Рабат -- столица Марокко. Но город Рабат (мальтийский вариант:
Ir-Rabat) есть и на Мальте.
Я так себе догадываюсь, что Рабат при Мдине -- это поселение
плебса при знати, которой без обслуживающего персонала ведь
никак.
Достопримечательности мальтийского Рабата:
- катакомбы;
- римский дом (Domus Romanus) -- руины в месте между
Рабатом и Мдиной; часть мозаик римского дома сохранилась,
и над ними надстроено здание Музея римских древностей;
- Casa Cosmana Navarra -- аристократический дом XVII века;
располагается возле церкви Св. Павла;
- церковь Святого Павла, под которой находится Грот Святого
Павла, в котором Апостол Павел якобы обитал некоторое
время;
- музей Винякура (Wignacourt Museum); здание музея имеет
проход к гроту Святого Павла;
- церковь какая-то там, с небольшими катакомбами под нею;
- и др.
Достопримечательностей-то в Рабате много но с ними есть типич-
ная для всей Мальты сложность: за доступ к ним, скорее всего, по-
требуют с вас деньги, причём немалые.
В Рабате имеется несколько скоплений катакомб: катакомбы Св.
Павла, катакомбы Св. Агаты, Св. Катальда, Св. Августина и др. Эти
искусственные пещеры появились в римские времена как места захо-
ронения. Представляют собой не сеть подземелий, а множество не-
больших сетей с отдельными входами. Этих сетей ("гипогеев") бо-
лее 30. Более 20 из них доступны для посетителей. Никаких челове-
ческих останков там уже нет: всё давно вычищено и проветрено. Ка-
такомбы располагаются на месте обширного кладбища, появившегося
ещё при финикийцах. Наземная часть этого кладбища уже, мягко го-
воря, отсутствует (если не считать новостренных входов в катаком-
бы).
Слово "гипогей" (hypoheum, "подземный") означает подземный храм
и/или подземный погребальный комплекс. То же, что катакомбы у
ранних христиан.
Катакомбы Св. Павла относятся к III-VIII векам нашей эры. Их
научное исследование началось только в 1894 г. Есть мнение, что
Св. Павел провёл на Мальте около 3 месяцев -- после того, как
пережил кораблекрушение в её водах.
В катакомбах Св. Агаты -- около 500 погребальных мест, преиму-
щественно детского формата. Различаются катакомбы языческие,
христианские, иудейские и смешанные.
Признак языческих катакомб -- курглое помещеньице в начале
пути. Помещеньице разделено по диагонали на две равные части
узким проходом глубиной сантиметров 50. На возвшениях по обе
стороны прохода -- по круглому "блюду" диаметром 50-70 см.
"Блюда" примыкают к проходу и имеют как бы стоки в этот проход,
точнее, как правило, в расширения этого прохода, приблизитель-
но на четверть цилиндра, в оторые удобно ставить ведро для
сгребания или сливания чего-то там. Эти "блюда" -- таки алтари.
Иудейские катакомбы (здесь фигурирующие как "jewish") распо-
знаются, наверное, по примитивно нацарапанным семисвечникам
(один такой рисунок я видел), а христианские -- может быть,
методом исключения (кресты и рыбины на глаза что-то не попада-
лись).
Катакомбы гипероборудованы для приёма туристов и, по-моему,
даже побелены для экономии освещения. Плата за вход -- то ли
5, то ли 10 евро. Из доступных для туристов нор все покойники
куда-то тщательно убраны.
Акведук Винякура, идущий от окрестностей Рабата к Валлетте.
Не последняя архитектурная достопримечательность в Рабате.
Типичная рабатская улица.
Тоже типичная рабатская улица.
Катакомбы под церковью какой-то там.
Катакомбы Св. Павла.
Вот по таким кругляшам алтарям определяют, что катакомбы - языческие,
а не христианские или иудейские.
Одно из странных скоплений живности (улиток) в катакомбах Св. Агаты.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Катакомбистый Рабат