Вся старая часть Варшавы -- это, можно сказать, мемориал
героям Варшавского восстания 1944 года: монументики и памятные
доски то и дело попадаются на глаза.
Ясное дело, что после войны восстанавливали в Варшаве близко к
оригиналу далеко не всё, а только знаковые здания, изображения
которых сохранились. К счастью, многое осталось недовзорванным, а
что-то и вовсе уцелело.
* * *
В Варшаве сделано удобное сообщение аэропорта имени Монюшко
Шопена с районом центрального железнодорожного вокзала: автобусы
#175 ездят каждые 20 минут, цена билета 2.20 злотых. Это очень по-
божески. Путешественников Варшава ждёт.
* * *
На варшавском центральном вокзале довелось столкнуться с желез-
нодорожной засадой, в какую я ещё, вроде, не попадал (ой, сколько
же их?...). В Польше перрон (англ.: platform) называется peron, а
путь (англ.: track) -- tor. Так вот, место отхода/прихода поездов
у поляков обозначается на всяких табло с точностью до perona, а не
до tora. А засада состояла в следующем: мой поезд опаздывал с по-
явлением на своём toru -- на том, на шильде которого были высве-
чены данные этого поезда. Я пристроился с семейством на скамейке
рядом с нужным torom и весь ушёл в визуальное внимание, потому
что вокзальное bla-bla-bla по громкоговорителям я понимаю, изви-
ните, только через слово. Объявление об отправке моего поезда на
шильде сменилось объявлением для другого поезда, и он таки при-
был. Объявление на более подробной шильде сбоку от меня сообщало,
что отправление моего поезда "спузьня се" аж на 20 минут. Вот уже
только минут 5 осталось до нового времени убытия, а поезда всё
нет. Почти случайно я поинтересовался ситуацией у себя за спиной,
на другом toru той же платформы -- И УВИДЕЛ СВОЙ ПОЕЗД, тихо под-
кравшийся сзади и уже почти готовый к отправке. Мы ЛОМАНУЛИ в
ближайший его вагон, сбив с ног несколько поляков, полят и
полек.
Хочу издать карманную брошюрку для путешественников "Железнодо-
рожные засады, с которыми я сталкивался самолично", но сначала
надо бы успеть запихнуть в интернет уже почти начатый "Путеводи-
тель по лучшим кладбищам мира".
* * *
Неприятное в Варшаве: её центр интенсивно застраивают высотным
стеклобетоном. Сильно подозреваю, что зачастую под снос идут не
местные эквиваленты "хрущёвок", а худо-бедно уцелевшие или
кропотливо восстановленные довоенные мастерписики. Впрочем, и в
1950-1970 гг. строили не одно лишь непотребство. Я понимаю, что
хочется показать достижения постсоциализма, но к наследию надо
ведь относиться как можно бережнее.
* * *
Варшавскому плебсу интенсивно втюхиваются электрические самока-
ты. Интенсивно -- это значит, что предлагаемые в аренду самокаты
стоят готовые прямо на главных улицах (по одному или по несколько
сразу). Кстати, такой хрени, как эти самокаты, ведь не было пред-
видено ни утопистами, ни антиутопистами: самое большое дурацкое
непотребство, какое у них всплывало, -- это движущиеся тротуары и
летающие автомобили. Я полагаю, что в воспалённых западоидских
мозжечках электрический самокат фигурирует как могучая альтерна-
тива колымаге с двигателем внутреннего сгорания и соответствено
как средство спасения города и мира от выхлопных газов, автостоя-
нок и т. п. А по-моему, это, наоборот, средство формирования
автомобильнутого мышления: придуркам впаривается в подсознание,
что медленно двигаться на своих естественных двух нижних конечно-
стях (или у кого как) -- это неправильно, несовременно и что надо
перемещать свой зад на механическом средстве с двигателем. Пока
западоидское чмо маленькое и/или бедноватое, оно напрягает
прохожих электрическим самокатом, а как подрастает -- и наживает
крупные телеса вследствие малоподвижности -- то пересаживается на
автомобиль (разумеется, тоже электрический: он ведь офигенно
"экологичен", особенно в части ветряков, уродующих естественные
пейзажи и издающих вредный для здоровья инфразвук).
Западоидский самокат с электромотором -- это не альтернатива
легковому автомобилю, а в основном добавление к нему: когда со-
всем уж не втиснуться с четырёхколёсным разрушителем биосферы,
недоразвитик достаёт из его багажника свой долбанутский самокат.
Эй, недобритки волосатые! Не электросамокаты ваши нужны челове-
честву, а компактные города с рациональным расположением всего и
приспособленностью к перемещению людей естественным образом. В
крайнем случае подошли бы БЕЗМОТОРНЫЕ самокаты, только ездящие не
по тротуарам и не по "велосипедным дорожкам", никак от пешеходных
дорожек не отгороженным, а там, где теперь ездят автомобили. Лич-
но у меня есть острое инстинктивное неприятие быстро проносящихся
возле меня предметов. А если вы какого-нибудь ребёночка просто
собьёте с ног, даже не покалечите, то его папашка всё равно может
ответно покалечить вас -- в первом же порыве праведных чувств.
"Бстро и легко" -- это аргумент дегенератский: чтобы организм
не деградировал, зачастую должно быть медленно и трудно. Хотите
вы или не хотите, а задними булками двигать надо -- ради здоро-
вья и долголетия. Если не желаете делать это для себя, делайте
хотя бы для других: им ведь может быть неприятно оказываться в
общественных местах рядом с квёлыми болезненными существами, едва
переставляющими свои костыли, громко сморкающимися и распростра-
няющими туберкулёз, гепатит и прочую заразу своими ослабленными
организмами.
Кстати, электросамокаты беспокоят далеко не только меня. Из пе-
редачи "Евроньюс" 18.05.2019: во Франции готовят закон, ограничи-
вающий применение электросамокатов. Езда по тротуарам будет раз-
решена только со скоростью, не превышающей скорости пешеходов. В
2018 году, оказывается, во Франции из-за электросамокатов уже по-
гибли 5 человек, а более 300 получили повреждения. Это ничтожно
мало в сравнении с жертвами автомобилей, но, скажем, от громкой
соседской музыки тоже мало кто умирает сразу, между тем психичес-
кие потери и вызываемые ими косвенные жертвы от всяких таких на-
прягающих факторов наверняка значительны. К примеру, человек в
раздражении после бессонной ночи (сократившей его жизнь, возмож-
но, на неделю) садится за руль, сбивает насмерть ребёночка, и
потеря списывается на автомобиль, а не на любителя heavy metal,
живущего через два этажа от этого человека. А если данный человек
-- к примеру, авиадиспетчер, то потери могут быть и поболее того.
* * *
Об апартаментах "Sienna 93, расположенных на улице Sienna, 93.
Место тихое днём и ночью. Второй этаж с окнами во двор.
От вокзала пешком -- минут 10. До Старого города я тоже ходил
пешком: если не отвлекаться на достопримечательности, то справ-
ляешься минут за 30.
Рядом -- приличная индийская забегаловка. Магазинов "Жабка" и
"Бедронка" в округе тоже хватает.
Телевизор работал только от комнатной антенны, показывал плохо
- и в основном рекламу.
Здание, конечно, "оккупантское", легко узнаваемого типа,
но смотрится очень хорошо. Сойдёт за обезвреженного Троянского коня.
Современная Варшава - город стекла и бетона.
В наибольшей близости от моей варшавской базы была
индийская забегаловка, и я не выдержал и взялся
за старое - вместо того, чтобы метаться по городу
в поисках настоятельно рекомендованного мне
суперсупа "чорба" "журек".
Памятник вездесущему Тадеушу Костюшко (1746-1817).
Как ни странно, герой умер своей смертью, в Швейцарии.
Похоронен по частям: основное - в Вавеле (Краков), сердце
- в часовне Королевского дворца (Варшава), прочие
внутренности - в Цухвиле (Швейцария) Родился Костюшко
на территории теперешней Белоруссии.
Граница бывшего еврейского гетто в Варшаве ныне
отмечена на тротуарах таким вот образом.
Непримечательное здание Еврейского театра в Варшаве,
ул. Сенаторская.
Дом профессоров - "невзятый бастион обороны Старого Города"
в Варшавском восстании 1944 года. Его удерживали бойцы
104-й роты Союза польских синдикалистов - подразделения
Армии Краёвой.
Герои Варшавского восстания 1944 года. Кстати,
в подавлении восстания участвовали - и жутко бесчинствовали -
солдаты 'Российской освободительной народной армии' ('РОНА')
Бронислава Каминского. Ну, АК тоже позволяла себе "излишества" -
к примеру, в отношении украинцев. На войне, как на войне.
Фото из интернета.
"Варшавское восстание 1944 года. Солдатам Армии Краёвой
подразделения 'Храбрый II', которые в час 'W' овладели
западной частью Средместья-Севера, блокировали аллею
Иерусалимскую, улицы Железную, Товарную, Грибовскую,
Большую и 63 дня отбивали атаки гитлеровских войск.
В тоннеле Серединной линии уничтожили железнодорожные
пути, прерывая связь вражеских сил с фронтом. В честь
и память 600 павшим в битвах. Этот памятник поставили
солдаты подразделения 'Храбрый' в 1991 году."
"Не езди по тротуару". Надо думать,
велосипедисты и смокатчики уже "достают"
довольно многих нормальных варшавян.
Один из самых красивых костёлов Варшавы на одной из самых
красивых её площадей. Костёл Спасителя
на площади Спасителя же.
А вот это архитектурное чудо Варшавы уничтожили
не гитлеровцы, а пилсудчики - в середине 1920-х,
из неприязни к России и православию. Собор
Святого Александра Невского 1894-1912 гг. постройки.
Нехорошо это - уничтожать храмы, даже вражеские.
Расплачиваться за содеянное пришлось в 1944-м.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Воcсозданная Варшава