Боголюбово -- посёлок в Суздальском районе Владимирской облас-
ти. Расположен в нескольких километрах к северо-востоку от Влади-
мира, так что в этот посёлок даже ходит владимирский городской
маршрутный автобус #152, сесть в который можно, к примеру, у
Золотых ворот.
Рядом с Боголюбовом речка Нерль впадает в реку Клязьму. Цепочка
рек там, кстати, такая: Нерль -> Клязьма -> Ока -> Волга.
Боголюбово (под первоначальным именем Боголюбый) было основано
в качестве стольного града в 1158 году по воле князя Андрея Юрье-
вича -- сына Юрия Владимировича Долгорукого, основателя Москвы.
Мама этого Андрея была половецкая княжна, дочь хана Аепы.
Насколько я понимаю, это князь Андрей Боголюбский получил [свою
фамилию] своё прозвище по Боголюбову, а не наоборот. Но некоторые
считают, что всё же таки да: Андрея обзывали Боголюбым ещё до
основания им града Боголюбова. Но после появления Боголюбова он
стал Боголюбским.
Когда родился указанный Андрей, историкам точно не ведомо. На-
зывают промежуток от 1111 до 1125 гг. Точно известна дата убийст-
ва князя его же боярами: в ночь с 28 на 29 июня 1174 г.
Город Боголюбов якобы имел когда-то белокаменные стены. Ныне от
его укреплений остался только участок вала, видимый через дорогу
от Свято-Боголюбского женского монастыря.
Город Боголюбов постепенно выродился в посёлок Боголюбово: ска-
залась близость города Владимира. Меж городами тоже ведь действует
жёсткий естественный отбор.
Седая старина в Боголюбове -- это часть церкви Рождества Бого-
родицы и церковь Покрова на Нерли. Остальное -- в лучшем случае
XVII и XIX века.
Кстати, в XVII и XIX веках на Руси увлеклись строительством
вокруг монастырей крепостных стен с башнями. У меня против этого
возражение только одно: РАНЬШЕ надо было такое строить, тогда бы
эти стены с башнями были теперь древнее, интереснее.
* * *
Андрей Боголюбской -- значительная фигура в древной русской ис-
тории. Всяких Святославовичей и Изяславовичей в ней немеряно, но
выдающихся личностей там немного. Держать в скудной памяти надо
приблизительно следующих:
Олег, который Вещий;
Святой Владимир, креститель Руси;
Ярослав Мудрый;
Владимир Мономах;
Владимир Большое Гнездо;
Юрий Долгорукий;
Андрей Боголюбский;
Александр Невский;
Дмитрий Донской.
* * *
В Свято-Боголюбском женском монастыре запрещено фотографиро-
вать, но правильным туристам это до лампады. И меня такие запреты
возмущают, между прочим. Если монашки и монахи так хотят отрыва
от мирского, пусть прутся в глухие места в дальних далях, а не
устраиваются при памятниках архитектуры. Особые права на эти па-
мятники у них никакие хотя бы потому, что нет преемственности ме-
жду когдатошними обитателями монастырей и нынешними. И мнение
Православной церкви по этому вопросу мне тоже до лампады: у меня
есть своё, мне чужого не надо.
Абсурдные ограничения туристских гражданских свобод в монасты-
рях и пр. -- это не только узурпаторство, самоуправство, жлобст-
во, мракобесие и препятствование распространению высокой культу-
ры, но вдобавок и глупость: мы ж вам ваши объекты бесплатно ре-
кламируем своими фотографиями. Более того: у нас почти что пропа-
ганда вашей религии получается. Будут туристы -- будет успешее
идти продажа свечей, иконок, церковной бижутерии и церковной
литературки. Вы бы лучше налаживали в ваших трапезных готовку
вкусной и дешёвой еды для нас и зарабатывали ещё и на этом.
А если будете злобно посматривать на фотографирующих, делать
им замечания, а то и приставать со свими антифотографскими требо-
ваниями, возможно, Господь вас накажет за ваше нетолерантное,
нехристианское поведение.
Не нравимся вам мы, жизнелюбы, -- терпите: считайте, что это
испытание у вас такое, чтоб крепче вера ваша была. Да, некоторые
туристы ведут себя по-хамски, так вы и подходите к ним избира-
тельно, я только ЗА. Могу даже подсоблять, если что. Но фотогра-
фирование -- это святое. Где хотите -- возьмите, а здесь положи-
те.
Мы прёмся к вам за тридевять земель, чтобы сделать свои скром-
ные, но очень важные для нас снимки. Мы приходим к вам с просвет-
лёнными душами, достаём свои фотокамеры и мобильники, и тут вы-
лезаете раздражённые вы с явными признаками злобности на угрюмых
физиономиях и требуете, чтобы мы прекратили своё приобщение к
прекрасному (не вами, кстати, созданному). Вы отвлекаете нас от
чистых мыслей о горнем, встреваете между нами и Богом (мы -- в
ЕГО доме, а не в вашем), дискредитируете РПЦ и вдобавок настраи-
ваете людей против власти (она ж вам, получается, попустительст-
вует!). При этом вы ещё имеете наглость считать, что вы -- хрис-
тиане, а я, прикасавшийся к Гробу Господню в Иерусалиме, -- типа
никто. На самом-то деле в сравнении с вами я наверняка почти пра-
ведник, а может, уже даже и не почти. Ну, в сравнении с вами.
Не судите, да не судимы будете. Слышали про такое? Это называ-
ется христианством, а что у вас тут за лавочка, надо ещё разби-
раться, да некогда.
Однажды в Слониме я вознамерился фотографировать в храме, но
увидел местного молодого священника и, чтобы не нарываться лишний
раз на конфликт, подошёл к нему и спросил разрешения. Прекрасный
ответ священника достоин выгравировки в нашем туристическом гра-
ните: "ДА РАДИ БОГА!".
Сильнейше подозреваю, что с фотографирующими туристами воюют не
священники, а церковные активисты, служки и монахини, причём зача-
стую (а может, и всегда) единственно из неудовлетворённой потреб-
ности на кого-нибудь погавкать. Священники же -- люди образован-
ные, культурные, думающие, а главное -- таки имеющие представле-
ние о том, что есть истинное христианство.
Отклоняться от заповедей Иисуса, конечно же, доводится и священ-
никам -- когда жизнь прижимает -- но делать это из-за такой мело-
чи, как сдержанное (в пределах приличий) туристское фотографирова-
ние в храме, -- ерунда полная.
* * *
В храме Покрова на Нерли требуют 100 рублей за вход и проводят
экскурсию на хоры (балкон), где якобы сиживал во время церковных
служб князь Андрей Боголюбский. В самом деле, где ещё ему было
сиживать? Никакого декора внутри храма не сохранилось. Церковные
прибамбасы там новые и не размашистые. Смотреть нечего. Слушать
домыслы экскурсовода нет резона. Очень узкая винтовая лестница в
стене, ведущая на хоры, смотрится, конечно же, привлекательно,
но надо уметь сдерживать свои порывы.
Про эту церковь Покрова на Нерли я читывал ещё будучи школьни-
ком, в какой-то книжке по архитектуре (я был старательным мальчи-
ком и планировал стать широко образованным человеком). И фотогра-
фию этой церкви оттуда я помню -- в варианте над водами, кото-
рый я сам теперь попробовал воспроизвести.

Панорама Боголюбова. Свято-Боголюбский женский монастырь.
Слева - надвратная колокольня. Стены и башни монастыря построены лишь
во 2-й половине XIX века.

Собор иконы Богоматери Боголюбской (1866 г.).

В соборе иконы Богоматери Боголюбской.

Церковь Рождества Богородицы (1751 г., в основании - остатки предыдущего
варианта церкви). Левая нижняя часть церкви - остаток палат Андрея Боголюбского,
построенных в 1158-1165 гг. Насколько я понимаю, это самый древний образец
"гражданской архитектуры" на Руси.

Церковь Рождества Богородицы.

Место убиения князя Андрея Боголюбского 29 июня 1174 г.

Боголюбовский супермегапереход через железную дорогу. Он мог бы стать
по совместительству обзорной площадкой с прекрасным видом на монастырь,
но не стал: монастырь довольно-таки заслоняют всякие "посторонние предметы".

Церковь Покрова на Нерли. 1165 год. На переднем плане не Нерль.

Церковь Покрова на Нерли, другой ракурс.

Церковь Покрова на Нерли внутри. Ничего особенного.

Церковь Покрова на Нерли. Детали.

Радуется на такое душа русского человека. Свято-Боголюбский женский монастырь.

Что ещё у нас есть в Боголюбове.

Образчик боголюбовской застройки.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Бывшестоличное Боголюбово