Александрас Бурьякас

Архаичная Летува

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
В Литве чувствуешь себя припавшим к арийским истокам. Недовы- топтанная Старая Европа, недопедерасченное население. Очарова- тельное древнее окончание "s" существительных мужского рода в именительном падеже. Практическое отсутствие негров и китайцев. Мало людей, много природы. Чистота, порядок, экзотика, вкус, уют, белобрысость, вежливость, культура.
Летува, Литва
Вот так литовцы обеспечивали сохранность своего архаического языка: переводили на него всё самое интересное, что было в мировой классике. Фото с прилавка букиниста на улице Лайсвес, Каунас.
Летува, Литва, фестиваль балтских ремёсел
Какими себя видят литовцы в глубоком историческом разрезе. Текст: "Фестиваль древних балтских ремёсел и приёмов ведения войны. В память о великом прусском восстании 1260 года." Восстание, между прочим, против немцев было, а не против русских. Но литовцам чихать на все стороны.
Летува, Литва, Каунас, Евгений Коновалец
Знак вечной дружбы литовского и украинского народов против народов русского и польского. Памятная доска на одном из домов на улице Лайсвес в Каунасе. Евгений Коновалец, создатель Организации украинских националистов (ОУН), был убит в Роттердаме офицером НКВД Павлом Судоплатовым.
Летува, Литва, президент Сметона
Президент Сметона (по-литовски всё же Смятона) с семейством. Фото со стенда возле каунасской президенции.
Летува, Литва, немцы в Каунасе
Литовцы встречают немецких освободителей в Каунасе 27.06.1941. Почему-то забыто отъятие немцами Клайпедского края 23 марта 1939 г. Фото с плаката возле каунасской президенции.
Летува, Литва, Витовт Великий, улица Лайсвес
Памятник Витовту Великому на улице Лайсвес в Каунасе, установленный в 1930 году по поводу 500-летия со дня смерти героя. По четырём углам постамента горбятся верные сквайры Витовта, что-то там символизируя.
Летува, Литва, Национальный банк, Каунас
Как воспринимают себя литовцы. Скульптурная группа на фронтоне здания Национального банка в Каунасе.
Летува, Литва, Аллея героев
Аллея героев Литвы и Вечный огонь. Героям слава! Каунас, площадь Виенубес возле Военного музея имени Витовта Великого.
Летува, Литва, Орден Ленна
Что сколько стоит в сегодняшней Литве. Обратим внимание, что Ленино орденас ценится почти в три раза выше, чем Гедимино орденас.
Летува, Литва, Пятрас Станкярас
Литовский бестселлер: книга Пятраса Станкяраса "Проигранная борьба Адольфа Гитлера" (Petras Stankeras "Pralaimeta Adolfo Hitlerio kova"), отрицающая "холокост" и т. п. Заповедник "ревизионизмаса", однако-с. Сфотогорафировано в книжном магазине на улице Лайсвес в Каунасе.
Каунас, Akropolis
Как в Литве соединяют старое и новое. Торговый центр Акрополис забрал под свою дружественную крышу несколько обветшалых кипричных домиков и дал им вторую жизнь. А потом, верю, и третья жизнь подойдёт.
Каунас, функционализм
Скромненький литовский межвоенный функционализм. Смотрим, постигаем. Если судить по архитектуре, самостоятельность Литве в Межвоенье очень даже пошла: оказавшись без опёки братского русского народа, литовцы особо не страдали, а со вкусом обустраивали свою жизнь.
* * * По-моему, литовцы бросились копировать у Запада всё подряд. И, наверное, единственное, в чём они не воспоследовали Западу, -- нежное отношение к чернявым искателям счастья в чужих благополуч- ных землях: чернявых на Литве не любят. Литовцев очень тянет европеиться. Это видно по физиономиям, по манере одеваться, строиться, декорироваться и т. п. Это было за- метно даже во времена СССР, а теперь -- тем более. Тяга к Европе работает на бездумно-обезьяньем уровне (ладно, на подсознатель- ном). И что из того? Маленькой нации переться по жизни совсем уж самостоятельно -- дело, наверное, непосильное. Значит, надо вма- заться в какое-то большое "культурное пространство", а выбор пока невелик: либо Русь с её дураками, дорогами, "воруют" и латентным сталинизмом, либо Европа с её неграми, педерастами, нацистофобами и "современным искусством". Разумеется, ещё существуют миры му- сульманский, буддистский, индуистский, китайский и т. п., но с ними овчина пока не стоит выделки. Поэтому справедливость требует снисходительного отношения к тому, что литовцы тяготеют к Европе сознательно, подсознательно, физически, экономически и т. д. Если бы Белоруссия громыхнула пассионарным взрывом и предложила миру новый образ жизни и новую идеологию, то литовцы бы, может, потя- нулись к Белоруссии (чтобы не заставлять себя любить педерастов, чернявых иммигрантов и пр.), но с Белоруссией случилось несчас- тье: на пути в светлое будущее она ввалилась в политическую яму со скользкими стенами и теперь плюхается в ней, постепенно теряя потенциал развития. * * * Литовская еда и большая политика. Ладно, просто о литовской еде. Тема большая, охвачу только то, что проверял самолично. Суповой концентрат со вкусом, близким к божественному: "Rugštyniu sriuba su rūkyta šonine" (на самом деле всего лишь "щавелевый суп с копчёным беконом") Кедайняйского консервного завода. Варить или разогревать -- не обязательно: можно предаваться потреблятству сразу с тем, что есть в стеклянной банке. А можно, конечно, сначала выкладывать на тарелку красивой кучкой, украшать свежей зеленью и только потом набрасываться. В состоянии супа мне это пробовать ещё не доводи- лось: во-первых, не хватало терпения, во-вторых, был страх, что моя впечатлительная психика не выдержит. Lašiša -- продукт литовского гения: лососёвая паста для намазы- вания на хлебас или батонас. Лучше не пробовать, иначе захочется предать многострадальную Родину и записаться с концами в литовцы. Когда запах этого лашиша ударяет в голову, мысли начинают путать- ся: человек ест, чтобы жить, или живёт, чтобы есть?! Литовская сильнокопчёная грудинка. Рядом с нею забываешь о светлых идеях вегетарианства и много о чём ещё. Я не знаю, как вербовали в своё время в Русскую Освободительную Армию генерала Власова (РОА), а я вербовал бы так: перед строем голодных пленных красноармейцев -- горка этой грудинки, и чтобы запах от неё на строй шёл. (Я не кощунствую, а всего лишь делаю жёсткие практиче- ские выводы: a la guerre comme a la guerre, мало ли кого и куда ещё придётся вербовать.) Литовская раскоряченная скумбрия, горячо копчёная с морковкой и специями -- ещё большее чудо. Она -- против особо стойких. И для награждения особо отличившихся. То-то сталинисты так ненавидели литовскую свободу. На месте Путина я бы к этой скумбрии подходил как к психотропному оружию и требовал её запрещения, пока она не пошла в дело в указанном качестве. В самом деле, чем он будет от- биваться, если что? Пельменями, что ли? А, расстегаями, наверное. Шутки шутками, а самая правильная форма войны -- это состязание образов жизни. Кстати, к концу 1980-х СССР проиграл именно такую войну. При том, что кухня у американцев никакая, а пепси-кола -- не вкуснее коммунистического напитка "Байкал". Лично я воевал бы кухнями: общедоступной супер-едой. Путь к сердцам мужчин лежит сами знаете через что. Да и женщины, как правило, поесть не дуры. Людей надо ПРИКАРМЛИВАТЬ, как и живот- ных. Родину, которая отлично кормит, нет смысла предавать. Я имею в виду не наличие национальных рецептов вкусной еды в принципе и не подачу этой еды в дорогих ресторанах, а реальную повседневную доступность её для 95% жителей. Правда, обострятся проблемы 1) иммиграции, 2) ожирения... * * * (Навеяно Вильнюсом, но частью справедливо уже, к сожалению, и в отношении Минска.) Вы оказались уж точно в Европе, если: 1. Часть исторических объектов, ради фоторгафирования которых вы приехали в город, изуродована реставрационными "лесами" или загорожена заборами, как будто невозможно починять сооружения ПООЧЕРЁДНО -- по-одному и быстро. (Есть подозрение, что таким образом создают видимость большой трудовой активности.) 2. На ратушной площади почти постоянно установлены временные павильоны, заслоняющие как раз то, что вы хотели бы сфотогра- фировать. 3. Возле крепостной стены, которую вы тоже хотите сфотографиро- вать в состоянии, как можно более близком к когдатошнему, устроена теннисная площадка с высоким сетчатым забором, но на ней никого нет. 4. Унитаз в отеле сделан так, что если вы разместитесь на нём по центру, то есть, самым напрашивающимся образом, то исходящее из вас будет плюхаться в воду и обдавать вас снизу нечистыми каплями. 5. В ванной комнате не хватает крючков для полотенец и одежды, и вдобавок приходится напрягать техническую мысль, чтобы опреде- лить, где развесить на просушку выстиранные носки. 6. На рекламных плакатах -- щетинистые небитые мордочки расово нечистых хлыщей, у которых каждый день -- праздник потреблят- ства и изобилия на пороге глобальной катастрофы природополь- зования. 7. На улицах время от времени попадается под ноги на глаза какая- нибудь дегенератская скульптурка, напоминающая то или иное непотребство: кучу дерьма, катастрофу тела, что-то перекорё- женное и т. п. 8. Эпизодически мозолят глаз парочки нежно трущихся друг о дружку мужчинок или нежно трущихся подруга о подружку девиц. 9. В общественных местах дрыщики с едва отросшими гениталиями без стеснения лапают своих мочалок девиц и как-будто не могут от них оторваться без посторонней помощи, так что даже хочется подсобить им пинками под зад. 10. Мало симпатичных здоровых лиц с неглупым спокойным выражением. Много татуированных, пирсингованных, вычурно оволосаченных, абсурдно одетых -- манифестирующих пылкую приверженность псев- доценностям дергадирующей современности. 11. Расхожий мужской типажик: щетинистый или бородатистый очкарик с чем-нибудь, воткнутым в мочку уха. 12. В молодёжной сворке из 5-10 человек почти наверняка хотя бы один -- с существенно чуждыми расовыми признаками -- но держится уже как СВОЙ. 13. У очень многих на улице уши заткнуты наушниками от плейеров, поскольку элои абсолютно уверены, что НЕ МОЖЕТ возникнуть си- туация, в которой кто-то крикнет им в последний момент "Берегись!" (или, наоборот, "Помогите!"). 14. Одну и ту же сумку плюхают сначала на загаженный собачками и заплёванный бомжами тротуар, потом -- на кресло в общест- венном транспорте, на которое, возможно, вы хотели бы сесть в относительно чистых штанах. * * * В литовском языке нет полумягкого "л" или, скажем, "шь" вместо "ш". Фонетически литовский очень близок к русскому (разве что "ж" и "с" чаще звучат), поэтому если речь неразборчивая, то можно даже спутать. Подозреваю, что грамматический средний род возник из глубоких древних сомнений по поводу того, к какому началу отнести некоторые вещи: к мужскому или к женскому. Если это так, то у литовцев по данной части давно уже нет ни малейших сомнений -- как и среднего рода в их языке: только мужской и женский. * * * Карманный литовско-русский словарь первоочередных слов и крепких выражений: aušros -- рассвет balsas -- голос bėgti [бекти] -- бежать baldai -- мебель bet -- но (ср. англ.: but) dabar -- в настоящее время darbas -- работа dėti [дети] -- класть (ср. рус.: деть, девать) draudimas -- страхование eiti [эити] -- идти galima -- может iš -- от (ср.: из) išsami -- подробности jei -- если kada -- когда kelio -- дорога (ср.: колея) keitimas -- обмен (валюты и пр.) kilimas -- ковёр kirpykla -- парикмахерская kryptis -- направление (а не крипта) mokykla -- школа nešti [нешти] -- нести nori -- хочет oro uostas -- аэропорт parduodama -- продаётся pardavimas -- распродажа (sales) paslaugos -- услуги priemimas -- приём (платежей и пр.) ratas [раатас] -- колесо (ср.: ротор) ritas -- обряд (ср. англ: rite) saldus -- сладкий sodas -- сад šeima -- семья širdis -- сердце stumti -- "толкать" (от себя): надпись на двери tapetai -- обои tarptautinis -- международный tarptautinis oro uostas -- международный аэропорт taryba -- совет tiesa -- правда tiltas -- мост traukti -- "тянуть" (на себя): надпись на двери tvarka -- порядок valda -- владение vanduo -- вода viešoju -- общественный vilkti -- носить (ср.: волочь)

Анекдоты о литовцах

(Без малейшего желания обидеть. Всего лишь материал к теме, как русскоязычные в Лиетуве видят литовцев и/или как преодолевают своё чувство гражданской неполноценности. И, наверное, чуть-чуть к теме, как братья-литовцы иронизируют по собственному поводу.) Начало 1990-х, отделение Литвы от СССР. Хутор, дом. Выходит на крыльцо хозяйка с миской костей и зовёт собаку: - Шарик, Шарик! Молчание. - Тьфу... Шарикас, Шарикас! - Гавс! (На самом деле по-литовски собаки лают "au-au!", а "Шарикас" должен быть в звательном падеже: "Шарику".) Едет мужик на машине, смотрит: жёлтый человечек стоит. Подъезжает к нему и спрашивает: - Ты кто? - Я жёлтый пидор с жёлтой планеты! Едет дальше. Видит красного человечка, подъезжает и спрашивает: - Ты кто? - Я красный пидор с красной планеты! Едет дальше, видит зелёного человечка, подъезжает и говорит: - А я знаю, кто ты! Ты -- зелёный пидор с зелёной планеты! - Labas vakaras! Lietuvos kelių policija! [Добрый вечер! Литовская дорожная полиция!] (В связи с крымскими событиями 2014 года предложили другой вариант окончания: - А я знаю, кто ты! Ты -- зелёный пидор с зелёной планеты! - Отойди за поребрик, мля! Мы вежливые люди и пришли спасать русскоязычное население!) Приходит мужик к доктору и говорит: - Сделайте меня американцем! Доктор отвечает: - Ладно, только для этого нам придётся удалить половину мозга. - Я согласен! Прошла операция, доктор подходит к пациенту и говорит: - Извините, мы вам по ошибке удалили не половину мозга, а мозг целиком. - Nieko, nieko, man ir taip gerai! [Ничего, ничего, мне и так хорошо!] В автобусе литовец хочет выйти на остановке и спрашивает впереди стоящего русского: - Юс ишлипситя? [Вы выходите?] На что русский отвечает: - Неа, я только что влип! Бог, разозлившись на литовцев, положил четверых в мешок и отколотил палкой. Потом бросил мешок на дорогу. Из этого мешка выскочил первый, и только пыль столбом: убежал. Это представитель верхней части Литвы -- аукштайтиец. Они -- такие: сами по себе, не очень дружат с соседями и в компании особенно не лезут. Выходит второй, крутится вокруг мешка, бока помятые чешет, но не убегает. Бог спрашивает: "А ты почему не убегаешь?". Тот отве- чает: "Жду, пока другие мои друзья вылезут, и мы пойдем вместе и отметим свое горе в корчме". Это дзукиец. Третий литовец вылез, оглядываясь, взялся за край мешка. Бог спрашивает: "Ты чего за мешок держишься?". Тот отвечает: "Когда последний вылезет, я мешок заберу". Это сувалькиец. Они, как габровцы, -- прижимистые, бережливые, ну и в результате -- самые богатые. А четвертый все не вылезает. Бог говорит: "Ты чего там сидишь?". "Э-э-э, -- отвечает, -- кто меня сюда засунул, тот пусть и достает". Это жемайтиец. Он такой упрямый, медлительный, но если уж выбрал направление, то со своего пути не свернет.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Архаичная Летува