Александр Бурьяк

Рассредоточенная Лодзь

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
В Средние века Лодзь была деревней в собственности католичес- кой церкви. В 1423 r. получила права города. В начале XVI века в Лодзи имелось только 30 домов и проживало только 70 семей, но права города сохранялись. В первой половине XVII века, после нашествия шведов, Лодзь оказалась в упадке, хотя, вроде, куда уж было больше. После Второго раздела Речи Посполитой Лодзь оказа- лась в прусской зоне оккупации. В городке в то время было только 250 обитателей, и прусские власти даже раасматривали вопрос об отъятии у Лодзи прав города и возвращении ей прав деревни. С 1807 г. Лодзь принадлежала княжеству Варшавскому -- номиналь- но независимому государству, сущестовавшему в 1807-1815 гг. под патронатом наполеоновской Франции. Сувереном указанного княжества был король Саксонии, входившей в Рейнский союз -- протекторат Французкой империи. С 1815 г. Лодзь по решению Венского конгресса оказалась в со- ставе Царства Польского, входившего через личную унию в Российс- кую Империю (российские императоры добавочно короновались как цари Польши). Ситуация для Лодзи начала существенно меняться в 1820 году, ко- гда правительство Царства Польского включило этот городок в "про- мышленную зону" (точнее, в "калиско-мазовецкий промышленный округ") и назначило ей специализироваться в ткачества и сукнова- лянии. В Лодзь ломанули преимущественно немецкоговорящие ткачи из Великопольши, Силезии, Саксонии, Бранденбурга, Чехии и Моравии. Лёд тронулся. Началось становление Лодзи как крупного и богатого промышленного центра, железнодорожного узла и т. п.. Среди проче- го, Лодзь оказалась -- в Межвоенье -- центром польской киноиндус- трии. В общем, из прекрасной старины в Лодзи нет ничего ранее середи- ны XIX века. Но основная застройка центра Лодзи пришлась на конец XIX -- начало XX века, иначе говоря, как раз на то время, на ка- кое пришлась основная сохранившаяся застройка центра Парижа, цен- тра Марида и т. д., в итоге мы получили в Лодзи тот же стиль, то же качество, почти тот же размах, что и в лучших городах Европы. * * * Главная улица Лодзи -- и самая историчная -- Пётрковска. Возни- кла на тракте, соединявшем город Пётркув-Трибунальский с городом Згежем. Скажем честно: эта улица -- наверняка в числе самых архи- тектуристых улиц на свете. Московский Арбат даже рядом не лежал, а петербургский Невский проспект ревниво покусывает губы. Конеч- но, в Париже, Мадриде, Барселоне. Валенсии есть много более эф- фектные улицы, чем лодьская Пётрковска, причём даже не по одной штуке на город, но для своей весовой категории (провинциальный город в Центральной Европе) Пётрковска севернее проспекта Пилсуд- ского смотрится очень хорошо, особенно с учётом того, что она пешеходная и ну очень длинная. * * * С улицей Пётрковской у меня большие сложности: быстро вылетает из головы её точное название, и вместо него лезут всякие "Петра- ковска", "Петрыковска", "Пётрыковска", "Пютрковска" и т. п. * * * В Польше автомобили воняют как-то несколько сильновато. В осо- бенности исследование Лодзи стоило мне немалых потерь здоровья из-за автомобильных выхлопных газов. Лодзь -- слишком рассредо- точенная, слишком испорченная автомобильством. Потешно, но Лодзь членствует в неком Stowarzyszeniu Zdrowych Miast Polskich. Наверное, лодзяне всё-таки не прочь жить в городе с чистым воздухом, только не знают, как это сделать, не отказав- шись от их любимых автомобилей. Я тоже не знаю. Как в Лодзи расширяют улицы "под автомобиль": сносят все исто- рические здания с одной стороны проезжей части, а с другой, так и быть, оставляют. Скажем, улицу Тадеуша Костюшки подвергли акту вандализма с её восточной стороны. В отличие от Варшавы, в Лодзи самокатов плебсу ещё не впарива- ют. Ну, хоть с этой стороны пока облегчение. * * * В приличных городах скейтборднутые гремучие недоумки должны бы убираться из общественных мест в специальные зонки, огороженные звукоизолирующими заборами. Потому что шум на улицах -- это раз- новидность вредного мусора, давящая некоторым на психику. * * * Поляки как-то вообще многовато пьют и курят, но в Лодзи это особенно заметно (может, из-за обилия пролетариата: промышленный центр всё-таки). * * * Железнодородный вокзал Лудзь-Видзев -- очень непредставитель- ный, уровня нашего райцентра, а главное -- можно сказать, у чёрта на куличках. Идти от него к трамваю, чтобы ехать в центр, при- шлось какими-то дворами. В Лодзи я вышел из поезда на станции Лудзь-Видзев, а не на станции Лудзь-Фабрычна, потому что интернет-сайт intercity.pl упорно показывал, что поезда из Торуня идут только до Лудзь- Видзев, а дальше либо пересадка, либо матабуча пешком или как хочешь. То же при поездке из Лодзи в Варшаву. Хуже того, указан- ный сайт представлял дело так, что от Лодзи Видзевой до Варшавы Центральной ходит поезд 9100 и иначе никак, но когда я самолично припёрся на Лудзь-Фабрычну на разведку за день до убытия в Варша- ву, то выявил на табло, что за 10 минут до моего отправления по- ездом 9100 со станции Лудзь-Видзев уходит в ту же самую Варшаву 9101-й. Я сразу же заподозрил, что поездом 9100 он становится на Лудзь-Видзев. Ещё хуже того (а ведь, вроде, куда уж более), когда я покупал через интернет билеты от Лудзь-Видзев до Варшавы Цент- ральной, сайт сообщил мне, что имеется уже только 1-й класс, хотя я занялся этим делом очень загодя. Ладно, купил я первый класс, задавитесь. Откуда мне знать: может, в воскресенье, в 8.30 утра, лодзяне имеют обыкновение устремляться в Варшаву на закупы или к культурным ценностям, отсюда и дефицит мест. Потом, ещё ведь случается такое социальное бедствие, как футбольные матчи. Утром в день отправления дочка, как обычно, задержалась со сбо- рами, потом выяснилось, что до Лудзь-Видзев трамвай идёт раз в полчаса, потом мы в нервном состоянии рванули на Фабричную Лодзь пешедралом, потом я в кассе переоформил с мини-доплатой билет на посадку в поезд 9101 (он действительно оказался тем же, что и 9100, и, разумеется, полупустым, а в вагоне 1-го класса и вовсе сидело хорошо если 10 человек заможнэго паньства типа нас). Теперь гадаю: был ли на билетопродавальном сайте обчный ляп от долбанутого волосато-пирсингованного программера, ездящего в офис на электрическом самокате, или же меня автоматически дискримини- ровали как возможного москаля, хотя я полякам почти родной брат литвин, какой-то мой предок наверняка воевал в корпусе Домбровс- кого или где-то рядом, а у моей супруги фамилия и вовсе Мицкевич -- так-то, вахлаки. * * * Трамвайные остановки в Лодзи объявляются своеобразно, а именно двухступенчато: сначала объявляется улица, по которой едет трам- вай, а потом собственно остановка. * * * Лодзьский "Музей канализации" (правильнее -- Музей канала "Дэнтка" (надувная камера в колесе), отдел Музея города Лодзи) расположен на площади Свободы ("Вольносьци"), точнее, под нею -- кольцом вокруг памятника Тадеушу Костюшке. Вход в билетную кассу -- в подворотне в южной части площади, вход в музей -- дыра с винтовой лестницей чуть восточнее памятника. Кстати, памятник -- отвратительный: в стиле наивной скульптуры. Линчевать надо (хотя бы фигурально) за такие памятники. Музей небольшой, но впечатляющий. Действует с 2008 года. Далее немного информации из музейной листовки. Канал "Дэнтка" под площадью Свободы был построен в 1926 году. Имеет длину 142 метра и вмещает в себя около 300 кубометров воды. К нему подходят несколько "линейных" каналов, отгороженных от него задвижками. Когда требовалось почистить какой-нибудь из этих "линейных" каналов, в него спускали накопленную в "Дэнтке" воду, открыв соответствующую задвижку. В настоящее время "линейные" каналы очищаются водой из специальных автомобилей, и "Дэнтка" уже не при канализационных делах: пошла, так сказать, на повышение. Строительство канализации в Лодзи было начато в 1925 году. Про- ектировщики, разумеется, привязывались к особенностям лодзьского ландшафта (Лодзь понижается в направлении с северо-востока на юго-запад, причём перепад высот составляет 100 м.). До начала Второй Мировой войны было построено более 100 км больших кирпич- ных каналов и подсоединено к ним 2709 зданий. Канализацией стала пользоваться третья часть лодзян. * * * Старое кладбище в Лодзи было открыто в 1855 г. Состоит из трёх частей: католической, евангелистской и православной. * * * До 1930 г. в Лодзи жили 230 000 евреев. Они составляли треть населения города. Еврейское гетто в Лодзи, образованное при нацистах, распола- галось к западу от Нового еврейского кладбища впритык к нему. В числе узников еврейского гетто в Лодзи был Исраэль Криштал, который потом попал в Освенцим и ко времени освобождения весил только 33 кг. В 2016 г. он таки умер -- в возрасте... 116 лет. Это к вопросу о таинственном влиянии несмертельного концлагер- ного голодания на некоторые человеческие организмы. Новое еврейское кладбище в Лодзи -- самое большое еврейское кладбище в Европе после берлинского. Его площадь -- 42 гектара. Создано в 1892 г. Самая большая достопримечательность на этом кладбище -- мавзолей Израиля Познаньского, построенный в 1903- 1905 гг. Это крупнейший еврейский мавзолей в мире. Израиль Познаньский (1833-1900) -- владелец ткацких фабрик, эксплуататор трудового народа. В Лодзи ещё имеется дворец Израиля Познаньско- го, тоже крупный. Теперь в нём Музей истории города Лодзи. А ещё имеется фабрика Израиля Познаньского, ныне она -- огромный тор- гово-развлекательный центр. В общем, я был близок к тому, чтобы дать этому тексту название "Лодзь -- бывший город Изриля Познаньского". * * * В Лодзи почти нет магазинов "Бедронка": здесь господствует чуть более дорогая "Жабка". Одна крупная "Бедронка" располагает- ся напротив фабрики Израиля Познанского -- той самой, что возле бывшего дворца указанного деятеля. * * * Об апартаментах deLux3 на улице Jana Kilinskiego. От и до вокзала "Лудзь Фабрычна" можно ходить пешком, но имеет- ся и трамвай. В 7 минутах ходьбы -- большой торговый центр. Он примечателен выставкой старинных автомобилей. Улица Пётрковска (наверное, самая-самая в Лодзи) -- в 10 минутах. Хозяин апартаментов пан Михал -- контактный, доброжелательный, беспроблемный. Двойная кровать -- на "антресолях", но весьма прочных. И проби- раться там надо не ползком, а только несколько согнувшись. Дом -- старая постройка с толстыми стенами и высочайшими потолками. Расположен на довольно автомобилистой улице, но окнами во двор, поэтому там вполне тихо в любое время суток. Основное проветрива- ние, тем не менее, рекомендую делать ночью, через окно в кухне.
Лодзь
Улица Пётрковска в 1914 г. на следующий день после оккупации Лодзи немецкими войсками.
Лодзь
Вот приблизительно на таком автомобиле ездил Великий Лесли в исполнении Тони Кёртиса (см. потрясающий фильм "Большие гонки"). Автовыставка в торговом центре на углу улиц Пилсудского и Сенкевича.
Лодзь
В лодьском музее канализации под площадью Свободы. Канализация в этой части была ливневая, расслабьтесь.
Лодзь
Фотографии со стенда в музее канализации, показывающие насклько серьёзно подходили к работе древние канализаторы и насколько основательны подземные сооружения в Лодзи.
Лодзь
Вот ЭТО предназначалось для защиты углов подворотни от повреждения колёсами экипажей на улице Пётрковской.
Лодзь
"Белая фабрика" на улице Пётрковской.
Лодзь
Одно из самых интересных зданий Лодзи, ул. Нарутовича.
Лодзь
Церковь Александра Невского, ул. Килиньскего.
Лодзь
Здание телеканала TVP3 на ул. Нарутовича.
Лодзь
Насколько я понял, бесплатная раздача питьевой воды. Улица Тадеуша Костюшко, субботнее утро.
Лодзь
Вот как на самом деле называется эта улица, бросающая вызов самым-самым столицам Европы.
Лодзь
Польский велорикша на Пётрковской. Индия ревниво скрежечет зубами.
Лодзь
Дом с драконами на Пётрковской.
Лодзь
Кусочек дворца великого лодзянина Израиля Познаньского.
Лодзь
На фабрике Израиля Познаньского сегодня. Каждый день - праздник. Было ли так же во времена Израиля - вопрос.
Лодзь
Мир иллюзий. Cinema City на всё той же бывшей фабрике Израиля Познаньского.
Лодзь
Закуток детских ужасов на бывшей фабрике всё того же Израиля Познаньского.
Лодзь
Главный вход на бывшую фабрику всё того же Израиля. Непроизвольно сравним с утилитарно-мрачными зданиями предприятий советской постройки.
Лодзь
Склеп семьи Хейнзлов на кладбище Святого Иосифа (располагающемся чуть западнее фабрики Израиля). Этому кладбищу в общем-то лет 100, но старые захоронения в основном перекрыты новыми, что есть немножко неправильно.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Рассредоточенная Лодзь