В данном, кедайняйском случае я имею в виду местный
дворец Радзивиллов, который в категории дворцов среднего разме-
ра, возможно, был самым-самым по качеству во всём Великом княжес-
тве Литовском.
* * *
Если честно, то Кедайняй не впечатлил даже радзивилловскими
гробами: в Несвиже и гробов поболее, и подземелье, где они нахо-
дятся, -- таинственнее, и храм, где это подземелье, -- декориро-
ваннее. А кедайняйский "горбовой" подвал и вовсе выкрашен в
белое, и в нём висит люстра, какие вешаются в холлах. Чистенько,
почти стерильненько. Ну, хоть бы черепа какие в качестве декору-
ма...
* * *
Вот что не помешало бы Кедайняю:
- компактность;
- старые укрепления;
- более насыщенная старая каменная застройка;
- хотя бы десяток особо стильных зданий;
- набережная.
Схема исторического центра Кедайняя.
Улица Басанавичюса - это та, по которой идти от автовокзала.
Лютеранская церковь на улице Басанавичюса. Начало строительства -
1649 г., освящение - в 1679. Башню (не колокольню!) приделали
в 1714 г. Где-то возле этой церкви похоронен Адам Фрейтаг.
Православная церковь на углу улиц Басанавичюса и Диджои ("Большой").
Памятная доска Адаму Фрейтагу Торуньцу -
математику и военному инженеру,
обитавшему в Кедайняе в 1640-1650 гг.
Кедайняй на старом фото.
Переснято с кедайняйского забора.
Литва, которую мы потеряли. Кедайняйский дворец Радзивиллов.
Стоял в теперешнем Центральном городском парке.
Сохранился только пруд.
Кедайняйская улица Сенойи ("Старая"). Вдалеке - башня
безымянного храма евангеликов-реформаторов (каливинистов),
построенного в 1631-1652 гг.
Кафедра в безымянном кальвинистском храме.
Чудо реформаторской мысли - двусторонние скамейки в кальвинистском храме.
Спинки этих скамеек имеют два положения. Сидеть можно спиной к двери
или лицом к двери в зависимости от настроения.
Гробы Радзивиллов в подвале (крипте?) кальвинистского храма.
Прямо по курсу - гроб Яна Радзивилла (1612-1655), виленского воеводы,
Великого гетмана Великого княжества литовского. Правее - гроб
его деда, Кшыштофа Радзивилла Перуна (1547-1603) - кравчего,
подшачего, польного гетмана, каштеляна, подканцлера, виленского
воеводы, Великого гемана, старосты ряда наслённых пунктов,
а вдобавок князя Священной Римской империи германской нации.
Фрагмент декорума гроба Яна Радзивилла.
Народные гуляния на площади Большой рынок.
Голубое в полосочку здание слева - ратуша.
Модернистский скульптурный ребус на площади Большой рынок.
Герб с угла какого-то дома в Кедайняе.
"Родина одна".
Рельеф "Сражение на мосту через реку Невежис при Кедайняе".
Сражение случилось 29 марта 1831 г. между литовскими повстанцами
с польскими фамилиями и русской армией. Накануне повстанцы
атаковали эскадрон гусар, охранявший мост. Через мост пробиться
не удалось, и повстанцы прошли по льду реки. Гусары отступили. На
следующий день русские войска при поддержке артиллерии пытались
взять мост обратно. Повстанцы отбили несколько атак и отступили
только после того, как русские пересекли реку в другом месте и
оказались у них в тылу.
Кедайняйская идиллия. Слева направо: кальвинистский храм,
ратуша, пешеходный мост (наследник того моста, за который
сражались в 1831 г.). Спереди тинистая речка Невежис
со стоячей водой.
Наружно скромненький костёл Святого Георгия на "католическом"
берегу речки Невежис. Построен между 1445-1460 годами.
Три нефика, апсидка. На стенах, говорят, имеются ценные
картины.
Аккуратненькая брежневская пятиэтажка в Кедайняе,
среди зелени. Таких там много. Не всё было совсем плохо
и при Советах, особенно в Прибалтике. Литовцы, заставшие
брежневский СССР, теперь это уже охотно признают.
Незалежность тихо подменила одни проблемы другими.
Из Российско еврейской энциклопедии:
"КЕДАЙНЯЙ, город (с 1588) в Каунасском у. (Литовская Республи-
ка). Изв. с кон. 14 в. В 16-18 вв. - город кн-ва Жемайтия в
составе Речи Посполитой. С 1795 - в составе Рос. империи. В 19 -
нач. 20 в. - местечко Кейданы Ковенского у. Виленской, с 1842 -
Ковенской губ. В 1918-40 - в составе Литовской Республики, в
1940-91 - ЛитССР. В 1764 в К. проживал 501 еврей, в 1816 - 868, в
1847 - 2987, в 1897 - 3733 (61%), в 1923 - 2499 (34%), в 1959 -
24, в 1970 - 23, в 1979 - 15, в 1989 - 14 евреев. Евреи жили в К.
с кон. 15 в. после изгнания их из Шотландии. В нач. 16 в. в К.
существовала еврейская община. В 16-17 вв. осн. занятия еврейско-
го населения - разл. ремесла, ростовщичество, приз-во и продажа
спиртных напитков; существовали отд. цеха евреев-ремесленников.
Евреи жили в особом р-не К. (ул. Рынковая, Песмильская, Жидовс-
кая, одна сторона Кривой ул.). Во время польско-шведской войны
1656-57 еврейское население страдало от погромов. В 1685 евреям
принадлежало 42 дома в городе (11%). В 1698 евреи К. подвергались
преследованиям. В нач. 18 в. материальное положение еврейской
общины ухудшилось. 30 июля 1707 кредитор Гурский, к-рому евреи
должны были неск. тысяч злотых, приказал запереть всех евреев во
время субботней молитвы и запечатать синагогу. В 17 в. раввинами
К. были Цви-Гирш Горвиц, Иехескель Каценельбоген (1668-1749).С
нач. 18 в. в К. действовала иешива, в к-рой учился Элиягу из
Вильны. В 1784 была построена синагога. С 1758 раввином К. был
Мешулам-Залман Каценельбоген (?-1770), в 1770-78 - его сын Мена-
хем-Нохум (?-1790), в 1780-95 - Мойше-Мордхе Каценельбоген (?-
1810).В 19 в. раввинами К. были Рефоил-Йом-Тов-Липман Гальперин,
Авром-Шимон Тройб, Шлоймо-Залман-Симха Тройб. В 1884 при помощи
выходцев из К., проживавших в Нью-Йорке, была открыта талмуд-тора
'Огель Мойше', назв. в честь М. Монтефиоре (в 1888 преобразована
в школу). В 1884-85 из К. в Великобританию, США и Юж. Африку
выехало ок. 600 евреев. Лидером палестинофильства в К. в 1880-х
гг. был Шмариягу Маркель. В 1890 в К. были созданы сионистские
орг-ции 'Агуда Ционит', 'Пирхей Цион', 'Бней Цион'. В кон. 19 в.
начало действовать отд-ние Бунда.В 1888 в К. была организована
добровольная пожарная команда, большинство членов к-рой были
евреи. В кон. 1880-х гг. было построено здание для 'Бикур хой-
лим'. В 1898 в К. функционировали 7 синагог. В 1899 действовали
'Кнесес орхим' и 'Гмилус хэсед'. Большинство евреев составляли
огородники и ремесленники, остальные - мелкие торговцы; евреям
принадлежали кожевенный и кирпичный з-ды. В 1900 в Нью-Йорке
выходцами из К. было создано Кейданское землячество. В 1908 в К.
действовало одноклассное еврейское уч-ще с жен. сменой, еврейское
об-во взаимопомощи на случай болезни 'Линас га-Цедек', в 1912 -
еврейское ссудо-сберегат. т-во. В апр. 1915 евреи были высланы из
К. После окончания 1-й мир. войны две трети беженцев вернулись. С
1927 в К. действовало отд-ние ОЗЕ, при помощи к-рого содержался
еврейский дет. дом. В 1931 в К. 86% мастерских и магазинов при-
надлежали евреям. В 1935 ок. 50 еврейских семей занимались с.
х-вом. В К. действовали отд-ния 'Объединения еврейских ремеслен-
ников Литвы' и 'Объединения еврейских фермеров Литвы'. В 1935 в
К. было 2 еврея-врача (из 8) и 2 дантиста (из 4). Функционировали
2 еврейских банка. Работали школа сети 'Тарбут', гимназия с пре-
подаванием на иврите и школа с преподаванием на идише. Действова-
ли отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. С 1924 раввином К.
был Шлоймо Файнзильбер (1871-1941).В 1-й пол. 1940 в городе нахо-
дилась иешива, ученики к-рой переселились в К. после занятия Мира
частями РККА.После оккупации К. 24 июня 1941 частями вермахта 125
евреев были расстреляны литовцами в 8 км от города. 23 июля 1941
в 10 км от К. литовцами было расстреляно ок. 200 евреев. В кон.
июля 1941 было создано гетто, в к-ром, кроме евреев К., было
сконцентрировано ок. 1 тыс. евреев из окрестных нас. пунктов.
2076 евреев гетто были расстреляны 28 авг. 1941.После 1945 на
месте расстрела установлен памятный знак. В сохранившихся зданиях
3 синагог разместились складские помещения. В К. род.: Г.Д.Бло-
штейн, М.Л.Лилиенблюм, М.Прозер, Б.Г.Ричардс, Э.И.Ромм, К.Л.Руд-
ницкий, И.П.Смильг, М.П.Шафир, Б. Шлезингер, И.-И.Эйнгорн; Довид
Вольпе (р. 1908), писатель, поэт, писал на идише, с 1951 - в
Йоханнесбурге; Шнеер Закш (1816-1892), историк еврейской лит-ры
Средневековья; Мойше Маргалиот (?-1781, Броды, Галиция), раввин,
автор коммент. к Иерусалимскому Талмуду; Арье Сариг (Сиркин) (р.
1913), с 1936 - в Э.-И., с 1948 - ген. директор Мин-ва обороны
Израиля, один из основателей ин-та Вингейта; Шмуэль Шляпоборский
(1882-1949, Петах-Тиква, Израиль), журналист, один из лидеров
сионистского движения в Литве."
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Большой маленький Кедайняй