Александр Бурьяк

Не совсем русские Чебоксары как город Чапаева с признаками неимоверно прорывного потенциала

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Всплыла страшная правда о чувашах. Такого в Чувашии ещё не было. Вся Чувашия содрогнулась. Похищена известная чувашская... Вскрыли древнюю чувашскую могилу и ужаснулись. Вы такого не могли себе представить: знаменитый русский оказал- ся чувашем. А знаменитый чуваш оказался... (Это я всего лишь передразниваю дурацкие сенсационные заголов- ки.) * * * В Чебоксарах я оказался случайно: не смог купить через интернет билет на поезд: сайт российских железных дорог, чтоб он сгорел, не хотел снимать деньги с моей банковской карточки, выданной бе- лорусским филиалом российского же Альфа-банка. А мне ведь позарез надо было ехать из Казани в Нижний Новгород, и я в конце концов решился воспользоваться автобусом. А чтобы не измучиться от дли- тельного сидения, я надумал перемещаться в два этапа, с ночёвкой между ними в столице Чувашии. И небольшой прогулкой, конечно. * * * В советское время Чебоксары позиционировались как город Чапаева -- Василия Ивановича (1887-1919). Чапаев родился в деревне Будай- ке Чебоксарского уезда, которая ныне в черте города Чебоксары. В чебоксарских местах Чапаев провёл только первые 10 лет жизни, но всё равно для чебоксарцев это была большая честь: Чапаев при Сове- тах являл собой реально очень популярную фигуру. И был он, кстати, не выдуманным героем, а настоящим. И уважали его искренне -- не за его какое-то там значение в борьбе за новую власть, а за то, что он был безусловный герой, герой из народа -- и герой, погибший от пули врага, а не зажравшийся и заборзевший спустя какое-то время. В Чебоксарах ныне имеются: - музей Чапаева; - памятник Чапаеву; - улица Чапаева; - завод имени Чапаева; - микрорайон Чапаевский. Википедия: "Встречаются высказывания, что отец Василия Ивановича, Иван Степанович Чапаев, по национальности был эрзянином, а мать чуваш- кой." Чапаевы были из крепостных крестьян. Крепостное право распро- странялось, получается, и на чувашское крестьянство: настолько то обрусело... * * * Чебоксары (чувашcкий вариант: Шупашкар) -- столица Чувашской Республики (коротко Чувашии). Располагается на правом берегу Волги, якобы при впадении в неё реки Чебоксарки, которая на самом деле всего лишь речка, а то даже ручей, похожий на сточную кана- ву. Летопись упоминает Чебоксары в связи с походом воеводы Ивана Дмитриевича Руна на Казань в мае 1469 года: '...ночевали на Чебо- ксаре, а от Чебоксаря шли весь день, да и ночь всю шли, а при- идоша под Казань на ранней зоре" [но не взяша оной]. Считается, что булгарское поселение там возникло в XIII веке, сразу на обеих сторонах Чебоксарского залива. Деревянный чебоксарский кремль был построен русскими в 1555 г. -- на возвышенности в районе теперешних улиц Иванова и Сеспеля. * * * Про большое путешествие Екатерины Великой по России, потрясшее современников и их потомков. С сайта www.workshome.ru: "В 1767 году императрица Екатерина II путешествовала от Петер- бурга до Москвы, от Москвы до Ярославля, а от Ярославля до Сим- бирска по Волге, в сопровождении флотилии. Обратный путь от Симбирска до Петербурга совершила сухопутно. В ходе путешествия она посетила Чебоксары. Судя по расписанию, Екатерина II, выехав из Ярославля и, прежде чем попасть в Чебоксары, проехала Костро- му, Балахну, Юрьевен, Нижний Новгород, Козьмодемьянск. В Казанс- кой губернии шла подготовка к приему императрицы. Первоначально в воеводскую канцелярию пришло распоряжение о поиске легких, но прочных судов, с палубами, приспособленными для перевозки провизии. Канцелярия сделала объявление. Затем пришел указ о подготовке красивого дома для приема Екатерины II и ее свиты. В Казани был выбран дом владельца фабрики И.Ф. Дряблова, в Свияжске — воеводский дом, а в Чебоксарах приняли решение принимать высокую гостью в доме бывшего купца Ф. Котельникова, к тому моменту, купленному отставным капитаном И. Соловцовым..." "25 мая Екатерина II прибыла в город Чебоксары на галере 'Тверь'. Галера была на 12 больших основных веслах..." "На этом отрезке волжского пути ее сопровождали генерал-поручик А.И. Бибиков, действительный статский советник, военный капитан Л. Лукашин, штаб-офицер, обер-офицер, семь унтер-офицеров и 140 рядовых. Судно бросило якорь у древнего кремля. Дорога от приста- ни до Веденского собора была устлана красным сукном. Запись о прибытии императрицы, сделанная игуменом Свято-Троицкого монасты- ря Севастианом, сохранилась в монастырском синодике: «1767 года мая 25 дня Ея Императорское Величество приближися к городу Чебоксару в седьмом часу пополуночи, в 9 часу изволила в шлюпках пойти к пред уготовленной преизрядные столярные работы пристани, на которой казанский губернатор с воеводой того города и множест- вом окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея. В препровождении всех сих взошед на гору, государыня... со всем духовным собором, под начальстом архимандрита монастыря Хрисанфа изволила пойти в соборною Троицкого монастыря церковь; оттуда по возглашении мно- голетия, соблаговолила пройти в дом отставного надворного совет- ника Соловцева, где всемилостивейше пожаловала к руке: воеводу и по нем дворянство, их жен, и тамошнее купечество». В Чебоксарах Екатерина II со свитой обедала. На обед предлагались блюда из говядины, баранины, гусей, уток, кур, индеек, разнообразной дичи, рыбы, зелени, каш и так далее. Затем императрица ездила за город осматривать дубовые рощи. Императрица была очарована красотой природы и пожелала поужинать на Козином острове (подле современного города Новочебоксарска). После ужина хотели сразу отправиться дальше, но произошла заминка, связанная с тем, что на правом берегу Волги Екатерину II вышли встречать жители деревни Дубовка с хлебом и солью. Царица соизволила сойти на берег, чтобы пообщаться с подданными и даже подарила одну из своих собачек старосте деревни. Память об этом долго сохранялась в деревне. Посещением Чебоксар императрица осталась довольна, отметив, что город довольно живописен и красив." После посещения города в 1767 г. Екатерина II написала: "Чебок- сары во всём для меня лучше Нижнего Новгорода". Ой, я сильно подозреваю, что впечатление Екатерины II от Чебок- сар уже тогда давало чебоксарцам (и чувашам) шанс на гигантский прорыв к совершенству и величию, но чебоксарцы его не рассмотрели и соответственно профукали -- из-за своей недостаточной дерзости по части масштабного креатива. Главное ведь -- хорошая дебютная идея, но генерировать её ока- залось некому. * * * "В 1920-е годы обсуждалась идея изменения названия Чувашской АССР в Болгарскую АССР и переименования чувашей в болгар, вслед за переименованием черемис в марийцев." 2/3 населения Чувашии -- чуваши. Это приблизительно половина всех существующих на свете чувашей, которых совокупно около 1.5 млн. Чувашский язык -- булгарской группы тюркской языковой семьи. Поскольку отделение булгар от прочих тюрок случилось очень дав- но, сходство чувашского языка с турецким почти никакое: на таб- личках чебоксарских административных зданий нет никаких "милли", "девлет", "баканлык", "мюдюрлюгю". Чуваши -- европеоиды с заметным уклоном в монголоидность. По- месь тюрок и угро-финнов. Северные ("верховые") чуваши антропо- логически отличаются от южных ("низовых"). Чуваши -- как бы частичные потомки гуннов, позже -- волжских булгар. Были кочевым народом. Вроде, отметились на Северном Кавказе. Потом осели на Волге. Происхождение чувашей довольно тёмное. "Чавуш" в переводе с турецкого будет "сержант", "унтер-офицер", "надсмотрщик", "старший над рабочими". Но это скорее всего слу- чайное созвучие. Как и со словом "чувак". До попадания под власть русских царей чуваши жили в составе Казанского ханства. С XVII века чувашей постепенно перевели с язычества на право- славие. Имена-фамилии у чувашей -- как у русских. Но отдельные пред- ставители творческой интеллигенции берут себе чисто чувашские псевдонимы (где-то ж откапывают их!). Мы иногда и не догадываемся, что та или иная скуластая русская знаменитость -- на самом деле чуваш. Ты его годами за русского держишь, а он потом оказывается чувашем, в крайнем случае удмур- том. С тех пор, как чуваши стали навеки с русским народом, они [только и делали, что] размножались весьма успешно -- за гранью дружеских штыков, бердышей и пр. (впрочем, им случалось и участ- вовать во всяких восстаниях против гнёта). До начала 1990-х чис- ленность чувашей всё время росла, а потом они получили, наконец, свободу и... не выдержали её. Деревенские чуваши жили и живут приблизительно как русские, только чуть по-своему. И потом, кто такие русские, если не ославянившиеся потомки чувашей и им подобных народов? Чуваш -- это русский чувашской разновидности: поскреби русского -- найдёшь чуваша, мордвина, эзрю, татарина и т. п. Чуваши соотносятся с собственно русскими приблизительно как консервированный зелёный горошек -- с салатом оливье (а евреи про себя, быть может, полагают, что уж они-то в этом русско- салатном замесе -- наверняка майонез). Для того, чтобы национально выпендриваться, чувашам, в отличие от татар, не хватает численности. Но чуваши приходят, если что, татарам на помощь и что-то получают в дальнейшем наряду с ними. Чуваши отчасти сохранились (не смешались с русскими) потому, что сохранились татары. Сказалось и относительно позднее время аннек- сии Казанского ханства Московией. Чувашнуться в Чувашии мне пока что не удалось. Ну, пропитаться чувашестью до состояния восторга. Но свою внутреннюю готовность к этому я уже чувствую. * * * Кто от кого в Поволжье больше подпитывался культурно: полагаю, сначала татары от чувашей, а потом наоборот. Татары заимствовали у чувашей оседлый образ жизни: хатостроительство и т. п. А чуваши потом соприкасались через татар с тюркским миром и с миром исла- ма, а это те ещё глыбищи. * * * Новые заимствования шли в чувашский язык из русского языка, поэтому чувашский язык теперь лексически много ближе к русскому, чем, скажем, к турецкому. А вот дистанция с татарским языком, наверное, даже сократилась, потому что заимствования в татарский язык тоже шли в основном из русского. Среди грамматических особенностей чувашского языка - суффикс множественного числа "-сем" вместо имеющегося во всех тюркских языках суффикса "-лар" (с фонетическими вариантами). * * * "Чувашский национальный конгресс — российская межрегиональная общественная организация, объединяющая национально-культурные автономии, объединения и ассоциации, существующие в местах компактного проживания чувашей, регионов Российской Федерации и зарубежных стран, общественные объединения, научные учреждения, а также физические лица Чувашской Республики. Штаб-квартира организации находится в столице Чувашской Республики — в городе Чебоксары." * * * Волжская Булгария и Казанское ханство -- этапы истории чувашс- кой государственности. Часть булгар-проточувашей переплавилась не в чувашей, а в казанских татар. Киевские князья, оказывается, ходили в своё время воевать Волжскую Булгарию: Святослав Игоревич -- в 964-969 гг., Владимир Святославич -- в 985 г. Представте себе: где -- Киев, а где -- Волжская Булгария. В 1088 году камские булгары захватили Муром. В 1107 году волжс- кие булгары заняли Суздаль. Это -- ладно: это уже много ближе, но всё равно лично мне было бы лениво трястись так далеко на лошади ради сомнительной добычи. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию и захватил город Болгар. И т. д. Кстати, Пётр I и Екатерина II ездили в своё время (но не вдво- ём, разумеется) смотреть остатки этого Болгара. Надо полагать в порядке самообразования. Но по-моему, там место не особо зрелищ- ное. Постказанская история чувашской государственности: 1920: ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли постановление об образо- вании Чувашской автономной области как части РСФСР; 1925: ВЦИК постановил преобразовать Чувашскую автономную область в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику; 1990: Верховный Совет Чувашской АССР принял декларацию о суверенитете республики и утвердил её новое название -- Чувашская ССР; 1992: Чувашская ССР стала называться Чувашская Республика; 2012: ряд чувашских деятелей стал зудеть, что надо бы снова переименоваться и уже называться так: "Республика Чувашия - Волжская Болгария". * * * Поволжье -- это отдельный суб-мир, довольно полиэтничный. В районе Верхней Волги и примкнувшей к ним части Средней Волги наблюдаются следующие образования: 1. Относящиеся по языку титульного народа к тюркской семье: Республика Чувашия (столица -- Чебоксары), там чуваши; Республика Татарстан (столица -- Казань), там татары; Республика Башкортостан (столица -- Уфа), там башкиры. 2. Относящиеся по языку титульного народа к финно-угорской семье: Республика Марий Эл (столица -- Йошкар Ола), там марийцы; Республика Удмуртия (столица -- Ижевск), там удмурты; Республика Мордовия (столица -- Саранск); там эрзя и мокша. Все эти приволжские республики малых народов мне симпатичны уже самим фактом своего существования. По сути они -- пережиток стра- шного СССР, "тюрьмы народов". Пережиток правильный. * * * Чебоксарский залив придаёт Чебоксарам ландшафтное сходство аж со Стамбулом: является аналогом бухты Золотой Рог, а Волга тут соответствует Босфорскому проливу. Скажу я так: ну вот и берите в застройке пример со Стамбула, а не с чего-то там ещё. Правда, Чебоксарского залива по сути уже нет: он стал жертвой не роскоши даже, а средства передвижения: через этот залив насы- пали дамбу и проложили по ней дорогу. Почему его не засыпали со- всем и не пустили под автостоянку, я ещё выясняю. Наверное, авто- стоянка -- пока только в генеральном плане псевдоразвития Нью- Чебоксар. (Важное уточнение от читателя, 11.11.2022: "Спасибо за описание города и сравнение со Стамбулом, никогда не приходило в голову, но такое архитектурное развитие было бы красивым. По поводу залива и дамбы. Чебоксарский залив был обра- зован после постройки Чебоксарской ГЭС, но уровень воды не был поднят до конца. По проекту Волга в районе города должна была быть на 5 метров выше, соответсвенно и залив был бы больше и красивее. Так как уровень не подняли до конца, вместо залива образовалось болото, поэтому в 1994-1995 была спроектирована и построена эта дамба, чтобы подпереть уровень воды и залив получил нынешний вид. Вопрос поднятия уровня чебоксарского водохранилища на 5 метров продолжался до 2010-х годов, но из-за отрицательной позиции Ниже- городской области и Марий Эл окончательного решения нет.") * * * Чебоксария... эээ... Чувашия не так вызывающе своеобразна, как национально развернувшийся после падения СССР Татарстан, и это не есть хорошо в аспекте туристической привлекательности. Ну что я могу чувашам на это сказать? Больше чувашести! Больше доподлинной волжистости! Тащите из своих глубин исконно-посконное, сермяжное, лапотное, добавляйте контраста и яркости и смело выставляйте на показ, пренебрегая новейшими технологиями. Путешественники всякое такое обожают, тянутся к нему и впадают возле него в состояние блаженства. Чувашизм -- это должно звучать гордо! * * * Принятие чувашами православия было, наверное, всё же полезной для них переменой: московские культуртрегеры лишились возможности приколупываться к ним на религиозной почве и приколупывались толь- ко на языковой. * * * Чувашская кухня -- не лишь бы что. В числе основных ингредиентов там овощи, крупы, мясо, орехи, грибы (сказывалось обилие леса). Чуваши едят конину и пьют кумыс. Из оригинальных сладостей приме- чательна засушенная маленькими кусочками сахарная свёкла. В своё время у чувашей получался особо вкусный хлеб. Блюда чувашской кухни подаются, к примеру, в кафе "Хочу пельме- ни". В общем, чувашиться можно и с гастрономической стороны тоже. А в качестве места обитания в Чебоксарах я рекомендую гостиницу "Эльбрус". Название у неё, правда, не чувашское, и это плоховато, но какой-то особой заточки под кавказцев я там не наблюдал. Кста- ти, кормят там, по-моему, отменно. * * * Чебоксарская еда, говорят, бывает такая. Кабартма -- чувашские пышки. Пуремеч -- ватрушка с творогом, на дрожжевом тесте. Начинка может быть с изюмом, с сушеными ягодами, с укропом. Хуран кукли -- вареники со всякой начинкой: с картошкой и лу- ком, с мясом, с рыбой, с капустой, с зелёным луком и яйцом, с ягодами, с грибами и т. п. Классика -- с творогом и зелёным луком. Чыкыт -- запечёный творог. Шартан (ширтан) -- праздничное блюдо из мяса барашка, которое хорошо приправляют и запекают в духовке в оболочке из овечьего желудка. Шурпе -- суп из субпродуктов, чаще бараньих. * * * Прекрасное чувашское язычество, продержавшееся много дольше славянского (в медвежьих углах -- аж до XX века), было более-ме- нее зафиксировано и исследовано. Верховный бог у чувашей назы- вался Тура (почти Тор). Всего у чувашей насчитали более 210 богов и примкнувших к ним духов разного ранга. (А может, по части язычества не так уж плохи и славяне в срав- нении с чувашами: "Последним в Европе городским культовым языческим объектом считается минское капище, действовавшее до 20-х годов ХХ века. Капище – языческий храм – находилось на берегу Свислочи в райо- не Нижней Ляховки (современной улицы Лодочной) и представляло собой огороженную с трех сторон прямоугольную площадку с двумя объектами поклонения в центре – гранитным валуном (его называли Дзед или Старец) и гигантским, в пять обхватов, дубом Волатом, чьи желуди считались целебными. Рядом бил целебный источник и горела Жыжа – вечный огонь, он же жертвенник, на котором сжигали пищу. У капища был постоянный жрец, хранивший огонь и проводивший обряды для населения. Эта «должность» передавалась по наследству, и все жрецы имели одно имя – Севастей. Народ считал их знахарями и чародеями: они могли лечить, привораживать, предсказывать будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть. После смерти жрецов с почестями хоронили на древнем языческом кладбище, нахо- дившемся неподалеку – сейчас это сквер в конце улицы Красноармей- ской. Известно, что последний жрец был репрессирован в 1927 году. В 1880-х, в канун празднования 900-летия Крещения Руси, минские власти предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору «поганства» в городе: тысячелетний дуб спилили, священный огонь разбросали." * * * Сегодня чувашей позиционируют заурядно, неправильно -- игнори- руя их огромный потенциал. Над чувашами надо бы -- и можно! -- работать много качествен- нее. Для яркой этнизации их имеется немалое количество старого материала. Чувашия очень даже в состоянии превратиться в весьма привлекательное туристическое место, в котором главной достопри- мечательностью будет чувашесть. Чувашам в этом деле надо брать пример с их соседей татар, только быть раскованнее, размашистее. И супер-путеводитель по Чувашии надо бы написать -- в стиле DK (Dorling Kindersley, моём любимом), только сначала следует этни- чески подтянуть Чувашию (чтобы было что презентовать в путеводи теле!). А ещё должна быть издана супер-книжка большого формата по истории чувашей -- с упором на древнее, а не на современное, с обилием высококачественных цветных иллюстраций. Не очень толстая, чтобы люди охотнее приобретали её. Книжка, в которую чуваши будут смотреться, как в немножко волшебное зеркало, и видеть в себе лучшее и перспективное, сплочающее, настраивающее на созидание и на полноценную жизнь по-чувашски. Чувашам нужен мощный национальный миф, опирающийся на историче- ские материалы и подкреплённый картинами на историческую темати- ку, выполненными в старой тщательной манере -- с соблюдением вер- ности деталей, насколько они нынче доступны. Если очень хорошо поработать в указанном направлении, Чувашия станет ярким феноменом, мощным фактором, местом, которое притя- гивает индивидов высшего склада и в котором особо приятно жить. Со временем можно будет начать присваивать лучшим людям планеты звание "почётный чуваш", и оно будет цениться на уровне кавалерс- тва ордена Почётного легиона, а то и выше (орден Почётного легио- на немножко "опущен" необдуманными массовыми раздачами, а вот звание "почётный чуваш" должно даваться лишь сообразно разумным жёстким критериям и ДЛЯ ДЕЛА). Чебоксарский клуб почётных чувашей может стать влиятельным интеллектуальным центром -- типа когдато- шнего Римского клуба, ныне уже выродившегося и неслышного. За чувашами потянутся соседние народы, а потом, может, и вся Россия, а то и тюркский мир в придачу. Лично я это уже ВИЖУ, а значит, это -- наше вполне возможное будущее.
Чебоксары
Сверчков Н. К. "Бронепоезд 'Комсомолец Чувашии'". 1942 г., холст, масло. Переснято с забора на улице Карла Маркса.
Чебоксары
Площадь Республики. Прямо по курсу - улица Карла Маркса.
Чебоксары
Начало пешеходного бульвара имени купца Ефремова в середине сентября 2022 г. Вот эта буковка Z попадалась мне на глаза в Чебоксарах неоднократно. А, скажем, в Казани, где я был до того, как рвануть в столицу Чувашии, я за несколько дней не увидел её ни разу. Как и "георгиевских ленточек".
Чебоксары
Здание Чувашского национального конгресса. На улице имени композиторов Воробьёвых.
Чебоксары
Здание - скорее всего из 1930-х, стиль - функционализм.
Чебоксары
Я на этом "наци" (nazi) немножко спотыкаюсь.
Чебоксары
Чебоксарцы гордятся тем, что Остап Бендер и Киса Воробьянинов наведывались в их город. Справа - Туристический информационный центр. Бульвар имени купца Ефремова. Чебоксарский эквивалент московского Арбата.
Чебоксары
Детская карусель на чебоксарской Красной площади. Не так уж холодно и ветрено было, чебоксарята могли бы и кружиться. На заднем плане - театр ("Чувашский государственный академический драматический театр ордена Красного Знамени им. К. Иванова")
Чебоксары
Панорама Чебоксар со стороны дамбы, перегородившей Чебоксарский залив.
Чебоксары
У чебоксарцев всё ещё не проходит возбуждение от визита императрицы Екатерины II в их город в 1767 году. Бюст Екатерины Великой. На заднем плане - Свято-Троицкий мужской монастырь.
Чебоксары
Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан в 1566 г. по указанию Ивана IV Грозного для распространения православия среди языческих народов Поволжья.
Чебоксары
Интересное здание в стиле "функционализм", примыкающе к старым постройкам Свято-Троицкого монастыря.
Чебоксары
Окультуренный чебоксарский променад вдоль Волги. Я ж, кстати, старый волжанин: армейскую службу проходил два года в Волгограде и поблизости от него. Много воды утекло с тех пор...
Чебоксары
Пережиток социализма. Бывшее здание кинотеатра "Родина"(1933 г.). на улице, названной в честь Константина Васильевича Иванова (1890-1915) - основоположенника чувашской литературы, автора эпической поэмы "Наропи". "В этом здании 7 декабря 1933 года на съезде ударников-дорожников Чувашской АССР выступил с речью венгерский писатель-коммунист Мате Залка". Еврей, разумеется.
Чебоксары
Чебоксарский натуральный "модерн" дореволюционного качества. Особняк купца Прокопия Ефремова.
Чебоксары
Местная психушка меня таки дождалась. Только оказалась на ремонте. "Психотерапевтический центр".
Чебоксары
Чебоксарская супер-старина. Введенская церковь. Куда что вводили, не написано. Это самое старое здание в Чебоксарах. XVII век.
Чебоксары
Падающая колокольня Введенской церкви. 1615 г.
Чебоксары
Наземные колокола Введенской церкви. Про тот, что слева: "Колокол был отлит в 1744 году в г. Кенигсберге (ныне Калининград) по заказу Вильнюсского епископа Михаила (Зафенровикс), находился в соборном храме г. Вильнюса. В 1945 году после окончания Великой Отечественной войны был передан Введенскому кафедральному собору г. Чебоксары." Непонятное перемещение дефектных колоколов. Сильно же в них били, наверное.
Чебоксары
Секретный особнячок, сфотографированный методом поднятия мобильного телефона над забором. И кто ж тут у нас скромно прячется от чувашского народа рядом с Введенской церковью?
Чебоксары
Чебоксарское ветхое жильё XVII (?) века. Паломнический отдел Чувашской метрополии. Улица М. Сеспеля, 13.
Чебоксары
Важный элемент чувашского национального мифа - якобы дружба Бичурина и Пушкина. Картина Н. В. Овчинникова "Н. Бичурин и А. Пушкин". 1994-1995, холст, масло. "Никита Яковлевич Бичурин (отец Иакинф) - один из основоположенников русского китаеведения."
Чебоксары
Советский антураж в кафе "Хочу пельмени!". СССР притягивает.
Чебоксары
Чувашский культурный код. Такими себя видят чувашки. Якобы это Нарспи - девушка из одноимённой чувашской поэмы Константина Иванова.
Чебоксары
Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь. Основан в 1716 г. Повторно открылся в лето 1990 г.
Чебоксары
Левый берег бывшего Чебоксарского залива.
Чебоксары
Посещение Екатериной Великой Чебоксар в 1767 г. На заднем плане - Свято-Троицкий монастырь. Кстати, если судить по высоте, на которой он расположен на этой картине, Чебоксарский залив появился после поднятия уровня воды в Волге какой-то там плотиной.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Не совсем русские Чебоксары как город Чапаева с признаками неимоверно прорывного потенциала