Посёлок Борисоглебский расположен в 19 км от Ростова Великого
и знаменит в определённых кругах своим Борисоглебским же монасты-
рём. Начинался как слобода при этом самом монастыре. Одно время
числился городом Борисоглебском, но потом был опущен в статусе.
Соответственно в названии корректировалось окончание. Местным
жителям это надоело, и они стали именовать этот населённый пункт
просто Борисоглебом.
Поскольку слово "слобода" вышло из употребления (кстати, а по-
чему?), Борисоглебский теперь -- не слобода (Борисоглебская), а
посёлок.
Посёлок этот не маленький и не задрипанный. В Борисоглебский
даже имеется особый автобусный маршрут (№524) из Ярославля (через
Ростов), но я туда добирался из Ростова Великого. А приметил я
достойнейший монастырь в Борисоглебском, когда ехал автобусом из
Углича опять же в Ростов. Оставить неосмотренной такую глыбищу
было никак.
Борисоглебский монастырь, во-первых, большой; во-вторых, до-
вольно эффектный; в-третьих, с постройками, появившимися преиму-
щественно в XVI веке; в-четвёртых, знаменитый великими старцами,
в нём обитавшими.
Под стенами монастыря -- небольшое озеро. В стенах монастыря --
тоже озерцо, даже с парой диких уток (и есть ещё одно заросшее
углубление, в котором когда-то наверняка была вода: может, запас
на случай осады).
С озерцами тут работать ещё не научились: вид у них так себе,
а потенциал ведь есть. Додумались укрепить берег наружного озера
"решёткой" из чёрного пластика. Взяли бы по крайней мере зелёный.
Опять же ивы всякие должны в воду смотреться. Какой-то волосатый
художник малюкал тем не менее при мне акварелью вид монастыря
через озеро: право, нашёл ЧТО. Если не добавит отсебятины, то фиг
он свой рисунок потом продаст. Продать Родину -- и то будет лег-
че.
Что касается внутреннего озерца, которое с утками, то к этому
озерцу надо бы протоптать дорожку, чтобы посетители типа меня по-
лучили возможность фотографировать с близкого расстояния водные
растения, наблюдать жизнь лягушек и т. д.
И в эстетическом аспекте монастырь тоже может быть существенно
доработан. Я имею в виду в первую очередь фасад: надо бы поуби-
рать [к чёртовой матери] заслоняющие его столбы и провода, а
также, может, и некоторые торговые строения.
А вообще же монастырь радует своей недореставрированностью, не-
дозатоптанностью туристами.
И получается, что постройки Борисоглебского монастыря -- на
одно-два столетия старше построек ростовских монастырей и, на-
верное, даже служили для них образцом.
* * *
Из храмов монастыря мне удалось побывать только в одном, про-
чие оказались дерзко заперты монахами [но я не стал качать свои
"права человека" на доступ внутрь старинных архитектурных ценнос-
тей]. Если ребята хотят дохода от продажи туристам свечей и нахо-
лодильниковых "магнитиков", пусть открывают доступ много куда.
Даже в свои кельи. Нет обзора -- рождается подозрение, что в мо-
настыре развёрнута какая-то секретная база для чего-то там, тем
более что за всё время своего шатания по монастырю (а это часа
четыре) я видел лишь одного монаха, причём призывного возраста.
И таки бросились в глаза на территории монастыря две армейские
походные кухни и три армейские же походные хлебопекарни.
* * *
В эту поездку я обратил, наконец, внимание на следующее: в пра-
вославных мужских монастырях трудятся посторонние женщины (моют
полы в церквях, продают иконки и пр.), в женских -- посторонние
мужчины (строят, охраняют; да и священник в монастырской церкви
-- всегда мужчина). Я ни на что не намекаю, а только фиксирую
факты. Верю, что в монахи и монахини идут по преимуществу особы с
ослабленным влечением к противоположному полу, ан вот поди ж ты.
Нет чистоты принципов.
* * *
Не благослави в 1612 году борисоглебский затворник Иринарх рус-
ское народное ополчение в 1612 году, может, не удалось бы этому
ополчению Москву от речьпосполитовцев освободить. И тогда при-
шлось бы освобождать её позже. Или не освобождать вовсе. И была
бы теперь Россия, может, частью Европы. Или Европа была бы уже
частью России. Короче, многое было бы не так, как есть. Только
непонятно как. И всё из-за одного авторитетного затворника, спо-
добившегося благословить войско (= поднять боевой дух, как мини-
мум), после чего русичи наверняка попёрли на оккупантов, аки
львы.
Отрицаешь силу благословения -- так заодно уж и крест с себя
снимай. А если не отрицаешь, так признавай и то, что Русская Пра-
вославная церковь существенно приложилась к освобождению для тебя
России. В том числе от хохлов (они же в то время пребывали в со-
ставе Речи Посполитой и воевали, как правило, за неё самую, по-
скольку думали, что так и должно быть).
* * *
Кстати, Иринарх -- это по-русски "властелин Ирины"?
"Преподобному Иринарху, затворнику борисоглебскому (ум. в 1616),
благославившему народное ополчение 1612 года под предводительством князя
Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы от польских интервентов."
Образчик гражданской архитектуры посёлка Борисоглебского.
Ещё образчик гражданской архитектуры посёлка Борисоглебского.
В пару предыдущему. Уже можно немножко обобщать.
Гнездильще российской бюрократии - здание волостного правления.
Конец XIX - начало XX века.
Наименее плохой снимок главных ворот монастыря,
какой мне удалось сделать. И это не фотоаппарат у меня кривоватый,
а такова особенность древнерусской архитектуры, прошедшей
через горнило веков.
Те же ворота, только почти в профиль. На табличке:
"Крепостные стены и башни с бойницами - уникальный памятник русского
оборонного зодчества середины XVI века." Напомним себе, что у ряда
монастырей европейского центра России (не будем тыкать в них пальцами)
похожее "оборонное зодчество" - лишь имитации-стилизации, построенные
в XVII-XIX веках. Тут же всё доподлинное: то, чему в других местах
подражали.
Памятник доблестным монахам монастыря, отдавшим жизнь [флоту] на флоте.
Ну, предполагаю, что это так. Поблизости от монастыря есть только пруд.
Внутри монастыря - пруд поменьше. Но для этих прудов вряд ли
требовался такой большой якорь.
Пруд под стенами монастыря.
Церковь в Борисоглебском монастыре.
Внутри церкви.
Собор Бориса и Глеба. 1522-1524 гг. Древнейшее сооружение монастыря.
Паперть - начала XIX века. В нишах собора сохранились фрагменты
росписи XVI века, но основная роспись - XX века.
Возле собора Бориса и Глеба.
Монастырская колокольня.
Монастырская походная хлебопекарня.
Здесь похоронены святитель Тихон (архиепископ Ростовский и Ярославский,
ум. в 1511) и Блаженный Алексий Стефанович (борисоглебский юродивый,
ум. в 1781). На внутримонастырском кладбище.
Келья преподобного Иринарха затворника.
Пояснение к келье преподобного Иринарха затворника.
Вещаю: не надо стесняться всяких таких объектов и убирать их
на дальние задворки. Наоборот, надо стаскивать их в почётные
видные места и считать мини-музеями, памятниками технической истории.
Они по-своему прекрасны - почти как римские руины.
Угловая башня монастыря.
Запасные [парадные] ворота монастыря: мало ли что.
Фасадная часть монастыря заслонена пристроенными к ней лавками.
Правда, лавки подпирают монастырские стены, чтобы те стояли вертикально,
а не какую как угораздит.
Памяник князю Дмитрию Пожарскому. Князь деликатно отказывается отдать меч
[гражданину Минину] и взять себе саблю: махать - так уж махать, да?
[Приучение русичей к виду крови] Ладно, no comment.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Монастыристый посёлок Борисоглебский