Александр Бурьяк

Довольно татаристая Казань с драконом в качестве символа

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Казань освятили собой такие выдающиеся личности, как... Иван IV Грозный, Пётр I, Екатерина II, Александр Пушкин, Николай Лобачевский, Александр Дюма, Владимир Ульянов (Ленин), Василий Качалов, Фёдор Шаляпин, и др. Не побывать в Казани -- это много более значительная личная не- доработка, чем не прочесть заслуженно популярной книги, уважаемой толковыми людьми. Казань -- город, в котором много что наслаивалось столетиями. Не как в Париже, конечно, но на подходе к тому. Здесь русский мир плотно соприкасался и сживался с тюркским миром и с миром ислама. Большевистские заскочники, правда, причинили старинной Казани большой культурный ущерб: у Луначарских не хватало сил всех их сдерживать. В постсоветское время Казань в архитектурном отношении развива- лась бурно, размашисто, качественно. Ой, конечно же, в Европе есть десятки городов, которые много стариннее и много эффектнее, чем Казань. Но эти города как носи- тели инормации ничуть не полезны в постижении российских дел, российских феноменов, определяющих состояние 1/7 части суши. Же- лаешь хоть немного разбираться в русскости -- подосвойся в Каза- ни. Ею не пренебрегали русские цари, Александр Пушкин, Александр Дюма и ещё много кто. Скромно стань в один ряд с ними, можно чуть сбоку. Казань -- это must. Это почти как Мекка, только много доступ- нее. Впрочем, каждому своё. Лично я имею в виду людей думающих, пытливых. * * * Казань как-то одновременно и весьма руссистая, и заметно тата- ристая, а кое-где даже ярко-парижистая. А ещё там есть улица со вполне немецкой современной застройкой. Казанскую пирамиду, кото- рая поблизости от Кремля, я почти-египетской не считаю, ладно. * * * Казань располагается в месте вливания реки Казанки в реку Волгу. Когда я сталкиваюсь с гидронимами типа "Казанка", мне немножко нехорошо от мысли, что там похерили какое-то древнее название и влепили сделанное по дежурной схеме. Возможно, исконное название трудновато для русских выговаривалось, почти как как имя дочки купца Апакова -- Бибибарьямбану. * * * В качественно написанном путеводителе "Прогулки по Казани" Надежды Корнеевой меня тронуло вот это место: "Кул Гали -- средневековый поэт, современник Шота Руставели и автора 'Слова о полку Игореве'. Во времена, когда мастера слова прослаляли своих правителей и их победы, он воспевал человеческие чувства и гуманистические ценности. По словам Кул Гали, государс- тво, которым управляет мудрый правитель, никому не угрожает и ни с кем не воюет. Он прославлял человеколюбие, честность и добро- ту." Я таки намекаю, о, да. * * * Я очень рад за татар -- за то, что они более-менее сохранили свой язык, свою кухню, свою культуру. За то, что у них есть кое- какие национальные амбиции и кое-какая самостоятельность хотя бы во внутренней политике. Здесь культивируют дружбу народов. Эксплуатация трудящихся, имущественное неравенство -- это есть, и это печальненько, но есть и закят, и у меня сложилось впечатле- ние, что в Татарстане имеет место понимание того, что в человече- ских отношениях существуют границы, за которые переходить нельзя. Ассаляму алейкум! Мир вам! * * * Есть мнение, что местное относительное благополучие обусловлено единственно наличием у Татарстана собственных залежей нефти. Ой, да мне хоть что, лишь бы войны не было и лишь бы памятники архи- тектуры не разрушались. И чтоб не вырубались леса, конечно. * * * Татарская еда, попадающаяся в Казани на глаза в первую очередь, -- это эчпочмак и чак-чак. Эчпочмак -- треугольные пирожки с мясом. Чак-чак -- сладость на основе теста. Не супермегаделикатесы (не сравнить, скажем, с киевским тор- том), но идут хорошо -- а хоть бы и от сознания того, что ты ешь ТАТАРСКОЕ и в Татарии. И что каждый съеденный тобой кусочек милейшую Татарию экономически поддерживает, а вдобавок укрепляет мир и дружбу между народами. Я предпочитаю бороться за мир и дружбу именно так: больше ез- дить, больше притираться к чужому, влюбляться в него, начинать относиться к нему, как к большой ценности, которую надо беречь. Я пил в Казани кумыс, ел чак-чак и эчпочмак, я купил себе там татарскую шапочку и теперь мню себя татарином-в-душе и патриотом Казани и Татарстана. Это -- моё. Говорят, я такой не один: некоторые "подсаживаются" на Казань и таскаются туда издалека раз за разом. Возможно, там что-то с эгрегором или какая-то благоприятная геомагнитная аномалия. Эй, грызучая шовинисть, я -- гражданин мира и патриот кучи стран, включая Россию, Украину, Польшу, Литву, Иран и Израиль. Шиш вам, а не война. Лично я поддакивать агитаторам за войну не буду. Как и оскорблятелям других народов (начинается, как прави- ло, с этого). Воевать я обучен, но не хочу, потому что это очень глупо, зачастую бьёт по тебе же ("не рой другому яму") -- и вдо- бавок чревато глобальной катастрофой. Буду воздерживаться от это- го дурного занятия, сколько можно. А если шибко прижмёт, буду лютовать всё равно по минимуму -- насколько это получится. Буду сдерживать в себе зверя.
Казань
Спасская башня Казанского Кремля.
Казань
Дракон(чик) Зилант - символ Казани. Он изображён и на гербе города.
Казань, Александр Бурьяк
На подступах к казанскому Кремлю.
Казань
Татарские подземные реликвии. На заднем плане - дворец президента Татарстана.
Казань
Вид из казанского Кремля на "Дом земле[вла]дельца". На переднем плане - шибко зареставрированные стены Кремля. Слева - река Казанка.
Казань
Очень уместно добавленная в конце 1990-х мечеть Кул Шариф. На переднем плане - пожарная часть.
Казань
В мечети Кул Шариф.
Казань
Справа - вечерняя Сююмбике. Эта башня - единственное, что осталось в Казани от татарских построек времени Казанского ханства. Да и то несколько наклонилось. По-моему, эта Сююмбике для татар - как Западная стена Храмовой горы для евреев.
Казань
Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Построена в 1722-1726 гг. У меня с этой Параскевой есть общее: она родилась в Иконии - теперешней турецкой Конье, в которой и я немножко пожил, но по-сибаритски (пардон). Замучили Параскеву в III веке н. э. не турки, конечно, а греки. При Сталине колокольню разрушили (она теперь восстановленная), а в церкви устроили тюрьму.
Казань
Владимир Ульянов смотрит на свою alma mater - Казанский университет.
Казань
Понурившийся математик Лобачевский. На заднем плане - тоже Казанский университет.
Казань
Ленина с главной площади Казани не убирают: благодаря ему появился Татарстан.
Казань
Популярные цветочки в Казани.
Казань
Казанский вариант [масонской] пирамиды Хеопса, с рестораном наверху.
Казань
Канал Булак - прямой как стрела. Ранним утром. Вдоль канала идут две улицы: Левобулачная и Правобулачная.
Казань
Старо-Татарская слобода, вид через озеро Кабан.
Казань
У озера Кабан что ни ракурс, то великолепие. Ещё чуть-чуть, и татарский эстетизм бросит вызов турецкому и иранскому.
Казань
Дом Шамиля в Старо-Татарской слободе. Построен в 1884 г. для купца Апакова. Купец потом подарил его своей дочери Бибибарьямбану на свадьбу. Дочь вышла замуж за третьего сына имама Шамиля - за русского генерала Мухаммед-Шафи Шамиля (вот так когда-то строилась Российская империя).
Казань
Пламенеющая татарика. Дом в Старо-Татарской слободе. Многие дома в этой слободе такие яркие, как будто она не татарская, а цыганская.
Казань
Пламенеющий "модерн" в парижском стиле с аллюзиями на Ренессанс. Теперь там музей истории Татарстана. Начало пешеходной улицы Баумана.
Казань
Карета прошлого, в которой М. Горький пытался уехать далеко, но не получилось. Якобы копия кареты Екатерины II, в которой императрица разъезжала по Казани в 1767 г. За каретой - театр имени Василия Ивановича Качалова, один из старейших в России. На улице Баумана.
Казань
Колокольня Богоявленского собора. Построена в конце XIX века. Пламенеющая краснокирпичная руссика уровня супермега. Высота 74 м. Справа - Богоявленский собор, ничуть не подходящий к своей колокольне. Зато в нём был крещён Фёдор Шаляпин (1873-1938). Слева - памятник Шаляпину (1998) и гостиница "Шаляпин". Но улицу назвали всё же в честь Баумана.
Казань
Улица Баумана. Гостиница "Шаляпин", колокольня Богоявленского собора. Не знаю, заслужил ли этот Бауман такую роскошную улицу.
Казань
Казань - город яркий. Торговый центр "Кольцо" ранним утром.
Казань
Пешеходная улица Петербургская. Как бы продолжение улицы Баумана. Во времена Казанского ханства здесь располагалась... Армянская слобода, о, Аллах. Предыдущие названия улицы: Кирпичная (тут обитали кирпичники), Георгиевская (по Георгиевской церкви), Свердлова Я. М. (он тут жил одно время в доме №29). Здание со шпилем - гранд-отель "Казань".
Казань
Мрачная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (конец XIX - XX века).
Казань
В Казани бросилось в глаза обилие таких вот странных объявлений (потом я видел их и в других российских городах). Улица Московская.
Казань
Собор Петра и Павла. Якобы в стиле петровского барокко (построен ведь в 1726 г.!), но по-моему, получился всё же "протомодерн" с очень лёгкими аллюзиями на Древнерусь. Собор пережил пять больших пожаров, так что не факт, что ему сохранили изначальный вид. Собор описан с натуры в романе Александра Дюма "Учитель фехтования": в отличие от Жюля Верна, Александр Дюма посещал и Казань.
Казань
Приволжский филиал Парижа. Гнездилище путиноидской "элитки" татарстанского разлива. Белорусские "избранные" по такому роскошному поводу могут только украдкой пускать сопельки зависти.
Казань
В этом хостеле останавливался Александр Сергеевич Пушкин - в октябре 1833 г., будучи проездом в Оренбург по исследовательским делам (собирал материалы для книги "История пугачёвского бунта"). Улица Бурхана Шахиди.
Казань
Подходящая компания для мизантропа (главное - тихая). На фоне татарского театра.
Казань
В образцовой татарской деревне. Красочный мир, каким нам его обещали в раннем детстве. Туристический комплекс "Туган авылым" ("Родная деревня").
Казань
Чудотворная икона Казанской Божьей Матери в Крестовоздвиженском соборе казанско-Богородицкого мужского монастыря. Настоящий собор был взорван в 1935 г., доподлинную икону украли ещё в 1904 г. Нынешняя икона - "чудотворный список", "привезенный из Ватикана" (это чтобы не признаваться, что Римский папа великодушно подарил - ради мира и спокойствия, а не чтобы на подвиги воодушевляться).
Казань
Декоративная капуста на террасе ресторана. Мне очень нравится такой смелый эстетизм с уклоном в натуральное. Потенциальной красоты вокруг уйма: надо лишь уметь вытаскивать её и "обрамлять". Улица Лобачевского.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Довольно татаристая Казань с драконом в качестве символа