Александр Бурьяк

Маленькая, но живучая Молдавия

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Слухи типа "молдаване -- в глубокой депрессии" распускаются путиноидами и лукашоидами. Якобы везде, откуда убрали святой русский сапог, начинаются муки адовы, в том числе болезненная ностальгия по простодушному российскому хамству, бесхозяйственно- сти и жестокости. Изнурённые своим безроссийством молдаване якобы перебиваются вином и мамалыгой и тайно мечтают об оккупации их Россией, а вслух говорят, что -- Румынией. Ещё некоторые утверждают, что "в Молдавии смотреть нечего". Это уже ближе к истине, но ещё не совсем близко. Кишинёв -- таки не Рим, об этом быстро догадываешься. Вдобавок молдавские просторы чрезмерно распаханы, так что даже с красотами дикой природы есть некоторый напряг. Но скромных достопримечательностей здесь уж точно хватает на одну неделю спокойного изучения как минимум. Правда, Колизеев тут вам даже не обещают, но добротно построенных старых храмов немало, сталинский ампир и брежневская эклектика -- тоже на должном уровне. Главная достопримечательность Молдавии -- это молдаване: народ с таинственным происхождением на стыке цивилизаций, когда-то хва- танувший латинской речи и почему-то сохранивший её в славяно- греко-тюркском окружении, да ещё чем-то вроде как отличившийся чуть-чуть от румын. * * * Если вводить слово "молдаване" в поисковике Яндекс, то выскаки- вают такие подсказки, сформированные из наиблее частых вопросов от других пользователей: "молдаване внешность"; "молдаване славяне или нет"; "молдаване это цыгане или нет"; "молдаване и румыны в чём разница". Видно, что русскоязычные народы недоумевают по молдаванскому поводу. Пытаются разобраться, а кто ж это там такие. * * * Река Молдова, давшая название стране, протекает теперь в Румы- нии. Нет, её русло значительно не перемещалось, если что. Молдавия в полтора раза больше Израиля по площади (по привычке меряю малые страны Израилем). 40% населения Молдавии занято в сельском хозяйстве, 25% населе- ния (не сплошь сельского) занято в виноделии. Молдавские чернозёмы -- в числе лучших в мире (с сельскохозяйс- твенной точки зрения). Историческая база молдавской национальной идеи и ведущая тема молдавского исторического мифа -- Молдавское княжество, существо- вавшее в XIV—XIX веках. Преходящие столицы Молдавского княжества: Бая (1359—1365) Сирет (1365—1385) Сучава (1385—1572) Яссы (1572—1861) В 1775 году северная часть Молдавского княжества -- Буковина -- отошла к Австрии. Восточная часть Молдавского княжества -- Бесса- рабия -- в 1812 году стала частью Российской империи. Прочая тер- ритория княжества, находившаяся за рекой Прут, была присоединена к Валашскому княжеству (возникло Объединённое княжество Валахии и Молдавии, в 1881 г. ставшее Королевством Румыния). * * * Стефан III Великий (он же Штефан Великий, Штефан Святой, 1429- 1504) -- выдающийся господарь Молдавского княжества. У каждого долгоживущего народа с собственной государственностью находится хотя бы один такой гиперактивный деятель, прототип для помпезных статуй, -- и у молдаван он вот тоже есть. * * * Ещё великие молдаване (на самом деле их много). Василе Лупу (Vasile Lupu, 1565-1661). Годы правления -- 1634- 1653. Ещё один выдающийся господарь Молдавского княжества. Помер в Стамбуле, в тюрьме. Димитрий Кантемир (1673-1723) -- тоже господарь Молдавии в 1693 и 1710-1711 гг. Писатель и композитор. Из-под его пера вышли кни- ги "История оттоманской империи", "Книга систима или состояние мухамедданской религии". Антиох Кантемир (1709-1744) -- сын господаря Димитрия Кантеми- ра, осевший в России. Русский поэт, писатель и дипломат. * * * Пролетая над [гнездом кукушки] рiдной Україной и наблюдая свер- ху хозяйственную освоенность территорий на подходе к Молдавии, подумал я вот что: лично меня эта хозяйственная освоенность не радует, а наоборот, огорчает -- и очень сильно. Я предпочёл бы видеть побольше лесов. Надо возвращать часть пространства дикой природе -- ради вящей устойчивости биосферы. Чтобы сокращать площади полей, садов, огородов, автостоянок и т. п., требуется следующее: - уменьшать численность населения; - повышать плодородие почв естественными средствами; - эффективнее использовать сельскохозяйственные продукты: не переедать, не изготовлять алкогольных напитков; - сокращать потребление мяса и молока (в пользу бобовых: в них много полноценного белка), чтобы меньше растений шло на корм скоту; - сокращать потребление сахара; - смещать пропорции в потреблении растительных продуктов в пользу более выгодных: дающих больше питательных веществ с гектара; - чтобы изменения в наборе потребляемых сельскохозяйственных продуктов не ухудшали вкусовых впечатлений, выискивать из числа где-то имеющихся и разрабатывать новые эффектные варианты приготовления пищи (новые блюда); - уменьшать потребление вообще: это сократит потребность в выращивании "технических культур" типа льна и хлопка; - отбросить подальше идею получения автомобильного "биотопли- ва" из рапса и т. п. Заметим: я не предлагаю выводить какие-то новые сорта растений или применять "достижения химии". Если хорошо взяться за дело, то лет за 30 можно в любой стране сократить площадь сельхозугодий раза в 2, даже не сокращая насе- ления, соответственно снизить потребность сельского хозяйства в машинах, топливе и рабочей силе, а вдобавок значительно улучшить здоровье трудящихся посредством более правильного питания. Причём можно добиться всего этого БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ, а всего лишь посредством более разумного расходования тех средств, которые расходуются так или иначе. Но интеллекта и "политической воли" придётся затратить много (ну, если есть что тратить). Как "уменьшать потребление вообще". Резервы тут огромны. Среди прочего, очень много даст частичная деавтомобилизация. Также мож- но немало наскребать мелкими порциями по всяким сусекам. К приме- ру, запретить изготовление рваных джинсов: пусть джинсы изнашива- ются и рвутся сами собой -- ради защиты природной среды, ради сохранения климата. * * * Где у них там что. Валахия -- историческая область, расположенная на юге современной Румынии, между Карпатами и Дунаем; делится рекой Олт на Мунтению (Большую Валахию) и Олтению (Малую Валахию). С XIV века Валахия -- княжество. С XVI века -- вассал Османской империи. Трансильвания -- историческая область на северо-западе совре- менной Румынии. Здесь находилась столица государства даков -- Сармизегетуза. После битвы при Мохаче (1526) Трансильвания стала княжеством, вассальным Османской империи. В 1687 г. отошла к Габ- сбургам. По Трианонскому договору 1920 г. стала частью Румынии. Население: румыны, венгры, немцы, русины, евреи, сербы, цыгане. * * * Гагаузия, или, по-гагаузски, Гагауз Ери -- автономное террито- риальное образование на юге Молдавии. Было создано в 1994 г. из населённых пунктов, в которых более 50 % жителей составляли гага- узы (тюркский народ), а также из тех, где большинство жителей со- глашалось войти в автономию. Являет собой не цельную территорию, а четыре куска на юге Молдавии. Главный город Гагаузии -- Комрат. Гагаузы стали переселяться в будущую Гагаузию с Балканского полу- острова после 1812 г. (год вхождения Бессарабии в Российскую им- перию). Большинство из них нынче предпочитает говорить на русском языке, из-за чего РФ подбивает под них клинья. Гагаузию финансово поддерживает Турция. Поход на Гагаузию (25–30 октября 1990 г.) -- марш молдавских националистов-добровольцев под водительством Мирчи Друка в район проживания гагаузов с целью помешать созданию Гагаузской Автоном- ной Республики. Мирча Друк (Mircea Druc, род. в 1941 г.) -- премьер-министр Молдавии в 1990—1991 гг. В 1992 году эмигрировал в Румынию. Не- зависимую Молдавию считает недоразумением, должным присоединиться к Румынии. В 1992 г. баллотировался в президенты Румынии, но на- брал только 2.7% голосов. Я так понимаю, что в Румынии он делал карьеру как предатель своей малой Родины. Некоторые относят его к "неадекватам", повсплывавшим в конце 1980-х. Когда я служил в Радиотехнических войсках ПВО СССР, под Волго- градом, у нас в батальоне имелся прапорщик Николай Урум -- таки гагауз. Никаких отклонений от поведенческой нормы я за ним не припоминаю. Нелестные высказывания о молдаванах у нас в батальоне случались, о гагаузах -- никогда. Наш гагауз был маленькой этно- графической диковинкой, наряду со служившим у нас уйгуром. До военной службы я слыхом не слыхивал и читом не читывал ни об уйгурах, ни о гагаузах. Другие -- тоже. Кстати, наш гагаузский прапорщик служил не по кухонной линии и не по складской, а очень даже по технической: на радиолокационном комплексе П-35. Как его угораздило, не могу себе представить: мо- жет, квартирный вопрос довёл до этой крайности (он в состоянии довести и не до такого). * * * Бельцы -- второй по численности населения город Молдавии. В на- чале XX века 70% его населения составляли евреи. Еврейская фами- лия "Белецкий", знакомая мне по Гомелю, вот эти самые Бельцы и имеет в виду. Кто в Бельцах были не евреи, те были в основном армяне. Сохранилась армянская церковь Св. Григория Просветителя (1916). Ещё в Бельцах имеется весьма эффектный кафедральный Собор Св. Равноапостольных Константина и Елены (1935) и чуть-чуть румынской межвоенной застройки. * * * Хынчешты — город и муниципий в Молдавии. Расположен на реке Когыльник в 36 км от Кишинёва. В начале XIX века ещё был еврейс- ким местечком. В 1965—1990 гг. назывался "Котовск" (большевистс- кий полководец Григорий Котовский в нём таки родился; остальные известные уроженцы городка -- сплошь евреи). Хынчеешты gримеча- тельны дворцом Манук-Бея - армянского авантюриста. Точнее Манук- бей только заказал строительство дворца в 1817 г. и тут же умер. Здание достраивалось при сыне Манук-беяю Википедия: Манук-бей "купил в 1815 году за 300 тыс. 'золотых леев' в Ганчештах (совре- менных Хынчештах) лесной массив с летней резиденцией княгини Дол- горуковой. Дворец имел зимний сад, крытый бассейн и множество подземных выходов. До сегодняшнего дня на главной улице Хынчешт (улица Михалча Хынку, бывшая улица Ленина) периодически образуют- ся провалы из-за обрушения кирпичных сводов подземных ходов." * * * Большая тема -- молдване и вино. Милештий Мичь -- огромный подземный тоннельный винный склад в 20 км от Кишинёва. Чуть ли не главная достопримечательность Мол- довы. Длина тоннелей 220 км, из них используются 55 км. Глубина залегания тоннелей -- около 85 м. По тоннелям ездит автотранс- порт. Говорят, экскурсии организуются плоховато, дегустации и обед нравятся не всем. Купаж (также купажирование; от фр. coupage) -- смешивание в опре- делённом соотношении нескольких видов сырья при производстве вина -- для получения более качественного продукта. Молдаване купажем балуются. Вообще, по винной части они -- нация высокотехнологичная: гонят не лишь бы что. * * * Молдаване выпячивают свою преемственность Риму (а почему бы нет?). Скажем, в Кишинёве имеются... piaţa Ovidiu -- площадь Овидия; bulevardul Traian -- бульвар Траяна; bulevardul Dacia -- бульвар Дакия; и т. д. * * * Молдавия обзавелась в советское время стандартным комплектом атрибутов "союзной республики", в который входили... - набор министерств и ведомств; - национальная академия наук; - национальный университет; - национальный политехнический институт; - национальный исторический музей; - национальная библиотека; - национальная картинная галерея; - и т. п. До комплекта самостоятельного государства не хватало только министерства обороны и министерства иностранных дел. * * * Хочу ли я присоединения Молдавии к Румынии? Нет, не хочу. Разве что в крайнем случае: если восточные имперцы снова сюда ломанутся осчастливливать. Я люблю, когда государств много и каждое блюдёт собственное своеобразие и само врёт про свою историю. Нам, между- народным бродягам, нужно побольше всяких государств -- хороших и разных. Поэтому мы снисходительно относимся к сепаратистам, а к ирредентистам и подрывальщикам чужих колоритных суверенитетов в условиях имперских угроз -- наоборот, с неприязнью. Впрочем, не- которые империи бывают блистательными, и тогда нам хоть разо- рвись, потому что таких империй нам тоже хочется (мы ведь эстеты и гурманы, обожатели природных и архитектурных красот и мирные созидательные натуры). Надо всегда присматриваться, что за люди стоят во главе сторонников той или иной "государственной идеи": если это разная шваль, мутящая воду в хватательных и карьеристс- ких целях или вступающая с какой-то наивной белибердой, то ну эту шваль к чёрту. В "государственной идее" должно быть что-то реально и существенно "прогрессивное", а не только возбуждающий треск красивых слов, прикрывающий интеллектуальную немощь и всякие гадости. * * * Про кишинёвскую масонскую ложу. С сайтаvedomosti.md, некто Руслан Шевченко ("'Овидий-25' и запрет масонства"): "Весной 1821 г. под покровительством Великой ложи 'Астрея' (Петербург) началась подготовка к открытию новой масонской ложи. Она создавалась в Кишиневе и получила название 'Овидий' - в честь римского поэта, отбывавшего некогда ссылку на берегах Черного моря. 25 - это порядковый номер. Ложа была торжественно открыта 7 июля 1821 г. в здании на ул. Кациковской,2 (позже ул. О. Кошевого, ныне ул. Б. П. Хашдеу). Досточтимым Мастером ложи стал генерал П. Пущин. Среди ее членов, помимо некоторых будущих декабристов, оказался вступивший в масонство 4 мая 1821 г. молодой русский поэт Алек- сандр Пушкин, находившийся в крае по заданию МИДа России с контр- разведывательными целями. Однако ряд руководителей 'Астреи', во главе с генералом Е. Киселевым, заместителем Досточтимого Мастера, относились очень скептически к открытию ложи в Кишиневе. Из-за начавшегося конф- ликта 'Овидий-25' получил патент о своем создании от Великого Секретаря 'Астреи' Т. Вевелла только 7 октября 1821 г. Разногласия вокруг открытия масонской ложи в Кишиневе стали, по более позднему свидетельству Пушкина, достоянием окружения Алек- сандра I. С его согласия начальник Генштаба российской армии, князь П. Волконский приказал военному губернатору края генерал- лейтенанту И. Инзову проверить, работают ли масонские ложи в Кишиневе и Измаиле. Инзов, будучи масоном, ответил отрицательно. В Петербурге не поверили." "1 августа 1822 г. масонство в России было запрещено. Оно оста- валось под запретом вплоть до революции 1917 г., хотя подпольные масонские общества и клубы продолжали существовать и после 1822 года..." * * * Специфические элементы молдавской кухни: mămăligă -- густая каша из кукурузной муки или крупы; plăcinte -- пирожок из слоёного теста с творожной или картофельной начинкой; * * * Мой информатор-инсайдер поведал мне, что 80% молдаван -- за вхождение Молдовы в Румынию. Но в Молдове живут не только молда- ване, вдобавок Румыния -- член Евросоюза, а Евросоюзу не нужна такая хроническая проблема, как ПМР (Приднестровская молдавская республика). Поэтому в обозримом будущем Молдавия останется от- дельным государством. Хороший шанс на вхождение имелся в начале 1990-х, но он был упущен. Молдаване, чьи родители проживали в румынской Бессарабии, имеют право претендовать на румынское гражданство, и они таки получают его -- как второе, в дополнение к молдавскому. Паспорт выдаётся на 10 лет. * * * Когда я ломанул из Кишинёва к родным пенатам, юная молдавская пограничница на паспортном контроле похвалила меня за то, что я поздоровался с ней по-молдавски. Я ответил, что за 5 дней таки можно кое-что выучить, а она на это ответила, что некоторые тут не в состоянии освоить "buna ziua" и за целую жизнь. Националь- ность тех, кто "не в состоянии", не была названа, потому что и так понятно. Ясное дело, что хотя бы невольно запоминают кое-что даже они, а вот употреблять НЕ ХОТЯТ. Как и переезжать к себе подобным. Качают "права человека" и хамят молдаванам. * * * Про кириллицу и латиницу у молдаван. Молдавский язык -- романс- кой группы, существенно похожий на итальянский. Кириллица эту по- хожесть затушёвывает, латиница -- выпячивает. Многие слова пишут- ся (латиницей) и читаются на молдавском языке так же или почти так же, как на итальянском. Для любителя романских языков (а я -- таки он) и вообще для европейца и гражданина мира, страдающего "клаустрофобией" при долгом сидении в затхлом отечестве (это тоже я, чего уж там), молдаванские тексты, написанные кириллицей, -- это абсурд, глупость, неудобство и вредительство. Молдавская кириллица сохранилась только в ПМР (в официальной сфере), но тамошние молдаване ею зачастую брезгуют и учат своих детей в частных школах, применяющих латиницу. Счастье на румын и молдаван от перехода на латиницу, конечно же, не обрушилось, зато обрушилось чувство глубокого удовлетворе- ния, а это тоже не лишь бы что. * * * Кстати, подсказали: Димитрий Кантемир (1673-723) DESCRIPTIO ANTIQUI ET HODIERNI STATUS MOLDAVIAE, Часть третья, Глава V, "О молдавской письменности": "До Флорентийского собора молдаване пользовались латинскими буквами по примеру других народов, которые, имея в основе римскую речь, исказили ее. Но после того как на этом соборе молдавский митрополит перешел на сторону латинян, о чем мы говорили выше, его преемник по имени Феоктист, дьякон Марка Эфесского, родом болгарин, посоветовал Александру Доброму изгнать из своего княже- ства не только людей инакомыслящих в вопросах веры, но и латинс- кий алфавит заменить славянским, дабы окончательно искоренить в молдавской церкви латинскую закваску и отнять у молодого поколе- ния случай к чтению латинских софизмов. Из-за этого излишнего и неуместного рвения он стал первым, кто увековечил необразован- ность, в которой Молдавия пребывает и по сей день." * * * Ещё гуманитарная помощь мне. В "Предисловии" "Российско-румынской грамматики" (СПБ, 1827) упоминаются только румыны, обитающие в Бессарабии, но никакие не молдаване: грамматика "даёт средства приобрести познание Россий- ского языка осьми стам тысячам Румынам, обитающим в Бессарабии, состоящей в течение двадцати лет с лишком под владычеством России..." Из журнала 'Вопросы языкознания', издававшегося Институтом языкознания Академии Наук СССР, 1957 г.: "О насущной необходимости свободного обмена мнениями и реши- тельной борьбы с преклонением перед догмой говорил Р. А. Будагов (ИЯ АН СССР и МГУ). Начетническое отношение к работам Сталина сковывало нашу научную мысль. Только потому, что И. В. Сталин упоминает 'молдавский язык', возникла проблема самостоятельного молдавского языка, хотя большинство лингвистов до тех пор считало, что румыны и молдаване говорят на одном языке." * * * О соотношении молдавского и румынского языков. По сути это один и тот же язык. В Молдавии вовсю продаются румынские книги, транс- лируются румынские телеканалы. Чем дольше будет существовать не- зависимая (от России) Молдавия, тем больше молдавский язык будет приближаться к румынскому. В СССР было принято считать молдавский язык отдельным языком, а не диалектом румынского, но мы ведь по- нимаем, из-за чего это делалось. Различие между молдавским и ру- мынским языками -- не большее, чем между сербским и хорватским. Или австрийским немецким и ганноверским хохдойчем. Никакого учебника молдавского языка я в кишинёвских книжных магазинах не видел, никакого молдавско-русского словаря и русско- молдавского разговорника -- тоже: здесь фигурирует только румынс- кий язык. И его молдавский вариант, насыщенный славянизмами и со- ветизмами, но постепенно от них очищающийся. Славянизмов хватает и в собственно румынском языке, но его тоже стараются от них очи- тщать: приближать к корням, точнее, к итальянскому языку (ближай- шему преемнику латинского). Когда румыны хотят ввести новое слово (взамен славянизма или на пустое место), они, как правило, берут это слово из итальянского (в латинском языке соответствующего слова, может, и не было). * * * Якобы молдаване (и румыны -- в 1860 году) много потеряли из-за перехода на латиницу: оказались вынуждены утруждать себя диакри- тическими знаками, тогда как на кириллицу их фонетика ложилась лучше. Надо заметить, диакритическими знаками мучает себя куча народов в Европе, причём не только народов романских, но также германских, славянских, тюркских (турки) и прочих (албанцы, мальтийцы, ирландцы и др.). Всего румынам понадобилось 5 новых букв. Румыны могли бы ничего не добавлять в латиницу (итальянцы не добавляли), но тогда бы пришлось использовать сочетания букв. Скажем так: к XIX веку румынский язык был по грамматике в основ- ном романский, по фонетике -- на одинаково маленьком расстоянии от русского и итальянского языков, а по словарному запасу нахо- дился посередине между романскими языками и славянскими. Румынам захотелось повернуть в романскую сторону, а не в славянскую. С учётом того, что новая международная лексика строилась в основном на латинской основе (director, president, automobile, etc.), этот шаг отнюдь не был опрометчивым. * * * Молдавский язык. Дмитрий Кантемир утверждал, что "язык молдаван и валахов содер- жит больше латинских слов, чем итальянский". Ну, это ещё не зна- чит, что латинские слова вошли в молдавано-валахский язык в очень узнаваемом виде. Как что читается в молдавском/румынском языке: ă -- [э] â -- [ы] ş -- [ш] ţ -- [ц] bun -- хороший, добрый casa -- дом caşcaval -- сыр, кашкавал cetatea -- крепость domn -- господарь (титул правителя Молдавии) elev -- ученик farmacie -- аптека fiu -- сын ieşire -- выходить (табличка на двери) intrare -- входить (табличка на двери) gara -- вокзал (ср. франц. gare) Germania -- Германия lukru -- рабочий (в объявлениях) lumina -- свет mai -- более mare -- большой pentru -- для, ради, за piaţa -- плошадь plugar -- земледелец Polonia -- Польша scriitor -- писатель se vinde -- продаётся strada -- улица unt -- масло На "buna ziua" могут ответить "buna". Mulţumesc -- "спасибо" -- происходит от "mulţianesc" (= "mulţi ani -- "многия лета") и дословно может быть переведено как "мно- голетствую" (= "желаю многих лет").
Молдавия
Кафедральный Собор Св. Равноапостольных Константина и Елены в Бельцах до прихода туда "исторического материализма".
Молдавия
Брынза (белый солёный сыр из овечьего молока) - один из молдавских must-ов. На Центральном рынке Кишинёва.
Молдавия
Аккуратный обновлённый кишинёвский автовокзал с большим настенным приветом из 1970-х. Одного взгляда на этот автовокзал достаточно, чтобы сказать: страна - с центральноевропейским уровнем бытовой и политической культуры, с приличным советским прошлым, и в стране более-менее порядок. За молдаван можно особо не тревожиться.
Молдавия
Для кого-то просто оградка, а для меня - показатель эстетизма и консерватизма. Так держать, Молдова! Район Центрального рынка в Кишинёве.
Молдавия
Ищем ЗНАКИ ОТ СВОИХ, от молдавских "высших", - и находим их (на фоне чудесной осени): "На территории такой-то курение строго запрещено". Вот, люди даже с обкурками борются.
Молдавия
Ошмётки после недавних выборов. Какой-то юный либераст пытался пересесть с горшка в параментское кресло. Контур Румынии, увеличенной справа, означает, что это борцун за ликвидацию молдавского государства.
Молдавия
Советский рудимент "Декабристу М. Ф. Орлову" в районе кишинёвского дома (еврее)масонской ложи "Овидий-25", видного справа. Мне бы такие плечи.
Молдавия
Протомолдаване на римском рельефе. Национальный музей истории Молдовы
Молдавия
Чем занимался Антиох Кантемир в Московии. Национальный музей истории Молдовы.
Молдавия
Сучавская крепость (Cetatea Sucevei). Пока только картина маслом от Г. Ионицэ, Национальный музей истории Молдовы.
Молдавия
"Римская культура". Иллюстрированный учебник для IV класса лицеев. Издано в Бухаресте, 1935 г. Межвоенным молдаванам впаривалось, что они - наследники великого Рима. Национальный музей истории Молдовы.
Молдавия
Военный билет румынской армии. Капрал Владимир Сава 1919 г. рождения. Гражданская профессия - земледелец. Национальный музей истории Молдовы.
Молдавия
"А. Попович (1962-20.06.1992), судья, участник вооружённого конфликта на Днестре. Погиб 20 июня 1992 года в г. Тигина". За право молдаван на свою территорию, свою культуру. Невольник чести. Национальный музей истории Молдовы.
Молдавия
Молдаване не стесняются крестьянской сущности своей нации. Роскошная осень на улице Пушкина в Кишинёве.
Молдавия
Всё, как у людей. Призыв актуален не только для Молдавии. Кишинёв, район Центрального рынка.
Молдавия
Печальки молдаванского обкурка. Поджигателю больненько: кирдык час расплаты пришёл, как и было обещано. В порядке антирекламы.
Молдавия
Белорусское сливочное масло в Молдавии. Наверое, чтобы молдаване могли сравнивать. И учиться у белорусов жить. Хорошо, что хоть не белорусские помидоры. Слева чуть видать и молдавское масло "Crestianscoe".
Молдавия
Минималистский домик древних протомолдаван. Реконструкция во дворе музея. "Кукутень - Трипольское жилище." VI-IV тыс. лет до н. э. Национальный музей истории Молдовы.
Молдавия
Что читали в дореволюционной Бессарабии. Национальный музей истории Молдовы.
Молдавия
Ископаемое молдавское животное размерами с взрослого индийского слона. Музей этнографии и естественной истории в Кишинёве.
Молдавия
Фото со знаменитой в своё время Бессарабской сельскохозяйственной выставки 1889 г. в Кишинёве. Музей этнографии и естественной истории в Кишинёве.
Молдавия
Потолок главного зала Музея этнографии и естественной истории в Кишинёве. Роскошь стиля "модерн".
Молдавия
Капитолийская волчица перед фасадом Национального музея истории Молдовы. Типа знай наших, восточные лапотники. На самом деле это, конечно, КОПИЯ волчицы, ну так в Риме на Капитолийском холме тоже стоит только копия, а за подлинником надо в музей.
Молдавия
Вот, наконец, и Штефан III Святой и Великий (Sfatul cel Mare, 1429-1504) на улице своего имени в Кишинёве, напротив Дома правительства и Национальной библиотеки, наискосок от Триумфальной арки. Памятник выдержан в приличном классическом стиле, у странствующих мизантропов замечаний к нему нет. Сооружён в 1928 г. (= при румынах).

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Маленькая, но живучая Молдавия