В Литве чувствуешь себя припавшим к арийским истокам. Недовы-
топтанная Старая Европа, недопедерасченное население. Очарова-
тельное древнее окончание "s" существительных мужского рода в
именительном падеже. Практическое отсутствие негров и китайцев.
Мало людей, много природы. Чистота, порядок, экзотика, вкус, уют,
белобрысость, вежливость, культура.
Вот так литовцы обеспечивали сохранность своего
архаического языка: переводили на него всё самое
интересное, что было в мировой классике.
Фото с прилавка букиниста на улице Лайсвес, Каунас.
Какими себя видят литовцы в глубоком
историческом разрезе. Текст: "Фестиваль древних
балтских ремёсел и приёмов ведения войны.
В память о великом прусском восстании 1260 года."
Восстание, между прочим, против немцев было, а не
против русских. Но литовцам чихать на все стороны.
Знак вечной дружбы литовского и украинского народов
против народов русского и польского. Памятная доска на одном
из домов на улице Лайсвес в Каунасе. Евгений Коновалец,
создатель Организации украинских националистов (ОУН),
был убит в Роттердаме офицером НКВД Павлом Судоплатовым.
Президент Сметона (по-литовски всё же Смятона) с семейством.
Фото со стенда возле каунасской президенции.
Литовцы встречают немецких освободителей в Каунасе 27.06.1941.
Почему-то забыто отъятие немцами Клайпедского края 23 марта 1939 г.
Фото с плаката возле каунасской президенции.
Памятник Витовту Великому на улице Лайсвес в Каунасе,
установленный в 1930 году по поводу 500-летия со дня смерти героя.
По четырём углам постамента горбятся верные сквайры Витовта,
что-то там символизируя.
Как воспринимают себя литовцы. Скульптурная группа
на фронтоне здания Национального банка в Каунасе.
Аллея героев Литвы и Вечный огонь. Героям слава!
Каунас, площадь Виенубес возле Военного музея имени Витовта Великого.
Что сколько стоит в сегодняшней Литве. Обратим внимание, что Ленино
орденас ценится почти в три раза выше, чем Гедимино орденас.
Литовский бестселлер: книга Пятраса Станкяраса
"Проигранная борьба Адольфа Гитлера"
(Petras Stankeras "Pralaimeta Adolfo Hitlerio kova"),
отрицающая "холокост" и т. п.
Заповедник "ревизионизмаса", однако-с.
Сфотогорафировано в книжном магазине на улице Лайсвес в Каунасе.
Как в Литве соединяют старое и новое. Торговый центр Акрополис
забрал под свою дружественную крышу несколько обветшалых кипричных домиков
и дал им вторую жизнь. А потом, верю, и третья жизнь подойдёт.
Скромненький литовский межвоенный функционализм. Смотрим, постигаем.
Если судить по архитектуре, самостоятельность Литве в Межвоенье очень
даже пошла: оказавшись без опёки братского русского народа, литовцы
особо не страдали, а со вкусом обустраивали свою жизнь.
* * *
Я в детстве был прилежным мальчиком, история была одним из моих
любимейших школьных предметов (я даже почитывал по ней дополните-
льную литературку, впрочем, как и по много чему ещё), но у меня
как-то не отразилось в памяти существование Великого княжества
литовского, и я ОТКРЫЛ для себя Гедиминаса, Витаутаса, Кястутиса
и пр., когда, уже будучи студентом, приехал в Вильнюс и сходил в
виленский замок, в котором был (и есть) небольшой музей. В совет-
ском школьном курсе истории весьма крупный и важный для Белорус-
сии кусок её прошлого на диво успешно замалчивался, но за эту
ложь Советскому Союзу пришлось расплатиться в начале 1990-х.
* * *
По-моему, литовцы бросились копировать у Запада всё подряд. И,
наверное, единственное, в чём они не воспоследовали Западу, --
нежное отношение к чернявым искателям счастья в чужих благополуч-
ных землях: чернявых на Литве не любят.
Литовцев очень тянет европеиться. Это видно по физиономиям, по
манере одеваться, строиться, декорироваться и т. п. Это было за-
метно даже во времена СССР, а теперь -- тем более. Тяга к Европе
работает на бездумно-обезьяньем уровне (ладно, на подсознатель-
ном). И что из того? Маленькой нации переться по жизни совсем уж
самостоятельно -- дело, наверное, непосильное. Значит, надо вма-
заться в какое-то большое "культурное пространство", а выбор пока
невелик: либо Русь с её дураками, дорогами, "воруют" и латентным
сталинизмом, либо Европа с её неграми, педерастами, нацистофобами
и "современным искусством". Разумеется, ещё существуют миры му-
сульманский, буддистский, индуистский, китайский и т. п., но с
ними овчина пока не стоит выделки. Поэтому справедливость требует
снисходительного отношения к тому, что литовцы тяготеют к Европе
сознательно, подсознательно, физически, экономически и т. д. Если
бы Белоруссия громыхнула пассионарным взрывом и предложила миру
новый образ жизни и новую идеологию, то литовцы бы, может, потя-
нулись к Белоруссии (чтобы не заставлять себя любить педерастов,
чернявых иммигрантов и пр.), но с Белоруссией случилось несчас-
тье: на пути в светлое будущее она ввалилась в политическую яму
со скользкими стенами и теперь плюхается в ней, постепенно теряя
потенциал развития.
* * *
Литовская еда и большая политика. Ладно, просто о литовской
еде. Тема большая, охвачу только то, что проверял самолично.
Суповой концентрат со вкусом, близким к божественному:
"Rugtyniu sriuba su rūkyta onine"
(на самом деле всего лишь "щавелевый суп с копчёным беконом")
Кедайняйского консервного завода. Варить или разогревать -- не
обязательно: можно предаваться потреблятству сразу с тем, что
есть в стеклянной банке. А можно, конечно, сначала выкладывать на
тарелку красивой кучкой, украшать свежей зеленью и только потом
набрасываться. В состоянии супа мне это пробовать ещё не доводи-
лось: во-первых, не хватало терпения, во-вторых, был страх, что
моя впечатлительная психика не выдержит.
Laia -- продукт литовского гения: лососёвая паста для намазы-
вания на хлебас или батонас. Лучше не пробовать, иначе захочется
предать многострадальную Родину и записаться с концами в литовцы.
Когда запах этого лашиша ударяет в голову, мысли начинают путать-
ся: человек ест, чтобы жить, или живёт, чтобы есть?!
Литовская сильнокопчёная грудинка. Рядом с нею забываешь о
светлых идеях вегетарианства и много о чём ещё. Я не знаю, как
вербовали в своё время в Русскую Освободительную Армию генерала
Власова (РОА), а я вербовал бы так: перед строем голодных пленных
красноармейцев -- горка этой грудинки, и чтобы запах от неё на
строй шёл. (Я не кощунствую, а всего лишь делаю жёсткие практиче-
ские выводы: a la guerre comme a la guerre, мало ли кого и куда
ещё придётся вербовать.)
Литовская раскоряченная скумбрия, горячо копчёная с морковкой и
специями -- ещё большее чудо. Она -- против особо стойких. И для
награждения особо отличившихся. То-то сталинисты так ненавидели
литовскую свободу. На месте Путина я бы к этой скумбрии подходил
как к психотропному оружию и требовал её запрещения, пока она не
пошла в дело в указанном качестве. В самом деле, чем он будет от-
биваться, если что? Пельменями, что ли? А, расстегаями, наверное.
Шутки шутками, а самая правильная форма войны -- это состязание
образов жизни. Кстати, к концу 1980-х СССР проиграл именно такую
войну. При том, что кухня у американцев никакая, а пепси-кола --
не вкуснее коммунистического напитка "Байкал".
Лично я воевал бы кухнями: общедоступной супер-едой. Путь к
сердцам мужчин лежит сами знаете через что. Да и женщины, как
правило, поесть не дуры. Людей надо ПРИКАРМЛИВАТЬ, как и живот-
ных. Родину, которая отлично кормит, нет смысла предавать. Я имею
в виду не наличие национальных рецептов вкусной еды в принципе и
не подачу этой еды в дорогих ресторанах, а реальную повседневную
доступность её для 95% жителей. Правда, обострятся проблемы
1) иммиграции, 2) ожирения...
* * *
(Навеяно Вильнюсом, но частью справедливо уже, к сожалению, и в
отношении Минска.)
Вы оказались уж точно в Европе, если:
1. Часть исторических объектов, ради фоторгафирования которых вы
приехали в город, изуродована реставрационными "лесами" или
загорожена заборами, как будто невозможно починять сооружения
ПООЧЕРЁДНО -- по-одному и быстро. (Есть подозрение, что таким
образом создают видимость большой трудовой активности.)
2. На ратушной площади почти постоянно установлены временные
павильоны, заслоняющие как раз то, что вы хотели бы сфотогра-
фировать.
3. Возле крепостной стены, которую вы тоже хотите сфотографиро-
вать в состоянии, как можно более близком к когдатошнему,
устроена теннисная площадка с высоким сетчатым забором, но на
ней никого нет.
4. Унитаз в отеле сделан так, что если вы разместитесь на нём по
центру, то есть, самым напрашивающимся образом, то исходящее
из вас будет плюхаться в воду и обдавать вас снизу нечистыми
каплями.
5. В ванной комнате не хватает крючков для полотенец и одежды, и
вдобавок приходится напрягать техническую мысль, чтобы опреде-
лить, где развесить на просушку выстиранные носки.
6. На рекламных плакатах -- щетинистые небитые мордочки расово
нечистых хлыщей, у которых каждый день -- праздник потреблят-
ства и изобилия на пороге глобальной катастрофы природополь-
зования.
7. На улицах время от времени попадается под ноги на глаза какая-
нибудь дегенератская скульптурка, напоминающая то или иное
непотребство: кучу дерьма, катастрофу тела, что-то перекорё-
женное и т. п.
8. Эпизодически мозолят глаз парочки нежно трущихся друг о дружку
мужчинок или нежно трущихся подруга о подружку девиц.
9. В общественных местах дрыщики с едва отросшими гениталиями без
стеснения лапают своих мочалок девиц и как-будто не могут от
них оторваться без посторонней помощи, так что даже хочется
подсобить им пинками под зад.
10. Мало симпатичных здоровых лиц с неглупым спокойным выражением.
Много татуированных, пирсингованных, вычурно оволосаченных,
абсурдно одетых -- манифестирующих пылкую приверженность псев-
доценностям дергадирующей современности.
11. Расхожий мужской типажик: щетинистый или бородатистый очкарик
с чем-нибудь, воткнутым в мочку уха.
12. В молодёжной сворке из 5-10 человек почти наверняка хотя бы
один -- с существенно чуждыми расовыми признаками -- но
держится уже как СВОЙ.
13. У очень многих на улице уши заткнуты наушниками от плейеров,
поскольку элои абсолютно уверены, что НЕ МОЖЕТ возникнуть си-
туация, в которой кто-то крикнет им в последний момент
"Берегись!" (или, наоборот, "Помогите!").
14. Одну и ту же сумку плюхают сначала на загаженный собачками
и заплёванный бомжами тротуар, потом -- на кресло в общест-
венном транспорте, на которое, возможно, вы хотели бы сесть в
относительно чистых штанах.
* * *
В литовском языке нет полумягкого "л" или, скажем, "шь" вместо
"ш". Фонетически литовский очень близок к русскому (разве что "ж"
и "с" чаще звучат), поэтому если речь неразборчивая, то можно даже
спутать.
Подозреваю, что грамматический средний род возник из глубоких
древних сомнений по поводу того, к какому началу отнести
некоторые вещи: к мужскому или к женскому. Если это так, то у
литовцев по данной части давно уже нет ни малейших сомнений --
как и среднего рода в их языке: только мужской и женский.
* * *
Карманный литовско-русский словарь первоочередных слов и
крепких выражений:
auros -- рассвет
balsas -- голос
bėgti [бекти] -- бежать
baldai -- мебель
bet -- но (ср. англ.: but)
dabar -- в настоящее время
darbas -- работа
dėti [дети] -- класть (ср. рус.: деть, девать)
draudimas -- страхование
eiti [эити] -- идти
galima -- может
i -- от (ср.: из)
isami -- подробности
jei -- если
kada -- когда
kelio -- дорога (ср.: колея)
keitimas -- обмен (валюты и пр.)
kilimas -- ковёр
kirpykla -- парикмахерская
kryptis -- направление (а не крипта)
mokykla -- школа
neti [нешти] -- нести
nori -- хочет
oro uostas -- аэропорт
parduodama -- продаётся
pardavimas -- распродажа (sales)
paslaugos -- услуги
priemimas -- приём (платежей и пр.)
ratas [раатас] -- колесо (ср.: ротор)
ritas -- обряд (ср. англ: rite)
saldus -- сладкий
sodas -- сад
eima -- семья
irdis -- сердце
stumti -- "толкать" (от себя): надпись на двери
tapetai -- обои
tarptautinis -- международный
tarptautinis oro uostas -- международный аэропорт
taryba -- совет
tiesa -- правда
tiltas -- мост
traukti -- "тянуть" (на себя): надпись на двери
tvarka -- порядок
valda -- владение
vanduo -- вода
vieoju -- общественный
vilkti -- носить (ср.: волочь)
Анекдоты о литовцах
(Без малейшего желания обидеть. Всего лишь материал к теме, как
русскоязычные в Лиетуве видят литовцев и/или как преодолевают
своё чувство гражданской неполноценности. И, наверное, чуть-чуть
к теме, как братья-литовцы иронизируют по собственному поводу.)
Начало 1990-х, отделение Литвы от СССР. Хутор, дом. Выходит на
крыльцо хозяйка с миской костей и зовёт собаку:
- Шарик, Шарик!
Молчание.
- Тьфу... Шарикас, Шарикас!
- Гавс!
(На самом деле по-литовски собаки лают "au-au!", а "Шарикас"
должен быть в звательном падеже: "Шарику".)
Едет мужик на машине, смотрит: жёлтый человечек стоит. Подъезжает
к нему и спрашивает:
- Ты кто?
- Я жёлтый пидор с жёлтой планеты!
Едет дальше. Видит красного человечка, подъезжает и спрашивает:
- Ты кто?
- Я красный пидор с красной планеты!
Едет дальше, видит зелёного человечка, подъезжает и говорит:
- А я знаю, кто ты! Ты -- зелёный пидор с зелёной планеты!
- Labas vakaras! Lietuvos kelių policija! [Добрый вечер!
Литовская дорожная полиция!]
(В связи с крымскими событиями 2014 года предложили другой
вариант окончания:
- А я знаю, кто ты! Ты -- зелёный пидор с зелёной планеты!
- Отойди за поребрик, мля! Мы вежливые люди и пришли спасать
русскоязычное население!)
Приходит мужик к доктору и говорит:
- Сделайте меня американцем!
Доктор отвечает:
- Ладно, только для этого нам придётся удалить половину мозга.
- Я согласен!
Прошла операция, доктор подходит к пациенту и говорит:
- Извините, мы вам по ошибке удалили не половину мозга, а мозг
целиком.
- Nieko, nieko, man ir taip gerai! [Ничего, ничего, мне и так хорошо!]
В автобусе литовец хочет выйти на остановке и спрашивает впереди
стоящего русского:
- Юс ишлипситя? [Вы выходите?]
На что русский отвечает:
- Неа, я только что влип!
Бог, разозлившись на литовцев, положил четверых в мешок и
отколотил палкой. Потом бросил мешок на дорогу.
Из этого мешка выскочил первый, и только пыль столбом: убежал.
Это представитель верхней части Литвы -- аукштайтиец. Они --
такие: сами по себе, не очень дружат с соседями и в компании
особенно не лезут.
Выходит второй, крутится вокруг мешка, бока помятые чешет, но
не убегает. Бог спрашивает: "А ты почему не убегаешь?". Тот отве-
чает: "Жду, пока другие мои друзья вылезут, и мы пойдем вместе и
отметим свое горе в корчме". Это дзукиец.
Третий литовец вылез, оглядываясь, взялся за край мешка.
Бог спрашивает: "Ты чего за мешок держишься?". Тот отвечает:
"Когда последний вылезет, я мешок заберу". Это сувалькиец. Они,
как габровцы, -- прижимистые, бережливые, ну и в результате --
самые богатые.
А четвертый все не вылезает. Бог говорит: "Ты чего там сидишь?".
"Э-э-э, -- отвечает, -- кто меня сюда засунул, тот пусть и
достает". Это жемайтиец. Он такой упрямый, медлительный, но если
уж выбрал направление, то со своего пути не свернет.
О границах Литовской республики
Я как-то заявил публично, что почти ВСЕ современные межгосу-
дарственные границы -- результаты войн между соответствующими
государствами. Не помню, добавлял ли я уточнение, что эти ре-
зультаты могут быть не прямые, а косвенные. Вот, добавляю тут,
если что.
Мой литовский приятель-историк Гаштольдас живо откликнулся и
уточнил, что есть на свете как минимум одно государство, границы
которого не были им же установлены по преимуществу непосредствен-
ным военным путём. Это дивное государство -- современная Литва.
Вот что мне Гаштольдас поведал (в интернете он использует специ-
фический стиль, который я был вынужден сохранить [как артефакт],
иначе это был бы уже не Гаштольдас, а он мне дорог такой, какой
есть):
"Современная граница ЛР с Польшей фактич. возникла (на основе
так наз. 'линии Керзона' от декабря 1919 г.) в начале октября
1920 г. вследствие дипломатических договорённостей между ЛР и
Польшей, совр. граница ЛР с Латвией -- в 1921 г. вследствие
дипломатических договорённостей между ЛР и Латвией, современная
граница ЛР с Калининградским сектором, т. е. сев. частью бывшей
Герм. провинции Восточная Пруссия -- в 1928 г. вследствие дип.
договорённостей между ЛР и той же Германией, совр. граница ЛР с
Беларусью -- в октябре--ноябре 1940 г. вследствие переговоров
между делегациями Лит.ССР и БССР."
А за Виленский край Литва и Польша между собой разве не воева-
ли?
"Ну так ясно же, че воевали (особенно люто -- с конца августа
1920 по конец ноября того же года), и не тока за 'Виленский край'
/в широком см. понятия/, но также за 'Сувалкский край'); притом и
Л., и П. воевали за право владеть ВСЕЙ территорией бывшей Сувалк-
ской губ. Росс. империи. :)"
"Но я, уважаемый Александрас Владимировичус, хотел о другом
сказать. Пытался донести до вашего сведения один малоизвестный
широкой общественности факт: СОВРЕМЕННАЯ лит-пол ГРАНИЦА в
1919/1920/1923 гг. ('юридически' -- лишь в феврале-марте 1923-го
-- долго рассказывать) поэтапно /да-да, именно так/ возникла,
как это ни парадоксально, не в результате очередного устаканива-
ния военных действий между п. и лит. армиями, а вследствие фран-
ко-британского посредничества между двумя конфликтующими 'братс-
кими' народами //кста, тема лит.-пол. отношений в 1918-1944 моим
коньком явл. уже с позднего детства, а историю модерновой Литвы
ваш п. слуга штудировал аж в двух университетах, -- эт если не
брать во внимание мои довольно продолжительные самост. ист. ис-
следования//.
И я не о всей межвоенной лит-пол границе тут глаголю, а тока о
коротенькой СОВРЕМЕННОЙ лит-пол ГРАНИЦЕ //= пресловутом 'Сувалкс-
ком коридоре'//, являющейся лишь остатком ТОЙ границы и делящей
территорию бывшей Сувалкской губ. на лит. и польскую части...
Впервые ее (как типа 'временную линию размежевания' между еще не
воюющими, но уже нервно косящимися друг на друга П. и Литвой) на
карте многостр. Вост. Европы обозначил фр. маршал Фердинанд Фош
//жабоед <...>, <...>// под конец июля 1919 г. //попутно замечу,
че пол. войска до этой линии ВПЕРВЫЕ дошли лишь в последних чис-
лах августа 1919//, в декабре того же 1919 'вторую линию Фоша'
('первую линию Фоша', частично совпад. с литовско-польской грани-
цей 1569-1795 гг., маршал Фош нарисовал еще в июне 1919) в своем
как бы проекте временной :-) восточной границы Польши повторил
(претворив упом. /2-ю/ 'линию Фоша' в северный отрезок так наз.
'линии Керзона') министр иностранных дел Великобритании Джордж
Натаниэл Керзон, а в начале октября 1920, во время переговоров в
Сувалках линию Фоша-Керзона в качестве "временной линии размеже-
вания" признала -- по сути, в обмен на возвращение британцами с
жабоеды Литве г. Вильни и Виленского края до д. ж/д ст. Бастуны,
что южнее Варенаваса :) -- и Лит. Республика. правда, вплоть до
осени 1939-го лит. сторона как оговариваемый тут нами отрезок
фактической 'межвоенной' л-п границы, так и вааще ВСЮ тогдашнюю
фактическую л-п границу считала лишь временной и ни в коем сл.
не легитимной 'административной линией')."
Короче, воевать-то между собой за границы Литва и Польша воева-
ли, но границы между ними легли несколько не так, как были навоё-
ваны, а как прописали их Великобритания и Франция. Но, с другой
стороны, при прописывании этих границ наверняка учитывались про-
демонстрированные способность и настроенность Литвы и Польши вое-
вать за свои рубежи.
"Чтобы Германия стала договариваться с (какой-то) Литвой о гра-
ницах, Германии *пришлось повоевать в тех?? местах??? с Россией.
-- за Мемельский край, штоле? аль за 'неманскую границу'?.. :) и
когда же (до осени 1944-го -- если уж СССР=России) такое могло
случиться?.. драугас, я ж о коварно-хитрожопом признании (еще не
нацистской) Германией т. н. Мемельского края (уже отсобаченного
-- при заранее согласованном с той же Германией 'непротивлении'
последней -- у французских оккупантов литовскими 'зелеными чело-
вечками' в январе 1923-го) составной частью Литвы..."
Смысл коварства немцев состоял в том, что отжимать Мемельский
край обратно немцам пришлось позже у литовцев, а не у французов.
Отжимать у литовцев было много легче.
Но литовцы за свою границу с Германией и за Мемельский край
всё-таки косвенно воевали -- в составе русской армии, союзной
французам и англичанам. Не победи Антанта Германии с её союзника-
ми -- чуть-чуть благодаря и литовцам тоже -- не появилась бы Ли-
товская республика вообще.
Мне скажут: Литовская респблика появилась не только (а может, и
не столько) потому, что этого хотели литовцы, а потому что кое-ко-
му потребовалось кого-то урезать, кого-то начать постепенно гото-
вить к аншлюсу, а ещё насоздавать буферных государств. Отвечу: не
без того.
Далее, граница между Германией и Литвой легла и с учётом древ-
них войн за неё тоже. Если бы древние литовцы не воевали более-
менее успешно с немцами, то, наверное, не стало бы уже литовцев к
нашему времени. Как не стало пруссов.
Граница между государствами -- это и конкретная линия на [мест-
ности] карте, иногда перемещаемая, и довольно расплывчатая в про-
странстве-времени область перехода от одной долгоживущей сущности
к другой. И Польша, и Литва исчезали с политической карты, но да-
же в такие периоды времени сохранялось представление, что вот тут
приблизительно Польша, а там -- приблизительно Литва, только не в
форме самостоятельных государств, а в виде, скажем так, областей
или стран ("страна" -- не вполне синоним "государству"). В отсут-
ствие политических границ сохранялись этно-культурно-религиозно-
языковые границы, а они расплывчатые.
Конкретных польских государств было множество, а польская ГОСУ-
ДАРСТВЕННОСТЬ была (и есть) одна. То же с литовской государствен-
ностью.
С Литвой, правда, была та ещё сложность, что примешивались
предки теперешних белорусов. И вот куда их? "Историческая Литва"
располагалась на территории современной Беларуси -- западнее Минс-
ка -- и её "человеческий материал" был славяно-балтским и дал впо-
следствии белорусов.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Архаичная Летува