В Петербурге в нежаркий и неветреный, но солнечный летний
день (а такие дни там случаются, хоть и редковато), разумеется
хорошо. Но в такие дни бывает хорошо (да что там -- замечательно)
даже в Заполярье -- если сеточкой защищаться от гнуса.
Петербург как столица подходящ для всяких народов Севера вели-
кой империи: был бы удобный транспорт, они бы туда съезжались за-
одно и погреться -- не опасаясь тепловых ударов. А для народов
Юга той же империи подошёл бы, к примеру, Азов (там и река есть
большая: называется Дон). Позже -- Одесса, Симферополь, Сочи и
Новороссийск: тоже рискованная близость завоёванных инородческих
территорий и границ со всякими недружественными странами, но хотя
бы море тёплое, а местами ещё и горы.
Единственный ландшафтный ресурс, который в Петербурге с избыт-
ком, -- это вода. Думаю, царь Пётр, определяясь с выбором места,
находился под сильным впечатлением от Амстердама. Эх, зря он всё-
таки прежде в какой-нибудь Шираз инкогнито не съездил. А ещё
лучше -- в Стамбул.
* * *
Прототип Петербурга -- Амстердам -- по части величия не годится
Петербургу в подмётки, хотя он старше Петербурга лет на 400 и хо-
тя Голландия тоже была империей в течение нескольких столетий --
и империей немалой (правда, колониальной). Причина такого разрыва
-- скорее всего, в скромности голландцев, в их тяготении к "малым
формам". Голландцы жили без российского размаха, а копили в основ-
ном, надо думать, не здания и укрепления, а дамбы, каналы и отво-
ёванные у моря земли, плюс золото и драгоценности. Чахли Весе-
лились над заполненными сундуками. Как будто (а может, и в самом
деле) опасались, что страну вот-вот зальёт Мировой океан.
* * *
"Счастья баловень безродный" некто Путин В. В. хватанул часть
питерской имперской благодати и выдаёт её за собственную.
* * *
Мой первый визит в Петербург был в ноябре 1918 1988 года. Целую
неделю я ночевал в попавшем под капитальный ремонт доме возле
Николаевского вокзала. Батареи в этом доме были горячими (пресло-
вутая советская расточительность), и я вполне выживал в спальном
мешке, расстилаемом поверх снятой с петель двери. Днём в доме
активничали рабочие, а на ночь в него забирался через заветную
дырку я. Карты и путеводители в те времена были такими же дефи-
цитными, как и гостиницы, и я прочёсывал город, как Аллах на душу
положит, и застревал надолго в каждом прекрасном его музее...
* * *
В "перестроечное" время молодые аборигены тогдашнего Ленинграда
называли свой город не Леником каким-нибудь, а просто Питером. Не
исключаю, что это была непрерывная традиция, тлевшая по углам с
досоветского времени. В 1990 году "Питер" звучал бодряще: было
предчувствие долгожданной очередной революции.
* * *
В 2004 году петербургское метро чувствительно ударило по моим
изнеженным минским нервам настырной рекламой -- звуковой и визу-
альной. В Минске такого разгула в то время ещё не было.
* * *
Туристы (кроме меня) -- напасть петербургских замечательных
мест. А когда мало туристов, тогда и хорошей погоды нету. Но даже
в плохую погоду местами не протолкнёшься: припоминаю длиннющую
уличную очередь в Кунсткамеру в конце 1980-х... Могу представить
себе, что творится теперь, когда ко всем прежним любопытствующим
и отмечающимся прибавились немерянные китайцы... Кстати, до 1917
года в Петербурге имелась крупная китайская община: одних только
китайских чернорабочих в ней насчитывалось около 5 000. Потом
злобный тиран Сталин поотправлял их обратно -- строить китайский
социализм. После 1991 года они в Петербурге, разумеется, завелись
снова.
* * *
Для Петра I строительство Санкт-Петербурга было отречением от
старого мира. За строительством СПБ последовала -- с неимоверным
напряжением и скрипом -- частичная петербургизация всей России:
были заданы 1) архитектурно-планировочный образец, 2) культурный
уровень.
* * *
Имперский код Санкт-Петербурга. Архитектурно-планировочная
часть кода.
В первой половине XVIII века Санкт-Петербург был самой новой
столицей в Европе. Много ли городов основывалось в Европе в то
время? Скорее всего они там вообще уже не основывались: до новых
городов разрастались старые большие деревни -- и сохраняли в сво-
их центрах планировку деревенского типа. СПБ же был городом ново-
го поколения, нового типа.
СПБ застраивался с опорой на впечатления от других столиц и на
всякие достижения тогдашней мысли, поэтому в планировочном и ар-
хитектурном аспектах он оказался самой передовой из европейских
столиц. В XIX веке другие столицы стали подтягиваться за СПБ:
Париж, Вена, Берлин, Барселона и пр. жестоко пострадали из-за
перепланирования с целью получить такие же проспекты, как в
Санкт-Петербурге. И своих старых крепостных стен они лишились
отчасти потому, что в СПБ таковых не было отродяся.
В первой половине XIX века Санкт-Петербург не стал культурной
столицей мира, наверное, в основном из-за своего климата и своих
наводнений, а также и-за того, что железнодорожный транспорт
вошёл в силу чуть позже.
В принципе жили ведь люди и севернее, в зимы жась к печкам. В
Турку, к примеру. И в Стокгольме.
В Амстердаме каналы, как правило, не имеют ограждения (его бы
там понадобилось ОЧЕНЬ много), в Санкт-Петербурге же оно есть,
причём фундаментальное -- из гранита. Свалиться, зазевавшись, в
воду -- это в СПБ несколько затруднительно, хотя в принципе
можно.
* * *
Планировочная часть имперского кода СПБ: проспекты, площади,
виды на широкую реку.
* * *
Архитектурная часть имперского кода СПБ:
- Зимний дворец;
- Исаакиевский собор;
- Казанский собор;
- Петропавловский собор;
- церковь Спаса на Крови.
* * *
Фортификационная часть имперского кода СПБ:
- Петропавловская крепость.
* * *
Скульптурная часть имперского кода СПБ: львы, конные статуи,
римский декорум с лориками и пр.
* * *
Музейная часть имперского кода СПБ: всё началось с Кунсткамеры.
Потом, разумеется, прибавился Эрмитаж.
* * *
Армейско-флотская часть имперского кода СПБ:
- Адмиралтейство;
- Военно-морской музей;
- верфи напротив Военно-морского музея.
* * *
Научно-образовательная часть имперского кода СПБ:
- Санкт-петербургский университет.
* * *
Театральная часть часть имперского кода СПБ:
- Мариинский театр.
* * *
Ленинградская блокада 1941-1944 гг. -- событие, которое плохо
укладывается в голове, старающейся думать. Я понял всё это так,
что если выделять усиленные пайки начальству, пропагандёжникам и
репрессивному аппарату, то остальное население переносит голод
гораздо легче.
А ещё я сделал вывод, что в случае блокады или чего-то подобно-
го надо начать чихать на мораль и условности благоприятного вре-
мени ещё до того, как ослабнешь и потеряешь способность грабить и
убивать людей на еду сбежать подальше. Потому что если не начнёшь
чихать своевременно, тебя либо зароют в братской могилке, либо
оставят лежать в каком-нибудь бору на радость бродячим собакам, а
то и сами съедят.
Предчувствие большой войны якобы висело витало в воздухе, но
всё равно почти никто круп и бобовых не запасал: надеялись на
"авось" или на то, что товарищ Сталин запасёт на всех.
Показательно, что всего за 20 лет до того Петроград пережил го-
лодуху и холодуху Гражданской войны. То есть, люди в своей основ-
ной массе не поучились даже на собственных бедах. Впрочем, могу
представить себе вот такое: я, не надеясь на власти, слишком
занятые мобилизациями и репрессиями, заготавливаю рис и прочее на
всякий нехороший случай, супруга неосторожно проговаривается об
этом во дворе ("мой 'умник' всю квартиру забил книжками -- хорошо
горят! -- и крупами"), сосед пишет донос, "органы" арестовывают
меня как не верящего в возможности социалистического строя, я
корчу из себя слегка помешавшегося на почве голода и пролетарской
бдительности ещё в героическом 1921 году, когда А. Блок заболел и
умер из-за холода и плохого питания, меня отпускают, выбив пред-
варительно зубы, а насчёт риса делают предложение, от которого
невозможно отказаться (отдать голодающим детям Испании).
В очередной раз прихожу к выводу, что властям всё-таки лучше
истреблять индивидов со слишком свободным мышлением, а то те спо-
собны в критический момент не только отказаться самим бесплатно
умереть за Родину ради хитрой сволочи, но ещё и другим отравить
собачью радость самопожертвования.
Я всегда стандартно-плохо относился к разным дезертирам и пре-
дателям, за чужие спины не прятался, а ещё не любил воров, обман-
щиков, приспособленцев и т. п., а теперь я в некоторой растерян-
ности, потому что типажи, которые я осуждал, оказались в обществе
"сверху", более того -- ходят в народных любимцах, а я, привычно
отвергающий их, за это для многих уже сам -- как бы мразь. Основ-
ная печаль не в том, что "сверху" не ты, такой хороший, хотя это
тоже обидно, а в том, что те, кто "сверху", по-дурацки рулят --
во вред мне и себе. Конечно, ещё не всё потеряно, и можно успеть
прибыльно нагадить плебсу, задержка только за тем, что нет соот-
ветствующих привычек и говнючьего кругозора. Хорошо тем, кто яв-
ляют собой говно с детства, среди говна выросли -- и пропорциями
своей говнистости случайно попали в оптимум. А становиться говном
по расчёту -- это ж сначала требуется расчёт, а делать его при-
дётся, не опираясь на предшественников (они в мемуарах скромни-
чают).
* * *
К тому, как же всё-таки называть нам Санкт-Петербург. Из книги
Олега Юрьева 'Заполненные зияния' (Москва, 2013):
"Да, бесконечное, неумеренно повторяющееся 'Питер', 'Питер',
мне иногда напоминает кличку собаки (так же, как 'Макс' вместо
'Максим'). Но - уже ничего не поделаешь, не попрёшь против этого:
Из эссе Об Игоре Булатовском: '"Питером" Петербург до революции
называли матросы, крестьяне-отходники, угрюмые мастеровые (...) А
также бравирующие "простонародным" великие князья Константинови-
чи, специализированные по военно-морской части (да и прочие Рома-
новы, люди без всякого чувства русского языка (...) и, конечно,
низовая демократическая интеллигенция (бравирующая тем же и
находящаяся в таких же отношениях с русским языком). Даже чисто
географически "Питер" - это в моём ощущении лишь часть Петербур-
га, а никак не целое: Нарвская застава, Балтийский завод и пр.
Нынешнее, как бы само собой разумеющееся употребление "Питер",
"питерский" на мой личный слух звучит отвратительно. Оно ведёт
своё происхождение из историко-революционных фильмов, было в 60-х
годах подхвачено несколько не разобравшимся поколением Бродского,
а сегодня усиленно подкачивается извне - из Москвы и из самых из
окраин. Они думают, что мы так говорим. Если мы так говорим (а мы
так говорим, к сожалению), то очень плохо делаем'."
"Они думают, что мы так говорим" -- простите, "мы" -- это тут
кто? Лично я услышал в первый раз этот "Питер" в контексте теку-
щего времени в 1990 году от тогдашнего ленинградца своего прибли-
зительно возраста, а я много моложе, чем поколение Бродского.
Если до 1917 года Питером называли СПБ угрюмые мастеровые и
родственики святого, это ещё не основание отказываться от называ-
ния его так теперь. Есть общая тенденция в разговорном языке: ис-
пользовать одно-двухсложные сокращения-синонимы для слишком длин-
ных слов, причём не только для имён собственных: "телик" -- вмес-
то "телевизор", "видик" -- вместо "видеомагнитофон", "гомик" вме-
сто "гомосексуалист", "пидор" вместо "педераст" и т. д. (кстати,
обратим внимание: ударение в словах-заменителях оказывается пре-
имущественно на 1-м слоге; пример нарушения этого правила:
"видак" вместо "видеомагнитофон"). Соль тут отнюдь не не в
экономии времени на чесание языком (хотя и не без этого), а в
жаргонизации и стилистическом модифицировании речи. Сокращения
стилистически принижены, и полные варианты рядом с ними выглядят
чопорноватыми, претенциозноватыми. Что же касается выпендрёжнос-
ти, то в одних языковых ситуациях она оказывается за сокращения-
ми, в других -- за полными вариантами. Если в просторечии между
"своими" индивид использует полные варианты, значит, он демонст-
рирует свою отстранённость от коллектива, нежелание быть на ко-
роткой ноге с окружающими, простоватое стремление выпятить свою
как бы интеллигентность. Также можно истолковать его поведение
как следствие некоторой тормознутости: недоразвитой способности
строить речь в разных стилях, выбирать стили по ситуациям. Ещё
объяснение: когда по человеку не видно, что он большой интеллек-
туал, а ему хрочется, чтобы было видно, он пускается во все тяж-
кие со спорными вторичными признаками: так и этак не говорит,
соплёй об землю не ударяет, зато офигуривает по-особому волосню
у себя на черепе и т. д. Ну убого всё это.
Если нет вариантов для выражения понятия, то нет и возможностей
для языкового манёвра, для подпускания нюансов. В результате речь
беднеет, мысль -- тоже. А нам это надо? Получается, против "Пите-
ра" ("пидора" и т. п.) могут возражать только долбанутые переучки
из вырождающихся интеллигентских семеек, в которых как бы культу-
рой пробуют подменять утраченные интеллектуальные способности.
* * *
Петербургские впечатления 2018 года.
Что сильно не понравилось: в районе Петропавловской крепости
кружат-ревут какие-то вертолёты. Я понял это как "воздушные экс-
курсии" для хамюче-ворючих сволочей, насосавшихся крови у трудо-
вого народа, а также, наверное, для просто дураков, у которых
вдруг завелось чуть деньжат и которым неймётся пустить пыль в
глаза каким-то дурам. Мрази пользуются тем, что у меня временные
технические трудности с разработкой зенитно-ракетых комплексов
карманного базирования для мизантропов.
* * *
Что совсем уж не понравилось: КИТАЙЦЫ. Их там тучи немеряные.
Туристы, да, но от этого не легче: давление на мизантропскую
психику от этих настырных толп из чужой империи получается то
ещё. А ведь среди них есть и агентура, и просто заразные. С этим
надо что-то делать.
В главных музеях китайцем является чуть ли не каждый второй
оболдуй, мешающий мне запечатлевать остатки старого доброго
времени. Эти почти уже оккупанты нередко ведут себя бесцеремонно,
я себя с ними -- иногда тоже. Но подозреваю, что бесцеремонность
получается только по МОИМ меркам, а по их китайским понятиям всё
нормально.
Когда я в Эрмитаже чего-то там фотографировал и старался заме-
реть в полной неподвижности, меня задел сзади проходивший мимо
китаец. Я оглянулся, проверился: место для прохода имелось вполне
(я ж мизантроп, а не хам). Едва я снова нацелился фотоаппаратом,
меня задел следующий китаец. Потом ещё облезлая китаянка сделала
то же самое, и на неё-то я уже таки рявкнул на великомогучем язы-
ке что-то близкое к расистскому, так что дамочка аж дёрнулась и
чего-то замявкала. Я среагировал на китаянку не потому, что она
с меньшей вероятностью, чем китаец, превосходит меня в кунг-фу, а
потому что три -- круглое число для моего терпения. Нет, я таки
понимаю, что у китайцев -- по известной причине -- более скром-
ные, чем у нас, представления о личном пространстве. Ну так пусть
их инструктируют (и потом экзаменуют) перед засылкой в Европу. Я
решил с ними в Эрмитаже тоже не церемониться: к примеру не ждать,
пока они освободят проход, а переть сквозь ихние толпы мини-буль-
дозером, если что (китайцы практически ведь вряд ли закончатся
всё равно).
* * *
Санкт-Петербург отличается повышенной концентрацией западнутых
элоев на улицах: всякая там волосать так и шастает, напрягая ми-
зантропический менталитет. Музыкантишки что-то бренькают здесь и
там, причём даже в переходах метро, чтобы невозможно было обойти
их паскудные [кошачьи] концертики дворами (протискиваясь бочком
между мусорными контейнерами и автохламом).
Ещё характерное для петербургского метро -- настырная реклама
всякого дегенератского непотребства: визуальная, а на эскалаторах
вдобавок и звковая. Получается: за твои деньги (45 рублей!) тебе
же травмируют психику псевдоинформацией. Срут в твоё подсознание,
путиноидские сволочи. Загоняют тебя в дорогие и вредные для био-
сферы личные автомобили. Или вытесняют в вымирающие русские дере-
вни, чтобы те вымирали медленнее.
В Эрмитаже раздражают знаки с перечёркнутыми ладонями -- "рука-
ми не трогать". Раздражают, потому что их ставят так, что засло-
няются экспонаты, которые я фотографирую. Я даже переставлял эти
знаки несколько раз, потому что иначе было никак.
А ещё в Эрмитаже отменены тапочки для посетителей. Типа круши
паркет, потому что он всё равно давно уже не аутентичный, а ре-
ставрации -- это классный способ залезания в государственный
бюджет.
А на условно-свежем воздухе раздражают реставраторы: то здесь,
то там ты лишаешься возможности сделать снимок достопримечатель-
ности, потому что часть её сокрыта не пеленою дождя даже, а их
тряпьём и лесами. В надцатый раз повторяю для особенно бестолко-
вых: насядьте вы толпой на один объект, сделайте на нём за неско-
лько [дней] недель своё дело, освободите по-быстрому для обозре-
ния, уберите заборы и прочий хлам -- и только потом лезьте на
следующий. Разве я предлагаю что-то неправильное или невозможное?
Это ж не в космос летать, справитесь. Или вы уверены, что уж вас-
то мизантроп киркою сзади не обработает: типа пожалеет, раз вы --
за культуру?!
* * *
Архитектурные стили Петербурга -- барокко, классицизм, модерн,
функционализм, сталинский ампир. Поэтому, скажем, храм Спаса на
крови дисгармонится с остальным центром города. Ладно, нюансирует
в нём.
* * *
Основной природный фактор в Петербурге в течение половины года,
как минимум, -- это холод. Соответственно петербургская культура
-- это в значительной степени культура возлепечечная. Не запасся
дровами -- кради у соседа, иначе ужас и смерть.
Жить в здешних местах можно было только при более-менее функци-
онирующей системе снабжения теплом. Великая значимость этого
простенького очевидного факта раскрылась во всей своей широте в
1941-1944 гг, а потом снова закрылась -- до следующего кошмарного
раза.
Культурные петербуржцы из столетиями мучились в зимнее время
из-за европейских головных уборов: треуголок, цилиндров, котелков
и т. п. На фуражки хотя бы можно было башлыки натягивать.
* * *
Повезло чуть пройтись по Невскому проспекту с первомайской
демонстрацией трудящихся Ленинг... Петербурга. В колонне "Единой
России", ой. Ну, какая подвернулась, sorry. Собственно, я прист-
роился не за Путиным, а за блистательными голоногими девицами с
барабанами наперевес. Девицы были такие заводные, что я почувст-
вовал прилив желания взять Зимний и попросил чтобы меня на всякий
случай подержали за руки. Разумеется, я в курсе, что теперь надо
брать, наоборот, Смольный, тогда как в Зимний можно элементарно
попасть по входному билету.
Невский проспект 1 мая 2018 года. Колонна чиновничьей партии
"Единая Россия" чешет на демонстрацию солидарности в борьбе
за... права трудящихся.
Кстати, было холодно -- плюс 9 градусов -- а вдобавок шёл
дождь, так что девицы выкладывались вовсю, возможно, не столько
из-за денег и страасти, сколько для того, чтобы согреться. Впро-
чем, не исключаю, что в их куцые возбуждающие нарядики были
встроены электрические или химические нагреватели -- достижение
Сколкова и/или службы технического шпионажа.
Обратим внимание на следующее: путиноидская чиновничья партия
"Единая Россия" выставила на Первомай массово кого-то там (не
сами же чинуши топают!), чтобы заделывали разлом между народом и
властями предержащими, да ещё наняла супер-девиц в моём придир-
чивом вкусе. А по здравому ж соображению демонстрация трудящихся
должна быть политически нацелена как раз против этой партии.
* * *
В российских музеях быдлятам разрешили сидеть на полу. При
злобных примитивных Советах такого не было, а теперь вот подтя-
нулись за педерастнутой Европой. Может, некоторых киндеров их
отсталые мамашки и не похвалят за вытирание жопками чужих затоп-
танных полов, но куда ж деться, если усаживает западнутая учител-
ка или западнутая экскурсоводка, чтобы блеснуть передовитостью
перед какими-нибудь немецкими старопёрами, притащившимися погла-
зеть на не добомбленные в своё время шедевры. Мерзко всё это и
негигиенично. А, скажем, выдавать малолеткам складные стульчики
-- это для дегенератов, по-видимому, заподло.
* * *
Мини-отель "Старый город" -- это правильный отель в правильном
месте. Располагается на втором этаже старинного здания с толщиной
стен около 90 см. В отеле всего 8 номеров. Половина из них имеет
окна во двор или как бы во двор. Во дворе тихо, да и улица очень
нешумная. Всё чисто, аккуратно, стильно. Номера компактные, но в
туалетных комнатах, я бы сказал, даже просторно. Звукоизоляция
между номерами могла бы быть чуть-чуть получше, но в отель засе-
ляется в основном спокойный контингент типа меня.
Сотрудники отеля превосходные. Всякие вопросы легко с ними
решаются. Понадобилась нам посуда -- пожалуста. Попросили мы
присмотреть за вещами полдня после выселения -- без проблем.
Магазинчиков и приличных забегаловок в округе хватает. До метро
(станции Достоевская/Владимирская) -- идти минут 7-10, до Невского
проспекта -- не намного дольше. Музей Достоевского и Кузнецкий ры-
нок -- по пути к метро. До Зимнего, до Летнего, до Петропавловки,
до Александро-Невской лавры легко можно добираться и пешком.
Иногда был чуть слышен вкусный запах из кафе, которое на первом
этаже и в котором для постояльцев делают завтраки (кстати, отлич-
ные). Этот запах можно считать не формой неназойливой рекламы, а
вежливым напоминанием о жизненной радости, которой лучше не
пропускать.
В общем, мы получили сплошной позитив и отдохновение для
нервов. Ну ладно, в светильники над кроватями не помешали бы
немного более яркие лампочки.
На подходе к Дворцовой площади
со стороны Невского проспекта.
Римский имперский декорум.
Фото 2004 года.
Где-то в Петербурге в 2004 году.
Надгробия Романовых в Петропавловском соборе.
Фото 2004 года.
Купол Исаакиевского собора. Вид изнутри.
Фото 2004 года.
В Рыцарском зале Эрмитажа.
Фото 2004 года.
В Тронном зале Зимнего дворца.
Таки трон.
Фото 2004 года.
В Греческом зале Эрмитажа. Бронзовый шлем.
Всё, что осталось от Ахиллеса.
Фото 2004 года.
Насколько я могу понять, петербургский храм Спаса на Крови
- самый крупный и самый яркий образчик профессорской "руссики"
с лёгкой примесью "модерна", итог развития русского стиля
в архитектуре. Можно сказать, творческий отчёт за 10 веков
истории. Продукт коллективного гения, одно из чудес света,
манифест русского народа и т. д. Идти дальше уже вряд ли
получится, да и незачем: надо хотя бы ЭТО вполне переварить
и усвоить, подняться внутренне на ЭТОТ уровень и закрепиться
на нём. Мощь, величие, совершенство. Империю надо выстраивать
вот по такому образцу, а иначе идите вы к чёрту.
Михайловский замок - один из ключиков к странной личности Павла I.
Фашистский стиль в Санкт-Петербурге. Ну, или что-то близкое
к фашистскому стилю.
В Эрмитаже. Вызов чему-то там похожему в Ватикане.
Чтобы искренне говорить пренебрежительные гадости о России,
надо быть невежественным и туповатым. Вот эта красота - не
путинская, а реально народная: можешь торчать тут хоть
целый день (правда, стоя). Это - в потребительском аспекте
твоё. А что оно не у тебя дома, так уж извини: тут - сохраннее.
Это - тоже твоё, пусть и с оговорками. Весь Эрмитаж твой
(и не только он). Правда, говорят, из него много чего
уже спёрли. Но лестниц ведь не сопрут, вроде. Смотри на
вещи правильно: богатство - извращение. Однажды его могут
отобрать, тебя и твою семью растрелять за него, а твой
дворец отдать во всеобщее пользование (если он будет
того стоить - как этот Зимний).
Я воспринимал Петербург как слишком низко расположенный для
того, чтобы испещрять его подземными ходами (не Москва всё же),
ан оказалось, что местами это всё-таки делали -- несмотря на
грунтовые воды и наводнения.
Виорэль Ломов, "Петербургские туннели и трущобы":
"206 лет (1712—1918 гг.) Санкт-Петербург являлся столицей
Российской империи, заслуженно получив титул Северной Венеции.
Помимо красот парков, блеска храмов и дворцов культурная столица
России славилась еще и своими тайными ходами и сооружениями под
зданиями и площадями, а также мрачными трущобами, дававшими приют
обездоленному люду и преступникам всех мастей. На протяжении всех
лет подземный Петербург разрастался не только в своих центральных
районах на левом берегу Невы (Сенная площадь, Невский проспект,
Исаакиевский собор, Лиговский проспект, Апраксин двор, Крюков
канал, Михайловский замок и т.д.), но и на Васильевском острове,
под Петропавловской крепостью, Шуваловским парком, Гатчинским
дворцом, усадьбой Кушелева-Безбородко в Полюстрово... В XX в. в
Ленинграде был сооружен самый глубокий в мире метрополитен,
имеющий выход к системе секретных подземных линий, связующих
между собой государственные учреждения и разнообразные бункеры, —
'Метро-2' (объект 'Д-6'). Подземный мир Петербурга еще мало
изучен и сегодня так же загадочен, как и сто лет назад."
"В начале XVIII в. русский царь Петр I отвоевал эти земли, во-
шедшие в состав губернии Ингерманландия, а в 1703 г. заложил на
Заячьем острове крепость Санкт-Питер-Бурх, названную так в честь
святого апостола Петра. Крепость затем была переименована в
Петропавловскую, а ее название перешло городу, раскинувшемуся на
берегах Невы — Санкт-Петербургу."
"По преданиям, как только царевы слуги осели на новом месте,
сразу же стали строить подземные переходы для скрытного
перемещения первых лиц государства, а заодно и для своих нужд.
Часто выкапывались потребные для хозяйства неглубокие погреба,
которые потом соединялись друг с другом, а также с подвалами
соседей и прежних хозяев — финнов и шведов, образовывая, таким
образом, целые лабиринты ходов. Многие из обнаруженных в XX в.
тоннелей стали объектами культурного наследия, охраняемыми
государством."
"Первыми известными тоннелями считаются потерны (подземные бо-
ковые ходы) Петропавловской крепости, предназначенные для
безопасного перемещения гарнизона и ведения огня по противнику.
Поскольку боевых действий в крепости не велось, они были
засыпаны. Ныне раскопанный 97-метровый тоннель с 25 бойницами под
Государевым бастионом является экскурсионным объектом, а потерн
под Трубецким бастионом пока замурован. Говорят, что в крепость
можно было проникнуть по другим ходам — и будто бы таким образом
освободили из застенков некоторых заключенных.
Под бывшей усадьбой Кушелева-Безбородко в Полюстрово в середине
1990-х гг. были обнаружены два подземных тоннеля. Скорее всего,
они были сделаны еще во время русско-шведской войны комендантом
крепости Ниеншанц бароном Абрагамом Крониортом — на случай спеш-
ного бегства. Пётр I подарил опустевшую шведскую усадьбу своей
жене Екатерине. Усадебный дом был выстроен в 1773—1777 гг. архи-
тектором Василием Баженовым, возобновившим подземные коммуника-
ции. Одним из владельцев имения в середине XIX в. стал граф Г.А.
Кушелев-Безбородко, литератор и меценат, давший имя усадьбе. Один
заваленный подземный ход ведет в сторону, противоположную реке.
Другой ведет к гроту со сфинксами на Свердловской набережной
(ныне он тоже засыпан).
Проект мужского православного монастыря Свято-Троицкой Алексан-
дро-Невской лавры, разработанный в 1715 г. первым петербургским
архитектором итальянцем Доменико Трезини, включал строительство
нескольких подземелий. Лабиринт из небольших помещений, соединен-
ных между собой узкими переходами, обнаружили петербургские
диггеры, проникнувшие в подземелья по наводке кладбищенского
мародера через склеп на Никольском кладбище. Предполагают, что
изначально они служили монастырской тюрьмой, а позже были
заброшены, и входы в них замуровали. В Гражданскую войну там был
вроде как военный склад 'контры', а еще хранилось ценное
имущество питерской знати. Оружие нашли, зато драгоценности нет —
из-за того, что большая часть подземелий затоплена водами реки
Монастырки. (Е. Калинина). Замурованные подземелья имеют выход в
собор Святой Троицы. Этот выход перекрыли после того, как из
собора была похищена дневная выручка — воры проникли в храм по
тоннелю. Подземелья лавры идут вниз по течению Невы, в сторону
Московского вокзала и, по словам диггеров, имеют сообщение с
системой ходов, идущих от Михайловского замка.
В петровские времена было прорыто несколько подземных ходов под
территорией Летнего сада, которые считались утраченными, пока в
1924 г. не обнаружили вход в них возле Кофейного домика. Тоннель
вел к сводчатому тайнику, а от него к Летнему императорскому
дворцу, под Марсовым полем к казармам Павловского полка, к дворцу
принца Ольденбургского и под реку Фонтанку. Поскольку все эти
проходы были зарешечены, пройти в них не удалось, и вход в тон-
нель заложили камнем. Сегодня это место не найдено."
"Под Сенной площадью, вдоль Невского проспекта, под Апраксиным
двором и Лиговским проспектом, под Крюковым каналом, а также на
Васильевском острове сложился уникальный комплекс подземных стро-
ений (подвалов, погребов, каморок и залов), оставшихся от некогда
снесенных зданий. В этом 'слоеном пироге' трущоб и притонов
обретались отбросы общества и воровские шайки (скажем, банда
Леньки Пантелеева), прятались преступники и изгои, хранили там
награбленное."
"На рубеже веков было несколько проектов строительства метропо-
литена (В.Н. Печковский, П.И. Балинский, М. Брюнель, Я.К. Гане-
ман, Г. Гиршсон), но они в силу разных причин так и не были реа-
лизованы. К проекту приступили в 1930-е г.г, а первая ветка были
пущена в 1955 г. Строительство велось по рекомендациям специалис-
тов Горного института на больших глубинах — в толще кембрийских
глин (50—100 м). Ныне самое глубокое в мире петербургское метро
насчитывает 5 линий общей протяженностью 118,6 км, по которым
ежедневно перевозится свыше 3 млн пассажиров. Из 69 станций 8
признаны объектами культурного наследия. Параллельно на глубине
до 90 м появлялись подземные убежища в рамках военного проекта
'Д-6' ('Метро-2')."
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Петербург как столица народов Севера