Всплыла страшная правда о чувашах.
Такого в Чувашии ещё не было.
Вся Чувашия содрогнулась.
Похищена известная чувашская...
Вскрыли древнюю чувашскую могилу и ужаснулись.
Вы такого не могли себе представить: знаменитый русский оказал-
ся чувашем. А знаменитый чуваш оказался...
(Это я всего лишь передразниваю дурацкие сенсационные заголов-
ки.)
* * *
В Чебоксарах я оказался случайно: не смог купить через интернет
билет на поезд: сайт российских железных дорог, чтоб он сгорел,
не хотел снимать деньги с моей банковской карточки, выданной бе-
лорусским филиалом российского же Альфа-банка. А мне ведь позарез
надо было ехать из Казани в Нижний Новгород, и я в конце концов
решился воспользоваться автобусом. А чтобы не измучиться от дли-
тельного сидения, я надумал перемещаться в два этапа, с ночёвкой
между ними в столице Чувашии. И небольшой прогулкой, конечно.
* * *
В советское время Чебоксары позиционировались как город Чапаева
-- Василия Ивановича (1887-1919). Чапаев родился в деревне Будай-
ке Чебоксарского уезда, которая ныне в черте города Чебоксары. В
чебоксарских местах Чапаев провёл только первые 10 лет жизни, но
всё равно для чебоксарцев это была большая честь: Чапаев при Сове-
тах являл собой реально очень популярную фигуру. И был он, кстати,
не выдуманным героем, а настоящим. И уважали его искренне -- не за
его какое-то там значение в борьбе за новую власть, а за то, что
он был безусловный герой, герой из народа -- и герой, погибший от
пули врага, а не зажравшийся и заборзевший спустя какое-то время.
В Чебоксарах ныне имеются:
- музей Чапаева;
- памятник Чапаеву;
- улица Чапаева;
- завод имени Чапаева;
- микрорайон Чапаевский.
Википедия:
"Встречаются высказывания, что отец Василия Ивановича, Иван
Степанович Чапаев, по национальности был эрзянином, а мать чуваш-
кой."
Чапаевы были из крепостных крестьян. Крепостное право распро-
странялось, получается, и на чувашское крестьянство: настолько
то обрусело...
* * *
Чебоксары (чувашcкий вариант: Шупашкар) -- столица Чувашской
Республики (коротко Чувашии). Располагается на правом берегу
Волги, якобы при впадении в неё реки Чебоксарки, которая на самом
деле всего лишь речка, а то даже ручей, похожий на сточную кана-
ву.
Летопись упоминает Чебоксары в связи с походом воеводы Ивана
Дмитриевича Руна на Казань в мае 1469 года: '...ночевали на Чебо-
ксаре, а от Чебоксаря шли весь день, да и ночь всю шли, а при-
идоша под Казань на ранней зоре" [но не взяша оной].
Считается, что булгарское поселение там возникло в XIII веке,
сразу на обеих сторонах Чебоксарского залива.
Деревянный чебоксарский кремль был построен русскими в 1555 г.
-- на возвышенности в районе теперешних улиц Иванова и Сеспеля.
* * *
Про большое путешествие Екатерины Великой по России, потрясшее
современников и их потомков. С сайта www.workshome.ru:
"В 1767 году императрица Екатерина II путешествовала от Петер-
бурга до Москвы, от Москвы до Ярославля, а от Ярославля до Сим-
бирска по Волге, в сопровождении флотилии. Обратный путь от
Симбирска до Петербурга совершила сухопутно. В ходе путешествия
она посетила Чебоксары. Судя по расписанию, Екатерина II, выехав
из Ярославля и, прежде чем попасть в Чебоксары, проехала Костро-
му, Балахну, Юрьевен, Нижний Новгород, Козьмодемьянск. В Казанс-
кой губернии шла подготовка к приему императрицы. Первоначально в
воеводскую канцелярию пришло распоряжение о поиске легких, но
прочных судов, с палубами, приспособленными для перевозки
провизии. Канцелярия сделала объявление. Затем пришел указ о
подготовке красивого дома для приема Екатерины II и ее свиты. В
Казани был выбран дом владельца фабрики И.Ф. Дряблова, в Свияжске
— воеводский дом, а в Чебоксарах приняли решение принимать
высокую гостью в доме бывшего купца Ф. Котельникова, к тому
моменту, купленному отставным капитаном И. Соловцовым..."
"25 мая Екатерина II прибыла в город Чебоксары на галере
'Тверь'. Галера была на 12 больших основных веслах..."
"На этом отрезке волжского пути ее сопровождали генерал-поручик
А.И. Бибиков, действительный статский советник, военный капитан
Л. Лукашин, штаб-офицер, обер-офицер, семь унтер-офицеров и 140
рядовых. Судно бросило якорь у древнего кремля. Дорога от приста-
ни до Веденского собора была устлана красным сукном. Запись о
прибытии императрицы, сделанная игуменом Свято-Троицкого монасты-
ря Севастианом, сохранилась в монастырском синодике: «1767 года
мая 25 дня Ея Императорское Величество приближися к городу
Чебоксару в седьмом часу пополуночи, в 9 часу изволила в шлюпках
пойти к пред уготовленной преизрядные столярные работы пристани,
на которой казанский губернатор с воеводой того города и множест-
вом окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея. В препровождении
всех сих взошед на гору, государыня... со всем духовным собором,
под начальстом архимандрита монастыря Хрисанфа изволила пойти в
соборною Троицкого монастыря церковь; оттуда по возглашении мно-
голетия, соблаговолила пройти в дом отставного надворного совет-
ника Соловцева, где всемилостивейше пожаловала к руке: воеводу и
по нем дворянство, их жен, и тамошнее купечество». В Чебоксарах
Екатерина II со свитой обедала. На обед предлагались блюда из
говядины, баранины, гусей, уток, кур, индеек, разнообразной дичи,
рыбы, зелени, каш и так далее. Затем императрица ездила за город
осматривать дубовые рощи. Императрица была очарована красотой
природы и пожелала поужинать на Козином острове (подле
современного города Новочебоксарска). После ужина хотели сразу
отправиться дальше, но произошла заминка, связанная с тем, что на
правом берегу Волги Екатерину II вышли встречать жители деревни
Дубовка с хлебом и солью. Царица соизволила сойти на берег, чтобы
пообщаться с подданными и даже подарила одну из своих собачек
старосте деревни. Память об этом долго сохранялась в деревне.
Посещением Чебоксар императрица осталась довольна, отметив, что
город довольно живописен и красив."
После посещения города в 1767 г. Екатерина II написала: "Чебок-
сары во всём для меня лучше Нижнего Новгорода".
Ой, я сильно подозреваю, что впечатление Екатерины II от Чебок-
сар уже тогда давало чебоксарцам (и чувашам) шанс на гигантский
прорыв к совершенству и величию, но чебоксарцы его не рассмотрели
и соответственно профукали -- из-за своей недостаточной дерзости
по части масштабного креатива.
Главное ведь -- хорошая дебютная идея, но генерировать её ока-
залось некому.
* * *
"В 1920-е годы обсуждалась идея изменения названия Чувашской
АССР в Болгарскую АССР и переименования чувашей в болгар, вслед
за переименованием черемис в марийцев."
2/3 населения Чувашии -- чуваши. Это приблизительно половина
всех существующих на свете чувашей, которых совокупно около 1.5
млн.
Чувашский язык -- булгарской группы тюркской языковой семьи.
Поскольку отделение булгар от прочих тюрок случилось очень дав-
но, сходство чувашского языка с турецким почти никакое: на таб-
личках чебоксарских административных зданий нет никаких "милли",
"девлет", "баканлык", "мюдюрлюгю".
Чуваши -- европеоиды с заметным уклоном в монголоидность. По-
месь тюрок и угро-финнов. Северные ("верховые") чуваши антропо-
логически отличаются от южных ("низовых").
Чуваши -- как бы частичные потомки гуннов, позже -- волжских
булгар. Были кочевым народом. Вроде, отметились на Северном
Кавказе. Потом осели на Волге. Происхождение чувашей довольно
тёмное.
"Чавуш" в переводе с турецкого будет "сержант", "унтер-офицер",
"надсмотрщик", "старший над рабочими". Но это скорее всего слу-
чайное созвучие. Как и со словом "чувак".
До попадания под власть русских царей чуваши жили в составе
Казанского ханства.
С XVII века чувашей постепенно перевели с язычества на право-
славие.
Имена-фамилии у чувашей -- как у русских. Но отдельные пред-
ставители творческой интеллигенции берут себе чисто чувашские
псевдонимы (где-то ж откапывают их!).
Мы иногда и не догадываемся, что та или иная скуластая русская
знаменитость -- на самом деле чуваш. Ты его годами за русского
держишь, а он потом оказывается чувашем, в крайнем случае удмур-
том.
С тех пор, как чуваши стали навеки с русским народом, они
[только и делали, что] размножались весьма успешно -- за гранью
дружеских штыков, бердышей и пр. (впрочем, им случалось и участ-
вовать во всяких восстаниях против гнёта). До начала 1990-х чис-
ленность чувашей всё время росла, а потом они получили, наконец,
свободу и... не выдержали её.
Деревенские чуваши жили и живут приблизительно как русские,
только чуть по-своему.
И потом, кто такие русские, если не ославянившиеся потомки
чувашей и им подобных народов? Чуваш -- это русский чувашской
разновидности: поскреби русского -- найдёшь чуваша, мордвина,
эзрю, татарина и т. п.
Чуваши соотносятся с собственно русскими приблизительно как
консервированный зелёный горошек -- с салатом оливье (а евреи
про себя, быть может, полагают, что уж они-то в этом русско-
салатном замесе -- наверняка майонез).
Для того, чтобы национально выпендриваться, чувашам, в отличие
от татар, не хватает численности. Но чуваши приходят, если что,
татарам на помощь и что-то получают в дальнейшем наряду с ними.
Чуваши отчасти сохранились (не смешались с русскими) потому, что
сохранились татары. Сказалось и относительно позднее время аннек-
сии Казанского ханства Московией.
Чувашнуться в Чувашии мне пока что не удалось. Ну, пропитаться
чувашестью до состояния восторга. Но свою внутреннюю готовность к
этому я уже чувствую.
* * *
Кто от кого в Поволжье больше подпитывался культурно: полагаю,
сначала татары от чувашей, а потом наоборот. Татары заимствовали
у чувашей оседлый образ жизни: хатостроительство и т. п. А чуваши
потом соприкасались через татар с тюркским миром и с миром исла-
ма, а это те ещё глыбищи.
* * *
Новые заимствования шли в чувашский язык из русского языка,
поэтому чувашский язык теперь лексически много ближе к русскому,
чем, скажем, к турецкому. А вот дистанция с татарским языком,
наверное, даже сократилась, потому что заимствования в татарский
язык тоже шли в основном из русского.
Среди грамматических особенностей чувашского языка - суффикс
множественного числа "-сем" вместо имеющегося во всех тюркских
языках суффикса "-лар" (с фонетическими вариантами).
* * *
"Чувашский национальный конгресс — российская межрегиональная
общественная организация, объединяющая национально-культурные
автономии, объединения и ассоциации, существующие в местах
компактного проживания чувашей, регионов Российской Федерации и
зарубежных стран, общественные объединения, научные учреждения, а
также физические лица Чувашской Республики. Штаб-квартира
организации находится в столице Чувашской Республики — в городе
Чебоксары."
* * *
Волжская Булгария и Казанское ханство -- этапы истории чувашс-
кой государственности. Часть булгар-проточувашей переплавилась не
в чувашей, а в казанских татар.
Киевские князья, оказывается, ходили в своё время воевать
Волжскую Булгарию: Святослав Игоревич -- в 964-969 гг., Владимир
Святославич -- в 985 г. Представте себе: где -- Киев, а где --
Волжская Булгария.
В 1088 году камские булгары захватили Муром. В 1107 году волжс-
кие булгары заняли Суздаль. Это -- ладно: это уже много ближе, но
всё равно лично мне было бы лениво трястись так далеко на лошади
ради сомнительной добычи.
Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем
Юрием Владимировичем ходил на Булгарию и захватил город Болгар.
И т. д.
Кстати, Пётр I и Екатерина II ездили в своё время (но не вдво-
ём, разумеется) смотреть остатки этого Болгара. Надо полагать в
порядке самообразования. Но по-моему, там место не особо зрелищ-
ное.
Постказанская история чувашской государственности:
1920: ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли постановление об образо-
вании Чувашской автономной области как части РСФСР;
1925: ВЦИК постановил преобразовать Чувашскую автономную
область в Чувашскую Автономную Социалистическую
Советскую Республику;
1990: Верховный Совет Чувашской АССР принял декларацию о
суверенитете республики и утвердил её новое название
-- Чувашская ССР;
1992: Чувашская ССР стала называться Чувашская Республика;
2012: ряд чувашских деятелей стал зудеть, что надо бы снова
переименоваться и уже называться так: "Республика
Чувашия - Волжская Болгария".
* * *
Поволжье -- это отдельный суб-мир, довольно полиэтничный. В
районе Верхней Волги и примкнувшей к ним части Средней Волги
наблюдаются следующие образования:
1. Относящиеся по языку титульного народа к тюркской семье:
Республика Чувашия (столица -- Чебоксары), там чуваши;
Республика Татарстан (столица -- Казань), там татары;
Республика Башкортостан (столица -- Уфа), там башкиры.
2. Относящиеся по языку титульного народа к финно-угорской
семье:
Республика Марий Эл (столица -- Йошкар Ола), там марийцы;
Республика Удмуртия (столица -- Ижевск), там удмурты;
Республика Мордовия (столица -- Саранск); там эрзя и мокша.
Все эти приволжские республики малых народов мне симпатичны уже
самим фактом своего существования. По сути они -- пережиток стра-
шного СССР, "тюрьмы народов". Пережиток правильный.
* * *
Чебоксарский залив придаёт Чебоксарам ландшафтное сходство аж
со Стамбулом: является аналогом бухты Золотой Рог, а Волга тут
соответствует Босфорскому проливу. Скажу я так: ну вот и берите
в застройке пример со Стамбула, а не с чего-то там ещё.
Правда, Чебоксарского залива по сути уже нет: он стал жертвой
не роскоши даже, а средства передвижения: через этот залив насы-
пали дамбу и проложили по ней дорогу. Почему его не засыпали со-
всем и не пустили под автостоянку, я ещё выясняю. Наверное, авто-
стоянка -- пока только в генеральном плане псевдоразвития Нью-
Чебоксар.
(Важное уточнение от читателя, 11.11.2022:
"Спасибо за описание города и сравнение со Стамбулом, никогда
не приходило в голову, но такое архитектурное развитие было бы
красивым. По поводу залива и дамбы. Чебоксарский залив был обра-
зован после постройки Чебоксарской ГЭС, но уровень воды не был
поднят до конца. По проекту Волга в районе города должна была
быть на 5 метров выше, соответсвенно и залив был бы больше и
красивее. Так как уровень не подняли до конца, вместо залива
образовалось болото, поэтому в 1994-1995 была спроектирована и
построена эта дамба, чтобы подпереть уровень воды и залив получил
нынешний вид.
Вопрос поднятия уровня чебоксарского водохранилища на 5 метров
продолжался до 2010-х годов, но из-за отрицательной позиции Ниже-
городской области и Марий Эл окончательного решения нет.")
* * *
Чебоксария... эээ... Чувашия не так вызывающе своеобразна, как
национально развернувшийся после падения СССР Татарстан, и это не
есть хорошо в аспекте туристической привлекательности. Ну что я
могу чувашам на это сказать? Больше чувашести! Больше доподлинной
волжистости! Тащите из своих глубин исконно-посконное, сермяжное,
лапотное, добавляйте контраста и яркости и смело выставляйте на
показ, пренебрегая новейшими технологиями. Путешественники всякое
такое обожают, тянутся к нему и впадают возле него в состояние
блаженства. Чувашизм -- это должно звучать гордо!
* * *
Принятие чувашами православия было, наверное, всё же полезной
для них переменой: московские культуртрегеры лишились возможности
приколупываться к ним на религиозной почве и приколупывались толь-
ко на языковой.
* * *
Чувашская кухня -- не лишь бы что. В числе основных ингредиентов
там овощи, крупы, мясо, орехи, грибы (сказывалось обилие леса).
Чуваши едят конину и пьют кумыс. Из оригинальных сладостей приме-
чательна засушенная маленькими кусочками сахарная свёкла. В своё
время у чувашей получался особо вкусный хлеб.
Блюда чувашской кухни подаются, к примеру, в кафе "Хочу пельме-
ни". В общем, чувашиться можно и с гастрономической стороны тоже.
А в качестве места обитания в Чебоксарах я рекомендую гостиницу
"Эльбрус". Название у неё, правда, не чувашское, и это плоховато,
но какой-то особой заточки под кавказцев я там не наблюдал. Кста-
ти, кормят там, по-моему, отменно.
* * *
Чебоксарская еда, говорят, бывает такая.
Кабартма -- чувашские пышки.
Пуремеч -- ватрушка с творогом, на дрожжевом тесте. Начинка
может быть с изюмом, с сушеными ягодами, с укропом.
Хуран кукли -- вареники со всякой начинкой: с картошкой и лу-
ком, с мясом, с рыбой, с капустой, с зелёным луком и яйцом, с
ягодами, с грибами и т. п. Классика -- с творогом и зелёным
луком.
Чыкыт -- запечёный творог.
Шартан (ширтан) -- праздничное блюдо из мяса барашка, которое
хорошо приправляют и запекают в духовке в оболочке из овечьего
желудка.
Шурпе -- суп из субпродуктов, чаще бараньих.
* * *
Прекрасное чувашское язычество, продержавшееся много дольше
славянского (в медвежьих углах -- аж до XX века), было более-ме-
нее зафиксировано и исследовано. Верховный бог у чувашей назы-
вался Тура (почти Тор). Всего у чувашей насчитали более 210 богов
и примкнувших к ним духов разного ранга.
(А может, по части язычества не так уж плохи и славяне в срав-
нении с чувашами:
"Последним в Европе городским культовым языческим объектом
считается минское капище, действовавшее до 20-х годов ХХ века.
Капище – языческий храм – находилось на берегу Свислочи в райо-
не Нижней Ляховки (современной улицы Лодочной) и представляло
собой огороженную с трех сторон прямоугольную площадку с двумя
объектами поклонения в центре – гранитным валуном (его называли
Дзед или Старец) и гигантским, в пять обхватов, дубом Волатом,
чьи желуди считались целебными. Рядом бил целебный источник и
горела Жыжа – вечный огонь, он же жертвенник, на котором сжигали
пищу.
У капища был постоянный жрец, хранивший огонь и проводивший
обряды для населения. Эта «должность» передавалась по наследству,
и все жрецы имели одно имя – Севастей. Народ считал их знахарями
и чародеями: они могли лечить, привораживать, предсказывать
будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть. После смерти
жрецов с почестями хоронили на древнем языческом кладбище, нахо-
дившемся неподалеку – сейчас это сквер в конце улицы Красноармей-
ской. Известно, что последний жрец был репрессирован в 1927 году.
В 1880-х, в канун празднования 900-летия Крещения Руси, минские
власти предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору
«поганства» в городе: тысячелетний дуб спилили, священный огонь
разбросали."
* * *
Сегодня чувашей позиционируют заурядно, неправильно -- игнори-
руя их огромный потенциал.
Над чувашами надо бы -- и можно! -- работать много качествен-
нее. Для яркой этнизации их имеется немалое количество старого
материала. Чувашия очень даже в состоянии превратиться в весьма
привлекательное туристическое место, в котором главной достопри-
мечательностью будет чувашесть. Чувашам в этом деле надо брать
пример с их соседей татар, только быть раскованнее, размашистее.
И супер-путеводитель по Чувашии надо бы написать -- в стиле DK
(Dorling Kindersley, моём любимом), только сначала следует этни-
чески подтянуть Чувашию (чтобы было что презентовать в путеводи
теле!). А ещё должна быть издана супер-книжка большого формата по
истории чувашей -- с упором на древнее, а не на современное, с
обилием высококачественных цветных иллюстраций. Не очень толстая,
чтобы люди охотнее приобретали её. Книжка, в которую чуваши будут
смотреться, как в немножко волшебное зеркало, и видеть в себе
лучшее и перспективное, сплочающее, настраивающее на созидание и
на полноценную жизнь по-чувашски.
Чувашам нужен мощный национальный миф, опирающийся на историче-
ские материалы и подкреплённый картинами на историческую темати-
ку, выполненными в старой тщательной манере -- с соблюдением вер-
ности деталей, насколько они нынче доступны.
Если очень хорошо поработать в указанном направлении, Чувашия
станет ярким феноменом, мощным фактором, местом, которое притя-
гивает индивидов высшего склада и в котором особо приятно жить.
Со временем можно будет начать присваивать лучшим людям планеты
звание "почётный чуваш", и оно будет цениться на уровне кавалерс-
тва ордена Почётного легиона, а то и выше (орден Почётного легио-
на немножко "опущен" необдуманными массовыми раздачами, а вот
звание "почётный чуваш" должно даваться лишь сообразно разумным
жёстким критериям и ДЛЯ ДЕЛА). Чебоксарский клуб почётных чувашей
может стать влиятельным интеллектуальным центром -- типа когдато-
шнего Римского клуба, ныне уже выродившегося и неслышного.
За чувашами потянутся соседние народы, а потом, может, и вся
Россия, а то и тюркский мир в придачу. Лично я это уже ВИЖУ, а
значит, это -- наше вполне возможное будущее.
Сверчков Н. К. "Бронепоезд 'Комсомолец Чувашии'". 1942 г., холст, масло.
Переснято с забора на улице Карла Маркса.
Площадь Республики. Прямо по курсу - улица Карла Маркса.
Начало пешеходного бульвара имени купца Ефремова в середине сентября 2022 г.
Вот эта буковка Z попадалась мне на глаза в Чебоксарах неоднократно.
А, скажем, в Казани, где я был до того, как рвануть в столицу Чувашии,
я за несколько дней не увидел её ни разу. Как и "георгиевских ленточек".
Здание Чувашского национального конгресса. На улице имени
композиторов Воробьёвых.
Здание - скорее всего из 1930-х, стиль - функционализм.
Я на этом "наци" (nazi) немножко спотыкаюсь.
Чебоксарцы гордятся тем, что Остап Бендер и Киса Воробьянинов
наведывались в их город. Справа - Туристический информационный центр.
Бульвар имени купца Ефремова. Чебоксарский эквивалент московского Арбата.
Детская карусель на чебоксарской Красной площади.
Не так уж холодно и ветрено было, чебоксарята могли бы и кружиться.
На заднем плане - театр ("Чувашский государственный академический
драматический театр ордена Красного Знамени им. К. Иванова")
Панорама Чебоксар со стороны дамбы, перегородившей Чебоксарский залив.
У чебоксарцев всё ещё не проходит возбуждение от визита императрицы
Екатерины II в их город в 1767 году. Бюст Екатерины Великой.
На заднем плане - Свято-Троицкий мужской монастырь.
Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан в 1566 г. по указанию Ивана IV Грозного
для распространения православия среди языческих народов Поволжья.
Интересное здание в стиле "функционализм", примыкающе к старым постройкам
Свято-Троицкого монастыря.
Окультуренный чебоксарский променад вдоль Волги. Я ж, кстати, старый волжанин:
армейскую службу проходил два года в Волгограде и поблизости от него. Много воды
утекло с тех пор...
Пережиток социализма. Бывшее здание кинотеатра "Родина"(1933 г.).
на улице, названной в честь Константина Васильевича Иванова (1890-1915) -
основоположенника чувашской литературы, автора эпической поэмы "Наропи".
"В этом здании 7 декабря 1933 года на съезде ударников-дорожников
Чувашской АССР выступил с речью венгерский писатель-коммунист Мате Залка".
Еврей, разумеется.
Чебоксарский натуральный "модерн" дореволюционного качества.
Особняк купца Прокопия Ефремова.
Местная психушка меня таки дождалась. Только оказалась на ремонте.
"Психотерапевтический центр".
Чебоксарская супер-старина. Введенская церковь. Куда что вводили, не написано.
Это самое старое здание в Чебоксарах. XVII век.
Падающая колокольня Введенской церкви. 1615 г.
Наземные колокола Введенской церкви. Про тот, что слева:
"Колокол был отлит в 1744 году в г. Кенигсберге (ныне Калининград) по заказу
Вильнюсского епископа Михаила (Зафенровикс), находился в соборном
храме г. Вильнюса. В 1945 году после окончания Великой Отечественной
войны был передан Введенскому кафедральному собору г. Чебоксары."
Непонятное перемещение дефектных колоколов. Сильно же в них били, наверное.
Секретный особнячок, сфотографированный методом поднятия
мобильного телефона над забором. И кто ж тут у нас скромно
прячется от чувашского народа рядом с Введенской церковью?
Чебоксарское ветхое жильё XVII (?) века.
Паломнический отдел Чувашской метрополии. Улица М. Сеспеля, 13.
Важный элемент чувашского национального мифа - якобы дружба Бичурина и Пушкина.
Картина Н. В. Овчинникова "Н. Бичурин и А. Пушкин". 1994-1995, холст, масло.
"Никита Яковлевич Бичурин (отец Иакинф) - один из основоположенников
русского китаеведения."
Советский антураж в кафе "Хочу пельмени!". СССР притягивает.
Чувашский культурный код. Такими себя видят чувашки. Якобы это Нарспи -
девушка из одноимённой чувашской поэмы Константина Иванова.
Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь. Основан в 1716 г.
Повторно открылся в лето 1990 г.
Левый берег бывшего Чебоксарского залива.
Посещение Екатериной Великой Чебоксар в 1767 г. На заднем плане -
Свято-Троицкий монастырь. Кстати, если судить по высоте, на которой он расположен
на этой картине, Чебоксарский залив появился после поднятия уровня воды в Волге
какой-то там плотиной.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Не совсем русские Чебоксары как город Чапаева с признаками неимоверно прорывного потенциала