Казань освятили собой такие выдающиеся личности, как...
Иван IV Грозный,
Пётр I,
Екатерина II,
Александр Пушкин,
Николай Лобачевский,
Александр Дюма,
Владимир Ульянов (Ленин),
Василий Качалов,
Фёдор Шаляпин,
и др.
Не побывать в Казани -- это много более значительная личная не-
доработка, чем не прочесть заслуженно популярной книги, уважаемой
толковыми людьми.
Казань -- город, в котором много что наслаивалось столетиями.
Не как в Париже, конечно, но на подходе к тому. Здесь русский мир
плотно соприкасался и сживался с тюркским миром и с миром ислама.
Большевистские заскочники, правда, причинили старинной Казани
большой культурный ущерб: у Луначарских не хватало сил всех их
сдерживать.
В постсоветское время Казань в архитектурном отношении развива-
лась бурно, размашисто, качественно.
Ой, конечно же, в Европе есть десятки городов, которые много
стариннее и много эффектнее, чем Казань. Но эти города как носи-
тели инормации ничуть не полезны в постижении российских дел,
российских феноменов, определяющих состояние 1/7 части суши. Же-
лаешь хоть немного разбираться в русскости -- подосвойся в Каза-
ни. Ею не пренебрегали русские цари, Александр Пушкин, Александр
Дюма и ещё много кто. Скромно стань в один ряд с ними, можно чуть
сбоку.
Казань -- это must. Это почти как Мекка, только много доступ-
нее. Впрочем, каждому своё. Лично я имею в виду людей думающих,
пытливых.
* * *
Казань как-то одновременно и весьма руссистая, и заметно тата-
ристая, а кое-где даже ярко-парижистая. А ещё там есть улица со
вполне немецкой современной застройкой. Казанскую пирамиду, кото-
рая поблизости от Кремля, я почти-египетской не считаю, ладно.
* * *
Казань располагается в месте вливания реки Казанки в реку Волгу.
Когда я сталкиваюсь с гидронимами типа "Казанка", мне немножко
нехорошо от мысли, что там похерили какое-то древнее название и
влепили сделанное по дежурной схеме. Возможно, исконное название
трудновато для русских выговаривалось, почти как как имя дочки
купца Апакова -- Бибибарьямбану.
* * *
В качественно написанном путеводителе "Прогулки по Казани"
Надежды Корнеевой меня тронуло вот это место:
"Кул Гали -- средневековый поэт, современник Шота Руставели и
автора 'Слова о полку Игореве'. Во времена, когда мастера слова
прослаляли своих правителей и их победы, он воспевал человеческие
чувства и гуманистические ценности. По словам Кул Гали, государс-
тво, которым управляет мудрый правитель, никому не угрожает и ни
с кем не воюет. Он прославлял человеколюбие, честность и добро-
ту."
Я таки намекаю, о, да.
* * *
Я очень рад за татар -- за то, что они более-менее сохранили
свой язык, свою кухню, свою культуру. За то, что у них есть кое-
какие национальные амбиции и кое-какая самостоятельность хотя бы
во внутренней политике. Здесь культивируют дружбу народов.
Эксплуатация трудящихся, имущественное неравенство -- это есть,
и это печальненько, но есть и закят, и у меня сложилось впечатле-
ние, что в Татарстане имеет место понимание того, что в человече-
ских отношениях существуют границы, за которые переходить нельзя.
Ассаляму алейкум! Мир вам!
* * *
Есть мнение, что местное относительное благополучие обусловлено
единственно наличием у Татарстана собственных залежей нефти. Ой,
да мне хоть что, лишь бы войны не было и лишь бы памятники архи-
тектуры не разрушались. И чтоб не вырубались леса, конечно.
* * *
Татарская еда, попадающаяся в Казани на глаза в первую очередь,
-- это эчпочмак и чак-чак.
Эчпочмак -- треугольные пирожки с мясом.
Чак-чак -- сладость на основе теста.
Не супермегаделикатесы (не сравнить, скажем, с киевским тор-
том), но идут хорошо -- а хоть бы и от сознания того, что ты ешь
ТАТАРСКОЕ и в Татарии. И что каждый съеденный тобой кусочек
милейшую Татарию экономически поддерживает, а вдобавок укрепляет
мир и дружбу между народами.
Я предпочитаю бороться за мир и дружбу именно так: больше ез-
дить, больше притираться к чужому, влюбляться в него, начинать
относиться к нему, как к большой ценности, которую надо беречь.
Я пил в Казани кумыс, ел чак-чак и эчпочмак, я купил себе там
татарскую шапочку и теперь мню себя татарином-в-душе и патриотом
Казани и Татарстана. Это -- моё.
Говорят, я такой не один: некоторые "подсаживаются" на Казань и
таскаются туда издалека раз за разом. Возможно, там что-то с
эгрегором или какая-то благоприятная геомагнитная аномалия.
Эй, грызучая шовинисть, я -- гражданин мира и патриот кучи
стран, включая Россию, Украину, Польшу, Литву, Иран и Израиль.
Шиш вам, а не война. Лично я поддакивать агитаторам за войну не
буду. Как и оскорблятелям других народов (начинается, как прави-
ло, с этого). Воевать я обучен, но не хочу, потому что это очень
глупо, зачастую бьёт по тебе же ("не рой другому яму") -- и вдо-
бавок чревато глобальной катастрофой. Буду воздерживаться от это-
го дурного занятия, сколько можно. А если шибко прижмёт, буду
лютовать всё равно по минимуму -- насколько это получится. Буду
сдерживать в себе зверя.
Спасская башня Казанского Кремля.
Дракон(чик) Зилант - символ Казани. Он изображён и на гербе города.
На подступах к казанскому Кремлю.
Татарские подземные реликвии. На заднем плане -
дворец президента Татарстана.
Вид из казанского Кремля на "Дом земле[вла]дельца". На переднем плане -
шибко зареставрированные стены Кремля. Слева - река Казанка.
Очень уместно добавленная в конце 1990-х мечеть Кул Шариф.
На переднем плане - пожарная часть.
В мечети Кул Шариф.
Справа - вечерняя Сююмбике. Эта башня - единственное, что осталось в Казани
от татарских построек времени Казанского ханства. Да и то несколько наклонилось.
По-моему, эта Сююмбике для татар - как Западная стена Храмовой горы для евреев.
Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Построена в 1722-1726 гг. У меня
с этой Параскевой есть общее: она родилась в Иконии - теперешней
турецкой Конье, в которой и я немножко пожил, но по-сибаритски (пардон).
Замучили Параскеву в III веке н. э. не турки, конечно, а греки.
При Сталине колокольню разрушили (она теперь восстановленная),
а в церкви устроили тюрьму.
Владимир Ульянов смотрит на свою alma mater - Казанский университет.
Понурившийся математик Лобачевский. На заднем плане - тоже Казанский университет.
Ленина с главной площади Казани не убирают: благодаря ему появился Татарстан.
Популярные цветочки в Казани.
Казанский вариант [масонской] пирамиды Хеопса, с рестораном наверху.
Канал Булак - прямой как стрела. Ранним утром. Вдоль канала идут две улицы:
Левобулачная и Правобулачная.
Старо-Татарская слобода, вид через озеро Кабан.
У озера Кабан что ни ракурс, то великолепие. Ещё чуть-чуть,
и татарский эстетизм бросит вызов турецкому и иранскому.
Дом Шамиля в Старо-Татарской слободе. Построен в 1884 г. для купца Апакова.
Купец потом подарил его своей дочери Бибибарьямбану на свадьбу.
Дочь вышла замуж за третьего сына имама Шамиля - за русского генерала
Мухаммед-Шафи Шамиля (вот так когда-то строилась Российская империя).
Пламенеющая татарика. Дом в Старо-Татарской слободе. Многие дома в этой слободе такие яркие,
как будто она не татарская, а цыганская.
Пламенеющий "модерн" в парижском стиле с аллюзиями на Ренессанс.
Теперь там музей истории Татарстана. Начало пешеходной улицы Баумана.
Карета прошлого, в которой М. Горький пытался уехать далеко, но не получилось.
Якобы копия кареты Екатерины II, в которой императрица разъезжала по Казани в 1767 г.
За каретой - театр имени Василия Ивановича Качалова, один из старейших в России.
На улице Баумана.
Колокольня Богоявленского собора. Построена в конце XIX века.
Пламенеющая краснокирпичная руссика уровня супермега. Высота 74 м. Справа -
Богоявленский собор, ничуть не подходящий к своей колокольне. Зато в нём был
крещён Фёдор Шаляпин (1873-1938). Слева - памятник Шаляпину (1998) и гостиница
"Шаляпин". Но улицу назвали всё же в честь Баумана.
Улица Баумана. Гостиница "Шаляпин", колокольня Богоявленского собора. Не знаю,
заслужил ли этот Бауман такую роскошную улицу.
Казань - город яркий. Торговый центр "Кольцо" ранним утром.
Пешеходная улица Петербургская. Как бы продолжение улицы Баумана. Во времена
Казанского ханства здесь располагалась... Армянская слобода, о, Аллах. Предыдущие
названия улицы: Кирпичная (тут обитали кирпичники), Георгиевская (по Георгиевской
церкви), Свердлова Я. М. (он тут жил одно время в доме №29). Здание со шпилем -
гранд-отель "Казань".
Мрачная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (конец XIX - XX века).
В Казани бросилось в глаза обилие таких вот странных объявлений
(потом я видел их и в других российских городах).
Улица Московская.
Собор Петра и Павла. Якобы в стиле петровского барокко (построен ведь в 1726 г.!),
но по-моему, получился всё же "протомодерн" с очень лёгкими аллюзиями на Древнерусь.
Собор пережил пять больших пожаров, так что не факт, что ему сохранили
изначальный вид. Собор описан с натуры в романе Александра Дюма "Учитель
фехтования": в отличие от Жюля Верна, Александр Дюма посещал и Казань.
Приволжский филиал Парижа. Гнездилище путиноидской "элитки" татарстанского разлива.
Белорусские "избранные" по такому роскошному поводу могут только
украдкой пускать сопельки зависти.
В этом хостеле останавливался Александр Сергеевич Пушкин - в октябре 1833 г.,
будучи проездом в Оренбург по исследовательским делам (собирал
материалы для книги "История пугачёвского бунта").
Улица Бурхана Шахиди.
Подходящая компания для мизантропа (главное - тихая). На фоне татарского театра.
В образцовой татарской деревне. Красочный мир, каким нам его обещали в раннем детстве.
Туристический комплекс "Туган авылым" ("Родная деревня").
Чудотворная икона Казанской Божьей Матери в Крестовоздвиженском соборе
казанско-Богородицкого мужского монастыря. Настоящий собор был взорван в 1935 г.,
доподлинную икону украли ещё в 1904 г. Нынешняя икона - "чудотворный список",
"привезенный из Ватикана" (это чтобы не признаваться, что Римский папа великодушно
подарил - ради мира и спокойствия, а не чтобы на подвиги воодушевляться).
Декоративная капуста на террасе ресторана. Мне очень нравится
такой смелый эстетизм с уклоном в натуральное. Потенциальной красоты
вокруг уйма: надо лишь уметь вытаскивать её и "обрамлять".
Улица Лобачевского.
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Довольно татаристая Казань с драконом в качестве символа