Александр Бурьяк

Приозёрный Переславль Залесский

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Вопрос русачкам на засыпку: почему Переславль -- Залесский? Для вящей запоминаемости? Или что-то по аналогии с Бендером-Задунайс- ким? Лично для меня этот ларчик открылся случайно, причём в Рязани. Оказывается, до поры до времени существовал ещё один Переславль (точнее, ещё один ПереЯславль) -- Рязанский. Но при Екатерине II ПереЯславль Рязанский стал Рязанью (доподлинную Рязань уничтожили монголо-татары, которым тоже хотелось иметь свою империю). А Пе- реяславль Залесский стал Переславлем Залесским. Кстати, в переславльских местах нередко опускают эпитет "Залес- ский", чем изрядно напрягают таких недознаек, как я, потому что у нас напрашивается страшное подозрение, что наряду с Переславлем Залесским существует где-то поблизости и просто Переславль и что автобус, в котором мы едем, направляется именно в тот просто Пере- славль, а не в нужный нам Переславль Залесский. Переименованность "Переяславля" в "Переславль" -- тоже источник напряга: все мы знаем ведь, что дьявол -- в деталях. Ну почему "Переславль"? Кого-то тут переславили (= восславили слишком уж бурно [как одного усатого грузина])? Впрочем, в Бела- руси есть ещё более загадочный городок Заславль: по ту сторону славы, что ли? Далее, почему Залесский? Залесский относительно чего? Лесов тут вообще-то много, а раньше было ещё больше, поэтому эпитет "залес- ский" можно было использовать на любую сторону. * * * В Переславль я добирался из Сергиева Посада. Обещанные мне ин- тернетом многочисленные проходящие автобусы из Москвы в Ярославль и Кострому отсутствовали начисто. Автобусы же из Сергиева Посада в Ярославль Залесский ходили только два раза в день, причём в очень неудобное для меня время: в 09:00 и в 18:00. Кстати, ехать тут полтора часа. Что же касается обратной дороги, то таксист, вёзший меня от автовокзала к отелю, посоветовал добираться до Москвы прямым автобусом, который отходит из Переславля якобы каж- дый час. Автовокзал в Переславле расположен на дальней южной окраине и являет собой неприглядный домик в задрипанном окружении, так что при первом взгляде на него случается лёгкий приступ ужаса на темы "куда я попал?!" и "как я потом отсюда выберусь?!" В Переславль, оказывается, можно ездить из Москвы и по железной дороге. К примеру, поездом Москва-Ярославль. Выходить надо на станции "Берендеево" (от которой до Переславля ещё километров 30), а что делать потом, пока не знаю. * * * По-моему, в Переславле Залесском ничего потрясающего нету. За потрясающим надо ехать в Ярославль, Ростов Великий, Владимир. Очень хорошо смотрится речка Трубеж -- но только там, где никакие строения не попадаются на глаза, потому что эффектных строений на её берегах нету, кроме разве что церкви Сорока мучеников, но её надо смотреть с озера. Все мостики через эту речку имеют вид либо простенький либо ужасный. Плещеево озеро по части зрелищности никакое. Красивым может быть только ГОРНОЕ озеро либо озерцо с деревьями и/или домиками на берегу. Плещеево озеро к тому же овальное: его берег не изрезан, и лю- бое береговое строение типа церкви Сорока Мучеников может обозре- ваться только с воды. Стихийно строиться красиво у русского народа явно не получает- ся: дашь ему волю -- он насооружает какой-нибудь дряни кто во что горазд, да вдобавок позаслоняет ею что-то действительно сим- патичное. Над русскими человеками должна стоять жёсткая архитек- турно-градостроительная власть, руководствующаяся градостроитель- ным кодексом, который надо бы составить под моим жёстким концеп- туальным руководством. Террор, только тотальный государственный архитектурный и садово-парковый террор спасёт Россию. * * * В Переславле на клумбах заметно преобладание пионов. Помнится, в Ярославле был уклон в сторону гортензий. * * * В России сохранилось лишь то ли пять, то ли семь храмов "домон- гольской" постройки, и один из них -- как раз в Переславле Залес- ском. Это Спасо-Преображенский собор (точнее, может, соборчик). Его начали строить в 1152 году, при Юрии Долгоруком. Заканчивали при Андрее Боголюбском. В этом храме вдобавок крестили Александра Невского, числящегося в России великим полководцем. Данный Алек- сандр выиграл аж две битвы (больше их у него, кажется, и не было: согласно новейшей версии истории враги [сдавались] отказывались от своих подлых [имперских] намерений, едва заслышав, что на них идёт Александр). Своё редкое для тогдашней Руси имя этот Александр обрёл якобы потому, что его отец получил в подарок книжку об Александре Ма- кедонском и зачитывался ею. Помер Александр Невский, якобы отра- вившись в Золотой Орде, что якобы было у русских князей обычным делом: ехали на поклон в Орду, там отравливались, а на обратном пути как бы сами собой давали дуба. В Спасо-Преображенском соборе похоронены сын и внук Александра Невского. И вообще, этот собор был дворцовой церковью при княжьих хоромах, располагавшихся чуть западнее его. Орден Александра Невского -- единственный, который существовал и в царской России, и в СССР и существует в России постсоветской. А фигура-то дутая, говорят (но, разумеется, не местные экскурсо- воды). Экскурсоводское тра-та-та про Переславль Залесский -- сверх- обильное, а вот подкрепления этого тра-та-та артефактами на мест- ности -- скромненькие или отсутствуют вовсе. Зато название у го- рода красивое, необычное и очень русское. * * * Монголо-татары несколько раз захватывали и жгли Переяславль За- лесский (несмотря на расхваленность его укреплений), так что при- ходится подозревать, что это у них было неспроста, а являлось чем-то вроде упражнения в монголо-татарскости или дежурного по- двига -- аналогичного западноевропейскому убийству дракона. Один раз Переславль сожгли даже литовцы. Обратим внимание: где -- Литва, а где -- Переяславль. Лично у меня лопнуло бы терпение тащиться на лошадях в такую даль. Я бы на месте литовцев сжёг бы что-нибудь поближе. Например, Минск. * * * Понаехавшая Екатерина II в своё время распорядилась срывать крепостные валы старинных русских городов. Переславцы это распо- ряжение сабтировали, оправдываясь отсутствием средств. В резуль- тате Переславль сегодня -- единственный город, в котором его валы сохранились на всём их когдатошнем протяжении. Во Владимире, Юрь- еве Польском, Суздале, Дмитрове и т. п. от валов остались лишь [воспоминания] небольшие участки. Переславцам средства из казны на срыв городских валов таки вы- делялись, но где-то потом растворялись. Ну, лично я давно уже понял, что от коррупции бывает и польза. Экскурсоводка рассказывала, что валы -- не просто кучи земли, а кучи земли поверх срубов, поэтому так хорошо держатся (скажем, в Александрове валы тоже имеются -- огораживают участочек севернее кремля -- но они там стали низенькими, высотой метра полтора мак- симум). А ещё патриотичная экскурсоводка была очень недовольна железны- ми лестницами, понастроенными для захода на валы. Обозвала эти лестницы чудовищными, портящими вид валов. Наверное, и в самом деле лучше было бы сделать лестницы бетонными и вровень с грунтом, а не нависающими над ним. Местные защитники наследия судятся с местными властями из-за этих лестниц: требуют убрать их. Ой, я бы тут ещё много чего убрал даже пораньше, чем эти лестницы. А ненависти к лестницам я как раз, наоборот, не почувствовал. Башни в укреплениях Переславля не уцелели. И места их когдатош- него расположения не просматриваются. Надо думать, эти башни были деревянными, располагались на валах и являли собой лишь небольшие расширения-возвышения относительно стен. Перед валами кое-где сохранились остатки рвов с водой. Ныне это озерца с шибко заросшими берегами. Берега наверняка были бы очень живописными, если бы не замусоренность, не заболоченность, не заросшесть (попробуй ещё подойти к ним!), не разное человечковое непотребство поблизости. * * * Кстати, давно уже хотелось сказать вот что. Застраивать внут- реннее пространство древнерусских городов деревянными одноэтаж- ными усадебками, имевшими "приусадебное хозяйство", -- это было какое-то расточительство, требовавшее большой протяжённости го- родских валов, стен. Строили неплотно, надо полагать, отчасти из опасения пожаров. Такой неплотный подход к застройке обрекал города на слишком большую протяжённость укреплений и слишком малую их "мощность". Потом на укрепления вдобавок не хватало защитников. Сельски укреплений образ жизни переносился в город почти без модификации, отсюда брались всякие ужасы русских городов: воен- ные, пожарные, эпидемические. Строить надо было, конечно же, НЕ ТАК. А вот как: - планировка улиц -- по преимуществу прямоугольная; - дома -- как минимум двухэтажные, а лучше трёхэтажные; на первых этажах -- хозяйственные помещения; - расстояние между домами -- два метра (ладно, сажень); - крыши -- черепичные (без этого, похоже, никак); - наружные стены деревянных домов обмазываются глиной; от дождей глина защищается значительно выступающими крышами; - поощряется каменное строительство; - за захламление дворового пространства горючим материалом (сеном, соломой, дровами и т. п.) -- [расстрел из луков] принудительные работы или большой штраф; вся "горючка" должна быть под черепичными крышами; - между кварталами -- широкие улицы, декоративно-пожарные водоёмы. Разумеется, трудно себе представить декоративный пожарный водоём в русском средневековом городе (кстати, в средневеко- вом центральноазиатском и персидском городе такой водоём на- зывался "хавуз"; правда, он мог использоваться и как источник воды для бытовых целей; в средневековой Бухаре имелось более 100 хавузов, и некоторые из них существуют до сих пор). Проблемы городов: - водоснабжение; - сток дождевых вод (частично -- в декоративные пожарные водоёмы); - убирание сухого мусора; - отвод нечистот. В неплотно застроенном городе такие проблемы могли решаться деревенским способом, плотная же застройка требовала особых сооружений и особых городских служб. Положительные ментальные и бытовые особенности западноевропей- цев сформировались у них благодаря не столько древнеримской осно- ве их обществ, сколько переходу к плотной городской застройке ради более качественной военной защиты: пришлось организовывать- ся, развивать городское хозяйство. Черепица -- ключевое средство обеспечения плотной городской застройки. Единственная просматриваемая альтернатива ей -- плос- кая земляная крыша (поросшая травой) поверх провощенной (ради водостойкости) деревянной основы. С учётом указанных сложностей передовые русские князья, навер- ное, приходили к выводу, почесавши головы, что лучше уж неплот- ная застройка городов и слабые городские укрепления, чем всякие такие революционные преобразования. * * * Ряпушка -- это такая рыба. Она водится в Плещеевом озере, но уже числится там вымирающим видом организмов. Являет собой разно- видность сельди, по версии местных экскурсоводов -- особо селё- дистую и особо вкусную. Подавалась к царскому столу. Присутст- вует на гербе Переславля Залесского аж в двух экземплярах. Вообще, Переславль -- рыболовецкий город. Здесь даже есть район Рыбачья слобода, располагающийся вдоль речки Трубеж вблизи места её впадения в Плещеево озеро. Район этот, если честно совсем не зрелищный: его портят современные добавления по принципу кто на что способен. Плещеево озеро не очень-то и большое: противоположный берег виден отнюдь не в туманной дали. Выпускать в него царя Петра Алексеича на испытания прототипа будущего российского флота было не страшно. Одна речка из этого озера вытекает и потом впадает в Волгу, так что у него есть тесная, но удалённая связь с Каспийским морем (а с Мировым океаном только по каналам, которых во времена Петра ещё не было). Вытекающая из Плещеева озера речка называется Вёкса; правда, в имеющемся у меня атласе СССР она носит имя Нерль, и это вряд ли опечатка, потому что на этой Нерли располагается городок Нерль. Чуть севернее зарождается сама собой ещё одна речка Нерль и течёт в сторону города Владимира, чтобы чуть восточнее его впасть в Клязьму, впадающую в великую русскую реку Оку, которая, в свою очередь, вливается в Волгу (аккурат там, где стоит Нижний Новгород: я проверял самолично). Если существуют две речки с названием "Трубеж", то почему не может быть двух речек с названием "Нерль", даже если они начи- наются почти рядом? Для Иванов Сусаниных такие совпадения бывают очень удобными: фиг своевременно подкопаешься. Между прочим, получается, что Переславль Залесский стоит на локальном водоразделе (но на все стороны -- бассейн Волги). Что это может значить [в астральном плане], я ещё не придумал (у меня мышление не конспирологическое). Плещеево озеро при Переславле Залесском -- не мелочь, а ФАКТОР. Наверняка в основном благодаря озеру этот город и появился. Час- тично озером (точнее, рыбалкой) горожане кормились. Сегодня озеро добавлет городу туристической привлекательности. Странно тут вот что: почему, находясь возле такого хорошего водоёма и имея такие хорошие укрепления, Переславль не стал столицей Руси, а уступил эту роль Москве? Ростов Великий, кстати, тоже стоит на берегу озера (Неро) и тоже не стал столицей, а мог. По-видимому, имело значение, что по реке типа Москвы-реки можно было плыть на до- вольно крупных судах, и имело значение, КУДА плыть и КАК ДОЛГО. Надо полагать, численность населения Переславля длительное время определялась в основном прокормочными возможностяи Плеще- ева озера. * * * Немножко "правильной" геополитики. Реки и города. Река для города -- это... - источник воды для питья, полива и пр.; - источник еды (рыбы); - водный путь для транспортировки грузов; - препятствие, несколько защищающее от врагов; - украшение ландшафта; - опасность наводнений; - рассадник комаров. Река как источник еды может быть значима только для небольшого города. Существенные параметры реки: - глубина, ширина; - скорость течения (быстрое течение неудобно при транспортном использовании); - сезонные изменения мощности водного потока; - извилистость (при транспортном использовании много петлять неудобно); - откуда и куда река течёт (что-то привлекательное должно иметься хотя бы в одном из этих направлений); - наличие привлекательных в хозяйственном отношении притоков и стоков; - высота и прочность берегов. Крупная река с "правильными" параметрами (= далеко не всякая) -- мощный градообразующий фактор. Чем больше населения по берегам реки, тем выгоднее жить рядом с ней в аспекте товарообмена. Где не было нужной реки, там её иногда выкапывали: в виде канала. Преимущества рек перед морями: - пресная вода; - отсутствие штормов; - труднее утонуть: берег всегда рядом. Преимущество морей перед реками: - больший выбор направлений движения; - возможность скрыться в морских просторах (правда, нередко получалось, что и в пучинах). Город на берегу моря мог выдерживать длительную осаду с суши, снабжаясь через море. У города на берегу реки такой возможности не было. Есть немало городов, которые были выстроены на крупных рек вблизи мест впадения их в море, чтобы использовать выгоды, дава- емые и реками, и морями. Примеры: Лондон, Лиссабон, Гамбург, Бремен, Кёнигсберг, Рига. От соединения двух наборов выгод такие города получались особо успешными. Преимущество больших озёр перед реками: - много рыбы, водоплавающих птиц (потенциальной дичи). Качество озера частично определяется его притоками и стоками: тем, можно ли через них плыть в желательные для посещения мес- та. * * * Страшное в истории Переславля Залесского: через него не прошла железная дорога Москва-Ярославль. Переславль остался именно что ЗАЛЕССКИМ: удалённым от новых основных путей. Из Википедии ("Плещеево озеро"): "По южному берегу озера шла узкоколейная Переславская железная дорога, разобранная в 2005 году. Её фрагменты и подвижной состав стали экспонатами уникального частного технического музея, где собраны натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники со всей России, а также сопутствующие им машины и механизмы конца XIX - первой половины XX веков." Оттуда же ("Переславская железная дорога"): "Переславская железная дорога - официальное название частной узкоколейной железной дороги, работавшей в 1989-2004 годах. Взаи- модействовала с Переславским железнодорожным музеем. Переславская железная дорога была создана группой энтузиастов, выкупивших же- лезнодорожные пути закрывшегося Купанского транспортного управле- ния. После прекращения массовой добычи торфа эти пути стали не- нужными и должны были быть ликвидированы. С 1990 до 23 мая 2003 года на Переславской железной дороге регулярно курсировали пассажирские поезда по двум маршрутам: Переславль-Купанское и Купанское-Кубринск. Пассажирские перевозки пользовались спросом у жителей Переславского района и туристов. Несколько раз в год по железной дороге проходили ретро-поезда с паровозами - экспонатами Переславского железнодорожного музея." Ещё оттуда ("Переславский железнодорожный музей"): "Переславский железнодорожный музей - частный технический музей (форма собственности - некоммерческое партнёрство), где собраны натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники, а также сопутствующие им машины и механизмы конца XIX - первой половины XX веков. Находится в посёлке Талицы Переславского района." "В экспозиции музея представлены натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники. Многие экспонаты уцелели в единственном экземпляре и имеют сертификаты памятников истории техники." Музей расположен у чёрта на куличках, работает непонятно как. В самом Переславле указателей на него нету. Очень частный музей, получается. Как будто на фиг кому нужный, а ведь история техники -- это важно. * * * В России теперь мода на микромузеи. В Переславле их множество: - Музей утюга; - Музей радио; - Музей Александра Невского; - Музей хитростей и смекалки; - Музей старинных швейных машин; - Музей граммофонов и грампластинок (объединённый, да?); - Музей советского детства; - Музей крестьянского дизайна "Кот в пальто"; - музей "Рождение сказк и славянской мифологии"; - музей "Царство ряпушки"; - и т. д. Поскольку толпы приезжих тут на улицах не наблюдаются, эти му- зеи, я полагаю, пребывают по преимуществу в запертом состоянии. Основное назначение таких музеев -- наверное, фигурировать в опи- саниях города, создавать ему видимость более культурного и более интересного, чем он есть на самом деле, и подманивать таким обра- зом туристов. * * * Про дендрологический сад им. С. Ф. Харитонова. Сад распорожен чуть юго-восточнее Троицкого Данилова монастыря. Когда нет кома- ров, там наверняка хорошо, на уровне заурядного парка, но доро- гие входные билеты (больше доллара, орлы!) делают посещение этого места абсурдным. К тому же там через забор располагается кладбище (не историчное, по-российски задрипанное). Зачем пла- тить за этот сад [с кладбищем], да ещё переться в него из центра города, если можно бесплатно гулять по зарослям вдоль Трубежа? Чтобы оправдать цену билетов, в сад насовали всякой хрени типа деревянных статуй и избушки Бабы Яги. * * * Великие люди Переславля Залесского: - князь Юрий Долгорукий (основатель); - князь Александр Невский (сын Долгорукого и разбиватель немецких рыцарей на Чудском озере; почему не стал Невско- Чудским -- хороший вопрос не ко мне); - Пётр I Романов (упражнялся тут в судовождении на Плещеевом озере); - академик живописи Кардовский (ни одного его шедевра я не знаю, но тут, может, проблема у меня а не у Кардоского). Переславль примечателен тем, что его главная улица (очень длин- ная, тянущаяся с юго-запада на северо-восток и проходящая сквозь старый город через разрывы в валах) зачем-то имеет разные назва- ния на разных своих участках: Московская, Кардовского, Советская, Ростовская, Урицкого, Ярославское шоссе. Не пугайтесь, на самом деле пройти их все за один час можно. * * * Общее впечатление от Переславля: некоторым надо бы не Украину воевать, а приводить в порядок (эстетичный, блистательный) свою собственную страну. Массовое и начальственное пренебрежение исто- рией и эстетической стороной жизни явно было характерным для пе- реславиотов (о, если бы только для них!) в течение всего времени существования этого города. Я это не к тому, что переславяне ведь всё же могли лет за 400 построить хотя бы одни симпатичные камен- ные городские ворота типа [Золотых в Киеве] тех, которые прекрас- но смотрятся в переславском же Троицком Даниловом монастыре, а к тому, что вообще надо было основательнее строить, лучше сохранять, меньше ломать. Приедешь в Германии в какой-нибудь небомбленный Гослар или Вольфенбюттель -- там роскошная старина стоит вдоль улиц шпалерами (что ни дом, то шедеврик), в Переславлях же надо немало топать от шедеврика к шедеврику мимо чёрт знает чего. Если свезти в Вольфенбюттель ту милую патриотичную экскурсовод- ку, которая увлечённо "травила" мне про "домонгольский" переслав- ский Спасо-Преображенский собор, у неё там наверняка тяжёлый ду- шевный кризис случится -- с истериками, а то даже с попытками са- моубийства. А может, я грубо ошибаюсь, и она всего лишь скажет "Vielen Dank, lieber Alex" и тут же выйдет замуж за какого-нибудь тамошнего немца, который возжелает заодно и сэкономить на домра- ботнице. Нет, она станет в гордую позу, молвит "Но дева русская Гарольда презирает" (это из поэта Жуковского, если что) и отпра- вится смотреть окрестности Санкт-Петербурга. Ладно предки были вахлаками сиволапыми, но это ж когда было-то! Что вам мешает жить добротно и красиво СЕЙЧАС? Внушать уважение и зависть расчётливостью и порядком? Чудом русских городов? Местами умеете ведь. Надо всего лишь перейти от "местами" к "почти сплош- няком". Дать дорогу правильным людям, а самим пристроиться у них на подхвате. Великую Русь надо ВЫСТРАИВАТЬ -- железобетоном, кирпичами и т. п. Двигаясь ударными созидательскими силами от улицы к улице, от города к горду. Михаэль Горбачёв, недобиток КПСС-ный, в своё вре- мя не ту перестройку затеял. Надо было в первую очередь развора- чивать перестройку буквальную, а не искать консенсусы. Нынче можно начать а хоть и с Переславля Залесского: потенциал величия и эстетизма у этого городка тот ещё. Правда, большие переделки требуют времени. Хотя бы потому что, скажем, прекрасным правильным деревьям, высаженным в правильных местах, необходимо ещё успеть ВЫРАСТИ. Разумеется перестройка перестройке -- большая рознь. Скажем, разрушение и воссоздание гостиницы "Москва" возле Кремля в Моск- ве -- это даже не мерзость, а какой-то сложный замес из невежест- ва, недоумия, жлобства, алчности, прибабахнутости и, может, даже скрытого стремления разорить, "опустить" и частично уничтожить русский народ. Я не ретроград, а наоборот, новатор. Я -- человек, который на- шёл (?!) способ изрядно экономить на раскопках, реконструкциях, реставрациях, стройках, уборке и утилизации строительного мусора, транспорте (возящем стройматериалы и т. п.), нефтедобыче (топливо для транспорта!), производстве элетроэнергии (стройки очень энер- гозатратны), псевдоисторических исследованиях и даже патриотичес- ком пропагандистском трындёже. Этот способ такой: сооружайте про- чно, красиво, крупно, с предусмотренностью модернизаций, НА ВЕКА. Присмотритесь к особенностям того, что уцелело от древних греков и римлян, и, может, что-то из этих особенностей копируйте. А гла- вное -- НЕ ЛОМАЙТЕ. Эстетизируйте старину во всю ширь (ну, там, где предки обеспечили, чтобы эстетизация не давалась вымученно, а напрашивалась). И учитывайте, что вы -- ДЕГЕНЕРАТЫ: влечения у вас по преимуществу дегенератские, в значительной части дефекти- вные, бойтесь их, а вот ваши предки с нечищенными зубами были кое в чём о-го-го. Не стесняйтесь лаптей: может, в них -- сермяжная правда. На самом деле ситуация, конечно, сложнее, но вам, в вашей осно- вной массе, этого уже не понять. Просто следуйте рекомендациям толковых людей с таким же тупым упорством, с каким вы нынче следу- ете моде, бредятине своих кумирчиков и т. п. * * * Кстати, странно, что городка Дмитрова из этих мест большевики не переименовали после Лейпцигского процесса 1933 года в городок Димитров. Вот ничего они не понимали в приколах. Большевистский потолок забавности -- это, к примеру, расстрелять совместно мужа и жену или заставить сына отречься от отца. * * * Со стенда в Горицком монастыре: "К сожалению, в 1788 году Переславско-Дмитровская епархия была упразднена, а Горицкий монастырь закрыт и оставлен в запустении почти на сто лет. В 1881 году в бывшем монастыре разместили ду- ховное училище." Поскольку Горицкий монастырь -- далеко не единственный комп- лекс прекрасных и ценных сооружений, пострадавший от новаторства Екатерины II (при ней даже часть южной стены Московского Кремля разобрали!), надо бы обозвать её той ещё вредительницей, где-то даже протобольшевичкой по части материально-культурного наследия, земля ей колом. * * * В Переславле, а потом и в Москве, я обратил внимание на то, что на светофорах, указывающих пешеходам количество секунд ожидания, местами появляются аж трёхзначные цифры. То есть ждать бедолагам приходится, как минимум, секунд по 100, хотя выдерживать даже 30 -- это напряжно. В Минске такой антипешеходной мерзости пока что нету, но верю, что она придёт и сюда: обезьянистость у белорусов та ещё. Ещё одна антипешеходная мерзость, пока что не наблюдаемая в Минске, -- это трёхфазные светофоры: сначала они разрешают движе- ние тем автомобилям, которые на одной из двух пересекающихся улиц, потом тем автомобилям, которые на другой из двух пересекаю- щихся улиц, потом только дозволяют пешеходам переходить две улицы сразу. Если ты быстр, то можешь успеть пересечь две улицы за один цикл. Дл яэтого можешь даже пройти по перекрёстку наискосок. На- ездов на пешеходов при таком регулировании получается, может, и меньше [мизантропы в отчаянии], зато пешеходам надо дольше ждать своей очереди. Вдобавок их доля цикла урезается до минимума: не успеваешь задержаться посереди проезжей части, чтобы что-то сфо- тографировать. * * * Самое доставучее в России -- это, по моему, отнюдь не [Путин] дураки и дороги, а паскудное российское телевидение. Если имеют- ся у него отличия от евросоюзовского, то разве что в худшую сто- рону. Оно -- тот ещё деградатор русского народа. Посмотрел я в отеле по российскому [зомбоящику] TV французский фильм "Зов волка" (2019). Про почти-обмен Франции ядерными удара- ми с Россией. Через каждые 10 минут был рекламный перерыв тоже минут на 10: мерзкий манипуляторский бизнес на стремлении людей [знать, что там дальше по сюжету] выжить в условиях наличия ядер- ного оружия у свихнутиков. Ничего святого. Некоторые даже сцену распятия Христа, наверное, способны прервать рекламой: вдруг кому-то как раз слетать в туалет понадобилось. Сюжет такой. Французы обнаружили, что по Франции выпущена бал- листическая ракета с российской подводной лодки, скрывающейся в Беринговом море (натяжка: почему именно по Франции? не много ли французы о себе воображают?). Французская подводная лодка полу- чила приказ президента Франции сделать ответный запуск ракеты с ядерной боеголовкой на российскую территорию и прервала связь со штабом, чтобы никто не пробовал впарить ложный приказ об отмене запуска. Но в штабе молодой сверх-талантливый акустик разобрался, что российская ракета -- без ядерной боеголовки и выпущена с ка- кой-то "левой" подлодки, загнанной на чёрном рынке террористам. Приказ надо отменить. Но до подлодки не достучаться. Адмирал, ко- торый главный по атомным подлодкам с ядерным оружием, бросается вдогонку на другой, дизельной подлодке с целью достукиваться, а если не получится, то уничтожить свою же атомную подлодку, чтобы спасти человечество от ядерной войны. Таки спасают, но посланная вдогонку подлодка погибает вместе с самоотверженным адмиралом, и выживает (всплывает на поверхность моря) только молодой сверх-та- лантливый акустик, которого на берегу ждёт девица-красавица и с которой он уже успел сойтись. Правда, у него лопаются барабанные перепонки [но может, ему их зашьют или пересадят новые]. Сюжет -- разумеется, киношный (= чушь собачья), но в нём есть МЕССИДЖ: западные человеки не хотят ядерной войны и ложаться кос- тями, чтобы её не было, а Россия -- бардачная страна, в которой с ядерным оружием и средствами его доставки может случиться что- нибудь нехорошее. По-моему, этот мессидж правильный. Если бы не издевательские перерывы на рекламу, я бы сказал, что показ такого фильма в июне 2024 года -- [неявная подрывная работа] достойный гражданский поступок, имеющий целью ослабление абсурдной и опас- ной ненависти к бедненькому вырождающемуся братскому Западу, где негры уже местами даже геройски командуют французскими подводными лодками, как в этом фильме. По-моему, негры должны командовать только негритянскими подводными лодками, а не подсиживать белых [на подводных лодках] в их исконных местах проживания. Вот этот, расовый мессидж в указанном фильме я нахожу неправильным: пропа- гандой дегенератского либерастизма с его мерзкой установкой на уничтожение расовых различий (= рас) через поощрение инорасовых понаехов. Нет, я понимаю, что во Франции точка невозврата пройде- на, и дальше там будет только постепенная метисация, исламизация и деинтеллектуализация.
Переславль Залесский
Символом Переславля Залесского является вот этот Горицкий монастырь. Во всяком случае, у меня на холодильниковом "магнитике" из Переславля изображён именно он.
Переславль Залесский
Горицкий монастырь, ныне - "музей-заповедник" (заповедник ЧЕГО? тут есть, правда, пруд в зарослях). Слева - Всехсвятская церковь и Трапезная палата (2-я половина XVII в.). Справа - Успенский собор (построен в 50-е - 60-е гг. XVIII в.). Вид с колокольни. На заднем плане - Плещеево озеро.
Переславль Залесский
Надвратная церковь в Горицком монастыре. Вид с колокольни.
Переславль Залесский
В отделе церковной деревянной скульптуры музея в Горицком монастыре.
Переславль Залесский
В отделе икон музея в Горицком монастыре я узнал, как называется "контур" из малых картинок на иконе. Он называется "житие". Картинки показывают основные эпизоды из жизни центрального персонажа иконы.
Переславль Залесский
Повторим старинные меры длины и веса.
Переславль Залесский
Таинственный экспонат музея в Горицком монастыре - газовый утюг (XIX век). Наверное, в нём горел для нагревания газ. Но какой - и как поджигался?!
Переславль Залесский
Некторые типы плугов, изобретённые к концу XIX века. Таскались эти плуги как бы по-прежнему лошадями, но творческая мысль уже приложилась к плугам основательно. Но я бы кое-что добавил: лыжу и груз (или ёмкость для земли, используемой в качестве груза), чтобы они задавали глубину вспашки. Налегать на плуг стало бы не нужно. Ещё вариант: вместо груза - сидящий пахарь (часть его веса приходится на колёса), который чем-то там рулит.
Переславль Залесский
Верхняя часть иконостаса в Успенском соборе Горицкого монастыря. Я бы назвал такой стиль католическим. Ну, и барочным. Но барочность - атрибут скорее католических храмов, чем православных.
Переславль Залесский
Дивное оформление подхода к Горицкому монастырю. В первую очередь в таких вот местах заваливается дело строительства прекрасной, образцовой русской империи, в которую почтительно просятся народы (а не настырно лезут туда, чтобы со временем элементарно передавить остатки деградирующих и вымирающих аборигенов и сделать всё по-своему).
Переславль Залесский
Издали заметный на горке необычный "портал" - вход в Троицкий Данилов монастырь.
Переславль Залесский
Знаменская церковь, к западу от городского вала.
Переславль Залесский
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы построена в 1789 г. В советское время была единственным действующим в Переславле православным храмом.
Переславль Залесский
Танк Т-34-80. Спереди на постаменте - рельеф Михаила Ильича Кошкина (1898-1940), главного конструктора этого танка. Кошкин - из деревни Брынчаги Переславского района.
Переславль Залесский
Никитский монастырь, на севере Переславля Залесского.
Переславль Залесский
Никитский монастырь с другого ракурса. Чтобы так изуродовать "прибамбасами" прекрасную старинную постройку, надо самим быть интеллектуальными и нравственными калеками, укажем на это прямо. В мозжишках у этих калек - приблизительно такой же насёр эквивалентами неуместных заборов, уродливых столбов и перекособоченных труб.
Переславль Залесский
Общепит в Переславле Залесском. Картофель - с грибами, если что. Порции маленькие (в сравнении, скажем, с турецкими и китайскими), но это, наверное, для того, чтобы можно было попробовать побольше всякого. В целом не провально, но всё же видать, что питание - не в центре заботливой политики государства. Потенциал для роста значителен. Ну задействуйте же, наконец, мегакреативщиков, други!
Переславль Залесский
В тарелке слева - окрошка: суп на основе холодного кваса. Вкус потрясающий, политически недоиспользованный, но опять же порция маловатая: детсадовская, я бы сказал. Такими порциями сторонники империи не прикармливаются [люди скорее настораживаются: вдруг еды потом будет ещё меньше].
Переславль Залесский
Краснокирпичный модерн. Знай наших. Когда-то гимназия, нынче школа.
Переславль Залесский
Вот это место в Переславле могло стать завораживающе зрелищным. Но... не стало.
Переславль Залесский
Симеоновская церковь, 1771 г.
Переславль Залесский
Тогровля [колобками] сырами в честь религиозного праздника. Лично я заглатывать такое не рискую.
Переславль Залесский
Береста местами ещё держится на Руси в качестве поделочного материала. Хорошо! Надеюсь, деревья не стоят потом в лесу ободранными, а идут на [дрова] прекрасную [экспортную] мебель.
Переславль Залесский
Баркас местного клуба юных моряков готовится к крёстному [плыву] ходу по речке Трубеж для водного парада на Плещеевом озере. Сестра фоткает любимого батюшку, а он сзади: наставляет гребцов.
Переславль Залесский
Нам, котам, ваши праздники представляются странными. Доставайте уже, что ли, сметану.
Переславль Залесский
Водный парад на Плещеевом озере напротив церкви Сорока мучеников. Будет и пушка стрелять. Я рассчитывал вдобавок на регату, но она почему-то не состоялась, хотя ветер немножко дул.
Переславль Залесский
Православная иерархия.
Переславль Залесский
Церковь Сорока мучеников. Вид с Плещеева озера. Перефотографировано с забора, сорри. Светлые полоски в небе - это не падающие истребители, а просвечивающие щели между досками забора.
Переславль Залесский
Свято-Никольский женский монастырь на улице Гагарина. Я обитал напротив [а толку?!]. Со стенда: "Ансамбль Никольского монастыря, сложившийся в XVII - начале XX в., разрушен в 1934 г. Никольский собор (начало XVIII в.) и шатровая колокольня (1680 г.) были взорваны, ограда разобрана. С 1993 г. - действующий женский монастырь." Чем больше такого почитываешь, тем менее жалко СССР.
Переславль Залесский
Остаток Борисоглебского монастыря, рядом со Свято-Никольским (он на заднем плане). Смоленско-Корнилиевская церковь (1694-1705), построенная на деньги царевны Натальи Алексеевны - любимой сестры Петра I.
Переславль Залесский
Печальная повесть о Борисоглебском монастыре, что на Песках.
Переславль Залесский
Хотел я сказать: как пить дать, синагога. Но потом заметил наверху крестик. Возможно, это здание изначально было синагогой, но потом православные отжали: ими отжимается иногда и не такое.
Переславль Залесский
Заснято на кухне в мастерской-музейчике у местного креативного класса в историческом [бараке] домике на месте княжеского подворья. В этом [нагромождении] наборе хозяйственных и культурных ценностей определённо что-то есть. Хозяйка мастерской развивает кошачью тему, мне в общем-то тоже не чуждую.
Переславль Залесский
Вот этот уютный советский барак на месте, где раскопки во дворе выявили остатки якобы княжеских построек. На заднем плане чуть виден знаменитый переславльский городской вал, боее-менее сохранившийся на всём своём протяжении, только убавивший в высоте.
Переславль Залесский
Во всей России сохранилось только пять храмов, построенных до монголо-татарского нашествия, и один из них - вот он, в Переславле Залесском. Спасо-Преображенский собор.
Переславль Залесский
Супер-знаменитое в узких кругах уникальное граффити на стене собора домонгольской постройки, повествующее подробности убийства князя Андрея Боголюбского в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. Перечислены заговорщики. Где искать: справа, если стоять лицом к фасаду. На малой "апсиде", на уровне головы. Руками не трогать.
Переславль Залесский
Церковь Александра Невского на переславльзалесской Красной площади (точнее, на улице Советской, 8). Основана в XVIII веке. Находилась на территории Богородицко-Сретенского монастыря, упразднённого в середине того же XVIII века. Очень похожа на Владимирский собор, который по ул. Советской, 12.
Переславль Залесский, Александр Бурьяк
С Петром Алексеичем.

Возврат на главную страницу            Александр Бурьяк / Приозёрный Переславль Залесский