Александр Бурьяк

Монастыристый посёлок Борисоглебский

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Посёлок Борисоглебский расположен в 19 км от Ростова Великого и знаменит в определённых кругах своим Борисоглебским же монасты- рём. Начинался как слобода при этом самом монастыре. Одно время числился городом Борисоглебском, но потом был опущен в статусе. Соответственно в названии корректировалось окончание. Местным жителям это надоело, и они стали именовать этот населённый пункт просто Борисоглебом. Поскольку слово "слобода" вышло из употребления (кстати, а по- чему?), Борисоглебский теперь -- не слобода (Борисоглебская), а посёлок. Посёлок этот не маленький и не задрипанный. В Борисоглебский даже имеется особый автобусный маршрут (№524) из Ярославля (через Ростов), но я туда добирался из Ростова Великого. А приметил я достойнейший монастырь в Борисоглебском, когда ехал автобусом из Углича опять же в Ростов. Оставить неосмотренной такую глыбищу было никак. Борисоглебский монастырь, во-первых, большой; во-вторых, до- вольно эффектный; в-третьих, с постройками, появившимися преиму- щественно в XVI веке; в-четвёртых, знаменитый великими старцами, в нём обитавшими. Под стенами монастыря -- небольшое озеро. В стенах монастыря -- тоже озерцо, даже с парой диких уток (и есть ещё одно заросшее углубление, в котором когда-то наверняка была вода: может, запас на случай осады). С озерцами тут работать ещё не научились: вид у них так себе, а потенциал ведь есть. Додумались укрепить берег наружного озера "решёткой" из чёрного пластика. Взяли бы по крайней мере зелёный. Опять же ивы всякие должны в воду смотреться. Какой-то волосатый художник малюкал тем не менее при мне акварелью вид монастыря через озеро: право, нашёл ЧТО. Если не добавит отсебятины, то фиг он свой рисунок потом продаст. Продать Родину -- и то будет лег- че. Что касается внутреннего озерца, которое с утками, то к этому озерцу надо бы протоптать дорожку, чтобы посетители типа меня по- лучили возможность фотографировать с близкого расстояния водные растения, наблюдать жизнь лягушек и т. д. И в эстетическом аспекте монастырь тоже может быть существенно доработан. Я имею в виду в первую очередь фасад: надо бы поуби- рать [к чёртовой матери] заслоняющие его столбы и провода, а также, может, и некоторые торговые строения. А вообще же монастырь радует своей недореставрированностью, не- дозатоптанностью туристами. И получается, что постройки Борисоглебского монастыря -- на одно-два столетия старше построек ростовских монастырей и, на- верное, даже служили для них образцом. * * * Из храмов монастыря мне удалось побывать только в одном, про- чие оказались дерзко заперты монахами [но я не стал качать свои "права человека" на доступ внутрь старинных архитектурных ценнос- тей]. Если ребята хотят дохода от продажи туристам свечей и нахо- лодильниковых "магнитиков", пусть открывают доступ много куда. Даже в свои кельи. Нет обзора -- рождается подозрение, что в мо- настыре развёрнута какая-то секретная база для чего-то там, тем более что за всё время своего шатания по монастырю (а это часа четыре) я видел лишь одного монаха, причём призывного возраста. И таки бросились в глаза на территории монастыря две армейские походные кухни и три армейские же походные хлебопекарни. * * * В эту поездку я обратил, наконец, внимание на следующее: в пра- вославных мужских монастырях трудятся посторонние женщины (моют полы в церквях, продают иконки и пр.), в женских -- посторонние мужчины (строят, охраняют; да и священник в монастырской церкви -- всегда мужчина). Я ни на что не намекаю, а только фиксирую факты. Верю, что в монахи и монахини идут по преимуществу особы с ослабленным влечением к противоположному полу, ан вот поди ж ты. Нет чистоты принципов. * * * Не благослави в 1612 году борисоглебский затворник Иринарх рус- ское народное ополчение в 1612 году, может, не удалось бы этому ополчению Москву от речьпосполитовцев освободить. И тогда при- шлось бы освобождать её позже. Или не освобождать вовсе. И была бы теперь Россия, может, частью Европы. Или Европа была бы уже частью России. Короче, многое было бы не так, как есть. Только непонятно как. И всё из-за одного авторитетного затворника, спо- добившегося благословить войско (= поднять боевой дух, как мини- мум), после чего русичи наверняка попёрли на оккупантов, аки львы. Отрицаешь силу благословения -- так заодно уж и крест с себя снимай. А если не отрицаешь, так признавай и то, что Русская Пра- вославная церковь существенно приложилась к освобождению для тебя России. В том числе от хохлов (они же в то время пребывали в со- ставе Речи Посполитой и воевали, как правило, за неё самую, по- скольку думали, что так и должно быть). * * * Кстати, Иринарх -- это по-русски "властелин Ирины"?
Борисоглебский
"Преподобному Иринарху, затворнику борисоглебскому (ум. в 1616), благославившему народное ополчение 1612 года под предводительством князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы от польских интервентов."
Борисоглебский
Образчик гражданской архитектуры посёлка Борисоглебского.
Борисоглебский
Ещё образчик гражданской архитектуры посёлка Борисоглебского. В пару предыдущему. Уже можно немножко обобщать.
Борисоглебский
Гнездильще российской бюрократии - здание волостного правления. Конец XIX - начало XX века.
Борисоглебский
Наименее плохой снимок главных ворот монастыря, какой мне удалось сделать. И это не фотоаппарат у меня кривоватый, а такова особенность древнерусской архитектуры, прошедшей через горнило веков.
Борисоглебский
Те же ворота, только почти в профиль. На табличке: "Крепостные стены и башни с бойницами - уникальный памятник русского оборонного зодчества середины XVI века." Напомним себе, что у ряда монастырей европейского центра России (не будем тыкать в них пальцами) похожее "оборонное зодчество" - лишь имитации-стилизации, построенные в XVII-XIX веках. Тут же всё доподлинное: то, чему в других местах подражали.
Борисоглебский
Памятник доблестным монахам монастыря, отдавшим жизнь [флоту] на флоте. Ну, предполагаю, что это так. Поблизости от монастыря есть только пруд. Внутри монастыря - пруд поменьше. Но для этих прудов вряд ли требовался такой большой якорь.
Борисоглебский
Пруд под стенами монастыря.
Борисоглебский
Церковь в Борисоглебском монастыре.
Борисоглебский
Внутри церкви.
Борисоглебский
Собор Бориса и Глеба. 1522-1524 гг. Древнейшее сооружение монастыря. Паперть - начала XIX века. В нишах собора сохранились фрагменты росписи XVI века, но основная роспись - XX века.
Борисоглебский, Александр Бурьяк
Возле собора Бориса и Глеба.
Борисоглебский
Монастырская колокольня.
Борисоглебский
Монастырская походная хлебопекарня.
Борисоглебский
Здесь похоронены святитель Тихон (архиепископ Ростовский и Ярославский, ум. в 1511) и Блаженный Алексий Стефанович (борисоглебский юродивый, ум. в 1781). На внутримонастырском кладбище.
Борисоглебский
Келья преподобного Иринарха затворника.
Борисоглебский
Пояснение к келье преподобного Иринарха затворника.
Борисоглебский
Вещаю: не надо стесняться всяких таких объектов и убирать их на дальние задворки. Наоборот, надо стаскивать их в почётные видные места и считать мини-музеями, памятниками технической истории. Они по-своему прекрасны - почти как римские руины.
Борисоглебский
Угловая башня монастыря.
Борисоглебский
Запасные [парадные] ворота монастыря: мало ли что.
Борисоглебский
Фасадная часть монастыря заслонена пристроенными к ней лавками. Правда, лавки подпирают монастырские стены, чтобы те стояли вертикально, а не какую как угораздит.
Борисоглебский
Памяник князю Дмитрию Пожарскому. Князь деликатно отказывается отдать меч [гражданину Минину] и взять себе саблю: махать - так уж махать, да?
Борисоглебский
[Приучение русичей к виду крови] Ладно, no comment.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Монастыристый посёлок Борисоглебский